УДК 316.334.23 DOI 10.53115/19975996_2023_04_012_016
ББК 60.5
А.В. Петров, М.С. Садырова, М.В. Синютин
СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Статья посвящена анализу классических и современных подходов к изучению предпринимательства в социологии. В частности, обращается внимание на то, что изучение предпринимательства в социологии изначально было связано с интересом социологов к исследованию генезиса и перспектив развития индустриального общества в целом, движущей инновационной силой экономического развития которого, по убеждению классиков социологии, изначально являлась такая социальная группа, как предприниматели. Современная проблематика социологических исследований предпринимательской деятельности включает ряд классических направлений, таких как: анализ внутренней и внешней среды хозяйственной активности предпринимателей, изучение внутригрупповых коммуникаций и различных аспектов социоинституциональной среды развития предпринимательства, анализ мотивации, социального содержания хозяйственной деятельности предпринимателей, анализ особенностей формальных и неформальных взаимоотношений в рамках бизнес-сообщества, исследования корпоративной этики и корпоративной культуры труда и др. Социология предпринимательства — проблемно-ориентированное направление социологических исследований, тематика которых постоянно дополняется новыми вопросами и проблемами, возникающими на пути становления предпринимательства в разных странах и регионах.
Ключевые слова:
предпринимательство, инновации, социальная рыночная экономика, социология предпринимательства, экономическая социология.
Петров А.В., Садырова М.С., Синютин М.В. Современное предпринимательство как объект изучения социологии: основные направления исследований // Общество. Среда. Развитие. - 2023, № 4. - С.12-16. - DOI 10.53115/19975996_2023_04_012_016
© Петров Александр Викторович - доктор социологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет; исполнительный директор, Российско-китайский центр сравнительных социальных, экономических и политических исследований факультета социологии СПбГУ, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
© Садырова Мансия Сапаргалиевна - доктор социологических наук, профессор, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, г. Алматы,
Республика Казахстан; e-mail: [email protected] © Синютин Михаил Владимирович - доктор социологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]
Развитию контактов предпринимателей и развитию предпринимательства как такового, особенно молодчжного, уделяется всё большее внимание в рамках международных экономических связей в ЕАЭС [1; 4]. Предпринимательство как сфера специфической социально-экономической деятельности, и предприниматели, как особая социальная группа, выполняющая ряд важных функций в производственно-экономической системе, является объектом интересов социологов с начала формирования самой науки социологии. В социологии XIX- XX вв., пожалуй, нет ни одного признанного классика социологической мысли, который бы не уделил внимания предпринимателям и предпринимательству как важному фактору социально-экономического развития в индустральном обществе. Изучение предпринимательства было связано с их интересом к исследованию генезиса и перспектив развития индустриального общества или капитализма в целом, движущей инновационной силой
экономического развития которого, по их мнению, являлась такая социальная группа, как предприниматели [7, с. 77-80].
Например, классики социологии предпринимательства М. Вебер и В. Зомбарт считали западноевропейский капитализм закономерным результатом социально-экономического прогресса, а основным носителем и проводником идеи экономического прогресса в его рамках, по их мнению, были именно предприниматели. «В душе современного экономического человека, -подчёркивал В. Зомбарт, - живёт и действует стремление к бесконечно великому, побуждающее его ко всё новым делам и ко всё большей деятельности... Какую бы цель лично ни ставил себе предприниматель, даже в первую голову денежную наживу или другое что-нибудь - расширение своего владычества, применение своих сил, общественную благотворительность, - всегда его предприятие должно быть организовано так, чтобы быть доходным, всегда, следовательно, он должен стремиться к прибыли.
В этом вынужденном направлении всей капиталистической деятельности заключена психологическая возможность стремления к безграничному, возможность осуществления которого основана <.. .> на особенностях современного технического развития» [5, с. 265]. М. Вебер продолжает эти рассуждения: «Совершенно очевидно, что специфический современный капитализм в значительной степени связан с развитием техники и созданными ею новыми возможностями... Однако техническое применение научного знания, которое стало решающим фактором в преобразовании жизненного уклада народных масс, возникло благодаря тому, что определённые начинания получали на Западе экономическое поощрение. Это было тесно связано со своеобразием социального устройства западного общества» [3, с. 13-14]. Таким образом, уже М. Вебер и В. Зомбарт обратили внимание на важную роль предпринимателей и предпринимательства в социально-экономическом развитии - на инновационную составляющую их деятельности и на стремление не только к получению максимальной прибыли, но и на стремление к самореализации в инновациях. Но подобное стремление было изначально свойственно совсем не только представителям западного общества.
