теризуется наглядно-действенным и наглядно-образным видами мышления. Этот уровень сознания предохраняет от негативного воздействия внешних и внутренних факторов и позволяет идти к достижению максимальных результатов. Все тренировочные занятия направлены на преодоление негативных факторов современной жизни, повышение уровня здоровья и способности к личностному росту и самореализации.
Большие возможности для организации самовоспитания создает освоение элементов практической психологии (самоинформирование, консультирование, все виды психологической помощи) - психологические знания становятся способом понимания и преобразования личности. Конструирование себя позволяет заменить приспособительную позицию в профессионализации на созидательную.
Использование развивающих психологических воздействий, составляющих целостную систему, с приобретением конкретных знаний по специальным дисциплинам, развитием специальных навыков и умений по профессии, влияет на личностные трансформации - изменение мотивов, установок, ценностей и на развитие профессионально значимых качеств. Оптимизация профессионального становления курсантов происходит путем формирования профессиональных аспектов образа «Я», способности к самоанализу, самоконтролю, самосовершенствованию.
В подготовке специалистов МЧС определены акме-ологические резервы: позитивную Я-концепцию можно формировать через развитие рефлексивной и аутопсихологической компетентности личности. Большое значение имеют профессиональные умения: гностические, конструктивные, коммуникативные, социально-перцептивные. Гуманизация профессионального образования происходит путем формирования навыков саморазвития обучаемых, применения вариативных технологий. Личностно-деятельностный подход выступает как основная педагогическая технология обучения.
Положительным результатом психолого-акмеоло-гического сопровождения профессионального становления личности стало введение таких новых форм воспитательной работы, как составление курсантами психологического автопортрета и составление социалъ-но-психологического паспорта каждого взвода, опыт сотрудничества преподавателя и психолога в организации научных и творческих работ курсантов.
Обеспечивая влияние объективных факторов на процессы информационных воздействий, считаем актуальным составление акмеологических технологий, рассматривающих психолого-педагогические проблемы смысла жизни и акме, с учетом закономерностей социокультурного опыта, с использованием лингвоакмеологичес-кого направления в исследовании профессионального становления курсантов. Необходимо и дальнейшее совершенствование обратной связи с подразделениями, где служат выпускники нашего вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Деркач А., ЗазыкинВ. Акмеология: учебное пособие. -СПб., 2003.
2. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. - М., 2004.
3. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. - М., 2001.
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД К ПРИМЕНЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
Н. Ю. Митюрина, Н. В. Бобков
Статья посвящена проблемам подготовки сотрудников ОВД к сложным психологическим условиям осуществления службы. В контексте повышения качества профессионального образования рассматривается проблема формирования психологической готовности сотрудников ОВД к выполнению задач, связанных с применением и использованием огнестрельного оружия.
Ключевые слова: психологическая готовность, огнестрельное оружие, формирование профессионализма, профессионально-личностные качества.
Подготовка сотрудника правоохранительных органов к сложным психологическим условиям осуществления службы является одним из ключевых средств повышения эффективности правоохранительной деятельности. В органы внутренних дел принимаются различные категории специалистов, однако кадровое ядро ведущих служб органов внутренних дел составляют выпускники ведомственных высших учебных заведений МВД России. Наряду с достаточно высокой профессиональной подготовленностью данной части личного состава имеется и ряд проблемных аспектов. Один из них -психологическая готовность сотрудника ОВД к действиям в экстремальных условиях. В этой связи актуальной является задача повышения качества профессионального образования, формирование профессионализма сотрудников органов внутренних дел. Одну из важных составляющих его представляет психологическая готовность сотрудников ОВД к применению и использованию огнестрельного оружия.
Выполнение сотрудником органов внутренних дел служебных обязанностей связано с определенным риском для его жизни и здоровья, что влечет большую психологическую нагрузку. К сожалению, многие, и в особенности молодые сотрудники ОВД, часто недооценивают данный фактор, не знают и не учитывают качества человеческой психики, специфику ее функционирования в нестандартных ситуациях.
