Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СЕТИ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ С 50-Х гг. XX в. ДО НАШИХ ДНЕЙ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОСЧЕТЫ'

РАЗВИТИЕ СЕТИ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ С 50-Х гг. XX в. ДО НАШИХ ДНЕЙ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОСЧЕТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
детские дошкольные учреждения / Воронежская область / preschool institutions. Voronezh region.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Душкова Наталья Александровна, Теплякова Анна Юрьевна

В статье рассматривается исторический опыт решения проблемы обеспеченности населения детскими дошкольными учреждениями в Воронежской области с середины XX века до начала XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF NETWORK OF PRESCHOOL INSTITUTIONS IN VORONEZH REGION WITH 50 YEARS OF XX CENTURY TO THE PRESENT DAY: ACHIEVEMENTS AND FAILURES

The article deals with the historical experience ofsolving the problem of availability ofpreschool institutions in the Voronezh region in the middle ofXX century to the beginning of the XXI century.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СЕТИ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ С 50-Х гг. XX в. ДО НАШИХ ДНЕЙ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОСЧЕТЫ»

УДК 908 ББК 63.(2)6

РАЗВИТИЕ СЕТИ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ С 50-Х гг. XX в. ДО НАШИХ ДНЕЙ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОСЧЕТЫ

Душкова Наталья Александровна,

доктор исторических наук, профессор, Теплякова Анна Юрьевна,

аспирант Воронежского государственного технического университета

(г. Воронеж)

Аннотация. В статье рассматривается исторический опыт решения проблемы обеспеченности населения детскими дошкольными учреждениями в Воронежской области с середины XX века до начала XXI в.

Ключевые слова: детские дошкольные учреждения, Воронежская область.

DEVELOPMENT OF NETWORK OF PRESCHOOL INSTITUTIONS IN VORONEZH REGION WITH 50 YEARS OF XX CENTURY TO THE PRESENT DAY: ACHIEVEMENTS AND FAILURES

Duskova N.A., Teplyakowa A.Y.

(Voronezh)

Abstract. The article deals with the historical experience ofsolving the problem of availability ofpreschool institutions in the Voronezh region in the middle of XX century to the beginning of the XXI century.

Key words: preschool institutions, Voronezh region.

Обеспеченность доступности услуг дошкольного образования является одной из наиболее острых социальных проблем современного российского общества. По определению Д.А. Медведева, она является «кричащей» на сегодняшний момент - около двух миллионов детей стоят на очереди в детские сады. Отсутствие дошкольных учреждений не дает возможности 60% родителей полноценно заниматься профессиональной деятельностью, а также является сдерживающим фактором в принятии решения на рождение ребенка [11]. Таким образом, от скорейшего решения данного вопроса зависит не только полноценная подготовка детей к школе, их социализация, но и экономика страны, благополучное развитие демографической ситуации. История развития сети детских дошкольных учреждений может не только дать положительный пример решения вопроса, но и предостеречь от многих ошибок.

- 43

Особое значение проблеме обеспеченности населения детскими дошкольными учреждениями в нашей стране стало придаваться с середины XX века. Нехватка рабочих рук и необходимость вовлечения женщины в общественное производство требовали освобождения ее от домашних обязанностей, ухода и присмотра за детьми. Уже в первые послевоенные годы, несмотря на наличие большого количества проблем, тяжелое экономическое положение, правительство обращает внимание на детские сады. 18 мая 1949 г. вышло постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и родильных домов и улучшению их работы» [8]. В документе содержалась критика предыдущей работы в этом направлении и ставились новые задачи по расширению строительства. Выполнение поручений бралось под особый контроль Центрального Комитета партии,

в сферу деятельности которого входили не только партийные, но и хозяйственные вопросы. В последующих ежегодных постановлениях ЦК КПСС, посвященных празднованию 8 марта, регулярно указывалось на необходимость расширения сети детских учреждений и улучшения качества их работы [10]. Эта проблема систематически поднималась и на партийных заседаниях местного уровня. В результате проведенной работы, за период с 1950 г. по 1960 г., количество детских садов и яслей области увеличилось в 1,6 раза (см. табл.).

Однако, это не удовлетворяло растущие потребности населения. Областное совещание женщин, проходившее в 1960 г., призывало энергичнее решать вопросы создания детских садов, площадок. Это требование было поддержано на заседании обкома КПСС. Ссылаясь на постановление ЦК КПСС от 25 февраля 1960 г., Воронежский обком рекомендовал первичным партийным организациям «более настойчиво создавать условия для участия женщин в трудовой жизни, обратив особое внимание на расширение сети детских садов и яслей». Помимо этого, XIII Воронежская областная партийная конференция, состоявшаяся в сентябре 1961 г., обязала облисполком, совнархоз и Воронежский горисполком обеспечить в 1962 г. широкое строительство детских учреждений за счет отчислений сверхплановых прибылей, рассмотреть и решить вопрос об использовании имеющихся административных зданий, а также первых этажей жилых домов под детские сады и ясли [6].

