УДК 37.013.2
Левин Игорь Леонидович
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
Россия, Нижний Новгород1 Доцент кафедры рисунка и живописи Кандидат педагогических наук [email protected]
Систематизация принципов креативного образования
Аннотация. В статье проводится систематизация, методологический и научно-педагогический анализ принципов структурирования креативной парадигмы образования на базе системно-синергийного, антропологического, личностно-ориентированного и креативного подходов. Принципы образования рассматриваются не обособленно, а в связи с соответствующими закономерностями обучения и творческой деятельности, что позволяет обосновать педагогические требования движущими силами функционирования педагогических систем и причинно-следственной обусловленностью внутренней структуры образовательного процесса. Исторический опыт развития педагогической науки и образовательной практики в России и зарубежных странах позволяет сделать вывод об эффективности тех или иных базовых положений организации педагогического взаимодействия, прочности системы основополагающих требований к ведению педагогической деятельности, конструктивной целостности, динамичности и валидности образовательной модели. Вместе с тем введение творческих элементов в учебно-воспитательный процесс ориентирует на пластичность педагогического моделирования, на выход в открытое социокультурное пространство, субъект-субъектное взаимодействие и сотрудничество партнёров в совместной учебно-педагогической деятельности. Принципы обучения творчеству и через творчество имеют выраженную специфику, связанную с функциональной структурой творческого процесса, его стадийностью, характером, видовыми признаками, и составляют фундаментальную основу парадигмы креативного образования.
Ключевые слова: принципы образования; закономерности образования; творчество; креативность; креативное образование; личностно-ориентированное обучение; педагогическая деятельность; креативная парадигма образования.
1 603000 Россия, г. Нижний Новгород, ул. Гоголя, д. 1
На основании исследований Ю.К. Бабанского [1], С.П. Баранова [2], В.В. Давыдова [3], М.А. Данилова [4], Л.В. Занкова [5], П.И. Пидкасистого [6], И.П. Подласого [7], М.Н. Скаткина[8], В.А. Сластёнина [9], К.Д. Ушинского [10], А.В. Хуторского [11]; А. Дистервега [12], Я.-А. Коменского [13], В. Оконя [14] и др., под образовательными принципами будем понимать системные требования к образовательному процессу и его компонентам, в соответствии с установленными закономерностями и базовыми ценностями образования. Принципы креативного образования отражают его законы и закономерности. Формулировки этих принципов предлагали отечественные и зарубежные педагоги-исследователи.
Анализируя сферу применения основных педагогических принципов, А.В. Хуторской пришёл к выводу, что принципы природосообразности и творческой самореализации являются не столько противоположными, сколько первичными по отношению к принципам культуросообразности и социализации человека развивающегося [11]. Он сформулировал систему принципов эвристического (креативного) образования, указав в книге «Дидактическая эвристика» (2003 г.) следующие из них:
• Принцип личностного целеполагания ученика: образование каждого учащегося происходит на основе и с учётом его личных учебных целей.
• Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории: ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов.
• Принцип метапредметных основ содержания образования: основу содержания образовательных областей и учебных дисциплин составляют фундаментальные метапредметные объекты, обеспечивающие возможность субъективного личностного познания их учениками.
• Принцип продуктивности обучения: главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности.
• Принцип первичности образовательной продукции учащегося: создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области;
• Принцип ситуативного обучения: образовательный процесс строится на ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и поиск их решения. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении.
• Принцип образовательной рефлексии: образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования.
В зарубежных исследованиях также проводилась систематизация принципов креативного и личностно-ориентированного образования. В частности, известный американский психолог К. Роджерс [15] считал, что независимость, творчество и самостоятельность облегчают учебный процесс, если самокритика и самооценка важнее внешних оценок. Он также обосновал и другие принципы педагогической деятельности, назвав их «принципами содействия»:
1) Преподаватель активно способствует изначальному созданию благоприятной атмосферы в учебной группе или классе.
2) Преподаватель помогает выявить индивидуальные и коллективные цели обучающихся в учебной группе.
3) Он [преподаватель] опирается на желания каждого студента реализовать значимые для него цели, что значительно мотивирует обучение.
