ПЕДАГО ГИКА
«НАУКА. ИННОВАЦИИ. ТЕХНОЛОГИИ», № 2,2013
УДК 37.0; 43.9
Д. А. Хохлова [D. A. Khokhlova]
креативная педагогика как инновационная отрасль И УСЛОВИЕ развития КРЕАТИВНОСТИ ОБУЧАЕМОГО Creative pedagogy as an innovative industry and the condition of formation of creativity trainee
В статье оценивается место и значение креативной педагогики в системе наук о человеке и образовательной практике; а также о педагогических условиях реализации креативной ориентации обучения личности в непрерывном образовательном процессе. Ключевые слова: креативная педагогика, креативность, педагогические условия, креативная образовательная среда, педагогическое сопровождение развития креативности.
The article says about the place and value of creative pedagogy in the system of human Sciences and educational practice; as well as the pedagogical conditions of realization of the creative orientation of education of the individual in a continuous educational process.
Key words: creative pedagogy, creativity, pedagogical conditions, creative educational environment, the pedagogical support of development of creativity.
Современное общество испытывает потребность в креативных личностях, так как они обладают более высоким уровнем адаптации и социализации, в большей мере соответствуют постоянно изменяющемуся и обновляющемуся миру. В этой связи внимание ученых из разных отраслей приковано к проблеме обнаружения и развития креативного потенциала личности обучающегося в условиях педагогического процесса. Отсюда возникает необходимость разработки новых парадигмальных оснований организации педагогического процесса в современных образовательных учреждениях.
Под влиянием требований социального заказа, исследовательских поисков и уровня образовательной практики возникло новое направление в педагогике — креативная педагогика.
Термин «креативная педагогика» уже прочно вошел в современную научную педагогическую лексику, однако как научная отрасль она еще не является самостоятельной и этим представляется сложной в плане изучения. Проблемы креативной педагогики рассматриваются в целостной педагогической теории и в системе других наук о человеке: историей педагогики и философией образования, общей и профессиональной педагогикой и психологией, методиками и технологиями обучения и воспитания, профессиональной этикой и др.
Творчество—это не столько деятельность вообще, сколько специфическая деятельность в самой деятельности, увеличивающая созидательный потенциал последней. Другими словами, творчество заключается в изменении и последовательном преобразовании не только объекта, но и, главное, субъекта творчества, т. е. человека.
В противовес довольно распространенному мнению о том, что способность к творчеству — «божий дар», и поэтому обучить творчеству невозможно, М. М. Зиновкина указывает и на другую позицию. Изучение истории техники и изобретений, анализ творческой жизни выдающихся ученых и изобретателей показывает, что все они, наряду с высоким (для своего времени) уровнем фундаментальных знаний, обладали еще и особым складом, или алгоритмом, мышления, а также определенными знаниями, включающими эвристические методы и приемы [4].
Творчество, как и культура, должно пронизывать всю человеческую жизнь, а значит и всю систему образования. Поэтому для развития креативной педагогики как новой отрасли педагогики в системе наук о человеке существует ряд предпосылок.
Профессиональное становление охватывает значительную часть онтогенеза человека — с начала формирования профессиональных намерений (14-17 лет) до завершения профессиональной жизни (55-60 лет). Формирование и развитие творческой личности, адекватной постоянно меняющемуся внешнему и внутреннему миру, социально-экономическим условиям и содержанию деятельности требует непрерывности, преемственности и охвата всего периода онтогенеза человека — от рождения до конца жизни. В отечественной педагогике почти нет исследований по формированию и развитию опыта профессионально-творческой деятельности человека на основе формирования и развития его профессионально-творческого потенциала. Традиционно профессиональный
опыт определяют как интеграцию знаний, умений и навыков. При этом подразумевается, что формирование опыта происходит само собой в процессе овладения деятельностью. Вопрос обучения опыту творческой деятельности не ставится вообще [4].
