УДК 94 (47)
А. В. Чебаковская
Система государственного управления сферой охраны детства в 1920-1935 гг.1
Цель данной статьи — реконструировать структуру государственных органов управления в сфере охраны детства в 1920-1935 гг., показать их задачи, функции, иерархию и соподчиненность с учетом тех типов детских учреждений, которые находились под ведомственным контролем.
Существовавшие до 1921 г. государственные органы, отвечающие за охрану жизни и здоровья детей (наркоматы социального обеспечения, просвещения, здравоохранения РСФСР), действовали разрозненно и не справлялись со сво-^ ими функциями. К концу 1920 г. ситуация приняла критический характер, о и в этих условиях 10 февраля 1921 г. была создана Комиссия по улучшению жизни детей при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете % (Деткомиссия при ВЦИК)2. Деткомиссия при ВЦИК являлась единым меж-| ведомственным чрезвычайным органом, который сосредоточил в своем веде-^ нии все вопросы обеспечения детей и защиты их интересов. Она работала под ^ руководством председателя, в ее состав входили представители комиссариа-| тов просвещения, здравоохранения, продовольствия, ВЧК при СНК РСФСР (после 6 февраля 1922 г. — ГПУ при НКВД РСФСР), рабоче-крестьянских Ц! инспекций, Всероссийского центрального совета профессиональных союзов3. Й С правом совещательного голоса в состав комиссии были включены предста-« вители Женотдела ЦК РКП(б), Отдела правовой защиты детей при Нарком-8 просе РСФСР и ЦК РКСМ. В соответствии с Положением о Деткомиссии при ВЦИК, должность ее председателя должен был совмещать председатель ВЧК ^ (первый председатель — Ф. Э. Дзержинский), его заместителем назначался
н С
также представитель ВЧК. Чекистское покровительство, оказываемое Комиссии, стало причиной того, что в обиходе ее именовали Детской чрезвычайной комиссией4.
На Деткомиссию при ВЦИК возлагались следующие обязанности:
1. Организация помощи по снабжению продовольствием, жилищем и топливом учреждений, занимавшихся охраной жизни и здоровья детей, в первую очередь беспризорных;
2. Наблюдение за выполнением постановлений центральных и местных органов управления;
3. Издание распоряжений, касающихся охраны жизни и здоровья детей5.
Решение всех этих задач Комиссия должна была осуществлять через органы
центральных ведомств. На местах были созданы губернские и уездные Детко-миссии, которые опирались на исполкомы и на местные органы Наркомпро-са РСФСР. Их работа контролировалась и координировалась специальными уполномоченными Деткомиссии при ВЦИК. Специальные инструкции и циркуляры обязали местные исполкомы, парткомы, продкомы и профсоюзы оказывать всевозможную помощь в работе по улучшению жизни детей6. К апрелю 1921 г. в составе Комиссии при ВЦИК было создано 14 подкомиссий7 с широкими полномочиями (см. схему 1). Их деятельность можно сгруппировать по следующим направлениям: финансирование, снабжение, питание детей, постройка и ремонт детских учреждений. Отдельная подкомиссия отвечала за сбор статистических данных о численности детей на местах8.
Именно руководство Деткомиссии при ВЦИК попыталось придать стройность системе управления делом охраны детства и навести в этой сфере единый общегосударственный порядок. Началом этой работы можно считать распоряжение Деткомиссии в 1921 г. об общереспубликанском обследовании детских учреждений, которое должно было охватить в РСФСР детские учреждения всех типов и все центральные и местные органы управления, ведающие детскими учреждениями9. Программа обследования была тщательно продумана и включала следующие вопросы: помещение, питание, снабжение одеждой, бельем, обувью, санитарно-гигиенические условия, наличие и качество медицин- С! ского обслуживания, «детское самообслуживание», степень укомплектованно- 21 сти служебного и педагогического персонала, его профпригодность, отношение к детям, основные приемы воспитания10. Обследование показало тяжелое со- | стояние детских учреждений, необходимость решения главной задачи в этой ^ области — «спасение детей». Для ее решения руководство Деткомиссии при- -с зывало активнее проявлять «местную инициативу», так как «возлагать много надежд на центр нельзя»11. ^
До 1925 г. Деткомиссия работала на основе Декрета ВЦИК от 10 февраля ^ 1921 г. 2 февраля 1925 г. было утверждено положение о Комиссии по улуч- § шению жизни детей при ВЦИК12, которое определило главной целью работы оказание помощи детям, в первую очередь беспризорным. Для достижения я
Схема 1. Комиссия по улучшению жизни детей при Всероссийском Центральном
Исполнительном Комитете (Деткомиссия при ВЦИК). 1921-1938 гг. Примечания: * В соответствии с Декретом ВЦИК от 10.02.1921 г. «О Комиссии при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете по улучшению жизни детей». По Декрету ВЦИК, СНК РСФСР от 02.02.1925 г. состав Деткомиссии изменился. В комиссию входили представители от Наркомпроса, Наркомздра-ва, Наркомсобеса, НКВД, Наркомфина, ОГПУ при СНК РСФСР, ВЦСПС, ЦКРЛКСМ, ЦБ юных пионеров, Отдела по работе среди женщин, ЦКРКП, Центрального комитета крестьянской общественной взаимопомощи, Российского общества «Красного креста» ** Прочие подкомиссии работали на временной основе, их состав периодически менялся.
и
св К
«
к и <и
а ¡^
о н о
а «
к
и ^
\о н С
этой цели Комиссия привлекала к делу советскую общественность, занималась организацией и руководством ее работой в этой области; искала средства для оказания помощи детям; определяла и координировала работу различных ведомств и учреждений, оказывая им организационное и материальное содействие в этой работе; давала ведомствам и учреждениям указания об использовании выделенных средств, а также наблюдала за правильностью и целесообразностью их расходования. Органами Комиссии по улучшению жизни детей при ВЦИК являлись: в центре — Пленум и Президиум Комиссии по улучшению жизни детей при ВЦИК, на местах — Комиссии по улучшению жизни детей, состоящие при центральных исполнительных комитетах автономных республик, а также областных и губернских исполнительных комитетах13. Согласно Положению, средства Деткомиссии при ВЦИК поступали из следующих источников: добровольные пожертвования; доходы от организуемых Комиссией вечеров, базаров, спектаклей, концертов, кино и т.п.; денежные
и материальные поступления от общества или ячеек «Друг детей», государственные субсидии и др.
