УДК 364(075.8)
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С МИГРАНТАМИ: ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА
С.Р. Гостева, Д.П. Золотарев, Е.Б. Свистова
В статье анализируются возможности использования европейского и, в частности, германского опыта разработки технологий интеграции мигрантов в Воронежской области
Ключевые слова: социальная работа, инновационные технологии, мигранты, интеграция
Миграционные процессы в современном мире приобретают всеобъемлющий характер, ежегодно в мире перемещаются миллионы людей. Оседая на новом месте, они требуют адаптации к новым для себя условиям, а также интеграции в принимающее общество. Следует заметить, что адаптационные и интеграционные процессы, как показывает опыт зарубежных стран, важны не только для мигрантов, но и для принимающего общества, поскольку снижают вероятность возникновения негативных последствий миграции (повышения преступности, межэтнических конфликтов и т.д.). В современной практике социальной работы с мигрантами существует ряд инновационных технологий социальной работы, призванных способствовать скорейшей адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество. Однако они не адаптированы к реалиям российских регионов и практически не применяются. Вместе с тем, необходимость овладения инновациями в системе социальной работы, их адаптации к местным реалиям неоднократно подчеркивалась в работах отечественных исследователей. В частности, проблемам инновационной деятельности в социальной работе посвящены труды таких авторов как Н.М. Платонова[9], особенностям творческой деятельности в социальной работе посвящены труды Л И.Кононовой[6], специфику развития инновационного потенциала студентов и специалистов рассматривала Л.В. Абдалина[1,2].
Золотарев Дмитрий Петрович - РГСУ (г. Воронеж), канд. ист. наук, ст.преподаватель, ВФ РАНХиГС при Президенте РФ, доцент, e-mail:[email protected], Свистова Елена Борисовна - ВФ РАНХиГС при Президенте РФ, канд.ист.наук,доцент, e-mail:z711 @rambler.ru
Воронежская область в условиях военного конфликта на Украине испытывает наплыв беженцев (до 2000 человек на август 2014 г.,), которые, скорее всего, задержатся на территории области надолго. Вслед за решением неотложных социально-экономических и психологических проблем, настанет время мероприятий по адаптации и интеграции мигрантов. Однако, на настоящий момент, в области нет разработанных и адаптированных к воронежской ситуации интеграционных программ и технологий. Поэтому имеет смысл взглянуть на те интеграционные технологии, которые применяются по отношению к мигрантам в ЕС в целом и в Германии, в частности.
Ни для кого не секрет, что современная Европа довольно давно столкнулась с демографическим кризисом, который выражается в общем сокращении рождаемости и изменении соотношения возрастов в европейском обществе.
Приведем некоторые цифры. На 1 января 2014 года население стран Евросоюза составляло 507,416,607 миллиона человек[13], причем более половины населения Европейского союза (53,2% от общей численности населения ЕС-28) сосредоточены в четырех наиболее многолюдных странах - Германии (16,0% на начало 2013 года), Великобритании (12,7%), Франции (12,6%) и Италии (11,8%))[9]. Стоит отметить, что лишь в Германии в период с 2003 по 2012 годы наблюдается значительное (на 693 тыс. человек) сокращение населения, которое компенсировалось лишь миграционным приростом.
В современной Европе также отчетливо прослеживается тенденция старения населения.
Численность населения ЕС-27 в возрасте 65 лет и старше возросла в 2012 году до 18% от общей численности населения) против 12,8% в 1985 году. Тенденция роста доли пожилого населения сопровождается тенденцией сокращения численности населения рабочих возрастов, что приводит к возникновению ряда серьезных проблем социально-экономического характера. В частности, это увеличение нагрузки на бюджет и фискальную систему, усиление напряженности в системах пенсионного и социального обеспечения, возможная нехватка рабочей силы.
ЕС предпринимает целый ряд мер по преодолению этой ситуации, но наиболее эффективным в ней является привлечение мигрантов. Именно мигранты, в ЕС в целом, являются основным фактором, влияющим на постепенный рост населения Союза. Начиная с 1992 года, он обеспечивает не менее половины прироста численности совокупного населения ЕС. В 2002 -2008 году миграция обеспечила более трех четвертей общего прироста населения ЕС-27 (от 77% до 95%) [10]. Начавшийся в 2008 году экономический кризис снизил приток мигрантов в ЕС, но уже в 2011 году миграционный прирост возобновился.
