ИЗ ИСТОРИИ ПРАВА
А.Э. Дубоносоеа
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ (1918 - 1930 гг.)
С первых лет своего существования Советское государство начало проводить гуманную политику правовой и социальной защиты детей. В России приступили к организации комиссий по улучшению жизни детей и оказанию помощи беспризорным. Вместо отмененных судов вводились комиссии по делам несовершеннолетних, которые заменяли наказания на меры социального и медико-педагогического воздействия. Для борьбы преступностью и рецидивом преступлений в среде несовершеннолетних в Новгородской губернии были организованы детские колонии, трудовые школы, трудовые сельскохозяйственные артели и реформатории для несовершеннолетних правонарушителей.
Ключевые слова: несовершеннолетние, преступность, наказание, колонии, педагогика, школа.
С первых лет своего существования Советское государство начало проводить гуманную политику правовой и социальной защиты детства. 14 января 1918 года был принят декрет «О комиссиях для несовершеннолетних»1, 4 марта 1920 года издан декрет «О суде над несовершеннолетними»2, 31 мая 1935 года вышло Постановление СНК СССР от «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности».
После Октябрьской революции стремление к руководящему объединению всей работы о детях сказалось в двух направлениях: во первых, в создании при различных народных комиссариатах особых отделов по заботе о детях в том, или другом специальном отношении и, во вторых, в создании централизованного же органа объединяющего работу этих отделов и подотделов, вообще их работу в защиту ребенка. Заботы о детях сосредоточились главным образом в четырех народных комиссариатах: просвещения, социального обеспечения, здравоохранения и труда, и отчасти юстиции3. В качестве методов, способствующих профилактике детской и подростковой преступности были провозглашены социальные и медико-педагогические меры.
В этот период активизируется деятельность представителей юридической и педагогической науки, которые пропагандируют новые подходы к личности несовершеннолетнего правонарушителя. В качестве превентивных и корректирующих предлагается введение мер социального и педагогического воздействия. Среди работ ученых двадцатых - тридцатых годов XX века, исследовавших проблемы детской и подростковой преступности можно выделить труды Л.М. Василевского, Н.П. Гришакова Н.П., В.И. Куфаева, П.И. Люблинского и других4.
Они полагали, что в РСФСР борьба с преступностью несовершеннолетних осуществлялась как мерами медико-педагогического характера и соци-
альной помощи, так и наказаниями. Наибольший интерес в научной среде вызывали педагогические методы, так как практика показывала, что именно в них лежит залог успеха по предупреждению антиобщественных явлений в среде несовершеннолетних. По их мнению, количество детских домов не способствовало наибольшей профилактике борьбы с детскими правонарушениями5.
В 20-е годы повсеместно в РСФСР организовывались деткомиссии по улучшению жизни детей. Создание деткомиссий было обусловлено утверждением положения о комиссии по улучшению жизни детей при ВЦИК от 10 февраля 1921 года6. Впоследствии указанное положение было отменено и принято новое положение о деткомиссии при ВЦИК (протокол №49 от 2 февраля 1925 года) на заседании Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов. Целью создания деткомиссии являлось оказание помощи детям и в первую очередь беспризорным7. В дальнейшем, 20 июня 1927 года было принято новое положение о комиссии по улучшению жизни детей при ВЦИК.
23 октября 1928 года на заседании президиума Новгородского окружного комитета исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов было утверждено положение об окружной дет-комиссии - ДТК, (комиссии по улучшению жизни детей при Новгородском крисполкоме). Она была организована на основании действующей от 20 июня 1927 года комиссии по улучшению жизни детей при ВЦИК8. Комиссия была создана для реализации следующих целей:
- борьба с детской беспризорностью в Новгородском округе;
- регулирование, объединение и согласование деятельности всех государственных учреждений и организаций, ведущих в Новгородском округе работу по борьбе с детской беспризорностью, оказание им организационной и материальной помощи, привлечение к помощи детям советской общественности;
- изыскание средств на проведение мероприятий по оказанию помощи детям, контроль за их использованием, правильностью и целесообразностью расходования средств9.
