Научная статья на тему 'Социально-демографические факторы развития муниципального образования в начале 1990-х гг. (на примере г. Воронежа и области)'

Социально-демографические факторы развития муниципального образования в начале 1990-х гг. (на примере г. Воронежа и области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
163
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шамрина Е. А.

В статье на основе анализа положения женщин и детей Воронежской области в 1990-е гг. показано, что смена общественно-политического строя повлекло за собой снижение жизненного уровня населения области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-demographic factors in the development of the municipality early 1990s. (On example, the city of Voronezh and region)

The article deals with women’s and children’s standing in Voronezh region during the 1990-th, it shows that the social political system’s change involved the decrease in living standards.

Текст научной работы на тему «Социально-демографические факторы развития муниципального образования в начале 1990-х гг. (на примере г. Воронежа и области)»

УДК 364.42 / 44(470.34)

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ 1990-Х ГГ. (НА ПРИМЕРЕ Г. ВОРОНЕЖА И ОБЛАСТИ)

Е. А. Шамрина

Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета e-mail: [email protected]

В статье на основе анализа положения женщин и детей Воронежской области в 1990-е гг. показано, что смена общественно-политического строя повлекло за собой снижение жизненного уровня населения области.

Ключевые слова: Воронежская область, социальная политика, социально-демографические факторы.

Проблемы социального состояния государства в первое десятилетие после распада Советского Союза занимают одно из основных мест в отечественной историографии. В то же время ни одно солидное исследование не обходится без учета региональных аспектов. В данной связи вполне обоснованным выступает анализ одного из ключевых регионов Центрально-Черноземного района - Воронежской области.

В данной статье мы сделали попытку рассмотреть положение женщин и детей и содержание основных направлений социальной политики по отношении к ним в регионе в 1990-е гг., не претендуя при этом на всеобъемлющее освещение поставленной проблемы.

Проблеме социальной политики в отношении женщин и детей в рассматриваемый период посвящены многие работы. Осознанию роли семьи в обществе, необходимости в нынешних социально-экономических условиях существенных изменений в осуществлении социальной защиты материнства и детства посвящены исследования А.И. Антонова, Н.М. Римашевской и других. В Воронежской области вопросы государственной политики в отношении женщин и детей рассматриваемого периода пока не стали предметом специального научного исследования. Отдельные аспекты проблемы представлены в работах В.В. Галкина, Л.Н. Сенных, Е.Б. Свистовой1.

Вступление России с начала 1990-х гг. на путь рыночных реформ повлекло за собой трансформацию всей общественной системы. Экономические, политические и

1 Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века: размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции. М., 2000; Римашевская Н.М. Дети России: социально-экономические проблемы. М., 1994; Галкин, В.В. Воронежская экономика: прошлое, настоящее, перспективы. Воронеж, 2002; Сенных, Л.Н. Социальная защита населения: административно-правовое регулирование системы управления. Воронеж, 2002; Свистова, Е.Б. Организация деятельности служб и учреждений социальной защиты населения Российской Федерации в 1991 - 2000 гг. Воронеж, 2007.

другие индикаторы, применяемые для оценки внутреннего состояния государства, свидетельствуют о том, что в начале 1990-х гг. Россия вступила в фазу системного кризиса.

Условия перехода к рыночным отношениям обнажили многие острейшие проблемы общества - снижение жизненного уровня значительной части населения, усиление имущественной дифференциации, утраты ценностных ориентаций. Данный спад продолжался на протяжении всего периода 1990-х гг. и имел следствием разрушительные последствия, превосходящие экономические потери Великой Отечественной войны2.

К началу 90-х гг. оказалась почти полностью разрушенной индустриальная экономика, доведенная до такого состояния, когда она лишилась способности адаптироваться к новым условиям воспроизводства. К 1992 г. такие явления, как эффективность производства, отсутствие стимулов хозяйственной активности, структурные диспропорции фактически парализовали способность страны к развитию3.

