Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 1 (17). С. 149-157. УДК 321
DOI 10.25513/2312-1300.2018.1.149-157
Д. Н. Айтжанова
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Рассмотрен период становления молодёжной политики Российской Федерации и Республики Казахстан после распада СССР. Выделены этапы становления и развития государственной молодёжной политики этих государств. Показаны все трудности и сложности данного процесса. Выделена специфика строительства государственной молодёжной политики в России и Казахстане, а также определено влияние на него международных процессов и особенно евразийской интеграции, которая затрагивает интересы РФ и Казахстана.
Ключевые слова: молодёжная политика; государственная молодёжная политика; молодёжь России; молодёжь Казахстана; закон о молодёжи; закон о государственной молодёжной политике; органы государственной власти в области государственной молодёжной политики.
D. N. Aitzhanova
THE MAIN STAGES OF THE INSTITUTIONALIZATION OF THE STATE YOUTH POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
In the article the period of formation of youth policy of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan after the Soviet collapse. The stages of formation and development of state youth policy of these States. Shows all the difficulties and complexities of this process. Crafted the specifics of the construction GMP in Russia and Kazakhstan, as well as the influence of international processes and particularly the Eurasian integration, which affects the interests of Russia and Kazakhstan.
Keywords: youth policy; state youth policy; the youth of Russia; the youth of Kazakhstan; law on youth; law on state youth policy; the state authorities in the sphere of state youth policy.
Как известно, молодёжная политика в любом государстве - это больше, чем просто перечень проблем, на решение которых она направлена. Она обязана предусматривать, учитывать методологию, целевые группы, заинтересованных лиц, ресурсы и многое другое. Говард Уильямсон (Howard Williamson), игравший ключевую роль в изучении международной молодёжной политики Советом Европы, утверждал, что молодёжная политика включает в себя пять элементов, которые можно назвать пятью С :
• охват (coverage) - географические и социальные рамки воздействия политики плюс её направления;
• потенциал взаимодействия (capacity) -роль и отношения между правительством и молодёжными НПО;
© Айтжанова Д. Н., 2018
• компетенцию (competence) - вопросы подготовки и профессиональной квалификации;
• сотрудничество, координацию и связь (co-operation, co-ordination, coherence) - горизонтальные и вертикальные;
• затраты (cost) - необходимые финансовые и человеческие ресурсы [1, p. 14].
Фактически пять названных составляющих молодёжной политики представляют и для нас исследовательский интерес в контексте их становления в рассматриваемых государствах - Российской Федерации и Республики Казахстан (РК). Данная структура является оптимальной ещё и с тех позиций, что она предусматривает в составе молодёжной политики межсекторное сотрудничество и кооперацию как обязательные элементы.
В современных условиях модернизации российского государства молодёжь выступает как субъектом политической активности, так и объектом политической активизации. Как отмечает Л. А. Рахимова, «молодёжь должна быть не только объектом интеграционных процессов, но и субъектом, способным ускорять или замедлять интеграцию общества либо изменять направленность этого процесса» [2, с. 45-46]. Очевидно, что становление институтов гражданского общества требует политической субъективизации молодёжи, развития их автономной политической активности. С другой стороны, не стоит забывать, что политическая власть оказывает непосредственное воздействие на молодёжь, формирует молодёжную политику, решает проблемы в молодёжной среде.
Современная государственная молодёжная политика любого государства - это система мер, включающая в себя поддержание следующих основных направлений: обеспечение общественных прав молодёжи; создание условий для социализации молодёжи; вовлечение молодёжи в общественно-политические процессы. Формирование государственной молодёжной политики в федеративной России началось в 90-х гг. ХХ в., это было связано с изменением политического устройства и режима в стране, активизацией мирового сообщества в области решения проблем молодёжи, разработкой нормативно-правовых документов, регламентирующих молодёжную политику. Процесс инсти-туализации государственной молодёжной политики в РФ протекал сложно, как и сам процесс становления демократического государства в новых исторических условиях.
