Научная статья на тему 'Подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к действиям в экстремальных ситуациях на занятиях по физической подготовке'

Подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к действиям в экстремальных ситуациях на занятиях по физической подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКОВ ОВД / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овечкин Денис Геннадьевич, Камнев Роман Викторович

Умение реализовать в экстремальных условиях приобретенные в процессе жизнедеятельности и практических занятий по физической подготовке профессионально важные двигательные навыки сотрудниками ОВД, процесс неоднозначный, многоэтапный и зависящий от многих факторов. Множество специалистов в данной области продолжают свою работу в различных направлениях, каждая из которых приносит свои положительные результаты, ими предложено множество концепций реализации методик обучения к действиям в экстремальных ситуациях, большинство из которых кардинально отличаются друг от друга. Исходя из чего, можно сделать вывод о том, что процесс формирования навыков эффективно действовать в экстремальных ситуациях сотрудниками полиции актуален и требует более тщательного изучения, а во многих направлениях только начинающим свое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овечкин Денис Геннадьевич, Камнев Роман Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of cadets and listeners of educational institutions of the MIA of Russia for actions in extreme situations during classes of physical training

The ability to implement in the extreme conditions the acquired in the process of life and practical physical training the professionally important motor skills of police officers is an ambiguous process, multi-stages one and it depends on many factors. Many specialists in this field continue their work in different directions, each of which brings its positive results, they proposed many concepts for the implementation of training methods to act in extreme situations, most of which are fundamentally different from each other. Based on this, it can be concluded that the process of developing the skills to act effectively in extreme situations by police officers is relevant and it requires more careful study, and in many areas it is only the beginning of their development.

Текст научной работы на тему «Подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к действиям в экстремальных ситуациях на занятиях по физической подготовке»

REFERENCES

1. Greshnykh, A.A. (2004), Models of a control system of educational process in higher education institutions of Emercom of Russia: monograph, St. Petersburg institute of GPS Emercom of Russia, St. Petersburg.

2. Zeer, E.F. (2003), "Professional and educational space of the personality: synergetic approach", Science and education, No. 5 (23), pp 79-90.

3. Likhachev, A.A. (2006), Features of physical development, function of blood circulation and breath at students in the conditions of application of training and improving programs, dissertation, Chelyabinsk.

4. Marchuk, S.A. and Evseev, A.V. (2012), "Features of formation of common cultural competences at future engineering workers within discipline "Physical culture"»", Innovative transport, Vol 5 (6), pp 60-64.

5. Monakhov, V.M. (2006), Introduction to the theory of pedagogical technologies, Change, Volgograd.

6. Uzun, O.L. (2012), The system of scientific ensuring vocational training of specialists of Emercom of Russia to activity in emergency situations, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: tanya-land@list.ru

Статья поступила в редакцию 04.12.2018

УДК 796.011.3

ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Денис Геннадьевич Овечкин, кандидат педагогических наук, доцент, Роман Викторович Камнев, кандидат педагогических наук, заместитель начальника

кафедры,

Волгоградская академия МВД России

Аннотация

Умение реализовать в экстремальных условиях приобретенные в процессе жизнедеятельности и практических занятий по физической подготовке профессионально важные двигательные навыки сотрудниками ОВД, процесс неоднозначный, многоэтапный и зависящий от многих факторов. Множество специалистов в данной области продолжают свою работу в различных направлениях, каждая из которых приносит свои положительные результаты, ими предложено множество концепций реализации методик обучения к действиям в экстремальных ситуациях, большинство из которых кардинально отличаются друг от друга. Исходя из чего, можно сделать вывод о том, что процесс формирования навыков эффективно действовать в экстремальных ситуациях сотрудниками полиции актуален и требует более тщательного изучения, а во многих направлениях только начинающим свое развитие.

Ключевые слова: экстремальные ситуации, формирование навыка, профессионально-прикладные двигательные качества сотрудников ОВД, физическая подготовка.

TRAINING OF CADETS AND LISTENERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA FOR ACTIONS IN EXTREME SITUATIONS DURING CLASSES OF PHYSICAL TRAINING

Denis Gennadievich Ovechkin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Roman Viktorovich Kamnev, the candidate ofpedagogical sciences, deputy chief of department,

Volgograd Academy of MIA of Russia

Annotation

The ability to implement in the extreme conditions the acquired in the process of life and practical physical training the professionally important motor skills of police officers is an ambiguous process, multi-

stages one and it depends on many factors. Many specialists in this field continue their work in different directions, each of which brings its positive results, they proposed many concepts for the implementation of training methods to act in extreme situations, most of which are fundamentally different from each other. Based on this, it can be concluded that the process of developing the skills to act effectively in extreme situations by police officers is relevant and it requires more careful study, and in many areas it is only the beginning of their development.

Keywords: extreme situations, skill formation, professionally applied motor quality of MIA employees, physical training.

