Научная статья на тему 'Равенство полов в сфере семейных правоотношений'

Равенство полов в сфере семейных правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2300
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАВЕНСТВО РОДИТЕЛЕЙ / МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ / ОТЦОВСТВО / ДИСКРИМИНАЦИЯ / EQUALITY OF PARENTS / MEN AND WOMEN / PATERNITY / DISCRIMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Торосян Рима Андраниковна

Введение. Статья посвящена комплексному анализу конституционно-правового регулирования равенства прав и обязанностей мужчин и женщин в сфере семейных правоотношений. Обсуждение. Автором проведен анализ конституций советского периода с целью установления наличия гарантии защиты прав и интересов отцов (мужчин), подверженных гендерной дискриминации. Отмечается, что определенные преимущества, предоставляемые государством, направленные на уравнивание правового положения мужчин и женщин, распространяются только на женщин. При этом не учитываются интересы и права мужчин, которые в результате предоставления женщинам соответствующих преимуществ могут быть нарушены, что способно привести к дискриминации мужчин по признаку пола. Заключение. В результате анализа конституций советского периода автор приходит к выводу, что, хотя Основные законы советского периода закрепляли принцип гендерного равенства, они не содержали гарантии защиты института отцовства (за исключением Конституции РСФСР 1978 г.). Конституция РФ демонстрирует новый подход к семье, выделяя и материнство, и отцовство. Автором отмечается, что в настоящее время мужчины не обеспечены фактической гарантией на государственную охрану интересов отцовства. Отцовство не включено в сферу государственной политики, что приводит к гендерной асимметрии статуса матери и отца в обществе. Это подтверждается отсутствием соответствующего закона, направленного на регулирование отношений материнства, отцовства и детства; неустановлением гарантии защиты института отцовства на конституционном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Equality of Floors in the Sphere of Family Relationships

Introduction. The article is devoted to the complex analysis of the constitutional legal regulation of the equality of rights and duties of men and women in the sphere of family legal relations. Discussion. The author analyzed the constitutions of the Soviet period with the aim of establishing the existence of a guarantee for the protection of the rights and interests of fathers (men) subject to gender discrimination. The author notes that certain advantages provided by the state, aimed at equalizing the legal status of men and women, apply only to women. It does not take into account the interests and rights of men who, as a result of providing women with appropriate benefits, may be violated, which can lead to discrimination against men on the basis of gender. Conclusion. As a result of the analysis of the constitutions of the Soviet period, the author comes to the conclusion that despite the fact that the Basic Laws of the Soviet period enshrined the principle of gender equality, they did not contain a guarantee of protection of the institution of paternity (with the exception of the 1978 RSFSR Constitution). The Constitution of the Russian Federation demonstrates a new approach to the family, highlighting both motherhood and paternity. The author notes that at present men are not provided with an actual guarantee for the state protection of the interests of paternity. Paternity is not included in the sphere of state policy, which leads to gender asymmetry in the status of mother and father in society. This is confirmed by the absence of an appropriate law aimed at regulating the relations of motherhood, paternity and childhood; not by establishing a guarantee of protection of the institution of paternity at the constitutional level.

Текст научной работы на тему «Равенство полов в сфере семейных правоотношений»

УДК 342.41

РАВЕНСТВО ПОЛОВ В СФЕРЕ СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Р. А. Торосян

Торосян Рима Андраниковна, ассистент кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, rima_t@mail.ru

Введение. Статья посвящена комплексному анализу конституционно-правового регулирования равенства прав и обязанностей мужчин и женщин в сфере семейных правоотношений. Обсуждение. Автором проведен анализ конституций советского периода с целью установления наличия гарантии защиты прав и интересов отцов (мужчин), подверженных гендерной дискриминации. Отмечается, что определенные преимущества, предоставляемые государством, направленные на уравнивание правового положения мужчин и женщин, распространяются только на женщин. При этом не учитываются интересы и права мужчин, которые в результате предоставления женщинам соответствующих преимуществ могут быть нарушены, что способно привести к дискриминации мужчин по признаку пола. Заключение. В результате анализа конституций советского периода автор приходит к выводу, что, хотя Основные законы советского периода закрепляли принцип гендерного равенства, они не содержали гарантии защиты института отцовства (за исключением Конституции РСФСР 1978 г.). Конституция РФ демонстрирует новый подход к семье, выделяя и материнство, и отцовство. Автором отмечается, что в настоящее время мужчины не обеспечены фактической гарантией на государственную охрану интересов отцовства. Отцовство не включено в сферу государственной политики, что приводит к гендерной асимметрии статуса матери и отца в обществе. Это подтверждается отсутствием соответствующего закона, направленного на регулирование отношений материнства, отцовства и детства; неустановлением гарантии защиты института отцовства на конституционном уровне.

Ключевые слова: равенство родителей, мужчины и женщины, отцовство, дискриминация.

