Научная статья на тему 'Проблемы защиты института семьи, материнства и детства в РФ и пути их решения'

Проблемы защиты института семьи, материнства и детства в РФ и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8919
1206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНСТИТУТ СЕМЬИ / МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА / СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лутовинова Наталья Викторовна, Овсянникова Александра Андреевна

В статье рассмотрены теоретические и нормативно-правовые основы социальной защиты семьи, материнства и детства в Российской Федерации, представлены правовые акты и деятельность организаций по защите прав ребенка, описаны основные государственные гарантии по социальной защите семьи и детства в Российской Федерации, правовые аспекты защиты детей в семье. Раскрыты основные направления государственной социальной политики в отношении отдельных категорий семей и детей, а также аспекты охраны материнства и детства в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лутовинова Наталья Викторовна, Овсянникова Александра Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF PROTECTING THE INSTITUTION OF FAMILY, MOTHERHOOD AND CHILDHOOD IN RUSSIA AND WAYS OF THEIR SOLUTION

The article deals with theoretical and normative legal bases of social protection of the family, motherhood and childhood in the Russian Federation, presents legal acts and activities of organizations to protect the rights of the child, describes the main state guarantees for the social protection of the family and childhood in the Russian Federation, legal aspects of protection Children in the family. The main directions of the state social policy concerning certain categories of families and children are revealed, as well as aspects of the protection of motherhood and childhood in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Проблемы защиты института семьи, материнства и детства в РФ и пути их решения»

10.5. ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНСТИТУТА СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Лутовинова Наталья Викторовна, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Место работы: Российский государственный социальный университет

nlutovinova@mail.ru

Овсянникова Александра Андреевна, преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Место работы: Российский государственный социальный университет

hepbern33@mail.ru

Аннотация: в статье рассмотрены теоретические и нормативно-правовые основы социальной защиты семьи, материнства и детства в Российской Федерации, представлены правовые акты и деятельность организаций по защите прав ребенка, описаны основные государственные гарантии по социальной защите семьи и детства в Российской Федерации, правовые аспекты защиты детей в семье. Раскрыты основные направления государственной социальной политики в отношении отдельных категорий семей и детей, а также аспекты охраны материнства и детства в Российской Федерации. Ключевые слова: правовое регулирование, институт семьи, материнства и детства, семейная политика.

THE PROBLEMS OF PROTECTING THE INSTITUTION OF FAMILY, MOTHERHOOD AND CHILDHOOD IN RUSSIA AND WAYS OF THEIR

SOLUTION

Lutovinova Natalia V., Senior lecturer of the Department of Civil Law Disciplines Work place: Russian State Social University

nlutovinova@mail.ru

Ovsyannikova Alexandra A., Teacher of the Department of State and Legal Disciplines Work place: Russian State Social University

hepbern33@mail.ru

Annotation: The article deals with theoretical and normative legal bases of social protection of the family, motherhood and childhood in the Russian Federation, presents legal acts and activities of organizations to protect the rights of the child, describes the main state guarantees for the social protection of the family and childhood in the Russian Federation, legal aspects of protection Children in the family. The main directions of the state social policy concerning certain categories of families and children are revealed, as well as aspects of the protection of motherhood and childhood in the Russian Federation.

Keywords: legal regulation, institute of family, motherhood and childhood, family policy.

Семейная политика представляет собой совокупность способов поддержки, предоставляющих семьям с детьми определенные социальные гарантии, цель которых улучшить благосостояние и обеспечить функционирование семьи в интересах общества. Как свидетельствует анализ юридической литературы, семейная политика опирается на развитую правовую базу стран ЕС. Мы видим, что, несмотря на все существующие проблемы государства, а именно: национальная оборона, национальная экономика, государственная безопасность, образование, здравоохранение и так далее, по объёму выделяемых средств, социальная политика в сфере семьи, материнства и детства в Российской Федерации находится на первом месте. Данная сумма составляет 4 448 млрд. руб., что на 14% больше чем в 2015 году. Представленные данные уже говорят об актуальности данной сферы в жизни российского общества.

На ряду с европейскими странами у России имеется далеко несовершенная система прав социального обеспечения в сфере семьи, материнства и детства, однако государство в лице депутатов понимает это и старается изменить законодательство в данной сфере. Государство осознаёт, что необходимо развивать гражданское общество[7, с. 76-82], а для этого необ-

ходимо повышение уровня жизни граждан, чтобы каждый гражданин, живущий в стране, чувствовал себя защищённым.

