ФЕНОМЕНЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
УДК 316.334.23 DOI 10.53115/19975996_2023_04_082_086
ББК 60.5
С.А. Давыдов, Т.Б. Малинина, А.В. Петров, М.С. Садырова, М.В. Синютин
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА: ПОДХОД СОЦИОЛОГИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Рассматриваются теоретические вопросы реализации государственной поддержки бизнеса в современных условиях. Изучение социальных аспектов осуществления государственной поддержки предпринимательства связано с исследованием прямого и косвенного влияния государства на реализацию предпринимательской инициативы. Особенное значение приобретает изучение особенностей реализации государством политики поддержки малого и среднего бизнеса. При этом государство, осуществляя подобную поддержку на разных уровнях государственного управления, ориентируется не только на решение экономических, но и социальных вопросов развития малого и среднего бизнеса. Роль малого и среднего бизнеса в реализации инновационной политики заключается не только в создании возможностей для ускорения внедрения в производство различных изобретений и, тем самым, в стимулировании научно-технического прогресса, изобретательской активности общества или создании условий для более гибкого реагирования предприятий на быстро меняющиеся требования рынка, но и в создании новых рабочих мест, в том числе, в рамках организации высокотехнологичных производств товаров и услуг, требующих активного использования интеллектуального труда, и в реализации обществом инновационного потенциала развития. Социологические исследования вопросов реализации государственной поддержки малого и среднего бизнеса должны опираться на прочные теоретические основы. Именно поэтому исследования данных основ также представляет важную задачу для современной социологии предпринимательства и социологии управления.
Ключевые слова:
государственная поддержка, малый бизнес, социология предпринимательства, социология управления, средний бизнес, предпринимательство, экономическая социология, социология управления.
Давыдов С.А., Малинина Т.Б., Петров А.В., Садырова М.С., Синютин М.В. Теоретические вопросы реализации государственной поддержки бизнеса: подход социологии предпринимательства и социологии управления // Общество. Среда. Развитие. - 2023, № 4. - С. 82-86. - DOI 10.53115/19975996_2023_04_082_086
© Давыдов Сергей Анатольевич - доктор социологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
© Малинина Татьяна Борисовна - доктор социологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: tatianа[email protected]
© Петров Александр Викторович - доктор социологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет; исполнительный директор, Российско-китайский центр сравнительных социальных, экономических и политических исследований факультета социологии СПбГУ, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
© Садырова Мансия Сапаргалиевна - доктор социологических наук, профессор, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Алматы (Республика Казахстан); e-mail: [email protected]
© Синютин Михаил Владимирович - доктор социологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]
Задачей современного бизнеса, как и сто лет назад, является генерация инновационных идей и их реализация в существующих социально-экономических условиях. И от того, наколько эти условия благоприятны во многом зависит эффективность та-
кой инновационной деятельности. Именно поэтому теоретические аспекты исследования вопросов реализации государственной поддержки бизнеса представляют большую важность для современной социологии предпринимательства и социологии управления.
Изучение социальных аспектов осуществления государственной поддержки предпринимательства связано с исследованием прямого и косвенного влияния государства на реализацию предпринимательской инициативы. Прямое влияние проявляется прежде всего в формировании благоприятной внешней среды для деятельности бизнеса. Особенное значение приобретает изучение особенностей реализации государством политики поддержки малого и среднего бизнеса. При этом государство, осуществляя подобную политику на разных уровнях государственного управления, ориентируется не только на решение экономических и социальных вопросов развития малого и среднего бизнеса (помощь в формировании стартового капитала и льготное кредитование, объявление налоговых каникул, упрощение бухгалтерской и статистической отчетности, создание государственных структур для поддержки инновационных предпринимательских проектов — например, государственных бизнес-инкубаторов, финансово-экономическая поддержка предпринимателей в рамках осуществления политики антициклического регулирования в период обострения кризисов на финансовых рынках, организация тендеров и размещение госзаказов, протекционистская политика в ряде отраслей национальной экономики и многое другое), но и стремиться к созданию благоприятных социальных условий для становления и развития в лице представителей малого и среднего бизнеса специфической социальной группы — стабильной социальной опоры государства в реализации эффективной инновационной политики. При этом роль малого и среднего бизнеса в реализации инновационной политики заключается не только в создании возможностей для ускорения внедрения в производство различных изобретений и, тем самым, в стимулировании научно-технического прогресса, изобретательской активности общества или создании условий для более гибкого реагирования предприятий на быстро меняющиеся требования рынка (посредством диверсификации производства), но и в создании новых рабочих мест (зачастую, в рамках организации высокотехнологичных производств товаров и услуг, требующих активного использования интеллектуального труда) и в реализации обществом инновационного потенциала развития.