Р^: 10.18500/1994-2540-2018-18-3-349-356

Введение

Конституцией Российской Федерации (ч. 3 ст. 19) [1] закрепляются равенство прав и свобод и равенство возможностей мужчин и женщин для их реализации. Принцип равенства прав и свобод мужчин и женщин отражает специфические взаимоотношения полов, является фактором развития любого государства.

Следует отметить, что особенно актуальным является вопрос относительно деятельности органов государственной власти в России при формировании направлений социальной политики в сфере семейных отношений, в рамках которых принимаются решения и законы, как правило, не учитывающие прав и интересов отцов. При формировании мер демографической и семей-

ной политики мужские и отцовские проблемы зачастую не принимаются во внимание, в связи с чем у мужчин (отцов) возникают сложности с реализацией своих конституционных прав. В данном случае на законодательном уровне допускается гендерная дискриминация мужчин [2].

Обсуждение

Нами был проведен анализ конституций советского периода с целью установления наличия гарантий защиты прав и интересов отцов (мужчин), подверженных гендерной дискриминации.

Так, было установлено, что Конституция РСФСР 1918 г. [3], Конституция СССР 1924 г. [4], Конституция РСФСР 1925 г. [5] не содержали положений, которые регулировали бы институт отцовства, а также институт материнства и детства, взаимоотношение полов в той или иной сфере.

Статьей 122 Конституции СССР 1936 г. [6] устанавливалась государственная охрана материнства и детства, государственная помощь одиноким и многодетным матерям, чего в предыдущих конституциях не было. Закрепление данной Конституцией только гарантии охраны интересов материнства было вызвано отнесением в советском государстве женщин не только к труженицам, но и к матерям. Об институте отцовства в Конституции СССР 1936 г. не упоминалось. Статьей 126 Конституции 1937 г. [7], ст. 35 Конституции СССР 1977 г. [8] закреплялось аналогичное положение.

Впервые на конституционном уровне термин «отцовство» был упомянут в Конституции РСФСР 1978 г. [9]. Согласно п. «е» ст. 81.1, ко -ординация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, относилась к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе РФ. Пункт «и» ст. 84.1 закреплял, что координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, относятся к совместному ведению органов государственной власти автономной об-

ласти, автономных округов в составе Российской Федерации. Пункт «и» ст. 84.11 закреплял, что координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, относятся к совместному ведению органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Следовательно, защита института отцовства обеспечивалась на всех уровнях государственной власти.

Статьей 59 Конституции РСФСР 1978 г. устанавливалась обязанность государства обеспечивать защиту материнства и младенчества, прав детей и других категорий лиц. Важно отметить, что в данный перечень не включалась обязанность обеспечения защиты института отцовства, хотя отцам так же, как и матерям, необходима гарантированная защита со стороны государства.

Важно отметить, что принятая в 1991 г. Декларация прав человека и гражданина закрепляла равенство мужчин и женщин, однако аналогично с конституциями советского периода отражала идею неравного статуса отца и матери, обеспечивая государственную защиту только институтам материнства и детства.

Таким образом, несмотря на то что Основные законы советского периода и Декларация прав человека и гражданина закрепляли принцип гендерного равенства, они не содержали гарантии защиты института отцовства (за исключением Конституции РСФСР 1978 г.).

Конституция РФ демонстрирует новый подход к семье, выделяя и материнство, и отцовство. В частности, ч. 2 ст. 7 действующей Конституции РФ устанавливает: «В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства». Вопросы отцовства наравне с вопросами материнства и детства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ст. 72). Однако в современных конституционных нормах присутствует как гендерная симметрия (ст. 7), так и гендерная асимметрия (ст. 38). В ч. 1 ст. 38 Конституции РФ указывается, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. На наш взгляд, существование специальной статьи, устанавливающей гарантию защиты государством институтов материнства, детства, семьи, подтверждает преимущественную политику государства, направленную на защиту материнства и детства, что дискриминирует мужчин в сфере семейных правоотношений.

С появлением возможности пересмотра второй главы Конституции РФ целесообразно будет изложить ч. 1 ст. 38 Конституции РФ в следую-

щей редакции: «Материнство, отцовство и детство, семья находятся под защитой государства».