Проведя детальный анализ событий и процессов, связанных с формированием и оформлением государственной молодёжной политики в постсоветской России, мы чётко можем выделить три этапа её инсти-туализации.
Первый этап связан с разработкой нормативно-правовой базы, определяющей и регулирующей молодёжную политику в стране. Следует отметить, что инициатива принадлежала федеральному центру, который взял на себя основные задачи легализации и структуризации государственной молодёжной политики РФ. Данный период характе-
ризуется кризисом легитимности и фрагментацией всей политической системы, которые отразились и на государственной молодёжной политике: «Фрагментация коснулась традиционных для советской системы институтов, таких как профсоюзы и комсомол, которые играли важную роль в советской общественной системе, мобилизуя трудящихся и молодёжь на реализацию властных решений» [3, с. 34-35]. Действительно, основным импульсом для начала данного процесса стали вызовы социальной и политической реальности 1990-х гг.: распад комсомола как единственной политической структуры, проводившей систематическую работу с молодёжью и взаимодействовавшей с государством, ликвидация СССР как целостного государства и последовавшие изменения политической системы.
В условиях кризиса советского государства и перехода к новым демократическим ценностям в начале 90-х гг. ХХ столетия на федеральном уровне требовались переосмысление принципов и направлений работы государства с молодёжью, выработка новых подходов к воспитанию молодого поколения в соответствии с ценностями зарождающейся системы. Одним из эффективных инструментов формирования молодого поколения, обладающего политическим сознанием с системой демократических ценностей и установок, являлась государственная молодёжная политика. На неё ставка делалась как на основной инструмент государственного демократического строительства. Именно в этот период были разработаны и приняты основные нормативно-правовые акты, определяющие вектор развития государственной молодёжной политики РФ:
- Закон СССР «Об общих началах государственной молодёжной политики в СССР» (1991 г.);
- Указ Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики» (1992 г.);
- Постановление Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в Российской Федерации» (1993 г.);
- Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских объединений в Российской Федерации» (1995 г.).
Второй этап становления государственной молодёжной политики в РФ ознаменован деятельностью региональных органов государственной власти в сфере внедрения федеральных инициатив. Этот этап логично следовал за первым, но оказался наиболее сложным. Поскольку все регионы имели свои отличительные особенности как в экономическом, так и в политическом аспектах, постольку важным было при формировании молодёжной политики учитывать их специфику. Однако ситуация развивалась следующим образом: с одной стороны, некоторые субъекты РФ занимались разработкой и внедрением нормативно-правовой базы молодёжной политики ещё до принятия общефедеральной нормативно-правовой базы, а с другой стороны, ряд субъектов искусственно внедрил уже готовые федеральные инициативы в области молодёжной политики без учёта регионального контекста в собственную региональную политическую систему. На наш взгляд, оба варианта сказались негативно на формировании универсальной общероссийской модели молодёжной политики.
Исследователи напрямую связывают данный этап с политическими процессами и выделяют следующие причины всплеска интереса региональных властей к молодёжной политике во второй половине 90-х гг. ХХ в.:
1) происходит институциональное оформление региональной власти: проходят выборы депутатов представительной ветви власти в большинстве регионов, избираются главы субъектов РФ. В рамках институализации региональной власти молодёжная проблематика являлась весомым аргументом в политической борьбе;
2) в регионах завершается приватизация, а вместе с ней и процесс раздела собственности, что, в свою очередь, обусловило возникновение региональных экономических элит. Происходит усиление олигархических тенденций в российском политическом режиме. Это проявлялось в участии «олигархов» во властных политических процессах, в их влиянии на принятие политических решений и лоббировании корпоративных экономических интересов. Региональные экономические элиты, так или иначе, обеспокоены молодёжной проблематикой, которая может
сказываться на их экономическом благополучии (безработица, молодёжная преступность), и также предпринимают шаги в формировании субфедеральных моделей молодёжной политики [4, с. 203].