20 июня 1927 г. было принято новое положение о Деткомиссии при ВЦИК, которое подтвердило предыдущее положение и определило, что основной целью комиссии является общее руководство делом борьбы с беспризорностью, а также оказание помощи детям14. В 1930 г. председателем Деткомиссии при ВЦИК стал известный врач, партийный и государственный деятель Н. А. Семашко, который претворил в жизнь ряд радикальных мер, направленных на ликвидацию детской беспризорности15.
Значительным импульсом к перестройке работы Деткомиссии послужило постановление Президиума ВЦИК от 20 ноября 1930 г. о борьбе с детской беспризорностью, в котором были четко указаны обязанности различных ведомств и поставлен вопрос об улучшении работы детских домов, обращено внимание на создание при детских домах мастерских и подсобных хозяйств для развития трудового воспитания. Работа Деткомиссии при ВЦИК и местных Деткомис-сий при исполкомах с этого времени была направлена на осуществление таких задач, как «улучшение положения детдомов и организация правильного воспитания «трудных детей»16»17. При помощи Деткомиссии во всех краях, областях и автономным республиках были организованы учреждения для трудных детей (детдома и трудовые колонии). В ее ведении находились производственные и торговые предприятия — фабрики, базы, торговые пункты, которыми с 20 ноября 1931 г. руководило Государственное объединение производственных и торговых предприятий Деткомиссии при ВЦИК.
С 1931 г. местные комиссии, действуя на основании законов и распоряжений центральных органов, имели право издавать распоряжения в области охраны детей. Эти распоряжения носили обязательный характер и подлежали отмене только Президиумом исполкома18. В функции центральной и местных комиссий входило не только выявление беспризорных детей, но и определение их в детские учреждения, оказание материальной помощи, устройство на работу подростков старше 14 лет, реэвакуация на родину детей, прибывших в период 22 голода в Сибирь, усыновление детей и установление опеки, отдача подростков С! на воспитание в трудовые крестьянские и рабочие семьи в интересах трудовой 21 подготовки19.
Деткомиссия при ВЦИК являлась основным государственным органом | в деле охраны детства. В руках ее сотрудников были важнейшие рычаги регу- ^ лирования в сфере социальной защиты детей. Хотя она являлась по определе- -с нию единым межведомственным органом, в координации ее работы с государственными ведомствами чувствовалась разрозненность. ^
Изначально основным ведомством, которое непосредственно занималось во- ^ просами охраны детей, являлся Народный комиссариат просвещения РСФСР § (Наркомпрос РСФСР). В 1920-х гг. в его ведении, помимо учреждений системы образования, находилось большинство всех детских домов, детских городков, я
приютов-распределителей и прочих детских учреждений закрытого типа с воспитанниками старше 3 лет, в том числе и специальные детские учреждения для слепых, глухонемых и так называемых морально-дефективных, которые первоначально находились в ведении Наркомата социального обеспечения. В постановлении СНК «О согласовании функций Народных комиссариатов просвещения и здравоохранения в деле воспитания и охраны здоровья дефективных детей» от 10 декабря 1919 г. разграничение было следующее: «нервные и психически больные дети» должны были воспитываться в учреждениях Наркомздрава (школы-санатории, школы-лечебницы и т.п.), «умственно-отсталые дети» — во вспомогательных школах Наркомпроса, «телесно-дефективные дети» (к ним относились глухонемые, слепые, калеки) — в специальных учреждениях Наркомпроса. Воспитание «морально-дефективных» несовершеннолетних производилось совместно этими двумя ведомствами в наблюдательно-распорядительных пунктах, лечебно-воспитательных колониях и т.п.20 В Наркомпросе РСФСР имелся Отдел охраны детства, в компетенции которого были социальная защита, воспитание несовершеннолетних, предупреждение беспризорности. В составе данного отдела работал подотдел детских домов и подотдел правовой защиты детей, руководивший Комиссиями по делам несовершеннолетних.
Для практической работы с беспризорниками 5 марта 1920 г. была создана специальная детская милиция при Наркомпросе и детские приемники при них. В постановлении подчеркивалась необходимость скорой организации бесплатного питания для беспризорников, а также создания детских приемников, потому что «помещение детей в общие участки милиции оказывало только крайне вредное воздействие на ребенка»21. 1 ноября 1920 г. Наркомпрос РСФСР отправил циркуляр местным органам народного образования об организации на железнодорожных вокзалах и пристанях дежурных пунктов детской инспек-2 ции22. Они должны были решать задачи приемных пунктов, а также препятствовать перемещению беспризорных детей по железной дороге. ^ В соответствии с декретом СНК РСФСР от 2 декабря 1920 г. «Об изъятии
« опеки из ведения Народного Комиссариата социального обеспечения», вопросе
сы опеки и попечительства были переданы в ведение отдела охраны детства ^ Наркомпроса23.
а Созданная Наркомпросом РСФСР в сентябре 1921 г. Детская социальная
у инспекция ставила своими задачами борьбу с детской беспризорностью, ни-Ци щенством, проституцией, спекуляциями, правонарушениями; борьбу с эксплу-
£ атацией детей и дурным с ними обращением на предприятиях и в семье. Соци-
® альные инспекторы организовывали облавы на беспризорников, обследования
§ условий содержания детей в учреждениях, в семьях, дежурства в местах ско-
° 24
^ пления «подопечного контингента»24.
^ Согласно декрету СНК от 11 февраля 1921 г., в составе этого ведомства было £ создано Главное управление социального воспитания и политехнического об-С
разования детей до 15 лет (Главсоцвос Наркомпроса РСФСР)25. Оно было учреждено с целью защиты детства, контроля над воспитательной работой в широком плане, в его ведении находились детские дома, дошкольные и школьные учреждения и др.
