Научная статья на тему 'Социальная защита института семьи в 70-е годы ХХ века: региональный аспект (на примере Республики Дагестан)'

Социальная защита института семьи в 70-е годы ХХ века: региональный аспект (на примере Республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
100
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕМЬИ / МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ / ПОСОБИЕ НА ДЕТЕЙ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шахбанов Ахмед Магомедкамилович

В статье рассматриваются основные направления социальной защиты института семьи в 70-е годы ХХ века. На основе научных трудов исследуются формы и методы социальной поддержки материнства, отцовства и детства, с учетом регионального опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная защита института семьи в 70-е годы ХХ века: региональный аспект (на примере Республики Дагестан)»

"Культурная жизнь Юга России"

38 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

№ 4 (38), 2010

В библиографической дискурсивной практике получают свое наполнение коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения: передача библиографической информации и знаний; взаимодействие партнеров в определенной социокультурной ситуации - не только языковой, но и экстралингвистической (психологические, этносоциокультурные и другие условия).

С функциональной точки зрения библиографический дискурс рассматривается как совокупность употреблений библиографического языка, организованных и определенных контекстом. Ситуационная характеристика библиографического дискурса состоит в том, что последний непременно включает в себя набор социальных, культурных и прагматических факторов, лежащих за пределами собственно лингвистической материи, однако оказывающих непосредственное влияние на производство библиографического языка.

Таким образом, библиографический дискурс -это специфический раздел библиографии, выделенный в русле системного изучения библиографического языка с учетом прагматических, социальных,

этико-эстетических, культурных, исторических, психологических, этнических, профессиональных и других социокультурных реалий.

Литература

1. Языкова Е. В. Интерпретация текста и проблемы художественного перевода // Язык и культура: библиографич. аспект проблемы. Уфа, 1990. С. 199.

2. Фокеев В. А. Природа библиографического знания: моногр. М., 1995. С. 257.

3. Астахова Л. В. Научные основания библиографической деятельности (Теоретико-методологическое исследование библиографического познания): дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997. С. 411.

4. Миронова Н. Н. Дискурс-анализ оценочной семантики. М., 1997; Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 2004; Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М., 2003; Задворная Е. Г. Эпистемика научного дискурса в культурной ситуации постмодерна. URL: http:// filologija.vukhf.lt/2-7/zadvornaja.htm

I. A. SAVINA. formation of BIBLioGRAPHIC DISCoURSE AS A PHENOMENON OF CULTURAL COMMUNICATION

The author of the article defines bibliographic discourse as a phenomenon that is important for society, as a part of bibliography and specific phenomenon that is realized in cultural communication and social and cultural practice, but does not have single interpretation.

Key words: bibliographic language, bibliographic discourse, cultural communication.

А. М. ШАХБАНОВ

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНСТИТУТА СЕМЬИ В 70-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

Рассматривая основные направления защиты института семьи, автор анализирует формы и методы социальной поддержки материнства, отцовства и детства с учетом регионального опыта 1970-х годов.

Ключевые слова: семья, демографические процессы, социальное обеспечение, пособие на детей.

Советское государство придавало большое значение социальной поддержке семьи, целевому удовлетворению потребностей в образовании, охране здоровья, физическом, гражданском и моральном развитии. Как наиболее незащищенный слой общества, дети получали бесплатное образование, медицинскую помощь, им безвозмездно предоставлялись в пользование объекты физической культуры и спорта. При распределении жилья выделялась определенная площадь на детей. Семьи имели льготы на услуги детских дошкольных учреждений.

Расходы государства в этой сфере были значительными. Например, в 1978 году только из бюджета государственного социального страхования выплачено пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком на сумму 1,4 млрд. руб.; на детей в малообеспеченных семьях - 0,8 млрд. руб. [1].

Следует отметить, что материальное обеспечение за счет государства распространялось лишь на наиболее нуждающиеся и неполные семьи. Основанием для выплаты пособия служили многодетность, низкая зарплата родителей. Преобладала тенденция восполнения за счет государства разницы между фактическим и минимально необходимым уровнем материальной обеспеченности. Пособия на детей назначались с учетом прожиточного минимума и фактической средней обеспеченности ребенка.