К началу 1992 г. Россия замкнула третью десятку государств по общему объему ВВП и перешла в группу развивающихся стран по его душевому исчислению. Для сравнения в 1985 г. СССР занимал второе место по объему валового внутреннего продукта, в душевом исчислении - 25-е. За последующие два года Россия стала уступать Франции по объему ВВП в 2,5 раза, Японии - в 7 раз, США - в 12 раз4.

Практически полная либерализация цен и минимальное государственное регулирование экономики явились основными принципами, посредством которых планировалось форсированными темпами миновать стадию переходной экономики и войти в рынок. В результате последующая неконтролируемая инфляция, составившая только в 1992 г. 2700 %, позволила переложить бремя экономических преобразований на плечи населения, решить фундаментальные задачи по трансформации экономической системы за счет снижения благосостояния граждан.

Вследствие перенасыщенности экономики области предприятиями ВПК, преобладания в социальной структуре края людей пенсионного возраста, студентов и работников бюджетной сферы такое решение политического руководства было особенно болезненным для Воронежской области.

За 1990-е гг. сдвиги в уровне жизни населения Воронежской области не приобрели устойчивой положительной тенденции. Ситуация на потребительском рынке оставалась нестабильной, цены на продовольственные и непродовольственные товары неуклонно возрастали. Несмотря на рост среднедушевых доходов населения, уровень их покупательной способности оставался на низком уровне. Так, в 1994 г. население на свои среднедушевые денежные доходы могло приобрести 2,1 прожиточного минимума, тогда как в 2000 г. - 1,65.

Отрицательные показатели уровня жизни населения являются прямым отражением уровня социально-экономического развития области.

2 Аганбегян А. Г. О развитии социально-экономического развития и направленности социальных реформ в России / А.Г. Аганбегян // Эконом. наука соврем. России. 2003 . № 2. С.26-38.

3 Албегова А.М. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ. ред. А.В.Сидоровича. М., 1998. С. 241; Бурждсалов, Ф.Э. Современная социальная политика: между рынком и планом. М., 1996. С. 145-154.

4 Россия сегодня: реальный шанс / РАУ-Корпорация. М., 1994. С. 368.

5 Основные показатели, характеризующие состояние социально-трудовой сферы и системы социальной защиты населения Воронежской области. Воронеж, 2003. С. 1.

Развитие сельского хозяйства в этот период претерпевало серьезные изменения. Проводимая в области аграрная реформа была направлена на создание экономических условий для функционирования сельских товаропроизводителей всех форм собственности. В результате проведенной в 1992 - 1993 гг. реорганизации колхозов и совхозов основной организационно-правовой формой хозяйствования на селе стали товарищества различных типов. К концу 1995 г. в сельском хозяйстве действовало 457 предприятий новых организационно-правовых форм и 238 колхозов и совхозов. Вместе с тем неблагоприятная конъюнктура сельскохозяйственного рынка, выразившейся в импорте из-за рубежа зерновых культур, говядины, свинины по демпинговым ценам, приводила к росту числа убыточных сельскохозяйственных предприятий: с 5 в 1992 г. до 640 в 1998 г6.

Работу промышленности в период 1991 - 1995 гг. нельзя назвать успешной. В этот период только экспортно-ориентированные предприятия показывали хорошие результаты в части стабильного сбыта и получения высокой прибыли. В целом за рассматриваемый период объем промышленного производства сократился в 2,5 раза. Все большая доля предприятий промышленности стали убыточными. Так, число убыточных предприятий промышленности в 1995 - 1998 гг. возросло с 20,8 до 44,6 % от общего числа предприятий7.

Реформирование экономики оказало значительное влияние и на состояния и развитие проблем семьи, материнства и детства.