Следует отметить, что законодателем были осуществлены попытки закрепления статуса отцовства, а именно 12 марта 1999 г. в Государственную Думу РФ депутатом В. В. Жириновским был внесен проект Федерального закона «Об отцовстве» [10], однако он был отклонен на основании официального отзыва Правительства РФ [11], Заключения Комитета по делам женщин, семьи и молодежи [12], Заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы РФ [13], тогда как целью закона было фактическое урегулирование отношений между мужчиной и женщиной в сфере семейных отношений. В заключениях и отзыве установлены несоответствия некоторых положений проекта закона « Об отцовстве» действующему законодательству, что приводит к ущемлению и нарушению прав мужчин. Например, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи указал, что ст. 7 проекта Федерального закона «Об отцовстве» лишает права на законное отцовство мужчину, являющегося кровным родителем по материнской линии, т. е. дядей, двоюродным дядей, дедушкой, прадедушкой. Следует согласиться с комментариями Комитета по делам женщин, семьи и молодежи о наличии случаев рождения детей у лиц, состоящих в кровном родстве, что также должно попасть в сферу правового регулирования. «Лишение права на законное отцовство мужчину освобождает законных отцов от содержания своих детей, нарушает интересы не только отцов, матерей и иных лиц, но и самих детей, лишая их права быть усыновленными родственниками по материнской линии в случае смерти матери либо ее недееспособности» [14]. На наш взгляд, сама цель, исходя из которой был разработан законопроект «Об отцовстве», не соответствует его названию и, возможно, приведет к нарушению прав женщин, в связи с отсутствием аналогичного закона «О материнстве». С целью решения проблемы защиты мужчин от дискриминации и обеспечения гендерного равенства считаем необходимым принять федеральный закон «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации». В данном законе могут быть определены меры по обеспечению равных возможностей среди мужчин и женщин, правовой статус каждого из них.

Процесс развития современной российской государственности, появление все новых проблем, связанных с обеспечением субъективных прав, требуют совершенствования старых и

создания новых правовых способов обеспечения прав человека. Не является исключением в данной связи и институт отцовства ввиду очевидного комплекса нерешенных вопросов в этой сфере [15, с. 47].

По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., 6,2 млн семей в стране являются неполными, из них 5,6 млн матерей-одиночек и 648 тыс. отцов-одиночек [16]. За последние 20 лет количество отцов-одиночек увеличилось с 6 до 10% от количества неполных семей. В связи с этим можно констатировать, что проблема реализации мужчинами своих прав в сфере семейных правоотношений является актуальной в настоящее время [17, с. 128]. Важно отметить, что на федеральном уровне Минздравсоцразви-тия не ведет ежегодного учета этой категории семей. В связи с этим данные, представленные Всероссийской переписью населения, являются единственным официальным источником.

Несмотря на то что в Семейном кодексе РФ отсутствует конкретизация статуса отца-одиночки, есть практика закрепления понятия «отцовство» на региональном уровне. Например, в ст. 1 Закона «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Брянской области» [18] закреплено понятие отцовства. Исходя из положения указанной статьи, отцом является мужчина, который внесен в запись актов гражданского состояния в качестве отца ребенка, на основании заявления обоих родителей ребенка. В случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав установление отцовства осуществляется по заявлению отца ребенка с согласия органа опеки и попечительства, при отсутствии такого согласия - по решению суда.

Согласно ст. 1 Закона Воронежской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» [19], отцовство есть происхождение ребенка от отца. Важно отметить, что в Законе есть отдельная глава, посвященная вопросам материнства и отцовства, в рамках которой рассматриваются вопросы обеспечения охраны прав одинокой матери (отца), а именно: ст. 24 закрепляется право отца, воспитывающего ребенка без матери, на получение семейного пособия, пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет в случае работы на условиях неполного рабочего дня или на дому, оплату больничного листа по уходу за ребенком на более продолжительный срок, другие льготы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации для одиноких лиц с детьми. Право на получение семейного пособия имеет также

разведенная мать (отец) при невозможности получения алиментов на детей и вдова (вдовец), не получающая пенсии по случаю потери кор -мильца. В ст. 21 указанного Закона закрепляется равенство прав и обязанностей матери и отца на решение всех вопросов семейной жизни, воспитание и содержание детей, они выполняют равные обязанности по отношению к семье, а также несут равную ответственность.

В Саратовской области такой закон отсутствует. Саратовстат, пользуясь полученными во время Всероссийской переписи населения 2010 г. данными, установил, что в Саратовской области проживают более 9 тыс. отцов-одиночек [20]. На наш взгляд, Саратовскому региону следует перенять положительный опыт Брянской области с целью создания равных условий для гендерного равенства в сфере семейных правоотношений, определив в едином законе правовой статус отцовства и материнства, социальные гарантии, предоставляемые на областном уровне, направленные на улучшение жизнедеятельности семьи, установив меры социальной поддержки семей, имеющих детей, за счет средств областного бюджета, в том числе права отцов и матерей, являющихся единственными родителями.

Частью 3 ст. 1 Семейного кодекса РФ [21] закрепляется принцип равенства прав супругов в семье. Следовательно, мужчины и женщины имеют одинаковые права, возможности, несут равные обязанности при реализации своих прав в сфере семейных отношений.

Согласно ч. 2 ст. 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Вместе с тем анализ семейного законодательства и правоприменительной практики показывает, что реализация принципа равенства мужчин и женщин в сфере семейных правоотношений осуществляется не всегда, что влечет возникновение гендерной дискриминации мужчин.

