УДК 364.42 / 44(470.34)
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ 1990-Х ГГ. (НА ПРИМЕРЕ Г. ВОРОНЕЖА И ОБЛАСТИ)
Е. А. Шамрина
Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета e-mail: [email protected]
В статье на основе анализа положения женщин и детей Воронежской области в 1990-е гг. показано, что смена общественно-политического строя повлекло за собой снижение жизненного уровня населения области.
Ключевые слова: Воронежская область, социальная политика, социально-демографические факторы.
Проблемы социального состояния государства в первое десятилетие после распада Советского Союза занимают одно из основных мест в отечественной историографии. В то же время ни одно солидное исследование не обходится без учета региональных аспектов. В данной связи вполне обоснованным выступает анализ одного из ключевых регионов Центрально-Черноземного района - Воронежской области.
В данной статье мы сделали попытку рассмотреть положение женщин и детей и содержание основных направлений социальной политики по отношении к ним в регионе в 1990-е гг., не претендуя при этом на всеобъемлющее освещение поставленной проблемы.
Проблеме социальной политики в отношении женщин и детей в рассматриваемый период посвящены многие работы. Осознанию роли семьи в обществе, необходимости в нынешних социально-экономических условиях существенных изменений в осуществлении социальной защиты материнства и детства посвящены исследования А.И. Антонова, Н.М. Римашевской и других. В Воронежской области вопросы государственной политики в отношении женщин и детей рассматриваемого периода пока не стали предметом специального научного исследования. Отдельные аспекты проблемы представлены в работах В.В. Галкина, Л.Н. Сенных, Е.Б. Свистовой1.
Вступление России с начала 1990-х гг. на путь рыночных реформ повлекло за собой трансформацию всей общественной системы. Экономические, политические и
1 Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века: размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции. М., 2000; Римашевская Н.М. Дети России: социально-экономические проблемы. М., 1994; Галкин, В.В. Воронежская экономика: прошлое, настоящее, перспективы. Воронеж, 2002; Сенных, Л.Н. Социальная защита населения: административно-правовое регулирование системы управления. Воронеж, 2002; Свистова, Е.Б. Организация деятельности служб и учреждений социальной защиты населения Российской Федерации в 1991 - 2000 гг. Воронеж, 2007.
другие индикаторы, применяемые для оценки внутреннего состояния государства, свидетельствуют о том, что в начале 1990-х гг. Россия вступила в фазу системного кризиса.
Условия перехода к рыночным отношениям обнажили многие острейшие проблемы общества - снижение жизненного уровня значительной части населения, усиление имущественной дифференциации, утраты ценностных ориентаций. Данный спад продолжался на протяжении всего периода 1990-х гг. и имел следствием разрушительные последствия, превосходящие экономические потери Великой Отечественной войны2.
К началу 90-х гг. оказалась почти полностью разрушенной индустриальная экономика, доведенная до такого состояния, когда она лишилась способности адаптироваться к новым условиям воспроизводства. К 1992 г. такие явления, как эффективность производства, отсутствие стимулов хозяйственной активности, структурные диспропорции фактически парализовали способность страны к развитию3.
К началу 1992 г. Россия замкнула третью десятку государств по общему объему ВВП и перешла в группу развивающихся стран по его душевому исчислению. Для сравнения в 1985 г. СССР занимал второе место по объему валового внутреннего продукта, в душевом исчислении - 25-е. За последующие два года Россия стала уступать Франции по объему ВВП в 2,5 раза, Японии - в 7 раз, США - в 12 раз4.
Практически полная либерализация цен и минимальное государственное регулирование экономики явились основными принципами, посредством которых планировалось форсированными темпами миновать стадию переходной экономики и войти в рынок. В результате последующая неконтролируемая инфляция, составившая только в 1992 г. 2700 %, позволила переложить бремя экономических преобразований на плечи населения, решить фундаментальные задачи по трансформации экономической системы за счет снижения благосостояния граждан.
Вследствие перенасыщенности экономики области предприятиями ВПК, преобладания в социальной структуре края людей пенсионного возраста, студентов и работников бюджетной сферы такое решение политического руководства было особенно болезненным для Воронежской области.
За 1990-е гг. сдвиги в уровне жизни населения Воронежской области не приобрели устойчивой положительной тенденции. Ситуация на потребительском рынке оставалась нестабильной, цены на продовольственные и непродовольственные товары неуклонно возрастали. Несмотря на рост среднедушевых доходов населения, уровень их покупательной способности оставался на низком уровне. Так, в 1994 г. население на свои среднедушевые денежные доходы могло приобрести 2,1 прожиточного минимума, тогда как в 2000 г. - 1,65.
Отрицательные показатели уровня жизни населения являются прямым отражением уровня социально-экономического развития области.
2 Аганбегян А. Г. О развитии социально-экономического развития и направленности социальных реформ в России / А.Г. Аганбегян // Эконом. наука соврем. России. 2003 . № 2. С.26-38.