С возникновением экстремальной ситуации действия сотрудника и его поведение определяются уровнем профессиональной подготовки и готовностью управлять своим психическим состоянием. Последнее выступает в совокупности многих составляющих: знание общей законодательной базы; отношение к службе и желание выполнить свои обязанности; овладение приемами и действиями с оружием и спецсредствами; вла-
дение приемами рукопашного боя; техническая оснащенность и вооружение; стаж работы, опыт; инстинкты самосохранения. Исходя из этого сотрудником принимается решение на последующие действия - активные или пассивные. В одних случаях он будет активно воздействовать на ситуацию, в других занимать выжидательную позицию, что часто является результатом доминирования отрицательных качеств, пассивной жизненной позиции и слабости характера.
Исследования, проводимые в рамках психологической науки, позволяют утверждать, что невозможно изменить темперамент человека, т. е. не получится холерика превратить в меланхолика, и заниматься этим, следовательно, нет никакого смысла. Характер же определяется множеством качеств (иногда противоположных), его можно изменять, усиливая или ослабляя те или иные качества. Развивая положительные и необходимые для службы в ОВД качества, возможно формирование характера в нужном направлении, причем иногда незаметно для обучаемого, и задача преподавателя заключается в первую очередь в грамотном выборе путей его формирования. В силу индивидуальности каждой личности пути, приемы, методы и время воздействия будут также индивидуальны, хотя основная часть психологического воздействия на человека является однотипной. При формировании характера самое пристальное внимание необходимо уделять развитию таких качеств, как выдержка, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, активность, внимательность, самокритичность. Именно они имеют определяющее значение для формирования психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к выполнению задач, связанных с применением и использованием огнестрельного оружия.
Обучение стрельбе из пистолета связано не столько с физическими, сколько с психическими процессами: мышечной и двигательной памятью, вниманием, мышлением, волей. Их развитие, происходящее в ходе тренировочных стрельб, благоприятным образом сказывается на всех сторонах подготовленности сотрудников, способствуя выполнению ими служебных обязанностей. Процесс формирования профессионализма сотрудника ОВД характеризуется, в первую очередь, воспитательной направленностью. Воспитание сотрудника, обладающего профессиональной и морально-психологической готовностью к эффективному решению профессиональных задач, предполагает формирование определенных личностных качеств и является приоритетным направлением организации образовательного процесса в вузах МВД России. Воспитание - это медленный и малозаметный процесс изменения личности, систематическое и целенаправленное воздействие на психику воспитуе-мого в целях привития ему нужных качеств. Будучи неотъемлемой частью профессиональной подготовки сотрудника, воспитание вплетено в единый образовательный процесс и осуществляется в тесном сочетании с обучением и тренировкой.
Трудная и важная задача преподавателя - побудить у обучающегося потребность в самовоспитании воли. Самовоспитание начинается с критической оценки своих достоинств и недостатков, сильных и слабых сторон ха-
рактера, волевых качеств, с преодоления трудностей, свойственных служебной деятельности сотрудников ОВД. Сотрудник должен уметь оценивать ситуацию, осознавать содержание своих действий, понимать и чувствовать волевое состояние, направленное на решение возникшей проблемы. Академик И. М. Сеченов указывал: «Всякое волевое действие есть действие разученное. Ни один человек не может волевым образом выполнить действие, если он не знает, как его надо выполнять» (3). Только многократное успешное преодоление трудностей, свойственных данной деятельности, воспитывает волю человека.