Президентом РФ неоднократно ставились задачи по развитию эффективной системы защиты семьи, материнства и детства, призванные обеспечить решение наиболее актуальных проблем. В их числе: снижение численности детского населения, высоких рисков бедности семей с детьми, роста социального сиротства, большого числа детей, оставшихся без попечения родителей, высокой распространенности жестокого обращения с детьми.

Анализ российского опыта защиты семьи, материнства и детства позволяет уверенно говорить о том, что основные области совершенствования системы защиты детства - это модернизация законодательства, стандартизация услуг и распространение, и внедрение лучших отечественных практик [4, с. 76-82].

Хотелось бы высказать свои предложения по этим существенным вопросам модернизации системы защиты семьи, материнства и детства.

Проведение комплексного анализа и ревизии законодательных актов в сфере защиты семьи, материнства и детства, принимавшихся в разные исторические периоды и

Проблемы экономики и юридической практики

зачастую несогласованных между собой, является необходимым. Опыт работы с субъектами Российской Федерации подтверждает насущную необходимость выработать единую современную правовую базу защиты семьи, материнства и детства. В том числе, следует унифицировать использование понятий и категорий «дети в трудной жизненной ситуации», «дети и семьи в социально опасном положении», «дети, нуждающиеся в помощи государства», «дети, оставшиеся без попечения родителей».

Необходимо законодательно закрепить единый порядок мер по защите прав каждого нуждающегося в этом ребенка, внеся ряд взаимосвязанных изменений в Семейный кодекс РФ, Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ, «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ и ряд других [15]. Следует решить на федеральном уровне вопрос о полномочиях различных органов, выступающих от имени государства защитниками ребенка, преодолеть мешающие практической работе разногласия в правоприменительной практике.

Законодательное закрепление должны получить процессы консолидации ресурсов в системе защиты семьи, материнства и детства. В ряде субъектов РФ приняты решения о создании отдельных органов исполнительной власти, выполняющих полномочия по защите прав детей, опеке и попечительстве и организующих социальное обслуживание семьи и детей. Полагаем, что консолидация ресурсов в органах, исполняющих полномочия по опеке и попечительстве, будет способствовать эффективности деятельности по защите семьи, материнства и детства.

Позитивной тенденцией является выделение защиты детства в отдельную отрасль, формирование единой системы органов и учреждений, решающих специфические задачи по защите прав детей. Эти задачи остаются второстепенными для учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания и смешиваются с их основными задачами и, поэтому, решаются с большими затратами и с меньшей результативностью, и с трудом поддаются мониторингу и оценке.

Среди широкого круга вопросов модернизации и совершенствования российской системы защиты семьи, материнства и детства, вопрос стандартизации социальных услуг для семьи и детей - один из наиболее актуальных и активно обсуждаемых в профессиональном сообществе.

Введение стандартов услуг является ключевым звеном модернизации системы. Стандарты создают условия для повышения профессионального уровня работы, поскольку определяют четкие требования к процессу и результатам оказания услуг, профессионализируют деятельность и делают возможным реализацию новых механизмов финансирования сферы защиты детства. Стандартизация открывает возможность существенно расширить круг поставщиков услуг, размещая заказ на их оказание на основе открытых конкурсов для организаций любой организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности. При проведении конкурсов только наличие достаточно детализированного стандарта услуги позволяет обеспечить проверку соответствия предложений участников требованиям к их качеству [5, с. 20-28].

В соответствии с действующим законодательством, определение порядка установления государственных стандартов социального обслуживания отнесено к полномочиям органов

государственной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время разработан ряд Национальных стандартов, которые во многих регионах взяты за основу при установлении государственных стандартов.

Вместе с тем, эксперты и практики отмечают потребность в стандартизации процесса оказания широкого перечня конкретных услуг для семьи и детей, которые уже не первый год используются в работе и подтвердили свою результативность.

Один из подходов к совершенствованию системы защиты детства заключается в приоритетной разработке и внедрении стандартов профилактических услуг. Содержание государственных обязательств корректировки в сторону увеличения доли расходов на профилактические услуги, оказываемых семье и ребенку на ранней стадии неблагополучия по месту их проживания.

Формы выражения социального обеспечения в сфере семьи, материнства и детства в России несовершенны, наряду с европейскими странами, поэтому существуют определённые проблемы, которые создают препятствия для её развития. Одна из основных - это отсутствие системы оказания адресной социальной помощи в сфере семьи, материнства и детства и отсутствие социального патронажа с целью выявления потенциальных клиентов социальных служб. В российском законодательстве сказано, что социальную помощь может получить тот, кто за ней обратится в соответствующую социальную службу или социальное ведомство. Зачастую люди даже не знают о существовании таких центров, и узнать им неоткуда.

