ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
POLITICAL SCIENCE
УДК 329.058(470+571)
МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА И МОЛОДЁЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ
Александр А. Митин1, @
1 Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6 @ [email protected]
Поступила в редакцию 30.11.2017. Принята к печати 21.12.2017.
Ключевые слова: молодёжь, молодёжная политика, концепции молодёжи, левые молодёжные организации, политические партии, общественные объединения, политическое участие.
Аннотация: Статья знакомит читателя с исследованиями российских и зарубежных авторов относительно положения и роли молодёжи, молодёжной политики и молодёжных организаций в общественно-политической структуре. По мнению автора статьи, в зависимости от конкретных форм, направлений работы и методов деятельности применительно к современному этапу развития молодежных организаций целесообразно выделять три группы молодежных движений: умеренные, центристские и радикальные. В последние годы изучение данного термина все более перемещается из социально-психологической в политическую плоскость. По нашему мнению, всё это связано с ростом политической культуры молодёжи, желанием быть востребованными в выбранном профессиональном плане специалистом, готовностью выступать не только объектом социально-политических процессов, но и активным субъектом политических изменений в государстве. Поэтому в этой связи все более широкое применение в российской политической практике находит термин «левые молодежные организации», который необходимо связывать с работой главным образом умеренных и радикальных молодежных движений и организаций, уделяющих основное внимание в своих программных документах вопросам справедливости в общественной сфере, принципам солидарности и интернационализма.
Для цитирования: Митин А. А. Молодёжная политика и молодёжные организации: понятие и основные подходы // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2017. № 3. С. 4-13.
Молодёжная политика как составная часть государственной политики сформировалась во второй половине XX века. Начиная с 60-70-х гг. XX века в трудах отечественных социологов разрабатывались и исследовались фундаментальные обобщающие понятия и методы изучения молодежной общественной жизни. Таким образом, с момента своего оформления до настоящего времени в российской науке доминирующим подходом в определении понятия «молодежная политика» остается именно социологический подход. В вышеназванный период изучение молодого поколения происходило главным образом в рамках социологического анализа, что нашло свое непосредственное выражение в следующей тематике опубликованных трудов и исследований: молодёжь как объект, субъект политической и социально-экономической жизни общества, роль молодого поколения в общественно-политической структуре социума, мероприятия по профессиональной и политической социализации молодёжи.
В 1980-е гг. в Советском Союзе, после начала процесса институционализации государственной молодёжной политики, она стала рассматриваться в двух основных значениях: «система идей, директивы действия и теоретические положения относительно роли и места молодёжи в социалистическом государстве; практическая деятельность партии, общественных организаций, государства и других общественных институтов по осуществлению этих идей, директив и положений в целях формирования и развития
молодого поколения, реализации её творческих потенций в интересах строительства общества» [1, с. 377].
В коллективном советском исследовании «Человек и общество: социальные проблемы молодежи» (1969) молодое поколение определяется как «общественная группа, которая обладает «открытостью», определенной свободой выбора своих позиций и принятия на себя различных социальных ролей» [2, с. 12]. Уже в 1996 г. В. Т. Лисовский вносит корректировку в трактовку молодого поколения. Согласно В. Т. Лисовскому, «молодежь - это поколение, проходящее стадию социализации, усваивающее, а в более зрелом возрасте уже усвоившее, профессиональные, образовательные, культурные и другие общественные функции» [3, с. 13].
Современные российские социологические трактовки к определению молодежной политики и молодого поколения представлены в трудах В. В. Павловского и Н. А. Чистяковой.
По взглядам Н. А. Чистяковой, «молодое поколение как специфическая социально-демографическая группа имеет ряд особенностей, вытекающих, главным образом, из самой её объективной сущностной характеристики. Общественные особенности молодого поколения определяются специфической ролью, которую она играет в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и изменять уже сформированные социальные взаимоотношения, то есть потенциальными сущностными силами молодёжи» [4].
В. В. Павловский даёт более широкое определение молодого поколения, используя при этом социологические характеристики данного феномена. Так, ученый формулирует, что молодое поколение - это «особая биосоциальная возрастная группа людей от 13-14 до 29-30 лет (мужской и женский пол), которая занимает переходное положение между социальными общностями людей подросткового и зрелого возрастов; представляет собой возрастное образование, включающее в себя 17 годовых подгрупп, объединяемых в 4 стадиальные крупные подгруппы, которые обладают спецификой осуществления и освоения молодежных возрастно-ориентированных программ и проектов; определяются природной средой, конкретно-историческим социумом с его общественной формацией, государственным строем, цивилизацией и другими характеристиками общественного развития... Это социальная группа, которая выражает в себе классовую, этническую, социально-групповую и другую актуально значимую структуру того или иного социума. Это самая старшая по возрасту часть первого поколения социума, это исторически и генетически необходимое особое специфическое общественное звено в поколенческой преемственности как формы существования общества» [5].
Похожие взгляды наблюдаем у ряда других отечественных исследователей, изучающих проблематику молодого поколения и исследующих понятие «молодежная политика» главным образом с позиций общественной структуры, причем очень часто молодежная политика обозначается как составной элемент политики социальной, не имеющий своей самостоятельной роли (например, работы М. Г. Антонова).
С юридическо-правовой точки зрения существует три базовых подхода к определению понятия «молодого поколения»: во-первых, согласно «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. N° 1760-р) возрастные рамки молодого поколения относятся к 14-30 годам, во-вторых, согласно федеральным программам к молодёжи относится люди в возрасте от 14 до 35 лет, в-третьих, по уставу Российского союза молодежи (РСМ), одной из самых массовых, негосударственных, некоммерческих, неполитических молодёжных объединений России, членом данной организации может быть молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет, но соотнесение к молодому поколению может быть продлено, если член РСМ избран в органы руководства этой организации. В самые последние годы на уровне регионов все большее распространение получил именно второй подход, который относит к молодому поколению людей в возрасте от 14 до 35 лет.