Воспитательный процесс имеет свои цели, решает свои задачи и нередко требует особых методов организации занятий. Поэтому занятия по огневой подготовке являются составной частью всего комплекса служебнобоевой подготовки сотрудника и должны обеспечивать полноценное выполнение служебных обязанностей, в том числе в экстремальных ситуациях, вызывающих необходимость применения оружия. Иногда можно услышать мнение, что вся огневая подготовка сводится к поражению мишеней и определению достоинств пробоин с подсчетом суммы выбитых очков. Однако многие ли стрелки осознают, что оружие предназначено совершенно для других целей? Его применение подразумевает, помимо всего прочего, ведение огня на поражение, т. е. выстрел будет производиться в человека (хотя и преступника), который может получить серьезное ранение или быть лишен жизни. Это налагает на стрелка серьезнейшую ответственность за свои действия.
Анализ статистики реального применения огнестрельного оружия показывает значительную недоработку отечественной системы огневой подготовки и неправильную оценку подготовленности стрелка. Смещение акцентов в методике обучения в сторону спортивной стрельбы не позволяет сформировать навыки, необходимые для боевой стрельбы, которая характеризуется скоротечностью, малым расстоянием до противника, повышенным психоэмоциональным напряжением, порой затрудненным выбором цели для поражения, а также встречным огнем противника. Несоответствие прививаемых навыков критериям готовности к реальному бою требует пересмотра традиционной системы подготовки, ее развития с учетом мирового опыта. Можно научить любого сотрудника делать первый прицельный выстрел в пределах двух секунд, однако сколько времени потребуется этому сотруднику, чтобы принять решение на производство этого выстрела? Поэтому весь процесс огневой подготовки необходимо рассматривать гораздо шире.
Подготовка сотрудника ОВД к применению и использованию огнестрельного оружия (огневая подготовка) состоит из двух частей: технической и психологической. В свою очередь, психологическая подготовка подразделяется на правовое обучение и непосредственное психологическое воздействие на обучаемого.
Техническая часть огневой подготовки призвана привить устойчивые навыки гарантированного поражения цели в ограниченное время. Правовая подготовка определяет способность быстрой оценки реальной об-
становки и принятия решения на правомерность применения или неприменения оружия. Человек способен выстрелить в другого человека только в двух случаях: когда он панически опасается за свою жизнь либо уверен в правомерности своих действий (2). Справедливость такого высказывания очевидна. Чтобы быть уверенным в правомерности своих действий, необходимо в первую очередь знать основные законы и уметь быстро делать их анализ в соответствии с ситуацией. Для этого правовую подготовку необходимо рассматривать не как отвлеченную самостоятельную дисциплину, а как неотъемлемую часть многосторонней системы огневой подготовки сотрудника ОВД.
Непосредственное психологическое воздействие на обучаемого в этих целях позволит ему научиться уверенно действовать в состоянии сильного нервного возбуждения и должно воспитать моральную готовность к выстрелу в противника. Далеко не каждый человек способен произвести выстрел на поражение, поскольку это сильнейшая нагрузка на психику. Результатом психологической подготовки станут осознанные и правомерные действия сотрудника в реальных условиях.
Для достижения конечной цели огневой подготовки преподавателю необходимо в процессе обучения решить ряд задач: воспитать у стрелка уверенность в своих силах и возможностях; преодолеть негативное воздействие на психику внешних и внутренних факторов; сформировать устойчивость центральной нервной системы при принятии решения.
Уверенность в своих силах и возможностях появляется подсознательно, с ростом результатов и достижений, а также с приобретением устойчивых навыков в выполнении приемов стрельбы и доведения до автоматизма всех действий с оружием. Лучший тренажер - это само оружие! Никакие, даже самые изощренные тренажеры не заменят живого общения с оружием. С ростом результатов у стрелка появится уверенность в своих возможностях и возникнет глубокий интерес к освоению тонкостей стрелковой науки, что, в свою очередь, снова даст рост результатов и дополнительную уверенность в своих силах. Если стрелок не уверен в себе, то вряд ли от него можно ожидать хороших результатов, а тем более точности в реальном бою. В армии есть закон: командующий, еще до начала сражения думающий, чем он будет объяснять свое поражение, не может быть командующим (1).