Таким образом, социальную помощь получают только те, кто, имея проблему, владеют информацией, либо те, о проблеме которых сообщили родственники, друзья или соседи. Зачастую в данные центры обращаются люди, которым не так уж и нужна предоставляемая социальная помощь, зато, сколько нуждающихся людей остаются за гранью работы данных центров и служб.

Во многих европейских странах развит, так называемый «социальный патронаж в сфере семьи, материнства и детства». Его обычно осуществляет социальный психолог и социальный педагог в воспитательно- образовательных учреждениях, таких как детский сад, школа и т. д. Данные сотрудники находятся в постоянном контакте с детьми и интересуются их жизнью в семье [3, с.149-154; 14].

Социальные психологи и социальные педагоги стабильно наблюдают за поведением детей, за их настроением, внешним видом и т. п. В случае, если ребёнок агрессивен, недоволен, растерян, ни с кем не вступает в контакт из сверстников, или он пришёл с синяком из дома, то и он и его семья сразу же становятся потенциальными клиентами социальной службы по вопросам помощи семье и детям.

В нашей стране такая система не развита, по крайней мере, из-за отсутствия нужного внимания к детям со стороны социальных педагогов и социальных психологов. В нашей стране начинают обращать внимание лишь после совершения ребёнком какого-то из ряда вон выходящего действия, зачастую носящего характер правонарушения.

Следующей проблемой законодательства в сфере социального обеспечения семьи, материнства и детства является отсутствие индивидуального подхода к клиенту в контексте определения его правового статуса. Большинство социальных выплат в Российской Федерации определяются материальным положением матери. В соответствии с законодательством РФ, если ее доход составляет меньше прожиточного минимума, то

она имеет право на социальную помощь, либо на другие меры материальной поддержки, исходя из своего статуса. Но если мы рассмотрим семью мать - одиночка и сын, где мать успешный предприниматель и её доход позволяет иметь им все необходимое, то такая семья остается за пределами работы социальных служб.

В данном случае необходимо рассматривать помощь в сфере семьи, материнства и детства с разных сторон. Следует обращать внимание не только на материальное состояние членов семьи, но и рассматривать спектр других проблем, с которыми может столкнуться такая семья.

Необходим комплексный подход к каждому человеку. Начиная с того, вследствие чего клиент стала матерью - одиночкой. Будь то, потеря мужа или развод, а самое главное, как это всё переносит ребёнок. В любом случае, на первичном этапе, нужна психологическая помощь и поддержка со стороны специалистов. Что касается нашего конкретного случая, то если в семье всё благополучно с доходом, то возникают опять же проблемы другого характера. Это проблемы воспитания, излишняя свобода действий ребёнка, самовоспитание, неограниченность в ресурсах и многое другое. Зачастую, такие дети, из-за отсутствия определённого родительского внимания, встают на тропу девиантного поведения. Из-за вседоступности и вседозволенности, ребёнок перестаёт радоваться простым человеческим радостям, а его внимание направляется на запретные плоды, такие как наркотики, алкоголь и т. п.

Поэтому здесь очень важна психологическая помощь, а также помощь в процессе воспитания ребёнка, и она не измеряется суммой материальных средств. Поэтому при работе с клиентом, необходим комплексный подход изначально, так как лучше проблему предотвратить на ранней стадии, чем когда клиент спустя время обратится и будет уже поздно что-то предпринимать, так как наши граждане как правило начинают уже обращаться за помощью, когда ситуация вышла из-под контроля и резко ухудшилась.

Одной из важных проблем в современном российском законодательстве является отсутствие контроля за использованием социальных выплат и отсутствие понимания положения и социального статуса. Если говорить более конкретно, то в качестве примера можно рассмотреть ситуацию с гражданами, покинувшими стены детского дома.

В соответствии с законодательством РФ, если от ребёнка отказываются, и он попадает в детский дом, то в банке на его имя открывается счёт, куда перечисляются определённые средства [8; 9; 10]. Доступ к этому счёту ребёнок может получить только по достижению 18-ти лет, соответственно, когда он выходит из данного учреждения. Это сделано для того, чтобы при выходе из учреждения, у ребёнка был стартовый капитал, который он мог вложить на покупку всего необходимого для обеспечения нормального процесса жизнедеятельности. Но ни для кого не секрет, что воспитанники детских домов - это люди с низкой социальной адаптацией, не всегда способные к индивидуальной нормальной жизни и тем более к распределению доходов и расходов [13]. Поэтому получив на руки достаточно большую сумму, они не смогут конструктивно и объективно распределить ее, вследствие чего, эти деньги растрачиваются в считанные дни нецелевым путём.