Социально-экономические преобразования преимущественно легли на плечи семей с небольшими фиксированными доходами, которые вынуждены были снижать потребление из-за непрерывно снижающейся покупательной способности. Возросли и масштабы бедности. В среднем по 2000 г. 32,9 % населения имели доходы ниже прожиточного минимума, что на 8,9 % выше, чем в 1994 г. В число лиц, оказавшихся у черты или за чертой бедности, наряду с такими категориями малообеспеченных, как многодетные семьи, пенсионеры и т.д., вошли и некоторые трудоспособные граждане. Это безработные, работники нерентабельных предприятий, занятые неполный рабочий день, молодежь, оказавшаяся на рынке труда8. В этой связи необходимо отметить два момента: во-первых, количество людей в Воронеже и области, живущих за чертой бедности, в течение 1990-х гг. последовательно нарастало, и, во-вторых, о том, что ситуация в области существенно отличалась от общероссийской. Так, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума по Воронежской области составляла 24 %, в то время как по России -20,8%9. Служба «Телефон доверия», организованная при воронежском отделении Фонда милосердия и здоровья, в своей работе отразила значительное ухудшение материального положения воронежцев. Так, если в конце 1980-х гг. звонки от людей, испытывающих трудное материальное положение, были единичными, то к 1991 гг. они составили 3 % от их общего числа10.

В Воронежской области, как и в целом по России, в 1990-е гг. резко обострились демографические проблемы, среди которых на первом месте стоит

6 Воронежская область в 1998 г.: Стат.сб.: офиц. изд. / Госкомстат России. Воронеж. обл. ком. гос. статистики. Воронеж, 1997. С. 67-68.

7 Там же, с. 65.

8 Воронежская область в 1998 г.: Стат.сб.: офиц. изд. / Госкомстат России. Воронеж. обл. ком. гос. статистики. Воронеж, 1997. С. 1.

9 Социальное положение и уровень жизни населения Воронежской области: стат. сб. / Госкомстат России. Воронеж. обл. ком. гос. статистики. Воронеж, 2001. С. 141.

10 ГАОПИ ВО. Ф. 255. оп. 1. д. 5. л. 17.

значительное превышение уровня смертности над уровнем рождаемости. Начиная с

1989 г. наблюдается депопуляция населения. В период 1990 - 1996 гг. рождаемость

снизилась на 8744 чел. в год, что составило 31 %. Смертность же, напротив,

увеличилась на 6333 чел. в год или на 18 %. Естественная убыль населения за этот

период выросла в 2.2 раза11. Следует отметить, что тенденция к снижению

численности детского населения Воронежской области соответствовала динамике в

целом по России. Так, за период с 1994 по 2000 год число детей по Воронежской

области снизилось на 72,7 тыс. чел., что составило 12,63 %. В целом по РФ за этот же

12

период число детей уменьшилось на 4920,0 тыс. чел., что составило 12,67 % .

Сложившаяся неблагоприятная ситуация с рождаемостью является отражением проблем населения области в уровне социально-экономического развития и качестве жизни. Последствия этого процесса при существующей системе пенсионного обеспечения также способствуют увеличению нагрузки на трудоспособное население со стороны пожилых людей (в 2000 г. на 1000 человек трудоспособного возраста в области приходилось 808 человек нетрудоспособного возраста, по России в целом - 711). Особенно это заметно в сельской местности, где каждый третий житель пенсионного возраста. Здесь же, естественно, наиболее высокий уровень смертности.

Удельный вес лиц в возрасте, старше трудоспособного, в общей численности населения области составляет 26%, молодежи в возрасте 16-29 лет - 18%. За 2000 год рост цен на потребительские товары и услуги, оказываемые населению, составил 24,3% (против 27,1% за аналогичный период 1999 года), в том числе платные услуги -33,1% (против 49,4%). Как и в предыдущие годы имеет место значительный разброс в ценах на продукты питания, наблюдаемые в различных районах области.

