Научная статья на тему 'Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России'

Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12344
1312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / ДЕТСТВО / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА / МЕХАНИЗМЫ / MOTHERHOOD / CHILDHOOD / SOCIALLY-LEGAL PROTECTION / MECHANISMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коротун Анна Валериановна

Обозначена актуальность исследования механизмов социально-правовой защиты материнства и детства в современной России; определена сущность понятия «социально-правовая защита материнства и детства»; выявлены цели и задачи социально-правовой защиты. На основе анализа современного законодательства Российской Федерации и проведенного автором научного исследования определены и подробно описаны механизмы социально-правовой защиты материнства и детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коротун Анна Валериановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms of Socially-legal Protection of Motherhood and Childhood in Contemporary Russia

The research of mechanisms of socially-legal protection of motherhood and the childhood in contemporary Russia is undertaken. The essence of the concept "socially-legal protection of motherhood and childhood" is disclosed; the purposes and problems of sociallylegal protection are revealed. On the basis of the analysis of the modern legislation of the Russian Federation and the scientific research conducted by the author of the article the mechanisms of sociallylegal protection of motherhood and childhood are defined and thoroughly described.

Текст научной работы на тему «Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России»

УДК 347.61:37.013.42(470/571)

ББК Х404.5+Ч466.46 ГСНТИ 14.01.80 Код ВАК 13.00.01

Коротун Анна Валериановна,

кандидат педагогичесуих наук, доцент, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: korotun83@bk.ru

МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: материнство; детство; социально-правовая защита; механизмы.

АННОТАЦИЯ. Обозначена актуальность исследования механизмов социально-правовой защиты материнства и детства в современной России; определена сущность понятия «социально-правовая защита материнства и детства»; выявлены цели и задачи социально-правовой защиты. На основе анализа современного законодательства Российской Федерации и проведенного автором научного исследования определены и подробно описаны механизмы социально-правовой защиты материнства и детства.

Korotun Anna Valerianovna,

Candidate of Pedagogy, Head of Department of Advertising and PR, Ural State Pedagogical University.

MECHANISMS OF SOCIALLY-LEGAL PROTECTION OF MOTHERHOOD AND CHILDHOOD IN CONTEMPORARY RUSSIA

KEY-WORDS: motherhood; childhood; socially-legal protection; mechanisms.

ABSTRACT. The research of mechanisms of socially-legal protection of motherhood and the childhood in contemporary Russia is undertaken. The essence of the concept "socially-legal protection of motherhood and childhood" is disclosed; the purposes and problems of socially- legal protection are revealed. On the basis of the analysis of the modern legislation of the Russian Federation and the scientific research conducted by the author of the article the mechanisms of socially- legal protection of motherhood and childhood are defined and thoroughly described.

Современные представления о социально-правовой защите семьи проистекают из особенностей семейной политики государства и опираются на теоретические представления о семье и ее взаимодействии с государством как в правовом, так и в социальном аспектах. В контексте рассматриваемой темы семья изучается не только как социальный институт, но также как объект социально-правовой защиты государства.

Социально-правовая защита предполагает удовлетворение базовых потребностей семьи, связанных с ее материальным благосостоянием, охраной здоровья, получением образования, обеспечением безопасности и прочими аспектами.

Социально-правовая защита является сложным нормотворческим и правоприменительным процессом, включающим в себя не только издание нормативных правовых актов (кодексов, законов, указов, постановлений и др.), но и исполнение всей совокупности нормативных правовых установлений и других политических, экономических, нравственных, иных норм и мер. Среди последних к числу приоритетных относятся принципы, методы, формы и способы осуществления семейной политики. Изложенная мысль касается современной России, в которой цивилизационные элементы соци-

ально-правовой защиты семьи начали складываться только после принятия новой Конституции Российской Федерации в 1993 году.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена ситуацией, сложившейся в России, которая ограничивает потенциал социального развития семьи и общества и характеризуется следующими положениями:

- современная семья не справляется с присущими ей традиционно репродуктивными, социально-экономическими и воспитательными функциями;

- усилением деградации первичной социализации детей;

- отсутствием постоянного социологического и социального сопровождения реформирования семейной и социальной политики;

- ориентацией семейной политики государства лишь на защиту аномальных и маргинальных семей;

- несовершенством нормативно-правовой базы социальной защиты семьи [20].