В апреле 1922 г. при каждом местном органе народного образования (ОНО) создаются отделы социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН). В состав таких отделов входили стол опеки, детский адресный стол, юрисконсультская часть и Комиссия по делам несовершеннолетних (Комонес). Ранее декретом от 17 января 1918 г. было определено, что именно в эти Комиссии будут передаваться дела о несовершеннолетних до 17 лет, тогда как суды и тюремное заключение для малолетних упразднялись. 4 марта 1920 г. СНК принял новое постановление26, по которому повышался возраст несовершеннолетних с 17 до 18 лет. Дела о детях, замеченных в общественно-опасных действиях, подлежали рассмотрению только в комиссиях по делам несовершеннолетних. В состав этих комиссий входили представители Наркомпроса, Наркомздрава и Народного суда. Высшим органом, направляющим, контролирующим и надзирающим за деятельностью местных комиссий по делам несовершеннолетних, являлась Центральная комиссия по делам о несовершеннолетних.
В круг обязанностей Центральной комиссии по делам несовершеннолетних входили не только выработка и осуществление через соответствующие органы мероприятий, направленных на борьбу с правонарушениями несовершеннолетних, но и наблюдение за правильным функционированием местных комиссий и учет их работы27. Центральная комиссия при необходимости давала разъяснения на местах по вопросам, связанным с применением декретов и инструкций.
8 марта 1926 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР, возлагавшее на Наркомпрос РСФСР общее руководство по проведению в жизнь всех мероприятий. В нем говорилось о временной или частичной помощи тем беспризорникам, которые оказались таковыми из-за тяжелой болезни родителей или лиц, у которых они 22
О
воспитывались. Сюда же относились дети, которые находились на содержа- С! нии только одной матери, лишенной заработка, и дети, у которых временно от- 21 сутствовали родители или лица, их замещающие28. В перечень основных мер по борьбе с беспризорностью входили передача детей родственникам или в се- | мьи с оказанием материальной помощи, определение опеки, помещение в дет- ^
29 °
ские учреждения различных типов29. -с
В связи с тем, что по циркуляру Наркомпроса от 19 марта 1928 г. задача ликвидации уличной беспризорности приравнивалась к «боевому заданию»30, на- ^ чалось активное изъятие беспризорников с улиц в крупных городах и на узло- ^ вых железнодорожных станциях. Их помещали не только в приемники, детдома, § но и в специально созданные железнодорожные детские приемники31. К данной работе привлекались только сотрудники Объединенного государственного я
политического управления (ОГПУ), милиции и угрозыска, в редких случаях — работники детской инспекции. Основной лозунг операции — «Ни одного беспризорника на улице»32.
К 1930 г. сложилась система интернатных учреждений, состоявшая из дошкольных (дети 3-7 лет), школьных (8-10 лет), смешанных (3-15 лет), пионерских детских домов, детских городков, детских трудовых коммун, детских домов для социально-запущенных детей (12-17 лет). В большинстве детских учреждений отсутствовала типизация, что осложняло педагогическую работу в коллективе воспитанников и своевременное оказание медицинской помощи. В связи с этим в 1932 г. была проведена частичная типизация детских учреждений по возрасту детей33.
Значительно расширило круг деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних положение 1931 г. Теперь данный орган превращался в учреждение, которое вело работу по профилактике детской беспризорности и безнадзорности, борьбе с правонарушениями несовершеннолетних, защите их прав и интересов, наблюдению за воспитанием детей, находящимися под опекой и на патронате34. Постановлением СНК СССР и ЦИК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности»35 комиссии по делам несовершеннолетних были упразднены, обязанность по организации противодействия детской преступности была возложена на правоохранительные органы.
В июне 1930 г. подразделение Главсоцвос было ликвидировано в связи с реорганизацией Наркомпроса и передано школьному сектору, в 1933 г. — управлению начальных и средних школ, детских домов, дошкольных учреждений Наркомпроса. На 1 января 1934 г. существовали следующие типы детских учреждений РСФСР: детские дома для нормальных детей, детские дома для трудных, детские дома для «физически-дефективных», приемники, изолято-ры36. В 1935 г. в структуре Наркомпроса РСФСР снова произошли изменения: 2 вместо существовавшего ранее Отдела охраны детства было создано Управление детскими домами. ^ В 1920-е гг. продолжалось создание специальной сети детских домов для
« детей-инвалидов. Как выше отмечалось, в постановлении СНК «О согласоваЛ
нии функций народных комиссариатов просвещения и здравоохранения в деле ^ воспитания и охраны здоровья дефективных детей» от 10 декабря 1919 г. спе-
5§ циальные учреждения, находившиеся ранее в ведении Наркомата социального
у обеспечения, были переданы в Наркомпрос и Наркомздрав РСФСР. На протя-Ци жении 1920-х гг. Наркомсобес разрабатывал и проводил мероприятия по борьбе
£ с нищенством и беспризорностью. В 1932 г. в ведомство Наркомсобеса переш-
® ли учреждения для «физически-дефективных» детей (калек) и олигофренов. § Еще одно ведомство, которое занималось охраной детства в 1920-1935-е гг. — ^ Наркомат здравоохранения РСФСР (Наркомздрав РСФСР). В марте 1920 г. ^ было решено передать Отдел охраны материнства и младенчества из Наркомсо-
£ беса в ведение Наркомздрава. По декрету СНК РСФСР «Положение об охране С
здоровья подростков и детей РСФСР» от 15 сентября 1921 г. центром охраны здоровья детей и подростков являлся Отдел охраны здоровья детей и подростков Наркомздрава (Оздравдет), имеющий соответствующие Подотделы при губернских и уездных отделах здравоохранения37. В ведении Наркомздрава находились все профилактические, медико-педагогические и лечебные учреждения (институты и дома физической культуры, врачебно-педагогические институты, школы, санатории, санаторные колонии, лесные школы, больницы и т.п.), Институты дефективного ребенка, в том числе и детские учреждения для грудных детей и детей в возрасте до 3 лет (Дома ребенка). Перед попаданием в дома ребенка дети проходили приемники Наркомздрава, после трех лет воспитанники передавались в дошкольные детские дома Наркомпроса.
На местах осуществлялось сотрудничество Наркомздрава и Наркомпро-са через вхождение представителей Отдела здравоохранения в соответствующие коллегиальные органы народного образования с решающим голосом, участие их представителей в совещаниях школьно-санитарных врачей, вхождение врачей по охране здоровья детей в состав педагогических Советов детских учреждений.