Однако детскомиссии на местах зачастую халатно относились к своим обязанностям, что было выявлено при расследовании деятельности Новгородской районной деткомиссии за период ее работы с 1927 по 1928 гг., нарушения выразились в следующих недостатках:
- не проводилась работа по наблюдению за патронируемыми детьми;
- при устойчивом финансовом положении не имелось никакой учебно-производственной мастерской для подростков;
- была слабо развита материальная помощь детям, не охваченным школами;
- было выявлено нецелесообразное расходование средств на оплату стипендий <...>;
- массовая работа была поставлена слабо, мало ставилось докладов как о работе ДТК, так и о целях и задачах ДТК <.>10.
Советская политика в отношении несовершеннолетних была направлена на отказ от карательных мер и отмену особых судов для малолетних, как буржуазных и противоречащих интересам развития детей. Вместо отмененных судов вводились комиссии по делам несовершеннолетних. С 1918 по 1920 годы комиссии находились в ведении народного комиссариата социального обеспечения. С 1920 года подведомственность комиссий перешла к народному комиссариату просвещения, его губернским и уездным органам11.
Основными задачами комиссий по делам несовершеннолетних, (далее комиссии) являлись: рассмотрение дел специально уполномоченным составом, недоступность заседаний для сторонних слушателей, замена наказаний на меры социального и медико-педагогического воздействия, индивидуализация применяемых наказаний, отсутствие уголовно-процессуального производства, социально-правовая защита и помощь несовершеннолетним.
Комиссии рассматривались как орган педагогического воздействия, так как они создавались для защиты несовершеннолетних от влияния негативных условий окружающей среды, их воспитания и развития, создания вокруг несовершеннолетнего социальной и педагогической обстановки, обеспечивающей его социально-полезное развитие.
Комиссии по делам несовершеннолетних должны были не только изучать личность подростка, но и выяснять причины, побудившие несовершеннолетнего вести себя антисоциально. В их задачи входила забота о дальнейшей судьбе ребенка, однажды прошедшего через комиссию. Методами воздействия, применяемыми комиссиями в отношении несовершеннолетних, должны были быть не карательные меры, а меры предупредительные, исправительные и защитные.
Комиссии, для борьбы с детской и подростковой преступностью и ее предупреждения использовали следующие медико-педагогические и социально-педагогические методы:
- присмотр обследователя-воспитателя, который должен был содействовать образованию у несовершеннолетнего ряда целенаправленных, жизненно необходимых привычек, которые позволят несовершеннолетнему правонарушителю не идти вразрез с правилами общежития. Эта была мера социально-педагогическая;
- присмотр родителей, родственников, это мера педагогического характера, которая чаще применялась к детям юного возраста, так как родителям легко осуществлять присмотр за своими малолетними детьми;
- помещение в школу, это метод дисциплинирующий и организующий. Школа отрывала несовершеннолетнего от улицы и неорганизованной среды;
- помещение в чужую семью (семейный патронат), ее целью являлось содержание, воспитание и подготовка несовершеннолетнего к общественнополезной деятельности;
- помещение в учреждения социального воспитания (детдома), это мера педагогическая, являвшаяся одной из форм коммунистического воспитания. Воспитательная деятельность детдома происходила через привлечение детей к общественно необходимой работе;
- меры лечебного характера, применялись наряду с мерами педагогическими и мерами социальной помощи. Под лечебными понимались не только заведения, находившиеся в введении отделов здравоохранения, но и детские дома народного образования. В них соединялась воспитательная помощь с врачебной;
- устройство на работу, обучение ремеслу, это меры социальной помощи и их роль неоценима. Однако в силу возрастных особенностей такая мера не могла применяться ко всем подросткам. Трудовой возраст в Советской России определялся с 16 лет, в виде исключения - с 14 лет, в сельском хозяйстве - с 12 лет12.
В Новгородской губернии к 1929 году были организованы окружные и районные комиссии по делам несовершеннолетних. В районные комиссии привлекали следующих специалистов: председатель - районный инспектор Соцвоса; члены комиссии: врач, судья, председатель райкома ВКПб, работник отдела Соцвоса. Окружные комиссии осуществляли общее руководство и инструктирование районных комиссий, разбирали крупные дела по правонарушениям несовершеннолетних. Районным комиссиям передавались мелкие и средние дела по правонарушениям несовершеннолетних в их районах13.
