УДК [94(470)"192":347.63]:340.130.53 ББК Т3(2)613-284.1к1
И.Ю. СЕМЕНОВА
ОХРАНА ДЕТСТВА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ)
Ключевые слова: охрана детства в советском государстве, охрана материнства в советском государстве, внебрачные дети, амнистия незаконнорожденности, советские законодательные акты по охране и защите детей.
Статья посвящена вопросам охраны детства в первые годы советской власти, актуальность которых ввиду общественной значимости и государственной охраны и поддержки не вызывает сомнений. Особое внимание автором уделено вопросам улучшения положения незаконнорожденных детей, а также детей, рожденных в недействительных браках; проведен анализ законоположений о личном неимущественном и имущественном состоянии несовершеннолетних, а также оценено предоставление им алиментирования. Затронуты вопросы продовольственного обеспечения детей в послереволюционной России; материальной поддержки семей красноармейцев, имеющих детей до 16 лет или неработающую жену с ребенком до 10 лет. Отдельное внимание уделено регулированию советским государством вопросов искусственного прерывания беременности, а также усыновлению брошенных детей. По результатам исследования сделан вывод, что прогрессивная политика советской власти в сфере охраны детства в указанных исторических рамках все же смогла выполнить в полном объеме задачу социального и правового уравнения детей, рожденных в браке, и внебрачных детей; задала ориентиры для дальнейшей демократизации отношений в брачно-семейной сфере.
Вопросы охраны детства в любой исторический период времени вызывают особую озабоченность исследователей в связи с их огромной социальной значимостью как в жизни каждого отдельного человека, так и общества, государства в целом. Так, в трудах отечественных ученых исследуются отдельные направления деятельности государства по защите и охране детства [1, 2, 4, 5, 7, 9, 10, 23], однако в них не проводится детального анализа положений законодательных актов в данной сфере, в связи с чем, по мнению автора, в этом имеется насущная потребность. Исторические уроки основных законоположений в сфере охраны детства в первые годы деятельности Советов отражают идеи советской власти и их прогрессивную направленность в послереволюционной России.
В досоветский период законом «Об утверждении правил об улучшении положения незаконнорожденных детей» от 3 июня 1902 г. [8] было закреплено признание законными детей, рожденных в недействительных браках (признанных таковыми по основаниям нарушения условий вступления в брак либо наличия препятствий к его заключению), а также отменено ограничение на узаконение детей, рожденных в результате прелюбодеяния вступивших в брак родителей ребенка. Данный документ предоставлял родителям свободу выбора в вопросе определения, с кем из них останется рожденный в недействительном браке ребенок. Охранительная функция государства проявлялась в решении данного вопроса опекунским советом в случае недостижения родителями соглашения.
Термин «внебрачные дети» в указанный период охватывал не только детей, рожденных незамужней женщиной, а также детей, рожденных по истечении 306 дней после прекращения брака или признания его недействительным. Закон 1902 г. позволял ребенку присваивать фамилию матери с ее со-
гласия и впервые в истории отечественного государства фамилию отца с его согласия [8]. До указанного исторического события такие дети могли получать лишь прозвища. Это приводило к значительным трудностям на практике, так как до совершеннолетия, влекущего правовые последствия в виде официальной приписки к праву состояния, многие из них вообще не имели ни фамилии, ни отчества. Такое унизительное положение было отменено принятием данного документа, что свидетельствует о политике государства по переоценке института детства в сторону улучшения положения внебрачных детей. Решение кризиса правил незаконнорожденности стало прогрессивным направлением деятельности государства в решении проблем детства.
Нельзя не отметить, что прогрессивная политика законодателя в сфере охраны детства принятием данного документа не разрешила в полном объеме вопросы алиментирования и наследования внебрачных детей. Особенно это проявлялось в вопросах имущественных отношений с отцом. Закон обязывал отца предоставлять содержание внебрачному ребенку только при отсутствии или недостаточности средств у матери ребенка. Законного наследования после смерти отца не существовало; оно появилось у внебрачных детей лишь на наследование после матери [8]. Представляется вполне очевидным, что по факту данная норма-стимул носила скорее формальный характер, так как имущество принадлежало в основном мужчине-супругу. Тем не менее историки-исследователи заявляют об «амнистии незаконнорожденности», что, на наш взгляд, вполне оправданно и свидетельствует о процессах более демократичного отношения государства и общества к детям, рожденным незамужней женщиной. Но указанный документ не смог приравнять в социальном и правовом статусе детей, рожденных в браке, и внебрачных детей.