Обязательным условием личной уверенности является глубокое знание материальной части оружия, тактико-технических характеристик, принципов устройства и взаимодействия частей и механизмов. Это достигается постоянным повторением теоретических положений и практическими занятиями по разборке и сборке оружия, заряжанию и разряжанию магазина.
Преодоление негативного воздействия на психику внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на действия стрелка, является длительной и весьма сложной задачей, и полностью преодолеть его практически невозможно. Однако при проведении занятий в искусственно создаваемых дискомфортных условиях возможно определенное привыкание к внешним раздра-
жителям и притупление внимания к ним, а это позволяет сосредоточиться на правильном выполнении основных элементов выстрела. Общее физическое состояние человека в стрессовой ситуации помимо изменения психической деятельности организма будет характеризоваться повышенным сердцебиением и увеличенным тремором. Чем больше практика тренировок в таких ситуациях, тем хладнокровнее будет действовать сотрудник. Смоделировать физическое состояние сильного волнения можно путем применения силовых нагрузок перед стрельбой. После такой нагрузки будет сбито дыхание, закачены верхний и нижний поясы, поэтому потеря устойчивости обеспечена, и говорить о прицельной стрельбе не приходится. Если на таком фоне сотрудник будет уверенно поражать мишени, то можно считать, что цель достигнута.
В подготовке сотрудника к стрельбе на поражение хорошо зарекомендовали себя методики, включающие психологическую нагрузку. Такие методики давно разработаны и применяются во многих зарубежных школах. Некоторые из них заключаются в выполнении упражнений в стрельбе по фотографиям и по объемным манекенам. К мишени на место головы приклеивается собственная фотография стрелка, которую он должен поразить с расстояния 5-7 м. Практика показывает, что сразу это могут сделать далеко не все, потому что надо «выстрелить в себя». Стрельба по объемным манекенам также вносит определенный психологический дискомфорт, который преодолевается с течением времени. После такой психологической обработки большинство стрелков способно произвести выстрел на поражение.
Формирование устойчивости центральной нервной системы в ситуации принятия решения (произвести выстрел) представляет собой процесс комплексного воздействия, заключающийся в развитии способностей, умений и навыков, знаний и убеждений. Правомерность принимаемых решений и их последующая реализация будут определяться наличием прочных навыков обращения с оружием согласно заложенным в подсознании алгоритмам действий.
При выработке решения должны включаться отделы мозга, отвечающие за долговременную и оперативную память, логику и анализ. Идеальным способом задействования всех отделов мозга является решение конкретных задач и деловые игры. Разработка учебных карточек или устная постановка задач осуществляется преподавателем и применяется в ходе каждого занятия, т. е. выполнение упражнения со стрельбой всегда должно выполняться на фоне решения тактической задачи.
Введение новых упражнений, создание нестандартных и меняющихся мишенных обстановок способствует формированию устойчивости центральной нервной системы при принятии решения. Например: поражению подлежат только цели с незнакомыми лицами. Дополнительно выставляются не подлежащие поражению фигуры с замаскированными признаками принадлежности к правоохранительным органам или службам безопасности. Для поражения надо выбрать цели по номерам, непосредственно указанным перед открытием огня, и т. д. После прове-
дения таких занятий устойчивость нервной системы повышается во много раз, и сотрудник приобретает определенный навык хладнокровного принятия решения.
Как было отмечено ранее, конечной целью правовой подготовки должны стать навыки мгновенной оценки обстановки и быстрого принятия решения на правомерное применение оружия. Анализ законодательства необходимо рассматривать на примерах с решением конкретных задач. Для этого составляются карточки с описанием ситуации, действиями сотрудника и двумя или тремя вариантами ответов с применением оружия. На решение задач после прочтения ответов отводится не более 5 секунд, после выбора варианта ответа сотрудник должен уметь объяснить свой выбор. В целях повышения ответственности за решение можно выполнить упражнение со стрельбой по мишени с номером, соответствующим номеру ответа. При постоянной тренировке в решении задач и производстве стрельбы на фоне конкретных ситуаций будет вырабатываться устойчивый навык принятия решения в сложных ситуациях. Выработанный при этом стереотип определит правильные действия сотрудника в реальной ситуации.