На сегодняшний день Молодёжный Парламент Законодательного Собрания РФ вносит на рассмотрение законопроект по контролю и содействию в освоении средств на вещи первой необходимости для выпускников детских домов. Суть данного

законопроекта заключается в том, что выпускникам детских домов накопленная сумма не будет выдаваться на руки. Она будет осваиваться совместно с сотрудниками администрации в виде натурального обмена. Выпускник детского дома должен будет предоставить список необходимых вещей на определённую сумму, а сотрудники администрации, в лице государства, осуществят закупку и передадут ему все необходимые вещи. Таким образом, данные средства будут расходоваться целевым путём по прямому назначению [6, с.116-21.].

Большой проблемой российских граждан является самосознание. К сожалению, наш менталитет устроен таким образом, что не все граждане хотят трудиться, большинство придерживаются позиции, что государство им должно и обязано, хотя сами ничего для этого не делают. Люди в любом положении хотят получить от государства помощь, поэтому, опять же, из -за просвета в налоговом законодательстве и некачественной работы сотрудников налоговой службы, приносят в социальные службы «липовые» справки о доходах, в соответствии с которыми сотрудники социальной защиты населения обязаны назначать социальные пособия и выплаты. Таким образом, огромное количество бюджетных средств расходуется на людей, социальная помощь которым не является необходимой.

Также большой трудностью зачастую становится сбор пакета документов. Он настолько велик, что занимает не один день и порой даже не неделю. Зная это, гражданин не всегда имеет желание собрать все необходимые документы, чтобы получить небольшое пособие. Эту проблему можно легко решить. Необходимо развивать межведомственное сотрудничество, чтобы государственные службы имели доступ к информационной базе друг друга посредством запросов. Это в разы сократило бы действия обратившегося за социальной помощью гражданина по сбору документов, когда сотрудник социальной защиты мог бы давать запросы в различные учреждения и получить необходимую и достоверную информацию по данному клиенту.

Рассмотрев данный комплекс проблем можно сделать вывод о том, что все они возникли вследствие несовершенства российского законодательства, нерегламентированной работы налоговых и других органов и т. д.

Как мы видим, все эти проблемы решаемы, какие-то проще, какие-то более сложные, но неразрешимых вопросов нет, и мы имеем хороший опыт и достаточно хороший образец реализации социального обеспечения в сфере семьи, материнства и детства за рубежом.

Современная власть осознаёт значимость данной сферы и существование определённых проблем. Доказательство тому служит достаточно частое изменение законодательства в сфере социального обеспечения в сфере семьи, материнства и детства. Однако чтобы выстроить хорошую работу, нужны срочные реформы в сфере налогового законодательства и социальной политики в сфере семьи, материнства и детства.

Все эти моменты определяют стратегию развития нашего общества, которое строится на принципах гуманизма, эмпатии и социальной защищённости. В ближайшем будущем необходимы будут новые подходы и способы решения социальных проблем в сфере семьи, материнства и детства.

Из-за многочисленности обращений граждан за социальной помощью государство не всегда способно оказать качественную социальную помощь всем нуждающимся гражданам, поэтому на помощь должны прийти некоммерческие организации. В этом контексте необходимо развивать госу-

Проблемы экономики и юридической практики

дарственно-частное партнёрство в решении социальных проблем граждан. Также необходимо развивать социальное предпринимательство [11; 12], которое будет направлено на помощь, поддержание и защиту граждан нашей страны. Мало кто признаёт, но в современной России многие сферы услуг коммерциализированы. Частные компании по оказанию услуг уверенно вытесняют государственные учреждения. Это не есть плохо, так как это ведёт к активному государственно-частному партнёрству с повышением качества оказания услуг за счет конкуренции.

В скором времени государство будет выполнять лишь роль менеджера, который будет распределять бюджетные средства по частным некоммерческим организациям, которые будут заниматься социальным обслуживанием и оказанием социальной помощи нашим гражданам. Такая модель уже успешно работает в Германии [1, с. 42-48].