По мере развития исследований индустриального общества менялось и представление о роли предпринимательства в трансформационных социально-экономических процессах. Благодаря трудам Й. Шумпетера по исследованию экономического развития, как системы качественных изменений в обществе, интерес к специфической социально-экономической роли предпринимателей в этих изменениях заметно увеличился. С помощью понятия «экономическое развитие» Й. Шумпетер по-новому объяснил роль предпринимателей в развитии общества. Главной задачей предпринимателей, выполнение которой приводит к качественным социальным трансформациям, является осуществление «новых комбинаций» в производстве, т.е. такой деятельности, которую теперь называют «инновационной». «Производить, - отмечает Шумпетер, - значит комбинировать имеющиеся в нашей сфере вещи и силы. Форма и содержание развития в нашем понимании в таком случае задаются понятием "осуществления новых комбинаций"» [8, с. 158-159]. Осуществление «новых комбинаций» может проявляться в организации производства нового товара или услуги, во внедрении новых техноло-
гий в производственный процесс, в освоении с помощью этих новых товаров и услуг новых рынков сбыта, в привлечении новых источников сырья, создании новых форм организации трудовых отношений, новых форм взаимодействия предприятий и потребителей, общества, государства и т. п. Основной задачей предпринимателя является осуществление деятельности, которую Й. Шумпетер ещё характеризует, как «созидательное разрушение». Именно это «созидательное разрушение» «.непрерывно революционизирует экономическую структуру изнутри, разрушая старую структуру и создавая новую» [9, с. 127]. Во многом именно благодаря трудам Й. Шумпетера в дальнейших исследованиях основных вопросов экономического развития не только экономисты, но и социологи стали уделять особое внимание феномену предпринимательства и роли предпринимательской инновационной активности в трансформационных процессах хозяйства и общества.
Классики социологии предпринимательства создали теоретические основы и задали вектор развития исследований в рамках данного направления экономической социологии. Но во второй половине XX - начале XXI вв. проблематика социологических исследований предпринимательства существенно расширилась. Поскольку целью социологических исследований предпринимательской деятельности является анализ внутренней и внешней среды хозяйственной активности предпринимателей как особой социальной группы, то проблематика исследований теперь определяется необходимостью изучения вну-тригрупповых коммуникаций и различных аспектов социоинституциональной среды развития предпринимательства. Изучение социальных аспектов внутригрупповых коммуникаций предпринимателей традиционно связано с социально-психологическим и социологическим анализом мотивации, социального содержания их хозяйственной деятельности, исследованием специфики процесса принятия управленческих решений и организации ими внутриорганизацион-ных коммуникаций, анализом особенностей формальных и неформальных взаимоотношений в рамках бизнес-сообщества, исследованием корпоративной этики. Изучение социоинституциональной среды функционирования предпринимательства в социологии непосредственно связано с исследованием влияния на предпринимательскую деятельность различных социальных институтов и структур, прежде всего, государства, средств массовой информации, а также
социальной среды осуществления предпринимательской деятельности, в частности, изучение возможностей ведения социально ответственного бизнеса и формирования условий для развития этического бизнеса.
Поскольку предпринимательство в социологии со времён Й. Шумпетера связывают в основном с возможностью и необходимостью осуществления инновационной деятельности в определённом обществе и определённых экономических условиях, то изучение социального содержания деятельности предпринимателей направлено на выявление мотивационной структуры этой деятельности, которая позволяет поддерживать и развивать инновационную активность в определённых социально-исторических и социально-экономических условиях.