В энциклопедии «Социология молодежи» (2008) наряду с социологической интерпретацией, согласно которой молодежная политика - это отношение социума, различных его слоев, групп, общественных институтов к молодёжи как к социальной группе, а также самой молодёжи к другим общественным слоям и группам, общественным институтам и т. д., представлено таким образом общественно-политическое понимание молодёжной политики государства. Согласно второму подходу молодежная политика - «это особое специфическое направление деятельности государственного организма, политических партий, общественных организаций, движений и прочих субъектов социальных взаимоотношений, имеющее главной своей
целью определённым способом воздействовать на общественное развитие и социализацию молодого поколения, а через это - на будущее состояние всего общества» [3]. Однако стоит заметить, что в рамках второго подхода молодежная политика определяется скорее не как конечная цель, а как способ социализации молодого поколения, используемое современным государственным строем.
Вероятно, ближе других именно к политической трактовке подошли П. В. Забелин и В. А. Луков. Так, по взглядам П. В. Забелина, молодёжная политика - это стратегия и тактика молодёжного движения [6], В. А. Луков же изучает молодёжную политику как способ участия молодого поколения в процессе смены и преемственности поколений [7].
Основной целью государственной молодёжной политики является формирование базовых условий для всецелой реализации и развития возможностей, потенций и способностей молодёжи и всего поколения не столько для своих собственных социальных интересов, но и в интересах всего социума. Поэтому справедливо, что для воплощения и реализации поставленных целей и задач она должна содержать в себе все главные направления образовательной структуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, средств массовой информации, культуры и т. д.
Основная трудность состоит в том, что решающая роль при определении приоритетов в области молодежной политики принадлежит нашему государству и его институтам, а не общественным объединениям, которые не могут вписаться в сложившуюся политическую систему. События конца 2011 - начала 2012 гг. продемонстрировали, что организации молодёжи не согласны со сложившимся порядком вещей и прилагают значительные усилия и попытки, чтобы данную ситуацию поменять. Можно обозначить и определенные политические результаты, достигнутые при непосредственном участии молодежных организаций радикальной направленности: во-первых, это изменение порядка избрания губернаторов (в октябре 2012 г. прошли первые прямые выборы губернаторов России) [8], во-вторых, процедура выборов приобрела более «прозрачный» характер (установка веб-камер на избирательных участках на президентских выборах в марте 2012 г.).
Следует согласиться с точкой зрения И. М. Ильинского, согласно которому молодёжную политику чисто формально можно разделить на две главные составляющие в зависимости от субъекта деятельности: государственную молодёжную политику и общественную молодёжную политику.
Рассмотрим, что такое государственная молодёжная политика. В соответствии с действующим законодательством России, а именно - «Основными направлениями государственной молодёжной политики в Российской Федерации», утверждёнными Постановлением Верховного Совета РФ № 5090-1 от 03.06.1993, в главе 1 даётся определение понятия «государственная молодёжная политика». Под «государственной молодёжной политикой» понимается «деятельность государства, нацеленная на формирование экономических, правовых, организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и саморазвития молодёжных инициатив и движений» [9].
Государственная молодёжная политика как одна из сфер государственной деятельности направлена на выражение по отношению к молодому поколению стратегиче-
ской линии развития государства, нацелена «на обеспечение политического, социально-экономического и культурного развития Российской Федерации, на формирование у молодых людей патриотизма и уважения к истории и культуре родного отечества, к другим народам, соблюдению прав человека и гражданина. Она представляет из себя меры регулирования государственными институтами межпоколенческих взаимоотношений, занимается координацией процесса преемственности поколений, наращиванием человеческого капитала в интересах людей и развития всего общества» [9]. Другими словами, государственная молодёжная политика - это общее социальное дело, касающееся не только государственных органов, но и прочих институтов политической системы общества: политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, бизнес-корпораций. Без постоянного развития и взаимообогащения себя общественной молодёжной политикой государственная молодёжная политика рискует очень быстро формализоваться, при этом приобретая все признаки, свойственные государственному бюрократическому аппарату.
Объект государственной молодёжной политики в соответствии с действующими законами - это граждане России, включая лиц с двойным гражданством, иностранных граждан и лиц без гражданства в возрастных рамках от 14 до 30 лет; молодые семьи (семьи в первые три года после заключения официального брака (если в случае рождения детей - без каких-либо ограничений продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста; молодёжные организации и движения. В законодательно-правовом поле субъектами государственной молодёжной политики являются государственные органы власти и управления и их должностные лица; молодёжные объединения, организации, движения, их ассоциации, а также сами молодые люди.
В теории молодёжной политики возможно выделить три субъекта и модели государственной молодёжной политики: федеральная, региональная и муниципальная. Каждая из них имеет свою собственную специфику по реализации. Государственная молодежная политика как межотраслевая сфера государственного управления подразделяется на следующие подотрасли: экономика, образование, здравоохранение, культура, физкультура и спорт, рекреация. Она направлена на социальное формирование, социализацию молодёжи, образование морально-этических, ценностных ориентаций, взглядов и позиций молодого поколения.
Рассмотрим теперь понятие общественной молодёжной политики. Общественная молодёжная политика - это «система идей, взглядов по поводу молодого поколения и его месте и роли в социальном развитии и структуре, а также практических действий других различных структур гражданского общества, нацеленных на реализацию этих идей и взглядов в социальную жизнь для достижения общественных высот и перспектив, одобряемых большинством людей» [1, с. 288]. И. М. Ильинский на основе прогнозов о всевозможных линиях развития гражданского общества в Российской Федерации обосновал концепцию общественной молодёжной политики как некого альтернативного
варианта в противовес очень слабой государственной молодёжной политики 1990-х гг. в нашей стране.
Общественная молодёжная политика направлена дополнять государственную молодёжную политику, в широком смысле имеющую очевидное главенство перед ней. Это преимущество будет сохраняться до тех пор, пока государственная молодёжная политика будет соответствовать интересам социума и абсолютного большинства людей. В случае, если государство идёт прямо противоположно национально-государственным интересам и социуму, то общество должно изменить, скорректировать данный курс и политику в целом в необходимом для неё направлениях развития, а если это по каким-либо причинам и условиям не удаётся осуществить, то стараться изменить систему властных и государственных учреждений.
