23 00 00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ 23 00 00 POLITICS SCIENCES
гуманитарных наук Института государственного управления при Президенте Республики Таджикистан
23 00 02 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ 23 00 02 POLITICAL INSTITUTES, PROCESSES AND TECHNOLOGIES
УДК 329 (470+571) ББК 66.75(2)
ФОРМИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНОГО Миралиён Киёмиддин Абдусалимзода,
ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В СТРАНАХ к. полит. н., доцент кафедры социально
СНГ И РОССИИ: ПРАКТИКА, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
FORMATION OF YOUTH Miraliyon Kiyomiddin Abdusolimzoda, PARLIAMENTARISM IN CIS COUNTRIES candidate ofpolitical sciences, Associate
AND RUSSIA: PRACTICE, PROBLEMS Professor of the department of social-
AND PROSPECTS humanitarian sciences of State Management Institute under the auspices of Tajikistan Republic President (Tajikistan, Dushanbe) E-MAIL: qmiraliyon@gmail. com
Ключевые слова: молодежь, молодежный парламентаризм, государственная молодежная политика, современное общество, демократизация, управление
В статье рассматриваются вопросы формирования молодежного парламентаризма в странах СНГ и России, его необходимость, процесс реализации и развития в контексте совершенствования системы управления молодежной политикой, включая активное участие молодежи в политической жизни общества. Указано, что, хотя действующая модель молодежного парламентаризма исходит из Европы, она по сути является продолжением традиций комсомола, только в новом, современном образе. Отмечены наиболее важные показатели модели молодежного парламентаризма исходя из его сущности и значения. Рассмотрены потенциал и фактическое положение в странах СНГ по формированию молодежного парламентаризма. Сделан вывод, что страны СНГ, кроме России, имеют практически одинаковую неудовлетворительную ситуацию по его внедрению. Даны рекомендации по системной реализации молодёжного парламентаризма в странах СНГ.
Key words: youth, youth parliamentarism, state policy in reference to youth, contemporary society, democratization, management
The article dwells on the issues offormation of youth parliamentarism in CIS countries and Russia, its necessity, realization and development in the context of improvement of management system of the policy in reference to youth, its active participation in the political life of society inclusive. It is pointed that though the functioning model of youth parliamentarism came from Europe it is the school of Comsomol, only in a new modern image. The author draws attention to the mostly important indices of the model in question proceeding from the assumption of its essence and significance. He canvasses potential and factual plight in CIS counties related to the formation of youth parliamentarism. The author s inference runs to the effect that CIS countries, except Russia, have one and the same unsatisfactory situation concerned with inculcation of youth parliamentarism. Miraliyon gives recommendations on its systemic effectuation in CIS countries.
В последние десятилетия на пространстве СНГ произошло много преобразований, которые, с одной стороны, порождались требованиями переходного периода в каждом государстве-участнике, а с другой стороны, осуществлялись с целью управления процессом глобализации объединенными усилиями. Оба процесса, выдвигая всё больше и больше свойственных им требований, порождали множество политических моделей развития общества и государства. В этом контексте парламентаризм в условиях демократизации общества, и, как следствие, молодежный парламентаризм, т.е. участие молодежи в политической жизни общества, продвигались вперед.
В задачи исследования входит интерпретация сущности молодежного парламентаризма, опыт и практика его внедрения на пространстве СНГ и в России и представление наиболее эффективных методов реализации и активизации данной модели в наших странах. Особое внимание будет уделено унификации средств реализации и развития молодежного парламентаризма, определению общих знаменателей и интересов в странах СНГ к представленной политической платформе.
Исследование основано на анализе законодательных и нормативно-правовых актов, информационно-аналитических и социологических материалов, прикладных исследований и других источников, касающихся формирования и развития молодежного парламентаризма.
Результаты исследования. Модель молодежного парламентаризма берет своё начало в европейских странах: Франции и Германии. Впервые молодежный парламент был учрежден на юге Парижа в качестве школьного проекта, где, начиная с 1988 года, и были проведены его первые международные сессии [21].
На пространстве СНГ данный проект появился в 1999 г. В этот год в Институте молодежи Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова был проведён круглый стол на тему «Молодёжный парламент - механизм реализации молодёжной политики, интересов молодёжи через участие в выборах всех уровней». В 2003 году проводился I Всероссийский семинар - совещание «Развитие молодёжного парламентаризма в Российской Федерации», целью которого была разработка Рекомендаций по развитию молодёжного парламентаризма, и, таким образом, в Российской Федерации начали создаваться молодёжные парламентские структуры [10].
