6. Шиляева И.Ф. Культура общения современной личности: детерминанты и факторы развития // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 3. - С. 337-340.
Педагогика
УДК:378.2
заместитель начальника кафедры огневой подготовки Попов Антон Александрович
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург)
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ПРИМЕНЕНИЮ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы психологической составляющей подготовки сотрудника правоохранительных органов, а в частности курсанта и слушателя образовательной организации МВД России, к ситуационным моментам, связанным с применением огнестрельного оружия. Обращено внимание на необходимость формирования навыков владения оружием в экстремальных ситуациях, связанных с осуществлением профессионально-служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел. Даны практические рекомендации по совершенствованию образовательного процесса в целях развития необходимых профессиональных компетенций.
Ключевые слова: огневая подготовка, психологическая готовность, экстремальная ситуация, педагогический процесс.
Annotation. The article concerns topical issues of psychological training component of a law enforcement officer, and in particular, cadets and listeners of educational organizations of the Ministry of interior of Russia, to the situational aspects related to the use of firearms. Attention is drawn to the need for the skills of possession of a weapon in extreme situations related to the implementation of vocational service activities of the bodies of internal Affairs. Practical recommendations for the improvement of educational process in order to develop the necessary professional competencies.
Keywords: fire preparation, psychological readiness, extreme situation, educational process.
Введение. Подготовка сотрудника правоохранительных органов к сложным психологическим условиям осуществления службы, связанным с применением огнестрельного оружия, является одним из основных средств повышения эффективности правоохранительной деятельности. В органы внутренних дел принимаются различные категории специалистов, однако кадровое ядро ведущих служб органов внутренних дел составляют выпускники образовательных организаций МВД России. Наряду с достаточно высокой профессиональной подготовленностью данной части личного состава имеется и ряд проблемных аспектов. Один из них - психологическая готовность сотрудника ОВД к действиям в экстремальных условиях. В этой связи актуальной является задача повышения качества профессионального образования, формирование требуемых компетенций сотрудников органов внутренних дел.
Изложение основного материала статьи. Поскольку в настоящее время умение грамотно применить табельное огнестрельное оружие является фактором соблюдения личной безопасности сотрудника полиции, поэтому практически востребованным становится обеспечение психологической готовности сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия при выполнении служебных обязанностей.
Выполнение сотрудником органов внутренних дел служебных обязанностей связано с определенным риском для его жизни и здоровья, что влечет большую психологическую нагрузку. К сожалению, многие, и в особенности молодые сотрудники ОВД, часто недооценивают данный фактор, не знают и не учитывают качества человеческой психики, специфику ее функционирования в нестандартных ситуациях.
С возникновением экстремальной ситуации действия сотрудника и его поведение определяются уровнем профессиональной подготовки и готовностью управлять своим психическим состоянием. Последнее выступает в совокупности многих составляющих: знание общей законодательной базы, отношение к службе и желание выполнить свои обязанности, овладение приемами и действиями с оружием и спецсредствами, владение приемами рукопашного боя, техническая оснащенность и вооружение, опыт и инстинкт самосохранения. Исходя из этого, сотрудником принимается решение на последующие действия - активные или пассивные. В одних случаях он будет активно воздействовать на ситуацию, в других занимать выжидательную позицию, что часто является результатом доминирования отрицательных качеств, пассивной жизненной позицией и слабостью характера.
Исследования, проводимые в рамках психологической науки, позволяют утверждать, что невозможно изменить темперамент человека, т. е. не получится холерика превратить в меланхолика, и заниматься этим, следовательно, нет никакого смысла. Характер же определяется множеством качеств (иногда противоположных), его можно изменять, усиливая или ослабляя те или иные качества. Развивая положительные и необходимые для службы в ОВД качества, возможно формирование характера в нужном направлении, причем иногда незаметно для обучаемого, и задача преподавателя заключается в первую очередь в грамотном выборе путей его формирования. В силу индивидуальности каждой личности пути, приемы, методы и время воздействия будут также индивидуальны, хотя основная часть психологического воздействия на человека является однотипной. При формировании характера самое пристальное внимание необходимо уделять развитию таких качеств, как выдержка, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, активность, внимательность, самокритичность. Именно они имеют определяющее значение для формирования психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к выполнению задач, связанных с применением огнестрельного оружия.
