УДК 329.78
23.00.00 Политические науки
МОЛОДЁЖНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И УРОВНИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Отроков Олег Юрьевич, соискатель кафедры теоретической и прикладной политологии Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета E-mail: [email protected]
Пупыкин Роман Александрович канд. полит. наук, доцент кафедры теоретической и прикладной политологии Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета ФГАОУВПО «Южный федеральный университет», 344000, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105
Статья посвящена исследованию основных признаков, функций и уровней развития молодёжного самоуправления в современной России. Органы молодёжного самоуправления представляют собой один из наиболее успешно развивающихся институтов гражданского общества, который использует действенные механизмы участия данной категории граждан в работе государственных и негосударственных структур и организаций. Молодёжное самоуправление характеризуется такими свойствами, как многогранность и разнонаправленность, функционирует на различных уровнях и обладает специфическими признаками и функциями
Ключевые слова: ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ, МОЛОДЁЖНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, УРОВНИ МОЛОДЁЖНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, МОЛОДЁЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТ, СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, МОЛОДЁЖНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО, МОЛОДЁЖНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ, СОВЕТ МОЛОДЫХ ДЕПУТАТОВ, СОВЕТ РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЁЖИ
Doi: 10.21515/1990-4665-129-038
UDC 329.78 Political Sciences
THE YOUTH SELF-GOVERNMENT IN RUSSIA: THE MOST IMPORTANT FACTORS, FUNCTIONS AND LEVELS
Otrokov Oleg Yurievich
applicant of the Department of theoretical and applied political science of the Institute of philosophy and social-political Sciences of Southern Federal University
Pupykin Roman Aleksandrovich
Candidate of Political Sciences, assistant professor the
Department of theoretical and applied political science
of the Institute of philosophy and social-political
Sciences of Southern Federal University
Southern Federal University, 344000, Russia, Rostov-
on-don, Bolshaya Sadovaya street, 105
The article is devoted to the research of the main factors, functions and levels of the development of the youth self-government organizations in modern Russia. Youth self-government organizations represent one of the most successfully developing institutes of the civil society that uses the most efficient mechanisms of the participation of this category of citizens in the process of functioning of the governmental and non-governmental institutions and organizations. Youth self-government is characterized by such categories as versatility and divergence; it works at various levels and includes specific factors and functions
Keywords: POLITICAL ACTIVITY, POLITICAL SOCIALIZATION, YOUTH SELF-GOVERNMENT, FACTORS, FUNCTIONS, LEVELS OF YOUTH SELF-GOVERNMENT, YOUTH PARLIAMENT, STUDENTS' SELF-GOVERNMENT, YOUTH GOVERNMENT, YOUTH ELECTION COMMITTEE, YOUNG DELEGATES' COUNSEL, COUNSEL OF THE WORKING YOUTH
Молодёжное самоуправление является одним из самых действенных механизмов участия данной категории граждан в работе органов
государственной власти на всех уровнях, что способствует всестороннему развитию российских институтов гражданского общества.
История молодёжного самоуправления в России напрямую связана с эволюцией российской государственности. Первые органы молодёжного самоуправления начали своё развитие ещё со времён правления Николая II, а в советское время приобрели форму комсомольского движения. Функции, направления и механизмы работы органов молодёжного самоуправления того времени значительно отличались от нынешних ввиду различий самих принципов государственного устройства, однако основная идея их деятельности - представительство в органах управления, подразумевающее учет мнения молодёжи при принятии решений её касающихся - сохранилась до наших дней. На сегодняшний день наиболее актуальные для нашей страны модели молодёжных отношений представлены политикой, которая отличается «разветвлённой структурой правительственных и неправительственных молодёжных организаций, проработанным законодательством и практикой вовлечения в процессы реализации проектов представителей общественных структур и самой молодёжи. Эффективность такой модели обеспечивается за счет её многоступенчатости» [1].