В начале XXI века ЕС исходит из того, что миграция является долгосрочным явлением в европейском обществе, которое, при условии эффективного управления миграционными потоками, способно принести преимущества для любого участника Союза и, в конечном итоге, усиливает позиции ЕС в мире. Следует отметить, что именно интеграция мигрантов и их потомков в принимающую среду рассматривается в качестве главного показателя успеха миграционной политики в целом. Поэтому интеграция мигрантов рассматривается в ЕС как важнейшая задача каждого из государств-членов. При этом проведение интеграционной политики в ЕС относят в первую очередь к сфере компетенции отдельных государств-участников, способных в полной мере учитывать местную специфику.
Тем не менее, в рамках ЕС разработаны общие принципы интеграционной политики, которые следует учитывать при анализе интеграционной политики отдельных стран Союза. Рассмотрим их подробнее.
1) ЕС предлагает исходить из того, что процесс интеграции мигрантов является динамичным и обоюдонаправленным, в нем
принимают участие как мигранты, так и постоянные жители принимающего государства.
2) действенная интеграция может проходить лишь на основе воспринятия основополагающих ценностей Европейского Союза
3) подчеркивается значение занятости для включения мигранта в принимающее общество
4) в качестве основы для действенной интеграции инокультурных мигрантов в принимающее общество указывается владение знаниями языка, истории и общественных институтов страны пребывания.
5) значимой предпосылкой для интеграции является организация деятельности системы образования по активизации общественной деятельности мигрантов и их потомков
6) условием интеграции назван равный доступ мигрантов к государственным учреждениям, а также к общественным и частным благам
7) важнейшим механизмом интеграции выступают частые встречи между мигрантами и гражданами принимающей страны. Их рекомендуется организовывать с помощью проведения совместных форумов, межкультурных диалогов, знакомства местного населения с особенностями культуры мигрантов, создания способствующей интеграции атмосферы в городах.
8) Европейская хартия гарантирует возможность сосуществования разнообразных культур и право на свободу вероисповедания, если они не противоречат европейскому праву или праву стран-участников ЕС
9) участие иммигрантов в демократическом процессе и в формировании политики интеграции поддерживает их интеграцию
10) основой интеграционной политики должно стать включение мероприятий интеграции во все важные политические поля деятельности и на всех уровнях общественного управления и общественных служб [12]
В ЕС также разработан пакет инструментов реализации успешной политики интеграции иммигрантов. Из данных инструментов может формироваться национальная система,
адаптированная к конкретным условиям, целям и задачам. Это так называемые европейские «модули
интеграции»? построенные на опыте стран по реализации интеграционной политики.
Инструментарий этих модулей разделен по трем тематическим областям:
— подготовительные и языковые курсы;
— повышение заинтересованности и вовлечение принимающего общества в процессы интеграции мигрантов;
— активное участие мигрантов во всех сферах общественной жизни. [7]
На основе изложенных выше принципов и с использованием данных инструментов формируется интеграционная политика отдельных стран ЕС. Остановимся отдельно на особенностях миграционной и интеграционной политики в Германии.
В этой стране, начиная с 1972 года, рождаемость превышает смертность. В начале XXI столетия в среднестатистической немецкой семье насчитывалось лишь 1,4 ребенка, тогда как для обеспечения жизнеспособности государства необходимо, чтобы этот показатель достигал хотя бы 2,1. В целом, уровень рождаемости в 2000-2013 гг. понизился на 11%. Это привело к понижению численности населения Германии с 82,531 млн. человек в 2004 до 80,78 млн. в 2014.
Достаточно сложной является и ситуация со старением населения. Уже сейчас лица в возрасте старше 60 лет составляют 25% от численности всего населения страны, а к 2050 г. по прогнозам они составят 38%. Этот же прогноз предсказывает Германии сокращение населения с 82 до 74,5 млн. человек[5].
Подобные процессы ведут к возрастанию демографической нагрузки на население рабочих возрастов и к нехватке рабочих рук в целом. Традиционно решение этой проблемы в Европе достигалось с помощью привлечения рабочей силы из-за рубежа. Приток иммигрантов позволяет сохранить положительный уровень воспроизводства населения, улучшить соотношение между трудоспособным населением и жителями пенсионного возраста.