Конечно, в условиях, когда незавершен процесс формирования институтов гражданского общества, говорить об устоявшейся, развитой и имеющей свое определённое место в политической системе социума молодежной политике пока рано. Но на наш взгляд, после событий конца 2011 г. и последующих месяцев после избирательного цикла 2011-2012 гг. ситуация стала постепенно меняться в позитивную сторону.
В теоретическом плане, как правило, выделяют три базовых субъекта общественной молодёжной политики, которые, в свою очередь, формируют соответствующие модели и разновидности общественной молодежной политики. Это общественные объединения - организации и движения, политические партии и крупные хозяйственные организации - корпорации. Каждый из данных субъектов молодёжной общественной политики владеет различными потенциальными ресурсами и возможностями, в зависимости от наличия которых они и организуют свою специфическую оригинальную модель молодежной политики [10]. Вышеперечисленные модели молодёжной политики в значительной степени ограничены законодательными, организационными, кадровыми, денежными ресурсами субъектов молодежной общественной политики. Все эти субъекты активно вовлечены и в реализацию государственной молодёжной политики.
Молодёжная политика общественных объединений, организаций и движений определяется их уставными документами и программами действий. Молодёжная политика политических партий направлена на реализацию программных документов данных партий, в которых сформулированы цели и задачи работы с молодым поколением, -некий образец молодого поколения, всей молодёжи, который политическая партия старается продемонстрировать всему обществу как своеобразный нормативный эталон социального поведения [11]. В молодёжной политике нацеленность мероприятий политических партий определяется главным образом и прежде всего её идеологической компонентой. Молодёжная политика крупных хозяйственных организаций - корпораций - в основном определяется по отношению к кадровой политике, взаимодействует с молодыми сотрудниками и связана с формированием так называемой корпоративной культуры. Обычно она занята вопросами повышения квалификации своих подчиненных, социальной поддержкой молодых семей, обеспечением жильем и является частью программы или даже ряда программ общественного характера.
В. А. Луков выделяет четвертый субъект общественной молодежной политики - конфессиональную политику. В. А. Луков считает, что новым субъектом общественной молодёжной политики является, конечно, не только Русская Православная Церковь как очень важный институт общества и организация, играющая значительную роль в системе и структуре общественного организма, но и другие традиционные для Российской Федерации конфессиональные религиозные объединения и организации. Выделение их в качестве отдельного особого субъекта молодёжной общественной политики обозначается не только её задачами, характером, целями, спецификой и направленностью их деятельности по сравнению с задачами, спецификой, направлениями, характером и целями работы других общественных организаций, движений и объединений. Помимо всего прочего, религиозные конфессии по своему статусу, работе, в социуме по факту являются и крупными хозяйственными организациями-корпорациями, которые не ограничиваются только государственными или окологосударственными структурами [12]. Всё же, по нашему мнению, конфессиональная политика больше является структурным элементом государственной молодежной политики по сравнению с общественной, так как институты церкви, особенно Русская Православная Церковь, на протяжении всего своего развития были очень тесно связаны с властью публичной, с институтом монархической, а позднее президентской власти.
Принимая во внимание вышеперечисленные научные концепции, подходы и определения, труды известных российских социологов, появляется необходимость разработать политологическое понимание «молодежной политики». Автор статьи в рамках диссертационного исследования на соискание степени кандидата политических наук продолжает рассматривать проблемы левых молодёжных организаций в современной России. Полная переоценка имеющегося опыта в исследовании проблематики молодежной политики также вызвана потребностью принять во внимание те изменения, которые произошли как в России, так и за рубежом. Поэтому под «молодежной политикой» следует понимать систему взаимодействий между институтами государства, молодежными общественными организациями и политическими партиями в решении проблем молодёжи, когда очень часто роль именно политических партий нередко сводится к функции медиатора между институтами власти и молодежными объединениями. При всём при этом активность и интенсивность воздействия организаций и движений определяется не только методами и формами деятельности, как часто фигурирует в СМИ, насколько наличествует уровень доверия власти к конкретной политической партии, а следовательно и к ее молодежной организации [13]. В такой ситуации беспартийные молодежные организации или организации, оформленные на базе оппозиционных сил, с самого начала обречены на неудачи в реализации своих идей, ценностей и продвижении своих собственных инициатив на уровне государства.
Всё время перманентное увеличение численности и дробление уже имеющихся молодежных организаций и объединений делает целесообразным введение в научный оборот понятия «левая молодежная политика», тесно и неразрывно связанного с понятиями «молодежная политика» и
«молодежь». В условиях идеологического реструктурирования и реидеологизации российского социума оправданным становится введение в научный оборот нового термина «левая молодежная политика». В качестве базового фундаментального критерия отнесения к «левым» молодежным организациям автор статьи рассматривает фактор идеологии. Коммунистические и социалистические ценности являются главными, определяющими при отнесении организаций и движений несистемной оппозиции радикальной направленности, а также левых припартий-ных объединений, придерживающихся данных идеологических платформ, к левым молодежным организациям.
Левые молодежные организации можно формально подразделять на две диаметрально противоположные группы - умеренные и радикальные организации. Умеренные молодежные организации представлены работой припартийных молодежных организаций, выступающих в роли «младшего» партнера официально зарегистрированных политических партий. В отличие от умеренных, радикальные молодежные организации - это общественные организации, которые используют про-тестные формы своей борьбы как главное средство для решения поставленных перед собой задач и целей, часто с применением насилия. При названных отличиях основной особенностью левых молодежных организаций выступает стремление реализации принципов справедливости в общественной сфере и позиций солидарности и интернационализма в деятельности внутреннего сотрудничества организации.