Существуют различные трактовки понятия «молодёжное самоуправление», характеризующиеся значительными расхождениями в зависимости от того, используется ли данное понятие в научной литературе, нормативных документах или практической деятельности.
В рамках данного исследования автор определяет молодёжное самоуправление как систему органов управления молодёжными сообществами, позволяющую привлекать молодых граждан к принятию общественно-значимых решений, учитывать мнение молодёжи при формировании молодёжной политики на различных уровнях, реализовать инициативы и проекты молодёжи.
Согласно вышеприведённому определению молодёжное самоуправление характеризуется такими свойствами, как многогранность и разнонаправленность, функционирует на различных уровнях и обладает специфическими признаками и функциями. Например, органы молодёжного самоуправления выполняют в рамках своей компетенции такие функции, как представление интересов молодёжи в органах власти; участие в нормотворческой деятельности в сфере государственной молодёжной политики; подготовка молодых кадров; проведение общественно полезных мероприятий; просветительская деятельность и т.д. [2].
Сами по себе органы молодёжного самоуправления являются общественными организациями, целый ряд специфических признаков которых выделяет их в отдельную категорию субъектов работы с молодёжью. В данном контексте следует упомянуть, что работа с молодёжью в целом должна носить общественно-государственный характер и быть направлена на активизацию действий по развитию партнерства всех её субъектов: органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, коммерческих и некоммерческих организаций, а также самой молодёжи с целью обеспечению эффективной реализации государственных и общественных интересов в процессе её социального становления и самореализации [3].
Основные направления развития российского молодёжного самоуправления на сегодняшний день предполагают решение задач по формированию действенного механизма представительства и защиты законных интересов молодёжи в органах государственной власти и местного самоуправления; обеспечения эффективного сотрудничества представителей молодёжи, молодёжных и детских общественных объединений с органами государственной власти и местного самоуправления; создания системы молодёжных парламентов и других
представительских общественных молодёжных институтов с целью формирования активной гражданской позиции молодёжи и налаживания её диалога с государством и обществом на основе партнерских отношений; создания условий для консолидации молодёжи и её участия в реализации государственной молодёжной политики; системного выявления социально активных молодых людей, потенциальных и уже состоявшихся лидеров, их дальнейшего роста и становления; создания системы подготовки кадров молодёжных парламентов и иных молодёжных общественных консультативно-совещательных структур, направленной на формирование кадрового потенциала органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления [4].
Автором исследования выделяются следующие ключевые признаки органов молодёжного самоуправления:
1. В своей деятельности органы молодёжного самоуправления и другие молодёжные функциональные структуры опираются на представителей различных возрастых категорий, однако все из них, так или иначе, относятся к одной социальной группе - молодёжи, что предполагает наличие некоторых возрастных ограничений. Для школьного самоуправления этот возраст колеблется от 16 (иногда 14) до 18 лет, для студенческого самоуправления - 18-25 лет (период обучения в соответствующем учебном заведении), для молодежных парламентов и правительств - до 30 (35) лет.
2. Органы молодёжного самоуправления создаются и функционируют при органе исполнительной или представительной власти, органе местного самоуправления, руководстве учебного заведения, либо предприятия.
Таким образом, органы молодёжного самоуправления создаются и функционируют при поддержке различных структур и организаций, но исключительно по инициалиттве самой молодёжи. В данном случае можно
говорить о своеобразной «взаимной легитимации», когда молодёжь признает за руководящими структурами право на создание соответствующих органов молодёжного самоуправления и безоговорочно принимает их организационную и методическую поддержку, а данные структуры, в свою очередь, признают право органа молодёжного самоуправления на выработку и притворение самостоятельного курса молодёжной политики, проводимого в интересах как самой молодёжи, так и всей этой структуры.