Косвенное влияние государства на развитие малого и среднего бизнеса связано с созданием эффективной социальной ин-
фраструктуры развития предпринимательства. Речь идет о реализации государством политики развития системы здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, то есть о становлении эффективной инфраструктуры воспроизводства трудовых ресурсов для малого и среднего бизнеса. А также для воспроизводства самой важного для современной инновационной экономики, «экономики знаний» ресурса - человеческого капитала, накопление которого осуществляется зачастую именно посредством создания предприятий малого и среднего бизнеса, ориентированных на производство высокотехнологичных товаров и услуг. Следует также отметить, что в реализации политики создания эффективной социальной инфраструктуры развития предпринимательства государство также стремиться опереться и на услуги, предлагаемые предприятиями малого и среднего бизнеса (например, в рамках развития социального предпринимательства).
Исследования проблем сохранения социально-экономической стабильности в социологии традиционно связаны с изучением систем коммуникаций, позволяющих снижать социальную напряженность, вызванную традиционными экономическими причинами (свойственными любому обществу с развитой промышленной системой индустриальным конфликтам на всех уровнях социально-трудовых отношений). Достижение социального консенсуса возможно на основе организации эффективных систем социального партнерства и трипар-тизма, направленных не только на разрешение уже имеющихся трудовых конфликтов и конфликтов в сфере распределения, но и, главное, на предупреждение указанных конфликтов. Социальное партнерство (или социальный диалог) — означает добровольное сотрудничество работодателей и наемных работников направленное на достижение социальной стабильности и справедливого распределения как выгод от экономической деятельности, так и социальных издержек. Трипартизм — одна из форм социального партнерства предполагающая государственное регулирование взаимоотношений работников (объединенных в профсоюзы) и работодателей (объединенных в союзы предпринимателей), при их согласии на организацию такого регулирования [3].
Как правило, исследователи социального партнерства и трипартизма, говоря о государственном вмешательстве во взаимоотношения профсоюзов и работодателей
и об отношениях между правительствами и профсоюзами, рассматривают две модели [3]. Первая модель взаимоотношений, характерная для стран континентальной Европы (стран с социально ориентированной рыночной экономикой), включает множество «корпоративистско-патреналистских» структур, цель которых — достижение социально-политического и экономического консенсуса путем предотвращения любых индустриальных конфликтов. Жесткий контроль за деятельностью профсоюзов в соответствии с этой моделью отсутствует. Работодатели позволяют профсоюзам и правительству участвовать в принятии хозяйственных решений в обмен на сотрудничество при решении производственно-экономических проблем. Роль правительства заключается в снижении экономических и социально-политических рисков путем поддержания контроля над решениями, касающимися инвестиционной активности предпринимателей и регулирования занятости. При этом государство, союзы предпринимателей и профсоюзы формируют централизованные структуры, чтобы вести постоянные переговоры на всех уровнях регулирования трудовых отношений — от каждого конкретного предприятия до общегосударственного уровня. Вторая модель взаимоотношений, характерная для Великобритании, США, Канады, изначально направлена на вытеснение профсоюзов из политического пространства и сосредоточении их на решении локально-экономических проблем отдельных предприятий. Нормы взаимоотношений предпринимателей и профсоюзов устанавливаются и регулируются не прямыми постоянными переговорами и консультациями с участием представителей государства, а с помощью применения закона, то есть после того, как эти нормы уже нарушены действиями одной из сторон социального диалога. Данная модель обеспечивает лишь систему сдерживания оппортунистических (отклоняющихся) действий предпринимателей и правительства, а также и представителей наемных работников.