Тем не менее, зачастую комиссии формально подходили к своим обязанностям, используя судейский поход и вынося постановления: «Оправдан» или «Дело прекращено за отсутствием состава преступления»14, либо впадая в другую крайность: не обращая внимания на социально-экономические факторы жизни ребенка применяли к нему меры чисто педагогического характера, являющиеся совершенно недейственными, например - внушение. Подобные меры могли иметь воздействие только на подростка, у которого отсутствовала глубокая форма состояния беспризорности и педагогической запущенности.
4 марта 1920 года в декрет об учреждении комиссий по делам несовершеннолетних были внесены изменения, в соответствии с которыми, допускалась передача несовершеннолетних от 14 до 18 лет в народный суд, если комиссий будет установлена невозможность применения к данным несовершеннолетним мер медико-педагогического характера15. Подобная мера ухудшала положение несовершеннолетних преступников, так как суды направляли подростков в особые отделения при тюрьмах. Отбывание наказания в тюрьме, даже отдельно от взрослых преступников, не способствовало нравственному воспитанию несовершеннолетних. Введение 1 июня 1922 в действие Уголовного кодекса РСФСР позволило несовершеннолетних от 16 до 18 лет направлять в суды минуя комиссии. Статистика первых десятилетий Советской власти констатировала, что ужесточение карательных мер и снижение возраста наступления уголовной ответственности не сократило детской преступности в стране.
Народные суды помещали детей в возрасте от 14 до 16 лет в труддома, а за неимением мест в последних - в общие места лишения свободы, с обязательным содержанием несовершеннолетних в камерах отдельно от взрослых.
Передаваемые в нарсуды дети имели плохие показатели со стороны занятости их в производстве, а также жилищных условий16.
В 1921 году было принято «Положение о трудовых домах для несовершеннолетних». В параграфе первом указывалось: «Цель помещения несовершеннолетних в труддом - обучить их квалифицированным видам труда, привить им нравственные устои, развить в них высшие духовные интересы, расширить их умственный горизонт путем общего и профессионального образования и создать из них самодеятельных и сознающих свои права и обязанности граждан Советской республики. Дать детям физическое воспитание и оздоровление посредством гимнастики, спорта и гигиены тела. В этих целях в трудовых домах функционировали общеобразовательные школы и учебно-производственные мастерские. Воспитанники делились на категории в соответствии со степенью нравственно-педагогической запущенности и возрастом. Кроме того, из воспитанников формировали группы по 10-20 человек, каждая их которых находилась в ведении двух воспитателей, выполнявших свои обязанности поочередно.
Содержание несовершеннолетних в трудовом доме продолжалось до истечения назначенного судебным приговором срока, а в случае необходимости - до исправления, но не дольше достижения ими 20-летнего возраста17.
В 1922 году в ведении ГУМЗ НКВД РСФСР находилось 4 трудовых дома для несовершеннолетних (в Москве, Петрограде, Саратове и Иркутске) с общим лимитом 531 место. В этой связи в отчете ГУМЗ НКВД РСФСР за 1922 год говорилось: «Дело принудительного воспитания несовершеннолетних правонарушителей пока еще также не стоит на должной высоте, т.к. большинство несовершеннолетних заключенных за недостатком специальных учреждений (трудовых домов) находится в особых отделениях исправдомов в условиях, не удовлетворяющих тем задачам, какие ставятся специальным учреждениям по перевоспитанию подростков»18.
В 1925-1926 гг. на территории РСФСР числилось уже девять труддомов: семь с числом штатных мест 946 для несовершеннолетних в возрасте 14-16 лет, а два для молодежи в возрасте 16-20 лет (такое деление труддомов произошло в 1924 году). В основе исправления и перевоспитания несовершеннолетних в трудовых домах должен был лежать труд, трудовое воспитание подростков.
В 20 - 30-е годы в условиях технико-экономической отсталости страны, когда был взят курс на индустриализацию промышленности и коллективизацию сельского хозяйства, большую популярность приобрела педагогическая система А.С. Макаренко, широко применявшаяся для перевоспитания осужденных в воспитательно-трудовых колониях. Педагогическая систем начала функционировать к 1920 году в колонии им. М.Горького, предназначенной для беспризорников и правонарушителей. Жесткая дисциплина сочеталась с уважением к личности подростка и раскрытием в нем положительных задатков. Воспитание строилось на развитии самоуправления и умении личности жить интересами коллектива. Важное значение уделялось процессу обучения и трудовому воспитанию, значимости труда каждого для страны19.