Наряду с наличием общих целей семейной политики, ее подходы в отношении поддержки семьи, материнства и детства в разных странах отличаются. Общим для всех стран является постулат, что «...семья признается важнейшим социальным институтом, в котором рождаются и воспитываются новые поколения, где происходит их социализация, где эти поколения получают экономическую и психологическую поддержку» [2, с.89-95].

В зарубежных странах в рамках национальных систем в сфере социального обеспечения семьи, материнства и детства, наряду с социальным страхованием, используются две модели социальной поддержки населения - модель универсализма и модель целеполагания, а также различные методы их реализации.

Зарубежный опыт позволяет сделать вывод о наличии определенных как позитивных, так и негативных сторон у каждой модели социальной поддержки и присущих им издержек.

При этом модель целеполагания отнюдь не является приоритетным направлением социальной поддержки в европейских странах и не имеет тенденции к развитию.

Преобладающая часть бюджетных расходов приходится на меры в сфере социального обеспечения семьи, материнства и детства, предоставляемые без учета нуждаемости реципиентов, то есть в рамках модели универсализма.

Уровни социального обеспечения семьи, материнства и детства, предоставляемой населению в европейских странах, и, соответственно, расходы государственных и местных бюджетов на их предоставление весьма значительны, по сравнению с Российской Федерацией, что является одной из причин использования модели целеполагания и оценки, в рамках данной модели, доходов/средств реципиентов за рубежом.

По этой причине стремление к «механическому» расширению масштабов применения модели целеполагания (так называемого принципа «адресности» в Российской Федерации) представляется не вполне оправданным, поскольку до настоящего времени в стране, по существу, не определены назначение и цель предоставления социальной поддержки как инструмента государственной социальной политики (ни законодательно, ни в рамках целевых программ).

Представляется целесообразным исходить из того, что социальное обеспечение семьи, материнства и детства призвано выполнять функции, связанные с содействием решению в первую очередь стратегических, общенациональных социальных проблем - демографического развития (стимулирование рождаемости, многодетности), преодоления социального си-

ротства, и пр. Социальная поддержка не может и не должна рассматриваться и использоваться как инструмент обеспечения и/или повышения доходов значительной части населения страны - эту функцию должна выполнять система оплаты труда, социального, медицинского страхования.

В связи с этим должно быть выделено и законодательно зафиксировано ограниченное число целевых групп населения, которым социальное обеспечение семьи, материнства и детства с учетом национальных приоритетов предоставляется только на принципе универсализма.

Более перспективным, применительно к России, учитывая специфику множества уже существующих и трудно переводимых на принцип «адресности» мер социальной поддержки, является:

- расширение сферы применения страховых инструментов при предоставлении социального обеспечения;

- перевод в денежную форму и фиксация в нормативных правовых актах количественных, предпочтительно стоимостных, оценок мер социальной поддержки, представляемых в форме услуг и/или прав/преимуществ на их предоставление;

- расширение сферы применения налоговых и кредитных инструментов при предоставлении социальной поддержки.

Вместе с тем в рамках уже реализуемых в Российской Федерации мер в сфере социального обеспечения семьи, материнства и детства, предусматривающих оценку доходов получателей, целесообразно использовать уже отработанные за рубежом технологии, в т. ч. направленные на минимизацию ошибок включения и издержек.

Важно при этом:

- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сфере социального обеспечения семьи, материнства и детства, предусматривающее определение основополагающих терминов (например, цели и задачи социальной поддержки, нуждаемость, критерии нуждаемости и др.), принципов и критериев предоставления социальной поддержки, форм и минимальных стандартов социальной поддержки, полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области социальной поддержки;

- разработка методической базы организации в сфере социального обеспечения семьи, материнства и детства, предусматривающей разработку и внедрение методических основ осуществления оценки/проверки имущественной и финансовой обеспеченности заявителей (получателей мер социальной поддержки): методик учета имеющегося у семей (граждан) имущества и личного подсобного хозяйства, методик стоимостной оценки имущества и доходов от них и др., методик определения стоимости услуг и прав, предоставляемых в рамках социальной поддержки;

- создание организационной базы социальной поддержки, предусматривающее формирование на всех уровнях управления, в первую очередь - в муниципальных образованиях, структур, наделенных полномочиями выявлять континенты нуждающихся в социальной поддержке, оценивать их нуждаемость;

- формирование механизмов контроля за обоснованностью назначения и предоставления мер в сфере социального обеспечения семьи, материнства и детства.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 95,6%.

