Научная статья на тему 'Охрана материнства и детства в Татарской АССР во второй половине 1940-х 1960-х гг'

Охрана материнства и детства в Татарской АССР во второй половине 1940-х 1960-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
316
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Багманова Эльвира Загировна

На конкретном историческом материале автор рассматривает политику советского государства в области охраны материнства и детства во второй половине 1940-1960-х гг. Раскрыты основные моменты реализации Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. в ТАССР; проблемы в сфере акушерства и гинекологии, причины материнской и детской смертности; проанализированы обеспеченность дошкольными детскими учреждениями, борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью, положение детей в детских домах в послевоенный период. Исследованы формы и методы деятельности партийных органов и организаций в процессе осуществления этой политики, а также показаны ошибки в данной области, допущенные руководством республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Багманова Эльвира Загировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Guarding of the Maternity and Childhood in the Republic of Tatarstan in the Second Part of the 1940's 1960's

The author of this article considers the policy of the Soviet Union in the of the sphere guarding of the maternity and childhood in the second part of the 1940's till 1960's on basis of the definite historical materials in the Republic of Tatarstan. There were revealed the principal moments of the realization of the Decree of the Presidium oh the Supreme Soviet in the USSR from the July 8th of 1944; the problems in the sphere of obstetrics and gynecology, the reasons of the maternity and children's death; the providence by the pre-school children's institutions, struggling with children's homelessness, the status of children in the orphanages after the war period. The forms and the methods of the party organs and organizations during the accomplishment of this policy were researched and also were shown the faults, admitted by the government of the Republic in this sphere.

Текст научной работы на тему «Охрана материнства и детства в Татарской АССР во второй половине 1940-х 1960-х гг»

Э.З. Багманова

Охрана материнства и детства в Татарской АССР во второй половине 1940-х - 1960-х гг.

В начале 1990-х гг. с развалом Советского Союза начинается общенациональный кризис, коснувшийся как политико-правовой, экономической, так и социальной сфер жизни российского общества. В связи с этим государство практически полностью прекратило выполнять свою важнейшую функцию - поддержку населения, а именно матерей и детей. В результате демографического кризиса произошло уменьшение рождаемости и увеличение смертности как среди взрослого населения, так и среди детей.

Сегодня же стало ясно, что без активной и результативной политики в области материнства и детства возрождение российского общества невозможно, поэтому государство взялось за защиту наиболее уязвимых слоев населения - женщин и детей.

Материнство является важнейшей функцией женщины и нуждается в подкреплении целым рядом социальных гарантий. К ним относятся организация и функционирование женских и детских консультаций, родильных домов, детских учреждений, предоставление оплачиваемого отпуска по беременности и родам и др. Руководствуясь именно этим принципом, уже в конце Великой Отечественной войны был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., предусматривавший увеличение государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усиление охраны материнства и детства, установление почетного звания «Мать-героиня», учреждение ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». По этому Указу матери, имеющие двух детей, при рождении третьего и каждого следующего ребенка получали от государства единовременное пособие, а имеющие трех детей - при рождении четвертого и каждого следующего ребенка, кроме единовременного пособия, получали также ежемесячное государственное пособие до достижения ребенком возраста пяти лет. Одиноким матерям ежемесячное государственное пособие на детей выплачивалось начиная с первого ребенка и до достижения детьми двенадцатилетнего возраста [1, с. 125]. Дальнейшая политика советского государства в области материнства и детства основывалась именно на реализации этого указа.

В результате многосторонней и продуктивной работы специально созданных отделов по госпособиям многодетным и одиноким матерям уже через год после окончания войны значительно возросло количество матерей, получающих госпособия, улучшилось их

обслуживание. Вместе с тем отдельные сотрудники отделов по госпособиям некоторых автономных республик и областей страны, в том числе и Татарской АССР (ТАССР), формально относились к организационным мероприятиям по реализации указа. В работе отделов допускались серьезные ошибки при назначении пособий матерям, что приводило в одних случаях к нарушениям интересов женщин, а в других - государственного бюджета.