В первые годы советской власти проводилась целенаправленная политика государства по укреплению институтов семьи и брака, что нашло свое отражение в принятых нормативно-правовых актах. Так, вопросам охраны детства и укреплению семьи был посвящен Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 г. [11] Указанный документ впервые на законодательном уровне приравнивает внебрачных детей к детям, рожденным в браке, относительно прав и обязанностей родителей к детям, так и детей к родителям. Если отец ребенка незамужней женщины не желает подать с ней совместное заявление о признании отцовства, то у матери ребенка появляется «право доказать отцовство судебным порядком» [11]. Данная норма также свидетельствует о повышенной заботе советского государства об институте детства. В указанный период впервые инициируются подобные судебные процессы.
В Декрете ВЦИК и СНК РСФСР «О расторжении брака» от 19 декабря 1917 г. [12] советская власть продемонстрировала свободу «для бракоразводных супругов» выбирать фамилию при расторжении брака как для самих супругов, так и для их детей. Ранее в законоположениях фамилия детей определялась фамилией отца, но не матери. Была закреплена и родительская свобода в определении места проживания несовершеннолетних детей; обозначено право разводящихся на определение размера «содержания на пропитание». Нельзя не отметить, что в случае недостаточности средств на содержание было возможно их увеличение, однако указанные вопросы, согласно документу, разрешались «в общеисковом порядке в местном суде независимо от цены иска» [12]. Исследователями справедливо отмечено, что «со-
ветская власть с первых же дней своего существования начала проявлять заботу о детях» [21. С. 98].
Документом, принятым в Советской России, несомненно свидетельствующим о повышенной заботе государства о материнстве и детстве, был Декрет СНК РСФСР «Положение о социальном обеспечении трудящихся» от 31 октября 1918 г. [18], законоположения которого впервые в истории страны ввели правила о выплате пособий по беременности и родам, а также в период кормления грудью. Нормативный акт закрепил «право женщин на сохранение рабочего места и оплачиваемый отпуск по беременности и родам на 112 дней, то есть 8 недель до родов и 8 недель после родов», а также «выплату пособия в размере заработка беременным женщинам, занимающимся физическим трудом, в течение 8 недель, остальным - 6 недель до родов; роженицам, занимающимся физическим трудом, в течение 8 недель, остальным - 6 недель со дня родов; кормящим матерям, занимающимся физическим трудом, в течение 7 месяцев, прочим - в течение 7 1/2 месяцев со дня прекращения выплаты пособий как роженице, при условии, если роженица сама кормит грудью ребенка и при этом ей сокращен рабочий день» [18]. С учетом желания родившей данный декрет можно было продлить до годичного срока (вне зависимости от того, живым или мертвым родился ребенок). Указанные нормы свидетельствовали о социальной направленности деятельности Советов, должным образом оценивших роль трудящейся матери. Несмотря на непродолжительность данного отпуска и размеры пособий, все же их введение было серьезным достижением в сфере охраны прав матери и грудного ребенка.
Принятый позднее Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 г. [13] продолжает проводимую советской властью политику по охране детства и укреплению семьи. В сфере брачного права закон закрепляет только гражданский брак и его материальные условия; церковная форма брака, за исключением зарегистрированных до 20 декабря 1917 г., считается не порождающей правовых последствий. Прогрессивным нововведением, на наш взгляд, направленным на охрану детства, является положение об отмене недействительности брака, если он имел последствием рождение детей или беременность жены. По тексту документа «никакого различия между родством внебрачным и брачным не устанавливается». Законоположения Кодекса «отцом и матерью ребенка признают лиц, записанных родителями в книге записей рождений» [13]. Указанное утверждение свидетельствует о презумпции установления происхождения детей перед биологическим родством, что на практике имеет огромное социальное значение. Защита детства напрямую закреплена и в норме, позволяющей матери и отцу ребенка заявить свои притязания на детей, включая «право доказывать материнство и отцовство в судебном порядке» [13]. Документ впервые закрепляет«привлечение виновных лиц, выдававших себя за родителей», к уголовному наказанию. Законоположения защищали и зачатых, но еще неродившихся детей как забеременевшей и не состоящей в браке женщины (трехмесячный срок для установления происхождения ребенка от конкретного мужчины), так и для замужней женщины, если зачатый в браке ребенок не является ребенком ее супруга. Закон позволял предполагаемому биологическому отцу «в двухнедельный со дня получения извещения срок возбудить судебный спор против матери о неправильности ее заявления»
[13], что, несомненно, является нормой-гарантией на справедливое установление происхождения детей и выполнение отцовской функции.
