Научная статья на тему 'Социальная политика в отношении материнства и детства в первые годы советской власти'

Социальная политика в отношении материнства и детства в первые годы советской власти Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2414
645
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МАТЕРИНСТВО / ДЕТСТВО / МЛАДЕНЧЕСТВО / БЕСПРИЗОРНОСТЬ / SOCIAL POLICY / MOTHERHOOD / CHILDHOOD / HOMELESSNESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сажина Н. С.

В работе рассматриваются основные направления социальной политики в отношении материнства и младенчества. Выделяются социальные мероприятия в области защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Показана роль государственных органов власти и общественных организаций в социальной политики в 1917-1918 годах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social policy in respect of maternity and childhood in the first years of Soviet power

The paper considers the main directions of social policy in respect of motherhood and infancy. The author describes the main social activities in the field of social protection of children left without parental care. Shows the role of public authorities and public organizations in protection of motherhood and childhood in 1917-1918

Текст научной работы на тему «Социальная политика в отношении материнства и детства в первые годы советской власти»

УДК-364-4-053.2-058.86

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Н.С. Сажина

В работе рассматриваются основные направления социальной политики в отношении материнства и младенчества. Выделяются социальные мероприятия в области защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Показана роль государственных органов власти и общественных организаций в социальной политики в 1917-1918 годах.

Ключевые слова: социальная политика, материнство, детство, младенчество, беспризорность.

Социальная политика - это приоритетное направление деятельности государственных органов власти и местного самоуправления и занимает одно из определяющих мест в жизни страны. Гарантом политической стабильности любого государства является благополучие в социальной сфере, поэтому осуществляя экономические и социальные реформы нужно учитывать, в первую очередь, исторический опыт российского государства. В этом отношении, значимым представляется обращение к историческому опыту реализации социальной политики советского государства, в том числе в 1917-1918-е годы, когда проблемы социальной сферы, как и сегодня, являлись приоритетными.

С приходом к власти большевиков были осуществлены первые требования рабочего класса об охране материнства и детства, выдвигавшиеся еще до революции. В Народном комиссариате государственного призрения была сначала образована коллегия, возглавившая специальный отдел, задачей которого было проведение в общегосударственном масштабе мероприятий, дававших «возможность женщине совместить с материнством общественно полезный труд и планомерно осуществляющих борьбу с колоссальной детской смертность» [1, с.9]. Созданный отдел охраны материнства и детства возглавил доктор Н. Д. Королев. К участию в работе по охране материнства и младенчества были привлечены Советы, общегородские и областные больничные кассы, Народный комиссариат труда, профсоюзы и организации специалистов. Но без привлечения женщин-работниц к участию в этом важном деле было бы невозможно сделать даже первые шаги в организации охраны материнства и детства. По решению ЦК РКП (б) 12—15 ноября 1917 г. в Петрограде была проведена первая конференция женщин-работниц, в которой приняли участие кроме питерских работниц представители Москвы, Иваново-Вознесенска, Тулы и Калуги. Среди политических требований участницы конференции уделили большое внимание вопросу об охране и обеспечении материнства и детства.

Первоочередной задачей Наркомата государственного призрения явилась реорганизация учреждений, облегчающих матерям трудности материнства, а также способствующих предотвращению высокой детской смертности. В принятом Наркоматом декрете от 20 января 1918 г. была намечена целая программа реорганизации всех родовспомогательных учреждений — клиник, родильных домов, институтов. По охране младенчества программа неотложных мер включала проведение мер по снижению детской смертности, организацию домов материнства и младенчества, создание здоровой обстановки для физического и духовного развития детей. На базе бывшего воспитательного дома и клинического института в Петрограде был организован Дворец охраны материнства и младенчества. Позднее были созданы Московский и Петроградский институты младенчества, воспитательные дома преобразовали во дворцы младенчества.