Дома ребенка Наркомздрава должны были принимать детей заключенных из сети исправительно-трудовых лагерей и колоний ГУЛАГа. Если у младенцев отсутствовали близкие и родственники, их следовало размещать в яслях и домах ребенка в местах заключения, где могли содержаться до 4 лет, а после передавались в детские дома ОНО. Организацией и обслуживанием яслей в местах заключения должен был заниматься Наркомздрав, а их содержанием — Народный комиссариат внутренних дел (НКВД)38.
В ведении НКВД находились детские исправительные учреждения (закрытые детские колонии и трудовые коммуны), со второй половины 1930-х гг. — детские дома для спецпоселенцев. Система исправительных детских учреждений была запутанной и не имела единой ведомственной принадлежности, потому что задачи организации борьбы с детской преступностью изначально возлагались одновременно на три наркомата: просвещения, внутренних дел 22 и соцобеспечения. Например, сеть детских учреждений для трудновоспитуе- С! мых детей оставалась в ведении Наркомпроса. Контингент этих учреждений 21 зачастую не отличался от контингента исправительных детских заведений НКВД. Нередко работники Наркомпроса и местные власти не определяли раз- | ницу между детьми с отставанием в развитии, трудновоспитуемыми детьми ^ и несовершеннолетними правонарушителями, и в качестве исправительных -с учреждений использовали детские дома для «морально-дефективных» детей, ^л часть из которых продолжала контролироваться местными органами Наркома- ^ та соцобеспечения. Л
Принятый 16 октября 1924 г. Исправительно-трудовой кодекс регулировал § деятельность трудовых домов для несовершеннолетних правонарушителей. Целью помещения несовершеннолетних в трудовые дома являлось обучение я
их квалифицированным видам труда, расширение их кругозора путем общего и профессионального образования, воспитание из них самодеятельных и сознающих свои права и обязанности граждан39. В труддома принимались несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет, приговоренные судом к лишению свободы или состоящие под следствием и числящиеся за судебными следственными органами. Несовершеннолетние от 16 до 18 лет направлялись в эти учреждения только по решению распределительной комиссии, которая рассматривала данный вопрос в каждом конкретном случае. Все несовершеннолетние в трудовых домах делились на категории, которые обособлялись друг от друга как на работах и во время обучения школе, так и в остальное время: несовершеннолетние с признаками правонарушителей-рецидивистов и остальные несовершеннолетние правонарушители.
С целью упорядочения работы детских учреждений для трудных детей 24 декабря 1925 г. было утверждено Положение о трудовых коммунах40. Коммуны организовывались для детей обоего пола в возрасте от 12 до 16 лет из числа переростков, не прошедших нормальной школы, как беспризорных, так и из детских домов; подростков, которые в результате тяжелых социальных и материальных условий жизни приобрели социально вредные навыки; подростков, прошедших через Комиссию для несовершеннолетних41.
31 июня 1928 г. было принято Положение о местных органах управления и контроля по исправительно-трудовому делу. К органам, осуществляющим на местах исправительно-трудовое дело, относились: «места заключения, наблюдательные комиссии, распределительные комиссии; бюро и отделение принудительных работ, комитеты помощи освобождаемым из мест заключения, административные отделы областных, краевых, губернских и окружных испол-комов»42. В один ряд были поставлены и контролирующие органы, и детские исправительные учреждения. НКВД руководил всеми видами деятельности 2 исправительно-трудовых учреждений, находящихся в его непосредственном ведении; распоряжался средствами, отпущенными на места заключения по го-^ сударственному бюджету; решал вопросы перевода заключенных из одних мест « заключения в другие; утверждал вопросы постановки хозяйства и производ-
Л
ства в местах заключения; назначал и увольнял начальников мест заключения
^ и их помощников43.
5§ В связи с ликвидацией в 1930 г. НКВД РСФСР Наркомату юстиции
у РСФСР были переданы функции по организации и руководству деятельно-
8 стью исправительно-трудовых учреждений. В его ведении в 1931 г. было об-
£ разовано Главное управление местами заключения и принудительных работ
® (ГУМЗ), в конце года оно было переименовано в Главное управление испра-
§ вительно-трудовых учреждений (ГУИТУ). С принятием 1 августа 1933 г. но-
^ вого Исправительно-трудового кодекса44 начинается формирование системы исправительно-трудовых колоний для несовершеннолетних. Для малолетних
£ правонарушителей организовывались школы фабрично-заводского учениче-С
ства особого типа, задачей которых является подготовка «из несовершеннолетних правонарушителей квалифицированных рабочих для промышленности и сельского хозяйства»45, и передача им на основе коммунистического воспитания знаний, необходимых для активного участия в социалистическом строительстве. В школы направлялись лица от 15 до 18 лет на основании приговоров судов, постановлений Комиссии по делам несовершеннолетних и других уполномоченных учреждений. Вне зависимости от срока приговора время обучения не превышало трех лет. Педагогический совет школы мог снимать судимость с оканчивающих обучение.
В октябре 1934 г. были ликвидированы Главные управления исправительно-трудовых учреждений Народных комиссариатов Юстиции союзных республик. Исправительно-трудовые учреждения были переданы во вновь организуемый Отдел мест заключения в составе Главного управления исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения НКВД СССР46. Таким образом, в ведение НКВД СССР передавались и исправительно-трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей.