4) Он [преподаватель] старается сделать максимально широкодоступным спектр ресурсов обучения.
5) Его [преподавателя] поведение должно быть гибким в педагогическом взаимодействии с группой.
6) Реагируя на мнение членов группы или класса, он [преподаватель] принимает во внимание как интеллектуальное содержание, так и эмоциональные отношения, стараясь уделить внимание каждому аспекту, важному для индивида или группы.
7) Как ответственное лицо за благоприятный микроклимат для учебной деятельности класса, преподаватель способен стать наиболее активным участником образовательного процесса, выражая собственную позицию.
8) Он [преподаватель] проявляет инициативу в педагогическом взаимодействии - в обмене чувствами и мыслями со студентами, не навязывая их, предоставляя студентам возможность принимать или не принимать его точку зрения.
9) В процессе преподавания он [преподаватель] проявляет готовность адекватно выражать глубокие и сильные чувства.
10) В своей деятельности лидер [преподаватель] стремится признать и принять собственные ограничения.
Также английский учёный С. Баукет Bowkett) [16] сформулировал следующие принципы, которыми должен руководствоваться учитель в обучении креативным методам деятельности:
• Принцип ценности: учителю необходимо внимательно воспринимать и ценить любые идеи, выдвинутые учащимися;
• Принцип гибкости: учитель должен планировать образовательный процесс и формулировать учебные задания с максимальным учётом возможности развития самостоятельного мышления учащихся, но, не предоставляя им чрезмерных свобод в выборе способов работы над учебным заданием;
• Принцип терпеливости: учителю необходимо предоставлять учащимся возможность самостоятельно прийти к решению, учитывая, что для анализа условий задачи и процесса её решения может потребоваться различное количество времени;
• Принцип «выхода за рамки»: процесс рассуждения над проблемой может включать «выход за рамки» конкретной дисциплины, тогда как навыки, полученные в работе в контексте какой-то дисциплины, могут быть использованы и при изучении других дисциплин.
Выявление ряда сходных методологических позиций в изучении креативных аспектов образования позволяет утверждать, что креативная педагогика в современной социокультурной ситуации стала одной из ведущих научных отраслей педагогической науки. Обобщая выводы различных исследований в области креативной педагогики и анализируя законы и закономерности креативного образования в сравнении с другими образовательными моделями, мы можем выделить следующие его принципы.
• единства всех компонентов педагогического процесса в соответствии с креативной парадигмой образования;
• самореализации личности всех субъектов учебно-педагогической деятельности в современном образовательном пространстве;
• обучения творчеству и через творчество (обучения творческим дисциплинам, позволяющим делать художественные, научные и технические открытия и т.д., и опираясь на креативные составляющие образовательной деятельности);
• эвристичности (логики научных и художественных открытий);
• творческой активности, креативности как ведущего фактора развития;
• метапредметности (опоры на изучение фундаментальных образовательных объектов, анализ их культурно-исторических аналогов, что позволяет выходить за пределы частных дисциплин и синтезировать данные различных научных областей, сконцентрированных вокруг важнейших духовных и методологических проблем);
• сбалансированного сочетания персонализированных и коллективно-распределительных форм обучения;
• обучения в открытой, интерактивной, нерегламентированной и творчески развивающей среде;
• моделированности (эмпирический объект как модель для творческих преобразований);
• акмеосообразности (опоры на природные свойства и качества личности; ориентации на возможности высших достижений на определённом этапе возрастного развития);
• развития личности в образовании как творческого стадийного процесса;
• творческого опережения: раскрытия творческого потенциала, обуславливающего возможность дальнейшего развития; опережения индивидуальными творческими проявлениями культурных достижений в изучаемых областях знания;
• творчества как созидательной основы культурной деятельности, экстраполяции закономерностей творчества на все процессы личностного роста;
вдохновения как особого состояния единства познавательной активности, мотивации деятельности, концентрации эмоций и мобилизации воли в решении творческой задачи;
прочности в творческом применении образовательных результатов;
единства когнитивного творчества, творческого поведения, деятельности и развития «Я-концепции»;
единства образования, самообразования и саморазвития;
