жить свое достояние характеризовали уклад основной массы российского крестьянства. Оно стало более зажиточным, у него развивалось чувство хозяина. Маломощное крестьянство объединялось в коммуны и колхозы, налаживало коллективный труд. Крестьянство больше всего волновало положение церкви в Советском государстве, ибо с ней оно связывало свое будущее.
Таким образом, перемены, которые произошли в повседневной жизни, привели к смене ролей в обществе. На первый план вышли разбогатевшие нэпманы, лавочники и ремесленники. Произошли перемены и в быту: ухудшились бытовые условия высших слоев россий-
ского общества; рабочий класс номинально занял лидирующее положение в обществе, но, в условиях послевоенной разрухи, его бытовая жизнь не улучшилась; появился новый класс - нэпманы или новая буржуазия.
Примечания:
1. Жиромская В.Б. После революционных бурь: население России в первой половине 1920-х годов. - М., 1996.
2. История русской культуры / под ред. М.Р. Зезиной, Л.В. Кош-ман, B.C. Шульгина.- М., 1990.
3. Кондаков И.В. Культура России. Краткий очерк истории и теории. - М., 2008.
4. Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии 1920-1930 годов.- СПб., 1999.
5. Павлюченков С.А. Россия нэповская.- М., 2002.
6. Яковлев H.H. Россия в годы НЭПа. - М., 1993.
PUBLIC RELATIONS TECHNOLOGIES IN PROMOTING THE ACTIVITIES OF STUDENT ORGANIZATIONS BEING AS A MEDIATOR IN RESOLVING STUDENT CONFLICTS
Konstantinova Anna Sergeyevna, PhDofPhilology, Senior Professor, Chair of Conflictology, Public Relations and Journalism, Pyatigorsk State Linguistic University, Pyatigorsk E-mail: [email protected]
The article highlights the issues of information support and promotion of student trade Union organizations as a possible mediator
in the process of constructive resolution and conflict resolution among students.
Keywords: public relations; student's organizations; mediation; conflict; information support.
IN
4L
! st
Ki
■.—I
■ ON
I
E
ТЕХНОЛОГИИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ПРОДВИЖЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ПОСРЕДНИКА В РЕШЕНИИ СТУДЕНЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ1
В статье освещаются вопросы информационной поддержки и продвижения сту-денческихпрофсоюзныхорганизаций как возможного медиатора в процессе конструктивного разрешения и урегулирования конфликтов в студенческой среде. Ключевые слова: связи с общественностью; профсоюзные студенческие организации; медиация; конфликт; информационная поддержка.
71
УДК 659.4
© Константинова A.C., 2014
В большинстве высших учебных заведений не уделяется должного внимания профилактике конфликтов в студенческой среде, анализу вызывающих их причин, разработке мер по их разрешению. Между тем игнорирование таких сложных процессов, как конфликты, при характерном для современного периода увеличении их числа, нарастании разрушительных последствий способствует углублению и развитию социально-негативных процессов, характеризующихся доминированием иррациональных, стихийных элементов, сложно поддающихся управлению или ограничению без жестких насильственных методов [3, С. 59].
Эффективным инструментом разрешения конфликтов в студенческой среде может стать применение технологий медиации в рамках деятельности профсоюзных студенческих организаций. Профсоюзные организации - единственные общественные организации, чьи права и гарантии закреплены законами (Федеральный Закон "О
КОНСТАНТИНОВА Анна Сергеевна, кандидат филологическихнаук, старший преподаватель, кафедра Конфликтологии, связей с общественностью и журналистики, Пятигорский государственный лингвистический университет, Пятигорск [email protected]
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-33-01254.
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Трудовой кодекс РФ) [4]. Это студенческие организации, действующие в рамках единой общегосударственной структуры, объединяющей молодёжь с другими категориями граждан. Эти и другие особенности дают студенческим профсоюзам, функционирующим на принципах самоуправления, значительное преимущество и позволяют выполнять функцию регулирования отношений между администрацией вуза и студентами по-средствам социального партнерства.
Основными задачами существования и осуществления деятельности ПОС является представительство и защита индивидуальных и коллективных социально-экономических и иных, связанных с обучением, прав и интересов студентов членов профсоюза [4].
В условиях российской высшей школы институт медиаторства способен ускорить процесс формирования гражданственности среди студенческой молодежи. В рамках развиваемого самоуправления внутри вузов "посредничество способно эволюционировать, поэтапно воздействуя сначала на индивидуально-межличностные конфликты, затем на конфликты мезоуровневого типа (в масштабах "учебное заведение - социальные инфраструктуры")" [5].
К сожалению, неподготовленная молодежь в конфликтных ситуациях часто использует такие саморегулирующие установки, как уклонение, подавление конфликта или агрессия в целях принуждения и практически никогда не используют интегративные переговорные процедуры [5].