Обучение стрельбе из пистолета связано как с физическими, так и с психическими процессами: мышечной и двигательной памятью, вниманием, мышлением, волей. Их развитие, происходящее в ходе тренировочных стрельб, благоприятным образом сказывается на всех сторонах подготовленности сотрудников, способствуя выполнению ими служебных обязанностей. Процесс формирования
профессионализма сотрудника ОВД характеризуется, в первую очередь, воспитательной направленностью. Воспитание сотрудника, обладающего профессиональной и морально-психологической готовностью к эффективному решению профессиональных задач, предполагает формирование определенных личностных качеств и является приоритетным направлением организации образовательного процесса в образовательных организациях МВД России. Воспитание - это медленный и малозаметный процесс изменения личности, систематическое и целенаправленное создание условий для воздействие на психику воспитуемого в целях привития ему нужных качеств. Будучи неотъемлемой частью профессиональной подготовки сотрудника, воспитание вплетено в единый образовательный процесс и осуществляется в тесном сочетании с обучением и тренировкой.
Трудная и важная задача преподавателя - побудить у обучающегося потребность в самовоспитании волевых качеств. Самовоспитание начинается с критической оценки своих достоинств и недостатков, сильных и слабых сторон характера, волевых качеств, с преодоления трудностей, свойственных служебной деятельности сотрудников ОВД. Сотрудник должен уметь оценивать ситуацию, осознавать содержание своих действий, понимать и чувствовать волевое состояние, направленное на решение возникшей проблемы. «Всякое волевое действие есть действие разученное. Ни один человек не может волевым образом выполнить действие, если он не знает, как его надо выполнять»30. Только многократное успешное преодоление трудностей, свойственных данной деятельности, воспитывает волю человека.
Воспитательный процесс имеет свои цели, решает свои задачи и нередко требует особых методов организации занятий. Поэтому занятия по огневой подготовке являются составной частью всего комплекса профессиональной подготовки сотрудника и должны обеспечивать полноценное выполнение служебных обязанностей, в том числе в экстремальных ситуациях, вызывающих необходимость применения оружия. Иногда можно услышать мнение, что вся огневая подготовка сводится к поражению мишеней и определению суммы выбитых очков. Однако многие ли стрелки осознают, что оружие предназначено совершенно для других целей? Его применение подразумевает, помимо всего прочего, ведение огня на поражение, т. е. выстрел будет производиться в человека (хотя и преступника), который может получить серьезное ранение или быть лишен жизни. Это налагает на стрелка серьезнейшую ответственность за свои действия.
«Применение огнестрельного оружия сотрудником полиции»31 - это правоохранительная функция, закрепленная в Федеральном законе «О полиции» (статья 23). Для осуществления этой функции любому сотруднику необходимо обладать многогранным набором необходимых качеств и целым комплексом характеристик, позволяющих классифицировать человека как профессионала при работе с огнестрельным оружием. Ведь не секрет, что не каждый человек способен выстрелить в себе подобного. Но сотрудник полиции вынужден это сделать, если создается обстановка, угрожающая его жизни и жизни окружающих его граждан. Для этого он проходит специальную подготовку (обучение) в рамках образовательных организаций.
На самом деле очень сложно предвидеть проявление морально - психологических и физиологических качеств человека, оказавшегося в стрессовой ситуации, а ведь огневой контакт с вооруженным человеком это в высшей степени стрессовая ситуация. Когда в тебя стреляют, то поведение твое непредсказуемое, а еще и с учетом, что инстинкт самосохранения всегда преобладает над другими. Не предвидение возможности возникновения встречной стрельбы, шоковое состояние в ходе ее, подавление воли - все это может сыграть роль и, в конечном счете, обязательно сыграет пагубную роль с сотрудником. В данной ситуации даже если и возникает ответная реакция, в частности с применением оружия, то она носит неконтролируемый характер, что может привести эту ситуацию к выходу за рамки правового поля. Оценка ситуации, принятие решения, прогнозируемые последствия этого решения все это происходит за считанные секунды. А ведь все это делается под огнем противника.
Именно поэтому, обучение сотрудников при работе с оружием должно строиться на принципе уважения и защиты закона, профессионального обращения с этим оружием. Очень сложно и практически невозможно добиться сочетания всех вышеперечисленных качеств в одном человеке. Все- таки существует пресловутый «человеческий фактор», который не может быть предусмотрен заранее.