Список литературы:

1. Дубинский В.И. Социальная работа в Германии: Учебное пособие /

В.И. Дубинский, - 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. С. 42-48.

2. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции,

перспективы. - М., 2013. С.89-95.

3. Манджиева С.В. Становление и развитие универсальных международных стандартов социального обеспечения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2014. - Вып. 3 (25). - С. 149154.

4. Незнамова А.А., Стародумова С.Ю. История развития социального обеспечения в Российской Федерации // Сборник статей по итогам научно-практического семинара «Проблемы и перспективы современной юридической науки». 2017. С. 76-82.

5. Тищенко Л.А. Трансформация семейной политики в целях повышения конкурентоспособности России в условиях глобализации // Вестник Университета Российской Академии Образования. 2013. N 3. С. 20-28.

6. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа [Текст] / Е.И. Холостова. - М.: Дашков и Ко, 2011. С.116-21.

7. Гражданско-правовое положение некоммерческих организаций по законодательству Российской Федерации): монография. - М.: Гал-лея-принт, 2016. - 132 с.

8. Шиловская А.Л. Повышение эффективности осуществления родительских прав и обязанностей с помощью соглашения об уплате алиментов // Исполнительное право. 2015. № 2. С. 25-30.

9. Шиловская А.Л., Золотарева А.Е. К вопросу об обязанности родителя, проживающего отдельно, нести дополнительные расходы на содержание несовершеннолетнего ребенка // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 1. С. 180-182.

10. Бурова И.Л. О некоторых вопросах толкования и совершенствования норм семейного законодательства об изменении размера алиментов на несовершеннолетних детей // Научный альманах. 2016. № 7-2 (21). С. 81-85.

11. Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Незнамова А.А., Луто-винова Н.В., Жестеров П.В. Учебное пособие / Москва, 2017.

12. Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Золотарева А.Е. Учебник / Москва, 2016.

13. Ленковская Р.Р., Шиловская А.Л. Исполнительное производство по отобранию несовершеннолетнего ребенка: особенности правового регулирования и проблемы реализации. В сборнике: Российские гуманитарные и социально-экономические науки в новом тысячелетии. Москва, 2011. С. 198-204.

14. Ленковская Р.Р. Односторонний отказ заказчика от исполнения договора возмездного оказания образовательных услуг // Проблемы экономики и юридической практики. 2016. № 2. С. 140-144.

15. Шиловская А.Л. Принудительные меры воспитательного воздействия: оценка состояния и перспективы развития. М. 2009. Сер. Серия «Методы работы с несовершеннолетними правонарушителя-ми»./Ин-т права и публ. политики.

РЕЦЕНЗИЯ

Рецензируемая статья посвящена актуальной теме, в связи с тем, что определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения, благосостояние и доходы семей. Важнейшим критерием социального государства является защита материнства, детства, отцовства, а также помощь и защита семьи. На ряду с европейскими странами у России имеется далеко несовершенная система прав социального обеспечения в сфере семьи, материнства и детства, однако государство в лице депутатов понимает это и старается изменить законодательство в данной сфере. Государство осознаёт, что необходимо развивать гражданское общество, а для этого необходимо повышение уровня жизни граждан, чтобы каждый гражданин, живущий в стране, чувствовал себя защищенным.

Авторы статьи анализируют российский опыт защиты семьи, материнства и детства, исследуют теоретические и нормативно-правовые основы социальной защиты семьи, материнства и детства в Российской Федерации, рассматривают основные государственные гарантии по социальной защите семьи и детства в Российской Федерации, правовые аспекты защиты детей в семье. Раскрывают основные направления государственной социальной политики в отношении отдельных категорий семей и детей, а также аспекты охраны материнства и детства в Российской Федерации.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена ситуацией, сложившейся в России, которая ограничивает потенциал социального развития семьи и общества.

Авторы приходят к вполне обоснованному и аргументированному выводу, что социальное обеспечение семьи, материнства и детства призвано выполнять функции, связанные с содействием решению в первую очередь стратегических, общенациональных социальных проблем - демографического развития, преодоления социального сиротства, и пр. Социальная поддержка не может и не должна рассматриваться и использоваться как инструмент обеспечения и/или повышения доходов значительной части населения страны - эту функцию должна выполнять система оплаты труда, социального, медицинского страхования.

В целом статья Лутовиновой Н.В., Овсянниковой А.А. отражает современные подходы к проблемам института семьи, материнства и детства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Рецензент:

кандидат юридических наук, доцент

кафедры гражданско-правовых дисциплин

Гриднева О.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.