DOI: 10.24143/2073-5537-2018-1-59-66
УДК [37.02/.03:316.346.32-053.6]:332.14(470.45)
А. А. Тургаева, Н. В. Горшкова, Е. А. Шкарупа
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Молодёжная политика представляет собой важнейшее стратегическое направление общей политики государства. Региональный фактор молодёжной политики становится ключевым в расширении территорий. Современный этап развития Российской Федерации определяет молодёжь как особый ресурс государства, обладающий специфическими особенностями. Однако этого недостаточно для полноценного участия в развитии России, в частности её регионов. Условия социальных изменений в стране диктуют необходимость повышенного внимания к молодёжи со стороны государства. Сокращение численности молодёжи к 2025 г., обусловленное рядом вызовов, обосновывает приоритетный статус молодёжной политики в качестве объекта государственной поддержки. С позиций регионального развития молодёжной политике необходимо придать дифференцированный характер, учитывая демографические особенности территорий. Особое внимание уделяется программно-целевым методам поддержки молодёжной политики Волгоградской области, приоритетными направлениями которых стали: гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание; вовлечение молодёжи в добровольческую деятельность; поддержка социально-значимых инициатив; формирование здорового образа жизни, в том числе организация отдыха и оздоровление детей, поддержка молодых семей. Рассматриваются приоритетные направления реализации государственной молодёжной политики региона.
Ключевые слова: молодёжь, государственная молодёжная политика, патриотическое воспитание, устойчивое развитие региона, программно-целевые методы.
Введение
Молодёжь представляет собой социально-демографическую группу, которая особенно отличается от других групп возрастными особенностями, специфическими интересами и ценностями социального положения, а также местом и функциями в социальной структуре общества. Современный этап развития российского общества характеризуется периодом столкновения с глобальными тенденциями и вызовами, которые представлены миграционными потоками, демографическими дисбалансами, асинхронностью экономического роста. Ко всему прочему перечень этих проблем расширяется за счёт изменения климата, роста числа природных катастроф, глобальных экологических проблем, и т. д. Эффективное использование научно-технического потенциала, предопределяющее новые требования к качеству человеческого потенциала, становится действенным способом снижения перечисленных угроз.
Современная молодёжь находится на особенном историческом этапе, когда унаследованные материальные и духовные ценности не являются фундаментом социализации. Однако выработка этих ценностей возможна с помощью самостоятельного активного участия молодого поколения. Активное участие молодёжи усиливает актуальность решения проблем социального развития молодого поколения и становится базисом в необходимости реализации государственной молодёжной политики.
Роль государства должна заключаться в признании молодёжи в качестве полноправного участника формирования государственной молодёжной политики, создающей условия для реализации потребностей молодёжи во всех социально значимых аспектах её жизнедеятельности.
Успешный результат реализации государственной молодёжной политики региона заключается в улучшении социально-экономического положения молодёжи и масштабности участия в социально-экономической жизни территории.
Приоритетный статус молодёжной политики как объекта государственной поддержки
Несмотря на достигнутые успехи в последние годы (снижение смертности среди молодёжи, мировое лидерство по показателю охвата молодёжи высшим образованием, снижение уровня
преступности среди молодёжи, снижение ряда показателей социального неблагополучия), проблемы, связанные с человеческим потенциалом российской молодёжи, продолжают сохраняться. По индексу развития молодёжи (YDI), который измеряется по пяти ключевым областям (образование, состояние здоровья, занятость, гражданская активность и участие в политической жизни), Российская Федерация в 2013 г. заняла 88-е место среди 170 стран.
В соответствии с Основами государственной молодёжной политики РФ на период до 2025 г., молодёжь в Российской Федерации на современном этапе представлена социально-демографической группой [1]. Возрастной критерий представлен возрастом от 14 до 30 лет (рис. 1-4). Некоторые нормативные правовые акты субъектов РФ относят к молодёжи людей до 35 лет.
млн чел. 34,5
34
33,5
33
32,5
32
31,5
31
30,5
30
2013
2014
2015
2016 Год
Рис. 1. Динамика численности молодёжи (14-30 лет) в Российской Федерации (составлено по [2])
чел.
16,8
17,4
2013
16,4
16,8
2014
16,1
16,5
2015
15,4
I Женщины ■ Мужчины
2016
Год
Рис. 2. Динамика численности молодежи (14-30 лет) в Российской Федерации по полу, млн (составлено по [2])
% 100,0
I Женщины I Мужчины
2013 2014 2015
2016
Год
Рис. 3. Динамика численности молодёжи (14-30 лет) в Российской Федерации по полу (составлено по [2])
Сёла I Города
2013
2014
2015
2016
Год
Рис. 4. Динамика численности молодёжи (14-30 лет), проживающей в городах и сёлах (составлено по [2])
Демографический прогноз показывает существенное снижение численности молодёжи до 2025 г. (рис. 5).