К высокому уровню профессионализма люди идут годами, при том, что постоянно совершенствуют свои навыки. Так же как, нельзя за два-три года сделать из начинающего сотрудника высококачественного специалиста, так же и нельзя сделать из среднестатистического сотрудника полиции профессионала в обращении с огнестрельным оружием. А уж тем более в рамках той подготовки, которая сложилась на сегодняшний день в подразделениях органов внутренних дел. Да, Наставление по огневой подготовке предусматривает не менее двух занятий в месяц с боевой стрельбой, но этого очень мало, если мы говорим о повышении качественных характеристик и уровня профессионализма в сфере обращения с оружием. И если мы хотим повысить уровень огневой подготовленности сотрудников полиции, если мы хотим, чтобы люди меньше погибали в огневых контактах с преступниками, то необходимо пересматривать систему огневой подготовки, как в образовательных организациях МВД России, так и в территориальных органах внутренних дел.
Внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий, позволяющих корректировать мышление стрелка в ходе выполнения огневой задачи, погружать его в стрессовую ситуационную обстановку, когда требуется моментальное принятие решения, позволяет нам в значительной мере повысить качественный уровень профессиональной подготовки сотрудника в сфере обращения с огнестрельным оружием.
Анализ статистики реального применения огнестрельного оружия показывает значительную недоработку отечественной системы огневой подготовки и неправильную оценку подготовленности стрелка. Смещение акцентов в методике обучения в сторону спортивной стрельбы не позволяет сформировать навыки, необходимые для боевой стрельбы, которая характеризуется скоротечностью, малым расстоянием до противника, повышенным психоэмоциональным напряжением, порой затрудненным выбором цели для поражения, а также встречным огнем противника. Несоответствие прививаемых навыков критериям готовности к реальному бою требует пересмотра традиционной системы подготовки, ее развития с учетом мирового опыта. Можно научить любого сотрудника делать первый прицельный выстрел в пределах двух секунд, однако, сколько времени потребуется этому же сотруднику, чтобы принять решение на производство
30 Психологическая типология: хрестоматия / сост. К. В. Сельчонок. - Минск-Москва, 2002.
31 ФЗ РФ от 7 февраля 2011 года «О полиции»
этого выстрела в реальных условиях и при воздействии стресс-факторов? Поэтому весь процесс огневой подготовки необходимо рассматривать гораздо шире.
Подготовка сотрудника органов внутренних дел к применению огнестрельного оружия (огневая подготовка) состоит из двух частей: технической и психологической. В свою очередь, психологическая подготовка подразделяется на правовое обучение и непосредственное психологическое воздействие на обучающегося (в нашем случае на курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России).
Техническая часть огневой подготовки призвана привить устойчивые навыки гарантированного поражения цели в ограниченное время. Правовая подготовка определяет способность быстрой оценки реальной обстановки и принятия решения на правомерность применения или неприменения оружия. «Человек способен выстрелить в другого человека только в двух случаях: когда он панически опасается за свою жизнь либо уверен в правомерности своих действий»32. Справедливость такого высказывания очевидна. Чтобы быть уверенным в правомерности своих действий, необходимо в первую очередь знать основные законы и уметь быстро делать их анализ в соответствии с ситуацией. Для этого правовую подготовку необходимо рассматривать не как отвлеченную самостоятельную дисциплину, а как неотъемлемую часть многосторонней системы огневой подготовки сотрудника ОВД.
Непосредственное морально-психологическое воздействие на обучающегося в этих целях позволит ему научиться уверенно действовать в состоянии сильного нервного возбуждения и должно воспитать моральную готовность к выстрелу в противника. Далеко не каждый человек способен произвести выстрел на поражение, поскольку это сильнейшая нагрузка на психику. Результатом психологической подготовки станут осознанные и правомерные действия сотрудника в реальных условиях.
Для достижения конечной цели огневой подготовки преподавателю необходимо в процессе обучения решить ряд задач: воспитать у курсантов и слушателей уверенность в своих силах и возможностях, преодолеть негативное воздействие на психику внешних и внутренних факторов, сформировать устойчивость центральной нервной системы при принятии решения.