Важно отметить, что в силу наличия ген-дерных стереотипов, в частности, что «мужчина олицетворяет собой сильный пол», одинокие отцы не обращаются за помощью в органы государственной власти, а полагаются только на себя, стараются самостоятельно защитить свои права при их нарушении.

В настоящее время стало актуальным формирование объединений в защиту прав отцов. Первой официальной правозащитной организацией стала Российская правозащитная ассоциация «Отцы и дети» [22], созданная в 1990 г., главная задача которой - защита детей и их отцов, направленная на оказание моральной, психологической, консультационной и иной помощи

неполным семьям, в которых детей воспитывает один отец [23]. На региональном уровне также отмечается формирование движений в поддержку отцов в Российской Федерации. Так, в июне 2010 г. на конференции в г. Белгороде был создан Межрегиональный отцовский комитет [24] как объединение родителей, чьи дети лишены возможности общаться со вторым родителем.

Отмечается положительная тенденция постепенного преодоления гендерных стереотипов относительно дискриминации мужчин при рассмотрении дел об определении места жительства ребенка. Наблюдается увеличение положительных решений суда, в которых удовлетворяются требования отцов. В настоящее время в 10-12% случаев суд определяет постоянным местом жительства несовершеннолетнего ребенка место жительства отца [25]. Согласно действующему семейному законодательству при разрешении спора суд должен исходить из равенства прав и обязанностей обоих родителей, отдавая предпочтение тому из них, кто может создать наиболее благоприятные условия для воспитания ребенка, что обеспечивает охрану интересов ребенка. Исходя из обзора судебной практики, отмечается положительная тенденция определения места жительства несовершеннолетнего ребенка местом жительством отца [26, с. 57].

Тем не менее, в России по-прежнему присутствует проблема недостаточности создаваемых условий для воспитания несовершеннолетнего ребенка отцом, аналогичных созданным для матери ребенка. Необходимо отметить, что необоснованное асимметричное положение мужчин и женщин в сфере семейных правоотношений приводит к возникновению дискриминации отцов по признаку пола при осуществлении ими родительских прав, что напрямую затрагивает права и интересы в том числе детей.

В частности, права мужчин (одиноких отцов) подвергаются гендерной дискриминации при реализации права на получение материнского капитала, алиментов.

В соответствии с ч. 1 ст. 61 Семейного кодекса РФ [21], родители между собой юридически равны, т. е. не имеют преимущества друг перед другом независимо от возраста, пола, религиозной принадлежности, места жительства и т. д. В то же время ст. 89 и 90 Кодекса устанавливается обязанность мужа (бывшего мужа) предоставлять жене (бывшей жене) алименты в течение трех лет со дня рождения их общего ребенка. Однако муж (бывший муж), воспитывающий ребенка, не достигшего возраста трех лет и не относящегося к категории «ребенок-инвалид», подобной гарантией необоснованно не наделен

[27, с. 13]. Такое законодательное регулирование нарушает права отцов, а точнее, их право на воспитание своих детей, и противоречит конституционному принципу равноправия. В указанном случае у трудоспособного мужа (бывшего мужа) должно быть право на алименты в отношении ребенка, не являющегося инвалидом, от жены (бывшей жены).

Предлагаем абзац четвертый ч. 2 ст. 89 Семейного кодекса РФ изложить в следующей редакции: «В случае отказа от материальной поддержки и отсутствия соглашения между супругами об уплате алиментов право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют: нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком. ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком-инвалидом с детства I группы».

Абзац третий ч. 1 ст. 90 Семейного кодекса РФ изложить в следующей редакции: «Право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют: нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком, ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком-инвалидом с детства I группы» [28, с. 186-187].

Дискриминация прав отцов наблюдается при применении законодательства о так называемом материнском капитале. Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) [29, с. 328], имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан России независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01.01.2007 года; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 01.01.2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 01.01.2007 года [30]. Таким образом, согласно вышеуказанной норме мужчинам предоставляется право на получение мер государственной поддержки при наличии установленных законом условий.

Однако возникают трудности в фактической реализации установленного права, а именно, получения материнского капитала отцом ребенка или усыновителем. С такой проблемой столкнулся отец троих детей Эдуард Якименко из города Благовещенска Амурской области. Обратившись в Пенсионный фонд с заявлением на получение материнского капитала в связи со смертью супруги, он получил отказ в связи с тем, что право не возникло у мамы изначально, оно не может перейти ни к отцу, ни к детям. На основании именно этих норм закона управлением было вынесено решение об отказе в выдаче сертификата.

