Научная статья на тему 'Педагогическая технология формирования готовности к ответственному родительству на базе учреждений государственной поддержки детства'

Педагогическая технология формирования готовности к ответственному родительству на базе учреждений государственной поддержки детства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
222
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / СЕМЬЯ / ОТВЕТСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО / МАТЕРИНСТВО / ОТЦОВСТВО / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ / STATE / FAMILY / RESPONSIBLE PARENTHOOD / CHILDHOOD / MOTHERHOOD / FATHERHOOD / SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY / ORGANIZATION FOR ORPHANS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Байер Елена Александровна, Залужная Мария Васильевна, Заярная Марина Викторовна

Раскрывается практико-ориентированный подход в условиях действия нового социального заказа государственных органов власти в области образования, осуществляемый через укрепление института семьи: материнства, детства, отцовства на базе учреждений государственной поддержки детства. Раскрыты трансформации концептуального и нормативно-правового характера, определяющие приоритеты государственной политики в сфере воспитания детей с учетом потребностей общества в формировании готовности к ответственному родительству в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Байер Елена Александровна, Залужная Мария Васильевна, Заярная Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical technology for formation of preparedness to responsible parenthood through institutions of State support of childhood

Practical oriented approach under the conditions of new social procurement of State Institutions in the sphere of education through strengthening of the institution of the family motherhood, childhood, fatherhood on the basis of institutions of State support of childhood is revealed. Transformations of conceptual and regulatory character that define priority of State policy in the sphere of children’s education according to the needs of society in formation of preparedness for responsible parenthood in modern Russian society is demonstrated.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология формирования готовности к ответственному родительству на базе учреждений государственной поддержки детства»

Елена Байер, Мария Залужная, Марина Заярная

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОТВЕТСТВЕННОМУ РОДИТЕЛЬСТВУ НА БАЗЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСТВА

Аннотация. Раскрывается практико-ориентированный подход в условиях действия нового социального заказа государственных органов власти в области образования, осуществляемый через укрепление института семьи: материнства, детства, отцовства - на базе учреждений государственной поддержки детства. Раскрыты трансформации концептуального и нормативно-правового характера, определяющие приоритеты государственной политики в сфере воспитания детей с учетом потребностей общества в формировании готовности к ответственному родительству в современном российском обществе.

Ключевые слова: государство; семья; ответственное родитель-ство; материнство; отцовство; научно-исследовательская деятельность; организации для детей-сирот.

Abstract. Practical oriented approach under the conditions of new social procurement of State Institutions in the sphere of education through strengthening of the institution of the family - motherhood, childhood, fatherhood - on the basis of institutions of State support of childhood is revealed. Transformations of conceptual and regulatory character that define priority of State policy in the sphere of children's education according to the needs of society in formation of preparedness for responsible parenthood in modern Russian society is demonstrated.

Keywords: State; family; responsible parenthood; childhood; motherhood; fatherhood; scientific-research activity; organization for orphans.

Государственный В настоящее время государственный заказ на укре-

заказ на укрепление ПЛение института семьи изложен в ряде федеральных

института семьи ^

нормативных правовых актов. «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года» определяет приоритеты государственной политики в области воспитания детей с учетом потребностей общества в условиях глобальных вызовов. В мае 2017 года Президентом РФ был подписан указ «Об объявлении в РФ Десятилетия детства» (2018—2027), определяющий основные векторы социальной политики в отношении детства и семьи [1; 2].

Ведущая роль в укреплении института семьи

Региональная сеть учреждений государственной поддержки семьи

Приоритетные направления деятельности систем, ответственных за защиту прав детей-сирот

Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481

Ведущую роль в укреплении института семьи российская педагогическая общественность (ученые, психологи, педагоги и др.) отводит школе, детским дошкольным организациям, центрам помощи детям. Отсюда следует, что процесс функционирования учреждений государственной поддержки детства должен совершенствоваться и обновляться с учетом эффективного опыта и современных тенденций.

В Ростовском регионе функционирует развитая сеть учреждений государственной поддержки детства, в том числе:

• в системе социального обслуживания: 28 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 7 социальных приютов для детей, 6 центров социальной помощи семье и детям, 3 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;

• в системе здравоохранения: 4 дома ребенка;

• в системе образования: 26 центров помощи детям, 30 специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и школ-интернатов, 20 учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, 18 общеобразовательных и санаторных школ-интернатов.

Защита прав и интересов детей-сирот является приоритетным направлением деятельности широкого круга общественности и находится на постоянном контроле правительства и прокуратуры Ростовской области, а также других контролирующих органов.