Уверенность в своих силах и возможностях появляется подсознательно, с ростом результатов и достижений, а также с приобретением устойчивых навыков в выполнении приемов стрельбы и доведения до автоматизма всех действий с оружием. Лучший тренажер - это само оружие! Никакие, даже самые изощренные тренажеры не заменят живого общения с оружием. С ростом результатов у стрелка появится уверенность в своих возможностях и возникнет глубокий интерес к освоению тонкостей стрелковой науки, что, в свою очередь, снова даст рост результатов и дополнительную уверенность в своих силах. Если стрелок не уверен в себе, то вряд ли от него можно ожидать хороших результатов, а тем более точности в реальном бою.
Преодоление негативного воздействия на психику внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на действия стрелка, является длительной и весьма сложной задачей, и полностью преодолеть его практически невозможно. Однако при проведении занятий в искусственно создаваемых дискомфортных условиях возможно определенное привыкание к внешним раздражителям и притупление внимания к ним, а это позволяет сосредоточиться на правильном выполнении основных элементов выстрела. Общее физическое состояние человека в стрессовой ситуации помимо изменения психической деятельности организма будет характеризоваться повышенным сердцебиением и увеличенным тремором. Чем больше практика тренировок в таких ситуациях, тем хладнокровнее будет действовать сотрудник. Смоделировать физическое состояние сильного волнения можно путем применения силовых нагрузок перед стрельбой. После такой нагрузки будет сбито дыхание, напряжено туловище, поэтому потеря устойчивости обеспечена, и говорить о прицельной стрельбе не приходится. Если на таком фоне сотрудник будет уверенно поражать мишени, то можно считать, что цель достигнута.
В подготовке сотрудника к стрельбе на поражение хорошо зарекомендовали себя методики, включающие психологическую нагрузку. Такие методики давно разработаны и применяются во многих зарубежных школах. Некоторые из них заключаются в выполнении упражнений в стрельбе по фотографиям и по объемным манекенам. К мишени на место головы приклеивается собственная фотография стрелка, которую он должен поразить с расстояния 5-7 м. Практика показывает, что сразу это могут сделать далеко не все, потому что надо «выстрелить в себя». Стрельба по объемным манекенам также вносит определенный психологический дискомфорт, который преодолевается с течением времени. После такой психологической обработки большинство стрелков способно произвести выстрел на поражение.
Формирование устойчивости центральной нервной системы в ситуации принятия решения (производство выстрела) представляет собой процесс комплексного воздействия, заключающийся в развитии способностей, умений и навыков, знаний и убеждений. Правомерность принимаемых решений и их последующая реализация будут определяться наличием прочных навыков обращения с оружием, согласно заложенным в подсознании алгоритмам действий.
При выработке решения должны включаться отделы мозга, отвечающие за долговременную и оперативную память, логику и анализ. Идеальным способом задействования всех отделов мозга является решение конкретных задач и деловые игры. Разработка учебных карточек или устная постановка задач осуществляется преподавателем и применяется в ходе каждого занятия, т. е. выполнение упражнения со стрельбой всегда должно выполняться на фоне решения тактической задачи.
Введение новых упражнений, создание нестандартных и меняющихся мишенных обстановок способствует формированию устойчивости центральной нервной системы при принятии решения. Например: поражению подлежат только цели с незнакомыми лицами. Дополнительно выставляются неподлежащие поражению фигуры с замаскированными признаками принадлежности к правоохранительным органам или службам безопасности. Для поражения надо выбрать цели по номерам, непосредственно указанным перед открытием огня, и т. д. После проведения таких занятий устойчивость нервной системы повышается во много раз, и сотрудник приобретает определенный навык хладнокровного принятия решения.
Как было отмечено ранее, конечной целью правовой подготовки должны стать навыки мгновенной оценки обстановки и быстрого принятия решения на правомерное применение оружия. Анализ законодательства необходимо рассматривать на примерах с решением конкретных задач. Для этого составляются карточки с описанием ситуации, действиями сотрудника и двумя или тремя вариантами ответов
32 Кобилецкий В. Ф. Методика огневой подготовки. - М., 1985
с применением оружия. На решение задач после прочтения ответов отводится не более 5 секунд, после выбора варианта ответа сотрудник должен уметь объяснить свой выбор. В целях повышения ответственности за решение можно выполнить упражнение со стрельбой по мишени с номером, соответствующим номеру ответа. При постоянной тренировке в решении задач и производстве стрельбы на фоне конкретных ситуаций будет вырабатываться устойчивый навык принятия решения в сложных ситуациях. Выработанный при этом стереотип определит правильные действия сотрудника в реальной ситуации.
