www.volsu.ru
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ
УДК 342.72/73 ББК 67.400.32
ПРАВА И СВОБОДЫ РЕБЕНКА В КОНСТИТУЦИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА
Ольга Анатольевна Бондаренко
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права, Международный славянский институт (Волгоградский филиал) 978500@ mail.ru
ул. Академическая, 22, 400001 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. В статье обобщен и систематизирован нормативный материал по вопросам становления и развития правового регулирования прав и свобод ребенка в советский период. Представлена отраслевая институализация прав ребенка, то есть поэтапное оформление прав детей и их регламентация в отраслевом законодательстве российского государства. Обосновано, что на всех этапах конституционного развития советского периода наблюдается конституализация прав ребенка - придание правам ребенка особого статуса, сопровождаемого приведением отраслевого законодательства, регулирующего вопросы в сфере детства, в соответствие с принимаемыми конституциями страны. Предложена авторская периодизация процесса конституализации прав ребенка в советской России.
Ключевые слова: права и свободы ребенка, защита прав и интересов несовершеннолетних, государственная политика в сфере детства, отраслевая институализация, конституализация прав ребенка, советское законодательство, Конвенция о правах ребенка, международные стандарты прав детей.
^ Процесс закрепления прав и свобод ре-^ бенка в конституционном законодательстве России длителен и сложен. Условно в нем мож-
О
д но выделить несколько периодов с учетом ис-5 торического развития советского государства. Ц В принципиально новых исторически о сложившихся условиях в период становления © советской власти и формирования основ со-
ветского законодательства изменяется правовое регулирование отношений между родителями и детьми, государством и ребенком; изыскиваются конкретные пути защиты прав и интересов несовершеннолетних.
В первых советских декретах подчеркивается значимость, исключительность и приоритет интересов детей над интересами ос-
тальных категорий населения. В этой связи Н.Е. Борисова обращает внимание на то, что первые декреты, принятые в доконституцион-ный период (10 июля 1918 г.), по существу были конституционными, носили учредительный характер [2, с. 99]. «Первые мероприятия по государственной охране детей обнаружили, что правительство в этом вопросе проводит особую политику и выделяет детей из общей массы населения, делает для детей исключения из общего правила» [10, с. 15].
Эволюция закрепления прав детей в советском законодательстве связана прежде всего с отраслевой институализацией, и защита интересов ребенка осуществлялась по отраслевому признаку. При этом на всех этапах конституционного развития советского периода наблюдается конституализация прав ребенка - придание правам ребенка особого статуса, сопровождаемого приведением отраслевого законодательства, регулирующего вопросы в сфере детства в соответствии с принимаемыми конституциями страны. Детализация конституционных прав ребенка осуществлялась путем усовершенствования их правовой регламентации отраслевым национальным законодательством.
Так, на первом этапе конституционного развития советского периода, охватывающего 1918-1936 гг., в конституциях РСФСР 1918, 1925 гг. закреплено конституционное социальное право на образование молодых трудящихся республики.
В гл. 5 п. 17 Конституции РСФСР 1918 г. констатировалось: «в целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование» [8].
Согласно декрету СНК «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 г. все население советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию) [3].
Принятая 11 мая 1925 г. вторая Конституция РСФСР вслед за Конституцией 1918 г. среди приоритетных направлений обозначила предоставление полного, всестороннего
и бесплатного образования трудящимся республики [9].
Так, в 20-е гг. берет свое начало политика «коренизации» - целенаправленные усилия со стороны «центра» по выращиванию своей интеллигенции [1, с. 38]. Гражданам молодой республики был открыт доступ в аудитории высших учебных заведений. Студентами вузов могли стать лица обоего пола, достигшие 16 лет и удовлетворяющие правилам приема [4]. Дети, чьи родители погибли на войне, пользовались преимущественным правом на помещение в учреждения, состоящие в ведении органов народного образования и здравоохранения.
Второй этап, 1937-1977 гг., характеризуется закреплением впервые на конституционном уровне (в Конституции РСФСР 1937 г.) обширного перечня прав граждан с соответствующими гарантиями, в том числе констатировалось право на государственную охрану интересов ребенка.
Так, гл. 11 «Основные права и обязанности граждан» предусматривала: государственную охрану интересов матери и ребенка; широкую сеть родильных домов, детских ясель и садов; всеобщеобязательное восьмилетнее образование, бесплатность образования, включая высшее; обучение в школах на родном языке. Однако, указывает Н.Е. Борисова, «будучи прогрессивным шагом в конституционном обеспечении прав ребенка, государственная охрана интересов матери и ребенка выступает здесь только в качестве гарантии, способа обеспечения женщине равных прав с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни» [2, с. 104].