С переездом правительства в Москву коллегия по руководству отделом охраны материнства и младенчества наметила широкий план мероприятий по развитию этого дела в масштабе всей страны. Наряду с большой культурно-просветительной работой, которую предстояло провести, коллегия выработала тип учреждений по охране материнства и младенчества на всей территории России: дома матери и ребенка, консультации для грудных детей, молочные кухни, детские ясли и т. п. Так, в 1917— 1918 гг. по 16 губерниям было организовано 46 Домов матери и ребенка, 66 родильных домов, 59 консультаций, 47 молочных кухонь, 409 яслей [2, с.339]. Кроме этого, были изданы декреты Совета Народных Комиссаров по защите детей. Так, по декрету от 1 декабря 1917 года все дети признавались детьми республики, а забота о ребенке являлась прямой заботой государства, при чем наибольшее внимание и заботы были обращены на детей обездоленных, осиротевших, заброшенных. 14 января 1918 года был опубликован декрет СНК о комиссиях по делам несовершеннолетних (раньше чем в большинстве западных стран). Декрет провозглашал полный отказ от репрессивных мер борьбы с несовершеннолетними правонарушителями, ясно подчеркивая

необходимость мер медико - педагогического характера. Этот взгляд на попечение о детях, как государственной задачи нашел свое отражение на Первом Всероссийском Съезде по охране детства, состоявшемся в Москве 2-8 февраля 1919 года.

Ради спасения детей, оставшихся без родителей, осенью 1918 года во многих городах стали создаваться общественные организации Лига спасения детей, возглавляемая Е. Д. Кусковой, Н. М. Кишкиным, Л. А. Тарасовичем, Е. Пешковой и другими представителями русской интеллигенции. Эти организации сначала направляли детей «в санаторию» на излечение, потом пересылали их в колонию, где учили их ремеслам. Лига решила: «для нас нет ни детей белых, ни детей красных - есть русские дети, которых мы обязаны охранять от последствий гражданской войны» [3, с.15]. Всего через Лигу прошло 3500 детей сирот, полусирот [4, с.15]. Однако вскоре - в январе 1921 года она была ликвидирована. Все ее учреждения присоединили к учреждениям по народному образованию.

Важное значение для охраны материнства и младенчества имела разработка нового законодательства в области социального обеспечения, в частности о предоставлении оплачиваемых отпусков женщинам-работницам по родам. В дореволюционной России не существовало законов об отпусках и пособиях женщинам-матерям.

В соответствии с декретом ВЦИК от 22 декабря 1917 г. о страховании на случай болезни, стала выделяться материальная помощь роженицам и кормящим матерям через больничные кассы. Размер пособия устанавливался в зависимости от полного заработка, но не более 1/3. Более детально этот вопрос был разработан в «Положении о социальном обеспечении трудящихся», утвержденном СНК 31 октября 1918 г. В этом документе «родовспоможение нуждающимся в нем лицам» было включено в объекты социального обеспечения. Положение предусматривало пособия беременным и роженицам, занимающимся физическим трудом, в течение восьми недель до родов и восьми недель после родов. Кормящим матерям устанавливались пособия в течение семи месяцев. Пособия для беременных женщин и рожениц устанавливались в тех же размерах, как и при временной потере трудоспособности, а пособие кормящим матерям—в размере 1/4 полного пособия роженице. Кроме этого роженице выдавалось дополнительное пособие в размере полумесячного заработка на приобретение предметов ухода за ребенком [5, с.338].

В сентябре 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял декрет об усилении детского питания. Кормящим матерям-труженицам выдавался паек первой категории (по классовому пайку) или дополнительная карточка наравне с лицами, занятыми тяжелым физическим трудом (там, где классовый паек не был введен). Не менее ответственной задачей, которую, несмотря на тяжелейшие условия жизни в стране, взяло на себя впервые в истории Советское государство, была защита детства, задача оберегать «в опасное переходное время подрастающее поколение» [6, с. 339].

26 января 1918 г. была создана коллегия призрения несовершеннолетних, которая занималась делами обездоленных детей. В апреле в Народном комиссариате государственного призрения был создан отдел охраны детства (от дел детских домов), который занялся учетом и объединением под своим руководством всех детских приютов, благотворительных обществ, а также детских домов, детей беженцев. Организационная работа была завершена в течение первой половины 1918 г., а сами бывшие «приюты» и «дома-казармы» перестраивались в новые детские дома, в которых дети получали одежду, пищу, медицинскую помощь, воспитание. Обучение детдомовских детей велось в обычных трудовых школах. Школы при детских домах оставались лишь там, где не было условий для обучения в школах Наркомпроса.