Необходимым условием правильной организации и эффективного функционирования социально-правовой защиты семьи является четкое определение ее объекта (-ов) (т. е. тех, на кого направлена защита). Прежде всего, в качестве объекта можно определить в целом всех несовершеннолетних. В разные периоды жизни, в зависимо-

© Коротун А. В., 2014

сти от условий, ребенок нуждается в защите в разной степени. Поэтому мы классифицируем объекты по следующим основаниям:

-с учетом возрастных этапов развития ребенка (младенчество, дети дошкольного возраста, младшего школьного возраста и т. п.);

- по состоянию здоровья (дети с ограниченными возможностями, дети-инвалиды, дети, имеющие определенную группу здоровья и др.);

- по приоритетности оказания помощи (с учетом трудной жизненной ситуации) (дети, испытавшие насилие, дети-сироты, дети несовершеннолетних родителей, дети молодых семе (особенно студенческих) и др.);

- с учетом проявления девиантного поведения (несовершеннолетние правонарушители и преступники, дети, употребляющие алкоголь, наркотические вещества, беспризорные, дети, занимающиеся проституцией);

- по особому положению детей (одаренные дети, дети Севера, дети Чернобыля, дети войны и др.).

Россия как социальное государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципа приоритетности подготовки несовершеннолетних к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно-значимой активности, воспитания высоких нравственных качеств и т.п. Необходимым условием формирования этих качеств, охраны детства, в целом, является дееспособная, эффективная социально-правовая защита несовершеннолетних (детства).

Вопросы защиты прав ребенка, забота о его жизни, развитии, образовании и воспитании приобретают сегодня общечеловеческий характер (А. Ваксберг, В. А. Варывдин, И. П. Клемантович и др.). В аспекте современной научной терминологии данная проблема определена как социально-правовая защита ребенка. Она регулируется соответствующими правовыми нормами, отраженными в российском законодательстве.

На наш взгляд, необходимо также в качестве объекта социально-правовой защиты рассматривать и материнство. Вполне вероятно, что если государство не будет заботиться о здоровье, благоприятном материальном и социальном положении женщин, имеющих и воспитывающих детей, а также будущих матерей, то ни о какой защите несовершеннолетних говорить не приходится. Часто интересы матери и ребенка совпадают, и рассматривать их раздельно не всегда оправданно, т. к. в период беременности и в первые годы жизни основным «интересом» ребенка представляется мать, а для добросовестной матери интересы ребенка являются

первостепенными. Поэтому в числе особых объектов социально-правовой защиты материнство является одним из самых значимых. В конечном итоге от здоровья матери (физического, психического, духовного и нравственного) зависит здоровье подрастающего поколения и общества в целом [11].

Термин «социально-правовая защита материнства и детства» слагается из двух категорий «социальная защита» и «правовая защита». Социальная защита - это политика государства в интересах семьи в целом и детей в частности, направленная на выживание, развитие и защиту семьи и детей, охрану их здоровья, образование и т.п. Для достижения поставленной цели - обеспечения условий для нормального развития детей - средствами являются различные социальные, экономические и правовые меры. Однако все они будут действенными, то есть гарантированными государством, только в том случае, если они закреплены правовыми нормами.

Поэтому понятие «социальная защита» значительно шире понятия «правовая защита», так как последнее входит в категорию первого. Таким образом, очевидно, что эти понятия взаимообусловливают друг друга, и социальная защита, по сути, - это цель, а правовая защита - средство.

В широком смысле, социально-правовая защита несовершеннолетних - совокупность политических, экономических, социальных и юридических мер, направлений в деятельности государственных и негосударственных органов, организаций и объединений, санкционированных и не запрещенных законами и подзаконными актами, используемых, применяемых в целях реализации, восстановления и защиты прав, свобод и интересов детей, семей [7].

В узком смысле, социально-правовая защита детства - система государственных социальных мероприятий, нацеленная на профилактику и преодоление кризисных ситуаций в жизни ребенка; охрану детства [19, с. 281].

Следовательно, социально-правовая защита включает в себя принятие законодательных актов, создание специализированных социальных, образовательных, медико-социальных и других учреждений для детей, создание в образовательных и воспитательных учреждениях, в семье достойных условий для развития, воспитания, творчества, досуга, выбора жизненного пути.

Основными целями социально-правовой защиты материнства и детства являются:

- осуществление законных прав и интересов членов семьи, недопущение их дискриминации, упрочение гарантий прав и

интересов детей, восстановление прав в случае их нарушения;

- содействие физическому, психическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей и др.

Задачами социально-правовой защиты являются:

- обеспечение возможности осуществления субъективного права на социально-правовую защиту;

- формирование правовой культуры детей, родителей и семьи в целом и др. [11].

