ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-3-58-66 УДК 37.01
Т.А. Иващенко1, Е.С. Двойникова1
Теоретический анализ дефиниции «креативная педагогика»
1 * ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»,
г. Майкоп, Российская Федерация
Аннотация
В современном социуме знание креативной педагогики обеспечивает высокий потенциал образовательной деятельности и достижение высокого уровня качества образования. Перед системой образования ставится задача качественной подготовки современного выпускника к дальнейшему обучению, выполнению трудовой деятельности. Решение этой задачи требует поиска и внедрения новых методов обучения, которые являются содержательным компонентом креативной педагогики. В научных трудах не в полной мере представлен комплексный анализ креативной педагогики. В них преимущественно раскрыты лишь некоторые аспекты, связанные с творчеством педагога, принципами организации творческой созидающей среды. Слабая теоретическая разработанность рассматриваемого вопроса позволила сформулировать следующую проблему исследования: каковы сущностные характеристики креативной педагогики? Цель статьи: обосновать теоретические подходы к дефиниции «креативная педагогика». Решение обозначенной цели потребовало применения теоретических методов исследования (анализа научной литературы, синтеза имеющихся знаний по изучаемой проблеме, обобщения). Эмпирическая база исследования представлена аналитическими материалами, информационными ресурсами сети Интернет.
Результаты исследования: 1) рассмотрено понятие «креативная педагогика» как инновационное направление новой парадигмы образования; 2) раскрыт потенциал креативной педагогики в образовательной деятельности; 3) определены педагогические условия креативной ориентации педагогической деятельности; 4) обозначены базовые принципы создания креативной образовательной среды.
Ключевые выводы: исследование расширяет теорию педагогики в направлении понимания содержательного контента креативной педагогики; представленные базовые принципы могут использоваться педагогами при организации креативной образовательной среды, а предложенные креативные методы обучения - в стимулировании познавательной деятельности обучающихся.
Ключевые слова: креативная педагогика, образование, обучение, развитие, новая парадигма образования, творчество, педагогические условия креативной ориентации, принципы создания креативной образовательной среды
(ее)
Для цитирования: Ивагценко Т.А., ДвойниковаЕ.С. Теоретический анализ дефиниции «креативная педагогика» Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023. Том 15, № 3. - С. 58-66. https://doi.org/10.47370 2078-10242023-15-3-58-66.
T.A. Ivashchenko1*, E.S. Dvoynikova1
Theoretical analysis of the definition of «Creative Pedagogy»
'"FSBEIHE «Maikop State Technological University», Maikop, the Russian Federation
Abstract
In modern society knowledge of Creative Pedagogy ensures high potential of educational activities and achievement of a high level of education quality. The education system is faced with the task of qualitatively preparing a modern graduate for further education and work. Solving this problem requires the search and implementation of new teaching methods, which are a meaningful component of Creative Pedagogy. Scientific works do not fully present a comprehensive analysis of Creative Pedagogy. They primarily reveal only some aspects related to the creativity of a teacher and the principles of organizing a creative environment. The weak theoretical development of the issue under consideration allowed us to formulate the following research problem: what are the essential characteristics of Creative Pedagogy? The purpose of the article is to substantiate theoretical approaches to the definition of "Creative Pedagogy". Solving the stated goal required the use of theoretical research methods (analysis of scientific literature, synthesis of existing knowledge on the problem under study, generalization). The empirical basis of the study is represented by analytical materials and information resources on the Internet.
The results of the research include 1) the concept of "Creative Pedagogy" is considered as an innovative direction of the new education paradigm; 2) the potential of Creative Pedagogy in educational activities has been revealed; 3) the pedagogical conditions for the creative orientation of pedagogical activity have been determined; 4) the basic principles of creating a creative educational environment have been outlined.
Key findings: The study extends pedagogical theory toward understanding the content of Creative Pedagogy; the presented basic principles can be used by teachers when organizing a creative educational environment, and the proposed creative teaching methods can be used to stimulate the cognitive activity of students.
Keywords: Creative Pedagogy, education, training, development, new paradigm of education, creativity, pedagogical conditions for creative orientation, principles of creating a creative educational environment
For citation: Ivashchenko T.A., Dvoynikova E.S. Theoretical analysis of the definition of "Creative Pedagogy "// VestnikMajkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2023. Volume 15, No. 3. P. 58-66. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-3-58-66.