Прогрессивно законоположение, согласно которому «дети, родители которых не состоят между собою в зарегистрированном браке, могут именоваться фамилией отца, матери или соединенной их фамилией» [13]. Необычны по своему содержанию родительские возможности, закрепленные в законе, позволяющие «согласиться относительно принадлежности детей, не достигших 14-летнего возраста, к той или иной религии» [13]. Указанное положение отражало проводимую политику советской власти в отношении вероисповедания и веротерпимости. По общему правилу, дети до 14 лет считались «находящимися во вневероисповедном состоянии». В отношении мальчиков родительские права осуществлялись до 18 лет, а девочек до 16 лет [13]. Эти нововведения, несомненно, отражают стимулирующую политику советской власти в сфере охраны детства в первые годы своего существования.
Данный нормативно-правовой акт «обязывает родительские права осуществлять совместно» и закрепляет положение о том, что «родительские права осуществляются исключительно в интересах детей и при неправомерном их осуществлении суду предоставляется право лишить родителей этих прав» [13], что свидетельствует о закреплении норм по охране и защите детства в годы советской власти. Появляется и обязанность заботиться о личности несовершеннолетних детей, их воспитании и подготовлении их к полезной деятельности; впервые возлагается на родителей обязанность защиты личных и имущественных прав детей как в органах судебной власти, так и вне суда; регламентирована обязанность «держать детей при себе и право требовать возврата их от любого лица, удерживающего детей у себя не на основании постановления закона или суда» и иные [13]. Решены вопросы предоставления содержания и алиментирования на всех детей независимо от очередности рождения и процедуры узаконения. Указанные положения заложили основы современного отечественного семейного права и права социального обеспечения, определили на будущее базовые ориентиры государственной политики по охране детства.
«Механизм закрепления прав предполагает обязательность государственных гарантий, решение проблем, связанных с их защитой» [6. С. 5]. Например, нельзя не отметить успешную деятельность государства в первые годы советской власти, напрямую отразившуюся на укреплении института семьи, связанную с «урегулированием борьбы с детской беспризорностью и обеспечением правильного бесперебойного выпуска из детских домов подростков, достигших рабочего возраста, на производство и облегчения выпуска части детей путем передачи их на воспитание в крестьянские семьи» [22. С. 11].
Декретом СНК РСФСР «О бесплатном детском питании» от 17 мая 1919 г. [14] были введено бесплатное продовольственное снабжение несовершеннолетних до 14 лет в виде «пайков на детей независимо от социального положения их родителей». Введение данных мер было обусловлено сложнейшей социально-экономической ситуацией в стране и повышенной заботой государства о детях.
Охранительная функция государства по защите детства в первые годы установления власти Советов была реализована и Декретом СНК РСФСР «Об увеличении денежного пособия семьям красноармейцев» от 27 мая
1919 г. [19], законоположения которого проявились в установлении дополнительных денежных выплат в размере 300 руб. нуждающимся семьям красноармейцев, призванным и добровольно вступившим в ряды Красной Армии (иждивенцы - жена при ребенке до 10 лет, наличие детей до 16 лет); Постановлением СТО РСФСР от 21 августа 1919 г. «Об обеспечении продовольствием семейств красноармейцев», дающим «право на дополнительный продовольственный паек по продовольственным карточкам "Красной Звезды" семьям красноармейцев, находящимся как в действующей армии, так и в тыловых частях» [20].
Постановление Народного комиссариата здравоохранения и Народного комиссариата юстиции РСФСР от 16 ноября 1920 г. «Об охране здоровья женщин» [17] позволило женщинам бесплатно в специальных лечебных учреждениях делать медицинские аборты. Это нововведение, несомненно, позволяло сохранять здоровье женщины, так как при нелегальных подпольных абортах причинялся серьезный вред ее здоровью, вплоть до летальных исходов (по некоторым историческим справкам в 1914-1915 гг. было проведено более 400 тысяч нелегальных абортов, многие из которых завершились смертью женщины). Религиозные постулаты запрещали прерывать беременность (в XVII в. за данное деяние существовало наказание в виде смертной казни, отмененное лишь при Петре I; позднее - для женщины -наказание в виде помещения в «исправительный дом», для врачей - тюремный срок), но на практике, к сожалению, женщины нередко прибегали к криминальным абортам. Указанный запрет, закрепленный в Постановлении ЦИК СССР № 65 и СНК СССР № 1134 от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах», просуществовал вплоть до 1936 г. [15], затем аборты снова были введены в медицинскую практику Указом Президиума Верховного Совета ССР от 23 ноября 1955 г. «Об отмене запрещения абортов» [3] и существуют по сегодняшний день.