Самые большие расходы населения - на питание (в декабре 2000 года в структуре использования денежных доходов они составляли 71%), на втором месте -плата за квартиру, коммунальные, транспортные и иные услуги. К примеру, стоимость жилищно-коммунальных услуг в месяц в г. Воронеже составляет 232,2 рубля на 1 человека, тогда как в г. Липецке - 159,7 руб. При этом повышение тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте, рост цен на продукты питания ударяет, прежде всего, по семейным бюджетам малообеспеченных граждан.

Итак, в результате проводимых в стране реформ произошла резкая и нанесшая естественный удар по социальному благополучию россиян смена ориентиров социального развития, ее внутренней и внешней политики и экономики. В Воронежской области, так же как и в целом на всей территории России, ухудшается социально-экономическая ситуация, увеличивается число граждан, которым необходима социальная поддержка. В это время наблюдается процесс формирования нового социального пространства, во многом с иными сущностными характеристиками. Весь опыт предшествующих лет показывает, что назрела необходимость оперативно решать проблемы нуждающихся, осуществлять поэтапный переход к превентивным к реабилитационным формам работы.

Основные показатели, характеризующие состояние социально-трудовой сферы и системы социальной защиты населения Воронежской области // Текущие архивы Главного управления труда и социального развития администрации Воронежской области. - Воронеж, 2003. С. 29.

Список литературы

1. Антонов, А.И. Судьба семьи в России XXI века: размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции / А.И. Антонов, С.А. Сорокин. М., 2000. 414 с.

2. Аганбегян, А.Г. О развитии социально-экономического развития и направленности социальных реформ в России / А.Г. Аганбегян // Эконом. наука соврем. России. 2003. № 2. С. 26-38.

3. Албегова, А.М. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ. ред. А.В.Сидоровича. М.: Дело и Сервис, 1998.

4. Бурждсалов, Ф.Э. Современная социальная политика: между рынком и планом / Ф.Э Бурждсалов. М.: Гардарики, 1996. С. 145-154.

5. Воронежская область в 1998 г.: Стат.сб.: офиц. изд. / Госкомстат России. Воронеж. обл. ком. гос. статистики. Воронеж, 1997.

6. Галкин, В.В. Воронежская экономика: прошлое, настоящее, перспективы / В.В. Галкин. Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 2002. - 185 с.

7. ГАОПИ ВО. Ф. 255. оп. 1. д. 5. л. 17.

8. Основные показатели, характеризующие состояние социально-трудовой сферы и системы

социальной защиты населения Воронежской области. Воронеж: Главное управление труда и социального развития, 2003.

9. Римашевская, Н.М. Дети России: социально-экономические проблемы] / Н.М. Римашевская. М.: РАН. Ин-т соц.-экон. проблем народонаселения , 1994. 145с.

10. Россия сегодня: реальный шанс / РАУ-Корпорация - М.: Обозреватель, 1994 - С. 368.

11. Свистова, Е.Б. Организация деятельности служб и учреждений социальной защиты населения

Российской Федерации в 1991-2000 гг. / Е.Б. Свистова. Воронеж: НОУ «НПИОЦ», 2007. 188 с.

12. Сенных, Л.Н. Социальная защита населения: административно-правовое регулирование системы управления / Л.Н. Сенных. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2002. 181 с. Социальное положение и уровень жизни населения Воронежской области: стат. сб. / Госкомстат России. Воронеж. обл. ком. гос. статистики. Воронеж, 2001.

SOCIO-DEMOGRAPHIC FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITY EARLY 1990S. (ON EXAMPLE, THE CITY OF VORONEZH AND REGION)

E.A. Tshamrina

Starooskolsky branch of the Belgorod state national research university

e-mail: [email protected]

The article deals with women’s and children’s standing in Voronezh region during the 1990-th, it shows that the social - political system’s change involved the decrease in living standards.

Keywords : Voronezh region, family, social policy, socio-demographic factors

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.