На 1 декабря 2017 года в Ростовской области состояло на учете 10 157 детей-сирот, или 1,3% от общей численности детского населения области. Подавляющее большинство таких детей (92%) живут в замещающих семьях, остальные пребывают в государственных организациях для детей-сирот, подведомственных Министерству просвещения РФ. Наполняемость таких учреждений на сегодняшний день составляет 58%, поэтому проводится работа по их оптимизации. Отчетливо прослеживается динамика сокращения числа организаций для детей-сирот в Ростовской области и количества детей, проживающих в них.

Согласно постановлению Правительства РФ о деятельности организаций для детей-сирот, особое внимание в центрах помощи детям Ростовского региона уделяется созданию условий пребывания детей, приближенных к семейным, а также расширению спектра оказываемых услуг [3]. В данных учреждениях оборудовано

80 семейно-воспитательных групп, 16 социальных гостиниц для проживания 77 выпускников и 5 приемно-карантинных отделений на 24 места для временного помещения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

С вступлением в силу в 2015 году Постановления Правительства РФ № 481 система организаций для детей-сирот в сфере образовании встала на путь инновационного развития через моделирование деятельности по укреплению института семьи как первоисточника социальных проблем в обществе [3]. Азовский центр Примером успешной реорганизации является Азов-

помощи детям ский центр помощи детям. Коллективом этого учреждения были определены следующие основные векторы работы по укреплению института семьи:

1. Взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями «Матери России», «Отцы Дона», «Центр поддержки усыновления»; с благотворительными фондами «Наши друзья» (г. Москва), «Арифметика добра» (г. Москва).

2. Функционирование «Школы отцов»: работа с мужским населением, с отцами из замещающих и кровных семей.

3. Проведение «Родительского всеобуча»: организация семинаров для педагогов образовательных учреждений и родителей в городе Азове и отдаленных населенных пунктах Азовского района.

4. Создание методического ресурсного центра подготовки педагогов-практиков, педагогов-исследователей, педагогов-новаторов; организация стажировок специалистов органов опеки и попечительств, заместителей директоров по ВиРР, социальных педагогов, воспитателей и др.

Социально Активное содействие в укреплении института

ориентированные семьи: детства, материнства, отцовства — на базе цен-НКО

тров помощи детям оказали и продолжают оказывать социально ориентированные некоммерческие организации (НКО): ВОД «Матери России», «Матери-казачки», «Советы отцов», Центр социальных услуг и социального сопровождения при поддержке усыновления и др., а также региональные и муниципальные отделения политических партий «Единая Россия», «Общероссийский народный фронт», представители различных религиозных конфессий Дона, работники учреждений образования и здравоохранения. Благодаря социальным партнерам проводится активная работа по социальной рекламе (разрабатываются баннеры, буклеты, стенды

Реализация социально значимых проектов

Форумы для различных категорий семей

Привлечение социально ориентированных служб

Проект

«Наставничество»

социальной направленности), что способствует эффективному продвижению социальных услуг.

В Ростовской области нами был реализован ряд социально значимых проектов по укреплению института семьи: материнства, детства, отцовства, в частности: «Сохраним жизнь маме!», «Россия без сирот», «России важен каждый ребенок», «Подвиг Матери», «Родительский всеобуч» и др.

Специалистами Азовского центра помощи детям разработаны программы работы с различными категориями населения по укреплению института семьи, а именно: с замещающими семьями, кровными семьями, отцами из всех категорий семей. В работу учреждений государственной поддержки детства Ростовской области внедрены Комплексная программа реадаптации мужчин и женщин, имеющих несовершеннолетних детей и освобождающихся из исправительных колоний, а также Комплексная программа мер по социальной адаптации и сопровождению выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуемые в формате клубной деятельности.

Благодаря социальному партнерству, нами проведено шесть форумов для различных категорий семей Ростовского региона: замещающих семей (2014), многодетных матерей (2015), матерей Героев России (2016), матерей восточного региона области (2017), региональный форум отцов (2015); организованы рабочие встречи с первым заместителем губернатора Ростовской области И.А. Гуськовым по проблемам института семьи: материнства, детства, отцовства, в которых приняли участие 6500 человек из 55 муниципалитетов региона).

Ежегодные форумы семей позволили активизировать общественность в проблеме укрепления института семьи в Ростовской области: в каждом муниципальном образовании созданы советы отцов и матерей, которые на местах инициируют формирование ответственного родителя.