отражённой субъектности как отражения во внутреннем мире обучающегося определённых образцов творческого поведения и деятельности преподавателя или других обучающихся;
гибкости в педагогическом общении и взаимодействии, в управлении образовательным процессом (пластичная и рефлексивная модель управления, ориентация на творческую самореализацию и партнёрское взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, взаимосвязь обучения с творческой деятельностью преподавателя и партнёрского коллектива в различных образовательных ситуациях);
поэтапного смещения акцента в обучении с учебных задач на творческие, из которых главной является креативная задача самореализации личности;
творческой продуктивности и результативности обучения в личностном образовательном приращении;
жизнетворчества (объектом творчества является сама жизнь);
индивидуальной образовательной траектории предполагает осознанный и согласованный с преподавателем выбор основных компонентов его образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов;
персонального сопровождения: преподаватель «сопровождает» персонально каждого учащегося в его движении по индивидуальной образовательной траектории, освоении им новых способов деятельности, способствует максимальному раскрытию его творческого потенциала и обогащению внутреннего мира, усилению индивидуальности, помогает в выполнении творческих заданий, работая в зоне ближайшего развития учащегося, поэтапно диагностирует и прогнозирует результаты его творческой деятельности;
взаимодополнения творческой продуктивности и рефлексивности в образовательной деятельности: ориентация на личное образовательное приращение учащихся и производство ими творческих продуктов дополняется рефлексивным анализом образовательного творчества, что предполагает гармонию продуктивного творческого и критического видов мышления.
самоопределения обучающихся в образовательных ситуациях: выявление индивидуальной и личностной позиции происходит в образовательных ситуациях;
единства оценки, самооценки и взаимооценки в образовательном процессе;
содержательного (дескриптивного), критериального и безотметочного оценивания результатов творческой деятельности (не считая периодов итоговой аттестации);
педагогической антропотехники: преподаватель выступает не пассивным наблюдателем ситуации развития личности обучающихся, а совместно с ними -проектировщиком сценариев этого развития, закрепляющим положительные тенденции в личностном самоопределении обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы: методический материал. Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1982. - 192 с.
2. Баранов, С. П. Сущность процесса обучения / С. П. Баранов. - М.: Просвещение, 1981. - 143 с.
3. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М. : ИНТОР, 1996. - 544 с.
4. Данилов М. А. и др. Дидактика / Б. П. Есипов, М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, Э. И. Моносзон, С. М. Шабалов; под ред. Б. П. Есипова; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - М. : Изд-во Акад. пед. наук, 1957. - 517 с.
5. Занков, Л. В. Избранные пепдагогические труды. — 3-е изд., дополн. — М.: Дом педагогики, 1999. — 608 с.
6. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
7. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И. П. Подласый. - М. : Владос,1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
- 576 с.
8. Скаткин, М. Н. Совершенствование процесса обучения: проблемы и суждения : научное издание / М. Н. Скаткин ; АПН СССР. - М. : Педагогика, 1971. - 208 с.
9. Сластёнин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
10. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский : ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 239 с.
11. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. / А. В. Хуторской. — М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с. - С. 64.
12. Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении // Народное образование», 1998, № 7. - С. 193-197.
13. Коменский Я.-А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.-Г. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. - М. : Педагогика, 1989. - 416 с.
14. Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. - М. : Высшая школа, 1990.
- 382 с.
15. Rogers, C. R. Freedom to Learn: A View of What Education Might Become. (1st ed.)
- Columbus, Ohio: Charles Merill, 1969. - 358 р.
16. Bowkett, S. Jumpstart! Creativiti. - London; NewYork : Routletge Tauler and Franzis Group, 2007. - 156 р.
Рецензент: Игнатьева Галина Александровна, Нижегородский институт развития образования, заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой педагогики и андрагогики, доктор педагогических наук, профессор.
