УДК 378 КОВЫНЕВА К.А.
аспирант, кафедра профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: kirakvynjova@rambler.ru ПРАВДЮК В.Н.
доктор педагогических наук, профессор, кафедра профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: m-suganova@mail.ru
UDC378 KOVYNEVA K.A.
Postgraduate student, the department of vocational education and business, Orel State University E-mail: kirakvynjova@rambler.ru PRAVDYUK V.N.
Doctor of pedagogical Sciences, professor, Department of professional learning and business, Orel State University,
E-mail: m-suganova@mail.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА»
THEORETICAL APPROACH TO THE CONCEPT DEVELOPMENT «SOCIAL AND CREATIVE CULTUREOF THE FUTURE TEACHER»
В настоящее время актуальным является подготовка будущих педагогов профессионального обучения по различным отраслям. В связи с этим ведется планомерная научно-методическая работа по формированию у них социально-творческой культуры, которая рассматривается как процесс, направленный на совокупность достижения результатов творческой активности в ходе профессионально-педагогической деятельности.
Ключевые слова: педагогическая культура,социально-творческая культура, педагог профессионального обучения, бакалавр.
Currently, it is important to train future teachers of vocational training in various fields. In this regard, systematic scientific and methodological work on the formation of their social and creative culture is carried out, which is considered as a process aimed at the totality of achieving the results of creative activity in the course ofprofessional and pedagogical activity.
Keywords: pedagogical culture, social and creative culture, teacher of professional training, bachelor.
Формирование социально-творческой культуры будущего бакалавра по направлениям подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) и 44.03.05Педагогическое образование (профили: Технология и Экономика) является актуальной проблемой. Она возникла в связи с тем, что современные условия социально-экономической среды и запросы населения, общества предъявляют высокие требования к готовности выпускников образовательных учреждений к самостоятельной трудовой деятельности, готовности к выбору будущей профессии [1].
Поэтому от будущих бакалавров, которых готовит факультет технологии, предпринимательства и сервиса, зависит, как они будут передавать свои знания и умения будущим ученикам, какими принципами и подходами будут руководствоваться, на сколько эффективны окажутся их деловые и творческие способности [2, 3].
В своем исследовании,мы обращаем внимание на то, что формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в ходе обучения в университете проводится с опорой на моти-вационный, личностно - деятельностный, когнитивный и творческий подходы, которые способствуют воспита-
нию осознанного отношения студентов к педагогическому труду, творчеству и самостоятельному подходу к формированию социально-творческой культуры.
В ходе анализа научно-педагогической литературы, предстояло выявить,обозначить и охарактеризовать составляющие социально-творческой культуры.Понятие культура имеет огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разнообразных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.Источником происхождения культуры является человеческая деятельность, познание и творчество. Это доказывают многие ученые: антропологи (Э. Тайлор, К. Уислер, Р. Бенедикт, Р. Линтон), социологи (У Томас, У Самнер, А. Келлер, К. Янг, П. Сорокин, Г. Беккер, Л. Уайти другие. В свое время американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон [4] проанализировали более 150 определений культуры и разделили их на шесть основных типов: - описательные определения, в которых ведется перечисление всего того, что охватывает понятие
© Ковынева К.А., Правдюк В.Н. © Kovyneva K.A., Pravdyuk V.N.
13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES
культуры;
- исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиция;
- нормативные: первая группа - определения, ориентирующиеся на идею образа жизни;вторая группа - определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях;
- психологические определения уделяют внимание следующим трем элементам: процессу адаптации к среде, формированию привычек, процессу научения;
- генетические определения представляют культуру с позиции ее происхождения и разделяются на четыре группы;
- структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры.
Эти группы дают возможность, начинающим исследователям выбрать и обратиться к общему понятию «культура». Формирование культуры у студентов позво-ляетнакапливать свой опыт и направлять свои действия социальных отношениях, возникающих между людьми.
Останавливаясь на определении «педагогическая культура», как части общей культуры, учитываем, что в ней в наибольшей степени отразились не только духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для социализации личности [5].
Наше теоретическое исследование учитывает и мнениямногих ученых, которые в своих работах показали особенности педагогической деятельности, педагогического мастерства. Это позволяет считать, что в целом, педагогическая культура основывается на каче-ствепедагогической деятельности ипредполагает ее самосовершенствование и самореализацию творческого мастерствапедагога.
Несмотря на то, что до настоящего времени нет однозначного определения понятия «педагогическое творчество», мы в нашей работе отдаем должное тем акцентам, которые выстраивает Н.В. Кузьмина [6]: способы подготовки учащихся к жизни и дальнейшей деятельности, способы обучения самообразованию, самоорганизации и самоконтролю.
Поскольку педагогическое творчество- это непрерывный процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога, то оно являетсяосновным компонентом профессионально-педагогической культуры. Однако, для его развития необходимы объективные и субъективные условия образовательной среды, наличие творческой атмосферы, стимулирующей к трудовой и воспитательной деятельности преподавателей и обучающихся.