Так, в республике во многих районных отделах отсутствовала всякая разъяснительная работа по данному указу, в результате чего многие многодетные и одинокие матери не знали своих прав и порядка получения госпособий. Нарушались сроки выдачи личных книжек матерям, несвоевременно начислялись и выплачивались ежемесячные пособия, с задержкой оформлялись документы на представление многодетных матерей к награждению орденами и медалями [2, л. 9; 3, л. 23]. Причиной всего этого являлось, как указывается в архивных документах, то, что «руководители некоторых наркоматов, управлений, промышленных предприятий ТАССР, в первую очередь Татнаркомздрава, Татнаркомторга, Татнаркомфина, Татсоюза не осуществляют действенного контроля и не предъявляют строгих требований к работникам подведомственных им органов в деле выполнения ими Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года» [4, л. 19].

В начале 1960 г. в Татарстане насчитывалось 900 женщин, получивших почетное звание «Мать-героиня» и орден «Мать-героиня». Эти высокие звания вручались матерям, родившим и воспитавшим десять детей. Орденом «Материнская слава» награждали матерей, родивших и воспитавших семь, восемь и девять детей. Их число составляло 31,9 тыс. чел. Медалью «Медаль материнства» награждались матери, родившие и воспитавшие пятерых и шестерых детей. Этой медали были удостоены 120,4 тыс. женщин [5, с. 157].

Все эти мероприятия значительно повлияли на увеличение рождаемости в первые послевоенные годы - с 26,2 рождений в 1950 г. до 28,7 в 1958 г. на 1000 жителей. Однако этот процесс продолжался недолго. Уже в середине 1960-х гг. число родившихся не превышало 19,2 на 1000 чел. населения [6, с. 8]. Объяснить такое положение можно следующими причинами: во-первых, именно в этот период начинается новая волна вовлечения женщин в народное хозяй-

ство, во-вторых, сокращается численность молодых людей, рожденных в годы войны, в-третьих, это материальная необеспеченность. Размеры пособий, предлагаемые государством, не могли полностью покрыть расходы, необходимые для воспитания здорового и гармонично развитого ребенка.

Немаловажной задачей государственной политики по охране материнства и детства являлись организация и обеспечение женщин медицинскими учреждениями. В статистических сборниках по республике сообщалось о ежегодном увеличении количества роддомов, акушерско-гинекологических и женских консультаций. Однако мест в них катастрофически не хватало. Из-за явной перегруженности родильных домов родивших женщин выписывали раньше времени, а часть женщин вынуждена была рожать в домашних условиях.

Многие роддома и женские консультации республики располагались в неприспособленных зданиях дореволюционной постройки, часть из них нуждалась в капитальном ремонте. Все это негативно сказывалось на медицинском обслуживании женщин.

Руководство акушерско-гинекологической помощью в исследуемый период в республике осуществлялось через сектор родовспоможения Министерства здравоохранения ТАССР. О многочисленных ошибках, недостаточном и несвоевременном контроле со стороны руководителей свидетельствует высокий процент материнской и детской смертности. Так, в 1963 г. материнская смертность по городам республики составляла 0,02%, а по сельской местности - 0,06%; в то время как в 1962 г. этот показатель на селе был равен 0,05%. Среди причин материнской смертности необходимо отметить также следующие: неудовлетворительное обследование рожениц, несвоевременная диагностика акушерских патологий, недостаточно активное лечение [7, л. 10, 12]. Все это говорит о том, что несмотря на ежегодное открытие дополнительных фельдшерско-акушерских пунктов, колхозных роддомов, квалифицированное медицинское обслуживание на селе оставалось на низком уровне. Охват стационарной помощью при родах в начале 1960-х гг. в сельской местности республики составил 64,4%. И эти показатели были значительно ниже среднефедеративных. В РСФСР охват стационарной помощью женщин при родах на селе равнялся 84% [8, л. 2].

Что же касается акушерско-гинекологической службы в городах ТАССР, то здесь она была значительно лучше. Постепенно открывали свои двери новые, отвечавшие всем современным требованиям медицины родильные отделения и родильные дома. Медленно, но все же поступало новое оборудование, улучшалось качество обслуживания. В женских консультациях проводилась работа по психопрофилактической подготовке беременных к родам. В городах

республики такой подготовкой было охвачено 62% беременных [7, л. 8]. Однако необходимо отметить, что все эти нововведения коснулись лишь небольшой части населения, а именно жителей таких новых, а также крупных городов республики, как Казань, Зеленодольск, Лениногорск, Альметьевск, Бугульма, Елабуга.