В работу форумов мы привлекаем различные службы: уполномоченного по правам ребенка, психологов, клинических психологов, врачей, педагогов, представителей власти, юристов, представителей общественных организаций, благодаря чему граждане могут получить консультацию специалиста по интересующим их вопросам семьи, детства, материнства и отцовства, причем как в рабочей встрече, так и в онлайн-режиме.

Еще один социальный проект под названием «Наставничество», реализуемый в Ростовской области совместно с

Содействие результатам поставленных задач

Проект

«Ответственное отцовство»

Открытие патриотических клубов для подготовки школьников к службе в Вооруженных силах РФ

Поиск научно значимых проблем исследования отцовства

социально ориентированным НКО «Центр социальных услуг и социального сопровождения при поддержке усыновления», направлен на работу взрослого населения в качестве наставников детей, оставшихся без попечения родителей. Пилотные площадки — Азовский центр помощи детям (директор Е.А. Байер), Батайский центр помощи детям (директор О.П. Пащенко), Большелогский центр помощи детям (директор Л.И. Ткаченко).

Для Азовского центра помощи детям результативностью взаимодействия с социально ориентированными НКО (СО НКО) являются:

• материальная поддержка деятельности учреждения через грантовое обеспечение (обучение специалистов, издательская деятельность, материально-техническая помощь и др.);

• развитие института наставничества СО НКО;

• поддержка замещающих и кровных семей в кризисных ситуациях (привлечение контингента в родительские клубы, «Школу отцов» и др.);

• решение актуальных вопросов семьи, детства, отцовства и материнства в муниципальных образованиях области;

• реализация с Всероссийским общественным движением «Матери России» и региональным общественным движением «Отцы Дона» специальной программы правового просвещения родителей, направленной на формирование эффективных навыков правозащитной культуры в целях правового содействия укреплению и усилению авторитета семьи в обществе.

Одним из социально значимых проектов по укреплению института семьи является проект «Ответственное отцовство — залог крепкой донской семьи!», реализуемый через патриотическое воспитание и организацию школ отцов на базе учреждений государственной поддержки детства.

В рамках реализации «Стратегии развития воспитания до 2025 года», областного проекта «Воспитан на Дону» и проекта «Ответственное отцовство — залог крепкой донской семьи!» были открыты патриотические клубы в 55 муниципалитетах на базе образовательных организаций с целью подготовки школьников к службе в Вооруженных силах РФ.

Создание школ отцов на базе учреждений государственной поддержки детства получило научное обоснование и подтверждение. Специалистами Азовского центра помощи детям были проведены научные исследования феномена отцовства.

Новые формы работы с семьями

Консультации граждан, готовых поддержать детей-сирот

Семейные летние лагеря

Предпосылками к развитию данного направления явились следующие факторы:

• устойчивая динамика роста деструктивных процессов института семьи в России;

• тенденция феминизации и инфантилизации мужского населения нашей страны;

• перекос общественного сознания в сторону приоритета материнства и второстепенной роли отцовства;

• неэффективного отцовства;

• материнско-ориентированной социальной политики государственных органов власти;

• рост одинокого отцовства.

Деятельность школ отцов направлена на формирование личности компетентного отца как интегрального показателя ответственного отцовства, включающего социально-личностные компетенции, стратегии взаимодействия с ребенком членов семьи, способность на качественном уровне осуществлять процесс жизнедеятельности семьи [4].

Данный проект Азовского центра помощи детям был отмечен Общественной палатой Ростовской области на конкурсе проектов социальной сферы «Воля и великодушие».

Наряду с традиционными мероприятиями, в прошедшем году в центрах помощи детям Ростовской области успешно апробированы новые формы работы с семьями, такие, например, как «Ярмарка семейных традиций». Ярмарки проводились с целью информирования семей, повышения доверия их членов к специалистам, расширения спектра услуг по сопровождению.

Во всех центрах организовано консультирование граждан, в том числе желающих принять детей на время каникул, проводятся творческие и спортивные мероприятия. Важно, что в проведении мероприятий приняли участие и сами замещающие семьи. Это позволило продемонстрировать им возможности качественного взаимодействия всех членов семьи, организации совместного досуга, что является необходимым условием создания благоприятной семейной атмосферы, жизненно необходимой для приемного ребенка.

В «Ярмарках семейных традиций» приняли участие 256 специалистов центров помощи детям, 59 специалистов органов опеки и попечительства, 573 замещающие семьи, 215 кандидатов в приемные родители.