Социально-правовая защита материнства и детства реализуется/должна реали-зовываться при помощи различных механизмов. Словарь русского языка характеризует термин «механизм» как «систему, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности» (С. И. Ожегов). Следовательно, механизм состоит из системы элементов, функционирование каждого из которых вовлекает в работу другого; а суть работы механизма выражается в том, что отдельно взятый его элемент приводит в действие другой, который «тянет» за собой целый ряд элементов.

Механизм реализации социально-правовой защиты материнства и детства - система социальных и правовых средств, факторов, обеспечивающих необходимые условия уважения, реализации, охраны и защиты всех прав и свобод матери, отца и ребенка. В данном случае под средствами мы понимаем меры материально-правового и процессуально-правового характера: правовые нормы, нормативно-правовые акты, правоотношения, правозащитную деятельность государственных органов, организаций, физических лиц и самозащиту.

На наш взгляд, целесообразно выделить механизмы, содержание которых направленно на уважение, реализацию, охрану прав и свобод ребенка и семьи (механизм поддержки материнства, отцовства и детства; механизм создания и поддержания правовой среды в микросоциуме; механизм формирования правовой компетенции и повышения правовой культуры объектов и субъектов социально-правовой защиты несовершеннолетних) и механизмы, содержание которых направлено на защиту прав и свобод ребенка (юрисдикционный и не-юрисдикционный механизмы).

1. Механизм поддержки материнства, отцовства и детства. Законодательно предусмотрены определенные нормы, позволяющие еще до рождения будущей матери защищать интересы свои и плода. Так, беременность и роды являются одними из оснований регистрации брака до достижения девушкой брачного возраста (ст. 13 СК РФ). Также беременность и роды предос-

тавляют брачующимся выбор даты бракосочетания (т. е. возможность сделать это досрочно, даже в самый день подачи заявления) (ст. 11 СК РФ). Такие правовые нормы закрепляют условия того, чтобы ребенок родился и рос в юридически оформленной семье - естественной для него среде, т. к. законодательство РФ определяет приоритет семейного воспитания.

Государство в целях стимулирования рождаемости устанавливает и гарантирует единую систему пособий гражданам, имеющих детей, в соответствии с ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», которая обеспечивает материальную поддержку материнства, отцовства и детства:

- пособие по беременности и родам (право на пособие по беременности и родам имеют: женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в т. ч. женщины из числа гражданского персонала воинских формирования РФ, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ; женщины, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, научных организациях и др.);

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;

- ежемесячное пособие на ребенка.

ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает в качестве дополнительной меры поддержки семей, имеющих детей материнский (семейный) капитал (средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер господдержки, установленных настоящим законом). Правом получения семейного капитала обладают как женщины, так и мужчины (в случае, если они являются единственными родителями или усыновителями второго, третьего или последующих детей, ранее не воспользовавшихся этим правом) [21].

2. Механизм создания и поддержания правовой среды в микросоциуме. Одним из значимых средств, обеспечивающих необходимое условие реализации социально-правовой защиты несовершеннолетних, являет-

ся данный механизм. Выбор данного механизма обусловлен концепцией А. Н. Леонтьева, согласно которой личность формируется и развивается в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной деятельности (активности) [13].

В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др. утверждают, что именно среда приводит к действительным переменам в человеке. Значение влияния среды на развитие личности обусловлено тем, что она создает предпосылки для реализации внутренних возможностей человека, способствует активному развитию и свободному саморазвитию личности [12, с. 21]. При этом А. С. Белкин подчеркивает, что внешние влияния среды перерабатываются во внутренние установки, взгляды, представления личности, определяющие ее поведение в обществе, отношения с миром и самим собой [5, с. 28].

Таким образом, процесс социализации, становление и развитие личности происходят во взаимодействии с окружающей средой, которая является определенной сферой ее развития (А. И. Артюхина, Л. С. Выготский, Д. Б. Бережнова и др.) [2; 8; 6]. Именно взаимодействие со средой является источником возникновения у индивида соответствующих свойств. Однако это возможно, только если она специально организована, выстроена. Поэтому в целях уважения, реализации, охраны и защиты прав и свобод ребенка необходимо создание и поддержание правовой среды в микросоциуме.

Правовая среда, на наш взгляд, - это территория микросоциума (ближайшее окружение человека, семья), где признаются и реализуются нормы права субъектами права, создаются условия для освоения личностью правовых ценностей и формирования правовых ориентаций у субъектов правоотношений (детей, членов семьи и др.).