Несмотря на то, что действующая модель молодежного парламентаризма исходит из Европы, она не является совершенно новой для наших стран. То есть, реальная ситуация
такова, что данная модель является продолжением функционирования системы комсомола, который также имел общественно-консультативный статус и принцип избирательности своего состава. Комсомол был учрежден еще в 1922 году, и его опыт изучался многими странами мира, до сих пор в некоторых странах продолжают функционировать различные модели этой школы. Уникальность модели комсомола заключалась в её иерархической структуре управления [17, с. 29], включающей представительство во всех управленческих организациях, в том числе в школах (где функционировали его ячейки: октябрята, пионеры и комсомольцы), вузах (комсомольские ячейки), на заводах, фабриках, муниципальных самоуправленческих организациях и т.п. Ей были присущи принципы добровольности участия - члены правления участвовали во всех процессах принятия организационных решений; система избрания - все руководители комсомола избирались членами местных организаций; и принцип децентрализации -локального управления - некоторые экономические и управленческие вопросы местного характера решались на местах (самостоятельно местной организацией комсомола).
Таким образом, можно полагать, что молодежный парламентаризм по сути, является школой комсомола, только в новом, современном образе. Различие этих двух моделей заключается в основном в государственно-общественном строе и системе управления, имеющих неразрывную связь и общие интересы с молодежным парламентаризмом - это государственная молодежная политика, появившаяся в условиях переходного периода, и демократический строй общества, заменивший бывший социалистический строй.
Молодёжный парламентаризм в разных странах, обществах и у разных народов имеет различные определения, однако для анализа общей ситуации подлежит рассмотрению его наиболее обобщенная формулировка. Молодежный парламентаризм - это система представительства прав и законных интересов молодёжи как особой социальной группы, которая основана на создании и функционировании при органах государственной власти или в установленном ими порядке специальной общественной консультативно-совещательной структуры молодёжи — молодёжного парламента, а также других общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства [10].
Система представительства является механизмом привлечения к участию представителя каждой группы молодежи, в данном случае - по признаку предела (места) жительства - к деятельности и учёт мнения каждого представителя в процессе принятия решений. Суть этого механизма заключается в демократизации отношений посредством обеспечения участия всех заинтересованных лиц в процессе принятия решений и информирования целевой аудитории о деятельности организации, тем самым обеспечивается важный элемент управления - мотивация подсистем.
При органах государственной власти молодежный парламент (МП) может создаваться и как отдельная структура на базе представительного или исполнительного органа, и как совместная, то есть, на базе обоих органов власти. Однако на практике, с учетом особенностей миссии МП, он в основном функционирует на базе парламентов стран.
В связи с тем, что молодежный парламентаризм призван активизировать молодежь и её участие в процессах политического развития общества и государства, т.е. в миссии, основывающейся, в свою очередь, на мультисекторальном и межсекторальном принципах его функционирования в качестве общественной консультативно-совещательной организации - молодежный парламент является подходящей для этого формой.
Функционирование МП в качестве самостоятельного общественного юридического института также оказывает действенное влияние, однако принцип мультисекторальности и межсекторальности его миссии не всегда может быть достигнут, так как некоммерческие организации (юридические лица) в основном имеют определенные правовые ограничения и слабые организационные возможности, чтобы соответствовать требованиям данной модели активизации молодежи. Данные ограничения в каждой стране определены по-разному с учетом местных культурных, религиозных и других особенностей. Вместе с тем, во всех странах мира, особенно в СНГ, организационно-финансовые возможности некоммерческих организаций очень слабые, следовательно, молодежные инициативы, требующие постоянных финансовых и материальных вложений, не могут быть ими обеспечены.
Как определено в Национальной концепции молодежной политики в Республике Таджикистан: «Участие молодежи в условиях современного общества и эффективная реализация государственной молодежной политики являются новыми. Они предполагают политическую активизацию молодежи, укрепление управленческих навыков и расширение возможностей руководства в соответствующих управленческих структурах, участие в разработке и реализации относящихся к ней программ, доступ к грантам и государственным социальным заказам, учреждение самостоятельных организаций и обеспечение правовой справедливости». [16, с. 32]. Действительно, активизация - это культурное, правовое и политическое развитие молодежи, то есть её участие в жизни общества и в подлежащих решению управленческих государственных вопросах. Участие -это культурно-духовная, психологическая и воспитательная мотивация молодежи, что является весьма значимым элементом любого государства и общества в процессе становления трансформационного и адаптационного стиля отношений, явлений и процессов.
По данной теме у большинства людей, в том числе у взрослого поколения, могут появиться вопросы: почему молодежный парламентаризм, не рано ли молодежи обучаться и набираться опыта в законодательно-политическом управлении - парламентаризме, участвовать в политической жизни общества и т.п.? Ответ - конечно, нет, потому что:
- во-первых, средний возраст населения мира составляет 28,5 лет, следовательно, большая часть избирателей, участников политических кампаний (49%) приходится на долю молодежи (20-39 лет).