С таким решением, однако, не согласилась Благовещенская межрайонная прокуратура Республики Башкортостан. В ходе проверки выяснилось, что отказали многодетному отцу незаконно. Указав, что Конституцией РФ, Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, гарантируются права и свободы граждан, а также равное право мужчины и женщины на реализацию своих прав, Эдуард обратился в суд и выиграл дело. Управление пенсионного фонда намерено опротестовать решение областного суда в суде Верховном [31]. Информация об обращении Управления пенсионного фонда с протестом на решение областного суда в Верховный Суд отсутствует. Однако данный пример подтверждает сложность в реализации своего права мужчинами.

Верховный Суд в обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский капитал, отметил юридическое значение наличия гражданства Российской Федерации женщины и детей. Право отца ребенка на дополнительные меры государственной поддержки является производным от права женщины на материнский капитал. То есть право на материнский капитал возникает у мужчины, если данное право ранее возникло у женщины или у мужчины, на попечении которого находятся двое или более детей, являющихся гражданами Российской Федерации [32]. В связи с этим можно сделать вывод, что в случае обращения Управления пенсионного фонда с протестом на решение областного суда в Верховный Суд решение областного суда останется без изменения, а обращение без удовлетворения, так как дети Эдуарда и он сам были гражданами Российской Федерации.

Право на материнский капитал в 2009-2010 гг. пытался получить в Башкирии отец-одиночка, который воспитывает двоих детей. Пенсионный фонд отказал ему в выдаче материнского капи-

тала в связи с тем, что дети от разных матерей, пояснив, что, если бы вторая жена истца усыновила первого ребенка, ее право получения материнского капитала перешло бы к мужу. Однако, несмотря на отказ Пенсионного фонда России, в защиту его прав выступила городская прокуратура. После нескольких судебных заседаний суд встал на сторону мужчины (отца), удовлетворив его требование в выдаче материнского капитала [33].

Приведенная выше практика показывает, что фактически только путем обращения в суд или в органы прокуратуры отец-одиночка может добиться получения материнского (семейного) капитала, так как при обращении в установленном законом порядке с заявлением на предоставление материнского капитала в соответствующее отделение Пенсионного фонда данным категориям лиц отказывают.

На наш взгляд, в силу того, что мужчина (отец) и женщина (мать) имеют на законодательном уровне равное право на получение материнского (семейного) капитала, было бы целесообразно переименовать его в «семейный капитал», так как данная мера государственной поддержки предоставляется, прежде всего, для ребенка с целью создания благоприятных условий его воспитания и развития.

Заключение

Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать вывод, что проблемы семьи, материнства и отцовства являются одними из наиболее актуальных и социально важных для современного российского общества.

Принцип равенства, в соответствии с которым все члены общества должны быть поставлены в одинаковые условия, всегда был и остается одним из важнейших идеалов справедливого общественного устройства.

В настоящее время российское законодательство не обеспечивает в полной мере условий для воспитания малолетнего ребенка отцом, аналогичных созданным для матери ребенка, что приводит к гендерной асимметрии статуса матери и отца в обществе. Важно отметить, что дискриминация отцов по признаку пола при осуществлении ими родительских прав напрямую затрагивает права и интересы как детей, так и родителей. Следовательно, при формировании мер демографической и семейной политики должны учитываться интересы обоих полов, с целью реализации положения ч. 3 ст. 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод мужчин и женщин в различных сферах жизнедеятельности общества.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.

2. Новоселов В. М. Проблемы института отцовства в России. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/ arhiv_zhurnala/2013/7/sоciоlоgiyа/novoselov.pdf (дата обращения: 10.12.2017).

3. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10.07.1918) (прекратила действие) // СУ РСФСР. 1918. № 51, ст. 582.

4. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. II Съездом Советов Союза ССР от 31.01.1924) (с изм. и доп.) (прекратила действие) // Вестн. ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924. № 2, ст. 24.

5. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (утв. постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11.05.1925) (с изм. и доп.) (прекратила действие) // СУ РСФСР. 1925. № 30, ст. 218.

6. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Изв. ЦИК СССР и ВЦИК.1936. № 283.

7. Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937) // СУ РСФСР. 1937. № 2, ст. 11.

8. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии ВС СССР девятого созыва 07.10.1977) (с изм. и доп.) (прекратила действие) // Свод законов СССР. 1990. Т. 3. Ст. 14.

9. Конституция (Основной закон) РСФСР от 12.04.1978 (с изм. и доп.) (прекратила действие) // Свод законов РСФСР. 1988. Т. 1. Ст. 13.

10. О проекте Федерального закона «Об отцовстве» : постановление ГД ФС РФ от 25.10.2000 № 771-III ГД // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 45, ст. 4423.