В Постановлении СНК и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности»47 была окончательно оформлена начатая еще в 1932 г. типизация детских учреждений (см. схему 2). В ведении Наркомата просвещения оставались детские дома нормального типа, детские дома, построенные на средства родителей, специальные школы для глухонемых и слепых, а также детские дома для трудновоспитуемых. Наркомату внутренних дел передавались приемники-распределители, изоляторы и трудовые колонии, в которые направлялись несовершеннолетние рецидивисты, уличенные в совершении нескольких преступлений. Иногда трудные дети, с которыми не могли справиться педагоги детских домов с нормальными детьми, могли быть переданы в трудовую колонию как рецидивисты. В ходе кампании по борьбе с детской беспризорностью, когда не хватало мест в обычных детских домах, беспризорников направляли в трудовые дома. Новым явилось расширение круга полномочий НКВД, в частности передача в его ведение приемных пунктов, ранее 22
О
принадлежавших компетенции Наркомпроса. Когда детские приемники-рас- С! пределители были переданы в ведомство НКВД, уменьшился срок пребывания 21 в них беспризорных — с трех до одного месяца. 23 июля 1935 г. также вводилась типизация трудовых колоний НКВД: трудовые колонии обычного типа | для мальчиков и девочек в отдельности; трудовые колонии с особым режимом; ^ изоляторы для подследственных в тюрьмах, которые находились в отделах мест -с заключения НКВД СССР48. В трудовых колониях теперь содержались несовершеннолетние преступники 12-16 и беспризорники 14-16 лет49. ^
В ведении Наркомата социального обеспечения находились детские дома ^ для детей-инвалидов (для «физически-дефективных» детей, для «глубоко § умственно отсталых» детей трудоспособных, для «глубоко умственно отсталых» детей нетрудоспособных); тогда как Наркомат здравоохранения отвечал я
В ведении Наркомпросов союзных республик В ведении Наркомздравов союзных республик
• детские дома нормального типа для детей, лишенных средств к существованию • детские дома, содержащиеся на средства родителей • детские дома для трудно-воспитуемых • специальные детские дома для нуждающихся в длительном лечении • дома малютки
В ведении Наркомсобесов союзных республик В ведении НКВД СССР
• специальные детские дома для инвалидов-детей: • «физически-дефективных детей» • «глубоко умственно отсталых детей»: - трудоспособных - нетрудоспособных • изоляторы • приемники-распределители • трудовые колонии*: - обычного типа для мальчиков и девочек в отдельности - с особым режимом - изоляторы для подследственных в тюрьмах
Схема 2. Типизация и ведомственная подчиненность детских учреждений на основании постановления СНК и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» Примечание: * Типизация трудовых колоний НКВД СССР была введена 23 июля 1935 г.
за детские дома для детей, которые нуждались в длительном лечении, дома малютки. Детские дома Наркомата здравоохранения РСФСР обслуживали только больных детей из детских домов нормального типа Наркомата просвещения.
В этом постановлении была обозначена сфера ответственности каждого ведомства, их задачи по улучшению работы детских учреждений и организации Ц воспитания советских детей. Самой масштабной сетью были детские учрежде-™ ния Наркомата просвещения.
« Таким образом, на протяжении 1920-1935 гг. сформировалась система госу-^ дарственных органов управления, которые участвовали в сфере защиты детей. ^ Из всех существовавших органов выделялась Деткомиссия при ВЦИК, главной !§ задачей которой была координация социальной защиты детей в стране по ока-3 занию помощи детям. Именно Деткомиссия контролировала, согласовывала, а проверяла действия ведомств и учреждений, тогда как другие государственные £ органы управления занимались не только вопросами охраны детства. Решение а «детского вопроса» являлось лишь частью широкого спектра задач Наркомпро-| са, Наркомздрава, Наркомсобеса и НКВД РСФСР. Только конкретные отделы, ^ подотделы данных органов занимались социальной защитой детей, иногда ду-^ блируя действия друг друга. Отсутствие четкого разделения функций, опытных £ кадров и денежных средств в первые годы советской власти не способствовали
си
с
успеху в работе по охране детства, которая к тому же осложнялась экономической разрухой и голодом. Эффективного решения проблем в области охраны детей невозможно было достичь при множественности органов, дублировании полномочий, отсутствии должного контроля и четкой системы организации. Ни одно ведомство не справлялось с возложенными на него задачами, о чем говорят отчеты и докладные записки. Ситуацию усугубляли бесконечные реструктуризации, передача тех или иных функций от одного ведомства другому в попытках добиться улучшений в работе. Проведенная в мае 1935 г. типизация детских учреждений позволила более четко разделить функции ведомств.
1 Финансовое обеспечение исследований осуществлялось из средств федерального бюджета на выполнение государственного задания КарНЦ РАН (AAAA-A18-118030190093-9).
2 Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. Р. 1235. Оп. 95. Д. 45. Л. 121.
3 Декрет ВЦИК от 10 февраля 1921 г. — О Комиссии при Всероссийском Центральном Исполнительном комитете по улучшению жизни детей. URL: http://www.libussr.ru/doc_ ussr/ussr_848.htm (дата обращения 20.11.2017).
4 Маслова О. Б. К вопросу о деятельности Комиссии по улучшению жизни детей при ВЦИК в условиях голода и возросшей беспризорности в 1921-1922 гг. (На примере Ставрополья и Терека) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 12-2. С. 60.
5 Декрет ВЦИК от 10 февраля 1921 г.
6 Смирнова Т. М. Дети страны Советов: От государственной политики к реалиям повседневной жизни. 1917-1949 гг. М.: Институт российской истории РАН; Центр гуманитарных инициатив, 2015. С. 63.
7 Дети ГУЛАГа. 1918-1956 / Сост. С. С. Виленский. М., 2002.
8 Там же.
9 ГА РФ. Ф. Р. 5207. Оп. 1. Д. 17. Л. 1-16.
10 Смирнова Т. М. Дети страны Советов. С. 64.
11 ГА РФ. Ф. Р. 5207. Оп. 1. Д. 8. Л. 28.
12 Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР. Отдел второй. 1925. № 8. Ст. 57. URL: http://7law.info/ussr/act2i/u438.htm (дата обращения 10.11.2017).
13 Там же.
14 Дети ГУЛАГа. С. 67.
15 Микиртичан Г. Л. Роль Н. А. Семашко в строительстве советской системы охраны материнства и детства // История медицины. 2014. № 2. С. 65. ®
16 «Трудные дети» — в докладе председателя ВЦИК М. Н. Калинина было выделено две о группы беспризорных детей: «Это, во-первых, дети — беглецы из детдомов, массами бе- ^ жавшие из них вследствие неблагоустройства детучреждений: вследствие недостатка z; питания, обслуживания ребят, воспитательной работы и т.д., и, во-вторых, образовалась большая группа «трудных», т.е. трудновоспитуемых ребят, которые уже не уживались | в детучреждениях, даже в хорошо поставленных, которых разложила бродячая жизнь Д на улице и которых тянула к себе улица».