В процессе осуществления политики в области охраны материнства и детства необходимо учитывать и показатели детской смертности. Они в республике оставались высокими, особенно в первые послевоенные годы. Высокий уровень детской смертности, а именно детей до одного года жизни, свидетельствовал прежде всего о неудовлетворительном санитарном состоянии населения и низком качестве медицинского обслуживания детства. Увеличение доли детской смертности наблюдалось в 1947-1948-х гг. Так, если в 1945 г. эти показатели составляли 7,8 на 100 родившихся, то в 1948 г. - 11,8 [9, л. 15]. Из приведенных данных можно сделать вывод, что система здравоохранения в республике не сумела встретить подъем рождаемости в 1946-1947-х гг. Основными причинами повышения детской смертности стали неполная и запоздалая госпитализация, неудовлетворительные условия содержания больных детей в лечебных заведениях, а также засуха 1946 г. и последовавший затем голод.

Постепенно в начале 1960-х гг. детская смертность снизилась. Объяснялось это улучшением педиатрической службы в республике. Однако оставались районы, где показатели детской смертности были выше среднереспубликанских. Вследствие отсутствия современной детской больницы, своевременной врачебной помощи и ранней выписки новорожденных детская смертность в Н. Челнинском районе республики составляла в 1960 г. 37,5 на 1000 родившихся [10, л. 2].

В годы советской власти составной частью политики охраны материнства стала активная борьба с абортами. В послевоенное время в республике количество абортов, особенно внебольничных, увеличилось в несколько раз. Еще в 1936 г. постановлением ЦИК и СНК СССР аборты официально были запрещены, поэтому основной задачей медицинских учреждений стала не просто борьба с криминальными абортами, а также своевременное предоставление информации о таких случаях в судебные органы. Так, в 1948 г. в ТАССР было зарегистрировано 6548 абортов, из них внебольничных - 5852, в том числе 267 криминальных. Дела по криминальным абортам автоматически передавались в прокуратуру. Еще одной задачей в борьбе с абортами являлось выявление так называемых «абортмахер», т.е. тех, кто оказывал услуги по внебольничному искусственному прерыванию беременности. За тот же год в республике обнаружили 17, а за три квартала 1949 г. уже 35 абортмахеров [11, л. 8]. Результатом увеличения внебольничных

абортов стал рост смертности среди женского населения, причем повышение внебольничных прерываний беременности продолжалось и в последующие 1950-е гг.

Лишь в 1955 г. по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября женщинам по желанию предоставлялось право искусственного прерывания беременности. В документе отмечалось: «Проводимые Советским государством мероприятия по поощрению материнства и охране детства и непрерывный рост сознательности и культурности женщин, активно участвующих во всех областях народнохозяйственной жизни страны, позволяют в настоящее время отказаться от запрещения абортов в законодательном порядке» [1, с. 132]. Однако в Татарской республике условия для женщин не были созданы, например, из-за очереди женщины госпитализировались через 5-6 недель со дня обращения вместо 10 дней, предусмотренных по приказу Минздрава СССР. Это привело к тому, что женщины продолжали производить подпольные аборты, нанося ущерб своему здоровью [12, л. 3]. Основными причинами большого количества внебольничных абортов являлись: во-первых, недостаток мест для женщин с искусственными абортами, во-вторых, слабая пропаганда противозачаточных средств, в-третьих, неэффективность этих противозачаточных средств.