Более того, период конца 1990-х гг. обнаруживает элементы стагнации политического режима, что выражается в экономическом кризисе и неспособности центральной системы с ней справляться: военная кампания в Чечне, болезнь Президента России Б. Н. Ельцина, развитие на этом фоне феномена делегирования во власти. В данной политической ситуации становление молодёжной политики на федеральном уровне существенно замедлилось. В частности, не удалось принять Федеральный закон «Об основах государственной молодёжной политики в Российской Федерации», на который 25 ноября 1999 г. было наложено президентское вето, и депутатам Государственной думы не удалось его преодолеть.
В свою очередь, к середине 1990-х гг. регионы получают всю совокупность ресурсов в свои руки (политических, электоральных, экономических, административных и т. д.), что позволяет им вступать в переговорный процесс с центром и относительно самостоятельно разрабатывать стратегию социально-экономического и политического развития региона.
Также следует отметить, что начиная с середины 1990-х гг. государство постепенно уходит из экономической и социальной сферы, следовательно, реализация мероприятий в данных областях оказывается на балансе региональных и местных властей. Все названные факторы обусловили возможности (политические, финансовые) для разработки и принятия законов, проведения мероприятий по основным направлениям молодёжной политики в регионах постсоветской России.
Третий этап институционализации государственной молодёжной политики в федеративной России связан с разработкой федеральным центром стратегии и тактики реализации молодёжных проектов, их корректировкой и адаптацией на региональных уровнях. Данный этап характеризуется, с одной стороны, необходимостью укрепления вертикали власти в переходный период, с другой - необходимостью установления диалога для взаи-
модействия федеральной и региональной власти с молодёжью в период строительства институтов гражданского общества.
В данный период была разработана и принята «Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2016 года», утверждённая распоряжением Правительства от 18 декабря 2006 г.
Стратегия явилась, по сути, первым с начала 90-х гг. государственным актом федерального уровня в сфере молодёжной политики (после постановления Верховного Совета РФ 1993 г.). Данная стратегия была разработана на период до 2016 г. Она определяет приоритетные направления молодёжной политики и задачи, связанные с участием молодёжи в реализации национальных проектов. Современная обстановка в России, а также существующие молодёжные проблемы в центре и регионах свидетельствуют прежде всего о том, что молодёжная политика в стране далеко не совершенна и требует значительной доработки [5, с. 39].
С 2000-х гг. начинается постепенная эволюция политического режима в сторону усиления вертикали президентской власти, централизации отношений федерального центра и регионов, всё большего проявления авторитарных тенденций. Изменения характера политического режима накладывают отпечаток на систему взаимоотношений государства с молодёжными политическими и общественными организациями.
Изменение отношения государства к молодёжи, а значит, к государственной молодёжной политике обусловлено также действием внешнеполитических и социальных факторов.
Внешним фактором являются события начала 2000-х гг. на территории Грузии (2003 г.), Украины (2004 г.), Киргизии (2005 г.), где молодёжь выступила движущей силой «цветных революций», приведших к смене политического руководства в этих странах. В качестве социального фактора выступает появление в России в начале 2000-х гг. поколения «новой пассионарной молодёжи», представители которой не имеют сформировавшейся системы политических ценностей, следовательно, находятся в поиске своего места в политической системе.