Введение. Цифровизация всех сфер жизнедеятельности человека предопределила новые требования к качеству образования, которое призвано обеспечить обучение, воспитание и развитие целостной
личности в быстро изменяющейся среде, содействовать формированию творческого профессионализма будущих специалистов. Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 гг. предусмотрено в
числе первоочередных задач достижение национальной цели Российской Федерации, определенной президентом России В.В. Путиным, - обеспечение возможности самореализации и развития талантов [8]. В федеральных государственных образовательных стандартах для всех уровней обучения содержатся требования к подготовке выпускника как творческой (креативной) личности. Следовательно, возникает тесная взаимосвязь между креативно ориентированным образованием и становлением креативной личности. В
связи с этим креативной педагогике в настоящее время принадлежит все более значимая функциональная роль в системе наук о человеке. В связи с этим возникает потребность в разработке новых оснований организации образовательного процесса - развитием креативной педагогики.
Основная часть. Происходящие сегодня интенсивные процессы смены образовательных парадигм связаны с изменением следующих фундаментальных представлений о личности как субъекта развития через образование (рисунок 1) [5].
Критерии
Классическая парадигма
Новая, неклассическая парадигма
Основная цель образования Подготовка человека к жизни и труду Обеспечение условий самоопределения и самореализации личности
Человек Простил система Сложная система
Знания Из прошлого (« школа памяти») Из будущего (* школа мышления»)
Образование Передача ученику известных образцов знаний,умений,навыков Созидание человеком образа мира в себе гамом посредством активного полагания себя в мир предметной,социальной и духовной культуры
Учащийся Объект педагогического воздействия, обучаемый Субъект познавательной деятельности, обучающийся, учащийся
Отношений педагога и учащегося Субъект-объектные, монологические отношения педагога и обучаемого Субъект-субъектные, диалогические отношения педагога и обучающегося
Вид деятельности учащегося «Ответная», репродуктивная деятельность обучаемого «Активная», творческая деятельность обучающегося
Рис. 1. Базовые различия классической и новой парадигмы образования [5, С. 27]
Как видим, основу формирования современной личности составляет «активная», творческая деятельность обучающегося.
Смещение вектора с классической на креативную педагогику обусловлено сменой ведущего субъекта образовательного
процесса: вместо обучающего им становится обучающийся; патерналистские отношения субъектов образования сменяются партнерскими, коллегиальными; право суждения о достоверности и необходимости обретаемых знаний становится прерогативой обучающегося (рисунок 2) [5, С. 21].
Рис. 2. Смена ведущего субъекта образовательного процесса [5, С. 21]
Креативная (от лат. сгеайо - созидание, сотворение) педагогика представляет собой отрасль педагогики, специфику которой представляет дефиниция «творчест-
во». Наиболее полно дефиниция «творчество» представлена в работе В. Л. Иноземцева «Экспансия творчества - вызов экономической эпохе» (1997) (рисунок 3) [4].
1. Творчество как всеобщая форма развития.
Необходимое условие развития
материи, отождествляется с процессами эволюции живой и неживой природы. Основоположник концепции Г.В.Ф. Гегель (место творчества определяется положением в нем творящего субъекта).
2. Творчество как форма труда.
Данное понимание творчества сводится через совокупность способностей человека к труду. Авторы этого подхода (B.C. Соловьев,
H.A. Бердяев) к творчеству относят труд, который по содержанию и форме отличается от сущностных характеристик деятельности, лишенной творческого содержания. В результате размышлений по данному вопросу родилось понятие «творческий труд».
3. Творчество как форма создания нового.
Данная трактовка определяет творчество как создание качественно нового в различных планах и масштабах, закрепленного материально или духовно (культурно). Творчество в данном аспекте также предполагает выработку новых форм деятельности, что позволяет рассматривать его не только в научном, но и в социальном плане.
4. Творчество как реализация внутреннего мотива деятельности.
В основе творчества тезис об интеграции в творчестве процессов достижения цели и удовлетворения потребности в самосовершенствовании. Только деятельность, обусловленная внутренним побудительным мотивом, может рассматриваться как
творческая. При этом в процессе творчества ценен не результат, а сам процесс.
5. Творчество как мировоззрение.