Безусловно, каждому государству свойственна определенная специфика формирования условий для развития эффективной системы социального партнерства и три-партизма. Изучение подобной специфики также является предметом современных исследований в рамках социологии предпринимательства и социального управления. В экономико-социологическом плане подобная специфика связана с всестронним изучением опыта реализации модели соци-
ально ориентированного рыночного хозяйства.
Социальное рыночное хозяйство или социально ориентированная рыночная экономика — термин, обозначающий не только теоретическую модель организации взаимоотношений государства и бизнеса, но и реально существующую социальную инфраструктуру, совокупность вполне ощутимых общественных благ: обеспечиваемый государством прожиточный минимум (минимальный размер заработной платы, пенсий, пособий), определенный уровень доступного и качественного образования и здравоохранения, занятости, социальной и правовой защиты и т. п. Один из теоретиков —классик исследований социальной рыночной экономики — А. Мюллер-Армак, объясняя суть данной социально-экономической модели, пишет, что «целью социального рыночного хозяйства является координация между сферами жизни, представленными рынком, государством и социальными группами» [2, с. 265]. Согласно Мюллеру-Армаку основной принцип социальной рыночной экономики заключается в формировании такой социальной политики, которая бы предоставила обществу формулу интеграции расхождений, споров, различий, не пресекая их и не обещая их окончательного разрешения, конструктивно используемую для максимального сдерживания роста социальной напряженности и создания реальной базы для совместного действия всех социальных групп. То есть модель социального рыночного хозяйства предполагает проведение политики направленной на то, чтобы поставить на службу обществу постоянные дискуссии между различными социальными группами, преследующими различные социальные и экономические цели — личной свободы, экономической и социальной обеспеченности, экономического роста — путем установления «треугольника» между экономическим ростом, личной свободой и инициативой и социальным равновесием, охватывающим весь комплекс социального обеспечения, от полной занятости до индивидуальной помощи [2, с. 267-272]. Как известно, социально ориентированная рыночная экономика является основой социального государства.
Функции социального государства не сводятся только к обеспечению конституционных социальных и экономических прав человека, эти права - лишь ориентир для развертывания практической деятельности государства по реализации модели социального рыночного хозяйства. Соци-
альное государство не регулирует жестко все сферы экономической жизни, оно оставляет себе установление и поддержание основных жизненных стандартов (максимальная продолжительность рабочего дня, минимальный уровень зарплаты, основания для увольнения по инициативе предпринимателя и т.п.) предоставляя сторонам трудовых отношений (наемным работникам и предпринимателям) самим определять условия труда в коллективно-договорном порядке. Таким образом, социальное государство действует как главный организатор договорного процесса между наемными работниками и бизнесом, оставляя полную свободу для их инновационной активности во всех сферах (от организации и управления производственным процессом до частных экономико-правовых аспектов регулирования социально-трудовых отношений).