По Кодексу законов о браке, семье и опеке РСФСР (КЗоБСО) 1926 г. [16] фактические брачные отношения(простое сожительство мужчины и женщины без оформления должным образом брачных отношений) стали приравниваться к зарегистрированному в компетентных органах браку. Однако документ определял основания «фактической обстановки жизни», в число которых входило и требование «совместного воспитания детей». Указанные законоположения положительным образом отразились на личных и имущественных правах детей, родившихся в таких отношениях, так как не требовалось процедуры их подтверждения путем узаконения («дети, родители которых не состоят в браке, пользуются одинаковыми правами с детьми, родившимися от лиц, состоящих в браке») [16]. Документ закреплял порядок предоставления содержания «нуждавшимся несовершеннолетним братьям и сестрам», а не только членам семьи первой алиментной очереди. Но в тексте закона закреплена взаимная алиментная обязанность совершеннолетних детей в отношении нуждающихся в помощи нетрудоспособных родителей. Положения КЗоБСО, закрепляющие, что «все мероприятия в отношении детей принимаются обоими родителями совместно» [16], заложило основу дальнейших дет-
ско-родительских правоотношений в рамках отечественного семейного законодательства.
К несомненным достоинствам кодифицированного законодательного акта следует отнести возрождение действия института усыновления, что было важно в борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. Указанные нормы частично снижали бремя государственного содержания детей, оставшихся без попечения родителей. Документ приравнял отношения между усыновителями и усыновленными к родству по происхождению. Очень прогрессивно законоположение КЗоБСО РСФСР, установившее законодательное требование - «родители обязаны заботиться о несовершеннолетних детях, в частности об их воспитании и подготовлении к общественно полезной деятельности», а также возложение «защиты личных и имущественных прав детей на их родителей, включая вопросы представительства в судах и иных учреждениях» [16].
Нельзя не отметить и законоположения, ярко выражающие заботу советской власти о детях: впервые была закреплена возможность по решению суда отбирать детей у родителей и передавать их органам опеки и попечительства в случае жесткого обращения с детьми, ненадлежащего и «неправомерного осуществления родительских прав и обязанностей» [16]. Архивные данные свидетельствуют, что подобные судебные процессы были инициированы.
Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что принятые в первые годы советской власти законодательные акты в сфере охраны детства отличались прогрессивной направленностью, достаточной продуманностью и способствовали демократизации отношений в сфере семьи, брака, защиты материнства и детства.
Литература
1. Афанасова Е.Н. История детской беспризорности в Иркутской области и Красноярском крае в 1920 - 1930-х гг.: дис. ... канд. ист. наук. Иркутск, 2007. 228 с.
2. Бендер Е.А. Борьба с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних в РСФСР в 1920 -1930-е гг. (на материалах Ленинграда и Ленинградской области): дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2015. 187 с.
3. Ведомости Верховного Совета СССР. 1955. № 22. Ст. 425.
4. Гедько М.И. Государственная социальная политика в отношении детей: Опыт и уроки 1920-х гг. На материалах Москвы и Московской губернии: дис. ... канд. ист. наук. М., 1999. 201 с.
5. Егорькова И.А. Борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью в 1918 - 1935-х гг.: по материалам Нижегородского края: дис. ... канд. ист. наук. Владимир, 2011. 272 с.
6. Иванова Е.В., Денисов М.С., Салицева О.В., Семенова И.Ю. К вопросу о правовых стимулах и ограничениях в сфере охраны материнства и детства в современной России // Здравоохранение Чувашии. 2017. № 1(50). С. 5-11.
7. Колганова Е.В. Зарождение системы охраны материнства и младенчества в России в конце XIX - начале XX: дис. ... канд. ист. наук. М., 2012. 284 с.
8. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3. 1902. Т. XXII. С. 492-495.
9. Саксельцев Г.И. Эволюция крестьянской семьи в российской истории конца XVII - XX веков: дис. ... канд. ист. наук. Томск, 2013. 310 с.