Активное овладение профессионально-творческой деятельностью, ее эффективная реализация подразумевают не только развитие и интеграцию умений и навыков, выработку индивидуальных способов и приемов выполнения профессиональной работы, но и овладение методологией профессионального творчества, развитие творческого мышления и необходимых креативных личностных качеств. Становление креативной личности можно определить как формирование и развитие личности, адекватной выполняемой творческой деятельности и получаемым творческим результатам. Темп и траектория этого процесса детерминируются биологическими и социальными факторами, собственной активностью личности и ее креативными качествами, а также обстоятельствами, жизненно важными событиями и профессионально обусловленными факторами. Возникает тесная взаимосвязь становления креативной личности и креативного образования [8]. Поэтому креативная педагогика начинает занимать все более значимую позицию в системе наук о человеке. Отсюда следует зависимость уровней профессионально-творческой деятельности человека, достигаемых результатов и уровней его креативной подготовки как готовности к их выполнению и достижению. В итоге мы видим, что все проблемы общего и профессионального образования объединяются вокруг целостного процесса профессионального становления креативной личности. При этом очевидна целесообразность интеграции этих проблем одной отраслью педагогики — креативной педагогикой.
Креативную педагогику ученые рассматривают как науку и искусство творческого обучения, считая ее разновидностью педагогики, противопоставленную другим видам , например, педагогике принуждения, педагогике сотрудничества, критической педагогике. Проф. В. В. Попов и акад. РАО ю. Г. Круглов отмечают: «Креативная педагогика изучает целенаправленную деятельность по активному развитию и формированию личности, ее способности. Объектом педагогики выступает не индивид, его психика, а система педагогических явлений, связанных с его развитием: те явления действительности, которые обусловливает развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности обще-
ства. Эти явления получили название образование. Образование является объектом исследования как общей, так и креативной педагогики, но главная особенность последней состоит в том, что она акцентирует внимание на творческом развивающем образовании» [7].
В одном из Интернет-ресурсов говорится: «Креативная педагогика — педагогика, ориентированная на развитие творческих способностей обучаемого. В принципе любая педагогика имеет креативную (творческую) ориентацию (например, проблемное, программированное, интенсивное обучение и др.). Определенной креативностью обладает и педагогика, основанная на традиционной дидактике, считающей обучение процессом объективно детерминированного развития, обеспечиваемого передачей обучаемым уже известного фактологического знания».
Для достижения эффекта креативной ориентации необходимо:
- создать в учебном процессе фон центробежного (выходящего в метаобласть, метазнания, т. е. за пределы узкой специальности) надкритического (допускающего только доброжелательную, «конструктивную» критику) взаимодействия, способствующего раскрытию и развитию творческих способностей обучаемых;
- переорганизовать учебный процесс таким образом, чтобы в ходе его обучаемый стал созидателем, а учебный материал — средством достижения созидательной цели;
- ввести дополнительный учебный материал, включающий описание и показ действия эвристических приемов. При этом следует помнить, что только в условиях про-блемности обучаемый может развить свои творческие способности» [7].
Продолжая рассуждать о научном статусе креативной педагогики как инновационной отрасли, важно обозначить ее предмет и объект исследования.
По мнению М. М. Зиновкиной, предметом креативной педагогики являются психолого-педагогические особенности, закономерности и механизмы формирования креативной личности в системе непрерывного образования, т. е. в процессе общего образования, освоения профессий
и специальностей, профессиональной самоактуализации. Объект креативной педагогики как науки включает в себя систему непрерывного креативного образования, а в рамках учебной дисциплины объектом креативной педагогики является креативная личность на всех стадиях онтогенеза [4].
Таким образом, креативная педагогика, с одной стороны, является междисциплинарной отраслью научного знания. Она тесно связана с целой системой наук о человеке: с общей и профессиональной педагогикой и психологией, психологией профессионального образования, методиками и технологиями профессионального обучения и воспитания. С другой стороны, она является самостоятельной отраслью педагогической науки, а также учебной дисциплиной. Креативная педагогика способна развить в личности инновационную устремленность, креативность и конкурентоспособность в современном обществе.
К настоящему времени можно говорить о сложившейся традиции понимания креативности как способности, отражающей глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения, выходить за пределы известного; как интегрального свойства личности, воплощающего ее творческие возможности. К числу ключевых характеристик креативности относят интуицию, фантазию, выдумку, дар предвидения, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию и работоспособность. Личность, обладающая этими качествами, находит удовлетворение не столько в достижении цели, сколько в самом процессе творчества.
