Успешная профессиональная деятельность туроператоров или турагентов на рынке туристских услуг как фронтальных профессиональных субъектов, обусловлена, в том числе, индивидуальной конкурентной стратегией фирмы. Основным вектором такой стратегии, по мнению абсолютного большинства представителей профессиональной сферы туризма, должна являться клиентоориентированность, продуманная коммуникация с потребителем [3]. Необходимо расширять спектр специфических услуг, оказываемых турагентами и туроператорами, тех услуг, которые не формируют туристского пакета как такового, но выращивают и актуализируют потребность в его приобретении, устанавливают раппорт доверия между потребителями и субъектами профессиональной сферы туризма.
Успех сопутствует также тем предприятиям профессиональной сферы туризма, которые смогут оказывать идентичные услуги при снижении затрат. Такое возможно, опять-таки, только при совершенствовании коммуникаций, но уже непосредственно профессиональных, осуществляемых между субъектами внутри данной сферы. Конкурентными преимуществами компании в сфере услуг являются наличие филиалов, эффективная реклама, выгодное месторасположение, квалификация работников и т.п. Как мы знаем, конкурентные преимущества фирмы служат основой выбора стратегии развития и определения своей позиции на рынке. Таким образом, партнерско-конкурентские взаимодействия в профессиональной сфере туризма являются значимым фактором конкурентоспособности и, одновременно, представляют собой основу социально-профессиональной структуры данной сферы. Список использованной литературы:
1. Архипов А.Е. Управление интегрированными маркетинговыми коммуникациями в сфере услуг: теория и методология / диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / ГОУВПО «Омский государственный университет». Омск, 2012
2. Диянова С. Н. Маркетинг сферы услуг/ С.Н. Диянова, А.Э. Штезель. М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. - 192 с
3. Карицкая И.М. Композиционное социологическое исследование сферы профессиональной деятельности на примере туризма // Идеи и идеалы: № 1 (15) т. 2, 2013, г. Новосибирск, изд-во Новосибирского государственного технического университета, 2013
4. Карицкая И.М. Туризм как социальный институт // Идеи и идеалы: 2011. Т. 2. № 2. С. 9-14. г. Новосибирск, изд-во Новосибирского государственного технического университета, 2011
5. Нагапетьянц Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 282 с.
6. Нюренбергер Л.Б. Рекреалогия и рекреационные системы. - учебное пособие / Л. Б. Нюренбергер, Н. Н. Егорова, И. М. Карицкая ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Кузбасский гос. технический ун-т". Кемерово, 2010
7. Нюренбергер Л.Б. Современные тенденции формирования туристско-рекреационного спроса населения // Труд и социальные отношения. 2009. № 6. С. 34-37.
© И.М. Карицкая, 2015
УДК 316.35
Колотилина Анастасия Александровна
студент ВолГУ, г. Волгоград, РФ E-mail: [email protected]
МОЛОДЁЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Аннотация
Молодёжные общественно-политические движения являются посредником между обществом и
348
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
государством, каналом артикуляции интересов. В этой связи актуальным представляется исследование сущностных и классификационных оснований молодёжных общественно-политических движений.
Ключевые слова
Молодёжь, общественно-политические движения, молодёжные объединения, молодёжная среда. «Молодёжные движения» - понятие, которое используется для обозначения молодежной организации или объединения, имеющей временный характер, связанный с реализацией определенной задачи; стихийно возникшее в определенном историко-культурном пространстве молодых людей, направленных к воплощению общих идеалов, разделяющих схожие ценности, признающие определенные нормы поведения, культивирующих тот или иной образ жизни [1]. Под «молодёжным политическим объединением» понимаются силы, которые: а) осознают свою собственную специфичность, особенность собственных интересов и своего места и роли в обществе; б) осуществляют общественно значимую деятельность, направленную на реализацию этих интересов и утверждение своей специфичности и собственной роли в обществе; в) имеют четкую институционализацию» [2, с. 100].
В современной науке имеется многообразие классификаций молодёжных общественно-политических движений по различным основаниям. О.Э. Сироткин использует формальность или неформальность структуры молодежной организации как основания для их типологизации. В качестве формальных объединений автор выделяет - «просоциальные, асоциальные и антисоциальные молодёжные структуры [3, с. 14].
И.М. Кольжанова принимает во внимание два критерия типологизации молодёжных организаций - это отношение к власти и позиционируемый политический спектр [4, с. 12]. Называет движения подвластные и движения оппозиционные. Г.А. Лукс использует оценочную классификацию молодёжных движений. В данной классификации молодёжные движения выступают акторами молодёжной политики, и автор подразделяет их на «социально-положительные, социально-нейтральные и асоциальные». Отмечается, что у всех молодёжных движений наблюдаются такие характерные особенности как соответствующая идеология, внешний вид участников движений, количество и качество упоминаний движения в СМИ [5, с. 50].