Органы молодёжного самоуправления формируются «открытым способом», что предполагает обеспечение равного доступа молодёжи к участию в деятельности органа молодёжного самоуправления посредством проведения выборов различного формата, конкурсов проектов, программ, портфолио и т.д. Таким образом, молодые люди проходят определенный отбор, позволяющий им проявить свои лидерские качества и организационные навыки. Участие молодёжи в формировании органов молодёжного самоуправления добровольно, дискриминация по национальному, религиозному, материальному и другим признакам не допускается.
Данный принцип предполагает наличие ряда исключений. Например, советы молодых депутатов формируются из числа молодых людей, избранных на выборах различного уровня. Молодёжь от 18 лет принимает участие в выборах депутатов наравнее с другими гражданами страны, обладая как активным, так и пассивным избирательным правом. В связи с этим она может опосредованно принять участие в формировании данного органа молодёжного самоуправления. Здесь необходимо помнить, что полномочия действующего депутата гораздо шире и позволяют выстраивать работу совета молодых депутатов на самом высоком уровне.
3. Органы молодёжного самоуправления представляют интересы различных групп молодёжи.
Если говорить о молодёжных правительствах, парламентах и избирательных комиссиях, то данный принцип свидетельствует о возможности участия в их деятельности молодёжи любых социальных групп и интересов. Для органов ученического, студенческого самоуправления этот признак проявляется в представлении интересов различных факультетов, групп, классов с дифференцированными возрастными параметрами.
Следует также упомянуть, что органы молодёжного самоуправления призваны решать проблемы самого широкого спектра, следовательно, каждый из них должен обладать своей спецификой. Так, молодёжные парламенты занимаются, в основном, нормотворческой деятельностью, молодёжные правительства - вопросами эффективного функционирования органов исполнительной власти, студсоветы решают проблемы самореализации и социализации студентов и т.д. В целом же, органы молодёжного самоуправления призваны решать весь комплекс стоящих перед молодёжным сообществом проблем.
4. Органы молодёжного самоуправления формируют кадровый резерв, поскольку являются площадкой для получения навыков организационной и административной работы, а также облегчают интеграцию молодёжи в структуру или организацию, при которой они были созданы. Одна из задач участия молодёжи в работе органов молодёжного самоуправления - получение опыта и знаний для дальнейшего трудоустройства. Работа в тесном контакте с руководством организации, при которой создан орган молодёжного самоуправления, погружение в организационные процессы позволяют молодёжи получать необходимые компетенции для успешного карьерного старта. В некотором роде органы молодёжного самоуправления реализуют институт наставничества, когда старшее поколение помогает младшему в подготовке к работе.
5. Ещё одним существенным признаком является схожесть структуры с организацией, при которой создан орган молодёжного самоуправления.
Каждый орган молодёжного самоуправления обладает определенной организационной структурой обычно схожей со структурой управления организации, при которой он функционирует. Схожесть структур позволяет выстроить более тесное взаимодействие по определенным направлениям деятельности.
6. Нельзя не отметить и ещё один признак российских органов молодёжного самоуправления - отсутствие государственной регистрации в качестве юридического лица.
В связи с тем, что статус органов молодёжного самоуправления законодательно не закреплён, в настоящее время их государственная регистрация в качестве юридического лица на территории Российской Федерации невозможна. Органы самоуправления действуют на основании нормативно-правовых актов органов государственной власти, местного самоуправления, руководства учебных заведений и предприятий.
Необходимо отметить, что ряд общественных организаций, а также близких им структур обладает некоторыми признаками органов молодёжного самоуправления, однако не может быть отнесен к ним. Среди них и организации, объединяющие территориальные органы молодёжного самоуправления: Общественное объединение «Ассоциация молодёжных правительств России», Общероссийская общественная организация «Российский студенческий союз», Ассоциация развития органов молодёжного самоуправления Дона и др. Все они имеют государственную регистрацию, поддерживаются органами государственной власти наравне с другими общественными организациями, обладают полной самостоятельностью в принятии решений. Создаются такие организации в целях реализации различных мероприятий и проектов, получения
государственной поддержки в виде грантов и субсидий, создания площадок для взаимодействия с различными органами молодёжного самоуправления, а также организованными и неорганизованными группами молодёжи.