40 35 и 30
§ 25
ч
£ 20 ч 15 10 5 0
35,2
2012
2015
2018
2021
2024
2025 Год
Рис. 5. Численность молодёжи (14-30 лет) в Российской Федерации в 2012-2025 гг. (составлено по [3])
По прогнозам 2025 г. будет характеризоваться сокращением численности молодёжи в возрасте 23-30 лет (самый продуктивный возраст). Сокращение коснётся не только трудовой деятельности молодёжи после получения ею образования, но и воспроизводственного процесса населения. За пределами 2050 г. встанет вопрос о резком сокращении численности молодёжи в детородном возрасте.
Численностью молодёжи предопределены стратегические вызовы всех ключевых сфер развития страны и её регионов [4].
1. Экономический вызов заключается в сокращении молодого работающего населения, что может привести к снижению темпов экономического роста. С позиции глобальных вызовов, отсутствие молодежи приведёт к ослаблению позиций РФ на мировом рынке.
2. Наличие кадрового вызова обусловлено сокращением молодежи и её в стратегически значимые отрасли. Так, отсутствие молодого поколения будет препятствовать полноценному развитию приоритетных отраслей.
3. Проблемы демографического вызова связаны с сокращением численности потенциальных молодых матерей, что оказывает влияние на уровень рождаемости.
4. Социальный вызов представлен проблемой обеспечения пенсионной системы и ростом пенсионной нагрузки.
5. Региональный вызов характеризуется дифференциацией распределения молодого населения по территории страны. Для сельской местности характерен высокий миграционный отток.
6. Вызов национальной безопасности предполагает возникновение проблем комплектования вооружённых сил и поддержание обороноспособности страны.
7. Региональный вызов и вызов национальной безопасности в совокупности предопределяют усиление геополитических угроз и ослабление возможностей противостояния неконтролируемым потокам международной миграции [4, с. 5].
Таким образом, целенаправленная молодёжная политика, учитывающая особенности молодёжи и регионов, осуществляемая при координации всех уровней власти и соответствующих структур, создаст условия для преодоления перечисленных вызовов.
Программно-целевой подход в реализации молодежной политики региона
Молодёжная политика Волгоградской области является частью социально-экономической политики и направлена на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития региона.
Государственная молодёжная политика, реализуемая в регионе, в январе 2016 г. отметила юбилей - 25 лет со дня создания уполномоченного органа исполнительной власти по реализации региональной молодёжной политики.
Стратегическим вектором поддержки молодёжи региона становится совершенствование соответствующей инфраструктуры государственной молодёжной политики, учитывающей специфические интересы и ценности данной социально-демографической группы.
Под инфраструктурой государственной молодёжной политики понимается совокупность институтов, обеспечивающих создание необходимых правовых, экономических и организационных условий, стимулов и гарантий по реализации потребностей молодёжи по всем социально значимым аспектам их жизнедеятельности. Она включает:
1) Комитет образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области;
2) Комитет молодёжной политики Волгоградской области;
3) ГБУ ВО «Центр молодёжной политики» (Волгоградский регион);
4) Российский Союз Молодёжи (Волгоградская областная общественная организация Российского Союза Молодёжи);
5) Волонтёрский центр «Прорыв» и др.;
Молодёжная политика региона осуществляется через механизм её реализации, который представлен следующими блоками:
- институциональный блок представлен системой органов федерального и регионального уровня властей, в компетенции которых входит выработка и реализация государственной моло-
дёжной политики. Важным аспектом данного блока является координация связей между органами власти и институтами инфраструктуры государственной молодёжной политики;
- нормативно-правовой блок состоит из законодательной базы по реализации молодёжной политики;
-программный блок (программно-целевые методы поддержки молодёжной политики) представлен перечнем мероприятий по реализации приоритетных направлений поддержки молодёжи;
- информационный блок представлен поддержкой реализуемых мероприятий государственной молодёжной политики средствами массовой информации;
- экономический блок включает систему финансового обеспечения реализации молодёжной политики (взаимосвязан с программным блоком).
Программно-целевые методы поддержки молодёжной политики, реализуемые за счёт государственных программ федерального и регионального уровня, играют заметную роль в создании условий для развития молодёжи.
Финансовое обеспечение продолжает оставаться доминирующим компонентом реализации программно-целевых методов поддержки молодёжи региона. Источниками финансирования реализации молодёжной политики являются: средства федерального бюджета, а также региональных и муниципальных бюджетов, привлечённые средства из внебюджетных источников. Бюджетное и внебюджетное финансирование реализации молодёжной политики региона осуществляется посредством предоставления бюджетных средств, субсидий и грантовой поддержки. Таким образом в Волгограде принята и реализуется государственная программа Волгоградской области «Региональная молодёжная политика Волгоградской области» на 2017-2020 гг.