Фундаментальные идеи С.Т. Шацкого, основоположника семейных летних лагерей, лежат в основе организации летних выездных школ, принимающих

Родительский всеобуч

Необходимость в совершенствовании системы образования взрослых

Федеральная инновационная площадка РАО

Проблемы укрепления института семьи

семей. С 2015 года ежегодно проводятся летние выездные школы для замещающих семей с целью гармонизации детско-родительских отношений в семье. В 2017 году в работе 27 выездных школ приняли участие около 200 семей, что на 68% больше, чем в предыдущем.

Еще одно направление работы — проведение «Родительского всеобуча», выездных обучающих семинаров в отдаленные районы Ростовской области (сельские поселения: сёла Александровка, Кулешовка, Самарское, хутор Каяльский, пос. Новомирский, село Новоалексан-дровка) с целью повышения педагогической культуры, родительской компетентности и формирования ответственного родительства. Подобные мероприятия способствуют выявлению семейных проблем на ранних этапах, с которыми они после наших встреч могут обратиться к специалистам центра.

Поскольку треть населения Ростовской области обучается, повышает квалификацию, проходит переподготовку, трудно переоценить значение образования в укреплении института семьи.

По нашему мнению, именно образование — двигатель современного общества, поэтому важной задачей общественности является совершенствование системы образования через внедрение инновационной научной деятельности и реализацию стратегически важных задач воспитания и обучения. Так, с 2015 года Азовский центр помощи детям стал областным методическим ресурсным центром Института повышения квалификации и переподготовки работников образования по распространению передового практического опыта в работе с детским и взрослым населением.

14 июня 2017 года Азовскому центру помощи детям был присвоен статус федеральной инновационной площадки РАО по укреплению института семьи на основе интегра-тивных форм работы, руководителем которой является Виктор Стефанович Басюк — доктор психологических наук, профессор РАО, заместитель президента РАО, заведующий кафедрой психологии развития личности МПГУ.

Укрепление института семьи происходит через клубные формы работы, в числе которых:

• формирование жизнестойкости детей-сирот средствами спортизированного физического воспитания (клуб «Олимп»);

• формирование культуры безопасного поведения в интернет-сети (клуб «Андроид»);

• гармонизация детско-родительских взаимоотношений в замещающих семьях (клуб «Семья»);

Успешные практики, реализованные в Азовском центре помощи детям

Человеческий фактор и его значение в укреплении института семьи

Значение научно-

исследовательской

деятельности

• формирование ответственного отцовства (клуб «Школа отцов»);

• подготовка принимающих семей (клуб «Ответственный родитель»);

• подготовка специалистов для высокопрофессиональной работы с взрослым и детским населением (клуб «Эмпирика» — научное сообщество однопрофильных организаций).

Особо следует отметить успешные практики, реализованные в Азовском центре помощи детям. В 2010 году на базе учреждения была апробирована и доказана эффективность педагогической системы формирования жизнестойкости детей-сирот посредством спортизиро-ванного физического воспитания, разработанной доктором педагогических наук Е.А. Байер.

В процессе диагностического исследования были получены следующие количественные и качественные показатели выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступивших в следующие вузы:

• Академия права и управления при Федеральной службе исполнения наказаний, Рязань — 2 человека;

• Ростовская таможенная академия РФ, Ростов-на-Дону — 12 человек;

• Северо-Кавказская академия государственной службы, Ростов-на-Дону — 1 человек;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Московский государственный юридический университет (МГЮА) имени О.Е. Кутафина, Москва — 1 человек;

• Южный федеральный университет (ЮФУ), Ростов-на-Дону — 11 человек;

• Морской колледж им. Г.Я. Седова, Ростов-на-Дону — 15 человек;

• Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва — 1 человек.

Половина выпускников (49%) продолжили свой социокультурный путь в вузах страны.

По нашему мнению, основополагающим аспектом в укреплении института семьи является человеческий фактор. Поставленные государством задачи должен решать человек (педагог, специалист, руководитель, куратор) с профильной профессиональной подготовкой и умением работать не только с детьми, но и с взрослым контингентом в режиме инновационного развития учреждения.

На первое место выходит моделирование научно-исследовательской деятельности как основы развития кадрового потенциала и формирования педагога-новатора, педагога-практика, педагога-исследователя.

Модель готовности педагога к работе с взрослыми

Участие

в международных и всероссийских форумах

Наступило время для реализации акмеологической теории, в основе которой лежит изучение факторов достижения вершин продуктивности и профессионализма педагогов. «Если преподаватели всех уровней профессионального образования освоят акмеологический подход к исследованию факторов достижения вершин продуктивности и профессионализма, если они научатся стратегиям и технологиям самодвижения к вершинам в любом виде созидательной деятельности, тем самым, — утверждает Н.В. Кузьмина, — все они станут акмеологами, поскольку освоят акмеологическую теорию созидательной деятельности, которой заняты взрослые люди. В результате Россия получит необычайные ускорения выхода из кризиса образования, науки и общественной жизни» [5, с. 12].

