Научная статья на тему 'История становления и развития социальной поддержки материнства и детства в Воронежской области в 1990-е гг'

История становления и развития социальной поддержки материнства и детства в Воронежской области в 1990-е гг Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
748
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / МАТЕРИНСТВО / ДЕТСТВО / СЕМЬЯ / VORONEZH REGION / SOCIAL POLICY / SOCIAL PROTECTION / SOCIAL SUPPORT / MOTHERHOOD / CHILDHOOD / FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Свистова Елена Борисовна, Шамрина Екатерина Александровна

На основе анализа положения женщин и детей Воронежской области в 1990-е гг. показано, что смена общественно-политического строя, ухудшение социально-экономической ситуации в стране повлекли за собой снижение жизненного уровня населения области, прежде всего семей, воспитывающих детей; проанализированы основные направления развития системы социальной поддержки материнства и детства, сложившиеся в Воронежской области в эти годы, выявлены основные недостатки и указаны перспективы развития системы социальной защиты материнства и детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Свистова Елена Борисовна, Шамрина Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF FORMING AND DEVELOPMENT OF SOCIAL PROTECTION OF MOTHERHOOD AND CHILDHOOD IN VORONEZH REGION DURING 1990S

The article deals with women's and child's standing in Voronezh region during 1990s. It shows that the social and political system's change and deterioration of social and economic state in the country involved the decrease in living standards in the region, first of all for families bringing up the children. The basic directions in development of system of protection of maternity, and childhood during the 1990-th in Voronezh region are analyzed, positive sides and the basic prospects of the further development of this branch are defined.

Текст научной работы на тему «История становления и развития социальной поддержки материнства и детства в Воронежской области в 1990-е гг»

УДК 364.42 / 44(470.34)

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 1990-е гг.

© Елена Борисовна Свистова

Воронежский филиал Российского государственного социального университета, г. Воронеж, Россия, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии, психологии и теории социальной работы, e-mal: [email protected] © Екатерина Александровна Шамрина Старооскольский филиал Белгородского государственного университета, г. Старый Оскол, Россия, ассистент кафедры менеджмента, e-mail: [email protected]

На основе анализа положения женщин и детей Воронежской области в 1990-е гг. показано, что смена общественно-политического строя, ухудшение социально-экономической ситуации в стране повлекли за собой снижение жизненного уровня населения области, прежде всего семей, воспитывающих детей; проанализированы основные направления развития системы социальной поддержки материнства и детства, сложившиеся в Воронежской области в эти годы, выявлены основные недостатки и указаны перспективы развития системы социальной защиты материнства и детства.

Ключевые слова: Воронежская область; социальная политика; социальная защита; социальная поддержка; материнство; детство; семья.

С начала 1990-х гг. Россия вступила на путь рыночных реформ и трансформации политической системы. Смена исторических ориентиров, основ экономического и общественно-политического развития обострила системный кризис в государстве. Разрушение экономики повлекло за собой снижение уровня благосостояния значительной части населения, обнажило острейшие проблемы жизни общества. Вследствие изменений, имеющих место в социальной сфере, усиления имущественного расслоения и утраты ценностных ориентаций наблюдается устойчивый рост численности нуждающихся в социальной защите.

Социально-экономическая ситуация,

сложившаяся в стране, показала, что активная адресная социальная помощь зачастую оказывалась востребованной и со стороны трудоспособных граждан, занятых, прежде всего, в бюджетной сфере. Все это происхо-

дило на фоне сокращения государственных расходов на здравоохранение, образование, сворачивания сферы бытового обслуживания.

Возрастание роли и значения социального фактора в жизни российского общества, определение перспектив его дальнейшего развития требуют научно-теоретического осмысления содержания и результатов социальной политики государства. Тем более, что противоречия, обострившиеся в обществе рассматриваемого периода, во многом связаны с новыми подходами к решению социальных проблем. Уход от практики государственного патернализма в пользу либеральной идеологии индивидуализма повлек за собой минимизацию социальных функций государства.

Проблемы социального состояния государства в первое десятилетие после распада Советского Союза занимают одно из основных мест в отечественной историографии. В то же время ни одно солидное исследование

не обходится без учета региональных аспектов. В данной связи вполне обоснованным выступает анализ одного из ключевых регионов Центрально-Черноземного района -Воронежской области.

