ваться такие каналы коммуникации, как смс и е-таМ. Однако для организации подобных рассылок необходимо на первоначальном этапе медиаторской деятельности студенческой организации сформировать базу контактов, что возможно посредством активного выяснения контактной информации. Затем база постепенно обновляется, привлекаются новые участники, исключаются те, кто выразил подобное желание.
Кроме обычных мероприятий, студенческий профком может проводить специальные акции и мероприятия, направленные на популяризацию данной технологии разрешения конфликтов. Однако таких мероприятий должно быть достаточно много, они могут быть объединены в "цепочки", значительно растянутые во времени, что, во-первых, повысит их эффективность, во-вторых, позволит создать информационную волну - постоянный поток информации, значительно повышающий эффективное выполнение задач информационного продвижения данной технологии [1].
Подводя итог, можно отметить, что количество форм и методов информационной поддержки и продвижения технологий разрешения конфликтов в студенческой среде зависит от развития технических ресурсов. Главное, что, благодаря эффективной информационной поддержке деятельности студенческих обще-
ственных объединениях, активист студенческой организации не просто получает информацию, а приходит к личному пониманию процесса, в котором участвует. Формы и методы информационной поддержки тем эффективнее влияют на сознание молодежи, чем они разнообразней, актуальней и несут в себе не только информацию, но и социально значимый посыл.
Примечания:
1. Виноградов Е.В. Информационная поддержка воспитательного процесса образовательного учреждения [Электронный ресурс]: дис.... канд. пед. наук. - Кострома, 2009. - Режим доступа: http://www.nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciyainformatsionnaya-podderzhka-vospitatelnogo -protsessa-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.
2. Грушевская 0.0., Бурдуковская Е.А. Информационная поддержка деятельности студенческих общественных организаций и объединенийобразование и социализация человека в современных условиях: материалы Международной научно-практической конференции / Амурский гос. ун-т. - Благовещенск, 2013. - С. 69-72.
3. Попова В.Н. Педагогические условия предупреждения конфликтов в студенческой среде // Высшее образование сегодня.
- 2009. - № 7. - С. 59-62.
4. Устав Общероссийского Профсоюза образования: утв. учредительным Съездом Профсоюза 27 сентября 1990 г.
5. Черкасова Т.В.Медиаторская интервенция в российских регионах позволит разрешить, урегулировать, управлять молодежными конфликтами: социологический анализ проблемы [Электронный ресурс]// Экономика и социум. - 2013. - № 1(6).
- Режим дoc^yпa:http://www.iupr.ru
THEORETICAL ANALYSIS OFTHE FUNCTIONING OF SOCIAL INSTITUTIONS OF MOTHERHOOD AND CHILDHOOD Kochergin Stanislav Gennadievich, PhD of Economics, Associate Professor EdilovI.I., Student,
Chair of Management and Administrative Law, Russian State Social University (branch), Pyatigorsk
The theoretical approaches to the analysis of social workwith families and children in contemporary conditions. Distinguished levels of the process of social protection of motherhood and childhood. Provides office methods and techniques of social workwith children in the present conditions.
Keywords: social protection; social institutions; society; social impact; motherhood and childhood.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХИНСТИТУТОВ MA ТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
Рассматриваются теоретические подходы к анализу процесса социальной работы с семьей и детьми в современныхусловиях. Выделяются уровни процесса социальной защиты материнства и детства. Представлены контуры методов и технологий социальной работы с детьми в современныхусловиях. Ключевые слова: социальная защита; социальные институты; общество; социальное воздействие; материнство и детство.
УДК 00
© Кочергин С.Г., 2014 © Эдилов И.И., 2014
Социальные практики современного государства показывают, что социальная защита детства приобретает особую значимость и требует ее социологического осмысления. Кроме этого, многими
учеными и практиками отмечаются значительные изменения условий жизнедеятельности людей, изменение традиционных норм, ценностей и стереотипов поведения, что сказывается на социализации подрастающего поколения.
Социальная защита детства по своему функциональному назначению более всего отвечает потребности преодоления социальных отклонений развития общества, определяющих качество жизни, как больших социальных групп, так и отдельных индивидов.
Российские исследователи относят социальную защиту детства к общим технологиям социальной работы. Между тем, мы полагаем, что данное направление должно рассматриваться как процесс целенаправленного практического воздействия государства, экономического сектора и общественных объединений на конкретные формы социальных отношений как самих несовершеннолетних, так и их родителей и других близких родственников.
Важной предпосылкой проведения теоретического исследования роли социальной защиты материнства и детства в современной практике социальной работы является отсутствие четких методологических ориентиров в использовании социально-терапевтического воздействия на такие аспекты данного процесса, как изменение нормативно-ценностной системы регуляции общественной жизни, трансформацию функций социальных институтов общества и многих других.