Этот этап продолжается по сей день, поэтому есть смысл выделить его особенности:
- в рамках государственной молодёжной политики начался этап развития молодёжного парламентаризма как на федеральном уровне, так и в регионах. Эти проекты стали действующими лифтами современной молодёжи во властные структуры;
- особое внимание стали уделять молодёжным организациям и их деятельности с целью вовлечения в различные государственные проекты;
- молодёжь как социальную группу подвергают систематическим социологическим исследованиям, для того чтобы определить такие её качественные составляющие, как обработка информации, отношения с родителями, самовосприятие, установки и ценности, фрустрация и страхи, ожидания от будущего и др.;
- появление большого количества молодёжных политических организаций (Союз молодёжи «За Родину!», «Молодая гвардия», «Наши», Молодёжный союз правых сил, Евразийский союз молодёжи, «Оборона»);
- активное вмешательство существующей политической системы в создание молодёжных политических организаций. Впервые возникают организации молодёжи, созданные непосредственно органами государственной власти для оказания воздействия на молодёжь с целью воспитания лояльного к существующему режиму молодого поколения [6];
- введение государством новых механизмов для включения политически и общественно активной молодёжи в политическую систему. Такими механизмами стали уже упоминаемый выше молодёжный парламентаризм и проектная деятельность. Оба механизма способствуют развитию инициативности молодёжи, формированию её гражданских качеств и становлению зрелой жизненной позиции. К тому же оба механизма предоставляют молодёжи возможность принимать активное участие в выработке и реализации государственной молодёжной политики. И это, несомненно, сильные стороны данных механизмов;
- активное применение механизма акций прямого действия во взаимоотношениях с органами власти молодёжными политиче-
скими организациями оппозиционного характера. Данная особенность вполне закономерна, поскольку такие молодёжные политические организации, как Авангард красной молодёжи, «Оборона», Национал-большевистская партия, «Молодёжное "Яблоко"» и Молодёжный союз правых сил, являясь не включёнными в политическую систему элементами, вынуждены в качестве единственного способа заявить о своей позиции использовать акции прямого действия, часто имеющие незаконный характер.
Таким образом, процесс институализа-ции государственной молодёжной политики в демократической России прошёл три этапа, которые хронологически можно обусловить следующим образом: первый этап - с 1991 г. по 1995 г.; второй этап - с 1995 г. по 2000 г.; третий - с 2000 г. по настоящее время.
Россия и Казахстан, имеющие общую историю и тесные отношения во всех сферах общественной жизни, после распада СССР начали самостоятельный путь политического развития и государственного становления. Это относится и к молодёжной политике. Следует подчеркнуть, что первый Закон «О государственной молодёжной политике в Казахской ССР» был принят в июне 1991 г., ещё до распада СССР. Поэтому появление проблем в осуществлении данного закона не было случайностью. Довольно скоро возникли предложения по его изменению. Уже 22 апреля 1993 г. коллегия Государственного комитета РК по делам молодёжи в Постановлении «Об основных направлениях и подходах комитетов по делам молодёжи к реализации государственной молодёжной политики в Республике Казахстан» решила создать рабочую группу по формулированию и внесению изменений и дополнений в данный закон и завершить эту работу к августу этого же года.
Становление и развитие государственной молодёжной политики РК можно разделить на четыре этапа. Первый из них охватывает период с 1991 г. по 1998 г., он связан с формированием нормативно-правовой базы, регулирующей государственную молодёжную политику, и становлением органов власти, её реализующих. Это был непростой период, отличительными особенностями которого можно назвать: сложности в процессе
легитимации и легализации норм права, действующих в сфере государственной молодёжной политики; длительный процесс формирования институтов и органов власти в данной сфере, а также разграничение полномочий между ними; неизученность молодёжи как самостоятельной социальной группы; сопряжённость данных процессов с общими проблемами становления государственности РК.
Так, в октябре 1996 г. по распоряжению Президента РК Правительством был подготовлен проект Закона «О молодёжи» и в первом квартале 1997 г. вынесен на рассмотрение Парламента. Уже даже в январе 1997 г. Правительство включило в план законодательных работ новый законопроект «О молодёжи», но затем в мае этого же года исключило его в силу того, что он не был полностью готов. В первую очередь ему не хватало таких разделов, как меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, развитие молодёжного творчества, социально значимых инициатив, детских и молодёжных средств массовой информации. В итоге работа над законом была завершена на том этапе и его не приняли. Однако при его подготовке была проделана огромная работа, направленная на осмысление роли молодёжи в будущем РК, разработано много составляющих и направлений работы с молодым поколением, поэтому, несмотря на то что закон не был принят, его наработки очень пригодились на следующем этапе ин-ституализации государственной молодёжной политики Казахстана.
