УДК 364.42/44(470.34)
ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В г. ВОРОНЕЖЕ И ОБЛАСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1940-х - 1980-е гг.
© Екатерина Александровна Шамрина
Старооскольский филиал Белгородского государственного университета, г. Старый Оскол, Россия, ассистент кафедры менеджмента, e-mail: [email protected]
В статье анализируются основные направления развития системы поддержки материнства и детства во второй половине 1940-х - 1980-е гг. в г. Воронеже и области. Выявлены и обобщены положительные стороны и характерные недостатки в данной сфере.
Ключевые слова: Воронежская область; материнство; детство; семья; социальная политика.
Одним из важнейших показателей уровня социального развития государства является оказание помощи и поддержки семье и детям. В послевоенный период советская власть рассматривала проблему социального обеспечения семьи, материнства и детства как одну из первоочередных, от решения которой не только во многом зависела жизнеспособность социально-экономической советской социальной системы, но и обороноспособность страны.
Следует отметить, что проблеме социальной политики в отношении женщин и детей в послевоенный период посвящены многие работы. Большинство из них не отличались целостностью и имели публицистиче-ски-пропагандистский характер. Вне поля зрения исследователей оставались многочисленные трудности в решении этого вопроса, высокие показатели детской и материнской смертности, низкий уровень развития системы учреждений, обслуживающих женщин и детей. Отдельные сюжеты проблемы были
представлены в работах таких авторов, как П.А. Белошапко, Н.В. Мананникова, А.Г. Хар-чев, А.Г. Вишневский, А.Я. Кваша. В Воронежской области вопросы государственной политики в отношении женщин и детей рассматриваемого периода пока не стали предметом специального научного исследования. Отдельные аспекты проблемы представлены в работах В.В. Галкина, В.А. Перцева, Л.Н. Сенных [1-8].
Региональный аспект проблемы нами будет рассмотрен на примере г. Воронежа и области, которые традиционно занимали ключевое положение в Центральном Черноземье. Так, во время Великой Отечественной войны область оказалась в тяжелейшем положении. Общий объем ущерба, нанесенного оккупантами Воронежской области, определен Чрезвычайной государственной комиссией в сумму 15 млрд руб. При этом особые потери понесла социальная инфраструктура города и области. Однако приоритетное развитие тяжелой индустрии, предусмотренное
принятым в 1946 г. планом восстановления народного хозяйства, привело к перераспределению в ее пользу средств из социальной сферы. Важным направлением развития послевоенного общества выступила социальная сфера. Восстановление подорванного национального генофонда стало первоочередной задачей. В этой связи государственная политика строилась, с одной стороны, исходя из общенациональных, стратегических интересов страны и ее существования в новых геополитических условиях, с другой - внутренними потребностями, т. к. от подрастающего поколения во многом зависела скорость восстановления народного хозяйства. Существенные потери населения в военный период, резкое снижение рождаемости и повышение смертности, массовые миграции за пределы области привели к значительному сокращению численности населения.
В связи с этим материнство, рассматривавшееся как важнейшая женская функция, в то время было решено подкрепить рядом социальных гарантий, таких как организация и функционирование женских и детских консультаций, родильных домов, детских учреждений, предоставление оплачиваемого отпуска по беременности и родам и др. Так, уже в конце Великой Отечественной войны началась реализация Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., предусматривавшего увеличение государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усиление охраны материнства и детства. Следует отметить, что дальнейшая политика советского государства в сфере поддержки материнства основывалась именно на реализации этого указа.
К 1960 г. в Воронежской области было выплачено пособий одиноким и многодетным матерям на сумму 733 млн руб.; 1030 многодетным матерям присвоено «Мать героиня», свыше 100 тыс. матерей награждены орденами «Материнская слава» и медалями «Медаль материнства» [9].
В рамках политики восстановления подорванного в годы Великой Отечественной войны национального генофонда проводилась широкая работа по укрупнению базы медицинского обслуживания населения. Как отмечалось в справке о выполнении постановления Бюро ЦК КПСС РСФСР и Совета Министров РСФСР от 26 марта 1960 г. № 427
«О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охране здоровья населения РСФСР» за пять лет реализации постановления была значительно расширена сеть учреждений здравоохранения и специализация коечного фонда по городским и сельским больницам [10]. Однако в то время как прирост сети медицинских учреждений, обслуживающих мать и ребенка в период 1940-1960-е гг., в среднем по стране составил 2,04, в Воронежской области этот показатель был равен всего 1,6.