Во-вторых, не всегда граждане проявляют активную позицию и желание участвовать в политических кампаниях и в процессе принятия важных решений. Поэтому их действительные нужды и потребности могут быть не учтены при принятии решений на будущее, которые, в свою очередь, не могут считаться полноценными, так как в них не будут учтены интересы граждан, что, вполне вероятно, может причинить существенный ущерб жизни общества. Участие молодежи в данных процессах по причине того, что она составляет большую часть общества, может быть решающей гарантией правильного курса политических и законодательных решений; более того, данный подход обеспечивает и укрепляет демократические принципы принятия решений.
В-третьих, привлечение молодежи и её активное участие в деятельности законодательных, представительных и других парламентских органов может обеспечить повышенную заинтересованность и активную позицию общества в отношении политических процессов и явлений. Более того, данная возможность может мотивировать
молодых людей играть важную роль (в качестве подготовленного электората) в решении проблем, касающихся управления политическими вопросами, и представлять ее в ближайшем будущем следует, будучи готовым индивидуумом/личностью [22, с. 5].
Таким образом, можно сделать вывод, что молодежный парламентаризм представляет собой:
- активное участие молодежи в политической жизни общества и деятельности государства;
- школу подготовки политически подкованных молодых лидеров, кадров, способных достойно представлять в будущем наши достижения и ценности;
- возможность развития демократических институтов в обществе и применение принципов эффективного управления государственной системой.
Прежде, чем представить действительный опыт внедрения МП, следует отметить несколько важных показателей или требований модели молодежного парламентаризма исходя из его сущности и значения. Молодежный парламент должен:
1) быть учрежден на базе (или самостоятельно с непосредственной координацией) законодательного / представительного органа (парламента) в качестве отдельной структуры;
2) иметь общественный консультативный и совещательный статус;
3) функционировать предпочтительно на общественных началах (не быть непосредственно привязанным к государственным исполнительным органам);
4) иметь избирательный принцип функционирования, унифицированную форму консолидации персонала и членов на всех уровнях территориального внедрения;
5) обладать иерархическим стилем, представительским типом управления, то есть иметь единую структуру формы управления на всех возможных территориальных уровнях;
6) осуществлять нормативно-правовую деятельность творческого характера и иметь широкие возможности (механизм) для предоставления своих рекомендательных решений законодательному органу для последующего рассмотрения и имплементации.
Далее будет рассматриваться потенциал и фактическое положение в странах СНГ по внедрению модели молодежного парламентаризма.
Прежде всего следует отметить, что на пространстве СНГ на базе объединяющего представительного органа - Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ -функционирует Молодежная межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ, учрежденная решением Совета МПА СНГ 22 ноября 2012 года, которая является постоянно действующим консультативным органом Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств. Целью данной организации является вовлечение молодых парламентариев в процесс развития сотрудничества государств - участников СНГ в политической, экономической, гуманитарной, экологической, культурной и иных сферах, создание условий для диалога и обмена опытом между молодыми парламентариями СНГ и представителями молодежных организаций, приобщение молодежи к парламентской дипломатии, повышение правовой культуры, социальной и гражданской активности молодого поколения [6].
Молодёжный парламентаризм в Российской Федерации (РФ) Выше было подчеркнуто, что наиболее устойчиво внедрение модели молодежного парламентаризма
было начато в РФ с 2003 года принятием Рекомендаций по развитию молодёжного парламентаризма в РФ.
На пространстве СНГ потенциал Российской Федерации по вопросу развития молодежного парламентаризма является наиболее устойчивым. Если разделить вопрос развития молодежного парламентаризма на этапы: формирование, становление и развитие, - то РФ можно определить на второй стадии.
Сегодня в РФ функционирует Единое молодежное парламентское движение, созданное в декабре 2012 года, целью деятельности которого является содействие развитию и обеспечению взаимодействия молодых парламентариев и молодежных парламентских структур, действующих в РФ. Эта платформа, или структура, является весьма необходимой, так как в процессе создания, в том числе на местах (городском, районном и других уровнях) возникает много вопросов, требующих незамедлительного решения, и на этой начальной стадии необходим единый пакет ответов.
В РФ на федеральном уровне функционируют две самостоятельные структуры молодежного парламентаризма - это Молодежный парламент при Государственной Думе ФС РФ (МПГД) и Палата молодых законодателей при Совете Федерации ФС РФ.
Организационно-правовая форма молодежного парламента, созданного при Государственной Думе ФС РФ, является совещательным и консультативным органом и состоит из избранных на заседаниях региональных молодежных парламентов представителей молодежи. Указанный орган создан в целях содействия деятельности Государственной Думы ФС РФ в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи. Структура молодежного парламента (от 15.04.2011) состоит из почетного председателя - Председателя Государственной Думы ФС РФ, куратора - заместителя Председателя Государственной Думы ФС РФ, Совета (Председателя молодежного парламента, секретаря и его заместителей) и 13 Комиссий по разным вопросам, касающимся молодежной проблематики [9].