В России к радикальным левым молодежным организациям, по мнению автора, следует относить следующие организации: «Авангард красной молодежи» (АКМ), «Революционный коммунистический союз молодежи» (РКСМ(б)); «Союз коммунистической молодежи» (СКМ РФ); анархистские организации - «Ассоциация движений анархистов», «Конфедерация революционных анархо-синдикалистов», «Автономное действие»; троцкистские организации - «Революционная рабочая партия», «Социалистическое сопротивление» и др. [14]. К умеренным левым молодежным организациям можно справедливо отнести молодёжные отделения политической партии КПРФ (организация «Ленинский коммунистической союз молодежи Российской Федерации», до февраля 2011 г. -«Союз коммунистической молодежи РФ») и «Справедливая Россия» (организация «Молодые социалисты России»). Главными задачами своей работы молодежная организация «Молодые социалисты России» определяет защиту, популяризацию, поддержку и развитие идей социальной справедливости в гражданском обществе [15]. Молодежные организации партии ЛДПР - «Время молодых», «Соколы Жириновского» - в силу неоднозначной и противоречивой идеологической платформы партии, автор исследования к «левым» молодежным организациям не относит.
Центристское направление представлено такими организациями, как «Молодая гвардия Единой России» (МГЕР), «Наши», которые являются по сути консервативными организациями, работающими на интересы властных институтов и придерживающимися в большей степени национал-патриотической идеологии.
Главным отличием центристских движений и организаций от левых организаций является ориентация на широкие слои населения при высокой поддержке со стороны государства. Поэтому неслучайно, что с момента своего создания движение «Наши» позиционировало себя как пропрезидентская организация, ставившая своей целью «ненасильственное сохранение» нынешнего политического строя с постепенной заменой нынешней элиты. Также организация «Наши» является антиоранжевой и антифашистской. Базовое внимание в деятельности МГЕР и «Наших» уделяется формированию условий самореализации молодого поколения, продвижение по карьерной лестнице, получение возможности доступа к тем или иным ресурсам и вариантам своего собственного продвижения [16]. Сравнивая между собой центристские организации, необходимо сказать, что МГЕР в значительной степени ориентирована на интересы партии «Единая Россия» и соответственно поддерживает ее наиболее интенсивно и активно в периоды избирательных кампаний, а движение «Наши» - это движение, созданное государством для профилактики перетекания молодого поколения в оппозиционные партии и движения, имеющие более массовый и организованный характер деятельности.
К правому направлению можно отнести молодёжные организации либерально-демократической ориентации, и они представлены сегодня такими организациями, как «Оборона», Общероссийское молодежное движение «Яблоко» и др. Главной формой участия в политике либерально-демократических молодежных организаций являются акции и демонстрации протеста, которые позволяют им демонстрировать и периодически напоминать о своем существовании в СМИ, так как в целом их активность и численность ниже показателей левых молодежных организаций [17]. В последние годы можно наблюдать тенденцию дистанцирования правых организаций от идей либерализма и глав либеральных политических партий, поэтому, на наш взгляд, реализоваться в полной мере как независимые самостоятельные организации из-за нехватки информационных, материальных и, наконец, человеческих ресурсов они не смогут в ближайшее время [18].
Необходимо при изучении молодежных организаций и движений дать определение таким ключевым терминам, как «общественное объединение», «общественная организация», «общественное движение». Для этого обратимся к законодательству России. Федеральный закон № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» гласит, что «под общественным объединением понимается самоуправляемое, добровольное, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих совместных целей, указанных в уставе общественного объединения» [19]. Общественные объединения могут формироваться в следующих организационно-правовых формах: общественное движение, общественная организация, политическая партия и др.
Ст. 8 Федерального закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» гласит: «общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, сформированное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан» [19]. Членами обще-
ственной организации в соответствии с её уставными документами могут быть юридические лица и физические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. В отличие от общественной организации, общественным движением согласно ст. 9 данного федерального закона является движение, «состоящее из участников и не имеющее фиксированного членства массовое общественное объединение, преследующее политические, социальные и иные общественно полезные задачи и цели, поддерживаемые участниками общественного движения» [19].
Следует заметить, что при определении сущностной характеристики той или иной организации или движения необходимо рассмотреть такой документ, как Устав. Изучение уставных документов двух рассматриваемых нами умеренных левых молодежных организаций -«Молодые социалисты России», «Ленинский коммунистической союз молодежи Российской Федерации» -показало, что обе эти организации с юридическо-право-вой точки зрения относят себя к общественным организациям [15; 20].
Изучив понятийный аппарат, теперь обратимся к проблеме типологии молодежных организаций в Российской Федерации. Сама незавершенность процесса организационного складывания молодежных организаций приводит к тому, что формируются все новые и новые модели классификации молодежных организаций в российской политической практике. Перейдем к рассмотрению самых различных типологий молодежных организаций.
По своей направленности молодежные объединения можно разделить на следующие категории: студенческие, детские, общественно-политические, в том числе молодежные организации при политических партиях, культурно-просветительские, религиозные, спортивные, организации общественного толка, молодых инвалидов и т. д.
По отношению к политике и политическим структурам среди молодежных организаций можно выделить следующие несколько групп:
1. Аполитичные - их деятельность напрямую не связана с политической сферой: творческие, спортивные организации, объединения по интересам и т. д.
2. Политические - молодежные общественные организации, формируемые при тех или иных политических партиях и объединениях и работающие в строго заданных идеологических рамках. Политические партии, полностью заинтересованные в дальнейшем собственном воспроизводстве, стараются выдвигать будущих своих членов организаций из детской и молодежной среды и создавать для них специальные организации при политических партиях в роли функциональной ниши. Как пример данной организации можно привести общероссийскую организацию «Молодежное единство», молодежный союз «Отечество» и другие различные молодежные отделения при партиях.
3. Политико-просветительские - общественные объединения, нацеленные на отбор будущих представителей российского политической элиты. Главными отличительными особенностями деятельности данных организаций являются: во-первых, отсутствие какой бы то ни было ориентации на идеологическую составляющую конкретной партии; во-вторых, ориентация на политическую про-
паганду, агитацию и просвещение членов данной организации; в-третьих, непрофессиональная политическая деятельность подростков и юношей, участие в деятельности общественных фондов, комитетов, комиссий, стажировка в различных государственных учреждениях, добровольческая работа в качестве помощников депутатов, политических деятелей и др. Большинство из подобных общественных объединений в 1990-1991 гг. объединились в ассоциацию «Школа демократической культуры» [21].