Низкие темпы роста сети медицинских учреждений выступали сдерживающим фактором восстановления демографического баланса области. Общий коэффициент рождаемости в 1950 г. составил 20,6 человека на 1000 населения. Это ниже, чем в среднем по стране, на 6,3 человека на 1000 населения. В связи с этим и естественный прирост населения в Воронежской области оказался ниже среднего по стране. Так, в области он составил 12,1 человека на 1000 населения, в РСФСР - 16,8.
Сдерживающим обстоятельством выступала и неразвитость детских дошкольных учреждений. Так, к 1961 г. в городской местности приходилось 7,6 ясельных мест, а в сельской - 1,9 на 10 тыс. населения. При этом существовали районы, в которых ясельные места не были развернуты вообще. Это Воробьевский, Репьевский, Терновский и др. Неблагополучно обстояло дело и с дошкольными учреждениями. Количество детей в них превышало число мест на 19,4 %, по городской местности - на 25 %. Особенно острый недостаток в этом ощущался в г. Воронеже и Борисоглебске. В целом по области на 1 января 1961 г. 2972 ребенка стояли в списках в ожидании очереди для устройства в ясли [11].
Другой, не менее важной, задачей после -военного общества стало обеспечение детей-сирот и борьба с беспризорностью. Отрыв огромного числа детей от своих семей по причинам военного времени вызвал необходимость принятия государственных мер защиты интересов детей. Постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в освобожденных от немецких оккупантов районах» для Воронежской области был определен контингент детей детских домов в 3000 человек. Решением пленума об-
кома ВКП(б) была утверждена сеть детских домов для прибывших детей в 26 единиц с контингентом в 3210 человек. С 1944 г. также продолжалась работа по оказанию помощи детям-сиротам и детям фронтовиков. Только в течение первого полугодия из государственных фондов было отпущено 25 000 продовольственных пайков для детей-сирот, сверх установленного принято на снабжение продовольствием по г. Воронежу 300 туберкулезных детей. За счет резервов, выделенных для города продовольственных карточек, дополнительно принято на снабжение по г. Воронежу 600 человек остро нуждающихся детей [12].
Кроме государственной помощи в деле устройства детей, оставшихся без попечения родителей, большая роль принадлежала общественности. Так, по линии комсомольских организаций для оказания помощи детям были созданы продовольственные и денежные фонды, 8 детских домов, которые получили от обкома ВЛКСМ дотацию в сумме 900 тыс. руб.
Устройство несовершеннолетних, оставшихся без родителей (соответственно, и без родительского попечения), в послевоенный период (1945-1965 гг.) в Воронежской области происходило преимущественно путем помещения их в специальные детские учреждения либо передачи в семьи.
Несмотря на то, что работа детских домов в военные годы находилась под постоянным контролем государственной власти, проверки, проведенные областным комитетом ВКП(б) по выполнению постановлений, установили, что ряд детских домов области находится в неудовлетворительном состоянии. Всего к 1946 г. в Воронежской области насчитывалось 50 детских домов, в которых содержалось 5455 ребенка, в т. ч. 26 детских домов общего типа с количеством воспитанников 2455, 24 специальных детских дома с 3000 воспитанников. Условия же содержания детских учреждениях были крайне тяжелыми. Несмотря на то, что работа детских домов находилась под постоянным контролем государственной власти, проверки, проведенные областным комитетом ВКП(б) по выполнению постановлений установили, что ряд детских домов области находится в неудовлетворительном состоянии: размещение
в неприспособленных помещениях, нарушение норм питания детей [13].
В этой ситуации приоритетным направлением социальной помощи детям оставалось устройство в приемную семью. В Воронежской области к 1952 г. в порядке патроната, опеки, усыновления воспитывалось 7502 ребенка, в т. ч. патронат - 4198, опека -3133, усыновление - 171 [14].
В начале 1960-х гг. в условиях перехода от раннеиндустриальной стадии общественного производства к собственно индустриальной, для которой характерно широкое вовлечение народных масс в промышленность, строительство, производственную инфраструктуру, претерпевает изменения занятость женщин в общественном производстве. Конец 1960-х гг. характеризуется увеличением доли женщин в общей численности рабочих и служащих. Этот процесс повлек за собой корректировку социальной политики государства в отношении этой категории населения. Проблема охраны труда женщин стала одним из основных вопросов государственной семейной политики.