Для успешного освоения детьми правовых ценностей и выработки правовых установок необходимо, чтобы деятельность членов семьи и ближайшего окружения регламентировалась этими ценностями и законностью, чтобы все субъекты правоотношений руководствовались социально-правовыми ценностями, проявляли уважительное отношение к Другому, к нормам права, направляли свои действия на взаимоподдержку и взаимопонимание и т. п.

3. Юрисдикционный механизм. Представляет собой деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган загса и др.). Юрисдикционный механизм составляют гражданско-правовой, ад-

министративно-правовой, уголовно-правовой механизмы (с соответствии с отраслями права). Данный (юрисдикционный) механизм предусматривает судебный и административный порядок защиты нарушенных прав ребенка, членов семьи.

В судебном порядке рассматриваются дела, непосредственно связанные с семейным воспитанием несовершеннолетнего (определение места жительства при раздельном проживании родителе; обеспечение права ребенка на общение с родителем, проживающим от него отдельно; ограничение или лишение родителя(ей) родительских прав и др.).

Основания, в силу которых возможны обращения в суд за защитой прав ребенка, весьма разнообразны и указаны в семейном законодательстве РФ: установление отцовства и материнства (ст. 48-50); оспаривание отцовства и материнства (ст. 52); защита родительских прав (ст. 68); взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей (ст. 80, 85) и др. Таким образом, к компетенции суда закон относит принятие решений по наиболее важным вопросам в сфере социально-правовой защиты детей.

В административном порядке защита прав ребенка осуществляется в предусмотренных законом случаях государственными органами (федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, прокуратура, органы внутренних дел, территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и охране их прав, органы опеки и попечительства, органы загса, учебно-воспитательные учреждения и др.).

Так, Семейный кодекс РФ обязывает органы исполнительной власти принимать меры (организовать учет, оказывать содействие в устройстве детей в семьи) по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 122, 123, 126, 169) [18].

Органы внутренних дел могут участвовать в принудительном исполнении решений, связанных с отбиранием ребенка (ст. 79 СК РФ), в розыске лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов.

Органы загса правомочны восстанавливать брак в случае явки супруга, объявленного судом умершим или признанного судом безвестно отсутствующим (ст. 26), устанавливать отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, на основании совместного заявления отца и матери ребенка (ст. 48).

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения,

возлагается законом на администрацию этих учреждений (ст. 147 СК РФ). Воспитательные учреждения выполняют обязанности опекунов (попечителей) воспитанников, направляют сообщения в органы опеки и попечительства о возможности их передачи на воспитание в семью.

Приведенный перечень государственных органов не является исчерпывающим, так как на местах участие в социально-правовой защите несовершеннолетних могут принимать (уже принимают) Центры помощи семье и детям, Центры экстренной психологической помощи населению, Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и др.

4. Неюрисдикционный механизм. Данный механизм представляет собой совокупность действий граждан, членов семей и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно без обращения за помощью к компетентным органам. Таким действия называют самозащитой прав.

Законом не исключается самозащита гражданами своих семейных прав путем совершения действий, пресекающих нарушения права. Ст. 56 СК РФ устанавливает, что непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями).

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 27 ГК РФ; ст. 13 СК РФ), вправе самостоятельно осуществлять свои и права и обязанности, в том числе свое право на защиту. В случаях, предусмотренных законом, по делам, возникающим из трудовых и брачно-семейных правоотношений и из сделок, связанных с распоряжением полученным заработком, несовершеннолетние имеют право лично защищать свои права. Привлечение к участию в таких делах родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних для оказания им помощи зависит от усмотрения суда (ст. ГПК РФ).

Право ребенка на защиту включает и возможность самостоятельного принятия им независимо от возраста некоторых мер в случае нарушения его прав и интересов. Это возможно при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами. В таких случаях ребенку предоставлено право обра-

титься в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд. Последствия такого обращения могут быть: привлечение родителей к административной или уголовной ответственности, отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства (ст. 77 СК РФ), лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке (ст. 69, 73).

Определенной гарантией надлежащей защиты прав ребенка в семье является установление п. 3 ст. 56 СК РФ обязанности должностных лиц организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушении его прав, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите ребенка.

5. Механизм формирования правовой компетенции и повышения правовой культуры объектов и субъектов социально-правовой защиты несовершеннолетних. Данный механизм предполагает поэтапную реализацию механизма правового информирования и механизма правового образования.