11. Официальный отзыв Правительства РФ от 31.05.1999 № 2502п-П12 «На проект Федерального закона "Об отцовстве"». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Заключение Комитета по делам женщин, семьи и молодежи от 22.09.1999 «На проект Федерального закона "Об отцовстве"». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. Заключение ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 19.05.1999 № 2.2-15/4800 «На проект Федерального закона "Об отцовстве"». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона "Об отцовстве"». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

15. МархгеймМ. В., ДеревянкоП. А. Институт отцовства в России: проблемы конституционно-правовой теории и практики. Ростов н/Д : РостИздат, 2012. 150 с.

16. Всероссийская перепись населения 2010 // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/ perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 15.12.2017).

17. Кириллова О. С., Петрова Л. Е. Социальные практики одиноких отцов : анализ на основе качественных интервью // Вестн. Перм. ун-та. Философия. Социология. Психология. 2014. Вып. 3 (19). С. 128-136.

18. Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Брянской области : закон Брянской области от 20.02.2008 № 12-З (ред. от 07.10.2008) // Официальная Брянщина : информ. бюллетень. 2008. № 3.

19. Об охране семьи, материнства, отцовства и детства : закон Воронежской области от 02.08.2000 № 176-II-ОЗ (ред. от 02.03.2016) // Коммуна. 2000. № 138.

20. На 89 тысяч одиноких матерей приходится 9 тысяч отцов-одиночек // МК Саратов : [сайт]. URL: http://saratov.mk.ru/articles/2014/05/14/na-89-tyisyach-odinokih-materey-prihoditsya-9-tyisyach-ottsovodinochek.html (дата обращения: 15.12.2017).

21. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 1, ст. 16 ; 2018, № 1 (ч. 1), ст. 22.

22. Российская правозащитная ассоциация «Отцы и дети» : [сайт]. URL: http://otcydeti.ru/ (дата обращения: 03.01.2018).

23. Алексеева М. Отеческая война. В России неуклонно растет число отцов-одиночек // Мир новостей : [сайт]. URL: http://www.mirnov.ru/arhiv/mn724/mn/08-1.html (дата обращения: 03.01.2018).

24. Межрегиональный отцовский комитет : [сайт]. URL: http://www.otkom.ru (дата обращения: 03.01.2018).

25. С кем останется ребенок после развода // Правовой центр «ЮСТ»: [сайт]. URL: http://gorelikoff.ru/ deti_posle_razvoda.htm (дата обращения: 20.12.2017).

26. ШелюттоМ. Л. Реализация конституционных принципов семейного права в российском законодательстве // Журнал российского права. 2013. № 12. С. 56-64.

27. Макеева О. А. Актуальные направления реформирования алиментного законодательства России // Семейное и жилищное право. 2012. № 2. С. 11-14.

28. Борисов А. Б. Комментарий к Семейному кодексу РФ (постатейный). С практическими разъяснениями официальных органов и постатейными материалами. М. : Книжный мир, 2010. 416 с.

29. Гусева Т. С. Конституционные основы социального обеспечения семей с детьми // Конституция Российской Федерации - правовая основа развития современной российской государственности : сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 20-летию Конституции Российской Федерации (в рамках VI Саратовских правовых чтений, Саратов, 19-20 сентября 2013 г.) / под общ. ред. С. А. Бело-усова. Саратов : Изд-во СГЮА, 2014. С. 327-328.

30. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей : федер. закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 1 (ч. 1), ст. 19 ; 2017. № 1 (ч. 1), ст. 11.

31. После гибели жены житель Благовещенска отстоял в суде право на государственную помощь детям // Новости Первого канала : [сайт]. URL: https:// www.1tv.ru/news/2009-11-12/154778-posle_gibeli_ zheny_zhitel_blagoveschenska_otstoyal_v_sude_

pravo_na_gosudarstvennuyu_pomosch_detyam (дата обращения: 10.12.2017).

32. Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал (утв. Президиумом ВС РФ 22.06.2016). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

33. Имангулов И. Отца-одиночку из Башкирии лишили материнского капитала // Рос. газ. : [сайт]. URL: http:// www.rg.ru/2010/11/15/reg-bashkortostan/kapital-anons. html (дата обращения: 10.12.2017).

Образец для цитирования:

Торосян Р. А. Равенство полов в сфере семейных правоотношений // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18, вып. 3. С. 349-356. БО!: 10.18500/1994-2540-2018-18-3-349-356

Equality of Floors in the Sphere of Family Relationships R. A. Torosyan

Rima A. Torosyan, ORCID 0000-0001-8870-7809, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, rima_t@mail.ru