Одновременно большое значение в охране материнства и детства имело улучшение качества обслуживания в детских дошкольных учреждениях, а также увеличение общего количества и мест в них. В постановлении ЦК ВКП(б) 1946 г. «О международном женском дне 8 Марта» отмечалось: «ЦК ВКП(б) требует от партийных организаций усилить повседневную заботу о женщине и детях, памятуя, что воспитание детей является делом первостепенной государственной важности. Все советские, партийные и общественные организации должны оказывать женщинам всемерную помощь в деле воспитания подрастающего поколения» [13, с. 4]. Таким образом, предусматривалось дополнительное строительство детских дошкольных учреждений. Самыми распространенными детскими учреждениями являлись детские ясли и детские сады, где дети должны были обеспечиваться надлежащим уходом и воспитанием. В республике в 1950 г. работало 466 детских садов [14, с. 206]. Однако существующая сеть дошкольных учреждений не обеспечивала потребности в них. Особенно тяжелое положение с детскими садами сложилось в нефтяных районах ТАССР: Бугульминском, Альметьевском, Бавлинском, Шугуровском и др. [15, л. 147]. Здесь в 1940-1950-е гг. практически не было постоянных яслей, а временные не имели специальных помещений, оборудования, не получали необходимого финансирования для обеспечения питания, в результате чего дети недоедали.

Постепенно на базе сезонных детских площадок на селе открывались постоянные детские ясли и сады. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 г. поощрялось строительство детских дошкольных учреждений за счет колхозов. Поэтому число детских яслей и садов, построенных силами колхозников, с каждым годом увеличивалось. В 1958 г. ими было построено 11 детских яслей, в 1959 г. - 24, в 1963 г. - 9 детских садов. За 19591964 гг. число мест в постоянных дошкольных детских учреждениях села возросло с 11,1 до 14,7 тыс. мест [16, с. 152]. Все это имело большое социальное значение, особенно для работающих женщин.

В начале 1960-х гг. популярными стали школы-интернаты, особенно среди многодетных и одиноких матерей. Они возникли по решению XX съезда КПСС. В этих школах предусматривалось не только обучение, но и всестороннее физическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения. Детей одиноких матерей принимали в них в первую очередь. Самым главным и важным стало то, что проживание и обучение детей в школе было материально выгодно. Плата за пребывание детей устанавливалась дифференцированно в зависимости от заработной платы родителей, а также при начислении оплаты учитывалось общее количество детей в семье. Так, в начале 1960-х гг. минимальный размер платы на одного ребенка за содержание в школе-интернате составлял 60 руб. Родителям, имеющим трех детей, размер оплаты снижался до 35%, а имеющим четырех и более - до 50%. Причем ежемесячные пособия одиноким и многодетным матерям продолжали выплачивать [17, л. 65].

Важной частью государственной политики в области охраны детства являлись мероприятия, направленные на защиту детей, воспитывающихся в детских домах, а также на борьбу с беспризорностью и безнадзорностью. После Великой Отечественной войны этот вопрос вновь вышел на первый план, так как окончание войны ознаменовалось не только победой, но и увеличением беспризорных и безнадзорных детей, особенно в 1947-1948 гг.

Доля детей-сирот в Татарской АССР также оставалась высокой. Большой процент среди детей-сирот составляли младенцы, сданные в дома ребенка матерями-одиночками. Рост внебрачных рождений был следствием особой демографической ситуации, сложившейся в результате войны. Именно в первые послевоенные годы увеличивается количество подкидышей [18, с. 82]. Другой причиной детской беспризорности и сиротства была волна репрессий, последовавшая после окончания войны. Число воспитанников домов ребенка, чьи матери находились в заключении, в 1947-1948 гг. увеличилось в несколько раз. Из 12 детей, поступивших за пять месяцев 1947 г. в Кукморский дом ребенка, 9 были детьми заключен-

ных матерей, прибывшие из исправительно-трудовой колонии №5 Свияжска [19, л. 64].

Состояние дел по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в республике характеризовалось следующими данными: с 1 января по 1 декабря 1947 г. всего по республике было задержано 12635 детей, из них беспризорных - 1426, безнадзорных -11209 [20, л. 38].

На переднем плане борьбы с беспризорностью и безнадзорностью оказалась милиция, проводившая рейды в местах массового скопления людей. При отделениях милиции были созданы детские комнаты, куда временно помещали задержанных. Если родители, родственники или желающие усыновить ребенка не находились, то детей от 3 до 14 лет направляли в детские дома, а подростки постарше устраивались на работу на производство, в школы ФЗО и ремесленные училища, правонарушители отправлялись в трудовые колонии.