Исследования мотивационной структуры деятельности предпринимателей предполагают анализ объективных и субъективных оценок предпринимателями результатов своей деятельности. В связи с этим весьма важным является изучение уровня мотивированности предпринимателей к осуществлению творческой деятельности, связанной с созданием «новых комбинаций» в производстве товаров и услуг, оказывающих существенное (а иногда и определяющее) влияние на социальную и экономическую трансформацию, т. е. изучение уровня и глубины интереса к занятию бизнесом в тех или иных социальных и экономических условиях. Как полагают исследователи, деятельность любого предпринимателя определяется не одним, а целым спектром мотивов. При этом получение прибыли далеко не всегда является основным определяющим социальным мотивом. Зачастую важнейшим мотивом является возможность самореализации в инновационной деятельности, к тому же ориентированной на реализацию различных социальных целей и решение социальных проблем, а также самореализацию в процессе осуществления организационной деятельности по созданию новых товаров и услуг.
Результатом изучения мотивацион-ной структуры предпринимательской деятельности становится составление психологического и социального портрета предпринимателя.
Изучение предпринимательства связано с исследованием специфики процесса принятия управленческих решений и организации предпринимателями внутриор-ганизационных коммуникаций. Социологические исследования процесса принятия
решения предпринимателями связано с изучением социальной среды развития предприятий и организаций, специфики организации социально-трудовых отношений и воздействия корпоративной культуры труда на управленческие решения. Исследования принятий предпринимателями решений традиционно также связано с анализом стилей руководства, которые выбирает предприниматель в рамках организуемого им предприятия.
Безусловно, важным вопросом является изучение того, как избранный предпринимателем стиль руководства предприятием влияет на внутрикорпоративные трудовые коммуникации, в частности, на процесс формирования корпоративной культуры труда. Несомненно, важным является также и осознание того факта, что умелое управление корпоративной культурой может стать существенным конкурентным преимуществом любой современной компании, особенно в условиях ограничения возможностей для материального стимулирования работников. Тема прикладных социологических исследований корпоративной культуры, главной целью которых является эффективная мобилизация трудового потенциала сотрудников компаний и организаций, становится всё более актуальной, в том числе и в рамках социологии предпринимательства.
Изучение особенностей формальных и неформальных взаимоотношений в рамках современного бизнес-сообщества включает анализ коммуникаций, регулируемых как на основе договорно-правовых отношений между контрагентами сделок, так и регулируемых на основе традиций и ценностей каждого конкретного сообщества, на основе доверия как одной из главных ценностей предпринимательской культуры. Ориентация в бизнесе исключительно на регулирование рыночных отношений обмена посредством их тотальной контрактуализации ведёт лишь к увеличению трансакционных издержек. А это требует от предпринимателей более внимательного отношения к учёту такого фактора, как предпринимательская культура, т. е. требует от них адекватного восприятия тех неформальных социальных гарантий, которые всегда стоят за любым формальным экономическим договором. Ведь, как справедливо подчеркивает П. Бур-дье, «целые области человеческого существования и, в частности, семья, искусство или литература, науки и даже в некотором отношении бюрократия остаются в основном чуждыми <.> стремлению к увеличе-
нию материальной прибыли. Да и в самом экономическом поле рыночная логика так никогда и не сумела полностью заменить неэкономические факторы производства или потребления. <...> Обмены никогда полностью не сводятся к их экономической стороне и, как напоминает Э. Дюркгейм, каждый договор содержит внедоговорные пункты» [2, с. 136].
В социологии изучение процессов взаимодействия и взаимовлияния государства и предпринимательства традиционного затрагивает как ряд аспектов, которые относятся непосредственно к сфере интересов экономической теории, так и те аспекты предпринимательской деятельности, которые изначально были предметом исследований исключительно социологов. Следует обратить внимание, что все эти аспекты взаимосвязаны и в рамках социологии предпринимательской деятельности всегда анализируются в комплексе, поскольку результаты социологических исследований используются различными структурами государственного управления экономикой для корректировки осуществляемой экономической политики в целях повышения её эффективности (в том числе, и в сфере регулирования процессов развития бизнеса и предпринимательской инициативы).
Однако, в рамках социологии предпринимательской деятельности есть и специфические вопросы, которые интересуют в основном социологов, хотя результаты исследований могут быть использованы и используются в разных сферах науки и государственного управления. Проблематика этих исследований включает такие важные и дискуссионные темы, как: социальные аспекты государственной поддержки предпринимательства, развитие системы социального партнёрства и трипартизма, социальные вопросы развития частно-государственного партнерства, социальные аспекты борьбы с коррупцией и реализации антикоррупционной политики.