Второй этап начинается с 1998 г. и продолжается до 2004 г. В этот период было окончательно завершено создание нормативной базы для государственной молодёжной политики. Была проработана в несколько этапов сама концепция правового обеспечения государственной молодёжной политики и её основных направлений, оформилось на государственном уровне видение роли неправительственных молодёжных организации РК.
В апреле 1998 г. в газете «Новое поколение» опубликован проект Концепции молодёжной политики РК, разработанный Советом республиканского молодёжного движения «За будущее Казахстана» и отделом
молодёжной политики Министерства информации, культуры и общественного согласия. Он состоял из четырёх разделов, охватывающих такие вопросы, как необходимость молодёжной политики, её принципы, приоритетные направления и меры по реализации. В числе первоочередных мер выдвигалось принятие Закона «О молодёжной политике в Республике Казахстан», соответствующего современным требованиям и условиям общественного развития. При разработке концепции молодёжной политики необходимо учитывать социальное расслоение молодёжи, выступающее наиболее сильным фактором её жизнедеятельности [7]. Надо полагать, что это был первый подобный документ, имеющий большое значение в период подготовки нового законопроекта.
В этот же период времени был принят ещё один очень важный документ для молодёжной политики ещё молодой демократической республики. Распоряжением Президента РК 28 августа 1999 г. утверждена Концепция государственной молодёжной политики РК, опирающаяся на основополагающие идеи и принципы Всеобщей декларации прав человека, Всемирную программу действий ООН по развитию молодёжи до 2000 г. и на последующий период, Конвенцию о правах ребёнка, Конституцию РК, Послание Президента страны народу Казахстан «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Концепция состоит из пяти разделов. В ней обоснована необходимость государственной молодёжной политики как одного из важных направлений развития стратегических ресурсов общества, определены основная цель, приоритеты, основные принципы и направления этой политики, а также органы управления. Среди направлений государственной молодёжной политики обозначены следующие: обеспечение соблюдения прав и свобод молодёжи, гарантий в сфере образования, труда и занятости; создание условий для профессионального, духовного и физического развития молодёжи; поддержка молодых талантов; формирование системы социальной помощи и адаптации молодёжи к современным условиям; содействие развитию молодёжных и детских объединений. В соответствии с её положениями должны быть оп-
ределены нормативно-правовые механизмы реализации государственной молодёжной политики, сформированы основы методологического, организационного и информационного обеспечения [8].
Несмотря на некоторую схожесть в этапах становления государственной политики РФ и РК, следует отметить, что РК представляет собой в административно-территориальном плане унитарное государство, поэтому в его истории государственной молодёжной политики нет этапа регионального формирования законодательной основы, но при этом в Казахстане пошли по принципу целостности в плане создания нормативно-правовой базы государственной молодёжной политики, а именно изначально разработали концептуальную основу, затем законодательную, а следом программную. В связи с этим на данном этапе были разработаны сами механизмы и инструменты, которые вылились после в документы.
Заканчивается данный этап принятием 7 июля 2004 г. Закона РК «О государственной молодёжной политике в Республике Казахстан», который был подписан Президентом Н. А. Назарбаевым. Он состоит из четырёх глав и 20 статей, в нём заложены основные параметры молодёжи как социальной группы и определения основных понятий. Так, возрастные границы молодёжи установлены в интервале 14-29 лет. Молодая семья - это семья, в которой оба супруга не достигли возраста 29 лет, либо неполная семья, в которой детей (ребёнка) воспитывает один из родителей, не достигший возраста 29 лет, в том числе разведённый, овдовевший [9].
Третий этап связан уже непосредственно с реализацией данной законодательной базы, которая выражалась в первую очередь в создании институтов и органов власти в сфере государственной молодёжной политики РК. Хронологию этого периода можно ограничить 2004-2012 гг.