Мы полагаем, что защита материнства и детства должна стать функциональным компонентом основных социальных институтов общества.
Начальным этапом социологического анализа современного состояния материнства и детства может стать обоснование критериев и показателей данного процесса и осуществление их эмпирической апробации. Мы предлагаем осуществление социологического анализа процесса социальной защиты материнства и детства с учетом следующей системы критериев:
- ценностный критерий, позволяющий определять изменение соотношения личностных и общественных ценностей под воздействием технологий социальной защиты;
- когнитивный критерий, на основании которого возможна оценка степени осознанности объектами осуществляемых воздействий;
- поведенческий критерий, служащий ориентиром для отслеживания влияния процесса социальной защиты детства на поведение несовершеннолетних и их ближайшего окружения;
- интеракционистский критерий, по которому можно выявлять восприятие и оценку объектами процесса социальной защиты несовершеннолетних.
Далее следует остановиться на функциях системы социальной защиты в институциональной структуре общества. Нами установлено, что универсальная функция социальной защиты материнства и детства заключается в актуализации и укреплении адаптивного потенциала социальных институтов, общностей, групп и индивидов в изменяющихся условиях социального развития.
Сущность интегративной функции состоит в улучшении качества интегративных связей и возможностей социальных акторов, действующих внутри системы социальной защиты материнства и детства.
Латентная функция направлена на улучшение ценностно-нормативной основы существования общественной системы и основ интеракции, а также преодоления общественных отклонений и изменения общественного сознания.
КОЧЕРГИН Станислав Геннадьевич, кандидат экономическихнаук, доцент
ЭДИЛОВ И.И., студент,
кафедра Менеджмента и административного права, Российский государственный социальный университет (филиал), Пятигорск
Функция целеполагания направлена на преодоление социальных отклонений при помощи институционализации норм, ценностей и санкций, одобряемых и поддерживаемых большинством членов общества.
Реализация перечисленных универсалистских функций системы социальной защиты материнства и детства способствует решению с ее помощью следующих задач:
1. Нормализовывать разрушенные социальные связи, модели взаимодействия и нейтра-лизовывать дисфункции в социальных практиках несовершеннолетних детей и их родителей.
2. Формировать, утверждать и закреплять социальные нормы, ценностные понятия и образцы восприятия, поведения и мышления в обществе.
Выделенные универсальные функции процесса социальной защиты детства возможно использовать на трех уровнях социальной организации институциональной структуры общества в соответствии с уровнем наличе-ствования ее объекта.
Макросреда воздействия процесса социальной защиты предстает как процесс трансформации глобальных социальных процессов в сферах политики, экономики, культуры и т.д.
Мезоуровень (общности и группы) характеризуется преодолением социальных болезней и норм развития в пределах региона, города, района, социально-профессиональных групп.
Микроуровень воздействия процесса социальной защиты направлен на улучшение качества социальных связей и интеракций отдельного ребенка, личности или малой социальной группы.
Развивая далее тезис о трехуровневом объекте воздействия системы социальной защиты материнства и детства, мы можем определить характерные черты этого процесса для макроуровня социальной организации общества.
Процесс социальной защиты детства на макроуровне должен задействовать большинство существующих форм и способов его осуществления (социальная политика, политические, экономические, правовые и информационные формы). Социальная политика как механизм идеи социального государства должна вырабатывать концептуальные идеи и положения, которые лягут в основу дальнейших социально-терапевтических мероприятий. Политические формы воздействия системы социальной защиты служат основой для институционализации проводимых мероприятий по улучше-
нию социального самочувствия несовершеннолетних детей и их родителей. Экономические формы процесса социальной защиты служат основой мероприятий по улучшению материального положения семей несовершеннолетних детей. Правовые формы должны способствовать легитимизации, нормативному и законодательному обеспечению целенаправленной системной работы с детьми. Информационные формы должны способствовать объективному и полному информированию о сути проводимых мероприятий, как субъектов подобного воздействия, так и организации отлаженного механизма обратной связи для акторов, осуществляющих данные мероприятия.
Мезоуровень представляет собой отдельные социальные группы и общности, их взаимодействия, осуществляемые в процессе повседневной деятельности. Взаимодействие индивидов возможно только в условиях социальных групп. Исходя из этого тезиса рассмотрение процесса социальной защиты детства на мезоуровне необходимо рассматривать в связи с групповым взаимодействием.
Мы полагаем, что при социальной работе на групповом уровне необходима тщательная исследовательская работа, которая должна выявить все особенности и потребности субъектов социальной защиты. Исследование проблем и потребностей субъектов должно быть составной частью информационных форм реализации работы по защите материнства и детства.