Основные правовые положения деятельности МПГД исходят из его Положений о деятельности МПГД и Регламента. МПГД состоит из представителей МП при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ, которые в свою очередь избираются на местах (для представления в МП субъекта на федеральном уровне) сроком на два года.
Заседания МПГД проводятся не менее трех раз в год. МПГД принимает решения в форме рекомендаций и направляет их на рассмотрение в профильные комитеты Государственной Думы [12].
Таким образом, становится ясно, что вопросы, касающиеся молодежи РФ, регулярно рассматриваются и выносятся на заседания МПГД, и их решения представляются в виде рекомендаций законодательному органу РФ, который в свою очередь принимает необходимые решения относительно полученных рекомендаций, то есть по улучшению положения молодежи. Это очень весомый и необходимый механизм в условиях социализации и политической активизации молодежи.
На уровне округов, а их 8, функционируют координационные советы молодежных парламентов, которые являются добровольными объединениями, созданными при законодательных (представительных) органах РФ, и в их ассоциации (членстве) состоят
МП, действующие при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ [5].
На региональном уровне функционируют 79 МП, то есть, в большинстве регионов, которые так же, как и предыдущие уровни, не являются юридическими лицами, МП действуют в качестве общественного совещательного консультативного органа при региональных законодательных (представительных) органах - субъектах РФ [15].
Принцип членства в МП на региональном уровне изменяется. Например: в Кировской области МП сформирован из представителей молодёжных общественных структур, вузов и ссузов, органов студенческого и ученического самоуправления, политических партий. Данный МП создан еще в 2006 году [8]. Тем не менее, общепринятый принцип по делегированию представителя каждой местности не нарушается. Например: в Вологодской области с учетом упомянутых категорий молодежи в МП могут войти по одному представителю от муниципального района и по десять представителей от городского округа [13].
Также в РФ МП осуществляют свою деятельность на муниципальном уровне, в основном в соответствии с общепринятыми принципами, однако при этом изменяются требования к членству в МП. В члены МП привлекается ограниченная категория молодежи. Например: в соответствии с Положением о МП Егорьевского муниципального района депутаты/члены МП избираются из числа студентов высших и средних профессиональных учебных заведений [14].
Итак, установлено, что в РФ молодежный парламентаризм имеет собственную устойчивую систему управления: от федерального до муниципального уровней, с принципами и нормами представительского, общественного совещательного и консультативного функционирования, с избирательным способом формирования, рекомендательным характером принятия решений и т.п. демократическими подходами к управлению.
Молодежный парламентаризм в Республике Таджикистан
В Республике Таджикистан молодежный парламентаризм начал функционировать недавно - в 2010 году. По инициативе Комитета по делам молодежи при Правительстве Республики Таджикистан и общественной организации «Мо ва чомеаи шахрванди» был создан МП в качестве общественного консультативного, совещательного органа. По организационно-правовому статусу МП является общественной неюридической организацией, действующей на основе правовых положений учредителей и законодательных актов в области реализации государственной молодежной политики.
К парламенту страны МП не имеет какое - либо организационно-правового отношения, однако может представлять свои предложения и рекомендации посредством государственного уполномоченного органа по делам молодежи. Управленческая структура МП в Таджикистане была единственной национальной, и его заседания проводились не менее двух раз ежегодно. Членами МП в основном являются студенты вузов страны из всех регионов.
Из шести представленных показателей МП в Таджикистане имеет только две проблемы: МП не налажен партнерский или координационный контакт с представительным органом, он не имеет устойчивой структуры - территориальных представительств в регионах и на местах, у него отсутствует механизм предоставления рекомендательных решений законодательному органу страны.
Молодежный парламентаризм в Республике Казахстан
В Республике Казахстан (РК), согласно доступной информации, существуют две формы МП:
1) МП как юридическое некоммерческое лицо;
2) МП на общественных началах.
Как юридическое некоммерческое лицо МП начал свою деятельность с 2003 года в статусе юридического лица. Высшим органом управления МП является общее собрание депутатов-членов организации. МП функционирует в подобной форме в регионах Астаны и Омска РК. Орган управления состоит из Координационного совета, избранного сроком на 1 год. МП сотрудничает с Мажлисом Парламента РК. Членство в МП выражается совсем в другой форме: желающим стать депутатом МП предлагается подать заявку посредством заполнения анкеты и представить себя на общее собрание депутатов. Каждый член /депутат организации платит ежемесячный членский взнос, рассчитываемый ежегодно [2].
Отсюда можно сделать вывод, что это недействительная форма МП, так как она не имеет непосредственного контакта с представительным органом государственной власти, не обладает совещательным статусом, его функция отличается экономическим характером - взимаются членские взносы, он не руководствуется избирательным принципом управления, не имеет своих представительств в других регионах.