По спектру деятельности организаций молодежные организации можно подразделить на следующие типы:
1. Организации, акцентирующие свою деятельность в рамках свободного времени молодёжи, при этом отдельно не разделяя главных направлений - союзы и штабы учащейся молодежи, студенческие организации.
2. Организации, разделяющие в своей деятельности приоритетные направления - военно-патриотические, поисковые, общественно-политические, творческие, религиозные, спортивные, культурно-досуговые, профессиональные: Молодежный союз юристов, общественной направленности, исторические. Ниже мы поподробнее остановимся на них, когда будем говорить о реализации государственной молодежной политики в сотрудничестве с общественными организациями.
3. Организации, выполняющие очень широкий спектр направлений своей деятельности. Самыми большими молодежными общественными объединениями в Российской Федерации являются следующие:
- Общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ);
- Общероссийская ассоциация общественных объединений «Национальный совет молодежных и детских объединений России»;
- Общероссийская общественная организация «Национальная молодежная лига»;
- Общероссийская общественная организация «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция»;
- Общероссийская общественная организация «Союз МЖК России»;
- Общероссийская общественная организация «Российский союз молодежи»;
- Общероссийская общественная организация «Молодежное единство»;
- Общероссийская общественная организация «Молодежный союз юристов Российской Федерации» [22, с. 107].
По региональному охвату организации можно разделить на:
1. Региональные - районные, городские, краевые, областные и др. Одним из признаков современного общественного движения является его очень неравномерное присутствие по стране. Большая часть союзов молодежи и детей сосредоточена в больших городах - Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Саратове, Волгограде и в некоторых других крупных промышленных центрах, в столицах субъектов федерации, входящих в состав России. Формируется государственный реестр молодежных и детских общественных объединений на уровне субъектов как основа для их финансовой поддержки со стороны государственных органов.
2. Межрегиональные организации, часто образуемые на базе объединения нескольких молодежных организаций. В последние несколько лет в ряде регионов России совершалось организационное оформление межрегиональных общественных объединений: межрегиональная общественная организация «Ассоциация работников молодежной сферы» в Тульской области, межрегиональная ассоциация клубов международной дружбы учащейся молодежи «Дом мира» во Владимирской области, межрегиональная ассоциация служб трудоустройства молодежи в Пензенской области.
3. Общероссийские организации - включают в себя работу организаций, зарегистрированных в России и имеющих отделения в большинстве регионов («Молодая гвардия Единой России», «Союз коммунистической молодежи РФ», «Молодые социалисты России»).
4. Международные организации, оформленные на территории России. В настоящее время на территории Российской Федерации это отделения таких Международных молодежных организаций, как отделение Всемирного братства православной молодежи «Синдесмос», «Христианская ассоциация молодых людей», организации скаутского движения в различных субъектах федерации и др.
По уровню взаимодействия с государством можно выделить следующие группы:
1. Включенные в государственные реестры организации, пользующиеся официальной поддержкой государственных институтов. Это демонстрирует возможность для взаимодействия с государственными органами на уровне частичного спонсорства программ для данных организаций. По состоянию на 31 декабря 1997 г. Федеральный реестр содержал в себе 48 организаций, при этом из них 32 молодежные организации. За четыре года проведения конкурсов на соискание грантов государства среди молодёжных и детских общественных объединений было изучено 350 программ и проектов, из которых 120 получили рекомендации на поддержку государства на сумму более 4 миллиардов рублей. В 2002 г. в Федеральном реестре уже значилось 57 общественных организаций, из них 42 молодежных и 15 детских. Формируются государственные реестры молодежных и детских общественных объединений на уровне субъектов как фундамента для их поддержки со стороны государственных структур. Например, в Санкт-Петербурге составлен реестр общественных и молодежных объединений, в котором оформлены 462 организации, в Вологодской области - значатся 16 таких организаций. По состоянию на 1 июня 2012 г. в Федеральном реестре [23] присутствует 7 молодёжных объединений: Общероссийская общественная организация «Российский союз молодежи» (138197 участников); Общероссийское общественное движение «Россия Молодая» (7275 участников); общественная организация «Национальная организация скаутского движения России» (3578 участников); Общероссийское общественное движение «Ассоциация учащейся молодёжи Российского союза молодежи «Содружество» (48000 участников); Всероссийская общественная молодежная организация «Всероссийский студенческий корпус спасателей» (5350 участников); Общероссийская общественная организация «Российский спортивный союз молодежи» (65000 участников) Молодежная общероссийская общественная организация «Российские студенческие отряды» (234000 участников); - и одно детское обществен-
ное объединение - Общероссийская детская общественная организация «Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего» (34453 участников).
2. Не включенные в государственные реестры, но зарегистрированные в органах юстиции организации. В 2012 г. количество общероссийских общественных объединений, в уставных документах которых прописана возможность участия в выборном процессе, возросло до 276 [24]. При этом абсолютное большинство данных организаций располагаются в Москве.
3. Не зарегистрированные в органах юстиции России, но осуществляющие свою работу на основе учредительной документации и не ставящие антигосударственные цели. К этой группе относится большая часть российских молодежных организаций - 73 % против 27 % зарегистрированных организаций и движений, по причине того, что процедура по государственной регистрации общественных объединений постоянно усложняется. На учредительном этапе некоторые из этих организаций не сумели заплатить регистрационный взнос в размере 2000 рублей. Это плохой признак, так как всё это ограничивает количество общественных объединений, на которые по идее должно распространяться действие федерального и регионального законодательств, которое направлено на поддержку общественных молодёжных объединений, не позволяя обеспечивать степень эффективности, фактической деятельности общественных объединений. Согласно статье 4 Федерального Закона «О поддержке молодежных и детских общественных объединений» поддержка государственных органов осуществляется официально зарегистрированной организации в установленном законом порядке, а также обратившимся за такой поддержкой к федеральным органам исполнительной власти молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет, объединившимся на основе общности своих собственных целей и интересов для осуществления совместной работы, направленной на удовлетворение духовных и других нематериальных потребностей, социальное развитие и становление членов объединения, также для целей защиты основных прав и свобод человека. На практике выходит, что государственными органами не признаются незарегистрированные в органах юстиции движения и организации ни как объект для поддержки, ни как субъект взаимоотношений.