10. Семина Н.В. Борьба с детской беспризорностью в 1920 - 1940-е гг. в России (на примере Пензенского района): дис. ... канд. ист. наук. Пенза, 2007. 283 с.
11. Собрание узаконений РСФСР. 1917. № 11. Ст. 160.
12. Собрание узаконений РСФСР. 1917. № 10. Ст. 152.
13. Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 76-77. Ст. 818.
14. Собрание узаконений РСФСР. 1919. № 20. Ст. 238.
15. Собрание законодательства СССР. 1936. № 34. Ст. 309.
16. Собрание узаконений РСФСР. 1926. № 82. Ст. 612.
17. Собрание узаконений РСФСР. 1920. № 90. Ст. 471.
18. Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 89. Ст. 906.
19. Собрание узаконений РСФСР. 1919. № 21. Ст. 262.
20. Собрание узаконений РСФСР. 1919. № 42. Ст. 403.
21. Минеева Е.К., Морозов В.А., Янцева А.С. Пути преодоления детской беспризорности в советской России в 1920 - 1930-е гг. // Вестник Чувашского государственного педагогического университета. 2012. № 2(74). С. 97-101.
22. Минеева Е.К., Дмитриев А.Е. Цивильский детский городок имени В.И. Ленина как неформальный центр системы детских учреждений опеки в Чувашской АССР // Вестник Чувашского университета. 2014. № 1. С. 9-13.
23. Трефилова М.Н. Трансформация брачно-семейных отношений жителей городов Верхней Волги в конце 1890-х - 1927 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Иваново, 2013. 215 с.
СЕМЕНОВА ИННА ЮРЬЕВНА - старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
I. SEMENOVA
CHILD CARE IN THE FIRST YEARS OF THE SOVIET POWER (ON MATERIALS OF LEGISLATIVE ACTS)
Key words: child care in the Soviet state, protection of motherhood in the Soviet state, illegitimate children, amnesty of illegitimacy, Soviet legislative acts on safeguarding and protection of children.
The article is devoted to the issues of child care in the first years of the Soviet power, the relevance of the problem in view of its public importance and state protection and support does not raise doubts. The author pays special attention to the issues of improving the situation of illegitimate children as well as children born in invalid marriages; the author carried out the analysis of statutes about minors' personal non-property and property condition as well as assessed their provision with alimony payments. The issues of food supply for children in post-revolutionary Russia are discussed as well as the issues of material supporting families of the Red Army soldiers having children younger than 16 years or an unemployed wife with the child aged younger than 10 years. Special attention is paid to the Soviet state's regulation of issues concerning abortion as well as to adoption of abandoned children. By results of a research the conclusion is drawn that progressive policy of the Soviet power in the sphere of child care in the specified historical framework nevertheless managed to carry out at large the task of social and legal equation of the children born in marriage and illegitimate children; it set reference points for further democratization of relations in the matrimonial sphere.
References
1. Afanasova E.N. Istoriya detskoi besprizornosti v Irkutskoi oblasti i Krasnoyarskom krae v 1920 - 1930-kh gg.: dis. ... kand. ist. nauk [The history of child homelessness in the Irkutsk region and Krasnoyarsk region in the 1920s - 1930s. Doct. Diss.]. Irkutsk, 2007, 228 р.
2. Bender E.A. Bor'ba s besprizornost'yu i beznadzornost'yu nesovershennoletnikh v RSFSR v 1920-1930-e gg. (na materialakh Leningrada i Leningradskoi oblasti): dis. ... kand. ist. Nauk [Fight against homelessness and neglect of minors in the RSFSR in the 1920s - 1930s based on the materials of Leningrad and Leningrad region. Doct. Diss.]. Saint-Petersburg, 2015, 187 р.
3. Vedomosti Verkhovnogo Soveta SSSR [Bulletin of the Supreme Soviet of the USSR], 1955, no. 22, article 425.
4. Ged'ko M.I. Gosudarstvennaya sotsial'naya politika v otnoshenii detei: Opyt i uroki 1920-kh go-dov. Na materialakh Moskvy i Moskovsko igubernii: dis. ... kand. ist. nauk [State social policy for children: experiences and lessons from the 1920s. On materials of Moscow and Moscow province. Doct. Diss.]. Moscow, 1999, 201 р.