Проблеме социальной политики в отношении женщин и детей в рассматриваемый период посвящены многие работы. Осознанию роли семьи в обществе, необходимости в нынешних социально-экономических условиях существенных изменений в осуществлении социальной защиты материнства и детства посвящены исследования А.И. Антонова, С.А. Сорокина, Н.М. Римашевской и других [1-2]. В Воронежской области вопросы государственной политики в отношении женщин и детей рассматриваемого периода пока не стали предметом специального научного исследования. Отдельные аспекты проблемы представлены в работах В.В. Галкина. Л.Н. Сенных, Е.Б. Свистовой [3-5].

Радикальные общественные изменения, произошедшие в России на рубеже 19801990-х гг., привели к трансформации многих направлений деятельности государства и общества, а также к изменению сущности многих социальных институтов. Трансформация общественного уклада повлекла за собой рост численности граждан, нуждающихся в социальной поддержке и защите. Одной из наиболее социально уязвимых категорий населения стали женщины и дети, что обусловлено тем положением, которые они занимают в обществе.

За 1990-е гг. сдвиги в уровне жизни населения Воронежской области не приобрели устойчивой положительной тенденции. Несмотря на рост среднедушевых доходов населения, уровень их покупательной способности оставался на низком уровне. Так, в 1994 г. население на свои среднедушевые денежные доходы могло приобрести 2,1 прожиточного минимума, тогда как в 2000 г. - 1,6 [6-7]. Возросли и масштабы бедности. В среднем по 2000 г. 32,9 % населения имели доходы ниже прожиточного минимума, что на 8,9 процентных пункта выше, чем в 1994 г.

Реформирование экономики, социальноэкономических отношений в обществе оказало значительное влияние и на состояния и развитие проблем семьи, материнства и детства.

В Воронежской области, как и в целом по России, в 1990-е гг. резко обострились демографические проблемы, среди которых на первом месте стоит значительное превышение уровня смертности над уровнем рождаемости, и прежде всего в сельской местности. Начиная с 1989 г., наблюдается депопуляция населения. Коэффициент рождаемости уменьшился с 10,5 промилле в 1991 г. до 8,3 в 1995 г. Смертность увеличилась соответственно с 14,2 до 16,6 промилле. Естественная убыль населения за этот период выросла в 2,2 раза. Следует отметить, что тенденция к снижению численности детского населения Воронежской области соответствует численности детей в целом по России. Так, за период с 1994 по 2000 гг. число детей по Воронежской области снизилось на 72,7 тыс. человек, что составило 12,63 %. В целом по РФ за этот же период число детей уменьшилось на 4920,0 тыс. человек, что составило 12,67 %

[7]. При уменьшении общей численности детского населения области, числа многодетных семей нарастают такие негативные явления как инвалидность детей, сиротство и безнадзорность несовершеннолетних.

Статистические данные по Российской Федерации отражают увеличение числа де-тей-инвалидов как в абсолютном, так и процентном соотношении от общей численности детей по РФ. Если в 1994 г. дети-инвалиды составляли 0,89 % от общего числа детей по стране, то в 2000 г. этот показатель составил уже 1,7 %. В Воронежской области численность детей-сирот за 1990-е гг. возросла почти вдвое - с 5099 в 1994 г. до 9072 в 2001 г.

[8]. В отношении детей-сирот Воронежской области статистические данные свидетельствуют о более низком процентном соотношении, чем в целом по России. В 1995 г. этот показатель по области составил 0,83 %, а по стране в целом - 1,82 %. К концу 1990-х гг. в Воронежской области численность детей-си-рот от общего числа детей достигла 1,08 %, а по стране - 1,82 %.

Недостаточный жизненный уровень семей оказал отрицательное влияние на нравственное воспитание детей, способствовал распространению насилия в семье. В 1990-е гг. ежегодно в области от 400 до 500 родителей лишались по суду родительских прав, 12001400 детей оставались без попечения родите-

лей, а около 7000 детей в результате разводов взрослых оставались в неполных семьях.