Формы реализации социальной работы по защите материнства и детства также должны учитывать специфические особенности и потребности социальных групп и общностей, нуждающихся в подобном воздействии.
Осуществление защиты материнства и детства на микроуровне означает, что воздействие оказывается на отдельных индивидов. Результатом его должно стать не только улучшение социального самочувствия субъекта (ребенка, родителей, окружения), но и качественное преобразование его социальных отношений.
Традиционно формы и методы индивидуальной социальной работы отождествляли с методами психотерапевтического воздействия. Социальная работа с детьми, в отличии от психотерапии, предполагает менее глубокий уровень вмешательства в интрапсихичес-кие структуры человека.
Отличительной чертой методов социальной работы с семьей и детьми является также
то, что изменения, произошедшие в результате воздействия на общество или отдельные социальные группы, также отражаются и на отдельном ребенке или члене его семьи.
Важнейшей технологией социального воздействия по улучшению качества социальных отношений родителей и детей в условиях деятельности социального учреждения является совокупность форм, приемов и способов, осуществляемых для достижения заданной цели с учетом ресурсов социального учреждения и особенностей патронируемой семьи и её детей.
Терапевтическое значение индивидуальных форм социальной защиты материнства и детства чрезвычайно велико, поскольку затрагивают потенциал всех членов сообщества.
Отличительной особенностью социальной работы на микроуровне социальной реальности является то, что деятельность прямо или косвенно затрагивает все три уровня социальной организации общества. Кроме того, на микроуровне возможна комбинация нескольких форм и способов социально-терапевтического воздействия, что только усилит ожидаемый терапевтический эффект.
Таким образом, мы отмечаем, что социальная защиты материнства и детства понимается как воздействие социальных субъектов, действующих в рамках социальных институтов,
на различные общественные отклонения через такие преобразования социальных отношений между социальными акторами, результатом которых является преодоление девиаций, что оказывает позитивное влияние на уровень социального самочувствия детей, их родителей, социального окружения, а также всего общества в целом.
Поведение объектов социальной защиты материнства и детства подвержено динамике, отличительной особенностью которой является устранение социально неодобряемых образцов взаимодействия в обществе.
Примечания:
1. Кочергин С.Г., Власова Э.Д. Мониторинг оценки качества оказания социальныхуслугРГКУ для детей-инвалидов" Республиканский стационарный реабилитационный центр для тетей с ограниченными возможностями "Росинка". - Пятигорск: СНЕГ, 2013.- 28 с.
2. Кочергин С.Г., Власова Э.Д. Мониторинг оценки качества оказания социальных услуг РГУ "Центр социального обслуживания населения". - Пятигорск: СНЕГ, 2013. - 24 с.
3. Кочергин С.Г., Власова Э.Д. Научно-практическое пособие по материалам реализации социального проекта "Жизнь на планку выше". - Пятигорск: РГСУ, 2013. - 96 с.
4. Кочергин С.Г., Акинин П.В., Королев В.А., Торопцев Е.Л., Мараховский A.C., Брежнева И.Б., Дьякова Ю.Н. Математические и инструментальные средства экономики: учебное пособие // Математические и инструментальные средства экономики : учебное пособие /коллектив авторов. - 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2014. - 224 с.
IN
4L
1 ft
Kl
■ Ом
i
е
77
THE CONCEPT OF STATE YOUTH POLICY IN MODERN RUSSIA Matevosyan Maria Hendrikhovna, PhD of Economics, Associate Professor, E-mail: [email protected] Basanova Ksenia Leonidovna, Student,
Chair of Economics and Management, branch of Federal State Educational Institution of Kuban State University, Armavir
The article highlightsyouth organizations, which play an important role in society, create material and spiritual wealth. But their participation in society isdirectly dependent on the established lawsof the state. The purposeofthesociety and the state is providing all sorts of support to youth public associations, which are sent to the active participation of young people to meet societal interests and development interests ofthecountry.
Keywords: society; social programs; youth policy; regions; the state; mechanisms; and technology.
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье освещаются молодёжные организации, которые играют значимую роль в обществе, создания материальных и духовных благ. Но ихучастие в обществе напрямую зависят от установленных законов государства. Целью общества и государства является оказание всевозможной поддержки молодёжным общественным объединениям, которые направляют на активное участие молодых людей для удовлетворения интересов общества и интересов развития страны. Ключевые слова: общество; социальные программы; молодёжная политика;регионы; государство; механизмы; технологии.
УДК 323-053.81(470)
© МатевосянМ.Г.,2014 © Басанова К.Л., 2014