В ТАССР в 1947 г. функционировало 104 детских дома. Кроме того, детдома были организованы при заводах №40, 22, 237 и строительном тресте №14. Однако, несмотря на это, мест в детских учреждениях катастрофически не хватало. Многие детские дома республики размещались в тесных, непригодных помещениях. Дети ютились в двух-трех комнатах площадью 2-2,5 кв. м на ребенка вместо 4 кв. м, установленных по нормативам, что свидетельствовало о несоблюдении санитарных норм.

Во многих детских учреждениях не были созданы условия, необходимые для правильного физического развития детей и сохранения их здоровья. Не был организован надлежащий уход за детьми раннего воз-

раста, не обеспечивался правильный режим питания. В результате в республике увеличился процент смертности среди воспитанников детских домов.

Постепенно ситуация нормализовалась. Многие дети находили своих родителей и возвращались в собственные семьи. В итоге в республике сократилось и количество детских домов. В 1960 г. в ведомстве Министерства просвещения республики находилось 39 детских домов с контингентом 3497 воспитанников . Но даже спустя десятилетия проблемы в них оставались. В архивных документах неоднократно подчеркивалось, что «в детских домах Министерства просвещения ТАССР не выполняются требования партии и правительства о создании в них условий для нормальной жизни и всестороннего развития детей, оставшихся без попечения родителей» [21, л. 94, 96]. По-прежнему в них не хватало мест, «мягкого и твердого» инвентаря, воспитатели относились к своим обязанностям формально, не на должном уровне находилось медицинское обслуживание этих детей.

Таким образом, политика в области охраны материнства и детства в советское время была многопланой и разнообразной. Государство пыталось поддерживать женщин при выполнении ими «самой важной социальной функции - функции материнства». Сегодня необходимо использовать положительный опыт истории советского периода и вместе с тем учесть все те ошибки, которые были допущены при реализации этой политики. Женщины-матери и дети - самая незащищенная часть общества. Вот почему государство и властные структуры должны взять ответственность за выполнение и соблюдение как гражданских, так и нравственных прав этих категорий населения.

Библиографический список

1. Кунгурова, Н.И. Женщины в общественном производстве при социализме: экономико-демографический аспект / Н.И. Кунгурова. - М., 1983.

2. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). - Ф. 607. - Оп. 2. - Д. 107.

3. НА РТ. - Ф. 607. - Оп. 2. - Д. 128.

4. НА РТ. - Ф. 607. - Оп. 2. - Д. 107.

5. Татарская АССР за 40 лет : ст. сб. - Казань, 1960.

6. Народное хозяйство Татарской АССР : ст. сб. - Казань, 1966.

7. НА РТ. - Ф. 3959. - Оп. 3. - Д. 1536.

8. НА РТ. - Ф. 3959. - Оп. 3. - Д. 1325.

9. НА РТ. - Ф. 3959. - Оп. 3. - Д. 56.

10. НА РТ. - Ф. 3959. - Оп. 3. - Д. 1134.

11. НА РТ. - Ф. 3959. - Оп. 3. - Д. 84.

12. НА РТ. - Ф. 3959. - Оп. 3. - Д. 807.

13. О международном женском дне 8 Марта : Постановление ЦК ВКП(б) // Работница. - 1946. - №3.

14. Народное хозяйство Татарской АССР : ст. сб. - Казань, 1957.

15. Центральный государственный архив историкополитической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ). - Ф. 15. - Оп. 6. - Д. 2039.

16. Каримов, Т.Т. Социально-экономическое развитие села Татарстана в 1953-1964 гг / Т.Т. Каримов. - Казань, 1992.

17. ЦГА ИПД РТ. - Ф. 4034. - Оп. 42. - Д. 283.

18. Зезина, М. Без семьи: сироты послевоенной поры / М. Зезина // Родина. - 2001. - №9.

19. ЦГА ИПД РТ. - Ф. 15. - Оп. 6. - Д. 890.

20. ЦГА ИПД РТ. - Ф. 15. - Оп. 6. - Д. 756.

21. ЦГА ИПД РТ. - Ф. 15. - Оп. 6. - Д. 93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.