2) МП на общественных началах.
Данная форма является общественной консультативно-совещательной и действует на трех уровнях: Парламента РК, Парламента областей РК и вузов. МП функционируют при Парламенте и Маслихатах (местных законодательных органах) РК. В 2011 году посредством выборов в члены МП были приняты разные категории молодежи: представители молодежных организаций, студенты, бизнесмены, ученые и т.п. [ 18]
Из двух представленных форм вторая совпадает с определенными показателями молодежного парламентаризма. В РК реализуется молодежный парламентаризм, однако вопрос существования управленческо-иерархической структуры, то есть представительства МП во всех областях, районах и городах, остается открытым.
МП в Кыргызской Республике
Кыргызская Республика использовала весьма современный опыт по формированию молодежного парламентаризма - проектное внедрение. То есть, МП разработан и осуществлен в виде специального проекта, что в социологии управления изучается в качестве одной из структур, появившихся в условиях рыночной экономики. Проект был реализован в течение 1,5 года с охватом 40 активистов из всех регионов Кыргызстана в возрасте от 18 до 29 лет. К участию в работе МП были привлечены представители молодежных ячеек политических партий, молодежных организаций и других категорий активной молодежи. Проект завершен в 2014 году [11].
Данная модель МП с теоретической и методической точек зрения является весьма устойчивой, однако, как показывает опыт, основным недостатком большинства проектных идей остается их временный характер, недолгосрочность выбранного пути, отсутствие тесного сотрудничества с государственными органами, и, следовательно, слабая поддержка властью его миссии и т.п.
Таким образом, как выясняется, проект завершен, но результаты, в том числе задача по формированию молодежного парламентаризма в стране, не достигнута.
МП в Белоруссии
В Белоруссии функционирует молодежная палата при Минском городском Совете депутатов с общепринятыми принципами избрания кандидатов в депутаты из категории активной молодежи и представительства молодежи по территории и месту жительства. А также при Могилевском городском Совете депутатов создан МП, и его первая избирательная кампания была проведена в 2014 году. Участниками МП, в основном, являются представители учащейся молодежи [7].
Таким образом, в Белоруссии модель молодежного парламентаризма находится на стадии формирования, в настоящее время она не имеет национальной структуры функционирования.
МП в Армении
В Армении МП начал действовать с 2011 года. Председатель Национального собрания (НС) Армении Овик Абрамян подписал распоряжение о создании молодежного парламента [1]). «Согласно регламенту, молодежный парламент будет состоять из 12 комиссий и 131 депутата, 39 из которых будут предложены фракциями Национального собрания, 50 мест отводятся государственным вузам, 20 мест - регионам, а 22 места предусмотрены для молодых самовыдвиженцев. Первое заседание молодежный парламент проведет уже в середине мая текущего года» - приводится информация в Интернет-портале «НИРА «Аксакал», однако в структуре НС Армении (http://www.parliament.am/) не удалось обнаружить МП как отдельную единицу.
МП в Азербайджане
МП в Азербайджане создан в 2005 году при организационной поддержке Министерства молодежи и спорта и Азербайджанского общественного объединения добровольцев. МП в Азербайджане осуществляет свою деятельность в качестве неправительственной организации, общественно-консультативного объединения, представляющего интересы и законные права молодежи. Принятие в членство в МП организуется посредством анкеты и проведения собеседования с привлечением молодежи из всей республики [4].
Однако другой источник по состоянию на 2012 год отмечает: «В Азербайджане создается Молодежный парламент. Молодежный парламент является долгосрочным проектом, выдвинутым инициативной группой из 11 человек. Избрание членов парламента будет проходить в два этапа - подача заявления и собеседование. Молодыми парламентариями могут стать общественно активные молодые люди в возрасте 18-29 лет, талантливые и общественно активные студенты, молодые люди, работающие в международных организациях, СМИ, частных и государственных структурах, в научной сфере» [ 19].
Отсюда следует, что данный МП не имеет устойчивой имплементации в Азербайджане. Более того, выяснилось, что МП не находится в структуре законодательного органа государственной власти, а является самостоятельной юридической организацией, что противоречит вышеназванным показателям МП.
ЗАКЛЮ ЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
Как становится очевидным, все страны СНГ, кроме России, имеют практически одинаковую неудовлетворительную ситуацию по вопросу внедрения молодежного парламентаризма.