Именно так поступала и Германия, когда во второй половине ХХ в. из эмигрантской страны фактически не только превратилась в страну иммиграции, но стала по численности иммигрантов лидером в Европе. Сегодня в Германии проживают
15 млн. человек из около 200 государств мира. Это -почти каждый пятый житель этой страны. Тем самым Германия имеет самую высокую в мире (вслед за США) долю мигрантов среди населения.
Однако массовый прием мигрантов, сопровождавшийся вплоть до начала XXI века отказом от внятной интеграционной политики привел и к негативным последствиям. В стране появилось значительное число людей слабо владеющих немецким языком, не знакомых с традициями и обычаями принимающей страны и не желающих здесь адаптироваться. На протяжении конца ХХ - начала XXI вв. в стране складываются влиятельные этнические общины, которые иногда представляют собой достаточно мощные и активные (в том числе политически) организации, далеко не всегда способствующие интеграции мигрантов в германское общество и восприятию ими основ немецкой (или шире, европейской) культуры.
В середине первого десятилетия XXI века Германия изменяет свою миграционную политику. Закон об управлении и ограничении иммиграции 2005 года облегчил въезд
высококвалифицированным мигрантам из государств, не входящих в ЕС, в частности из стран Восточной Европы и Азии, одновременно ужесточив финансовые и организационно-трудовые требования к ним. Вместе с тем существенно ужесточаются правила въезда в страну иностранцам с низкой квалификацией и неквалифицированным рабочим.
Данный документ вводит две формы вида на жительство: Право на пребывание (Aufenthaltsberechtigiing) и Вид на жительство (Aufenthaltserlaubnis), в том числе бессрочный вид на жительство (unbefristeteAufenthaltserlaubnis). При этом право на получение постоянного вида на жительство достаточно четко увязывается с прохождением ряда интеграционных мероприятий [3]. Остановимся на них подробнее.
Стержнем интеграционных мероприятий являются обязательные специальные
интеграционные курсы, организуемые Федеральным ведомством по вопросам миграции и беженцев (BundesamtfurMigrationundFluchtlinge). Они
направлены на предоставление мигрантам возможности изучения языка, истории и культуры Германии, знакомства с основополагающими ценностями страны, с ее общественными институтами и могут рассматриваться как
технология социальной работы инновационного характера.
Эти курсы едины для всех групп иностранцев, как из стран третьего мира, так и из европейских стран. Кроме того, предусмотрены еще и специальные курсы для различных групп мигрантов, в частности для женщин-иностранок, молодежные курсы, родительские курсы, интенсивные курсы для успешно изучающих язык. По окончании курса необходимо сдать экзамен В1. В случае успешного результата, выдается сертификат, подтверждающий знание немецкого языка на этом уровне. Полученный сертификат является доказательством выполнения мигрантом определенных законодательных требований (и в целом его законопослушности). В случае получения прав гражданства при предъявлении сертификата об успешном окончании интеграционного курса, требуемый 8-летний срок законного и постоянного пребывания в Германии может сократиться на 1 год. Интеграционный курс в основном оплачивается из бюджета. Но в зависимости от своего материального положения мигранты обязаны участвовать в этих расходах, освобождаясь от них только, если они получают пособие по безработице или социальную помощь.
Интеграционный курс делится на две части: языковую и ориентировочную. В первую входит изучение непосредственно немецкого языка. На уроках рассматриваются самые разнообразные темы затрагивающие все, что может понадобиться иммигранту в его повседневной жизни. Основное внимание уделяется грамматике, словарному запасу и правильному произношению немецкой речи.
Ориентировочный курс предполагает изучение культуры, правовой системы и истории Германии. Здесь обучающимся дают информацию о правах и обязанностях жителей данной страны. Они ознакомятся с ценностями демократической системы, с региональными особенностями, спецификой немецкого менталитета и другими важными аспектами жизни принимающего общества.
Курсы могут посещать все мигранты, испытывающие необходимость в улучшении знания немецкого языка. Время занятий на интеграционных курсах может быть самым разнообразным. Существует несколько форм обучения, учитывающих степень занятости слушателя.