Творчество следует рассматривать только
в познавательном аспекте как нестандартное, абстрактное отношение субъекта к миру, не определенное
деятельностью. Однако самосовершенствование человека осуществляется именно в деятельности, порожденной внутренними стремлениями человека, и, таким образом, видение творчества вне деятельности представляется весьма ограниченным.
Рнс. 3. Концептуальные подходы к дефиниции «творчество» по B.JI. Иноземцеву [4]
Следовательно, творчество связано с преобразованием, для обозначения которого К.П. Стожко и О.В. Шадрина предлагают использовать различные термины: сублимация, трансформация, модернизация, креативность. Сущность творчества, прежде всего, связана с созданием нечто нового (продукта), и также с улучшением его (продукта) характеристики [10, С.65].
Остановимся на толковании понятия «креативная педагогика». Так, авторы монографии «Креативная педагогика. Методология, теория, практика» (2012) раскрывают возможности креативной дидактики в процессе корректировки педагогического процесса: от целеполага-ния до диагностики результатов [5]. «Креативная педагогика - педагогика, ориентированная на развитие творческих способностей обучаемого. В принципе, любая педагогика имеет креативную (творческую) ориентацию (например, проблемное, программированное, интенсивное обучение и др.). Определенной креативностью обладает и педагогика, основанная на традиционной дидактике, считающей обучение процессом объективно детерминированного развития, обеспечиваемого передачей обучаемым уже известного фактологического знания» [11, С. 226]. Следовательно, креативная педагогика ориентирована на развитие ключевых характеристик личности: фантазии, интуиции, оригинальности, инициативности, работоспособности.
По мнению С.С. Гречихина, сегодня «знание креативной педагогики обеспечивает высокий потенциал в образовательной деятельности» [3, С. 88]. Ученым выделены два подхода к содержанию термина «креативная педагогика». Первый подход базируется на идее, согласно которой творческая деятельность является результатом обучения. В связи с этим педагог может применить креативные навыки преподавания, базирующиеся на теоретических принципах творчества,
которые можно подтвердить результатами проверки знаний обучающихся, выявив их положительную динамику. Креативности в педагогической деятельности отведена роль скрытой индивидуальной черты, которая формируется под влиянием окружающей среды. Второй подход имеет формирующую составляющую и основан на понимании творчества как части образования. Креативность анализируется благодаря качественной оценке, т.к. она проявляется в результате совместных социальных взаимодействий педагогов и обучающихся в образовательных учреждениях с творческими задачами (например, в рамках внеклассной работы, в процессе применения творческих заданий в учебной работе). Следовательно, во втором подходе креативность рассматривается как встроенный в конструктивное взаимодействие педагогов и обучающихся вид активности [3].
Изучение содержательного контекста категории «креативная педагогика» в педагогическом дискурсе позволило выявить отличительную черту креативной педагогики - педагогическое воздействие на субъект осуществляется на фоне перевода обучающегося из ранга объекта воздействия в ранг субъекта творчества (креативности), а учебный материал переводится из ранга предмета освоения в ранг средства достижения созидательной учебной цели. Эффект креативной ориентации педагогической деятельности может быть достигнут путем реализации совокупности педагогических условий:
1) создания в учебном процессе открытого пространства метазнаний (расширение спектра узкоспециализированных знаний); ситуации успеха (поддержание доброжелательной, развивающей критики), способствующей раскрытию творческих способностей обучающихся;
2) целенаправленной реорганизации учебного процесса в направлении созидательной деятельности обучающихся;
3) использования дополнительного учебного материала (с использованием эвристических стратегий, педагогических технологий, методов и приемов, направленных на увеличение эффективности
творческой деятельности обучающихся) [5; 11; 12; 13].
Обозначим базовые принципы создания креативной образовательной среды (рисунок 4):
Рис. 4. Базовые принципы создания креативной образовательной среды [2; 7; 11]
Таким образом, креативная педагогика содействует формированию и развитию личности обучающегося, поскольку творчество максимальным образом оказывает влияние на развитие эмоциональной сферы. Креативная педагогика ориентирована на поиск новых форм педагогического воздействия, т. к. ориентирована на создание события, которое способно оказать сильное влияние на обучающегося, что будет содействовать зарождению новых гениальных идей [1, С. 29]. В связи с этим нами определены следующие креативные методы преподавания (таблица 1):
Таблица 1 - Креативные методы обучения (составлено по источникам 6, 9)
Метод X арактеристнка
Мм од придумывания Способ создания неизвестного продчтста в рез>.гьтатс умственных действий обучающихся. Реализуется при помсщи приёмов: а) замещение качеств сдного объекта качествами дрчтого с иелью создания нового объекта.; б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта н описание свойств нового объекта.