Выводы. Если при обучении стрельбе пренебречь психологической составляющей профессиональной подготовки, то за пределами тира вся техническая подготовка останется практически невостребованной. Таким образом, психологическая подготовка призвана сформировать необходимые профессионально важные качества, готовность сотрудника к экстремальным, стрессовым ситуациям и выполнению задач, связанных с применением огнестрельного оружия. Она служит одним из факторов повышения качества профессионального образования в образовательных организациях МВД России.
Литература:
1. Психологическая типология: хрестоматия / сост. К. В. Сельчонок. - Минск-Москва, 2002.
2. ФЗ РФ от 7 февраля 2011 года «О полиции»
3. Кобилецкий В. Ф. Методика огневой подготовки. - М., 1985.
4. Вайнштейн Л. М. Оружие-пистолет: учебно-методическое пособие по стрельбе из пистолета. - М., 2002.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Попова Наталья Владимировна
Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются психолого-педагогические условия формирования профессиональной направленности бакалавров в процессе компетентностно-ориентированного образования. Раскрываются эффективные современные педагогические технологии в процессе формирования профессиональной направленности бакалавров. Анализируется применение разнообразных методов и средств обучения в процессе компетентностно-ориентированного образования. Автором сделан вывод о том, что развитие уровневой подготовки в вузе может быть эффективным при условии реализации компетентностного подхода, ориентированного на личность бакалавра.
Ключевые слова: формирование, профессиональная направленность, психолого-педагогические условия, компетентностно-ориентированное образование.
Annotation. In article psychology and pedagogical conditions of formation of a professional orientation of bachelors in the course of the competence-based focused education are considered. Effective modern pedagogical technologies in the course of formation of a professional orientation of bachelors reveal. Application of various methods and tutorials in the course of the competence-based focused education is analyzed. The author drew a conclusion that development of-level preparation in higher education institution can be effective on condition of realization of the competence-based approach focused on the identity of the bachelor.
Keywords: formation, a professional orientation, psychology and pedagogical conditions, the competence-based focused education.
Введение. В современный период предъявляются повышенные требования к личности будущих специалистов. Существенно возросли требования к формированию личности в процессе профессиональной подготовки. Все большее внимание уделяется вопросам развития личности будущего специалиста, который должен сочетать в себе глубокую профессиональную подготовку, устойчивые умения и навыки практической работы, определенные черты и свойства личности.
Проблема адаптации специалиста как составляющая процесса социализации не нова, различные ее аспекты неоднократно описывались и исследовались в научно-педагогической литературе. Однако сегодняшняя обстановка в стране требует несколько по иному оценить этот процесс, так как будущий специалист должен иметь устойчивую профессиональную направленность, обладая необходимыми знаниями и навыками в своей будущей профессии. Такое состояние практики обуславливается недостаточной теоретической разработанностью проблемы формирования профессиональной направленности бакалавров. В этой связи тема научной статьи является актуальной и своевременной.
Формулировка цели статьи. Целью нашего исследования является формирование профессиональной направленности бакалавров в процессе компетентностно-ориентированного образования.
Изложение основного материала статьи. Предметом нашего исследования является формирование профессиональной направленности бакалавров в процессе компетентностно-ориентированного образования, поэтому следует, во-первых, остановиться на понятии «формирование».
Применительно к педагогике формирование обычно связывается с развитием новых качественных отношений посредством обучения и воспитания; как процесс целенаправленного, организационно оформленного взаимодействия всех субъектов воспитания, где влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности служит формированию у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей [1].
В нашем образовательном процессе применяются современные педагогические технологии в сочетании с традиционными методами обучения бакалавров. Современный подход дает возможность формировать компетентностно-ориентированную подготовку будущих специалистов, соответствовать профессиональным требованиям к обучению, сочетать теорию, практику и инновации. Он способствует творческой подготовке бакалавров в процессе образования, в виде реализации проектных работ, а так же предусматривает работу преподавателя со студентами в малых группах.