Аналогичная ситуация наблюдается и в отношение института уполномоченного по правам студентов на федеральном и региональном уровнях, по целому ряду признаков отличающемуся от органов молодёжного самоуправления. Несмотря на то, что данный институт функционирует при министерстве науки и образования Российской Федерации, он не обладает надлежащей организационной структурой и не соответствует принципам коллегиальности и широкого участия молодёжи в принятии решений.
Далее представляется необходимым рассмотреть основные функции органов молодёжного самоуправления, которые следует объединять в несколько крупных блоков:
1. Представление и защита интересов молодёжи в органах власти, органах управления отдельной организации или учебного заведения.
Данная функция реализуется посредством участия членов органов молодёжного самоуправления в работе тех структур управления, при которых они функционируют: в заседаниях, совещаниях, рабочих группах, встречах по обсуждению различных проблем и других форматах. Основная задача, которая ставится в ходе такого взаимодействия - донесение позиции молодёжи по всем касающимся её вопросам.
2. Участие в нормотворческой деятельности, в том числе экспертиза принимаемых нормативных документов на соответствие интересам молодёжи.
Данная функция предполагает публичное обсуждение принимаемых в отношении молодёжи инициатив путём организации различных дискуссионных площадок, экспертных советов, создания страниц в
социальных сетях и т.д., а также инициирование законопроектов и проектов распорядительных документов структур и организаций, при которых созданы органы молодёжного самоуправления.
3. Практическая реализация принципов наставничества, молодёжных кадровых проектов.
Постоянное взаимодействие с руководством структуры, при которой действует орган молодёжного самоуправления, позволяет получать необходимый опыт, знания и навыки для дальнейшей работы в подобных организациях. Например, молодёжные структуры при администрациях субъектов РФ «учреждаются в целях повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований субъектов с общественными объединениями, создания системы подготовки и отбора молодёжи для дальнейшей работы в сфере государственного управления»
[4].
Организационные навыки, работа в команде, реализация серьёзных управленческих и технологических задач расширяют кругозор молодых людей и способствуют их социализации и успешной интеграции в деловое сообщество.
4. Реализация социальных проектов, инициатив и мероприятий для молодёжи.
Эта функция в большей степени присуща органам самоуправления, действующим на местном уровне, либо в конкретном учебном заведении или организации. Основной принцип формирования молодёжных структур на муниципальном уровне состоит в представительстве самых разных групп молодого поколения. Молодёжные органы самоуправления на муниципальном уровне занимаются привлечением активной молодёжи к участию в жизнедеятельности муниципального образования, поскольку именно она испытывает настойчивую потребность включиться в решение
существующих проблем, что свидетельствует об особом потенциале социального развития на местах [5].
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что следует выделять различные виды органов молодёжного самоуправления: органы школьного (ученического) самоуправления, молодёжные парламенты (советы, коллегии, палаты), молодёжные правительства (администрации), органы студенческого самоуправления, молодёжные избирательные комиссии, советы молодых депутатов.
Немаловажным аспектом являются и уровни, на которых осуществляется деятельность органов молодёжного самоуправления. Каждый уровень обладает своими специфическими чертами, порядком формирования и механизмами функционирования.
Принято выделять следующие уровни деятельности органов молодёжного самоуправления: федеральный, региональный, местный (муниципальный) и локальный.
1. Федеральный уровень представлен следующими органами молодёжного самоуправления:
- Общественная молодёжная палата (Молодёжный парламент) при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации [6];
- Палата молодых законодателей при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [7].
2. Региональный уровень составляют:
- молодежные правительства (администрации, советы, институты стажёрства) при органе исполнительной власти субъекта;
- молодёжные парламенты (советы, коллегии, палаты) при представительном органе субъектов;
- молодёжные избирательные комиссии (общественные советы) при избирательных комиссиях регионов;
- советы молодых депутатов.