Introduction. The article is devoted to the complex analysis of the constitutional legal regulation of the equality of rights and duties of men and women in the sphere of family legal relations. Discussion. The author analyzed the constitutions of the Soviet period with the aim of establishing the existence of a guarantee for the protection of the rights and interests of fathers (men) subject to gender discrimination. The author notes that certain advantages provided by the state, aimed at equalizing the legal status of men and women, apply only to women. It does not take into account the interests and rights of men who, as a result of providing women with appropriate benefits, may be violated, which can lead to discrimination against men on the basis of gender. Conclusion. As a result of the analysis of the constitutions of the Soviet period, the author comes to the conclusion that despite the fact that the Basic Laws of the Soviet period enshrined the principle of gender equality, they did not contain a guarantee of protection of the institution of paternity (with the exception of the 1978 RSFSR Constitution). The Constitution of the Russian Federation demonstrates a new approach to the family, highlighting both motherhood and paternity. The author notes that at present men are not provided with an actual guarantee for the state protection of the interests of paternity. Paternity is not included in the sphere of state policy, which leads to gender asymmetry in the status of mother and father in society. This is confirmed by the absence of an appropriate law aimed at regulating the relations of motherhood, paternity and childhood; not by establishing a guarantee of protection of the institution of paternity at the constitutional level. Key words: equality of parents, men and women, paternity, discrimination.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by the popular vote of 12.12.1993) (amended on 30.12.2008 No. 6-FKZ, on 30.12.2008 No. 7-FKZ, on 05.02.2014 No. 2-FKZ, on 21.07.2014 No. 11-FKZ). Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 31, art. 4398 (in Russian).

2. Novoselov V. M. Problemy instituta ottsovstva v Rossii (Problems of institute of paternity in Russia). Available at:

http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/7/ sociologiya/novoselov.pdf (accessed 10 December 2017) (in Russian).

3. The Constitution (Basic law) of the Russian Soviet Federative Socialist Republic (it is accepted by the V All-Russian Congress of Councils in a meeting from 7/10/1918) (has terminated). SURSFSR, 1918, no. 51, art. 582 (in Russian).

4. The Constitution (Basic law) of the Union of Soviet Socialist Republics (it is approved by the II Congress of Councils of USSR of 31.01.1924) (with amendment and additional) (has terminated). Vestnik TsIK, SNK i STO SSSR [Bulletin of the CEC, CHK and CTO USSR], 1924, no. 2, art. 24 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. The Constitution (Basic law) of the Russian Soviet Federative Socialist Republic (it is approved by the resolution XII of the All-Russian Congress of Councils of11.05.1925) (with amendment and additional) (has terminated)]. SU RSFSR, 1925, no. 30, art. 218 (in Russian).

6. The Constitution (Basic law) of the Union of Soviet Socialist Republics (it is approved by the resolution of the Extraordinary VIII Congress of Councils of the Union of Soviet Socialist Republics of 05.12.1936). Izvestiya TsIK SSSR I VTsIK [News of the Central Election Commission of the USSR and VTsIK], 1936, no. 283 (in Russian).

7. The Constitution (Basic law) of the Russian Soviet Federative Socialist Republic (it is approved by the resolution of the Extraordinary XVII All-Russian Congress of Councils of 21.01.1937). SU RSFSR, 1937, no. 2, art. 11 (in Russian).

8. The Constitution (Basic law) of the Union of Soviet Socialist Republics (it is adopted at the extraordinary seventh session of the Supreme Council of the USSR of the ninth convocation 07.10.1977) (with amendment and additional) (has terminated). Svod zakonov SSSR [The Code of laws of the USSR], 1990, vol. 3, art. 14 (in Russian).

9. The Constitution (Basic law) of RSFSR of 12.04.1978 (with amendment and additional) (has terminated). Svod zakonov RSFSR [The Code of laws of RSFSR], 1988, vol. 1, art. 13 (in Russian).

10. About the draft Federal law "About Paternity". Resolution of the State Duma of Federal Assembly of the Russian Federation of 25.10.2000 No. 771-III of the State Duma. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2000, no. 45, art. 4423 (in Russian).

11. An official response of the Government of the Russian Federation of 31. 05.1999 No. 2502p-P12 «On the draft

Federal law "About Paternity"». ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

12. The conclusion of Committee on affairs of women, family and youth of 22.09.1999 «On the draft Federal law "About Paternity"». ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

13. The conclusion of PU of the Staff of the State Duma of Federal Assembly of the Russian Federation of 19.05.1999 No. 2.2-15/4800 «On the draft Federal law "About Paternity"». ATP «Consultant» [electronic resource].

14. The explanatory note «To the draft Federal law "About Paternity"». ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

15. Markhgeym M. V., Derevyanko P. A. Institut ottsovstva v Rossii: problemy konstitutsionno-pravovoy teorii i praktiki [Institute of Paternity in Russia: problems of constitutional and legal theory and practice]. Rostov on Don: Rostlzdat, 2012. 150 p. (in Russian).

16. All-Russian population census 2010. Federal'naia slu-zhba gosudarstvennoy statistiki (Federal State Statistics Service. Site). Available at: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (accessed 15 December 2017) (in Russian).

