Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КАПИТАЛИЗМ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / КАПИТАЛИСТЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПОДХОДЫ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыльцева А. В.

В статье рассматриваются подходы к исследованию предпринимательства. Предпринимательство можно исследовать через различные аспекты такие как история развития и становление предпринимательства, или социальный портрет предпринимателя. Основными рассматриваемыми социологическими подходами к изучению предпринимательства в данной статье являются работы Макса Вебера и Вернера Зомбарта. Рассматриваются различные современные подходы к исследованию предпринимательства, а также функции предпринимательства в обществе. Делается вывод на основе анализа научных источников. Были выявлены факторы, влияющие на способности быть капиталистами и предпринимателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE RESEARCH OF ENTREPRENEURSHIP

The article reveals the approaches to the study of entrepreneurship. Entrepreneurship can be explored through various aspects such as the history of the development and formation of entrepreneurship, or the social portrait of the entrepreneur. The main considered sociological approaches to the study of entrepreneurship in this article are the works of Max Weber and Werner Sombart/ Various modern approaches to the study of entrepreneurship, as well as the function of entrepreneurship in the society, are considered. The conclusion is based on the analysis of scientific sources. Factors affecting the ability tp be capitalists and entrepreneurs were identified.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

А.В. Рыльцева, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-6-3-89-92

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к исследованию предпринимательства. Предпринимательство можно исследовать через различные аспекты такие как история развития и становление предпринимательства, или социальный портрет предпринимателя. Основными рассматриваемыми социологическими подходами к изучению предпринимательства в данной статье являются работы Макса Вебера и Вернера Зом-барта. Рассматриваются различные современные подходы к исследованию предпринимательства, а также функции предпринимательства в обществе. Делается вывод на основе анализа научных источников. Были выявлены факторы, влияющие на способности быть капиталистами и предпринимателями.

Ключевые слова: предпринимательство, капитализм, предприниматели, капиталисты, предпринимательские способности, подходы к предпринимательству, функции предпринимательства, методология.

Предпринимательство, как и любое другое явление, можно исследовать опираясь на различные аспекты будь то история развития и становление предпринимательства, или социальный портрет предпринимателя определенного региона. Ученые изучают специфику деятельности, факторы влияния и другие важные составляющие данного явления.

Социологические подходы к изучению предпринимательства начали развиваться в работах Макса Вебера и Вернера Зом-барта [1]. Согласно концепции М. Вебера, предпринимательство является одним из факторов, которые определяют экономический рост и развитие общества. Ученый акцентировал внимание на «идеальных типах» социальных явлений, а также их рациональности. Предпринимательство, по его мнению, не является исключительно делом государства или крупных корпораций, а может быть успешно осуществлено и малыми предприятиями, и индивидуальными предпринимателями.

В работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер анализирует мировоззрение протестантов, которое направлено на особый способ ведения хозяйства. Согласно протестантизму, недобросовестность и жадность рассматривается в каче-

стве негативного проявления человеческой сущности. Богатство является результатом успешной профессиональной деятельности и добросовестного труда, а не как основная цель всех действий. «Еще важнее было другое: религиозная оценка неутомимого, постоянного, систематического мирского профессионального труда как наиболее эффективного аскетического средства и наиболее верного и очевидного способа утверждения возрожденного человека и истинности его веры неминуемо должна была служить могущественным фактором в распространении того мироощущения, которое мы здесь определили как «дух» капитализма» [2].

Таким образом, человек имеет определенные личностные характеристики, которые создают образ капиталиста, или же предпринимателя. К этим характеристиками Вебер относит скромность и сдержанность, отсутствие стремления к власти и богатству. «Ему чужды показная роскошь и расточительство, а также упоение властью и внешнее выражение того почета, которым он пользуется в обществе... В характере капиталистического предпринимателя часто обнаруживаются известная сдержанность и скромность. Самому предпринимателю такого типа богатство

«ничего не дает», разве что иррациональное ощущение хорошо «исполненного долга в рамках своего призвания» [3].

Он также подчеркивал, что в целях стимулирования предпринимательской активности, государство должно создавать благоприятные условия для бизнеса, например, упрощать процедуры регистрации предприятий, предоставлять доступ к кредитам и снижать налоговую нагрузку.

В. Зомбарт в своей работе также пишет о «унаследованных предрасположенно-стях», которые определяют капиталисти-

Помимо этого, такая типизация ученым разделяется и по этническому происхождению предпринимателей. Авантюрное начало характеризует римлян и германские племена, позднее - англичан и немцев. Вторая группа предпринимателей состоит из шотландцев, евреев и флорентийцев. Евреи же, согласно Зомбарту, являются народом с воспитанием торговцев.

И Вебер М., и Зомбарт В. пишут о том, что способности быть капиталистами и предпринимателями заложены в их мировоззрении, религии и расово-этнической принадлежности, и ряде других социальных факторов.

В более современных работах авторы не ограничиваются этими факторами. Помимо этого, подходы к исследованию предпринимательства расширяются. Среди основных подходов к исследованию предпринимательства можно выделить несколько:

1. Институциональный. Согласно этому подходу, предпринимательство рассматривается в рамках социальных структур и институтов, а также процессов, которые влияют на его развитие. В рамках этого подхода предпринимательство изучаются институциональные факторы, формирую-

ческий дух. Помимо них, ученый выделяет в буржуа два типа душ - «душа предпринимателя и душа мещанина, которые только в соединении образуют капиталистический дух» [4]. Аналогией к этому выступают личностные типы торговца и завоевателя-организатора.