3. Местный (муниципальный) уровень предполагает наличие:
- молодёжных правительств (администраций, советов) при органе местного самоуправления;
- молодёжных парламентов (советов, коллегий, палат) при местном представительном органе;
- молодёжных избирательных комиссий при территориальных избирательных комиссиях муниципальных образований;
- советов молодых депутатов на муниципальном уровне;
- объединений органов школьного (ученического) самоуправления на уровне муниципальных образований, в том числе в формате совета старшеклассников.
4. Локальный уровень представлен:
- органами школьного (ученического) самоуправления;
- органами студенческого самоуправления ВУЗов и ССУЗов;
- советами работающей молодёжи на предприятиях.
Каждый из перечисленных уровней в той или иной степени представлен во всех федеральных округах РФ. Рассмотрим представительство органов молодёжного самоуправления в субъектах Южного федерального округа. Общие данные по функционированию сети органов молодёжного самоуправления на региональном уровне в ЮФО представлены в таблице №1, где наличие определённого органа молодёжного самоуправления отмечено знаком «+», а отсутствие - знаком
Таблица 1
Органы молодёжного самоуправления ЮФО [8]
Молодежное правительство Молодежный парламент Совет молодых депутатов Молодежная избирательная комиссия
Ростовская область + + + +
Краснодарский край + - + +
Республика Адыгея - + - -
Республика Калмыкия + + - +
Астраханская область + + + +
Волгоградская область + + + +
Республика Крым + - + +
Город Севастополь + + - +
Принципы и структура функционирующих на территории Южного федерального округа органов молодёжного самоуправления достаточно однородна, но в некоторые регионы обладают своей спецификой. Например, в республике Калмыкия молодёжный парламент представлен общественной молодежной палатой при Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия. В городе Севастополе создан и функционирует городской парламент ученического самоуправления, который избирается ежегодно из учеников всех общеобразовательных организаций города. Такой инструмент представляется интересной формой взаимодействия ученического самоуправления на уровне одного субъекта, для реализации совместных проектов и инициатив.
В соответствии с приведёнными данными можно сделать вывод, что «полный спектр» органов молодёжного самоуправления представлен лишь в Ростовской области.
Согласно представленной выше таблице, молодёжные правительства созданы в 75% регионов РФ, а молодёжные парламенты - в 87,5% регионов. В регионах, где отсутствуют молодёжные парламенты и правительства, либо прекратили свои полномочия и не формируются новые, либо их функции выполняют советы молодых депутатов.
Молодёжные избирательные комиссии при избирательных комиссиях субъектов созданы в 87,5% регионов Южного федерального округа. Советы молодых депутатов функционируют в 62,5% субъектов ЮФО.
Ввиду разнородности представленных в составе Южного федерального округа регионов (различных природных и климатических, территориальных ресурсов, экономической, социальной ситуации) можно говорить, что полученные данные демонстрируют общероссийские тенденции развития органов молодёжного самоуправления.
Таким образом, органы молодёжного самоуправления в современной России представляют собой один из наиболее успешно развивающихся институтов по взаимодействию с молодёжью на всех уровнях (от локального до федерального), облададают специфическим набором признаков и выполняют целый ряд ключевых функций, среди которых представление и защита интересов молодёжи в органах власти, органах управления отдельной организации или учебного заведения; нормотворческая и экспертная деятельность; наставничество и поддержка иннициатив по социальному проектированию среди молодёжи. На сегодняшний день вырабатываются действенные механизмы участия молодёжи в процессе построения вектора собственного развития, в чём заинтересована как сама молодёжь, так и органы управления различных государственных и негосударственных структур и организаций.
Литература
1. Деточенко, Л. С., Пупыкин, Р. А. Национальные модели молодёжной политики: зарубежный опыт: монография. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. С. 155.