Не менее важной темой является изучение взаимодействия предпринимательства и средств массовой информации. Вопросы этого взаимодействия не сводятся исключительно к анализу влияния предпринимательства на информационную политику прессы, хотя этот вопрос и важен для современных социологических исследований, например тех, которые осуществляются на стыке научных интересов экономической социологии и социологии массовых коммуникаций. Проблематика социологических исследований взаимо-
действия предпринимательства и средств массовой информации значительно шире и включает, например, вопросы воздействия средств массовой коммуникации на мотивацию потребителей, на мнение стейкхолдеров.
Исследования социальных коммуникаций, формируемых предпринимательской деятельностью, не ограничиваются лишь изучением воздействия предпринимателей на формирование и трансформацию структур потребления в современного общества. Не менее важным аспектом является изучение социальной среды осуществления предпринимательской деятельности, отношения общества к предпринимателям и создаваемым ими предприятиям. В рамках современных социологических исследований указанная тематика связана с изучением возможностей ведения социально ответственного бизнеса.
Благоприятный имидж предприятия создаётся усилиями предпринимателя по решению, совместно с местным сообществом, различными социальными группами - стейкхолдерами, ряда актуальных социальных проблем, которые обществу трудно было бы решить без помощи и поддержки со стороны предпринимателей. Социально ответственное предпринимательство проявляется по-разному: от обязательств предоставления безопасных для потребителей товаров и услуг до участия в различных социальных проектах, связанных с дополнительными мерами социальной защиты населения и благотворительностью. Выгода от ведения подобного бизнеса проявляется в формировании благоприятной внешней институциональной среды, в расширении доверительных отношений между предпринимателями и обществом, проявляющихся в появлении дополнительных возможностей для расширения рынка сбыта товаров и услуг, в возможности лоббирования интересов предприятия в структурах местной власти, которой предприниматели помогают решать социальные проблемы. Отдельным направлением исследований по социологии предпринимательства является изучение возможностей развития этической экономики и этического предпринимательства. П. Козловски отмечает: «Социальная и природная среда, окружающая человека, то есть в этом смысле освоенные им возможности деятельности, выросли неимоверно. Одновременно выросла и его ответственность за них. С ростом мощи человека можно будет справиться только в том случае, если вместе с его творческими
способностями будет возрастать и его способность принимать на себя последствия своих действий. Необходимость учета побочных воздействий хозяйственной деятельности на самого человека и на природу является первой причиной роста потребности в хозяйственной этике» [6, с. 15]. Выходом из создавшейся весьма сложной экологической и социокультурной ситуации в современном мире может быть создание этической экономики.
Но проблематика социологических исследований предпринимательской деятельности не ограничивается лишь указанными выше направлениями. Социология предпринимательства - проблемно-ориентированное направление социологических исследований, и их тематика постоянно дополняется новыми вопросами и проблемами, которые возникают на пути становления предпринимательства в разных странах и регионах.
Список литературы:
[1] Ахматова И. В странах ЕАЭС будут развивать молодежное предпринимательство // Economist. - 08.06.2023. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://economist.kg/novosti/2023/06/08/v-stranah-eaes-budut-razvivat-molodezhnoe-predprinimatelstvo/?ysclid = lobnjazbm5277747104 (20.10.2023)
[2] Бурдье П. Поле экономики. Социальное пространство: поля и практики / Пер. с фр. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. - С. 129-176.
[3] Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - Ивано-Франковск: Ист-Вью, 2002. - 648 с.
[4] Галиева Д. Изобретательность и заинтересованность во взаимовыгодной торговле // Коммерсант. -08.06.2023. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/6029657 (20.10.2023)
[5] Зомбарт В. Буржуа. - М.: Наука, 1994. - 442 с.
[6] Козловски П. Принципы этической экономии. - СПб.: Экономическая школа, 1999. - 344 с.
[7] Петров А.В. Социология капитализма в современных экономико-социологических исследованиях // Общество. Среда. Развитие. - 2011, № 4. - С. 77-80.
[8] Шумпетер Й. Теория экономического развития. (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). - М.: Прогресс, 1982. - 455 с.
[9] Шумпетер Й.А. Капитализм, социализм и демократия / Пер. с англ. - М.: Экономика, 1995. - 539 с.