Источники формирования современных детских и молодежных организаций в Российской Федерации можно выделить следующие:
- организации, сформированные на основе структурных подразделений ранее уже существовавших организаций, по большей части из времён СССР, здесь имеется в виду пионерские организации, комсомольское движение и профсоюзные организации;
- организации, основанные как дочерние филиалы Общероссийских объединений и Международных объединений, организаций и движений, к этому же можно отнести молодежные организации при партиях;
- новые молодежные организации, объединяющие своих членов на основе общности целей и интересов. К примеру, это могут быть инициативные молодежные организации, формируемые самими молодыми людьми, или такие объединения, которые оформлены «сверху» - чиновниками или
педагогическими работниками для работы с молодёжью. Самым главным примером служит складывание молодёжных парламентов в субъектах федерации при контроле законодательного (представительного) органа государства в соответствующем регионе. В Кемеровской области, например, к компетенциям молодежного парламента относят следующие: обсуждение главных направлений региональной молодежной политики, проектов нормативных правовых актов органов государственной власти в Кемеровской области, других документов, связанных с вопросами молодежной политики, и принятие по результатам этих обсуждений решений, имеющих сугубо рекомендательный характер.
Молодежный парламент в лице уполномоченных представителей в установленном законом порядке имеет право: участвовать в общественном контроле соблюдения законодательства в сфере государственной молодежной политики; предлагать проведение нужных социологических проектов, исследований и семинаров, консультаций, конференций и встреч по самым актуальным проблемам молодого поколения; участвовать с правом совещательного голоса в деятельности комитетов Совета народных депутатов Кемеровской области, выдвигать свои предложения по проектам нормативных правовых актов и других документов, которые относятся к сфере молодежной политики. Молодежный парламент от своего имени имеет право принимать решения, заявления и обращения в пределах своих компетенций [25].
Молодежные организации можно чисто условно разделить по идеологической ориентации на «левые», «пропрезидентские» и «правые».
1. Среди самых крупных «левых» молодежных организаций можно выделить: «Союз коммунистической молодежи», «Авангард красной молодежи», «Национал-большевистская партия», «Молодежный левый фронт», комитет молодёжи «Хватит», «Союз молодежи «За Родину!».
2. Организации, достаточно активно поддерживающие президентскую линию развития, так называемые «пропрезидентские», к ним относятся «Наши», «Молодая гвардия», «Россия молодая», «Евразийский союз молодежи» «Местные» и др.
3. К самым крупным правым организациям можно отнести «Молодежное «Яблоко», «Да» - «Демократическая альтернатива!», Движение студенческой молодёжи «Я думаю», Движение «Оборона».
Вышерассмотренные типологии, с одной стороны, позволяют изучать молодежные движения по ряду критериев (политическому, территориальному, общественному и т. д.), с другой стороны, показывают незавершённость процесса складывания молодежных движений в России. По нашему мнению, формирование формальных и в особенности неформальных объединений, группировок подростков, самостоятельных программ и проектов, гражданских инициатив и т. д., всё это становится очень важным моментом в формировании структур гражданского общества, так как они образуются по инициативе «снизу» и во многом независимо от государственных институтов, работают для реализации своих собственных целей. Однако такое развитие в современных экономических условиях постиндустриального, информационного общества практически невозможно без участия СМИ.
По мнению автора статьи, в зависимости от конкретных форм (направлений работы) и методов деятельности применительно к современному этапу развития молодежных организаций целесообразно выделять три группы молодежных движений: умеренные, которые представлены работой припартийных молодежных движений, играющих роль «младшего» партнера официально зарегистрированных политических партий; центристские, строящие свою политическую программу на основе принципов поддержки официального курса политической элиты государства; радикальные, пользующиеся протестными формами борьбы как главного средства для решения поставленных перед собой задач и целей, часто с применением насилия.
Таким образом, понятие «молодежная политика» очень многогранно. В последние годы изучения данного термина все более перемещается из социально-психологической в политическую плоскость. По нашему мнению, всё это свя-
зано с ростом политической культуры молодёжи, желанием быть востребованными в выбранном профессиональном плане специалистом, готовностью выступать не только объектом социально-политических процессов, но и активным субъектом политической изменений в государстве, в том числе принимать непосредственное участие в протест-ных действиях (события декабря 2011 - первой половины 2012 гг.). Поэтому в этой связи все более широкое применение в российской политической практике находит термин «левые молодежные организации», которое необходимо связывать с работой главным образом умеренных и радикальных молодежных движений и организаций, уделяющих главное внимание в своих программных документах вопросам справедливости в общественной сфере, принципах солидарности и интернационализма.
Литература
1. Ильинский И. М. Образование, молодёжь, человек. М.: Изд-во МГУ, 2006. 560 с.
2. Громов И. А., Иконников С. Н., Лисовский В. Т. Молодежь в обществе // Человек и общество: социальные проблемы молодежи: учен. записки ЛГУ / под общ. ред. Б. Г. Ананьева, Д. А. Керимова. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1969. Вып. 6.
3. Социология молодёжи: методическое пособие / под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 361 с.
4. Основы социальной работы: учебник / под ред. П. Д. Павленока. М.: ИНФРА-М, 1997. 367 с.
5. Павловский В. В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. М.: Академический проект, 2001. 301 с.
6. Забелин П. В. Молодёжная политика: стратегия, идеи, перспективы. М.: Луч, 1998. 80 с.
7. Луков В. А. Молодёжное движение в социалистическом обществе. М.: Молодая Гвардия, 1987. 220 с.
8. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Федеральный закон № 40-ФЗ от 2 мая 2012 г. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/15186 (дата обращения: 23.09.2017).
9. Об основных направлениях государственной молодёжной политики в Российской Федерации. Постановление ВС РФ № 5090-1 от 3 июня 1993 года // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 25.