К решению данного вопроса были привлечены и профсоюзы. В ходе своих проверок они выявляли потребности работников в детских дошкольных учреждениях. Так, подобная проверка проходила в 1966 г., когда по области широко развернулось обсуждение профсоюзными организациями проекта директив 23 съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966-1970 гг. Недостаток садов и яслей обнаружился на многих предприятиях текстильной и легкой промышленности, п/я 131, п/я 2, п/я 36, «Электросигнал» и др. [4]. Профсоюзы обязали их выделить дополнительные средства на постройку садов при предприятии или устройство детей сотрудников городских, районных дошкольных учреждений.

Предпринимаемые меры партийными, хозяйственными органами и профсоюзами имели положительный результат: за 60-е гг. число детских садов по Воронежской области увеличилось почти в два раза (см. табл.). Однако, несмотря на прогрессивный рост детских учреждений, их количество по-прежнему не удовлетворяло потребности населения. К началу 70-х гг. по данным ВЦСПС в стране около 5 миллионов незанятого населения составляли в основном женщины, «обремененные» семьей. Их вовлечение в производство сопрягалось со значительными трудностями, главная из которых была связана с уходом за детьми [5]. Отделом по труду Воронежского облисполкома было установлено, что из 5831 неработающих человек значительная часть женщин (около 30%) не работают по причине отсутствия садиков для малолетних детей [13]. Эти факты способствовали продолжению работы по расшире-

нию сети детских дошкольных учреждений как на общегосударственном, так и на местном уровне.

22 января 1981 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей». В нем указывалось на необходимость обеспечить дальнейшее развитие сети детских садов и яслей в одиннадцатой и двенадцатой пятилетках [2]. Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам СССР предлагалось принять меры к улучшению санитарно- технического состояния всех зданий дошкольных учреждений, приведению наполняемости детских групп в соответствии с установленными нормативами и совершенствованию режима их работы, создавая при необходимости дошкольные учреждения или группы с круглосуточным пребыванием детей, в том числе в воскресные и праздничные дни. Для создания наибольших удобств населению предполагалось сосредоточить строительство и размещение дошкольных учреждений по месту жительства, а также шире практиковать обмен мест в районных и ведомственных детских яслях и садах.

В 1980-е гг. дошкольное обслуживание в Воронежской области достигло высокого уровня. В 1980 г. в области почти 41 тысяча детей по сещали 639 детских дошкольных учреждений. Однако, этого количества явно не хватало. Только в 9 районах области (Воробьевском, Каменском, Кантемировском, Каширском, Нижнедевицком, Новоус-манском, Новохоперском, Ольховатском, Петропавловском) численность детей была меньше, чем имелось в наличии мест. А в Борисоглебском районе количество детей в детских учреждениях превышало число мест на 500 человек, в Россошанском - на 650 человек, т.е. нормативный показатель наполняемости групп был превышен. Недостаточная обеспеченность населения детскими садами и яслями затрудняла более широкое использование в общественном производстве труда молодых женщин. Для этого периода была характерна очередь на получение места в детских дошкольных учреждениях.

К 1990 г. положение в отрасли изменилось в лучшую сторону. Во всех районах области за десятилетие (1980-1990 гг.) число дошкольных учреждений увеличилось с 639 до 1019, причем в отдельных районах значительно. Так, в Верхнехавском с 6 до 22, в Аннинском с 21 до 44, в Таловском с 22 до 48. Соответственно выросло число мест - с 39141 до 60062. Особенно в этот период выделялся Россошанский район, где число детских учреждений увеличилось с 43 до 60, а число мест более чем в 2 раза. Это было связано с началом эксплуатации завода по производству минеральных удобрений в городе Россошь, появление которого существенно изменило показатели в районе по всем направлениям, включая социальную сферу. В период с 1980 по 1990 гг. в Воронежской области появились новые хорошо оборудованные детские учреждения, предусматривающие разностороннее развитие ребенка. Увеличилась и численность детей в детских садах и яслях с 40842 в 1980 г. до 67469 в 1990 г.

Таким образом, несмотря на существовавшие трудности, постоянно сохранявшуюся в обществе потребность

44

в садах, 60-е - 90-е годы считаются периодом расцвета отечественной системы дошкольного образования. За 25 лет (1960-1985) сформировалась система общественного дош-

кольного воспитания. Количество постоянных дошкольных садов возросло в целом по стране в 2 раза, численность в них почти в 4 раза.