Среди предпринимателей ученым выделяются 6 типов предпринимателей, каждый из которых имеет особую специфику и способ ведения деятельности, а, следовательно, и разные успехи в предпринимательстве.

Разбойники

Феодалы Спекулянты

Ремесленники Купцы Государтсвенные чиновники

щие и изменяющие предпринимательскую среду, такие как правовые нормы, культурные традиции, образование и т.д. [5, 6].

2. Экономический. В рамках данного подхода предпринимательство представляется прежде всего как экономическое явление, влияние на которое оказывают экономические факторы, такие как рыночные условия, экономическая ситуация в стране и регионе, конкуренция и т.д. Изучением предпринимательства с точки зрения данного подхода занимаются, в первую очередь, экономисты [6, 7].

3. Психологический. Такой подход подразумевает анализ психологических факторов в деятельности предпринимателя, их личностных и психологических характеристик, например, уверенность и мотивация, предрасположенности и поведение. Готовность к возникновению рисков, и их преодолению является важной чертой предпринимателя, которая позволит его бизнесу оставаться «на плаву». Такие факторы, наряду со всеми, также оказывают влияние на развитие предпринимательства, поэтому их изучением также занимаются как отечественные, так и зарубежные ученые (Баум Дж, Бэрон Р. [8], Мак-клеланд Д. [9]).

Рисунок

4. Социальный подход направлен на исследование социальных аспектов в предпринимательской деятельности. Среди таких факторов выделяют: социальные связи и репутация, культурный и образовательный уровень, целевая аудитория бизнеса, ее возраст, пол и социальный статус. Интерес в исследованиях прослеживается и в том, кто становится предпринимателями -женщины или мужчины, а также рассматривается влияние других социально-демографических составляющих на успешность бизнеса. Репутация как компании, так и ее непосредственного руководителя становится важных социальным фактором, влияющим на развитие и успех бизнеса [10, 11].

Для изучения предпринимательства также необходимо выделить основные функции, которые оно выполняет в обществе. Среди функций выделяются:

1. Общеэкономическая. Предприниматели являются участниками рынка, их деятельность направлена на выполнение важной экономической функции - производство товаров и услуг, при этом предприниматель действует в условиях конкуренции, рыночной экономики, формирует стоимость товаров согласно спросу и предложению.

2. Инновационная. В своей работе предприниматель генерирует новые идеи,

также средства и методы, позволяющие достигать поставленные цели.

3. Ресурсная заключается в использовании материальных и нематериальных, трудовых ресурсов, научных разработок и доступных средств производства в своей работе. Эффективное применение имеющихся ресурсов положительно влияет на общую экономическую ситуацию, в то же время неэффективное использование ресурсов может нанести окружающим весомый вред.

4. Социальная. Предпринимательство позволяет не только самому предпринимателю организовать свою трудовую деятельность и получать доход, но и дает возможность другим людям получить новые рабочие места, сокращать уровень безработицы. В процессе развития бизнеса предприниматель имеет возможность максимально проявить свои способности и таланты.

5. Организаторская функция позволяет предпринимателю самому иметь возможность управления и организации бизнеса, его развития и расширения оборота компании.

Важно понимать, что при изучении предпринимательства социолог не должен ограничиваться рамками одного подхода, и может комбинировать несколько подходов в ходе исследования для того, чтобы получить наиболее полную картину.

способы ведения своей деятельности, а

Библиографический список

1. Зомбарт, В. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь. - М., 2004. - 617 с.

2. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. - М., 1990. - 198 с.

3. Зомбарт, В. Буржуа. - М., 1994. - 548 с.

4. Коуз, Р. Фирма, рынок и право. - М., 2007. - 221 с.

5. Шумпетер, Й. Теория экономического развития. - М., 2003. - 861 с.

6. Рикардо, Д. Начала политической экономии и податного обложения. - Москва: Гос. изд-во, 1929. - 368 с.

7. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. - М., 1993. - 157 с.

8. Baum J., Frese M., Baron R. The Psychologyof Entrepreneurship. - N.Y., 2014.-316 p.

9. Макклеланд, Д. Мотивация человека. - СПб., 2007. - 669 с.

10. Корнейко, О.В. Ценностный ориентации современного предпринимательства в России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2017. - Т. 10. - № 5. - С. 169-183.

11. Стребков Д.О., Шевчук А.В. Трудовые ценности самостоятельной и организационной занятости // Социологические исследования. - 2017. - №1. - С. 81-93.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE RESEARCH OF ENTREPRENEURSHIP

A.V. Ryltseva, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The article reveals the approaches to the study of entrepreneurship. Entrepreneur-ship can be explored through various aspects such as the history of the development and formation of entrepreneurship, or the social portrait of the entrepreneur. The main considered sociological approaches to the study of entrepreneurship in this article are the works of Max Weber and Werner Sombart/ Various modern approaches to the study of entrepreneurship, as well as the function of entrepreneurship in the society, are considered. The conclusion is based on the analysis of scientific sources. Factors affecting the ability tp be capitalists and entrepreneurs were identified.

Keywords: entrepreneurship, capitalism, entrepreneurs, capitalists, entrepreneurial abilities, approaches to entrepreneurship, entrepreneurial functions, methodology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.