2. Гукова, И.Н. Молодежное представительство как форма проявления общественно-политической активности молодежи / И. Н. Гукова // Apriori: электронный научный журнал. Серия: Гуманитарные науки. 2013. №1
3. Денисова, Н.С., Гизатова, И. А. Технологии социальной работы с молодежью // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.
4. Корниенко, Т.А. Молодежное самоуправление в Краснодарском крае: правовое регулирование и формы организации // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2014. №103. С. 4.
5. Юсов, С.В. Молодежное самоуправление в России: организационно-правовые основы формирования и практика работы. Ростов-на-Дону, 2013.
6. Постановление Государственной Думы ФС РФ от 27.07.2008 года №688-5ГД «Об Общественной молодежной палате (Молодежном парламенте) при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации». URL: http://docs.cntd.ru/document/902108206 (дата обращения: 01.02.2017).
7. Распоряжение Председателя Совета Федерации ФС РФ от 28 декабря 2012 года № 350рп-СФ «Об утверждении Положения «О Палате молодых законодателей при Совете Федерации ФС РФ». URL: http://archiv.council.gov.ru/adv_cf/chamber_yl/item524.html (дата обращения: 01.02.2017).
8. Данные портала newparlament.ru, molprav.ru, официальных Интернет-ресурсов государственных органов исполнительной и представительной власти субъектов Южного федерального округа, избирательных комиссий субъектов. URL: newparlament.ru; molprav.ru (дата обращения: 01.02.2017).
References
1. Detochenko, L.S., Pupykin, R.A. Nacional'nye modeli molodjozhnoj politiki: zarubezhnyj opyt: monografija. - Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo Juzhnogo federal'nogo universiteta, 2016. S. 155.
2. Gukova, I.N. Molodezhnoe predstavitel'stvo kak forma projavlenija obshhestvenno-politicheskoj aktivnosti molodezhi / I. N. Gukova // Apriori: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. Cerija: Gumanitarnye nauki. 2013. №1
3. Denisova, N.S., Gizatova, I.A. Tehnologii social'noj raboty s molodezh'ju // Pedagogicheskoe masterstvo: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, dekabr' 2012 g.). — M.: Buki-Vedi, 2012.
4. Kornienko, T.A. Molodezhnoe samoupravlenie v Krasnodarskom krae: pravovoe regulirovanie i formy organizacii // Nauchnyj zhurnal KubGAU - Scientific Journal of KubSAU. 2014. №103. S. 4.
5. Jusov, S.V. Molodezhnoe samoupravlenie v Rossii: organizacionno-pravovye osnovy formirovanija i praktika raboty. Rostov-na-Donu, 2013.
6. Postanovlenie Gosudarstvennoj Dumy FS RF ot 27.07.2008 goda №688-5GD «Ob Obshhestvennoj molodezhnoj palate (Molodezhnom parlamente) pri Gosudarstvennoj Dume Federal'nogo Sobranija Rossijskoj Federacii». URL: http://docs.cntd.ru/document/902108206 (data obrashhenija: 01.02.2017).
7. Rasporjazhenie Predsedatelja Soveta Federacii FS RF ot 28 dekabrja 2012 goda № 350rp-SF «Ob utverzhdenii Polozhenija «O Palate molodyh zakonodatelej pri Sovete
Federacii ББ КБ». ЦЯЬ: http://archiv.council.gov.ru/adv_cf/chamber_yl/item524.html (data obrashhenija: 01.02.2017).
8. Dannye portala neshhparlament.ru, molprav.ru, oficial'nyh Internet-resursov gosudarstvennyh organov ispolnitel'noj i predstavitel'noj vlasti sub#ektov Juzhnogo federal'nogo okruga, izbiratel'nyh komissij sub#ektov. ЦЯЬ: neshhparlament.ru; molprav.ru ^^ obrashhenija: 01.02.2017).