Наряду с формированием законодательства большое значение имеет разработка молодёжных программ, чем отмечен данный период времени. Истоки этой работы коренятся в деятельности комсомола. Именно комсомолом в конце 80-х гг. была начата подготовка подобных программ. Разрабаты-
ваемые молодёжными структурами (всеми областными, рядом городских и районных комитетов по делам молодёжи) документы восходят к программам комсомольских организаций, часть которых в 1990-1991 гг. была утверждена на сессиях народных депутатов и продолжала действовать после принятия Закона «О государственной молодёжной политике в Казахской ССР». Ряд комитетов занялся обновлением программ, разработкой новых документов в соответствии с законом и конкретными условиями. В 1992-1993 гг. на сессиях областных Советов народных депутатов были утверждены такие программы, как, например, «Об основных направлениях молодёжной политики» - в Западном Казахстане, «Молодёжь и рынок» - в Восточном Казахстане, «Молодёжь» - в Семипалатинске и Павлодаре. Всего в первой половине 90-х гг. было утверждено 16 программ, принимаемых с соответствующим финансированием [10, табл. 1].
Для проведения государственной молодёжной политики был образован Государственный комитет по делам молодёжи, физической культуры и спорта. Вскоре указом Президента страны этот комитет был преобразован в Государственный комитет РК по делам молодёжи. Сложилась полная и логичная структура управления молодёжной политикой в РК. Были разделены полномочия и установлена соответствующая иерархия.
И наконец, четвёртый этап развития государственной молодёжной политики РК начинается с 2012 г. и продолжается по сей день. Это очень активный период, связанный с формированием и оформлением молодёжной инициативы в контексте государственной молодёжной политики. Особое влияние на политические процессы в этот период времени оказывает евразийская интеграция и включённость Казахстана в неё, что не могло не отразиться на молодёжной политике.
Из всех структур общества, имеющих отношение к молодёжи, Президент РК в этот период особо выделил Ассамблею народа Казахстана (АНК) и призвал её активно поддержать все выдвинутые меры в отношении совершенствования государственной молодёжной политики. Президент выразил своё желание и порекомендовал руководителям различных рангов, депутатам чаще встре-
чаться с молодёжью. Такой важной встречей явилось участие Президента в работе II съезда молодёжного крыла «Жас Отан», состоявшегося в Астане 16 ноября 2012 г. под девизом «Мечтать. Трудиться. Верить». Главным итогом этого форума стало принятие Стратегии действий до 2020 г., о целесообразности разработки которой говорилось на Х1Х сессии АНК. В ней нашли отражение основные направления деятельности ведущей молодёжной организации республики: качественное образование - главный капитал молодёжи, труд как базовый фактор её социальной адаптации, культурное развитие и единство молодёжи, развитие молодёжного предпринимательства, науки, волонтёрского движения и др.
С этого и начинается современный этап развития государственной молодёжной политики РК. Также Н. А. Назарбаев указал на необходимость внести в разрабатываемую Концепцию государственной молодёжной политики до 2020 г. все основные положения указанного документа.
Мобильно развивающаяся РК, определяя приоритеты государственной политики, делает ставку на молодёжь как значимую социальную группу, обладающую большими потенциями. Так, Стратегия развития Казахстана до 2050 г. провозгласила новый этап социально-экономической модернизации, поставила перед государством новую цель -войти в число 30 наиболее развитых стран мира. Ключевым фактором достижения этой цели является прежде всего качество человеческого капитала, и именно молодому поколению предстоит поднять планку национальной конкурентоспособности в достижении столь амбициозных показателей.
В этом направлении государством проводится масштабная работа. Утверждена Концепция государственной молодёжной политики и соответствующий план мероприятий, корректируется национальное законодательство. Начиная с 2008 г. функционирует Совет по молодёжной политике при Президенте, в 2012 г. создан Комитет по делам молодёжи, а также региональные управления по вопросам молодёжной политики.