В этой связи, несомненно, важным вопросом применения технологии посредничества является поиск оптимальных и целесообразных форм вовлечения студенческой молодежи в данный процесс. Особую роль в процессе популяризации и информирования студентов о возможности получения помощив целях конструктивного решения конфликта могут сыграть технологии связей с общественностью, используемые в процессе информационной поддержки деятельности профсоюзной студенческой организации.
Под информационной поддержкой в данном случае мы понимаем комплексную систему мер воздействия на определенные группы населения, так называемые целевые группы, с помощью различных средств и каналов массового и индивидуального информирования и обучения с целью побуждения к принятию новых, полезных для них самих и для общества,
моделей поведения в определенной сфере жизни. Воздействие осуществляется путем улучшения знаний в определенной области, изменения отношения к определенному предмету или явлению, а также путем формирования навыков желательного поведения.
В данном случае основными задачами подобной поддержки являются просвещение и информирование студентов о возможности получения помощи в разрешении конфликта со стороны студпрофкома, мотивация к использованию данной возможности и создания положительного имиджа студенческой организации как эффективного медиатора в данном процессе.
В упрощенном виде информационная поддержка представляет собой подбор информации, ее творческое переосмысление и переработку и, наконец, доведение информации до целевой аудитории: студентов, их родителей, преподавателей [2, С. 70].
Наибольшую сложность представляет обычно этап доведения информации до целевой аудитории.
Наиболее эффективным способом распространения информации в студенческой среде представляется межличностная коммуникация,- форма, которая никогда не перестает быть актуальной. Именно благодаря возможности мгновенного диалога данная группа способов может быть одной из самых эффективных. К этой же группе можно отнести и публичные выступления, которые могут быть организованы как специально, например, в рамках "Дня конфликтолога" или заседаний конфликтологического клуба, организованного на базе студенческой профсоюзной организации. Кроме того, можно воспользоваться возможностью, когда студенты массово собираются на каком-либо внутривузовском мероприятии.
Помимо технологий медиации в чистом виде педагогическим условием предупреждения студенческих конфликтов может стать внедрение особого спецкурса по конфликтологии в обучение студентов всех специальностей университета. Данная программа может рассматривать в доступной для студентов форме причины конфликтов в студенческой среде и способы взаимодействия в конфликте; стратегии и способы разрешения конфликтов в вузе; возможность взаимодействия студентов в конфликте на основе диалога и взаимопонимания.
Одной из традиционных форм информационного продвижения деятельности студенчес-
кого профсоюзного комитета является распространение информации через структуру студенческой организации, то есть распределение информации через актив по структуре организации. Хорошо развитая структура организации, хорошо подготовленный актив представляет собой сильнейший инструмент в любой работе, позволяющий эффективно наладить процесс распространения информации по схеме: на планерке члены студенческой организации обобщили всю информацию, затем донесли ее до всех участников организации, которые и сообщат ее студентам своих групп.
Еще один способ - это предоставление контактной информации и возможность обратной связи. Под обратной связью мы понимаем не только активные методы выявления мнения студентов, - анкетирования, опросы и социологические исследования. Очень показательны случаи, когда студенты по собственной инициативе обращаются в студенческую организацию с просьбой помочь в разрешении конфликтов. К сожалению, как правило, студенты обращаются в профком за помощью лишь в случае возможных конфликтов с преподавателями. В этом случае миссию медиатора берет на себя председатель профкома. Межличностные конфликты студенты по-прежнему предпочитают решать самостоятельно, но, к сожалению, не всегда эффективно. Именно это и остается главной проблемой: убедить студентов чаще обращаться в студенческие организации за помощью.
Наиболее простым и привычным для студентов способом распространения любой официальной информации являются объявления, любые наглядные информационные сообщения, афиши, плакаты, баннеры, растяжки и т.д. С этой целью, как правило, используются информационные стенды, на которых размещаются тексты, диаграммы и другая информация о работе студенческой организации, ее направлениях работы,традиционных мероприятиях. Однако размещать объявления целесообразно не только на привычных для студентов информационных стендах, но и на самых разнообразных информационных площадках.
Как метод информационной поддержки объявления могут не только информировать студентов о возможности разрешения конфликтов с помощью описанной выше технологии. Данный метод имеет значительную имиджевую составляющую, так как способен оказывать влияние на отношение студентов к студенческой организации как посреднику в
разрешении конфликтов. Основное, на что следует обратить внимание - это своевременное удаление или обновление устаревшей информации.
Особую роль в информационном продвижении технологии медиации должен играть сайт студенческой организации, являющийся ценной информационной площадкой. Потенциал данной площадки достаточно велик: во-первых, она, как правило, имеет достаточно широкую аудиторию, включающую в себя различные целевые группы; во-вторых, сайт студенческой организации практически не подвержен цензуре со стороны администрации вуза, и, наконец, он представляет собой действенный механизм позиционирования организации, ее официальное представительство в Интернет-пространстве.
Популярным и близким способом распространения социально значимой информации для студентов стали группы в соцсетях, которые создают "прямую связь" между студентами и студенческой организацией в лице актива, занимающегося поддержкой группы.