В интересах детей администрацией области с середины 1990-х гг. во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г., № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» и для выявления всех детей, находящихся на территории области в экстремальных условиях, организуется акция «Защита», целью которой явилось оказание срочной помощи детям, находящимся в экстремальных условиях на территории области. В ходе акции только в 1995 г. 45 детей направлены в детские дома и школы-интернаты; на 32 ребенка оформлена опека; 23 -госпитализированы; 400 детей помещались на один месяц в областной центр социальной помощи семье и детям «Буревестник»; 200 направлены в районные центры медикосоциальной реабилитации; 36 несовершеннолетним оказано содействие в восстановлении свидетельств о рождении и получении паспорта. Отдельным семьям с детьми оказана материальная помощь органами социальной защиты более чем на 80 млн руб., из внебюджетных средств районов и городов выделено 500 млн руб. [9].

С середины 1990-х гг. в области значительно снижается количество многодетных семей - с 20 005 человек в 1994 г. до 14 120 в 2000 г., при этом возросло число детей одиноких матерей - с 14 772 до 17 583 соответственно.

В результате развития обозначенной тенденции к 2000 г. в семьях одиноких матерей воспитывалось 4 % детей от общей численности детского населения области, против 3,34 % в 1994 г., и 8,5 % детей воспитывалось в многодетных семьях, против 12,28 % в 1994 г.

Важно отметить, что администрацией области предпринимаются шаги по социальной поддержке многодетных семей. Так, Постановлением администрации Воронежской области от 6 августа 1992 г. № 494 установлен ряд льгот данной категории семей: скидка в размере не ниже 30 % установленной платы за пользование коммунальными услугами, бесплатный проезд на внутригородском транспорте (кроме такси) для учащихся общеобразовательных школ, бесплатное

обеспечение школьной, спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе, бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь, бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет, обеспечение первоочередного выделения садовоогородных участков в размере не менее 0,15 гектара на семью, содействие предоставлению льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья [10].

К концу 1990-х гг.увеличилось число детей, получающих пенсии в органах социальной защиты населения. Так, за период с 1998 по 2001 гг. число пенсий, назначенных детям, возросло с 24 182 (на 1 января 1998 г.) до 36 298 (на 1 января 2002 г.). Из них 25 888 детей получали пенсии в связи с потерей одного кормильца. При этот размер пенсии по случаю потери кормильца значительно меньше прожиточного минимума и на 1 января 2002 г. составил 660 руб. Для сравнения: прожиточный минимум в среднем на жителя области на 1 января 2002 г. составил 932,79 руб. для оценки материального положения семей, имеющих детей, можно использовать число назначенных в области ежемесячных детских пособий. В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» с 1 августа 1999 г. право на выплату ежемесячного пособия на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную в субъекте РФ. В 2002 г. ежемесячное пособие назначено на 250 104 детей, проживающих в 189 885 семьях, что составляет около 50 % общей численности детей по области. Это означает, что каждый второй ребенок проживает в семье, среднедушевой доход которой ниже прожиточного минимума.

В результате всеобщее недостаточное финансирование отразилось и на выплате детских пособий. С конца 1996 г. финансирование выплаты детских пособий по Воронежской области производилось не регуляр-

но и в незначительных суммах. Таким образом, на 1 января 2002 г. по линии органов социальной защиты населения сложилась задолженность по выплате детских пособий в размере 504,2 млн руб.

Осуществляемая в области семейная политика была направлена на усиление мер социальной поддержки семей, находящихся в сложной жизненной ситуации. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 4 июня 1997 г. № 775-р в Воронежской области в 1997-1998 гг. проводится пилотная программа адресной социальной поддержки семей, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в области [9].

Другим не менее важным направлением семейной политики Воронежской области стало обеспечение всестороннего развития детского населения. В 2001 г. по сравнению с 1994 г. количество детских оздоровительных лагерей разных типов возросло на 471 единицу, а число детей, охваченных ими, увеличилось с 76,3 тыс. человек до 110,1 тыс. человек.

В области внедрены новые формы поддержки семьи, материнства и детства. Открыты социальные столовые, организованы оздоровительные смены на базе участковых больниц.