За все эти четыре периода государственная молодёжная политика сформулирована как система социально-экономических,
политических, организационных и правовых мер, осуществляемых государством и направленных на поддержку молодёжи. В качестве целей государственной молодёжной политики обозначены создание социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для духовного, культурного, образовательного, профессионального становления и физического развития молодёжи, раскрытия её творческого потенциала в интересах всего общества. Задачами этой политики названы защита прав и интересов молодёжи, предоставление ей помощи и социальных услуг, реализация социально-значимых инициатив юношей и девушек. Среди принципов, на которых основывается государственная молодёжная политика РК, зафиксированы следующие: признание интересов и потребностей молодёжи как особой социально-демографической группы, сохранение и укрепление физического здоровья, нравственное и духовное развитие, приоритет исторических и культурных ценностей Казахстана, формирование казахстанского патриотизма и гражданственности, реализация прав и свобод молодёжи и др.
Таким образом, Россия и Казахстан после распада Советского Союза встали перед одинаковой проблемой формирования самостоятельной молодёжной политики и государственной молодёжной политики. Перед государствами возникли одинаковые задачи -определить основные направления и принципы государственной молодёжной политики, разработать нормативно-правовую базу, создать институты и органы государственной власти, курирующие это направление деятельности, запустить механизм её реализации в действие. Однако при всей близости и идентичности проблем решения их в РФ и РК имели свои отличия, которые происте-
кали в первую очередь от различного административно-территориального устройства, системы управления, образования в стране и других факторов, но при этом начавшиеся процессы евразийской интеграции снова направили наши векторы развития молодого поколения в одном направлении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Denstad F. Y. Youth Policy Manual. How to Develop a National Youth Strategy. - P. : Council of Europe, 2009.
2. Рахимова Л. А. Политическая социализации молодёжи: механизмы и модели : дис. ... канд. полит. наук. - Уфа, 2006. - 195 с.
3. Красникова Н. М. Взаимодействие и взаимовлияние молодёжной политики и молодёжного движения в современной России : дис. ... канд. полит. наук. - Пермь, 2008.
4. Красильников Д. Г. Межсистемные политические ситуации в России в XX веке. - Пермь, 2001. - С. 203. - 282 с.
5. Нигматулина Т. А. Государственная молодёжная политика в федеративной России: инновационные парадигмы. - Уфа, 2012. - 188 с.
6. Беляева Н. М. Эволюция взаимоотношений государства с молодёжными политическими и общественными организациями в современной России : Пятый Всероссийский конгресс политологов (Москва, 20-22 ноября 2009 г.). - URL: https://www.civisbook.ru /files/File/Belyaeva.pdf (дата обращения: 12.05.2017).
7. Концепция молодёжной политики Республики Казахстан. Проект // Новое поколение. -1998. - 13 апр.
8. Закон Республики Казахстан «О государственной молодёжной политике в Республике Казахстан». Проект // Казахстанская правда. - 2002. - 14 мая.
9. О государственной молодёжной политике в Республике Казахстан : закон Республики Казахстан от 7 июля 2004 г. // Казахстанская правда. - 2004. - 15 июля.
10. Отчёт Министерства по делам молодёжи, туризма и спорта Республики Казахстан о реализации Закона «О государственной молодёжной политике в Казахской ССР». - 44 л.
Информация о статье
Дата поступления 8 декабря 2017 г.
Article info
Received
December 8, 2017
Дата принятия в печать 1 февраля 2018 г.
Accepted February 1, 2018
Сведения об авторе
Айтжанова Динара Нуржановна - аспирант кафедры политологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия,
Омск, пр. Мира, 55
E-mail: [email protected]
About the author
Aitzhanova Dinara Nurzhanova - Graduate Student of the Department of Political Science of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Postal address: 55, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: [email protected]
Для цитирования
Айтжанова Д. Н. Основные этапы институализации государственной молодёжной политики Российской Федерации и Республики Казахстан // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 1 (17). С. 149157. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.1.149-157.
For citations
Aitzhanova D. N. The Main Stages of the Institutionalization of the State Youth Policy of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 1 (17), pp. 149-157. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.1.149-157 (in Russian).