Для ликвидации детской беспризорности Советы на местах и органы социального обеспечения должны были взять на учет всех беспризорных детей, организовать для них детские дома, обеспечив детей одеждой, обувью и питанием. С этой целью местные и центральные органы социального обеспечения провели обследование 15 губерний Европейской части России, выявили число беспризорных детей, наметили пункты организации новых детских домов и трудовых коммун, используя для этого купеческие дачи, помещичьи имения, монастыри. Средства для содержания детских домов выделяли из местных ресурсов. В 1918 г. в Москве функционировало 39 учреждений для беспризорных детей. К началу 1919 г. в 36 губерниях Советской России насчитывалось 1279 учреждений охраны детства, в которых находилось 75574 детей [7].

Большое внимание уделялось сохранению детских жизней в районах, охваченных голодом. В августе 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление об усилении детского питания в местностях, охваченных голодом, обязав местные продовольственные органы создать особые склады для снабжения школ и приютов продуктами питания, взять на учет все запасы манной крупы, шоколада и других продуктов детского питания и распределять их по особым детским карточкам. Тогда же СНК утвердил декрет об увеличении детского продовольственного пайка до размера пайка

взрослых в семьях солдат.

В сентябре 1918 г. СНК принял детально разработанное постановление об усилении детского питания с целью охраны детей и юношества от ряда заболеваний, связанных с недоеданием. Детское питание было признано первоочередной задачей Советов и продорганов, обязанных принять экстренные меры для усиления детского питания по установленным нормам, введя особые детские карточки.

СНК возложил на местные продорганы задачу обеспечить продуктами питания школьные столовые, а также все питательные пункты для детей школьного возраста, не обучающихся в школах. Народному комиссариату просвещения вменялось в обязанность организовать при школах горячее питание для детей. СНК предписал всем местным Советам создать в короткий срок фонды детского питания путем натурального и денежного обложения населения, ассигновав 50 млн. рублей для субсидирования тех организаций, которые не смогли сразу провести обложение населения. Только в августе 1918 года на питание петроградских детей СНК отпустил 695 тыс. рублей. 5 ноября 1918 года СНК в связи с особыми финансовыми затруднениями обязал местные Советы провести повсеместно в городах обложение в фонд детского питания. Обложению подлежали лица наемного труда, а также не состоящие на службе, но имеющие другие источники дохода, частные торговые предприятия, частные театры и кинематографы. В сельской местности производилось натуральное обложение в зависимости от имущественного положения хозяев. Собранные продукты шли на организацию дополнительного детского питания [8, с. 146].

Советы, органы социального обеспечения, местные продорганы прилагали огромные усилия для спасения детей от голода и болезней; в Москве ими была начата организация столовых для детей в возрасте от 5 до 16 лет [9, с. 138]. В Петрограде были организованы столовые для детей от 5 до 14 лет; бесплатно выдавалось молоко для грудных детей через детские консультации и пункты «Капля молока».

Одной из важных мер охраны детства в связи с военными действиями и голодом явилась эвакуация детей из угрожаемых районов в безопасные и хлебородные районы. Однако транспортная разруха и частая смена фронтов затрудняли эвакуацию из голодных районов. Поэтому в 1918 г. было эвакуировано лишь 5369 детей, многие детские дома, размещавшиеся в городах, были вывезены на дачи и в летние колонии [10].

В связи с тяжелым продовольственным положением в стране, неналаженностью ее бытового уклада, ростом детской беспризорности Народный комиссариат просвещения взял на себя инициативу учреждения Совета защиты детей. Проект декрета был разработан А. В. Луначарским, одобрен коллегией Наркомпроса и утвержден 4 февраля 1919 года. В Совет защиты детей вошли представители Наркомпроса, Народных комиссариатов социального обеспечения, здравоохранения, продовольствия и труда. СНК поручил Совету защиты детей согласовывать планы эвакуации детей в хлебородные губернии, объединять планы общественного детского питания и снабжения, добиваясь включения их в общегосударственный план, издания постановлений об охране здоровья детей, организации их питания и снабжения, а также контроль за их исполнением.