В Республике Дагестан в конце 1970-х годов 12 658 детей воспитывалось в многодетных семьях, государственные денежные пособия ежемесячно получали 2330 матерей [2].

С 1 ноября 1974 года были введены пособия на детей до восьмилетнего возраста (12 руб./мес.) в малообеспеченных семьях, в которых средний со-

№ 4 (38), 2010

"Культурная жизнь Юга России"

вокупный доход на одного человека не превышал 50 руб. в мес. [3].

В системе социального обеспечения существовал ряд проблем. Во-первых, размер ежемесячных пособий, выплачиваемых многодетным семьям и одиноким матерям, не учитывал сложившегося уровня цен. Во-вторых, повышение минимальной зарплаты до 70 руб. исключило для большинства семей возможность получать единовременное пособие при рождении ребенка и пособие на его кормление. В-третьих, пособия на детей выплачивались непродолжительное время - до достижения пяти - восьмилетнего возраста. По ориентировочным расчетам затраты общества и семей на содержание и обучение детей до достижения ими 17 лет составляли в среднем 20 160 руб. на одного ребенка. Из них около 7750 руб. (38%) покрывало государство и примерно 12 410 руб. (62%) семья [4].

Активизация общественной деятельности женщин, их повышенная трудовая занятость неблагоприятно отражались на воспроизводстве населения и воспитании подрастающего поколения. Материнство существенно сокращало свободное время женщины, ограничивая возможности ее профессионального развития и карьерного роста. Этим объяснялись и более низкий уровень средней заработной платы, и средний уровень квалификации женщин по сравнению с мужчинами, имеющими аналогичную специальность. Хотя женщин, окончивших высшие и средние специальные учебные заведения, было больше, чем мужчин с соответствующим образованием, представительницы слабого пола значительно реже занимали руководящие должности. Таким образом, женский труд был сопряжен с серьезными противоречиями между трудовыми и материнскими функциями женщины. Необходимость совмещать и то, и другое являлась одной из главных причин, побуждавших ограничивать число детей в семье.

По мнению женщин того времени, последнее объяснялось жилищными неустройствами (так считали 47,1% 30-летних, 53,3% 40-летних и 28,6% 50-летних), материальными затруднениями (соответственно, 29,8%, 20,8% и 20,4%), болезнью (11,5%, 15,5% и 22,4%), семейными неурядицами (14,4%, 12,2% и 12,2%), сложностью ухода за детьми, их воспитания (9,6%, 7,8% и 4,1%) [5].

На Всесоюзной конференции женщин (1971) было подчеркнуто, что задача улучшения условий их труда решается крайне медленно. Данные ЦСУ СССР за 1971 год свидетельствуют о том, что женщины составляли от 30 до 50% всех занятых тяжелым физическим трудом в деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, стекольной, легкой, пищевой, полиграфической промышленности, 26% - в строительстве. В таких отраслях сельского хозяйства, как полеводство, овощеводство, садоводство, требующих ручного труда, 98% работников были женщины. Кроме того, не выполнялось постановление Совета Министров СССР об обеспечении женщин-механизаторов техникой, более удобной в эксплуатации и обслуживании, а также отвечающей требованиям безопасно-

сти и гигиены труда. В частности, в текстильной промышленности станки, на которых работали женщины, были сделаны без учета особенностей женского организма: ведомства и организации, отвечающие за создание новой техники, ориентировались на мужчин. Конференция обратилась к государственным и научным учреждениям с предложением включить в комплексную программу научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий специальный раздел, нацеливающий на решение профессиональных и социальных проблем занятости женщин [6].

Причины сегодняшнего неблагоприятного качественного сдвига кроются в демографических процессах, происходивших в нашей стране в начале 1970-х. В первую очередь это переход от традиционного типа воспроизводства населения с характерной для него неограниченной рождаемостью к сознательному планированию семьи. Затормозить рост количества малодетных семей можно было на основе проведения социальной политики, устраняющей падение уровня жизни семьи при появлении каждого нового ребенка, обеспечивающей оптимальное сочетание трудовых и материнских функций женщины. Соответствующие меры освобождают семью от многих экономических и бытовых трудностей, а женщину - от чрезмерных физических и нервно-психических нагрузок, ослабляют действие негативных факторов.