Данная программа включает подпрограммы: «Вовлечение молодёжи Волгоградской области в социальную практику» (на 2017-2020 гг.); «Гражданско-патриотическое воспитание граждан Волгоградской области» (на 2017-2020 гг.); «Организация отдыха и оздоровления детей, проживающих в Волгоградской области» (на 2017-2020 гг.).
Приоритетом успешного развития любой страны должно стать укрепление семьи как основы государства. Поэтому задача региона в реализации молодёжной политики состоит в формировании условий, обеспечивающих уверенность в будущем института семьи.
В рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё - гражданам России» на территории Волгоградской области реализуется подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг., ответственным исполнителем которой является Комитет молодёжной политики Волгоградской области. В настоящее время участниками Подпрограммы является 2 913 молодых семей. По состоянию на 31 декабря 2016 г. 404 молодые семьи улучшили жилищные условия.
Стратегические приоритеты государственной молодёжной политики в Волгоградской области в 2017 г.
Приоритетными направлениями развития молодёжной политики региона в 2017 г. стали:
- гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание;
- вовлечение молодёжи в добровольческую деятельность;
- поддержка социально-значимых инициатив;
- формирование здорового образа жизни (в том числе организация отдыха и оздоровление детей);
- поддержка молодых семей [5].
Развитие добровольческого сектора продолжает оставаться приоритетным направлением поддержки молодёжи региона. Волгоградская область вошла в число регионов по внедрению стандарта поддержки добровольчества. В Волгоградской области статус стандарта поддержки добровольчества получил Волгоградский государственный университет. Стандарт поддержки добровольчества основан на лучших практиках государственной поддержки волонтёров и призван вывести движение на качественно новый уровень, повысить эффективность организации добровольческой деятельности, привлечь дополнительные внебюджетные средства в социальную сферу. В рамках реализации стандарта в 2018 г. в регионе планируется принять закон «О добровольческой деятельности (волонтёрстве) в Волгоградской области» и создать совет по развитию добровольчества [6]. Волонтеров, занимающихся разными направлениями работы,
насчитывается более 23 тыс. человек. В регионе продолжается активная подготовка городских волонтёров к 21-му Чемпионату мира по футболу ФИФА 2018. Число кандидатов, прошедших курсы по обучению городских волонтёров, достигло более 1 500 человек [5].
Стремительно развивается экологическое добровольчество. Активистами сферы молодёжной политики Волгоградской области (совместно с добровольцами) было проведено более 150 экологических мероприятий, в которых приняли участие более 28 тыс. молодых жителей региона [5].
Особое внимание в прошедшем году было уделено вовлечению молодёжи в мероприятия, посвящённые празднованию 75-летия разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Участниками этих мероприятий стали более 200 тыс. человек.
Молодёжь региона активно принимает участие в федеральных конкурсах и программах, направленных на поддержку социально значимых инициатив. По итогам Всероссийской молодёжной форумной кампании 25 проектов молодых волгоградцев получили финансирование в виде грантов на сумму 5 500 000 рублей. Более 18 представителей активной молодёжи региона и молодёжные некоммерческие организации получили грантовую поддержку на реализацию социально-значимых инициатив в размере более 8 500 000 рублей [5].
Заключение
Молодёжная политика региона - это совокупность мер, обеспечивающих создание условий и возможностей для развития потенциала молодёжной территории. Это достигается посредством формирования и развития соответствующей инфраструктуры молодёжной политики, учитывающей специфические особенности рассматриваемой категории.
Активное участие государства в развитии молодёжи обеспечено применением программно-целевого метода, основная цель которого заключается в концентрации финансовых ресурсов на более приоритетных направлениях.
Приоритетными направлениями реализации государственной молодёжной политики на уровне региона должны стать: здоровый образ жизни молодёжи, качественное образование, трудоустройство молодёжи в соответствии с полученным образованием и её интересами, реализация мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию граждан, вовлечение молодёжи Волгоградской области в социальную практику, повышение доступности жилья молодым семьям.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Об утверждении основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р URL: http://www. consultant. ru/cons/cgi/ online.cgi?req= doc&base= LAW&n=171835&fld= 134&dst=100013,0&rnd=0.9389528079720384 #04433518650098691 (дата обращения: 16.02.2018).
2. Росмолодёжь - Федеральное агентство по делам молодёжи. Статистика. URL: http://www. fadm. gov.ru/activity/statistic (дата обращения: 16.02.2018).
3. Эксперт ONLINE. URL: http://www. expert.ru/ (дата обращения: 16.02.2018).
4. Андреев А. И., Ильин И. В. Государственная молодёжная политика Российской Федерации: стратегические ориентиры развития // Alma mater. Вестн. Высш. шк. 2016. № 5. С. 46-53.