Выполняя решения XXIV съезда КПСС, хозяйственные и профсоюзные организации области провели определенную работу в этом направления. К середине 1970-х гг. в результате внедрения на предприятиях области 557 механизированных и автоматизированных линий, установки 250 единиц высокопроизводственного оборудования с программным управлением, проведения 26,5 тыс. мероприятий по научной организации труда, завершения комплексной механизации 240 цехов и участков высвобождено с тяжелых и ручных работ более 12,8 тыс. работающих женщин. Одновременно возросла обеспеченность санитарно-бытовыми помещениями. Так, на предприятиях химической промышленности она составила 93 %, машиностроения и металлургии - 87 %, пищевой промышленности - 86 % [15].
Оздоровлению условий их труда, улучшению санитарно-гигиенического и бытового обслуживания работниц способствовало проведение в мае-ноябре 1975 г. на предприятиях и в организациях Всесоюзного общественного смотра условий труда, быта и отдыха трудящихся женщин. Только за год смотра в области улучшены условия труда 12901 женщин, ликвидированы ночные сме-
ны для 712 женщин, переведены с ручных работ и производства с вредными условиями труда на более легкие 3085 женщин [15].
Значительно возросли объемы бытовых услуг и розничного товарооборота. Так, по первому показателю в период 1965-1980 гг. рост составил 4,8 раза, что выше среднего по стране на 1, а розничный товарооборот в период 1940-1988 гг. увеличился в 18 раз.
Вместе с тем к концу 1970-х гг. в сфере охраны труда женщин имелись и следующие недостатки: на ряде предприятий области свыше 50 % женщин занято тяжелым физическим трудом, выявлены случаи не соблюдения правил техники безопасности; неоднократно фиксируются случаи сверхурочной работы.
Немаловажной задачей государственной политики по охране материнства и детства являлось организационное обеспечение семьи, материнства и детства.
В целом в период 1960-1980-х гг. был обеспечен количественный прирост медицинской сети в среднем в 1,9 раза, что выше, чем в среднем по стране, на 0,3 раза. Однако количественные показатели не сопровождались соответствующими качественными. В родовспомогательных учреждениях Воронежской области имело место нарушение санитарного режима, скученность в родительных домах, что негативно сказывалось на медицинском обслуживании женщин. Трудности были и в обеспеченности населения города и области сетью дошкольных учреждений. Так, к концу 1970-х гг. обеспеченность составила 42,9 % по области и 55,4 % в г. Воронеже. Особенно тяжелое положение сложилось с обеспеченностью детей ясельного периода, составившей по г. Воронежу 21,8 %; обеспеченность детей дошкольного возраста - 48 % [16].
В 1970-е гг. составной частью политики охраны семьи стала забота государства о здоровье детей. В рамках исполнения решения Исполкома областного совета депутатов трудящихся «О дальнейшем улучшении охраны здоровья детей» от 8 июня 1971 г. в июне 1972 г. при областном исполкоме был организован межведомственный совет по охране здоровья детей. Особое внимание уделялось питанию детей, в частности детей раннего возраста. На период 1971-1975 гг. принято решение об организации специали-
зированных цехов при гормолзаводах по выработке молочных продуктов для детей раннего возраста; при поликлиниках создавались комиссии по питанию, осуществляющие контроль за работой участковых педиатров и детских кухонь; в магазинах предусмотрено создание секций детского питания, в районах области - уголки детского питания.
В 1980-е гг. большое внимание уделялось воспитанию и содержанию детей, оставшихся без попечения родителей. Во исполнение постановления бюро Воронежского областного комитета КПСС от 26 мая 1987 г. «О серьезных недостатках в материальном обеспечении, воспитании и обучении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах области» принят ряд мероприятий: активизирована работа профсоюзных и хозяйственных органов предприятий по развитию и укреплению материальной базы школ-интернатов, значительно увеличен объем ассигнований за счет всех источников финансирования на капитальный ремонт зданий школ интернатного типа.
Значительные изменения произошли в сфере обеспечения населения детскими учреждениями. Во всех районах области за десятилетие (1980-1990 гг.) число дошкольных учреждений увеличилось с 639 до 1019 [17].