Н.В. Кузьмина в своих исследованиях подчеркивает: «Понятие "воспитательная система" связано с такими понятиями, как "личность", "развитие", "целостность", "отношения", "структура", "взаимосвязь"» [5].

Работая в новом формате, мы понимали, что эффективность этой работы во многом зависит от того, насколько педагог учреждения для детей-сирот способен осуществлять данный процесс и работать с взрослым контингентом. Нами разработана модель готовности педагога (андрагога*) к работе с взрослыми людьми [6].

Практико-ориентированный подход к реализации Стратегии воспитания и организация на базе учреждения методического ресурсного центра РОИПК и ППРО дал свои положительные результаты: за пять лет специалисты центра провели обучающие семинары для 1004 специалистов центров помощи детям Ростовской области и муниципальных органов опеки и попечительства, самостоятельно прошли стажировку и переподготовку в передовых всероссийских центрах Санкт-Петербурга, Смоленска, Казани, Воронежа, Новосибирска с целью подготовки профессионалов высокого уровня.

Научно-исследовательская деятельность, участие в международных, всероссийских и региональных форумах и конференциях, высокая публикационная активность специалистов центра по распространению опыта работы учреждения в области укрепления института

* Андрагогика (гр. ауцр апег — взрослый человек, мужчина; ^ет — вести) — раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога.

Перспективные

семьи в научно-методических журналах, включенных в реферативные базы РИНЦ, SCOPUS, Web of Science, ВАК и др., позволили учреждению выйти на новый уровень функционирования.

На наш взгляд, данный процесс возможен через организацию инновационных научно-исследовательских площадок, которые создавались на базе нашего учреждения при Российской академии образования. Наиболее перспективные направления работы в

направлэния работы центрах помощи детям:

в центрах помощи детям

Активная позиция педагогического сообщества насущно необходима

1 — Осуществление научно-исследовательской поддержки деятельности организаций для детей-сирот посредством развития действующих и формирования новых научных площадок.

2 — Совершенствование педагогической науки путем формирования новых научных кадров в целях снижения дезинтеграции системы образования.

3 — Удовлетворение потребностей образовательного рынка в развитии научно-исследовательских прорывных и востребованных технологий в области укрепления института семьи, детства, отцовства, материнства.

4 — Повышение конкурентоспособности выпускников педагогических вузов, что в сочетании с высококомфортными условиями учреждения должно существенно сократить отток молодых перспективных кадров из организаций для детей-сирот.

Таким образом, личная заинтересованная инициативно-активная позиция педагогического сообщества является важным условием реализации созидательной готовности к ответственному родительству на базе учреждений государственной поддержки детства в рамках реализации государственных стратегических инициатив.

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

2. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».

3. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

4. Залужная М.В. Педагогические особенности подготовки и сопровождения отцов из замещающих семей:

автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.В. Залужная. — Ростов-на-Дону, 2017. - С. 114.

5. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н.В. Предмет акмеологии. — СПб., 2002.

6. Залужная М.В., Латышев О.Ю. Готовность педагога (андрагога) к реализации эффективного процесса подготовки и сопровождения отцов из замещающих семей // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 12-1. — С. 135—140.

REFERENCES

1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 № 996-r "Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federatsii naperiod do 2025goda" (in Russian).

2. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 29.05.2017 g. № 240 "Ob ob'yavlenii v Rossijskoj Federatsii Desyati-letiya detstva" (in Russian).

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24 maya 2014 g. № 481 "O deyatel'nosti organizatsij dlya detej-sirot i detej, ostavshikhsya bez popecheniya roditelej, i ob ustrojstve v nikh detej, ostavshikhsya bez popecheniya roditelej" (in Russian).

4. Zaluzhnaya M.V. Pedagogicheskie osobennosti pod-gotovki i soprovozhdeniya ottsov iz zameshchayushchikh semej. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Rostov-na-Donu, 2017, pp. 114 (in Russian).

5. Kuz'mina (Golovko-Garshina) N.V. Predmet akme-ologii. St. Petersburg, 2002 (in Russian).

6. Zaluzhnaya M.V., Latyshev O.Yu. Gotovnost' peda-goga (andragoga) k realizatsii effektivnogo protsessa pod-gotovki i soprovozhdeniya ottsov iz zameshchayushchikh semej. In: Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2016, no. 12-1, pp. 135—140 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.