то, что изменения, произошедшие в результате воздействия на общество или отдельные социальные группы, также отражаются и на отдельном ребенке или члене его семьи.
Важнейшей технологией социального воздействия по улучшению качества социальных отношений родителей и детей в условиях деятельности социального учреждения является совокупность форм, приемов и способов, осуществляемых для достижения заданной цели с учетом ресурсов социального учреждения и особенностей патронируемой семьи и её детей.
Терапевтическое значение индивидуальных форм социальной защиты материнства и детства чрезвычайно велико, поскольку затрагивают потенциал всех членов сообщества.
Отличительной особенностью социальной работы на микроуровне социальной реальности является то, что деятельность прямо или косвенно затрагивает все три уровня социальной организации общества. Кроме того, на микроуровне возможна комбинация нескольких форм и способов социально-терапевтического воздействия, что только усилит ожидаемый терапевтический эффект.
Таким образом, мы отмечаем, что социальная защиты материнства и детства понимается как воздействие социальных субъектов, действующих в рамках социальных институтов,
на различные общественные отклонения через такие преобразования социальных отношений между социальными акторами, результатом которых является преодоление девиаций, что оказывает позитивное влияние на уровень социального самочувствия детей, их родителей, социального окружения, а также всего общества в целом.
Поведение объектов социальной защиты материнства и детства подвержено динамике, отличительной особенностью которой является устранение социально неодобряемых образцов взаимодействия в обществе.
Примечания:
1. Кочергин С.Г., Власова Э.Д. Мониторинг оценки качества оказания социальныхуслугРГКУ для детей-инвалидов" Республиканский стационарный реабилитационный центр для тетей с ограниченными возможностями "Росинка". - Пятигорск: СНЕГ, 2013.- 28 с.
2. Кочергин С.Г., Власова Э.Д. Мониторинг оценки качества оказания социальных услуг РГУ "Центр социального обслуживания населения". - Пятигорск: СНЕГ, 2013. - 24 с.
3. Кочергин С.Г., Власова Э.Д. Научно-практическое пособие по материалам реализации социального проекта "Жизнь на планку выше". - Пятигорск: РГСУ, 2013. - 96 с.
4. Кочергин С.Г., Акинин П.В., Королев В.А., Торопцев Е.Л., Мараховский A.C., Брежнева И.Б., Дьякова Ю.Н. Математические и инструментальные средства экономики: учебное пособие // Математические и инструментальные средства экономики : учебное пособие /коллектив авторов. - 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2014. - 224 с.
IN
4L
1 ft
Kl -.—i
■ Он
I
е
77
THE CONCEPT OF STATE YOUTH POLICY IN MODERN RUSSIA Matevosyan Maria Hendrikhovna, PhD of Economics, Associate Professor, E-mail: [email protected] Basanova Ksenia Leonidovna, Student,
Chair of Economics and Management, branch of Federal State Educational Institution of Kuban State University, Armavir
The article highlightsyouth organizations, which play an important role in society, create material and spiritual wealth. But their participation in society isdirectly dependent on the established lawsof the state. The purposeofthesociety and the state is providing all sorts of support to youth public associations, which are sent to the active participation of young people to meet societal interests and development interests ofthecountry.
Keywords: society; social programs; youth policy; regions; the state; mechanisms; and technology.
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье освещаются молодёжные организации, которые играют значимую роль в обществе, создания материальных и духовных благ. Но ихучастие в обществе напрямую зависят от установленных законов государства. Целью общества и государства является оказание всевозможной поддержки молодёжным общественным объединениям, которые направляют на активное участие молодых людей для удовлетворения интересов общества и интересов развития страны. Ключевые слова: общество; социальные программы; молодёжная политика;регионы; государство; механизмы; технологии.
УДК 323-053.81(470)
© МатевосянМ.Г.,2014 © Басанова К.Л., 2014
МАТЕВОСЯН Мария Гендриховна, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]
БАСАНОВА Ксения Леонидовна, студентка,
кафедра Экономики и менеджмента, филиал Кубанского государственного университета, Армавир
Молодёжь - это намеченные возможности общества. От того, как в настоящее время это общество и правительство заботится о ее развитии и условиях существования, зависит благополучие нашей страны, в ней заложена модель российского будущего.
Молодёжные организации являются основной возможностью участия молодых людей в молодёжной политике.