Однако эта картина меркнет при сопоставлении этих данных с демографическими показателями. За годы перестройки с 1985 по 1991 г. рождаемость в области сократилась на 14 %. Таким образом, уже в начале 1990-х гг. демографическая ситуация, сложившаяся в области, оценивалась как самая неблагоприятная за весь послевоенный период. В последующие годы она продолжала ухудшаться.
Подводя итог, следует отметить, что условия послевоенного времени как для страны в целом, так и для ее отдельных субъектов, в частности Воронежской области, определили основные направления социальной политики советского общества. Одной из приоритетных задач являлось восстановление демографического баланса страны, укрепление семьи, материнства и детства. В целом, в рассматриваемый период система социальной поддержки семьи, материнства и детства качественно улучшилась. Получила развитие сеть женских и детских консультаций, ро-
дильных домов, проводилась политика поддержки детей, оставшихся без родителей. Вместе с тем количественный рост не сопровождался качественными изменениями: темпы восстановления демографического баланса были ниже средних по стране, неравномерно развивалась сеть детских дошкольных учреждений, из года в год росли очереди в детские сады и ясли, неудовлетворительными оставались условия содержания детей в детских домах.
Таким образом, осуществлявшаяся в отношении семьи политика советского государства была сосредоточена: 1) на вопросах регуляции брачно-семейных отношений работающих женщин; 2) на вопросах охраны и материальной поддержки материнства и детства.
Существовавшая в советский период система мер защиты и поддержки работающих матерей неслучайно называлась системой поддержки и защиты материнства и детства, ибо она защищала интересы работающей матери и ее ребенка, а не семьи в целом. Сформированная в советский период система поддержки работающих матерей сформировалась в эпоху ускоренной модернизации и была призвана решать отнюдь не проблемы семьи в модернизируемом обществе, а проблемы государства, которое стремилось максимально использовать все возможные трудовые ресурсы, прежде всего через всеобщую занятость.
1. Мананникова Н.В. Охрана здоровья матери и ребенка в СССР. М., 1955.
2. Белошапко П.А., Беккер С.М. Охрана материнства в СССР. М., 1957.
3. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.
4. Кваша А.Я. Проблемы экономико-демографического развития СССР. М., 1974.
5. Галкин В.В. Воронежская экономика: прошлое, настоящее, перспективы. Воронеж, 2002.
6. Сенных Л.Н. Социальная защита населения:
административно-правовое регулирование
системы управления. Воронеж, 2002.
7. Перцев В.А. Бытовое обслуживание населения Центрального Черноземья в 1960-80-е годы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2007. № 2. С. 48-58.
8. Перцев В.А. Проблемы развития строительной отрасли Центрального Черноземья в 1960-1970-е годы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2009. № 2. С. 15-22.
9. ГАВО (Гос. арх. Воронежской области). Ф. Р.-1440. Оп. 90. Ед. хр. 130.
10. ГАВО. Ф. Р.-2605. Ед. хр. 11.
11. ГАВО. Ф. Р.-1440. Ед. хр. 88а, 90, 130.
12. ГАОПИ ВО (Гос. ар. общественно-политической истории Воронежской области). Ф. 3. Оп. 5. Ед. хр . 600.
13. ГАОПИ ВО. Ф. 3. Оп. 1. Ед. хр. 6588.
14. ГАОПИ ВО. Ф. 3. Оп. 28. Ед. хр. 715.
15. ГАВО. Ф. Р.-1440. Оп. 88а. Ед. хр. 1368.
16. ГАОПИ ВО. Ф. 1944. Оп. 1. Ед. хр. 492.
17. ГАВО. Ф. Р.-2605. Оп. 1. Ед. хр. 651.
Поступила в редакцию 4.03.2011 г.
UDC 364.42/44(470.34)
THE PROTECTION OF MATERNITY AND CHILDHOOD IN VORONEZH REGION DURING THE SECOND HALF OF 1940 TILL 1980S
Ekaterina Aleksandrovna Shamrina, Stary Oscol Branch of Belgorod State University, Stary Oscol, Russia, Assistant of Management Department, e-mail: [email protected]
In the article the basic directions in development of system of protection of maternity and childhood during second half of 1940 - 1980s in Voronezh and region are analyzed. Positive sides and typical defects in this sphere are revealed and summarized.
Key words: Voronezh region; motherhood; childhood; family; social policy.