В целом все государства - участники объединяет сущность идеи молодежного парламентаризма - политическая и правовая активизация молодежи; все поддерживают его существование в государственно-законодательной (представительной) системе, свидетельством чего является решение Совета Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ (МПА СНГ) о создании Молодежной межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ (ММПА СНГ) от 22.11.2012, №47 [20]. Это может подтвердить тот факт, что поддержка создания Молодежного парламента на базе (в структуре) МПА СНГ выражает намерение государств-участников СНГ следовать нормам и требованиям данной формы взаимоотношений, ясно отраженным в Положении о ММПА СНГ: «ММПА СНГ состоит из молодежных парламентских делегаций государств-участников СНГ». Членами молодежных парламентских делегаций, как определяет данное Положение, могут быть депутаты до 35 лет и представители молодежных парламентов, молодежных консультативно-представительных структур, созданных при парламентах государств-участников СНГ. Эти два индикатора являются довольно важным компонентом принятого совместного решения, что обязывает государства-участники СНГ достичь их.
Так, в настоящее время на пространстве СНГ очень мало случаев, когда в состав парламента избираются 10-20 депутатов из числа молодежи в возрасте до 35 лет, в связи с этим невозможно сформировать в каждой стране молодежную парламентскую (национальную) делегацию в количестве 8-10 человек. Это означает, что обеспечение данного показателя или обязанности является затруднительным для государств-участников СНГ. Остается второй показатель - представители молодежных парламентов, которые возможно сформировать только посредством создания такой структуры, как ММПА, на базе парламентов стран, то есть каждому государству-участнику СНГ необходимо создать Молодежный парламент в структуре законодательного (представительного) органа государственной власти страны. Однако, как показывает анализ, данный показатель/обязанность до сих пор не достигнута странами СНГ, кроме РФ.
Наряду с этим, следует отметить другой значимый документ - Стратегию международного молодежного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 года (Стратегия), утвержденную решением Совета глав государств СНГ от 10.12.2010., в которой поставлена следующая задача: «Создание эффективной модели взаимодействия детских и молодежных общественных объединений и организаций государств - участников СНГ». Сейчас идёт шестой год реализации данной Стратегии, однако на пространстве СНГ не существует такого рода модели взаимодействия молодежных общественных объединений в устойчивом формате, то есть задача пока остается невыполненной.
МП во главе ММПА - именно та модель, которая могла бы обеспечить эффективное взаимодействие молодежных объединений и молодежи (из числа активистов) стран СНГ в плане развития государственной молодежной политики, активизации молодежи и её социализации в условиях глобализации современного общества.
Таким образом, ссылаясь на сущность и представленный анализ ситуации, накопленный опыт по формированию молодежного парламентаризма, его особенную системную реализацию в Российской Федерации и важное мировое значение, становится очевидной необходимость реализации следующих мер.
Во-первых, всем странам-участникам СНГ необходимо сформировать систему молодежного парламентаризма (график 1) на базе представительных (законодательных) органов государственной власти (парламентов) в качестве общественного консультативно-совещательного движения.
Во-вторых, ММПА в установленном порядке следует разработать рекомендации по созданию молодежных парламентов на базе представительных (законодательных) органов государственной власти (парламентов) государств-участников СНГ с учетом следующих достаточно значимых критериев:
- МП необходимо создать в структуре представительного (законодательного) органа в соответствующем организационно-правовом положении, как комиссию, комитет, палату и т.п.;
- МП должен иметь общественный консультативный и совещательный статус;
- МП предпочтительно функционировать на общественных началах (не быть непосредственно привязанным к государственным исполнительным органам, некоммерческим или предпринимательским организациям);
- МП как представительное общество должен иметь избирательный принцип функционирования и унифицированную форму консолидации персонала и членов на всех уровнях территориального внедрения;
- МП обязательно следует иметь иерархическую структуру управления [23, с. 87], то есть свои подструктуры с единой формой управления на всех возможных территориальных уровнях (см. график 1);
- МП необходимо предоставлять условия и возможности для нормативно-правовой деятельности и предоставления своих решений рекомендательного характера в законодательный орган для последующего рассмотрения и реализации;
- члены / депутаты МП должны иметь возможность участвовать в работе комитетов, комиссий или других структур представительного (законодательного) органа.
График 1
Примечание: на практике существуют разные виды формирования состава депутатов, однако предпочтителен следующий: МП в связи с иерархическим структурным принципом управления должен иметь внутреннюю структурную взаимосвязь и взаимозависимость: состав депутатов МП национального уровня должен быть сформирован из числа депутатов регионального уровня; региональный уровень - из числа депутатов местного уровня и активных студентов; местный уровень - из числа депутатов местного самоуправления и активных учащихся; а депутаты местного уровня самоуправления - согласно общепринятым демократическим принципам избрания.
В-третьих, на национальном уровне следует законодательно закрепить вопрос о внедрении молодежного парламентаризма, то есть внести соответствующие дополнения и изменения в законодательные акты, включая регламенты представительного (законодательного) органа государственной власти, содержащие нормы обеспечения эффективного функционирования молодежного парламента в стране.