Конституция формально устраняла существующие юридические ограничения отдельных категорий лиц. Но «по-прежнему речь шла не о правах человека вообще, а о правах «советского человека», предоставляемых ему властью, об их поднадзорной реализации» [10, с. 35].
В годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы деятельность государственных органов в отношении несовершеннолетних сводилась к устройству детей, оставшихся без родителей, борьбе с беспризорностью и безнадзорностью.
Лишь после восстановления и укрепления экономического, научно-технического и оборонного потенциала, упрочения позиций на международной арене стало возможным существенное обновление действующего законодательства, в том числе регламентирующего права детей.
Кодификационная работа в советской России весьма интенсивно велась в 1960-х годах.
Регламентируемые нормами Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. имущественные права несовершеннолетних рассматривались в контексте прав и обязанностей родителей и детей, детей и лиц, заменяющих родителей [5].
Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. подтвердил равенство прав и обязанностей детей, рожденных вне брака и в зарегистрированном браке по отношению к родителям и их родственникам [7]. Права детей, как и раньше, рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей.
Существенное значение для правового регулирования отношений в области труда имели предоставленные дополнительные права и гарантии рабочим и служащим несовершеннолетним, выделенные в отдельную главу XII Кодекса законов о труде, принятого 9 декабря 1971 года [6].
В рамках третьего этапа, 1978-1990 гг., российское законодательство испытывает влияние международных правовых актов в области конституционных прав человека и особенно в сфере поддержки детства, защиты и заботы о детях, что нашло отражение в Конституции РСФСР 1978 года.
Впервые в истории нашего государства Конституция РСФСР определила отношение социалистического общества к семье. Предметом ее регулирования стала материальная и моральная поддержка материнства и детства; защита семьи и особая забота о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; обязанность граждан заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества, а также обязанность детей независимо от их возраста заботиться о родителях и оказывать им помощь.
Конституция закрепляла принцип уважения личности, но, как и прежде, реализация прав и свобод гражданами допускалась только в целях коммунистического строительства.
В условиях расширения международной правовой регламентации и стандартизации прав детей советское государство и общественность пришли к пониманию необходимости признания особого правового статуса ребенка.
В конце 1980-х гг. в советском государстве, когда нормы международного права, касающиеся прав человека, а с ратификацией Конвенции ООН «О правах ребенка» в 1990 г. и прав ребенка, стали иметь преимущественную силу над внутригосударственными нормами, практика международной защиты прав детей приобрела важное значение для внутригосударственного российского права.
Признание и соблюдение международных стандартов прав детей привели к необходимости конституционно-правовой регламентации прав ребенка, способствовали созданию исторических условий для формирования государственной политики в области реализации прав и свобод ребенка и обеспечения этого направления правовыми средствами.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Благодарев, О. А. Российское образование в 20-е годы XX века: на материале Донского края : дис. ... канд. пед. наук / Благодарев Олег Александрович. - М., 2003. - 125 с.
2. Борисова, Н. Е. Конституционные основы правового положения несовершеннолетних в Российской Федерации: Проблемы теории и практики : дис. ... д-ра юрид. наук / Борисова Наталья Евгеньевна. - М., 2005. - 379 с.
3. Декрет СНК РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 дек. 1919 г. // Собрание узаконений РСФСР. - 1919. - № 67. - Ст. 592.
4. Декрет СНК РСФСР «Положение о высших учебных заведениях» от 3 июля 1922 г. // Собрание узаконений РСФСР. - 1922. - № 43. - Ст. 518.
5. Закон РСФСР «Об утверждении Гражданского кодекса РСФСР» : (вместе с Гражданским кодексом РСФСР) от 11 июня 1964 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1964. - № 24. - Ст. 406.
6. Закон РСФСР «Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР» : (вместе с Кодексом) от 9 дек. 1971 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1971. - № 50. - Ст. 1007.
7. Закон РСФСР «Об утверждении Кодекса о браке и семье РСФСР» : (вместе с Кодексом о браке и семье РСФСР) от 30 июля 1969 г // Ведомости Верховного Совета РСФСР - 1969. - №> 32. - Ст. 1086.
8. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики // Собрание узаконений РСФСР. -
1918.- №> 51. - Ст. 582.
9. Постановление XII Всероссийского Съезда Советов «Об утверждении текста Конституции (Основного Закона) РСФСР» : (вместе с «Конституцией (Основным Законом) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики») от 11 мая 1925 г. // Собрание узаконений РСФСР. -1925.- №№30.- Ст. 218.
10. Ростовщиков, И. В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел / И. В. Ростовщиков. - Волгоград : Изд-во ВЮИ МВД России, 1997. - 197 с.
REFERENCES
1. Blagodarev O.A. Rossiyskoe obrazovanie v 20-e gody XX veka: na materiale Donskogo kraya: dis. ... kand. ped. nauk [Russian Education in 1920-ies of XX Century on the Material of the Don Region. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2003. 125 p.