5. Egor'kova I.A. Bor'ba s detskoi besprizornost'yu i beznadzornost'yu v 1918-1935 gg.: po ma-terialam Nizhegorodskog okraya: dis. ... kand. ist. nauk [Fight against child homelessness and neglect in 1918-1935: based on the materials of the Nizhny Novgorod region. Doct. Diss.].Vladimir, 2011, 272 р.
6. Ivanova E.V., Denisov M.S., Salitseva O.V., SemenovaI.Yu. K voprosu o pravovykh stimulakh i ogranicheniyakh v sfere okhran ymaterinstva i detstva v sovremennoi Rossii [On the issue of legal in-
centives and restrictions in the field of protection of motherhood and childhood in modern Russia]. Zdravookhranenie Chuvashii, 2017, no. 1(50), рр. 5-11.
7. Kolganova E.V. Zarozhdenie sistemy okhrany materinstva i mladenchestva v Rossii v kontse XIX - nachale XX: dis. ... kand. ist. nauk [The origin of the system of protection of motherhood and infancy in Russia in the late 19th - early 20th centuries. Doct. Diss.].Moscow, 2012, 284 p.
8. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. Sobranie 3 [The complete collection of laws of the Russian Empire. Collection 3], 1902, vol. XXII, рр. 492-495.
9. Saksel'tsev G.I. Evolyutsiya krest'yanskoi sem'i v rossiiskoi istorii kontsa XVII-XX vekov: dis. ... kand. ist. nauk [Evolution of peasant family in the Russian history of the late 17th - 20th centuries. Doct. Diss.].Tomsk, 2013, 310 р.
10. Semina N.V. Bor'ba s detskoi besprizornost'yu v 1920-1940-e gg. v Rossii (na primere Penzenskogo raiona): dis. ... kand. ist. nauk [Fight against child homelessness in the 1920s-1940s in Russia on the example of the Penza region. Doct. Diss.]. Penza, 2007, 283 р.
11. Sobranie uzakonenii RSFSR [Collection of laws of the RSFSR], 1917, no. 11, Article 160.
12. Sobranie uzakonenii RSFSR [Collection of laws of the RSFSR], 1917, no. 10, Article 152.
13. Sobranie uzakonenii RSFSR [Collection of laws of the RSFSR], 1918, no 76-77, Article 818.
14. Sobranie uzakonenii RSFSR [Collection of laws of the RSFSR], 1919, no. 20, Article 238.
15. Sobranie zakonodatel'stva SSSR [Collection of USSR legislation], 1936, no. 34, aRticle 309.
16. Sobranie uzakonenii RSFSR [Collection of laws of the RSFSR], 1926, no. 82, Article 612.
17. Sobranie uzakonenii RSFSR [Collection of laws of the RSFSR], 1920, no. 90, Article 471.
18. Sobranie uzakonenii RSFSR [Collection of laws of the RSFSR], 1918, no. 89, Article 906.
19. Sobranie uzakonenii RSFSR [Collection of laws of the RSFSR], 1919, no. 21, Article 262.
20. Sobranie uzakonenii RSFSR [Collection of laws of the RSFSR], 1919, no. 42, Article 403.
21. Mineeva E.K., Morozov V.A., Yantseva A.S. Puti preodoleniya detskoi besprizornosti v sovet-skoi Rossii v 1920-1930-e gody [Ways to overcome child neglect in Soviet Russia in the 1920s-1930s]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2012, no. 2(74), рр. 97-101.
22. Mineeva E.K., Dmitriev A.E. Tsivil'skii detskii gorodok imeni V.I. Lenina kak neformal'nyit sentr sistemy detskikh uchrezhdenii opeki v Chuvashskoi ASSR [Tsivilsky children's town named after Lenin as an informal center of the system of child care institutions in the Chuvash ASSR]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2014, no. 1, рр. 9-13.
23. Trefilova M.N. Transformatsiya brachno-semeinykh otnoshenii zhitelei gorodov Verkhnei Volgi v kontse 1890-kh - 1927 g.: dis. ... kand. ist. nauk [Transformation of marriage and family relations of residents of the Upper Volga in the late 1890s - 1927. Doct. Diss.]. Ivanovo, 2013, 215 р.
SEMENOVA INNA - Senior Lecturer of Civil Legal Disciplines Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).
Формат цитирования: Семенова И.Ю. Охрана детства в первые годы советской власти (на материалах законодательных актов) // Вестник Чувашского университета. - 2019. - № 2. - С. 153-160.