Улучшение общественного содержания детей обеспечивалось благодаря широкому развитию сети учреждений, в которых они находились на полном или частичном иждивении государства. По данным Статистического управления Дагестанской АССР, на 1 января 1970 года республика имела 150 детсадов (в городе - 78, на селе - 72), в которых воспитывались 25 000 детей. Содержание одного ребенка в яслях в год стоило 630 руб., в детских садах - 530 руб., причем 80% этих расходов оплачивало государство [7].

Численность детей в постоянных дошкольных учреждениях в 1980 году возросла в 3,5 раза по сравнению с 1960-м, составив 15 млн. чел. [8]. Были введены повышенные нормы питания детей в дошкольных учреждениях, а медицинским сестрам и воспитателям ясельных групп дошкольных учреждений и домов ребенка установлены шестичасовой рабочий день и ежегодный отпуск продолжительностью 36 рабочих дней. Оплата за содержание детей в дошкольных учреждениях была пересмотрена с учетом размера дохода на одного члена семьи. Семьи, в которых такой доход не превышал 60 руб./мес., полностью освобождались от оплаты. Максимальный ее размер был установлен для семьи, среднедушевой доход которых превышал 200 руб./мес. [9].

Дети и подростки, не имевшие по состоянию здоровья возможности обучаться в обычной школе, находились под особой опекой государства. Для них была создана сеть школ-интернатов, санаторно-лечебных школ и других специальных учебно-воспитательных заведений, сочетавших обучение и воспитание с квалифицированным лечением. Улучшались условия содержания де-

40 "Культурная жизнь Юга России"

№ 4 (38), 2010

тей в общеобразовательных школах-интернатах, детских домах и других учреждениях подобного типа. Одинокие матери и семьи, имевшие средний совокупный доход на члена семьи не выше 60 руб./мес., были освобождены от платы за содержание детей в школах-интернатах.

В летний период дети и подростки выезжали на дачи с детскими учреждениями, отдыхали в пионерских и школьных лагерях, на экскурсионно-туристских базах. В целом по стране ежегодно имели возможность побывать в пионерских лагерях свыше 44% школьников. Государством были введены дополнительные льготы на приобретение путевок в пионерские лагеря: половина их представлялась бесплатно, остальные - с частичной оплатой стоимости [10].

Таким образом, можно утверждать, что в 70-е годы ХХ века сложилась и получила широкое развитие разветвленная система социального обеспечения и защиты института семьи, приоритетами которой выступали принципы адресности и доступности.

Литература

1. Сидорина Т. Ю. Два века социальной политики. М., 2005. С. 79.

2. Бугаев Г. А. Уровень жизни и торговля на селе. Махачкала, 1975. С. 87.

3. Толкунова В. К. Социальная помощь и трудовые льготы женщинам по материнству в СССР. М., 1973. С. 45.

4. Народное хозяйство СССР в 1978 году. М., 1979. С. 390, 419.

5. Михайлова С. В. Проблемы воспроизводства населения // Советское здравоохранение. 1975. № 9. С. 40.

6. Там же. С. 40.

7. Рахматуллаев М. Д. Развитие экономики и повышение благосостояния трудящихся Дагестана. Махачкала, 1968. С. 127.

8. Проценко К. В., Иванов Е. М. Пособие на детей из малообеспеченных семей. М., 1976. С. 87.

9. Козлов А. Е. Социальная политика: конституционно-правовые основы. М., 1980. С. 164.

10. Там же. С. 159.

A. M. SHAKHBANoV. social protection of FAMILY institute IN 70S YEARS of the xx century: REGioNAL ASpECT (on the example of the DAGESTAN REpuBLic)

Considering basic ways of protection of a family institute, the author analyzes forms and methods of social support of maternity, paternity and childhood taking into account regional experience of the 1970s.

Key words: family, demographic processes, social security, children's allowance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.