5. Комитет молодёжной политики региона подвёл итоги года. URL: http://kdm.volgograd.ru/current-activity/cooperation/news/ 170991/ (дата обращения: 16.02.2018).
6. Заместитель губернатора Волгоградской области провёл рабочее совещание и подвёл итоги в добровольческой сфере региона. URL: http://www.volsu.ru/vc_proryv/news/detail.php?ID=23693 (дата обращения: 16.02.2018).
Статья поступила в редакцию 19.01.2018
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Тургаева Аксана Альбековна - Россия, 414056, Астрахань; Астраханский государственный технический университет; канд. экон. наук, доцент; доцент кафедры экономики бизнеса и финансов; [email protected].
Горшкова Наталья Валерьевна — Россия, 400062, Волгоград; Волгоградский государственный университет; д-р экон. наук, профессор; зав. кафедрой теории финансов, кредита и налогообложения; GorshkovaNV@volsu.
Шкарупа Екатерина Александровна — Россия, 400062, Волгоград; Волгоградский государственный университет; канд. экон. наук, доцент; доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения; [email protected].
A. A. Turgaeva, N. V. Gorshkova, E. A. Shkarupa
IMPLEMENTATION OF THE STATE YOUTH POLICY IN THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE VOLGOGRAD REGION)
Abstract. The youth policy represents the major strategic direction of the general policy of the state. The regional factor of youth policy becomes a key factor in the development of the territories. The current stage of the development of the Russian Federation defines young people as a special resource for the development of the state, which has specific features. However, for the competent participation of young people in developing of Russia and in particular of its regions the conditions for social changes in the global world dictate the need for increased attention on the part of the state in the formation and development of young people. Reducing the number of young people by 2025, due to a number of challenges, justifies the priority status of youth policy as an object of state support. From the standpoint of the regional development, youth policy should be given a differentiated character, taking into account the demographic characteristics of the territories.The particular attention is paid to the program-targeted methods of supporting the youth policy of the Volgograd region, the priority areas of which are: civil-patriotic and spiritual-moral upbringing; involvement of youth in volunteer activities; support for socially significant initiatives; formation of a healthy lifestyle, including the organization of recreation and health improvement of children, support of young families. Priority directions of realization of the state youth policy of the region are being considered.
Key words: youth, state youth policy, patriotic upbringing, sustainable development of the region, program-targeted methods.
REFERENCES
1. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoi molodezhnoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda: Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 29.11.2014 N 2403-r [On establishment of the principles of the State Youth Policy of the Russian Federation for the period to 2025: Government Order No. 2403-r dated November 29, 2014]. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=171835 &fld =134&dst =100013,0&rnd=0.9389528079720384#04433518650098691 (accessed: 16.02.2018).
2. Rosmolodezh' - Federal'noe agentstvo po delam molodezhi. Statistika. [Rosmolodezh' - Federal agency on youth affairs. Statistics]. Available at: http://www. fadm.gov.ru/activity/statistic (accessed: 16.02.2018).
3. Ekspert ONLINE. [Expert ONLINE]. Available at: http://www. expert.ru/ (accessed: 16.02.2018).
4. Andreev A. I., Il'in I. V. Gosudarstvennaia molodezhnaia politika Rossiiskoi Federatsii: strategicheskie orientiry razvitiia [State Youth Policy of the Russian Federation: strategic guidelines of the development]. Alma mater. Vestnik Vysshei shkoly. 2016, № 5, pp. 46-53.
5. Komitet molodezhnoi politiki regiona podvel itogi goda [Youth Policy Committee of the region resumed the results of the year]. Available at: http://kdm.volgograd.ru/current-activity/cooperation/news/ 170991/ (accessed: 16.02.2018).
6. Zamestitel' gubernatora Volgogradskoi oblasti provel rabochee soveshchanie i podvel itogi v dobro-volCheskoi sfere regiona [Deputy Governor of the Volgograd region held the meeting on the results of volunteer activity in the region]. Available at: http://www.volsu.ru/vc_proryv/news/detail.php?ID=23693 (accessed: 16.02.2018).
The article submitted to the editors 19.01.2018
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Turgaeva Aksana Albekovna — Russia, 414056, Astrakhan; Astrakhan State Technical University; Candidate of Economics, Assistant Professor; Assistant Professor of the Department of Business Economics and Finance; [email protected].
Gorshkova Natalia Valeryevna — Russia, 400062, Volgograd; Volgograd State University; Doctor of Economics, Professor; Head of the Department of Theory of Finance, Credit and Taxation; GorshkovaNV@volsu.
Shkarupa Ekaterina Aleksandrovna — Russia, 400062, Volgograd; Volgograd State University; Candidate of Economics, Assistant Professor; Assistant Professor of the Department of Theory of Finance, Credit and Taxation; [email protected].