Следует отметить, что интеграционные курсы дополняются целым рядом мероприятий, способствующих сближению принимаемой и принимающей культур, трудоустройству мигрантов, улучшению их социально-экономического положения. Но именно они, как специфическая технология социальной работы с мигрантами, образуют базу для интеграции мигрантов в немецкое общество, предоставляя не только знания языка, но и навыки общения с представителями принимающего народа, информацию по правам и обязанностям граждан Германии, специфике ее менталитета. С этой точки зрения, немецкий опыт вполне может быть использован в России, в частности в Воронежской области. В условиях значительного наплыва мигрантов, прибывающих в регион в последние десятилетия и их слабой интегрированности в принимающее общество, имеет смысл задуматься об адаптации рассматриваемой технологии и организации схожих курсов в Воронеже. Представляется, что это необходимо делать на базе одного из воронежских Вузов, сочетающего социальную и гуманитарную направленность, в тесном сотрудничестве с областной администрацией.
Литература
1. Абдалина Л.В. Основные характеристики инновационного потенциала личности современного специалиста / Л.В. Абдалина // Вестник Воронежского государственного технического ун-та, Т. 9, №3.2. -2013. С. 131-134.
2. Абдалина Л.В. Оптимизация процесса развития инновационного потенциала личности студента/ Л.В. Абдалина // Вестник Воронежского государственного технического унта, Т. 9, №5.2. - 2013. С.150-153.
3. Варюхина Н. Н. Управление иммиграционными процессами в Европейском Союзе: опыт Германии URL: http ://www. mgimo. ru/fileserver/books/rami4konvent/t9 -varyukhina.pdf (дата обращения: 20.09.2014)
4. Гордин В.Э., Конаховская В.Н. Управление инновациями в социальной сфере // Социальные инновации. В 2-х ч. Ч1. - Изд-во СПбГУЭФ, 1999
5. Как ответить на демографические вызовы? Российско-германский диалог. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2008/0329/nauka01 .p hp (дата обращения: 10. 09.2014).
6. Кононова Л. И. Творческий ресурс человека как основа процесса социальной работы //
СОТИС. Социальные технологии исследования. — 2008. № 3. - С. 62-63.
7. Лялина А.В. Опыт наднациональной политики интеграции мигрантов ЕС А.В. Лялина. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/opyt-nadnatsionalnoy-politiki-integratsii-migrantov-es (дата обращения: 10. 09.2014).
8. Население ЕС-28 на начало 2013 года насчитывало 505,7 миллиона человек, или 7,1% населения мира/ URL: http://demoscope.ru/weekly/2014/0585/barom01 .php#_ FNR_6 (дата обращения: 10. 09.2014).
9. Платонова Н.М., Платонов М.Ю. Инновации в социальной работе: учебное пособие. -М.: Академия, 2011.
10. Прирост населения ЕС более чем на три четверти обеспечивается благодаря миграции. URL:
http://demoscope.ru/weekly/2009/0359/barom02.php (дата обращения: 17. 09.2014).
11. Konzeptfureinenbundesweitenlntensiv kurs. - (http://www.integration-in-deutschland.de/nn_284234/SharedDocs/Anlagen/DE/Int egration/Downloads/Integrationskurse/Kurstraeger/Kon zepteLeitfaeden/konz-f-bundesw-intensivkurs.html)
12. Politik der Integration von Einwanderern in der Europaischen Union. -(http://www.integration-in-
deutschland.de/cln_110/nn_283214/SharedDocs/Anlage n/DE/Integration/Downloads/Sonstiges/grundprinzipien -integration-eu-d-ip.html)
13. Populationon 1 January // http://epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/table.do?tab=table &init=1 &language=en&pcode=tps00001&plugin=1
Российский государственный социальный университет (Воронежский филиал)
Воронежский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
INNOVATIVE APPROACHES TO SOCIAL WORK WITH MIGRANTS: POSSIBILITIES OF
EUROPEAN EXPERIENCE USAGE
S.R.Gosteva, D.P.Zolotarev, E.B.Svistova
The paper analyzes innovative approaches to social work with migrants, possibilities of European experience using, in particular, the German experience in the development of technology integration of migrants in Voronezh region
Key words: innovative technology, social work, migrant integration