Итоговым документом, обобщившим первые законодательные акты советского государства по социальному обеспечению трудящихся, явилось «Положение о социальном обеспечении трудящихся», утвержденное 31 октября 1918 г. Советом Народных Комиссаров. В этом документе определены объем и виды социального обеспечения: оказание всех видов врачебной, лекарственной и материальной помощи, предупредительные меры по охране труда, против заболеваний, увечий, облегчения их последствий.

Принятое «Положение» определяло порядок создания денежных фондов на нужды социального обеспечения. Они составлялись из взносов частных предприятий, учреждений и отдельных работодателей, взносов национализированных и государственных предприятий, учреждений и артелей, из пеней по просроченным платежам на социальное обеспечение и штрафов, из доходов с имущества и капитала учреждений социального обеспечения. Просроченные на социальное обеспечение взносы взыскивались с нанимателей в бесспорном порядке в десятикратном размере.

Советское государство впервые в истории создало всероссийский фонд социального обеспечения, в котором объединялись все средства, поступавшие на социальное обеспечение, а также бывшие страховые фонды — фонды безработных, всевозможные пенсионные фонды, все средства страховых, вспомогательно-сберегательных, пенсионных и т. п. касс. Распоряжались этим фондом органы социального обеспечения. Все владельцы предприятий, учреждений и хозяйств обязаны были в установленные сроки сообщать органам социального обеспечения все сведения о работающих у них

лицах и размерах получаемой ими заработной платы, а также необходимые для органов социального обеспечения сведения.

Таким образом, результаты государственной социальной политика в первые годы советской власти были довольны противоречивыми. С одной стороны, её реализация являлась фундаментом для поддержания социальной стабильности в стране. Бурно развивающаяся промышленность требовала новых рабочих рук, что привело к массовому вовлечению в производство женщин и, как следствие, к расширению не только сети медицинских учреждений, занятых охраной здоровья матери и ребенка (женских консультаций, детских поликлиник, родильных домов, фельдшерско-акушерских пунктов на селе), но и детских дошкольных учреждений. Увеличилась материальная помощь роженицам и многодетным матерям, что привело к росту рождаемости и улучшению демографической ситуации. С другой стороны, несмотря на достаточно успешную работу органов образования, охраны правопорядка, социального обеспечения, направленную на изъятие детей с улиц, устройство их в детские дома, в семьи (индивидуальный и коллективный патронат) полностью ликвидировать детскую беспризорность и безнадзорность не удалось. Кроме этого, преобладала единственная идея руководящей роли партии и приоритета марксистко-ленинской идеологии в вопросах социальной и культурной политики.

The paper considers the main directions of social policy in respect of motherhood and infancy. The author describes the main social activities in the field of social protection of children left without parental care. Shows the role of public authorities and public organizations in protection of motherhood and childhood in 1917-1918.

The key words: social policy, motherhood, childhood, childhood, homelessness.

Список литературы

1. Баева Л.К. Социальная политика Октябрьской революции. М., 1977.

2. Коллонтай А.М. Из моей жизни и работы. Воспоминания и дневники. М., 1974.

3. Нечаева А. М. Охрана детей сирот в России (история и современность). М., Дом. 1994.

4. Там же.

5. Декреты советской власти т. IV. Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории. Институт российской истории РАН. М., 1999.

6. Там же

7. Государственный архив Российский Федерации (ГАРФ) Ф. Р-5207. Оп. 4. Д. 46. Л. 2

8. Два года борьбы с голодом”. М., 1919.

9. Там же.

10. ГАРФ. Ф. Р-5207. Оп. 4. Д. 46. Л. 12

Об авторе

Сажина Н. С.- кандидат исторических наук, доцент Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург), nata06061976@yandex.ru.

Social policy in respect of maternity and childhood in the first years of Soviet power Sashina N.S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.