Метод образной картнчы Воссоздаёт такое состояние общающегося, когда восприятие и понимание изучаемого объекта сикаются б единое петое В результате возникает образная картина г ветка, дерева, облака и пр. общающийся не только мысмт р; шчньоя масшт; амч. соотносит сбои знания из разных областей науки, не чувствует, ощущай «.шея изображаемой реальности
Метод случайных ассоциаций Применяется для генерации новых идей, связанных с изменением объекта, с улучшенном его свойств, решением нроолом. Суть метода состоит а опоре на случайные ассоциации, возникающие по отношению »с названию объекта, его фунгщням. Например, со словом «гвоздь» могут быль связаны следующие ассоциации; «молоток», «'удар», «боксёр».
Метод гиперболизации Изменяется объект познания ето отдельны; части игл качеств? приду^агеается самое длинное с~ово, самое малое чисто, приготавливается самый сладкий ч&й или очень солёный огурец Стартовый эффект подобным воображения4! могут придать «Рекорд-Гиннесса», находящиеся на грани выхода из реальности б фантазию.
Метод агглютинации Предлагается соединить несоединимые е реальности качества, свойства, части объектов и изобразить, например: горячий снег, вершину пропасти, мяукающую собаку.
«Мозговой штурм» Заключается в сборе кз^ можно большего числа идей в результате освобождения от стереотипов. Начинается штурм с разминки - быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера, далее уточняетег поставленная тадг.ча.; правила обсуждения, и - старт.
Метод синектнки Базируется на методе мозгового штурма, различного вида аналогий (словесной, образной, личной), инверсии, ассоциаций и др.
Метод морфологического ящика Нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путём составления^азяичных комбинаций известных и неизвестных элементов.
Заключение. Итак, по результатам выполненного исследования можно сформулировать следующие выводы:
- креативная педагогика представляет собой фундаментально-прикладную педагогическую отрасль, ориентированную на создание новой модели обучения в направлении улучшения качества образования;
- педагогическими условиями развития креативности являются: целенаправленно создаваемая креативная образовательная среда; наличие образца креативного поведения самого педагога и идентификация его как творческой личности;
сотворчество педагогов и обучающихся; субъектная позиция субъектов образования в творческой деятельности; поддержание творческой атмосферы и создание ситуаций успеха;
- продуктивное развитие у обучающихся креативности обеспечивается в условиях непрерывной системы креативного образования посредством целенаправленного комплексного педагогического воздействия.
Полученные в процессе проведенного исследования данные указывают на необходимость внедрения креативных методов обучения на всех уровнях образования.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Белова E.A. Креативной педагогике - 30: три измерения для измерения неизмеримого // Alma Mater = Вестник высшей школы. 2020. № 1. - С. 23-30.
2. Волховской А.Л., Шиховцова Н.Н. Педагогическая креативность: теоретические подходы и проблемы реализации на практике // Педагогика. 2021. Т. 85, № 9. - С. 95-107.
3. Гречихин С.С. Креативная педагогика в образовательной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 4 (33). - С. 87-89.
4. Иноземцев В.Л. Экспансия творчества - вызов экономической эпохе // ПОЛИС. Политические исследования. 1997. № 5. - С. 110-122.
5. Креативная педагогика. Методология, теория, практика/под ред. В.В. Попова, Ю.Г. Круг-лова. 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 319 с.
6. Леонтьева А.В., Деткова И.В. Активные методы обучения в профессиональной подготовке специалистов помогающих профессий // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1(54). -С.422-426.
7. Малахова H.A., Логвиненко О.И., Володченко Е.А. Креативная педагогика, или Развитие одаренного ребенка // Интерактивная наука. 2022. № 9 (74). - С. 14-15.
8. Минпросвещения России: официальный сайт. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения 26.03.2023).
9. Общеобразовательная школа в России: проблемы и векторы развития: коллективная монография / Н.Э. Морозова [и др.]; отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2022. -372 с.