Детские сады и ясли Во зонежской области [14]

1950 г. 1960 г. 1970 г. 1980 г. 1990 г.

число детских садов и яслей-садов всех ведомств 196 325 616 1042 1322

в них детей 8762 23881 61100 97200 112100

Таблица демонстрирует прогрессивный рост количества детских садов и яслей в Воронежской области до 1990 г.

Распад Советского Союза привел к кризису дошкольного обслуживания населения. В результате снижения рождаемости в стране в 1991-2001 годах резко сократилась численность дошкольников (с 12 593 тыс. детей в 1991 г. до 7975 тыс. детей в 2001 г.). Если в 1991 г. в детских садах страны насчитывалось около 8433 тыс. воспитанников, то к2001 г. их число сократилось до 4246 тыс. В результате от 87,6 тыс. детских садов в 1991 г. спустя десятилетие осталось только 51,3 тыс. [1].

За период с 1990 по 2000 г. в Воронежской области число детских дошкольных учреждений сократилось более чем в 2 раза - с 1019 до 466, а численность посещающих их детей снизилась почти в 3 раза - с 67469 до 22600 человек. Проблема 80-х годов, связанная с нехваткой мест в детских садах, к началу XXI века сменилась проблемой наполняемости детских дошкольных учреждений. Особенно заметно этот процесс происходил в отдельных районах: в Россошанском количество детских садов и яслей снизилось с 60 до 33 единиц, в Калачеевс-ком - с 52 до 12, в Острогожском - с 51 до 22, в Лискинс-ком - с 42 до 16. За это же время уменьшилось и количество детей, посещающих дошкольные учреждения. Наиболее заметное сокращение произошло в Каширском районе - в 17 раз, в Лискинском - в 11 раз. Наибольшее снижение численности детей по области характерно для сельской местности, что явилось следствием снижения рождаемости (с 10,5% в 1990 г. до 7,6% в 2000 г.). В целом, за 1980-2000 гг. ситуация ухудшилась во всех районах области. По всем показателям дошкольного обслуживания произошло снижение, причем существенное, в 1,5-2 раза. Таким образом, если в 1980 г. рассматривался вопрос о расширении сети дошкольных учреждений, то к 2000 г. наоборот - об их закрытии. Наиболее остро эта проблема проявилась в Каширском, Нижнедевицком, Петропавловском, Репьевском районах [9].

Однако, с начала XXI века ситуация вновь резко изменилась. На протяжении последнего десятилетия произошло увеличение числа рождений. По сравнению с минимальным показателем, достигнутым в 1999 г., -1214,7 тысячи, в 2009 г. оно увеличилось более чем внушительно - на 510,5 тысячи или на 42% [12]. Такой положительной тенденции способствовала благоприятная

возрастная структура населения - число женщин основного детородного возраста (до 35 лет) находилось в фазе роста; а также меры правительства, направленные на исправление демографической ситуации (поддержка молодой семьи, материнский капитал, обеспечение бесплатного лечения беременных женщин и детей в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и др.), имели некоторый результат. Все это вызвало новую проблему - острую нехватку детских садов. Распространенными проблемами стали ветхость помещений, переукомлектация групп.

Для современного состояния дошкольного образования Воронежской области характерна типичная для всей страны диспропорция в его развитии. В области в последнее время увеличивается численность детского населения, растет очередность по устройству детей в дошкольные учреждения, что при сокращении количества детских садов и увеличении численности воспитанников приводит к переукомплектованности последних. По состоянию на январь 2010 г. в Воронежской области функционировало 653 дошкольных учреждений, 490 из них государственных и муниципальных. Численность воспитанников в этих учреждениях составляла 54 770 человек. Таким образом, потребность в местах в дошкольные учреждения была удовлетворена на 72% от необходимого количества.

По данным департамента образования, науки и молодежной политики, более половины дошкольных учреждений Воронежской области в 2010 г. располагались не в специальных, а приспособленных помещениях. Большое число дошкольных учреждений нуждалось в реконструкции и капитальном ремонте. Для устранения очередности в дошкольные образовательные учреждения была разработана областная целевая программа «Развитие дошкольного образования Воронежской области на 20092012 годы».

Целью этой программы являлось обеспечение общедоступного и качественного дошкольного образования для детей Воронежской области. В рамках областной целевой программы предусмотрено строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов дошкольного образования (строительство 37 зданий дошкольных образовательных учреждений на 5215 мест в 30 муниципальных образованиях области, капитальный ремонт 49 дошкольных

образовательных учреждений на 2459 мест, реконструкция 47 помещений на 1540 мест). Помимо этого, производится организационно- методическое сопровождение процессов модернизации функционирования дошкольных образовательных учреждений, поддержка авторских проектов и обновление программно-методического обеспечения дошкольного образования на территории Воронежской области.