Монолог, который характерен для традиционных сайтов, в социальных сетях, как правило, трансформируется в диалог, в ходе которого студенты могут открыто дискутировать и задавать самые сложные вопросы. Несомненно, часть участников группы так и останутся пассивными зрителями. Однако другая часть получит возможность решения конфликтов с помощью студенческой организации. В работе групп в социальных сетях отдельное место занимают таргетированные объявления, представляющие собой специальный механизм рекламы, реализуемый в социальной сети. Данный механизм позволяет демонстрировать сообщения узкой группе участников, удовлетворяющей определенным критериям. Подобные возможности эффективного привлечения внимания студентов особенно целесообразны на этапе создания группы, а также как способ ее популяризации и в качестве поддержания интереса к группе.
Необходимо привлечь средства массовой информации, как внутривузовские, так и городские. Это позволить расширить охват целевой аудитории.
Необходимо упомянуть также о рассылке коротких информационных сообщений, которые можно использовать периодически с целью информирования о каком-нибудь важном мероприятии, или на постоянной основе, осуществляя регулярные информационно-новостные рассылки. При этом могут использо-
ваться такие каналы коммуникации, как смс и е-таМ. Однако для организации подобных рассылок необходимо на первоначальном этапе медиаторской деятельности студенческой организации сформировать базу контактов, что возможно посредством активного выяснения контактной информации. Затем база постепенно обновляется, привлекаются новые участники, исключаются те, кто выразил подобное желание.
Кроме обычных мероприятий, студенческий профком может проводить специальные акции и мероприятия, направленные на популяризацию данной технологии разрешения конфликтов. Однако таких мероприятий должно быть достаточно много, они могут быть объединены в "цепочки", значительно растянутые во времени, что, во-первых, повысит их эффективность, во-вторых, позволит создать информационную волну - постоянный поток информации, значительно повышающий эффективное выполнение задач информационного продвижения данной технологии [1].
Подводя итог, можно отметить, что количество форм и методов информационной поддержки и продвижения технологий разрешения конфликтов в студенческой среде зависит от развития технических ресурсов. Главное, что, благодаря эффективной информационной поддержке деятельности студенческих обще-
ственных объединениях, активист студенческой организации не просто получает информацию, а приходит к личному пониманию процесса, в котором участвует. Формы и методы информационной поддержки тем эффективнее влияют на сознание молодежи, чем они разнообразней, актуальней и несут в себе не только информацию, но и социально значимый посыл.
Примечания:
1. Виноградов Е.В. Информационная поддержка воспитательного процесса образовательного учреждения [Электронный ресурс]: дис.... канд. пед. наук. - Кострома, 2009. - Режим доступа: http://www.nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciyainformatsionnaya-podderzhka-vospitatelnogo -protsessa-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.
2. Грушевская 0.0., Бурдуковская Е.А. Информационная поддержка деятельности студенческих общественных организаций и объединенийобразование и социализация человека в современных условиях: материалы Международной научно-практической конференции / Амурский гос. ун-т. - Благовещенск, 2013. - С. 69-72.
3. Попова В.Н. Педагогические условия предупреждения конфликтов в студенческой среде // Высшее образование сегодня.
- 2009. - № 7. - С. 59-62.
4. Устав Общероссийского Профсоюза образования: утв. учредительным Съездом Профсоюза 27 сентября 1990 г.
5. Черкасова Т.В.Медиаторская интервенция в российских регионах позволит разрешить, урегулировать, управлять молодежными конфликтами: социологический анализ проблемы [Электронный ресурс]// Экономика и социум. - 2013. - № 1(6).
- Режим дoc^yпa:http://www.iupr.ru
THEORETICAL ANALYSIS OFTHE FUNCTIONING OF SOCIAL INSTITUTIONS OF MOTHERHOOD AND CHILDHOOD Kochergin Stanislav Gennadievich, PhD of Economics, Associate Professor EdilovI.I., Student,
Chair of Management and Administrative Law, Russian State Social University (branch), Pyatigorsk
The theoretical approaches to the analysis of social workwith families and children in contemporary conditions. Distinguished levels of the process of social protection of motherhood and childhood. Provides office methods and techniques of social workwith children in the present conditions.
Keywords: social protection; social institutions; society; social impact; motherhood and childhood.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХИНСТИТУТОВ MA ТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
Рассматриваются теоретические подходы к анализу процесса социальной работы с семьей и детьми в современныхусловиях. Выделяются уровни процесса социальной защиты материнства и детства. Представлены контуры методов и технологий социальной работы с детьми в современныхусловиях. Ключевые слова: социальная защита; социальные институты; общество; социальное воздействие; материнство и детство.
УДК 00
© Кочергин С.Г., 2014 © Эдилов И.И., 2014
Социальные практики современного государства показывают, что социальная защита детства приобретает особую значимость и требует ее социологического осмысления. Кроме этого, многими