Igor Levin
The Nizhny Novgorod University of Architecture and Civil Engineering
Russia, Nizhny Novgorod [email protected]
The systematization of the creative educational principles
Abstract. This research presents the systematization, methodological and scientific-pedagogical analysis of the structuring principles of the creative educational paradigm based on the system-synergetic, anthropological, person-centered and creative approaches. The principles of education associated with conforming patterns of learning and creative working, that Is why the pedagogical requirements are founded on the driving forces of pedagogical system's operation and on the causal conditioning of the internal structure in the educational process. The historical experience of pedagogy and educational practice in Russia and abroad allows us to conclude about the effectiveness of certain provisions in the basic organizations of pedagogical interaction, the strength of the fundamental requirements for the conduct of educational activities, structural integrity, dynamism and validity of the educational model. And in the same time the introduction of creative elements in the educational process is focuses on the plasticity of the pedagogical modeling, on the outputting in the open socio-cultural space, the subject's interaction and cooperation of partners in the joint training and educational activities. The principles of learning creativity and through the creativity are expressed specifics related with the functional structure of the creative process, it's staging, character, specific marks, and it constitute the fundamental basis of creative education paradigm.
Keywords: principles of education; regularities of education; creativity; creativeness; creative education; person-centered learning; pedagogical activity; creative paradigm of education.
REFERENCES
1. Babanskij, JU. K. Optimizacija uchebno-vospitatel'nogo processa: metodicheskie osnovy: metodicheskij material. JU. K. Babanskij. - M. : Prosveshhenie, 1982. - 192 P.
2. Baranov, S. P. Sushhnost' processa obuchenija / S. P. Baranov. - M.: Prosveshhenie, 1981. - 143 p.
3. Davydov, V. V. Teorija razvivajushhego obuchenija / V. V. Davydov. M. : INTOR, 1996. - 544 p.
4. Danilov M. A. i dr. Didaktika / B. P. Esipov, M. A. Danilov, M. N. Skatkin, E. I. Monoszon, S. M. SHabalov; pod red. B. P. Esipova; Akad. ped. nauk RSFSR. In-t teorii i istorii pedagogiki. - M. : Izd-vo Akad. ped. nauk, 1957. - 517 p.
5. Zankov, L. V. Izbrannye pepdagogicheskie trudy. 3-e izd., dopoln. M.: Dom pedagogiki, 1999. - 608 p.
6. Pedagogika: ucheb. posobie dlja stud. ped. vuzov i ped. kolledzhej / Pod red. P. I. Pidkasistogo. M. : Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 1998. - 640 p.
7. Podlasyj, I. P. Pedagogika. Novyj kurs: uchebnik dlja stud. ped. vuzov: v 2 kn. / I. P. Podlasyj. M. : Vlados,1999. Kn. 1: Obshhie osnovy. Process obuchenija. - 576 p.
8. Skatkin, M. N. Sovershenstvovanie processa obuchenija: problemy i suzhdenija : nauchnoe izdanie / M. N. Skatkin ; APN SSSR. - M. : Pedagogika, 1971. - 208 p.
9. Slastjonin V.A. i dr. Pedagogika: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. SHijanov; Pod red. V.A. Slastenina. -M.: Akademija, 2002. - 576 p.
10. Ushinskij, K.D. CHelovek kak predmet vospitanija / K. D. Ushinskij : FAIR-PRESS, 2004. - 239 p.
11. Hutorskoj, A. V. Didakticheskaja evristika. Teorija i tehnologija kreativnogo obuchenija. / A. V. Hutorskoj. M.: Izd-vo MGU, 2003. - 416 p. - P. 64.
12. Disterveg A. O prirodosoobraznosti i kul'turosoobraznosti v obuchenii // Narodnoe obrazovanie. - 1998. - № 7. P. 193-197.
13. Komenskij JA.-A., Lokk D., Russo ZH.-ZH., Pestalocci I.-G. Pedagogicheskoe nasledie / Sost. V. M. Klarin, A. N. Dzhurinskij. M. : Pedagogika, 1989. - 416 p.
14. Okon', V. Vvedenie v obshhuju didaktiku / V. Okon'. M. : Vysshaja shkola, 1990. -382 p.
15. Rogers, C. R. Freedom to Learn: A View of What Education Might Become. (1st ed.) - Columbus, Ohio: Charles Merill, 1969. 358 p.
16. Bowkett, S. Jumpstart! Creativiti. London; NewYork : Routletge Tauler and Franzis Group, 2007. - 156 p.