Обновление современной системы образования, связанное с гуманизацией учебно-воспитательного процесса, предполагает необходимость создания педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей каждого обучающегося.
Под педагогическими условиями мы понимаем взаимосвязанную совокупность факторов, принципов и различных воспитывающих мер, способствующих личностному росту обучающихся. Учебно-воспитательную деятельность мы рассматриваем как гарант субъектной позиции обучающегося и педагога. На наш взгляд, выход учебно-воспитательной системы на более качественный уровень—уровень саморазвития — будет способствовать повышению эффективности творческого развития и саморазвития личности обучающихся.
Педагогическую деятельность, направленную на создание креативной среды, отличает ряд признаков: внимательное отношение к необычным вопросам и необычным идеям, демонстрация их ценности; предоставление обучающимся большей самостоятельности; создание свободной, непринужденной учебной обстановки.
Особое значение в связи с вышесказанным приобретает организация педагогического сопровождения, направленного на создание креативной среды образовательного учреждения. Она выстраивается вокруг интересов обучающегося и выполняет функцию адаптации школы, гимназии, вуза к индивидуальным особенностям и субъективным потребностям обучающихся. Педагогическое сопровождение обучающихся может осуществляться в двух вариантах: общегрупповое и индивидуально-личностное.
В первом случае создание креативной среды обеспечивается сотрудничеством педагога и обучающихся, диалогическими формами работы, использованием заданий, предполагающих творческую активность обучающихся. Второй подход предполагает создание условий для индивидуального развития обучающегося за счет предоставления ему свободы в принятии самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Педагогическое сопровождение развития креативности регулируется посредством следующих принципов: приоритет интересов сопровождаемого; непрерывность; мультидисциплинарность сопровождения; формирование единого отношения к обучающемуся со стороны всех участников сопровождения, постоянный информационный обмен между ними; признание приоритета ценностей обучающегося.
В процессе педагогического сопровождения педагог помогает обучающемуся почувствовать собственную состоятельность, поддерживает в каждом из обучающихся уверенность в себе и ощущение личностной значимости. Для этого ему необходимо понимать и признавать неповторимость и уникальность обучающегося, представлять его индивидуальный психологический портрет, знать возрастные особенности, доминирующие мотивы, определяющие поведение ученика/студента, его отношение к обучению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками, устанавливать соответствие между образовательной программой и задачами социально-личностного развития на данном этапе жизни обучающегося.
В преподавании, осуществляемом на принципах педагогического сопровождения, акцент делается не на изучение программного материала, а на организацию индивидуальной познавательной деятельности. Педагог анализирует сам и помогает понять обучающимся не только содержание того, что он усвоил, но и сами механизмы познания, принципы организации различных видов деятельности. Знание о том, как можно строить свою учебную работу, — это знание особого рода, и оцениваться оно должно не столько количественно (по пресловутой пятибалльной системе), сколько качественно: от низкого до высокого уровня развития того или иного качества в различных сферах деятельности обучающегося.
Многие исследователи отводят решающую роль позиции самого преподавателя, его творческому энтузиазму, создаваемой им атмосфере свободы мысли и самопроявления. Выделено множество приемов для достижения этого: проявлять интерес к действиям обучающихся; признавать и поощрять множество вариантов ответов; показывать другую точку зрения на знакомые процессы, явления и т. п.
Современные требования к педагогу, осуществляющему педагогическое сопровождение, заключаются в том, что он должен быть не информатором, а координатором, менеджером, организатором диалога, консультантом обучающихся с учетом их индивидуальных способностей. Педагог поддерживает и направляет поиски наиболее эффективных путей усвоения знаний, поощряет интересные находки, анализирует несостоявшие-ся попытки, стимулирует обучающихся к осознанию своих поражений и побед.