Постепенно возрастает и число семей, обслуженных в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. Так, в 1995 г. их число составляло 538 человек, а к 2000 г. оно достигло 6 737 человек. Объем предоставляемых социально-правовых, психологопедагогических, медико-оздоровительных и иных услуг с 1998 по 2001 гг. увеличился в 1,5 раза. Только в 2001 г. учреждениями социального обслуживания семьи и детей населению оказано 675 000 единиц услуг. Укрепляется материальная база таких учреждений, улучшаются условия содержания детей через целевые программы. Финансирование программ возросло с 1209 тыс. руб. в 1999 г. до 2580 тыс. руб. в 2001 г. [6, с. 25].

Подводя итог, следует отметить, что в Воронежской области в рассматриваемый период, как и в целом по стране, ухудшилась социально-экономическая ситуация, увеличилось число граждан, которым необходима социальная поддержка. Наиболее тяжелое положение складывалось в сфере охраны се-

мьи, материнства и детства. Проводимая в области семейная политика была направлена на усиление мер социальной поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и обеспечение всестороннего развития детского населения. Однако следует отметить, что в 1990-е гг. так и не была сформирована целостная система социальной защиты данной категории населения, не были созданы условия для поддержания стабильного уровня жизни.

Необходимо взять на вооружение уникальный опыт нашей страны в области поддержки матери и ребенка, сформировавшийся в советский период, а именно: бесплатный отдых детей из малоимущих, многодетных и неполноценных семей в загородных лагерях; бесплатное медицинское обслуживание матери и ребенка; достойная оплата декретных отпусков и сохранение рабочего места. Вместе с тем в Воронежской области остро ощущается потребность развития инфраструктуры социальных учреждений, обеспечивающих помощь и поддержку семье. Требуется дальнейшее развитие системы социального обслуживания населения как одного из приоритетных направлений эволюции социальной сферы, позволяющей наиболее рационально осуществлять социальную поддержку материнства и детства, адаптироваться к жизни в современном кризисном социуме.

Все перечисленное позволит добиться обеспечения эффективной деятельности федерального, областного (краевого), муниципального уровня социальной защиты материнства и детства, за которой в непростых условиях социальных перемен современного российского общества - будущее.

1. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века: размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции. М., 2000.

2. Римашевская Н.М. Дети России: социальноэкономические проблемы. М., 1994.

3. Галкин В.В. Воронежская экономика: прошлое, настоящее, перспективы. Воронеж, 2002.

4. Сенных Л.Н. Социальная защита населения:

административно-правовое регулирование

системы управления. Воронеж, 2002.

5. Свистова Е.Б. Организация деятельности служб и учреждений социальной защиты насе-

ления Российской Федерации в 1991-2000 гг. Воронеж, 2007.

6. Основные показатели, характеризующие состояние социально-трудовой сферы и системы социальной защиты населения Воронежской области. Воронеж, 2002.

7. Воронежская область в 1991-1995 гг.: статистический сборник / Госкомстат России. Воронеж. обл. ком. гос. стат. Воронеж, 1996.

8. ГАОПИ ВО (Гос. арх. общественно-политической истории Воронежской области). Ф. 255. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л. 17-21.

9. ГАОПИ ВО. Ф. 3. Оп. 45. Ед. хр. 68. Л. 23-29.

10. О мерах по социальной поддержке многодетных семей: постановление администрации Воронежской области от 6.08.1992 г. № 494 // СПС «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Воронежская область».

Поступила в редакцию 9.12.2010 г.

UDC 364.42 / 44(470.34)

HISTORY OF FORMING AND DEVELOPMENT OF SOCIAL PROTECTION OF MOTHERHOOD AND CHILDHOOD IN VORONEZH REGION DURING 1990S

Elena Borisovna Svistova, Voronezh Branch of Russian State Social University, Voronezh, Russia, Candidate of History, Associate Professor of Sociology, Psychology and Theory of Social Work Department, e-mail: [email protected]

Ekaterina Aleksandrvna Shamrina, Stariy Oskol Branch Belgorod State University, Stariy Oskol, Russia, Assistant of Management Department, e-mail: [email protected]

The article deals with women’s and child’s standing in Voronezh region during 1990s. It shows that the social and political system’s change and deterioration of social and economic state in the country involved the decrease in living standards in the region, first of all for families bringing up the children. The basic directions in development of system of protection of maternity, and childhood during the 1990-th in Voronezh region are analyzed, positive sides and the basic prospects of the further development of this branch are defined.

Key words: Voronezh region; social policy; social protection; social support; motherhood; childhood; family.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.