ВВЕДЕНИЕ

«В основе любой экстремальной ситуации лежат факторы, определяющие начало и развитие этого явления. П. Лагадек и С. Лихтенстайн рассматривают факторы опасности, как универсальный, определяющий сущностный признак, представляющий угрозу для здоровья и жизни людей или препятствующий их жизненно важной деятельности, отличающейся не только чрезвычайностью, а и исключительной опасностью событий. Эти факторы обладают исключительными признаками:

- внезапно провялятся;

- резкий выход за границы норм привычной действительности;

- требуют незамедлительного решения, т.е. высокого уровня реакции и адаптации;

- имеют высокий уровень динамики развития, стихийности протекания;

- насыщенностью и не возможностью прогнозировать развитие ситуации» [1].

От уровня развития навыка действовать в экстремальной ситуации часто зависит не

только собственная жизнь лица, непосредственно вовлеченного в это действие, а также жизнь окружающих. В большей мере это распространяется на сотрудников полиции. Именно их профессиональная деятельность обусловлена наличием постоянной угрозы внешнего и внутреннего воздействия. Сотрудникам полиции отведена основная задача по обеспечению прав и свобод граждан.

В своей работе В.И. Косяченко указывает, что подготовить сотрудника так, чтобы в критической ситуации он смог использовать весь запас знаний и навыков - задача непростая. Нередко злоумышленники хорошо развиты физически, владеют в той или иной мере приемами рукопашного боя. Вот здесь и должны прийти на помощь сотруднику специальная подготовка, а это - умение своевременно и точно оценивать обстановку: психологический настрой на поединок, выбор необходимой тактики, и конечно, уверенное владение приемами рукопашного боя [2].

Результативные действия в экстремальной ситуации во многом связанны с реализацией приобретенных навыков. Ряд специалистов считают, что для проверки на практике готовности к действиям в экстремальных ситуациях являются спортивные соревнования. Спортивные психологи справедливо отмечают, что именно в них присутствуют высокие психофизические нагрузки, соперничество, необходимость быстрого принятия решения и ответственности за них. Главным преимуществом спортивной деятельности в процессе формирования навыка действий в экстремальных ситуациях, является наличие возможности моделирования ситуации.

Неотъемлемым компонентом в реализации плана подготовки сотрудников полиции к действиям в экстремальных ситуациях на практических занятиях по профессиональной служебной и физической подготовке, является индивидуальная и групповая беседа о роли физической и психологической подготовки к объективным действиям в экстремальных ситуациях. Такие беседы должны носить систематический характер, быть интересными и актуальными, а главное способствовать формированию устойчивого понимания, что физическая готовность к действиям в экстремальных ситуациях является составной и важнейшей составляющей готовности к чрезвычайным ситуациям.

Высокий уровень физической и психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях - результат спланированного на научной основе процесса физической

подготовки. По мнению некоторых специалистов ведущими физическими качествами для полноценной реализации двигательных навыков в экстремальных условиях являются координация движения и выносливость, также они выделяют важность формирования навыка применения боевых приемов борьбы в различных условиях и преодоление полос препятствий.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для использования в основной части занятия нами были определены следующие виды заданий, пользующиеся популярностью у специалистов в области физической подготовки:

- подвижные игры и игра в «вышибалы»;

- выполнение защитных действий против двух ассистентов, располагающихся под углом 45 градусов относительно защищающегося, и наносящие по команде преподавателя контролируемые удары руками ногами, макетом ножа или предметом;

- выполнение боевых приемов борьбы после выполнения физических упражнений на развитие выносливости;

- решение ситуационных задач в комнатах свето-шумовых эффектов или в условиях учебных полигонов.

ВЫВОДЫ

В процессе двухлетних наблюдений мы пришли к выводу, что использование без изменений заданий для основной части целесообразно в течение одного месяца, с условием, что в одну неделю будет не менее двух занятий. На наш взгляд один месяц подобных заданий позволяет в среднем у всех занимающихся воспитать базовый уровень развития периферического зрения и навыка действий в условно экстремальных ситуациях против нескольких противников.

В заключительную часть практического занятия по физической подготовке, для развития координации и повышения эмоциональной составляющей, целесообразно включать специализированные эстафеты или подвижные игры. Например, эстафеты с выполнением различных сложно координационных заданий (выполнить кувырков вперед или назад в определенном месте участка или по сигналу, прыжки с поворотами вокруг своей оси по команде преподавателя, решение различных заданий требующих проявления творческого мышления или профессиональных знаний); бег с различными предметами удержание или транспортировка которых требует проявление ловкости (удержание на ракетке шарика для настольного тенниса; бег с двумя волейбольными мячами расположенных на ладонях участника и т. д.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Гастюшин, А.В. Азбука выживания / А.В. Гастюшин, С.И. Шубина. - М. : Знание, 1995.

- 272 с.

2. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел : монография / В.И. Косяченко [и др.] ; Волгоградская акад. МВД России. - Волгоград : [б.и.], 2012. - 240 с.

REFERENCES

1. Gastyusin, A.V. (1995), ABC of survival, Knowledge, Moscow.

2. Ed. Kosyachenko, V.I. (2012), Professional and applied physical training of staff of bodies of internal affairs, monograph,: Volgograd.

Контактная информация: taekvondoroman@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.