В-четвертых, необходимо учесть необходимость создания экономических условий для эффективной деятельности МП, так как МП - это общественное объединение, соответственно, оно не имеет возможности самофинансирования. Более того, его миссия включает достижение относительно важных национальных элементов - политической и правовой активизации молодежи, что также отчуждено от финансовых выгод.
Список использованной литературы:
1. В Армении создан МП [Электронный ресурс] - Ереван, 2011. Режим доступа: http://aksakal. info/am/news-armenia/17124-v-armenii-sozdan-molodezhnyy-parlament. html (дата обращения: 23.04.16)
2. В Кыргызстане завершился проект «Молодежный парламент» [Электронный ресурс] - 2014. Режим доступа: http://www.vb.kg/doc/294917_v_kyrgyzstane_zavershilsia_proekt_molodejnyy_parlament.htm l (дата обращения: 23.02.16)
3. Гостенина, В.И. Социология управления: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. [Текст]/В. И. Гостенина - СПб.: Питер, 2013. - 368 с.
4. Жейхун Османлы - председатель Молодежного парламента Азербайджана [Электронный ресурс] - Баку, 2007. Режим доступа: http://azeri.ru/papers/azerizv_az/4527/ (дата обращения: 12.04.16)
5. Координационный совет молодежных парламентов [Электронный ресурс] - 20092016. Режим доступа: http://newparlament.ru/pages/view/structure/14 (дата обращения: 05.05.16)
6. Молодежная межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ [Электронный ресурс] - 2012. Режим доступа: http://www.iacis.ru/structure/mmpa/ (дата обращения: 12.04.16)
7. Молодежный парламент будет создан в Белоруссии [Электронный ресурс] - Минск, 2012. Режим доступа: http://www.mrik.gov.by/ru/republic-ru/view/molodezhnyj-parlament-budet-sozdan-v-belarusi-5666/ (дата обращения: 23.04.16)
8. Молодёжный парламент Кировской области [Электронный ресурс]- 2009-2016. -Режим доступа: http://newparlament.ru/workspaces/about/4 (дата обращения: 20.03.16)
9. Молодежный парламент при Государственной Думе ФС РФ [Электронный ресурс] -
2015. Режим доступа: http://newparlament.ru/pages/view/structure/88 (дата обращения: 23.04.16)
10.Молодежный парламентаризм [Электронный ресурс]: Википедия. - 2015. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Молодежный_парламентаризм (дата обращения: 02.02.16)
11.О молодежном Парламенте [Электронный ресурс] - 2014. Режим доступа: http://www.iri.kg/announce/2-youth-parliament (дата обращения: 02.02.16)
12.О6 Общественной молодежной палате (Молодежном парламенте) при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/do-normy/s1b.htm (дата обращения: 23.04.16)
13.Положение о Молодежном парламенте Вологодской области [Электронный ресурс]-2009-2016. Режим доступа: http://newparlament.ru/pages/view/documents/1207 (дата обращения: 23.04.16)
14.Положение об МП Егорьевского муниципального района [Электронный ресурс] - 20092016. Режим доступа: http://newparlament.ru/pages/view/documents/1232 (дата обращения: 14.05.16)
15.Региональный уровень [Электронный ресурс] - 2009-2016. Режим доступа: http://newparlament.ru/workspaces/regional (дата обращения: 02.02.16)
16.Сборник нормативно-правовых актов в сфере работы с молодежью, спорта и туризма [Текст]: Комитет по делам молодежи, спорта и туризма при Правительстве РТ. - Душанбе: Басанта, 2014. - 203 с.
17.Тощенко, Ж.Т. Социология управления: Учебник [Текст]: Центр социального прогнозирования и маркетинга /Ж. Т. Тощенко. -М., 2011. - 300 с.
18.Тукушева, Л. Выборы в молодежный парламент [Электронный ресурс] / Л. Тукушева, И. Альпысаева, М. Дидигова. - Астана, 2011. Режим доступа: http://repository.enu.kz/bitstream/handle/123456789/1360/vybor-molodej.pdf (дата обращения: 11.01.16)
19.В Азербайджане создается Молодежный парламент [Электронный ресурс] - Баку, 2012.- Режим доступа: http://www.trend.az/azerbaijan/politics/2026125.html (дата обращения: 13.01.16)
20.Положение о Молодежной межпарламентской ассамблее государств-участников СНГ [Электронный ресурс] - СПб, 2015.- Режим доступа: http://www.iacis.ru/upload/iblock/346/polozhenie_o_mmpa.pdf (дата обращения: 02.02.16)
21.European Youth Parliament [Электронный ресурс]: Wikipedia. - 2012. - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/European_Youth_Parliament (дата обращения: 29.12.15)
22. Youth participation in national parliaments [Электронный ресуср]: Inter-Parliamentary Union. - Berlin: 2011. - p. 19 - Режим доступа: http://www.ipu.org/pdf/publications/youth_en.pdf (дата обращения: 23.04.16)
Reference Literture:
1. Youth Parliamentary (YP) Being Created in Armenia [electronic resource] - Erevan, 2011. The regime of availability: http://aksakal.info/am/news-armenia/17124-v-armenii-sozdan-molodezhnyy-parlament.html (date of request: 23.04.16)
2. The Project «Youth Parliament» Has Been Completed in Kyrgyzstan [electronic resource] -2014. The regime of availability: http://www.vb.kg/doc/294917_v_kyrgyzstane_zavershilsia_proekt_molodejnyy_parlament.htm l (date of request: 23.02.16)
3. . Gostenina V.I. Sociology of Management: manual. Standard of the third generation. [text] / V.I. Gostenina. - SPb.: Peter, 2013. - 368pp.