В Советском государстве был провозглашен принцип публично-государственной опеки детства, для чего создавались отделы охраны детства, материальное обеспечение ребенка было поставлено вне существования семьи. Провозглашение принципов трудового воспитания подростков обусловило необходимость создания трудовых школ, широкое развитие получила система детских домов социального воспитания. В Кодексе законов о труде 1918 года закреплялись нормы охраны труда детей и подростков.
Для обеспечения профилактики беспризорности, безнадзорности и заброшенности несовершеннолетних властные структуры Новгородской губернии организовывали различного рода трудовые учреждения с ярко выраженной социально-педагогической направленностью. Президиум исполнительного комитета Новгородского губернского Совета рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов в 1919 году поставил перед губернским отделом народного образования вопрос об отводе бывших имений под детские коло-нии20. В связи с чем, Совет по защите детей при отделе народного образования в июне 1919 года обратился в Новгородский губернский земельный отдел с просьбой сообщить список имений, свободных от советского хозяйства, в которых могут быть организованы летние детские колонии21. Создание подобных колоний давало возможность организации не только детского отдыха, но и отвлечению детей от улицы, снижению роста беспризорности, приобщению несовершеннолетних к сельскохозяйственному труду, освоению ими несложных рабочих специальностей.
С 1920 года начинает свое развитие система органов социально-правовой охраны детства с функциями по борьбе с детской беспризорностью, опеке, юридической помощи, патронированию и охране умственно- и физичес-ки-дефективного детства. В 1921 году вводится детская социальная инспекция, созданная специально для борьбы с беспризорностью детства. В составе органов здравоохранения образуются особые отделы охраны здоровья детей и подростков, организуются летние колонии для детей, детские санатории, учреждаются государственные театры для юношества и т.д. В связи с существовавшей в 1923 - 1924 гг. безработицей необходимо было приступить к организации детских трудовых коллективов с широко развитым кооперированием, а также формированию трудовых артелей.
В качестве профилактических и воспитывающих мер в Новгородской губернии были предприняты попытки организации в губернии детских колоний, трудовых школ, трудовых сельскохозяйственных артелей и реформаториев для несовершеннолетних правонарушителей.
К середине 20-х годов трудовые колонии Новгородской губернии уже наработали небольшой педагогический опыт. Однако попустительство и отсутствие педагогических навыков сотрудников и руководства учреждений, недостаточное снабжение и материальная база сказывались на работе колоний, коммун и артелей. В протоколе №3 заседания подсекции Горсовета при отделении народного образования Боровичского Уисполкома от 9 января 1925 года, после заслушанного доклада зав. Соцвосом по обследованию дет-
ского дома им. Луначарского, приемника и Железковской детской колонии, встал вопрос о неудовлетворительном снабжении колонии, а также о необходимости <.> обратить серьезное внимание на поднятие дисциплины и самообслуживания колонии питомцами. Воспитателям колонии предложить в самообслуживании показывать воспитанникам пример. <.> тщательно пересмотреть педагогический персонал Железковской колонии, во главе с заведующим колонии <...>22.
Согласно акту ревизии Ровенской юношеской трудовой сельскохозяйственной коммуны им. К. Маркса от 13/Х11 - 1924 года отметили <.> Недостаточно твердую хозяйственную линию в области правильного хозяйственного распорядка и надзора за помещением и инвентарем, вследствие чего само помещение принимает неуютный вид. Недостаточно правильное использование с/х продуктов <.> Работа библиотеки оставляет желать много лучшего и требует немедленного принятия мер к устранению хищения книг и поломки инвентаря. <.> Не налаженность работ по самоуправлению учащихся повлекла за собой слабую заинтересованность воспитанников в хозяйственной жизни учреждения. <.> Отсутствие правил внутреннего распорядка, которые надлежало бы выработать совместно с воспитанниками и руководствоваться в надлежащих случаях. <.> Слабая работа кружков <...>.