Если при обучении стрельбе пренебречь психологической составляющей профессиональной подготовки, то за пределами тира вся техническая подготовка останется практически невостребованной. Таким образом, психологическая подготовка призвана сформировать необходимые профессионально важные качества, готовность сотрудника к экстремальным, стрессовым ситуациям и выполнению задач, связанных с применением и использованием огнестрельного оружия. Она служит одним из факторов повышения качества профессионального образования в высших учебных заведениях МВД России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вайнштейн Л. М. Оружие-пистолет: учебно-методическое пособие по стрельбе из пистолета. - М., 2002.
2. Кобилецкий В. Ф. Методика огневой подготовки. - М., 1985.
3. Психологическая типология: хрестоматия / сост. К. В. Сель-чонок. - Минск-Москва, 2002.
МНОГОМЕРНАЯ ОЦЕНКА ВКЛАДА ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
А. А. Бобрищев, В. Ю. Рыбников
В статье приведены теоретические основы и практические результаты многомерной оценки вклада компонентов психологической готовности спортсменов силовых единоборств в успешность их соревновательной деятельности. С помощью специальных математических процедур, включая регрессионный анализ, был оценен вклад пяти компонентов психологической готовности у 115 спортсменов силовых единоборств в успешность их соревновательной деятельности.
Ключевые слова: психологическая готовность, основные компоненты, спортсмены силовых единоборств, вклад, многомерный регрессионный анализ.
В настоящее время практически ни одно психологическое исследование не проводится без применения методов многомерного математико-статистического моделирования (1-4). Именно эти статистические методы позволяют выполнить анализ полученных эмпирических данных на многомерном уровне и выявить общие закономерности и механизмы функционирования тех или иных психологических качеств, свойств или процессов (1).
В научной литературе для оценки многомерной количественной характеристики влияния психологических качеств специалистов различного профиля на успешность их обучения, развития или деятельности описаны различные математические методы (1; 5; 6). Но наиболее часто для этих целей используют такие виды анализа, как дискриминантный и регрессионный (9).
Для оценки вклада (точнее, задействованности) тех или иных структурных компонентов в успешность деятельности специалистов предложена трехэтапная технология математико-статистического анализа, включающая многомерный регрессионный анализ (5; 7; 8). Суть ее состоит в следующем. С помощью психологических тестов, анкет, метода экспертных оценок определяется уровень выраженности основных групп (компонентов) того или иного психического качества (процесса, свойства) (6; 10).
В нашем исследовании в общей структуре психологической готовности спортсменов силовых единоборств были выделены и оценены с помощью высококвалифицированных экспертов пять основных ее компонентов: мотивационный, волевой, регуляторный, когнитивный и типологический (рис.).
Кроме того, с помощью различных процедур, и чаще всего метода экспертных оценок, определяется успешность деятельности специалистов (6).
Затем с помощью многомерного регрессионного анализа рассчитывается регрессионная модель (функция) зависимости структурных компонентов (групп) от успешности деятельности специалиста.
Алгоритмы и содержание многомерного регрессионного анализа заключаются в подборе такой комбинации тестовых показателей, предпочтительно нормированных, которая позволяла бы по минимальному набору признаков прогнозировать внешний критерий, в нашем случае - успешность деятельности в экстремальных условиях.
Следовательно, многомерный регрессионный анализ позволяет прогнозировать успешность деятельности или психологическое качество (свойство, состояние) на основе показателей психологических тестов и внешнего критерия. В качестве последнего мы использовали интегральный показатель, характеризующий успешность соревновательной деятельности спортсменов силовых единоборств в экстремальных ситуациях. Применение такого подхода обеспечивает оценку основных групп (подсистем, компонентов) психологических качеств личности, обусловливающих тот или иной уровень успешности деятельности.