5.1. Механизм правового информирования (просвещения). Правовое просвещение (информирование) - вид деятельности по распространению идей права, правового государства, правомерного поведения.

Реальному осуществлению права ребенка на защиту (см. механизм 4) должны способствовать введение практики ознакомления детей (в семье, детском саду, школе) с их правами (сообразно их возрасту), включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в школе, в семье, о субъектах защиты их прав (социальный педагог, органы опеки и попечительства, телефон доверия и т.п.); освещение в средствах массовой информации прецедентов - процессов над гражданами (в т. ч. родителями), нарушающими права детей как в семье, так и в образовательных и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях.

Правовое информирование в семье может осуществляться путем чтения и анализа соответствующей литературы (Шне-кендорф З. К. «Изучение Конвенции о правах ребенка в школе», «Конвенция «О правах ребенка» в картинках» и др.); изучения буклетов, брошюр, содержащих социально-правовую информацию (о правовых нормах, о способах профилактики правонарушений среди несовершеннолетних); участия в социально значимых проектах, организуемых учреждениями социальной защи-

ты населения, образовательными учреждениями и т.п.

5.2. Механизм правового образования. Становление и развитие правового образования в современной России базируется на идеях необходимости для каждого человека знаний своих прав и пользы законов, всеобщности преподавания права, распространения правовых знаний в народе, «развития в человеке свободы, равноправия», формирования правосознания и правовой культуры (В. Г. Белинский, С. И. Гессен, Я. П. Козельский, Ф. В. Кречетов, А. П. Куницын, В. С. Нерсесянц, А. Ф. Никитин, Н. И. Пирогов, В. В. Попугаев, М. М. Рубинштейн, К. Д. Ушинский и др.).

Среди современных исследователей проблем развития правовой культуры личности и общества, правового образования можно отметить В. К. Бабаева, З. Баумана, А. Г. Кислова, Н. М. Матузова, Е. В. Тата-ринцеву, Е. Я. Тищенко, А. А. Черемисину, Т. И. Шамову и др.

В юридическом словаре [3] правовое образование определено как совокупность правового воспитания и обучения праву (правового обучения).

По мнению Т. И. Акимовой, правовое воспитание - «целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовое установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру» [1]. А. А. Кваша отмечает, что «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности» [9]. К. В. Науменкова считает, что правовое воспитание - это «система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры» [15].

Каждое из этих определений несет в себе субъективное видение автора, но все они объединены общим пониманием необходимости формирования правовых установок отношений, мотивов деятельности в сфере, регулируемой правом. С помощью правового воспитания у человека развивается чувство уважения к праву, видение закона большой правовой ценностью, привычка соблюдать закон без каких-либо отклонений, чувство ответственности.

Правовое воспитание неразрывно связано и реализуется через правовое обучение. Правовое обучение - это способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объек-

ту воспитания [17]. Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания, правовой компетентности, обеспечение необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения [16]. С помощью правового обучения пополняются знания права, его норм и принципов; глубокие знания способствуют укреплению положительного отношения к законам, необходимости их выполнения.

Таким образом, образование тесно связано с воспитанием. Как отмечает М. Н. Марченко «правовое образование как фактор воспитания должно иметь своей направленностью более полную реализацию потенциальных способностей личности» [14]. В кратком философском словаре образование и воспитание рассматриваются как основные способы формирования личности. «Если в процессе образования мы получаем знания, которые дают возможность видеть и анализировать сложные проблемы жизни общества, а значит искать новые решения насущных проблем, то воспитание формирует в человеке не только умение выполнять работу, а такие качества личности, как убеждение, моральные принципы, ценности, мотивы, определенное отношение к другим людям. Таким образом, образование воспитывает, а воспитание обучает» [22].

Изучение правовых дисциплин (в школе, в процессе профессиональной подготовки) позволяет научить логическому мышлению, формированию инициативной личности, способной уметь находить творческое, нестандартное и обоснованное решение той или иной проблемы (Ю. Татур), то есть правовое образование сегодня должно быть нацелено на развитие культуры мышления личности обучающегося. Культура мышления - уровень развития способностей индивида, позволяющий ему с определенной степенью эффективности воспринимать, перерабатывать и использовать информацию (ценности, знания, умения, правовые нормы и т. п.) [4, с. 20].