3 Албегова А.М. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ. ред. А.В.Сидоровича. М., 1998. С. 241; Бурждсалов, Ф.Э. Современная социальная политика: между рынком и планом. М., 1996. С. 145-154.
4 Россия сегодня: реальный шанс / РАУ-Корпорация. М., 1994. С. 368.
5 Основные показатели, характеризующие состояние социально-трудовой сферы и системы социальной защиты населения Воронежской области. Воронеж, 2003. С. 1.
Развитие сельского хозяйства в этот период претерпевало серьезные изменения. Проводимая в области аграрная реформа была направлена на создание экономических условий для функционирования сельских товаропроизводителей всех форм собственности. В результате проведенной в 1992 - 1993 гг. реорганизации колхозов и совхозов основной организационно-правовой формой хозяйствования на селе стали товарищества различных типов. К концу 1995 г. в сельском хозяйстве действовало 457 предприятий новых организационно-правовых форм и 238 колхозов и совхозов. Вместе с тем неблагоприятная конъюнктура сельскохозяйственного рынка, выразившейся в импорте из-за рубежа зерновых культур, говядины, свинины по демпинговым ценам, приводила к росту числа убыточных сельскохозяйственных предприятий: с 5 в 1992 г. до 640 в 1998 г6.
Работу промышленности в период 1991 - 1995 гг. нельзя назвать успешной. В этот период только экспортно-ориентированные предприятия показывали хорошие результаты в части стабильного сбыта и получения высокой прибыли. В целом за рассматриваемый период объем промышленного производства сократился в 2,5 раза. Все большая доля предприятий промышленности стали убыточными. Так, число убыточных предприятий промышленности в 1995 - 1998 гг. возросло с 20,8 до 44,6 % от общего числа предприятий7.
Реформирование экономики оказало значительное влияние и на состояния и развитие проблем семьи, материнства и детства.
Социально-экономические преобразования преимущественно легли на плечи семей с небольшими фиксированными доходами, которые вынуждены были снижать потребление из-за непрерывно снижающейся покупательной способности. Возросли и масштабы бедности. В среднем по 2000 г. 32,9 % населения имели доходы ниже прожиточного минимума, что на 8,9 % выше, чем в 1994 г. В число лиц, оказавшихся у черты или за чертой бедности, наряду с такими категориями малообеспеченных, как многодетные семьи, пенсионеры и т.д., вошли и некоторые трудоспособные граждане. Это безработные, работники нерентабельных предприятий, занятые неполный рабочий день, молодежь, оказавшаяся на рынке труда8. В этой связи необходимо отметить два момента: во-первых, количество людей в Воронеже и области, живущих за чертой бедности, в течение 1990-х гг. последовательно нарастало, и, во-вторых, о том, что ситуация в области существенно отличалась от общероссийской. Так, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума по Воронежской области составляла 24 %, в то время как по России -20,8%9. Служба «Телефон доверия», организованная при воронежском отделении Фонда милосердия и здоровья, в своей работе отразила значительное ухудшение материального положения воронежцев. Так, если в конце 1980-х гг. звонки от людей, испытывающих трудное материальное положение, были единичными, то к 1991 гг. они составили 3 % от их общего числа10.
В Воронежской области, как и в целом по России, в 1990-е гг. резко обострились демографические проблемы, среди которых на первом месте стоит
6 Воронежская область в 1998 г.: Стат.сб.: офиц. изд. / Госкомстат России. Воронеж. обл. ком. гос. статистики. Воронеж, 1997. С. 67-68.
7 Там же, с. 65.
8 Воронежская область в 1998 г.: Стат.сб.: офиц. изд. / Госкомстат России. Воронеж. обл. ком. гос. статистики. Воронеж, 1997. С. 1.
9 Социальное положение и уровень жизни населения Воронежской области: стат. сб. / Госкомстат России. Воронеж. обл. ком. гос. статистики. Воронеж, 2001. С. 141.
10 ГАОПИ ВО. Ф. 255. оп. 1. д. 5. л. 17.
значительное превышение уровня смертности над уровнем рождаемости. Начиная с
1989 г. наблюдается депопуляция населения. В период 1990 - 1996 гг. рождаемость
снизилась на 8744 чел. в год, что составило 31 %. Смертность же, напротив,
увеличилась на 6333 чел. в год или на 18 %. Естественная убыль населения за этот
период выросла в 2.2 раза11. Следует отметить, что тенденция к снижению
численности детского населения Воронежской области соответствовала динамике в
целом по России. Так, за период с 1994 по 2000 год число детей по Воронежской
области снизилось на 72,7 тыс. чел., что составило 12,63 %. В целом по РФ за этот же
12
период число детей уменьшилось на 4920,0 тыс. чел., что составило 12,67 % .