2. Borisova N.E. Konstitutsionnye osnovy pravovogo polozheniya nesovershennoletnikh v Rossiyskoy Federatsii: Problemy teorii i praktiki: dis. ... d-ra yurid. nauk [The Constitutional Foundations of the Legal Status of Minors in the Russian Federation: Theory and Practice Problems. Dr. jurid. sci. diss.]. Moscow, 2005. 379 p.
3. Dekret SNK RSFSR "O likvidatsii bezgra-motnosti v RSFSR" ot 26.12.1919 [Decree of SNK RSFSR "On the Elimination of Illiteracy in the RSFSR" of December 26, 1919]. Sobranie uzakoneniy RSFSR,
1919, no. 67, art. 592.
4. Dekret SNK RSFSR "Polozhenie o vysshikh uchebnykh zavedeniyakh" ot 03.07.1922 [Decree SNK RSFSR "Regulations on Institutions of Higher
Education" of July 3, 1922]. Sobranie uzakoneniy RSFSR, 1922, no. 43, art. 518.
5. Zakon RSFSR "Ob utverzhdenii Grazhdans-kogo kodeksa RSFSR" (vmeste s Grazhdanskim kodeksom RSFSR) ot 11.06.1964 [RSFSR Law "On Approval of the Civil Code of the Russian Federation" (Together With the Civil Code of the RSFSR) of June 11, 1964]. Vedomosti Verkhovnogo Soveta RSFSR, 1964, no. 24, art. 406.
6. Zakon RSFSR "Ob utverzhdenii Kodeksa zakonov o trude RSFSR" (vmeste s Kodeksom) ot 09.12.1971 [RSFSR Law "On Approval of the Labour Code of the Russian Federation" (With the Code) of December 9, 1971]. Vedomosti Verkhovnogo Soveta RSFSR, 1971, no. 50, art. 1007.
7. Zakon RSFSR "Ob utverzhdenii Kodeksa o brake i semye RSFSR" (vmeste s Kodeksom o brake i semye RSFSR) ot 30.07.1969 [RSFSR Law "On Approval of the Code of Marriage and Family of the RSFSR" (Along With the Code of Marriage and Family of the RSFSR) of July 30, 1969]. Vedomosti Verkhovnogo Soveta RSFSR, 1969, no. 32, art. 1086.
8. Konstitutsiya (Osnovnoy Zakon) Rossiy-skoy Sotsialisticheskoy Federativnoy Sovetskoy Respubliki [The Constitution (Fundamental Law) of the Russian Socialist Federative Soviet Republic]. Sobranie uzakoneniy RSFSR, 1918, no. 51, art. 582.
9. Postanovlenie XII Vserossiyskogo Syezda Sovetov "Ob utverzhdenii teksta Konstitutsii (Osnovnogo Zakona) RSFSR" (vmeste s "Konsti-tutsiey (Osnovnym Zakonom) Rossiyskoy Sotsiali-sticheskoy Federativnoy Sovetskoy Respubliki") ot 11.05.1925 [Resolution XII All-Russian Congress of Soviets "On Approval of the Text of the Constitution (Fundamental Law) of the RSFSR" (With the "Constitution (Fundamental Law) of the Russian Socialist Federative Soviet Republic") of May 11, 1925]. Sobranie uzakoneniy RSFSR, 1925, no. 30, art. 218.
10. Rostovshchikov I.V Prava lichnosti v Rossii: ikh obespechenie i zashchita organami vnutrennikh del [Individual Rights in Russia: Their Maintenance and Protection of Bodies of Internal Affairs]. Volgograd, Izd-vo VYuI MVD Rossii, 1997. 197 p.
RIGHTS AND FREEDOMS OF THE CHILD IN THE CONSTITUTIONAL LEGISLATION OF THE SOVIET STATES
Olga Anatolyevna Bondarenko
Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Department of Constitutional and Administrative Law, International Slavic Institute (Volgograd Branch) [email protected]
Akademicheskaya St., 22, 400001 Volgograd, Russian Federation
Abstract. The article summarizes and systematized the regulatory material on the formation and development of legal regulation of the rights and freedoms of the child in the Soviet period. The author presented industry institutionalization of children's rights, i.e. phased registration of the rights of children and their regulation in sectoral legislation of the Russian state. It is proved that all stages of the constitutional development of the Soviet period are characterized by constitutionalization of children's rights - rights of the child are given a special status, followed by bringing sectoral legislation on childhood in accordance with the adopted Constitution. The author's periodization of the process of children's rights constitutionalization in Soviet Russia.
Key words: rights and freedoms of the child, protection of rights and interests of minors, state policy in the sphere of childhood, sectoral institutionalization, constitutionalization of children's rights, Soviet legislation, Convention on the Rights of the Child, international standards for children's rights.