17 XV лет работы по улучшению жизни детей. Стенограмма заседания Президиума ВЦИК -д 20 февраля 1936 г. Деткомиссия при ВЦИК. М., 1936. URL: http://zt1.narod.ru/doc/15- 2 let-detkomissii.doc (дата обращения: 20.11.2017). щ
18 Афанасова Е. Н. Работа Комиссии по улучшению жизни детей в борьбе с детской беспризорностью в 1920-1930-х гг. (На примере Иркутской области и Красноярского края) // Jd Иркутский историко-экономический ежегодник. Иркутск, 2010. С. 235-238. С. 236. £
19 Высшие органы государственной власти и органы центрального управления РСФСР (1917-1967): справочник: (по материалам государственных архивов) / Сост. Н. П. Бели- ^ кова и др. М.: Типография Главного архивного управления, 1971. С. 441-442. -5
20 Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 г. М., 1943.
21 Славко А. А. Детская беспризорность в России в первое десятилетие советской власти. М.: ИНИОН РАН, 2005. С. 48.
22 Дети ГУЛАГа. С. 36.
23 Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1920 г. М., 1943. С. 716. URL: http://istmat.info/node/42827 (дата обращения 10.11.2017).
24 Кривоносов А. Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право. 2003. № 7. С. 95.
25 Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. Отдел первый. М., 1921. № 12. С. 78. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_851.htm (дата обращения 10.11.2017).
26 Дети ГУЛАГа. С. 28.
27 Кирсанов М. Ф. Руководство по производству дел в местных комиссиях по делам несовершеннолетних. М., 1927. С. 19-20.
28 Богуславский М. Борьба с детской беспризорностью в РСФСР // Красная новь. 1927. № 8. С. 143.
29 Славко А. А. Детская беспризорность... С. 57.
30 Кривоносов А. Н. Исторический опыт. С. 96.
31 ГА РФ. Ф. Р. 1235. Оп. 71. Д. 750. Л. 16 об.
32 Славко А. А. Детская беспризорность. С. 61.
33 Карасева А. А. История функционирования и развития системы детских домов РСФСР в 1929-1941 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. М., 2015. С. 143.
34 Сборник действующих узаконений и распоряжений правительства Союза ССР и правительства РСФСР, постановлений Деткомиссии при ВЦИКе и ведомственных распоряжений по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. Вып. 3. М., 1932.
35 Дети ГУЛАГа. С. 187.
36 Карасева А. А. История функционирования. С. 146.
37 Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1921 г. М., 1944. С. 817-819.
38 Карасева А. А. История функционирования. С. 206.
39 ГУЛАГ (Главное управление лагерей). 1918-1960 / Сост. А. И. Кокурин, Н. В. Петров. М., 2002. С. 49-50.
40 Беспризорные в трудовых коммунах. М., 1926.
41 Там же.
42 Славко А. А. Детская беспризорность. С. 123. £ 43 Там же. С. 124.
44 ГУЛАГ (Главное управление лагерей). С. 78. ™ 45 Там же.
46 Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства СССР за 1934 г. g № 56. URL: http://istmat.info/node/42490 (дата обращения 20.11.2017). £ 47 Дети ГУЛАГа. С. 184.
¡Í 48 Славко А. А. Детские колонии для несовершеннолетних правонарушителей в России в 19331952 годы // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. № 7. С. 141. g 49 Дети ГУЛАГа. С. 333.
Í _
§ AFANASOVA E. N. Rabota Komissiipo uluchsheniju zhizni detej v bor'be s detskoj besprizornost'ju v 1920-(h 1930-h gg. (Na primere Irkutskoj oblasti i Krasnojarskogo kraja) [The Commission's work dedicated to im-^ provement in the lives of children fighting against homelessness among children in 1920-1930s (Using the
example of Irkutsk region and Krasnoyarsk region)] // Irkutskij istoriko-jekonomicheskij ezhegodnik. Irkutsk, и 2010. S. 235-238.
о
С
BENDER E. A. Pravovye osnovy bor'by s detskoj besprizornost'ju v RSFSR v 1920-1930-e gg. [Legal framework of fight against homelessness among children in the Russian Soviet Federative Socialist Republic in 1920-1930s] // Trudy Istoricheskogo fakul'teta Sankt-Peterburgskogo universiteta. 2013. N14. S. 177-188.
Besprizornye v trudovyh kommunah [Homeless children in labour communes]. Moskow: Glavsocvos Publ., 1926.
BOGUSLAVSKIJ M. Bor'ba s detskoj besprizornost'ju v RSFSR [Fight against homelessness among children in the Russian Soviet Federative Socialist Republic] // Krasnaja nov'. 1927. N8. S. 139-163.
Dekret VCIK ot 10 fevralja 1921 goda — O Komissii pri Vserossijskom Central'nom Ispolnitel'nom komitete po uluchsheniju zhizni detej [The decree as of 10 February 1921 — On the Commission with the All-Russian Central Executive Committee on improving the lives of children]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ ussr_848.htm.
Deti GULAGa. 1918-1956 [Children of The Gulag. 1918-1956] / Sost. S. S. Vilenskij. Moskow: MFD Publ., 2002.
Gosudarstvennaja vlast'SSSR. Vysshie organy vlasti i upravlenija i ih rukovoditeli, 1923-1991: Istoriko-bio-graficheskij spravochnik [State authorities in the USSR. The highest central governments and their leaders in 1923-1991] / Avt. — sost. V. I. Ivkin. Moskow: ROSSPJeN Publ., 1999.
GULAG (Glavnoe upravlenie lagerej). 1918-1960. [The Gulag. The Headquarters of the camp 19181960] / Sost. A. I. Kokurin, N. V. Petrov. Moskow: MFD Publ., 2002.
JAVNOVA L. A., TUKENOVA E. I. Problemy social'nogo sirotstva po materialam massovoj raboty Barnaul'skoj gorodskoj Detskoj komissii po bor'be s detskoj besprizornost'ju v 1930-e g. [Social orphanhood issues based on the materials of the functioning of the Barnaul Municipal Commission on Children fighting with homelessness among children in the 1930s] // Istorija i kul'tura narodov Jugo-zapadnoj Sibiri i sopredel'nyh regionov (Kazahstan, Mongolija, Kitaj). Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Otv. red. F. I. Kulikov. 2014. S. 422-429.
KARASEVA A. A. Istorija funkcionirovanija i razvitija sistemy detskih domov RSFSR v 1929-1941 gg. [The history of functioning and development of children's' homes in the RSFSR in 1929-1941.]: Dis. ... kand. ist. nauk. Moskow, 2015.