Здесь следует отметить, что образцом для подражания выступает не определенный алгоритм действий и операций, а прежде всего творческая направленность личности преподавателя, его креативное поведение. Доказано, что становление творческой личности возможно не иначе как через сотворчество с талантливой, творческой личностью. Проблема сотворчества в отечественных педагогических и психологических исследованиях разрабатывается преимущественно в контексте идеи сотрудничества (А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, ю. Д. Красильников и др.). Однако сотрудничество, выступая необходимым условием сотворчества, не определяет полностью его специфики, что связано с особенностями позиции субъектов взаимодействия. Надо сказать, что именно
сотворчество позволяет утвердить в общении преподавателя и обучающихся такую оптимальную форму их взаимодействия, как диалог. Суть диалогового взаимодействия состоит во взаимном обогащении и личностном развитии его участников. Данный процесс может представлять из себя субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и обучающихся. Молодой человек становится соавтором социокультурной деятельности, которую творчески организует педагог. Сотворчество дает обучающимся право на свой темп освоения учебного материала, свой потенциал творческих возможностей и свой путь их реализации.
В. И. Андреевым, Е. А Глуховской. и другими исследователями выделены условия, позволяющие реализовать сотворческие субъект-субъек-тные отношения педагога и обучающихся в процессе взаимодействия:
- субъект-субъектное взаимодействие, когда каждый участник творческого процесса имеет право на собственное решение;
- создание и сохранение участниками взаимодействия атмосферы творчества;
- стимулирование индивидуального стиля творческой деятельности и самовыражения каждого из субъектов взаимодействия;
- постоянное развитие творческих возможностей педагога и его педагогического мастерства.
Субъектная позиция в творческой деятельности развивает способности к самостоятельному целеполаганию и мотивации, умение оперировать освоенными способами действий в изменяющихся условиях, самостоятельно оценивать результат творческой деятельности, выходить за пределы заданной ситуации, вариативно и творчески решать новые задачи. Отсюда вытекает развитие следующих личностных качеств обучающихся: самостоятельность, ответственность, организованность, инициатива, творческая направленность.
В связи с этим особое значение приобретает создание творческой атмосферы в совместной деятельности преподавателя и обучающихся. Важным компонентом творческой атмосферы является организация преподавателем ситуаций успеха.
Ситуация успеха—это разновидность педагогической ситуации, формирующая у обучающихся субъективное желание включиться в творческую деятельность на уровне своих возможностей, обеспечивающая необходимые условия для этого. Ситуация успеха развивает нестандартное мышление, стремление к творческому са-мопроявлению, формирует у личности позицию активного участника процесса деятельности, субъекта деятельности.
Итак, к педагогическим условиям развития креативности можно отнести целенаправленно создаваемую креативную образовательную среду на учебном занятии; наличие образца креативного поведения самого педагога и личность педагога как персонификатора творческих возможностей обучающихся; сотворчество обучающихся и педагогов; субъектную позицию в творческой деятельности; поддержка творческой атмосферы и создание ситуаций успеха. Наиболее эффективно развитие креативности обучающихся обеспечивается в условиях непрерывной системы креативного образования целенаправленным, комплексным педагогическим воздействием. Разработкой этих и других вопросов должна заниматься креативная педагогика как фундаментально-прикладная педагогическая отрасль.
ЛИТЕРАТУРА 1. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995. № 5.
2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
3. Ермолаева-Томина Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности // Психология творчества. М., 1990. С. 117-130.
4. Зиновкина М. М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование XXI века (Теория и практика): Монография. М., 2007.
5. Козленко В. Н. Проблема креативности личности // Психология творчества. М., 1990. С. 131-148.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940.
7. Хохлова Д. А. Актуализация статуса креативной педагогики в современном междисциплинарном знании // Вестник Университета (ГУУ). №15/2012. с. 297-301.
8. Чернилевский Д. В., Морозов А. В. Креативная педагогика и психология: учебное пособие для вузов. М., 2001.
ОБ АВТОРЕ
Хохлова Диана Александровна, кандидат исторических наук, доцент, доцент, заместитель декана по науке, педагогический институт, факультет психолого-педагогического образования, кафедра педагогики и педагогических технологий.
Khokhlova Diana Aleksandrovna, North Caucasus Federal University, Pedagogical Institute, Associate Professor, Department of pedagogics and pedagogical technologies, Candidate of historical sciences.
E-mail adimetra@bk.ru