В соответствии с актом ревизии колонии имени К. Либкнехта выявлено плохое наблюдение за огородами и за учетом инвентаря. Плохое снабжение колонии одеждой и бельем, а также необходимость позаботиться о подходящем помещении для колонии23.
Скудное снабжение детских колоний и интернатов Новгородской губернии продовольствием, постельным бельем, верхней одеждой и инвентарем сохраняется и к середине 30-х годов. При обследовании детдомов, приемника-распределителя и детского дома им. Луначарского были выявлены следующие факты: <.> недостаток белья и вентиляционных форточек, нет пароотвода, вследствие чего пар распространяется по всем комнатам, свет недостаточен, воспитанники работают чуть ли не с коптилками, очистка ретирада производится несвоевременно, жидкость выступает из ямы и распускает зловоние24.
Во главу государственных мероприятий была поставлена задача борьбы с детской беспризорностью, охватывающей материальную, моральную и социальную недостаточность обстановки, окружающей ребенка. Отсюда программа мер социально-правовой охраны детства тесно связывается с основной задачей Советского строя - с переустройством социальных отношений на новых началах25.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Декрет СНК РСФССР «О комиссиях для несовершеннолетних» от 14 января 1918г. // СУ РСФСР. 918.№16. Ст.227.
2 Декрет СНК РСФСР «О суде над несовершеннолетними» от 4 марта 1920г. // Ленинский сборник., XXIV. М., 1033. С.185 - 186.
3 Гернет М.Н. Социально-правовая охрана детства за границей и в России., М., Право и жизнь., 1924., С. 45 - 46.
4 Василевский Л.М. Голгофа ребенка. Беспризорность и дети улицы. М., Книга. Тип. Химиздата в Лгр., 1924.; Гришаков Н.П. Детская преступность и борьба с ней путем воспитания. Орел. Гос. Изд. Орловск. отд., 1923.; Куфаев В.И. Педагогические меры борьбы с правонарушениями несовершеннолетних. М.,Работник просвещения. Тип. Красная Пресня., 1927.; Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте (социально-правовые очерки)., М., Юридическое изд-во Наркомю-ста., 1923.
5 Куфаев В.И. Борьба с правонарушениями несовершеннолетних., М., Новая Москва., 1924., С.5.
6 Собрание узаконений. 1921., №11., Ст.75.
7 Государственный архив Новгородской области (ГАНО). Ф. Р-822. Оп.1. Д.662. Л.8, 16 - 16 об.
8 Собрание узакнений РСФСР. 1927. Ст. 422.
9 ГАНО. Ф. Р-1244. Оп.1. Д.191. Л.24 - 25.
10 ГАНО. Ф. Р-1244. Оп.1. Д.419. Л.39 - 43об.
11 См. Куфаев В.И. Педагогические меры борьбы с правонарушениями несовершеннолетних., М,. Работник просвещения., тип. Красная Пресня., 1927., С. 23 - 24.
12 Там же., С.103, 111, 135, 149, 156.
13 ГАНО. Ф. Р-150. Оп.2. Д.21. Л.283.
14 Куфаев В.И. Борьба с правонарушениями несовершеннолетних., М., Новая Москва., 1924., С.7.
15 Собрание узаконений и распоряжений., 1920., №13., ст.83.
16 Куфаев В.И. Педагогические меры борьбы с правонарушениями несовершеннолетних. М.,Работник просвещения. Тип. Красная Пресня., 1927., С.162 - 167.
17 СУ. 1920. № 13.
18 В 1922 году все места лишения свободы из НКЮ перешли в ведение НКВД (см. Постановление НКЮ и НКВД от 12.10.22//Еженедельник советской юстиции. 1922.
с. 37-38).
19 Данилин Е.М. Использование системы А.С. Макаренко в деятельности воспитательно-трудовых колоний: Учебное пособие - М.: ВНИИ МВД СССР, 1991., С.3 - 29.
20 ГАНО. Ф.265. Оп.1. Д.195. Л.5.
21 Там же. Л.11.
22 ГАНО. Ф. Р-804. Оп.1. Д.2. Л.16.
23 Там же., Л.22 - 22 об., 23.
24 Там же., Л.18.
25 См. Люблинский П.И., Копелянская С.Е. Охрана детства и борьба с беспризорностью / Лениздат., Ленинград., 1924., С.16 - 17.