Нацеленность на решение проблемы правового образования педагогов, в том числе социальных педагогов, подтверждается решением коллегии Министерства образования «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях»

(№ 24/1 от 28.12.94 г.), письмами «Об изучении Конституции Российской Федерации и гражданском образовании» (№ 151/11 от 16.02.95 г.) и «О повышении правовой культуры и образования учащихся в сфере из-

бирательного права и избирательного процесса» (№ 385/11 от 07.04.95 г.), Министерства образования РФ от 19.03.96 г. № 391/11 «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях РФ». Указ Президента РФ от 6 июля 1995 г. № 673 «О разработке концепции правовой реформы в РФ» в качестве одного из основных элементов концепции правовой реформы установил «развитие системы правового воспитания, в том числе укрепление системы юридического образования и юридической науки». Выдвинутая проблема рассматривается через призму и идею права, через использование данных других наук, прежде всего - философии, педагогики, социологии, политологии, психологии и др.

Итак, правовое образование в семье должно предполагать деятельность, оказывающую непосредственное воздействие на формирование и развитие общего уровня правового сознания и правовой культуры самих родителей, членов семей, и способствующая овладению ими умениями и навыками правовоспитательного воздействия на детей с целью формирования и развития их

правового сознания и основы правомерного поведения.

В целом, в рамках реализации механизма формирования правовой компетенции и повышения правовой культуры объектов и субъектов социально-правовой защиты несовершеннолетних необходимо применять активные методы правового обучения и воспитания - дискуссию, деловую игру, ролевую игру, решение практических задач, творческую мастерскую и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, педагог, социальный педагог, специалист по социальной работе, осуществляя социально-правовую защиту несовершеннолетних, должны владеть системой правовых знаний и умений; способствовать формированию правовой компетенции и повышения правовой культуры объектов (несовершеннолетних) и субъектов (родителей, членов семей, педагогов) социально-правовой защиты материнства и детства. А также они должны ознакомить и научить родителей (семейных социальных педагогов) активно использовать предложенные механизмы социально-правовой защиты несовершеннолетних непосредственно в семье (в ближайшем микросоциуме).

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимова Т. И. Правовая пропаганда как способ формирования позитивных элементов правового сознания, определяющих показатель лояльности правосознания URL : http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/ 2004/koni.ii/sek2/2//.

2. Артюхина А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен : монография. Волгоград : ВолГМУ, 2006.

3. Барихин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М. : Книж. мир, 2000.

4. Безуглова, Л. П. Развитие культуры мышления : учеб. пособие. Оренбург : ОГПУ, 2005.

5. Белкин А. С., Жукова Н. К. Витагенное образование. Многомерный голографический подход. Екатеринбург, 2001.

6. Бережнова Д. Б. Влияние образовательной среды на культурную идентификацию личности // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста : межрегион. науч.-практ. конф. / Воронеж. гос. ун-т ; под ред. И. Ф. Бережновой. Воронеж, 2001. С. 195-197.

7. Варывдин В. А., Клемантович И. П. Управление системой социальной защиты детства : учеб. пособие для студ. вузов. М. : Пед. о-во России, 2005.

8. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М. : Педагогика, 1993.

9. Кваша А. А. Правовые установки граждан : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / А. А. Кваша. Волгоград, 2002.

10. Коротун А. В. Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки : дисс. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2010.

11. Коротун А. В., Орлов В. Б. Повышение профессиональной компетентности родителей - социальных педагогов в сфере нормативно-правового и финансового обеспечения детей: программа, учебно-методическое пособие, методические рекомендации по профессиональной подготовке родителей / ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО. - М. : Современное образование, 2013.

12. Коханович Л. И., Рябов Л. П. Гуманизм - нравственная основа формирования личности студента. М. : НИИВО, 1993.

13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1977.

14. Марченко, М. Н. Юридическое образование в современной России: состояние и перспективы // Правоведение. 1999. № 3. С. 232-250.

15. Науменкова, К. В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков. URL : http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004/kon22.03/sek1/13.htm.

16. Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву : учебник. М. : Владос, 2002.

17. Почтарь Т. М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики : дис. . канд. юрид. наук : 12.00.01. М., 2001.

18. Семеный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. от 05.05.2014). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=162644.

19. Словарь по социальной педагогике : учеб. пособие для студ. вузов / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. М. : Академия, 2002.

20. Сутягина К. В. Социально-правовая защита семьи в современном российском обществе : дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2005.

21. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 02.07.2013, с изм. от 23.06.2014) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=l49064.

22. Энциклопедия профессионального образования : в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. М. : РАО АПО, 1999-2000.

Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. А. П. Чудинов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.