KIRICHENKO M. G. Vysshie organy gosudarstvennoj vlasti RSFSR [The Highest Bodies of State Authority in the Russian Federation]. Moskow: Sovetskaja Rossija Publ., 1968.
KIRSANOV M. F. Rukovodstvo poproizvodstvu del v mestnyh komissijah po delam nesovershennoletnih [The guide to procedures in local Juvenile Affairs Commissions]. Moskow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo Publ., 1927.
KORZHIHINA T. P. Istorija gosudarstvennyh uchrezhdenij SSSR [The history of state institutions of the USSR.]. Moskow: Vysshaja shkola Publ., 1986.
KORZHIHINA T. P. Sovetskoe gosudarstvo i ego uchrezhdenija: nojabr' 1917g. — 1991 g. [The Soviet state and its institutions: November 1917-1991]. Moskow: RGGU Publ., 1995.
KRIVONOSOV A. N. Istoricheskij opyt bor'by s besprizornost'ju [The historical experience of the fight with homelessness] // Gosudarstvo i pravo. 2003. N7. S. 91-96.
MASLOVA O. B. K voprosu o dejatel'nosti Komissii po uluchsheniju zhizni detej pri VCIK v uslovijah goloda i vozrosshej besprizornosti v 192—1922 gg. (Naprimere Stavropolja i Tereka) [Revisiting the functioning of The oo Commission on improving the lives of children Commission with the All-Russian Central Executive Com- ^ mittee under the conditions of hunger and increased homelessness in 1921-1922. (Based on the example of ^ Stavropol territory and Terek)] // Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovanij. 2009. N12-2. S. 59-64. Z;
MIKIRTICHAN G. L. Rol' N. A. Semashko v stroitel'stve sovetskoj sistemy ohrany materinstva i detstva [The Role Of N. A. Semashko in building the Soviet system of maternity and child welfare service] // Istorija mediciny. 2014. N2. S. 38-53. ><3
NECHAEVA A. M. Ohrana detej-sirot v Rossii: Istorija i sovremennost' /The orphan protection in Russia. ^ History and contemporaneity]. Moscow: Dom Publ., 1994.
ROZHKOV A. JU. Bor'ba s besprizornost'ju v pervoe sovetskoe desjatiletie [The fight against homelessness .2 in the first Soviet decade] // Voprosy istorii. 2000. N1. S. 134-138. g
RJABCEVA R. N. Moskovskaja gorodskaja detskaja komissija: opyt inspektorskoj dejatel'nosti [The Mos- cjo cow Municipal Commission on Children. Inspector's expertise] // Vestnik Moskovskogo gorodskogo peda- d gogicheskogo universiteta. Ser.: Istoricheskie nauki. 2009. N2. S. 64-73. £
Sbornik dejstvujushhih uzakonenij i rasporjazhenij pravitel'stva Sojuza SSR i pravitel'stva RSFSR, postanov- -g lenij Detkomissii pri VCIKe i vedomstvennyh rasporjazhenij po bor'be s detskoj besprizornost'ju i beznadzornostju [The existing collection of legalizations and orders of the government of USSR and government of the Russian s
Federation, regulations of the Children's Commission under the Central Executive Committee and departmental orders on combating child homelessness and neglect]. Vyp. 3. Moskow: Komissija po uluchsheniju zhizni detej pri VCIK Publ., 1932.
SLAVKO A. A. Detskaja besprizornost' v Rossii v pervoe desjatiletie sovetskoj vlasti [Homelessness among children in Russia in the first decade of the Soviet regime.]. Moscow: INION RAN Publ., 2005.
SLAVKO A. A. Detskie kolonii dlja nesovershennoletnihpravonarushitelej v Rossii v 1933-1952 gody [Young offender institutions in Russia in 1933-1952] // Vestnik Tjumenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. N7. S. 140-146.
SMIRNOVA T. M. Deti strany Sovetov: Ot gosudarstvennoj politiki k realiyam povsednevnoj zhizni. 1917-1940gg. [Children of the USSR. From the national policy to the fundamentals of everyday life in 1917-1940]. Moskow; St Petersburg: Institut rossijskoj istorii RAN: Centr gumanitarnyh iniciativ Publ., 2015.
Vysshie organy gosudarstvennoj vlasti i organy central'nogo upravlenija RSFSR (1917-1967): spravochnik: (po materialam gosudarstvennyh arhivov) [The highest central government in the Russian Soviet Federative Socialist Republic (1917-1967): reference book] / Sost. N. P. Belikova i dr. Moskow: Tipografija Glavnogo arhivnogo upravlenija Publ., 1971.
XV let raboty po uluchsheniju zhizni detej. Stenogramma zasedanija Prezidiuma VCIK 20 fevralja 1936 g. Detkomissija pri VCIK [Fifteen years of working on improvement of children's lives. The stenograph of the meeting of the Presidium of the All-Russian Central Executive Committee 20 February 1936. Child commission affiliated with the All-Russian Central Executive Committee]. Moskow, 1936. URL: http://zt1.narod.ru/ doc/15-let-detkomissii.doc.
ZEZINA M. R. Sistema social'noj zashhity detej-sirot v SSSR [The system of social protection of orphans in the USSR] // Pedagogika. 2000. N3. S. 58-67.
Список литературы
Афанасова Е. Н. Работа Комиссии по улучшению жизни детей в борьбе с детской беспризорностью в 1920-1930-х гг. (На примере Иркутской области и Красноярского края) // Иркутский историко-эко-номический ежегодник. Иркутск, 2010. С. 235-238.
Бендер Е. А. Правовые основы борьбы с детской беспризорностью в РСФСР в 1920-1930-е гг. // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 14. С. 177-188.
Беспризорные в трудовых коммунах. М.: Главсоцвос, 1926.
Богуславский М. Борьба с детской беспризорностью в РСФСР // Красная новь. 1927. № 8. С. 139-163.
Высшие органы государственной власти и органы центрального управления РСФСР (1917-1967): справочник: (по материалам государственных архивов) / Сост. Н. П. Беликова и др. М.: Типография Главного архивного управления, 1971.
Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители, 1923-1991: Историко-биографический справочник / Авт. — сост. В. И. Ивкин. М.: РОССПЭН, 1999. g ГУЛАГ (Главное управление лагерей). 1918-1960 / Сост. А. И. Кокурин, Н. В. Петров. М.: МФД, G 2002.
Декрет ВЦИК от 10 февраля 1921 г. — О Комиссии при Всероссийском Центральном Исполни-^ тельном комитете по улучшению жизни детей. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_848.htm (дата S обращения: 20.11.2017).
Л Дети ГУЛАГа. 1918-1956 / Сост. С. С. Виленский. М.: МФД, 2002.
^ Зезина М. Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР // Педагогика. 2000. N3. С. 58-67. sg Карасева А. А. История функционирования и развития системы детских домов РСФСР в 1929-§ 1941 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. М., 2015.
Кириченко М. Г. Высшие органы государственной власти РСФСР. М.: Советская Россия, 1968. S3 Кирсанов М. Ф. Руководство по производству дел в местных комиссиях по делам несовершеннолетен них. М.: Государственное издательство, 1927.
о Коржихина Т. П. История государственных учреждений СССР. М.: Высшая школа, 1986.
о
S
=s
S Кривоносов А. Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право. 2003. № 7.
\о
Коржихина Т. П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 г. — 1991 г. М.: РГГУ, 1995.
й С. 91-96.
Маслова О. Б. К вопросу о деятельности Комиссии по улучшению жизни детей при ВЦИК в условиях голода и возросшей беспризорности в 1921-1922 гг. (На примере Ставрополья и Терека) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 12-2. С. 59-64.
Микиртичан Г. Л. Роль Н. А. Семашко в строительстве советской системы охраны материнства и детства // История медицины. 2014. № 2. С. 38-53.
Нечаева А. М. Охрана детей-сирот в России: История и современность. М.: Дом, 1994.
Рожков А. Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории. 2000. № 1. С. 134-138.
Рябцева Р. Н. Московская городская детская комиссия: опыт инспекторской деятельности // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Исторические науки. 2009. № 2. С. 64-73.
Сборник действующих узаконений и распоряжений правительства Союза ССР и правительства РСФСР, постановлений Деткомиссии при ВЦИКе и ведомственных распоряжений по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. Вып. 3. М.: Комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК, 1932.
Славко А. А. Детская беспризорность в России в первое десятилетие советской власти. М.: ИНИОН РАН, 2005.
Славко А. А. Детские колонии для несовершеннолетних правонарушителей в России в 1933-1952 годы // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. № 7. С. 140-146.
Смирнова Т. М. Дети страны Советов: От государственной политики к реалиям повседневной жизни. 1917-1949 гг. М.: Институт российской истории РАН; Центр гуманитарных инициатив, 2015.
Явнова Л. А., Тукенова Е. И. Проблемы социального сиротства по материалам массовой работы Барнаульской городской Детской комиссии по борьбе с детской беспризорностью в 1930-е гг. // История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай). Материалы международной научно-практической конференции / Отв. ред. Ф. И. Куликов. М., 2014. С. 422-429.
XV лет работы по улучшению жизни детей. Стенограмма заседания Президиума ВЦИК 20 февраля 1936 г. Деткомиссия при ВЦИК. М., 1936. URL: http://zt1.narod.ru/doc/15-let-detkomissii.doc (дата обращения 20.11.2017).
А. В. Чебаковская. Система государственного управления сферой охраны детства в 1920-1935 гг.
В статье раскрыт процесс формирования системы советских государственных органов и учреждений, занимавшихся сферой охраны детства в 1920-1935 гг. Определены их задачи, функции, иерархии и соподчиненности с учетом тех типов детских учреждений, которые находились под ведомственным контролем. При написании статьи использовались опубликованные в специальных изданиях нормативно-правовые документы (законодательные акты, циркуляры, постановления и др.), а также документы и материалы Государственного архива Российской Федерации (протоколы заседаний местных органов управления, отчеты, справки, докладные записки о состоянии детских учреждений и др.), также привлекались сборники документов и материалов, посвященные ГУЛАГу. В статье раскрыты задачи и полномочия в решении «детского вопроса» Наркоматов просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, о для которых деятельность в этой сфере была лишь частью широкого спектра задач. Основное внимание ^ уделено характеристике единого межведомственного органа — Детской комиссии при Всероссийском ^ Центральном Исполнительном Комитете, в руках сотрудников которой были сосредоточены важней- ^ шие рычаги регулирования в области социальной защиты детей. Именно Деткомиссия контролировала, S3 согласовывала, проверяла действия ведомств и учреждений. §
Ключевые слова: государственная политика, органы управления, детские учреждения, охрана дет- г-^ ства, детская беспризорность, Деткомиссия при ВЦИК. .У
о
A. Chebakovskaya. The system of public administration in the sphere of child protection in 1920-1935 ^
This article discusses the forming of the Soviet establishments that one way or another were involved in -g the matter of childhood protection in 1920-1935. Their
aims, functions, hierarchy and intersubordiantion are defined with due account for all the types of child welfare centres which were under departmental control. ^ In the process of writing the article special editions of statutory enactments (legislative acts, circular orders, regulations, etc.) as well as documents and materials of The State Archive of the Russian Federation (minutes
of meeting of local governance boards, reports, certificates, memorandums on the state of chid welfare centres, etc.), collections of documents and materials dedicated to Gulag were used. The article provides the insight into the tasks and credentials in dealing with the children issue of People's Commissariat of Education, Health, Social Services and Internal Affairs of the Russian Soviet Federative Socialist Republic, which activity in this field was a part of a wide range of tasks. The article is mainly focused on the characteristics of the interdepartmental agency — Child Commission affiliated with the All-Russian Central Executive Committee. The Child Commission controlled the sphere of social child protection. It was The Commission that coordinated and examined the work of departments and establishments.
Key words: public policy, governance, child care, child protection, homelessness among children, Child commission affiliated with the All-Russian Central Executive Committee.
Чебаковская, Александра Вячеславовна — аспирант сектора истории Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук.
Chebakovskaya, Aleksandra Vyacheslavovna — PhD Student, History Section, Institute of Linguistics, Literature and History, Karelian Research Centre, Russian Academy of Sciences.
E-mail: [email protected]
и rt К CP
«
s «
о V
s
CP
о
H о
s «
S «
о p
\o