Молодёжная организация как социальная категория считается одной из форм проявления общественной инициативы детей и молодых людей, которая дает возможность удовлетворить свойственную им потребность в социальной деятельности. В подрастающем поколении формируется основа для общественной деятельности, а также появляется возможность проявления общих переживаний и стремления к саморазвитию.
Между тем, роль молодёжных организаций в осуществлении молодёжной политики различается достаточно сильно в различных государствах и до сегодняшнего дня не имеют конкретного понятия. Необходимо обратить внимание на то, что:
1) местные молодёжные организации, которые являются основой молодёжной политики, по сути, остаются в тени, находясь в структуре ее осуществления;
2) государственные молодёжные организации не часто используют свои возможности для формирования молодёжной политики;
3) в действительности, самим молодёжным организациям следует поменяться, потому что значительная часть из них находятся в кризисе по причине сокращения количества участников.
Наблюдая в последние десятилетия за тенденцией молодёжной политики, аналитики делают вывод о том, что подрастающее поколение выбирают не традиционные молодёжные организации, а новые формы своего участия в общественной жизни (неформальные сообщества, группы, которые реализуют определенные проекты или программы в целях решения существующих проблем и улучшения качества жизни).
Особые черты молодёжных организаций следующие:
1) развитие в детях и молодёжи творческих и лидерских навыков;
2) участие подростков в социально значимых мероприятиях для применения на практике уже имеющихся знаний, а также изучение новых, формируя и используя свою гражданскую жизненную позицию в обществе;
3) проведение специальных программ для организации досуга молодых людей и исключение правонарушений среди подростков;
4) создание морально-нравственной среды общения между детьми и взрослыми, воспитание у молодёжи уважительного отношения друг к другу и к обществу в целом.
Сегодня наблюдается позитивное развитие социальной работы с молодёжью: открываются различные учреждения, деятельность которых направлена на решение проблем молодёжи, они также помогают молодым людям в плане психологической и социальной поддержки. Кроме этого, огромное значение придается привлечению молодёжи к занятию здоровым образом жизни. Пропаганда осуществляется и государственными организациями, и частными компаниями, и средствами массовой информации. К молодёжной политике в развитых странах относятся также специализированные образования по защите прав и интересов молодёжи, профилактические и исправительные программы в отношении бытового насилия [1].
В течение значительно, долгого времени отношения между властью и молодёжными объединениями были крайне неблагополучными. Все потому, что государство постоянно подавляло и пресекало любые попытки самостоятельной организации молодых людей. Государство, разумеется, позволяло создавать молодёжные объединения, но их создание и существование постоянно контролировалось и подчинялось государству. В связи с этим, молодёжь создавала тайные общества против государства.
Времена менялись, менялись и отношения государства с общественными объединениями. В социальной жизни появилось компромиссное, а позже и положительное взаимодействие между государством и молодёжными организациями.
Эффективное взаимодействие государственных органов с социальной сферой наблюдается в регионах, где приняты самостоятельные законы о мерах поддержки молодёжных объединений.
Определенно, по факту каждый субъект Российской Федерации имеет нормативно-правовой документ различного уровня, определяющий содержание работы с молодыми людьми и по исполнению программ государственной молодёжной политики.
Организация Объединенных Наций документально изложила три понятия молодёжной политики: "Участие, развитие, мир".
1. "Участие" представляет собой участие молодыхлюдей в формировании и реализации государственной политики.
2. "Развитие" подразумевает задачи общества, направленные на осуществление государственных проектов и мероприятий в целях повышения человеческого потенциала, долгосрочных вложений в молодёжь, на создание гарантий и защиты в профессиональной сфере, в сфере семьи и здоровья.
3. "Мир" - это главное условие оптимального развития страны и населения.
Реализацию всех этих задач молодёжной политики органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют вместе с молодёжными организациями. Государство также оказывает прямую поддержку уже действующих и участие, и помощь в появлении новых молодёжных объединений.
Для успешного осуществления взаимодействия Министерством образования РФ сформулированы и заключены договора о сотрудничестве с общероссийскими общественными организациями, к ним относятся:
1. Национальный Совет молодёжных и детских объединений России.
2. Российский Союз Молодёжи.
3. Ассоциация студентов и студенческих объединений.
4. Ассоциация учащейся молодёжи "Содружество".
5. Общероссийская общественная организация "Интеграция".
Органы государственной власти по делам молодёжи способствуют обучению молодёжных лидеров.