Не следует при этом забывать, что и само государство можно рассматривать как «крупнейшего предпринимателя», который берет на себя значительную часть функций по решению социально-экономических проблем, часто являясь примером и для предпринимателей, тем самым приобщая их к решению данных проблем. Как справедливо подчеркивал В. Зом-барт: «государство само было <.. .> одним из первых капиталистических предпринимателей и всегда оставалось одним из крупнейших. Благодаря этому оно действует в качестве образца, действует возбуждающе на частный предпринимательский дух, действует поучающе во всех организационных вопросах, действует воспитывающе в вопросах деловой морали» [1, с. 216]. Разумеется, речь идет не столько о вопросах морали, сколько о том, что принято называть в экономико-социологических исследованиях «этическим бизнесом». Этический бизнес (основа существования этической экономики) - не лозунг, а поведенческая модель, специфическая форма поведения предпринимателей, ориентированная
на адаптацию их усилий к социальным потребностям и запросам. Эффективность этой адаптации зависит не только от своевременной выплаты предпринимателями налогов и платежей в социальные фонды (пенсионное, медицинское страхование, экологические платежи и др.). Она зависит и от степени вовлеченности предпринимателей в жизнь общества, в решение конкретных насущных социальных проблем, которое государство и структуры местного самоуправления без привлечения частного бизнеса по разным причинам эффективно
решить не могут. Социальная сущность частно-государственного партнерства проявляется в создании благоприяных условия для решения ряда актуальных социальных проблем при совместном участии государственных экономических структур и частного бизнеса (и крупного, обладающего необходимым капиталом, и малого и среднего, обладающего организационными ресурсами) в реализации различных социальных программ и проектов. Кроме того, частно-государственное партнерство в современных социально-экономических условиях зачастую ориентировано на стимулирование инновационной деятельности, а также на решение такой важной социальной проблемы, как проблема занятости, посредством создания новых рабочих мест.
Важным аспектом, связанным с частно-государственным партнерством, развитием этического бизнеса и поддержанием социально-экономической стабильности является антикоррупционная политика. В социальном плане исследование коррупции связано прежде всего с анализом среды влияющей на ее существование в государстве, а также с разработкой мер по противодействию распространению коррупционных схем взаимодействия предпринимателей и чиновников. В рамках экономико-социологических исследований данные проблема рассматривается в тесной связи с изучением рыночной этики, комплаенса и экономических отношений, основанных на доверии. Как отмечает А. Сен: «когда <...> стандарты рыночной этики еще не установлены и атмосфера доверия в бизнесе развита недостаточно, нелегко контролировать выполнение условий контакта. В подобных обстоятельствах пустующую нишу контролеров занимает некая организация, предлагающая социально значимые услуги в форме силового давления. Гарантийные функции нелегальных организаций сойдут постепенно на нет с повышением уровня доверия и появлением поведенческих моделей, порожденных доверием» [4, с. 293294]. Исследование социальных процессов и механизмов, влияющих на появление подобных поведенческих моделей, также входит в сферу интересов социологов и экономистов, изучающих предпринимательскую деятельность, поскольку антикоррупционная политика и формирование антикоррупционной культуры в обществе - важная задача социального управления в любом государстве. Государство должно стимулировать развитие отношений доверия в рамках существующей экономической системы.
Теоретические исследования социологами разных аспектов взаимодействия государства и предпринимательства не ограничиваются лишь выше изложенной тематикой. Например, одной из наиболее актуальных и пока недостаточно изученных социологами тем является изучение влияния предпринимательства на место и роль государства в системе международного разделения труда. Не менее важной и интересной темой является исследование социальных аспектов взаимодействия предпринимательских структур с международными межгосударственны-
ми структурами, регулирующими социально-трудовые отношений на глобальном уровне, и международными экономическими организациями, оказывающими влияние на государственную социальную и экономическую политику. Следует также отметить, что социальные аспекты и вопросы развития коммуникаций между государством и предпринимателями требуют постоянного и их мониторинга социологами, что также является важной задачей для современной социологии предпринимательства и социологии управления.
Список литературы:
[1] Зомбарт В. Буржуа. - М.: Наука, 1994. - 442 с.
[2] Мюллер-Армак А. Принципы социального рыночного хозяйства // Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика экономического порядка в России и Германии. - СПб.: Экономическая школа, 1999. -С.262-283.
[3] Петров А. В. Профсоюзы - институт гражданского общества // Общество. Среда. Развитие. - 2008, № 3.- С. 55-66.
[4] Сен А. Развитие как свобода. - М.: Новое издательство, 2004. - 430 с.