10. Стожко К.П., Шадрина О.В. К вопросу о сущности и природе творческого труда // Известия УрГЭУ. 2012. № 3. - С. 65-69.
11. Хохлова Д.А. Креативная педагогика как инновационная отрасль и условие развития креативности обучаемого // Наука. Инновации. Технологии. 2013. № 2. - С. 223-232.
12. AleinikovA.G. Generagogy and Innovagogy: the place of innovative education in the structure of educational science // Pedagogy & Psychology. Theory and Practice. 2020. No. 2 (28). P. 11-17.
13. Knyazeva H., Marulevska K. Towards Creative Pedagogy: Methodology and some Peculiarities of Educational Practices in Russia and Bulgaria // Pedagogika-Pedagogy. 2022. Vol. 94, No 2,- P. 159-176.
REFERENCES:
1. Belova E.A. Creative Pedagogy - 30: three dimensions to measure the immeasurable //Alma Mater = Bulletin of Higher School. 2020. 1.: 23-30.
2. Bolkhovskoy A.L., Shikhovtsova N.N. Pedagogical creativity: theoretical approaches and problems of implementation in practice // Pedagogy. 2021. 85 (9).: 95-107.
3. Grechikhin S.S. Creative Pedagogy in educational activities //Azimuth of scientific research: Pedagogy and Psychology. 2020. Vol. 9, No. 4 (33).: 87-89.
4. Inozemtsev V.L. Expansion of creativity - a challenge to the economic era // POLIS. Political studies. 1997. 5.: 110-122.
5. Creative Pedagogy. Methodology, theory, practice / ed. by V.V. Popov, Yu.G. Kruglov. 3d ed. M.: BINOM. Knowledge Laboratory, 2012. 319 p.
6. Leontyeva A.V., Detkova I.V. Active teaching methods in the professional training of specialists in helping professions // Business. Education. Right. 2021. No. 1(54).: 422-426.
7. MalakhovaN.A., Logvinenko O.I., Volodchenko E.A. Creative Pedagogy, or Development of a gifted child // Interactive science. 2022. No. 9 (74). : 14-15.
8. Ministry of Education of Russia: official website. URL: https://edu.gov.ru/national-project (access date 26.03.2023).
9. General education school in Russia: problems and vectors of development: a collective monograph /N.E. Morozova [et al.]; chief ed. A.Yu. Nagornova. Ulyanovsk: Zebra, 2022. 372 p.
10. Stozhko K.P., Shadrina O.V. On the question of the essence and nature of creative work // News of USUE. 2012. 3.: 65-69.
11. KhokhlovaD.A. Creative Pedagogy as an innovative industry and a condition for the development of student creativity // Science. Innovation. Technologies. 2013. 2.: 223-232.
12. Aleinikov A.G. Geneagogy and Innovagogy: the place of innovative education in the structure of educational science // Pedagogy & Psychology. Theory and Practice. 2020. No. 2 (28).: 11-17.
13. Knyazeva H., Marulevska K. Towards Creative Pedagogy: Methodology and some Peculiarities of Educational Practices in Russia and Bulgaria // Pedagogika-Pedagogy. 2022. 94 (2).: 159-176.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflict of interests
Информация об авторах
Татьяна Александровна Иващенко, кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», г. Майкоп, Российская Федерация e-mail: tivaschenko@list. ru тел. : + 7(903)4654425
Елена Сергеевна Двойникова, старший преподаватель кафедры физического воспитания
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», г. Майкоп, Российская Федерация
e-mail: elena-dvl979@mail.ru тел. : + 7(909)4705553
Information about the authors
Tatyana A. Ivashchenko, PhD (Biol), Associate professor. Department of Physical Education, FSBEI HE «Maikop State Technological University», Maikop, the Russian Federation e-mail: tivaschenko@list. ru tel.: + 7(903)4654425
Elena S. Dvoynikova, Senior lecturer, Department of Physical Education, FSBEI HE «Maikop State Technological University», Maikop, the Russian Federation
e-mail: elena-dvl979@mail.ru tel.: + 7(909)4705553
Поступила в редакцию 01.07.2023 Поступила после доработки 25.08.2023 Принята к публикации 27.08.2023 Received 01.07.2023 Revised 25.08.2023 Accepted 27.08.2023