10. Матвеева Е. В. Институционализация экологических движений Европы: от появления общественных организаций до политических партий // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 413. С. 129-137.
11. Кисляков М. М. Состояние, проблемы и перспективы формирования электоральной культуры у организаторов и участников выборов в регионах России // Социогуманитарный вестник. 2012. № 1. С. 103-105.
12. Луков В. А. Исследование молодежной проблематики в России // Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке. В честь 70-летия Игоря Михайловича Ильинского: колл. моногр.; под общ. ред. В. А. Лукова. М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2006. С. 444-463. Режим доступа: http://www.zpu-joumal.rU/gum/new/articles/2007/Lukov_Val/3/ (дата обращения: 30.09.2017).
13. Иуков Е. А. Альтернативные идеологии // Политические институты и процессы. 2015. № 1. С. 14-17.
14. Митин А. А. Левые радикальные молодёжные организации в современной российской политике: формы деятельности и идейные основы // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2012. № 3(32). С. 78-82.
15. Молодые социалисты России: сайт. Режим доступа: http://socialists.ru/information/ustav/ (дата обращения: 09.10.2017).
16. Матвеева Е. В., Митин А. А. Молодёжная политика политических партий Российской Федерации как институтов гражданского общества // Политические институты и процессы. 2014. № 2. С. 107-110.
17. Чирун С. Н. Проблемы экстремизма в молодежной политике постсовременности: монография. М.: Директмедиа Паблишинг, 2014. 234 с.
18. Митин А. А. Молодёжная политика и левые молодёжные организации современной России: дис. ... канд. полит. наук; Забайкальский гос. ун-т. Чита, 2014. 185 с.
19. Об общественных объединениях. Федеральный закон № 82-ФЗ от 19.05.1995 (редакция от 22.07.2010) (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930.
20. Устав Общероссийской общественной молодежной организации «Ленинский коммунистический союз молодежи Российской Федерации». М., 2012. Режим доступа: http://56.kprf.ru/Pages.aspx?id=10 (дата обращения: 21.09.2017).
21. Информация о реализации государственной молодежной политики в 2008 г. и перспективах на 2009 г. Аналитический обзор // Вестник молодежной политики. 2008. № 3-4.
22. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. М.: ГОЛОС, 2001. 696 с.
23. Список общероссийских общественных объединений, уставы которых предусматривают участие в выборах // Минюст России: официальный сайт Министерства Юстиции России. Режим доступа: http://minjust.ru/ru/node/107735 (дата обращения: 05.10.2017).
24. Положение о молодёжном парламенте Кузбасса при Совете народных депутатов Кемеровской области. Режим доступа: http://www.sndko.ru/section/58.html (дата обращения: 18.10.2017).
25. Об утверждении Федерального реестра детских и молодёжных общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой. Приказ Федерального агентства по делам молодёжи № 203 от 01.06.2017. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902391707 (дата обращения: 11.10.2017).
YOUTH POLICY AND YOUTH ORGANIZATIONS: CONCEPT AND MAIN APPROACHES
Alexander A. Mitin1 @
1 Kemerovo State University, 6, Krasnaya St., Kemerovo, Russia, 650000 @ [email protected]
Received 30.11.2017. Accepted 21.12.2017.
Abstract: The paper introduces some Russian and foreign researches connected with current position and a role the young play in the society, as well as with youth policy and the youth organizations in social and political structure. According to the author, one can distinguish three groups of youth movements, according to their forms, the areas of work and the methods of activity, in relation to the present stage of development of the youth organizations: moderate, centrist and radical. The current studies in this field are gradually moving from social and psychological terrain into the political one. The author assumes this might be connected with growth of political culture among the youth, their desire to become specialists in the vocation they have chosen and their readiness to act not only as an object of socio-political processes, but also the active co-author of political changes in the state. Therefore, the term «left youth organizations» finds more and more application in this regard. The term is connected with the work of moderate and radical youth movements and the organizations that pay attention in their program documents to the matters of social justice, the principles of solidarity and internationalism in the Russian political practice.
For citation: Mitin A. A. Molodezhnaia politika i molodezhnye organizatsii: poniatie i osnovnye podkhody [Youth Policy and Youth Organizations: Concept and Main Approaches]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences, no. 3 (2017): 4-13.
References
1. Ilinskii I. M. Obrazovanie, molodezh', chelovek [Education, youth, people]. Moscow: Izd-vo MGU, 2006, 560.
2. Gromov I. A., Ikonnikov S. N., Lisovskii V. T. Molodezh' v obshchestve [Youth in society]. Chelovek i obshchestvo: sotsial'nye problemy molodezhi [Man and Society: Social Problems of Youth: scientist. scrapbook of Leningrad State University]. Ed. Anan'ev B. G., Kerimov D. A. Leningrad: Izd-vo Leningradskogo universiteta, Iss. 6 (1969).
3. Sotsiologiia molodezhi [Sociology of Youth]. Ed. Lisovskii V. T. Saint-Petersburg: Izd-vo SPbGU, 1996, 361.
4. Osnovy sotsial'noi raboty [Fundamentals of Social Work]. Ed. Pavlenok P. D. Moscow: INFRA-M, 1997, 367.
5. Pavlovskii V. V. Iuventologiia: proekt integrativnoi nauki o molodezhi [Juventology: project of integrative youth science]. Moscow: Akademicheskii proekt, 2001, 301.
6. Zabelin P. V. Molodezhnaia politika: strategiia, idei, perspektivy [Youth policy: strategy, ideas, perspectives]. Moscow: Luch, 1998, 80.
7. Lukov V. A. Molodezhnoe dvizhenie v sotsialisticheskom obshchestve [The Youth Movement in a Socialist Society]. Moscow: Molodaia Gvardiia, 1987, 220.
8. O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon «Ob obshchikh printsipakh organizatsii zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) i ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoi vlasti sub»ektov Rossiiskoi Federatsii» [On Amendments to the Federal Law «On General Principles for the Organization of Legislative (Representative) and Executive Bodies of State Power of the Subjects of the Russian Federation»]. Federal Law No. 40-FZ of May 2, 2012. Available at: http://kremlin.ru/acts/15186 (accessed 23.09.2017).