Педагогической культура и общество взаимопроникают друг в друга. Будущие выпускники являются членами общества - социальной структуры(институты
и взаимодействующие группы), а характер регулирования отношений между людьми в обществе определяются их культурой. Следует помнить, что социальное творчество обучающихся формируется на добровольном начале, когда они принимают в начале посильное участие и в дальнейшем, совершенствуя общественные отношения в коллективе, группе приобщаются к преобразованию различных ситуаций, складывающихся в окружающем их социуме. В ходе своей творческой деятельности студенты учатся быть инициативными, участвовать в различных творческих проектах, нести ответственность перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
Положительным является и то, что в процессе формирования социально - творческой культуры обучающихся, создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда, повышающая мотивацию,творческую увлечённость, что, несомненно, влияет на успех и реализацию своих формируемых компетенций. Это могут быть различного рода WEB- квесты, участие в проектах skills^ бизнес-инкубаторах, техно-парках и тому подобное.Творческая активность в дальнейшем помогает будущим выпускникам образовательных учрежденийуспешно адаптироваться в новых социально-экономических условиях среды. Социально-творческая деятельность студентов направлена на реализацию и освоение взаимосвязи, преемственности и перспективностиобщекультурных и профессиональных компетенций.
Для решения вышеизложенного, необходимо помнить о социально-творческой культуре педагога, которая отражается в его повседневной работе в образовательном учреждении. Педагогическая деятельность, направленна на развитие собственной творческой активности. Поэтому, формирование социально-творческой культуры у будущих бакалавров представляет собой целостный процесс, направленный на совокупность достижения результатов творческой активности в ходе обучения [7].
Таким образом, поскольку педагоги по роду своей деятельности являются людьми творческими, играющие важную роль в образовании,предлагаем следующее определение: «социально-творческая культура будущего бакалавра педагогического образования понимается нами как процесс и результат его профессионально-творческой активностив условиях инновационной образовательного пространства, совершенствующего совокупность межличностных отношений: «педагог—педагог», «педагог—обучающийся» и «педагог—семья (родители, попечители)» и,направленные на подготовку обучающихся, готовых быстро адаптироваться к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных социально-экономических условиях.
Библиографический список
1. Правдюк В.Н., Суганова М.И., Губарева Л.И. Особенности подготовки бакалавров на факультете технологии, предпринимательства и сервиса /Совершенствование подготовки педагогических кадров и методики преподавания непрофильных учебных дисциплин: сб. ст. Междунар. заоч. науч.-практ. конф., Новополоцк, 15-16 мая 2017 г. / Полоц. гос. ун-т : редкол.: С.Э. Завистовский (отв. ред.), В. Э. Завистовский (зам. отв. ред.) [и др.]. - Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2017. (С 72-76). 185с.
2. ПравдюкВ.Н., Митяева А.М., Ковешникова Е.Н., Суганова М.И Формирование научной культуры у будущих магистров(научная статья) Международный журнал экономических перспектив (ISSN: 1307-1637)Специальный выпуск: Том 11, выпуск 4 (июнь 2017 г.). С. 6970-6975. P: 6970-6975. 2017: http://www.econ-society.Org/ijep_contents_11.2.
3. Правдюк В.Н., Гаврилова И.С. Миссия образованияв кадровой политике профессиональных учреждений //Известия тульского государственного университета. Педагогика. Тула: ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», 2017. Т. 2. C. 34-39.
4. Определение культуры [Электронный ресурс].-Режим доступа:helpiks,org/1-39981.html(Дата обращения: 10.02.2018).
5. Культура [ Электронный ресурс]. - Режим до ступа:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Dict_Index.php- Библиотека Гумер. Культурология. - (Дата обращения: 10.02.2018).
6. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя имастера производственного обучения/Н.В. Кузьмина. М., 1990.
7. Правдюк В.Н. Профессиональное обучение: стратегические приоритеты и социальный запрос / Л.И. Губарева, Е.П. Лидинфа, Н.Г. Хмызова и др. /под. ред. В.Н. Правдюк. Орел: «ОГУ им. И.С. Тургенева», 2017. 288 с.
References
1. Pravdyuk V.N., Spanova M. I., Gubareva L. I. Peculiarities of preparation of bachelors at the faculty of technology, business and service Improvement of teacher training and methods of teaching non-core disciplines : collection of articles]. highest level.. science.-practice. Conf., Novopolotsk, may 15-16, 2017 / Poloz. state UN-t: redkol.: S. E. Zawistowski (resp. ed.), V. E. Zawistowski (Deputy ed. ed.) [et al.]. Novopolotsk: Polotsk state University, 2017. (72-76). 185s.
2. Pravdyuk V.N. , N.G. Khmyzova, A.M. Mityeva, E.N. Koveshnikova and M.I. Suganova. Formation of Scientific Culture in the Process of Preparation of Would be Masters International Journal of Economic Perspectives,Volume 11, Issue 2,
3. Pravdyuk V. N, Gavrilova S. I. MISSION of EDUCATION IN the PERSONNEL POLICY of PROFESSIONAL INSTITUTIONS // PROCEEDINGS of the TULA STATE UNIVERSITY]. Tula: fgbou VO "Tula state University", 2017. Vol.2. C. 34-39.
4. Definition of culture [Electronic resource]. - Access mode: helpiks, org / 1-39981.html (date accessed: 10.02.2018).
5. Culture [Electronic resource]. -Access mode: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Dict_Index.php - The Gumer Library. Culturology. - (Date of circulation: 10.02.2018).
6. KuzminaN.V. Professionalism of the personality of the teacher and the master of industrial training / N.V. Kuzmina. M., 1990.
7. Pravdyuk V. N. Professional training: strategic priorities and social inquiry / L. I. Gubareva, E. P. Lidingo, N. G. Khmyzov etc. / under. edited by V. N. Pravdyuk. Orel: "OSU named after I.S. Turgeneva", 2017. 288 p.