Сложившаяся неблагоприятная ситуация с рождаемостью является отражением проблем населения области в уровне социально-экономического развития и качестве жизни. Последствия этого процесса при существующей системе пенсионного обеспечения также способствуют увеличению нагрузки на трудоспособное население со стороны пожилых людей (в 2000 г. на 1000 человек трудоспособного возраста в области приходилось 808 человек нетрудоспособного возраста, по России в целом - 711). Особенно это заметно в сельской местности, где каждый третий житель пенсионного возраста. Здесь же, естественно, наиболее высокий уровень смертности.
Удельный вес лиц в возрасте, старше трудоспособного, в общей численности населения области составляет 26%, молодежи в возрасте 16-29 лет - 18%. За 2000 год рост цен на потребительские товары и услуги, оказываемые населению, составил 24,3% (против 27,1% за аналогичный период 1999 года), в том числе платные услуги -33,1% (против 49,4%). Как и в предыдущие годы имеет место значительный разброс в ценах на продукты питания, наблюдаемые в различных районах области.
Самые большие расходы населения - на питание (в декабре 2000 года в структуре использования денежных доходов они составляли 71%), на втором месте -плата за квартиру, коммунальные, транспортные и иные услуги. К примеру, стоимость жилищно-коммунальных услуг в месяц в г. Воронеже составляет 232,2 рубля на 1 человека, тогда как в г. Липецке - 159,7 руб. При этом повышение тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте, рост цен на продукты питания ударяет, прежде всего, по семейным бюджетам малообеспеченных граждан.
Итак, в результате проводимых в стране реформ произошла резкая и нанесшая естественный удар по социальному благополучию россиян смена ориентиров социального развития, ее внутренней и внешней политики и экономики. В Воронежской области, так же как и в целом на всей территории России, ухудшается социально-экономическая ситуация, увеличивается число граждан, которым необходима социальная поддержка. В это время наблюдается процесс формирования нового социального пространства, во многом с иными сущностными характеристиками. Весь опыт предшествующих лет показывает, что назрела необходимость оперативно решать проблемы нуждающихся, осуществлять поэтапный переход к превентивным к реабилитационным формам работы.
Основные показатели, характеризующие состояние социально-трудовой сферы и системы социальной защиты населения Воронежской области // Текущие архивы Главного управления труда и социального развития администрации Воронежской области. - Воронеж, 2003. С. 29.
Список литературы
1. Антонов, А.И. Судьба семьи в России XXI века: размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции / А.И. Антонов, С.А. Сорокин. М., 2000. 414 с.
2. Аганбегян, А.Г. О развитии социально-экономического развития и направленности социальных реформ в России / А.Г. Аганбегян // Эконом. наука соврем. России. 2003. № 2. С. 26-38.
3. Албегова, А.М. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ. ред. А.В.Сидоровича. М.: Дело и Сервис, 1998.
4. Бурждсалов, Ф.Э. Современная социальная политика: между рынком и планом / Ф.Э Бурждсалов. М.: Гардарики, 1996. С. 145-154.
5. Воронежская область в 1998 г.: Стат.сб.: офиц. изд. / Госкомстат России. Воронеж. обл. ком. гос. статистики. Воронеж, 1997.
6. Галкин, В.В. Воронежская экономика: прошлое, настоящее, перспективы / В.В. Галкин. Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 2002. - 185 с.
7. ГАОПИ ВО. Ф. 255. оп. 1. д. 5. л. 17.
8. Основные показатели, характеризующие состояние социально-трудовой сферы и системы
социальной защиты населения Воронежской области. Воронеж: Главное управление труда и социального развития, 2003.
9. Римашевская, Н.М. Дети России: социально-экономические проблемы] / Н.М. Римашевская. М.: РАН. Ин-т соц.-экон. проблем народонаселения , 1994. 145с.
10. Россия сегодня: реальный шанс / РАУ-Корпорация - М.: Обозреватель, 1994 - С. 368.
11. Свистова, Е.Б. Организация деятельности служб и учреждений социальной защиты населения
Российской Федерации в 1991-2000 гг. / Е.Б. Свистова. Воронеж: НОУ «НПИОЦ», 2007. 188 с.
12. Сенных, Л.Н. Социальная защита населения: административно-правовое регулирование системы управления / Л.Н. Сенных. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2002. 181 с. Социальное положение и уровень жизни населения Воронежской области: стат. сб. / Госкомстат России. Воронеж. обл. ком. гос. статистики. Воронеж, 2001.
SOCIO-DEMOGRAPHIC FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITY EARLY 1990S. (ON EXAMPLE, THE CITY OF VORONEZH AND REGION)
E.A. Tshamrina
Starooskolsky branch of the Belgorod state national research university
e-mail: [email protected]
The article deals with women’s and children’s standing in Voronezh region during the 1990-th, it shows that the social - political system’s change involved the decrease in living standards.
Keywords : Voronezh region, family, social policy, socio-demographic factors