22 ноября 2011 г. Алексей Гордеев доложил Президенту РФ, что за два с половиной года в Воронежской области было подготовлено около шести тысяч мест в дошкольные образовательные учреждения. Были проведены работы по ремонту и открытию новых детских садов. По словам губернатора, в 2012 г. в области будет создано еще около четырех тысяч дополнительных мест для дошкольников. В таком темпе работы правительство области планирует работать еще лет пять, чтобы улучшить ситуацию в регионе с нехваткой мест в детских садах [7].

Власти, как на федеральном уровне, так и на региональном, пытаются решить проблему дефицита мест в детских садах, однако на сегодняшний день она по-прежнему остается актуальной. Весной 2011 г. по Воронежской области очередность на получение мест в муниципальных детских садах превышала 36 тысяч детей в возрасте от двух месяцев до семи лет, в том числе по г. Воронежу - более 25 тысяч [3]. Однако, прогнозы социологов говорят о приближающемся спаде рождаемости. Начиная с 2010-2011 гг., роль возрастной структуры в изменении числа рождений станет отрицательной, поскольку во взрослую жизнь вступит поколение, появившееся на свет в провальные для демографии девяностые. Без эффективной государственной политики по поддержке рождаемости только построенные садики могут, не успев открыться, опустеть, как это было уже в 90-е гг. Таким образом, сегодня при решении проблемы, связанной с развитием сети детских дошкольных учреждений, крайне важно учитывать исторический опыт в этой сфере и не повторять допущенных ошибок.

Проблема обеспеченности населения детскими дошкольными учреждениями по-прежнему остается актуальной. В ее решении на разных этапах развития нашей страны были и достижения, и просчеты. В Советское время государство смогло обеспечить финансирование и усиленный контроль детских дошкольных учреждений, в результате чего образовалась развитая сеть детсадов, яслей и всеобщий охват ими. Этот положительный опыт необходимо учитывать и сегодня. Однако, мы живем в другое время, в условиях рыночной экономики государство не оказывает финансовую поддержку в

таком масштабе, как раньше. Поэтому целесообразным представляется более активное привлечение малого и среднего бизнеса в сферу дошкольного образования, что значительно облегчит нагрузку государства и будет способствовать повышению уровня обслуживания. Решение проблемы обеспеченности детскими дошкольными учреждениями требует взвешенного отношения и продуманной, рассчитанной на длительный срок демографической политики. Помимо улучшения материально-технической базы и достижения нормативов обеспеченности площадями, нельзя забывать и о качественной составляющей детского воспитания. Необходимо усилить методическую помощь работникам этой сферы услуг, увеличить оплату труда педагогических и медицинских работников. Как видно, многие вопросы упираются в финансирование и правовое регулирование, поэтому без государственной инициативы решение их невозможно.

Литература:

1. http://mon-ru.livejournal.com/6966.html

2. http://www.allbusiness.ru/BPravo/ DocumShow_DocumID_33177.html

3. В Воронежской области места в детсадах ожидают более 36 тысяч детей // http: / / www. communa. ru/ index.php?ELEMENT_ID=48815

4. Государственный архив Воронежской области (ГАВО) Ф.899. Оп.7 Д.619 Лл.9,10,23-24,27,39.

5. Там же. Ф.899. Оп.8.Д.220.Л.79.

6. Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области ( ГАОПИ ВО) Ф.З. Оп.43.Д.24. Л.5.; Ф.З. Оп.48.Д.1. Л.32.

7. Департамент образования, науки и молодежной пoлитики//http://36edu.ru/delo/edu/doshkol/Pages/ default. aspx; www.voronezh.net/news/voronezh/ details2942.html

8. Законодательство о правах женщин (сборник нормативных актов). Юр. лит-ра. - М., 1975 г. - С. 34.

9. Калюжная Л.А., Попова, М.А., Рогозина, P.E. Особенности организации дошкольного обслуживания населения города Воронежа и Воронежской области / Л.А. Калюжная, М.А. Попова, РЕ. Рогозина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология. -2005. - № 1. - С. 98-102.

10. Правда. - 1950-1990. - 8 марта.

11. Проблема демографии - детский сад! // http://news.mail.ru/ politics/1245337/

12. Рост числа рождений закончился? // http:// www.demoscope.ru/weekly/2011/0453/tema01.php

13. См. ГАВО Ф.2737. 0п.2.д.70.

14. См.: Народное хозяйство Воронежской области в 1991 г. Стат. сб., Воронеж, 1992. - С.43; Народное хозяйство Воронежской области в цифрах. Краткий стат. сб., Воронеж, 1977 г. - С. 99-101.

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.