А.В. Костёркин дифференцирует молодёжные группировки по способу возникновения. Им были выделены три типа организаций, «во-первых, это структурные подразделения существующих организаций; во-вторых, подразделения международных, общероссийских объединений и движений; в-третьих, новые молодёжные организации на основании общности интересов [6, с. 155]. Автор подчеркивает, что молодёжные организации могут формироваться как «снизу» инициативной молодёжью, так и «сверху» органами государственной власти, осуществляющими работу с молодёжью.
Политические и идеологические ориентации молодёжных движений, масштаб деятельности, социальную базу движения, его ценностные ориентации и интересы, а также отношение к существующей власти - использует как основания для классификации Н.А. Хохлова [7, с. 19]. Исследователь А.Е. Круглов предлагает делить молодёжные организации и движения на либеральные или антилиберальные [8, с. 121]. Список использованной литературы:
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект №14-33-01202
1. Баева Л.В. Экзистенционально-аксиологические основания формирования молодежных субкультур. Режим доступа - http: //www.aspu.ru/images/File/Publikatzii/Exist.pdf
2. Корниевский А.А., Якушик В.М. Молодежное движение и политические объединения в современной Украине. - Киев, 1997.
3. Сироткин О.Э. Сущность и тенденции молодежного движения в современной России : автореф. дис. ... к.полит.н. - М., 2004.
4. Кольжанова И.Н. Общественно-политические молодёжные движения в современной России: масса, элиты, лидеры : автореф. дис. ... к.полит.н. - Ростов-на-Дону, 2006.
5. Неформальные объединения молодежи на рубеже тысячелетий: научно-аналитический обзор / Под общей редакцией Г.А. Лукс. - Самара, 2002.
6. Костёркин А.В. Региональные советы, круглые столы молодёжных и детских объединений // Молодёжь и общество. - 2004. - №3.
7. Хохлова Н.А. Современное молодежное движение в России: структурно-функциональный анализ : автореф. дис. ... к.полит.н. - Нижний Новгород, 2007.
8. Круглов А.Е. Молодежный радикализм: формирование угрозы безопасности в период трансформации российского общества : дис. ... д-ра п.наук. - Саратов, 2006.
© А.А. Колотилина, 2015
УДК3136.44
Кочина Елена Александровна
канд.социол.н., доцент Медико-психолого-социальный институт Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Г. Абакан, Российская Федерация E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ НАДЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Исследование выполнено при поддержке гранта Президента РФ МК-6746.2015.6
Аннотация
Автором представлен обзор теоретических подходов к формированию надэтнической идентичности в современных условиях. Делается вывод, что характеристика надэтнической идентичности заключается в присутствии, с одной стороны, надиндивидуальной системы ценностей, идей, символов и ритуалов, традиций, а с другой стороны - этнической идентичности, благодаря которой происходит соотношение человека к представителю этнической культуры.
Ключевые слова Идентичность, надэтническая идентичность, культура.
В последнее время, проблема идентичности стала предметом исследования многих западных и российских учёных. Все они вытекают из нескольких течений или направлений. Важное место занимают исследования, посвященные надэтнической идентичности граждан современной России, что даже отражено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [2]. Данное обстоятельство можно объяснить как минимум двумя причинами. С одной стороны, современный российский социум, как отмечают исследователи, переживает кризис утраты советской интеграционной идентичности, а неопределенность процессов социокультурной идентификации населения полиэтничной и многоконфессиональной страны чревато обострением социальных конфликтов на почве ценностно-мировоззренческих противоречий. С другой стороны, мировые процессы политической и экономической интеграции, в которых Россия играет все более активную роль, требуют построения гражданского общества и оформления «политической нации» (нации-согражданства) на принципах мультикультурализма, демократии и плюрализма [3].
Широкое использование термина «идентичность» как категории междисциплинарного знания связано с исследованиями Э. Эриксона, который и определил идентичность как внутреннюю тождественность и культурно-историческую непрерывность личности. Во второй половине XX века термин «идентичность» основательно входит в словарь социогуманитарных наук. В последние десятилетия XX столетия это понятие превращается в норму западной научной литературы [4].
Сущность надэтнической идентичности заключается в присутствии, с одной стороны, трансиндивидуальной культуры, ценностей, идей; с другой - этничности - этнической идентичности, благодаря которой происходит квалификация того или иного человека как представителя этнической