Лидеры организованных молодёжных объединений являются основным источником для пополнения российской политической, административных и других элит. Целенаправленная деятельность государственных структур по стимулированию их инициативы и подготовке самых способных для работы в органах власти - символ стабильного развития страны. В некоторых республиках многие годы работает программа "Лидер".
Её основные цели: поиск и подготовка лидеров молодёжных общественных; обучение, воспитание и развитие социально активной молодёжи в сферах политики, экономики, управления и бизнеса. Сформированы республиканские школы молодого лидера, которые используют интенсивные методы обучения, деловые, управленческие, имитационные, тренинги, ролевые игры, конкурсы, дискуссионные клубы, теоретические и практические занятия, творческие мастерские. Действуют районные и городские школы молодых лидеров, молодёжный бизнес-клуб, школа менеджмента. С участием лидеров и участников общественных объединений формируются общественные советы, координационные советы, "круглые столы", в компетенции которых взаимодействие государственных органов и общественных объединений, вопросы молодёжной политики.
Неотъемлемой частью реализации молодёжной политики страны является активное участие и сотрудничество в разработке направлений молодёжной политики с международными организациями (ЮНЕСКО, ООН, Комиссией Европейского Союза, Советом Европы и др.). Государственный комитет молодёжи России работает с Межправительственным комитетом по сотрудничеству в сфере молодёжной политики Совета Европы, с Европейским Молодёжным Фондом, Европейскими Молодёжными Центрами в Будапеште и Страсбурге. В программе международного молодёжного обмена участвуют не только активисты государственных орга-
■ Ом
I
Ё
79
нов, но и участники молодежных объединений России.
Государство обязано обеспечить защиту молодого поколения и создать условия для культурного, морального, экономического, политического и социального развития молодых людей.
Проблема трудоустройства в России актуальна и является одной из важных задач, стоящих перед государством, и для решения этой проблемы государство должно оказывать поддержку молодому поколению: создание условий для развития бизнеса; упрощение регистрации новых предприятий; уменьшение налогов.
Для успешного развития социальной работы с молодыми людьми производится открытие учреждений, направленных специально для работы в области молодёжных проблем, оказания психологической помощи молодёжи. Также особое внимание уделяется здоровому образу жизни молодого населения.
К принципам государственной молодёжной политики в Российской Федерации относятся:
1. Государство несет ответственность за соблюдением прав и законных интересов молодых людей.
2. Молодое население ответственно за реализацию своих конституционных прав и обязанностей.
3. Приоритетным направлением государственной поддержки молодёжи является развитие в молодом поколении социального, духовного, культурного и физического развития, а также выбора жизненного пути.
4. Усовершенствование программ по формированию и реализации государственной молодёжной политики в Российской Федерации.
На сегодняшний день существуют несколько причин, которые сдерживают осуществление возможностей общественных организаций молодёжи:
1. Отношение в целом к молодёжной политике.
2. Участие страны в молодёжных объединениях носит приспособленческую направленность, вызванной, в частности, их степенью содействия в избирательных кампаниях.
3. Нехватка ряда позиций в законодательстве, стабилизирующих формы взаимодействия государства и социальных структур, приемов общественного контроля.
4. Недоработанные механизмы и технологии, которые должны позволять молодёжи
принимать участие в принятии государственных решений и, как следствие, нести за них ответственность.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что ожидания молодёжи от государства, как и прежде, невысоки. Часть молодого населения страны не видит ничего, чем можно гордиться гражданам России, в то же время, практически половина 15-17 летних подростков желали бы быть рожденным в другой стране.
На сегодняшний день тенденция развития отношений организаций молодёжи с государством настроена на оптимистический лад. Сформирована проработанная нормативная база взаимодействия, Федеральный реестр молодёжных и детских объединений; сложились плодотворные рабочие отношения практически всех наиболее значимых молодёжных организаций с Госкомитетом РФ по молодёжной политике, с Министерством образования.
В настоящее время в нашей стране можно говорить об успешных отношениях почти всех в большей степени значимых молодёжных объединений с государственными органами, с Департаментом по молодёжной политике Министерства образования РФ.
В Краснодарском крае государственная молодёжная политика реализуется в соответствии с основными принципами государственной молодёжной политики:
1. Обеспечение прав и свобод молодых людей, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
2. Признания интересов и потребностей молодёжи как особой социальной группы и сбалансированности ее законных интересов и прав с интересами и правами других социальных групп и общества в целом.