4. Zheykhun Osmanly Being a Chairman of Youth Parliament of Azerbaijan [electronic resource] - Baku, 2007. The regime of availability: http://azeri.ru/papers/azerizv_az/4527/ (date of request: 12.04.16)
5. Coordinational Council of Youth Parliament [electronic resource] - 2009-2016. The regime of availability: http://newparlament.ru/pages/view/structure/14 (date of request: 05.05.16)
6. Youth Interparliamentary Assembly of CIS State-Participants [electronic resource] - 2012. The regime of availability: http://www.iacis.ru/structure/mmpa/ (date of request: 12.04.16)
7. Youth Parliament Will Be Created in Belarus [electronic resource] - Minsk, 2012. The regime of availability: http://www. mrik.gov. by/ru/republic-ru/view/molodezhnyj-parlament-budet-sozdan-v-belarusi-5666/ (date of request: 23.04.16)
8. Youth Parliament of Kirov Oblast [electronic resource]- 2009 - 2016. - The regime of availability: http://newparlament. ru/workspaces/about/4 (date of request: 20.03.16)
9. Youth Parliament under State Duma of Federal Meeting of the Russian Federation [electronic resource] - 2015. The regime of availability: http://newparlament.ru/pages/view/structure/88 (date of request: 23.04.16)
10.Youth Parliamentarism [electronic resource]: Wikipedia. - 2015. The regime of availability: https://ru. wikipedia. org/wiki/Monode^Hwü_napnaMeHmapu3M (date of request: 02.02.16)
11.On Youth Parliament [electronic resource] - 2014. The regime of availability: http://www.iri.kg/announce/2-youth-parliament (date of request: 02.02.16)
12.On Social Youth Chamber (Youth Parliament) under State Duma of Russian Federation Federal Meeting [electronic resource]. The regime of availability: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/do-normy/s1b.htm (date of request: 23.04.16)
13.Provision on Youth Parliament of Vologda Oblast [electronic resource]- 2009-2016. The regime of availability: http://newparlament.ru/pages/view/documents/1207 (date of request: 23.04.16)
14.Provision on Youth Parliament of Yegorvsky Municipal Rayon [electronic resource] - 20092016. The regime of availability: http://newparlament.ru/pages/view/documents/1232 (date of request: 14.05.16)
15.Regional Standard [electronic resource] - 2009-2016. The regime of availability: http://newparlament. ru/workspaces/regional (date of request: 02.02.16)
16. Collection of Normative-Legal Instruments in the Sphere of Works with Youth, Sports and Tourism [Text]: Committee on Youth Affairs, sports and tourism under Tajikistan Republic Government - Dushanbe: Basanta, 2014. - 203 pp.
17.Toshchenko, Zh.T. Sociology of Management. Manual [Text]: Centre of Social Prognostication and Marketing / Zh.T. Toshchenko. - M., 2011. - 300 pp.
18.Tukusheva L. Elections into Youth Parliament [electronic resource] / L. Tukusheva, I. Alpisayeva, M. Didigova. - Astana, 2011. The regime of availability: http://repository.enu.kz/bitstream/handle/123456789/1360/vybor-molodej.pdf (date of
request: 11.01.16)
19. Youth Parliament Is Being Organized in Azerbaijan [electronic resource] - Baku, 2012.- The regime of availability: http://www.trend.az/azerbaijan/politics/2026125.html (date of request: 13.01.16)
20.Provision on about Youth Interparliamentary Assembly of CIS State-Participants [electronic resource] - SPb, 2015.- The regime of availability: http://www. iacis. ru/upload/iblock/346/polozhenie_o_mmpa.pdf (date of request: 02.02.16)
21.European Youth Parliament [electronic resource]: Wikipedia. - 2012. - The regime of availability: https://en.wikipedia.org/wiki/European_Youth_Parliament (date of request: 29.12.15)
22.Youth Participation in National Parliaments [electronic resource]: Inter-Parliamentary Union. - Berlin: 2011. - p. 19 - The regime of availability: http://www. ipu. org/pdf/publications/youth_en.pdf (date of request: 23.04.16