9. Ob osnovnykh napravleniiakh gosudarstvennoi molodezhnoi politiki v Rossiiskoi Federatsii [On the main directions of the state youth policy in the Russian Federation]. Resolution of the RF Armed Forces No. 5090-1 of June 3, 1993. Vedomosti
Keywords: youth, youth policy, concepts of youth, left youth organizations, political parties, public associations, political participation.
S"ezda narodnykh deputatov RF i Verkhovnogo Soveta RF = Gazette of the Congress of People S Deputies of the Russian Federation and the Supreme Council of the Russian Federation, no. 25 (1993).
10. Matveeva E. V. Institutsionalizatsiia ekologicheskikh dvizhenii Evropy: ot poiavleniia obshchestvennykh organizatsii do politicheskikh partii [Institutionalization of environmental movements in Europe: from the emergence of non-governmental organizations to political parties]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Tomsk State University, no. 413 (2016): 129-137.
11. Kisliakov M. M. Sostoianie, problemy i perspektivy formirovaniia elektoral'noi kul'tury u organizatorov i uchastnikov vyborov v regionakh Rossii [The state, problems and prospects for the formation of electoral culture among the organizers and participants of elections in the regions of Russia]. Sotsiogumanitarnyi vestnik = Social and humanitarian bulletin, no. 1 (2012): 103-105.
12. Lukov V. A. Issledovanie molodezhnoi problematiki v Rossii [Research of youth problems in Russia]. Gumanitarnoe znanie: tendentsii razvitiia v XXI veke. V chest' 70-letiia Igoria Mikhailovicha Il'inskogo [Humanitarian knowledge: trends of development in the XXI century. In honor of the 70th birthday of Igor Mikhailovich Ilyinsky]. Ed. Lukov V. A. Moscow: Izd-vo Nats. in-ta biznesa, 2006, 444-463. Available at: http://www.zpu-journal.ru/gum/new/articles/2007/Lukov_Val/3/ (accessed 30.09.2017).
13. Iukov E. A. Al'ternativnye ideologii [Alternative ideologies]. Politicheskie instituty i protsessy = Political institutes and processes, no. 1 (2015): 14-17.
14. Mitin A. A. Levye radikal'nye molodezhnye organizatsii v sovremennoi rossiiskoi politike: formy deiatel'nosti i ideinye osnovy [Left Radical Youth Organizations in the Modern Russian Politics: Forms of Activity and Ideological Bases]. Vestnik Povolzhskoi akademii gosudarstvennoi sluzhby = Bulletin of the Volga Management Institute, no. 3(32) (2012): 78-82.
15. Molodye sotsialisty Rossii [Young Socialists of Russia]. Available at: http://socialists.ru/information/ustav/ (accessed 09.10.2017).
16. Matveeva E. V., Mitin A. A. Molodezhnaia politika politicheskikh partii Rossiiskoi Federatsii kak institutov grazhdanskogo obshchestva [The youth policy of political parties of the Russian Federation as institutes of a civil society]. Politicheskie instituty i protsessy = Political institutes and processes, no. 2 (2014): 107-110.
17. Chirun S. N. Problemy ekstremizma v molodezhnoi politike postsovremennosti [Problems of extremism in the youth policy of postmodernity]. Moscow: Direktmedia Pablishing, 2014, 234.
18. Mitin A. A. Molodezhnaia politika i levye molodezhnye organizatsii sovremennoi Rossii. Diss. kand. polit. nauk [Youth policy and left-wing youth organizations of modern Russia. Cand. polit. Sci. Diss.]. Transbaikal State Univ. Chita, 2014, 185.
19. Ob obshchestvennykh ob»edineniiakh [On public associations]. Federal Law No. 82-FZ of 19.05.1995 (revised as of 22.07.2010) (expired). Sobranie zakonodatel 'stva Rossiiskoi Federatsii = Collected Legislation of the Russian Federation, no. 21 (1995): art. 1930.
20. Ustav Obshcherossiiskoi obshchestvennoi molodezhnoi organizatsii «Leninskii kommunisticheskii soiuz molodezhi Rossiiskoi Federatsii» [The Charter of the All-Russian Public Youth Organization «Lenin Communist Youth Union of the Russian Federation»]. Moscow, 2012. Available at: http://56.kprf.ru/Pages.aspx?id=10 (accessed 21.09.2017).
21. Informatsiia o realizatsii gosudarstvennoi molodezhnoi politiki v 2008 g. i perspektivakh na 2009 g. Analiticheskii obzor [Information on the implementation of the state youth policy in 2008 and prospects for 2009. Analytical review]. Vestnik molodezhnoi politiki = Bulletin of Youth Policy, no. 3-4 (2008).
22. Ilinskii I. M. Molodezh' i molodezhnaia politika [Youth and youth policy]. Moscow: GOLOS, 2001, 696.
23. Spisok obshcherossiiskikh obshchestvennykh ob»edinenii, ustavy kotorykh predusmatrivaiut uchastie v vyborakh [List of all-Russian public associations, charters of which provide for participation in elections]. Available at: http://minjust.ru/ru/ node/107735 (accessed 05.10.2017).
24. Polozhenie o molodezhnom parlamente Kuzbassa pri Sovete narodnykh deputatov Kemerovskoi oblasti [Regulations on the Youth Parliament of the Kuzbass at the Council of People's Deputies of the Kemerovo Region]. Available at: http://www. sndko.ru/section/58.html (accessed 18.10.2017).
25. Ob utverzhdenii Federal'nogo reestra detskikh i molodezhnykh obshchestvennykh ob»edinenii, pol'zuiushchikhsia gosudarstvennoi podderzhkoi [On the approval of the Federal Register of Children's and Youth Public Associations enjoying state support]. Order of the Federal Agency for Youth Affairs No. 203 of 01.06.2017. Available at: http://www.fadm.gov.ru/ docs/11/12998/ (accessed 11.10.2017).