3. Создания экономических, социальных, правовых условий для духовно-нравственного, физического развития, профессиональной подготовки молодёжи и реализации способностей молодых граждан.
4. Привлечения молодых граждан к непос-редственномуучастию в общественно-политической жизни края, формированию государственной молодёжной политики и реализации соответствующих программ, касающихся решения молодёжных проблем, а также проблем социального и экономического развития края.
5. Поддержки социально значимых инициатив молодых граждан, молодёжных и детских общественных объединений [2].
Главной задачей общества и государства является, в первую очередь, оказание поддержки молодёжным общественным организаци-
ям, направляющим активность молодёжи на путь интереса развития общества и интереса развития страны.
Необходимо внести изменения в ФЗ "Об общественных объединениях", к финансовым, материальным, техническим, информационным вопросам повысить внимание деятельность молодёжных объединений, а также оказывать всевозможную поддержку этих организаций для повышения уровня эффективности взаимодействия государственных органов и молодёжных объединений.
Молодёжные организации играют значимую роль в обществе, создании материальных и духовных благ. Но их участие в обществе напрямую зависит от установленных законов государства.
Целью общества и государства является оказание всевозможной поддержки молодёжным общественным объединениям, которые направляют на активное участие молодых людей для удовлетворения интересов общества и интересов развития страны.
Ключевым моментом является то, что в организациях органов по делам молодёжи должен быть сформулирован особый тип взаимоотношений, направленный на равноправие, свободу и взаимное уважение. Деятельность таких организаций должна быть построена на индивидуальной работе с каждым человеком. Что касается помощи, то она должна быть оказана всем молодым гражданам, кто в ней нуждается.
Молодёжная работа должна строиться не только на мотивации участия самой молодёжи, а также и на создании возможностей в целях самостоятельного решения проблем, которые стоят перед ними и перед обществом в целом.
Молодёжная работа - это системная инвестиционная политика, которая предусматривает вложение средств в молодое поколение через объединения, а также стимулирование
работы, организуемой самой молодёжью. Программы и проекты молодёжной работы для обеспечения ее эффективности должны включать: стабильный, системный и долгосрочный характер [3].
Для того чтобы скоординировать и выработать главные направления молодёжной работы нужно, в первую очередь, усовершенствовать структуру управления молодёжной работой.
Молодёжная политика должна действовать в городах и регионах не только индивидуально, учитывая специфику их условий и традиций жизни, а также учитывая безусловное соблюдение базовых государственных стандартов. Так, например, молодые люди по всей России гарантировано участвуют в общественном и государственном строительстве, защищаются их права и законные интересы.
Для оптимизации взаимодействия государства и молодёжных организаций необходимо внести изменения в действующий Федеральный закон "Об общественных объединениях", увеличить значение места политических молодёжных объединений в вопросах, касающихся финансового, материального, организационного, информационно-технического обеспечения,а также осуществлять материальную и информационную поддержку молодёжных организаций.
Примечания:
1. Григорьева A.A. О концепции государственной молодёжной политики // Политический журнал Полис. - 2013.
2. Нехаев В.В. Молодёжная политика и направления ее совершенствования. - 2012.
3. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодёжью: учебник для студентов вузов. - М., 2006.
4. Матевосян М.Г., Басанова К.Л. Современные проблемы распределения потоков иностранных инвестиций в экономику России //Молодёжь и научно-технический прогресс: материалы VII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 3 т. - Т. 2. - 2014. -С. 67-71.
IN
4L
! st
■.—I
■ Он
I
е
81
THE SOCIAL SITUATION OF ELDERLY PEOPLE IN MODERN RUSSIA
PavlyukSvetlana Viktorovna, PhD of Historical sciences, Associate Professor
E-mail: pavluksve@ram bl er. ru
Reruh Elena Vladimirovna, Assistant Professor
E-mail: [email protected]
Chair of Social Work and Social Rights, branch of Russian State Social University, Pyatigorsk
The article highlights the social situation of older people in contemporary Russia. Social status and mental characteristics of older people as a social group is very difficult. For solutions to their problems, they need to create the conditions for achieving their goals. They want independence, feasible participation, care, implementation ofinternal potential, respect for their dignity. Keywords: social position; an old man; medico-social rehabilitation; social services; home care.