17. Kirillova O. S., Petrova L. E. Social practices of single fathers: analysis on based of qualitative interviews. Vestnik Permsko universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Psikhologiya [Perm University Herald. Philosophy. Sociology. Psychology], 2014, iss. 3 (19), pp. 128-136 (in Russian).

18. About protection of family, motherhood, paternity and the childhood in the Bryansk region. The law of the Bryansk region of20.02.2008 No. 12-Z (an edition of 07.10.2008). Ofitsial'naiaBrianschina: informatsionnyi biulleten'[Official Briansk Region: newsletter], 2008, no. 3 (in Russian).

19. About protection of family, motherhood, paternity and the childhood. Law of the Voronezh region of 02.08.2000 No. 176-II-OZ (an edition of 02.03.2016). Kommuna [Commune], 2000, no. 138 (in Russian).

20. Na 89 tysiach odinokikh materey prikhoditsia 9 tysiach ottsov-odinochek (The 89 thousand single mothers have 9 thousand single fathers). MK Saratov. Site. Available at: http://saratov.mk.ru/articles/2014/05/14/na-89-tyisyach-odinokih-materey-prihoditsya-9-tyisyach-ottsovodinochek.html (accessed 15 December 2017) (in Russian).

21. The Family Code of the Russian Federation of29.12.1995 No. 223-®3 (an edition of 29.12.2017). Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1996, no. 1, art. 16; 2018, no. 1 (pt. 1), art. 22 (in Russian).

22. Rossiyskaiapravozaschitnaia assotsiatsiya "Ottsy Ideti" (The Russian Human Rights Association "Fathers and Children". Site). Available at: http://otcydeti.ru/ (accessed 3 January 2018) (in Russian).

23. Alekseeva M. Fatherly war. In Russia, a growing number of single fathers. Mir novostey (World of news. Site). Available at: http://www.mirnov.ru/arhiv/mn724/mn/08-1.html (accessed 3 January 2018) (in Russian).

24. Mezhregional'nyi ottsovskiy komitet (Interregional fatherly committee. Site). Available at: http://www.otkom. ru (accessed 3 January 2018) (in Russian).

25. With whom will the child remain after the divorce. Pra-vovoy tsentr «YuST» (The Legal Center "YuST". Site). Available at: http://gorelikoff.ru/deti_posle_razvoda.htm (accessed 20 December 2017) (in Russian).

26. Shelyutto M. L. Realization of the constitutional principles of family law in the Russian legislation. Zhurnal rossiyskogo prava [Journal of Russian Law], 2013, no. 12, pp. 56-64 (in Russian).

27. Makeeva O. A. Relevant directions of reforming of the alimentary legislation of Russia. Semeinoe i zhilischnoe pravo [Family and housing law], 2012, no. 2, pp. 11-14 (in Russian).

28. Borisov A. B. Kommentariy k Semeinomu kodeksu RF (postateinyi). S prakticheskimi raz''yasneniyami ofitsial'nykh organov i postateinymi materialami [The comment to the Family code of the Russian Federation (itemized). With practical explanations of official bodies and itemized materials]. Moscow: Knizhnyi mir Publ., 2010. 416 p. (in Russian).

29. Guseva T. S. Constitutional bases of social security of families with children. In: Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii - pravovaia osnova razvitiya sovremennoi rossiyskoi gosudarstvennosti [The Constitution of the Russian Federation - a legal basis of development of modern Russian statehood: collected of articles on a mater. Int. scientific and practical conf. (within the VI Saratov legal readings, Saratov, on September 19-20, 2013). By total ed. S. A. Belousov]. Saratov: Saratov State Legal Academy Publ., 2014, pp. 327-328 (in Russian).

30. About additional measures of the state support of the families having children. Federal law of 29.12.2006 No. 256-FZ (an edition of 28.12.2016)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2007, no. 1 (pt. 1), art. 19; 2017, no. 1 (pt. 1), art. 11 (in Russian).

31. After death of the wife, the resident of Blagoveshchensk has asserted in court the right for the state help to children. Novosti Pervogo kanala (News of the First channel. Site). Available at: http://www.1tv. ru/news/2009/11/12/154778posle_gibeli_zheny_ zhitel_blagoveschenska_otstoyal_v_sude_pravo_na_ gosudarstvennuyu_pomosch_detyam (accessed 10 December 2017) (in Russian).

32. The review of jurisprudence on the affairs connected with realization of the right for the maternity (family) capital (Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation 22.06.2016). ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).

33. Imangulov I. The single father from Bashkiria have deprived of maternity capital. Rossiiskaya gazeta (The Russian newspaper. Site). Available at: http://www. rg.ru/2010/11/15/reg-bashkortostan/kapital-anons.html (accessed 10 December 2017) (in Russian).

Cite this article as:

Torosyan R. A. Equality of Floors in the Sphere of Family Relationships. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Economics. Management. Law, 2018, vol. 18, iss. 3, pp. 349-356 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-2018-18-3-349-356

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.