РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 19 • Номер 1 • январь 2018
ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
^^^^ издательство
Креативная экономика
ТЕРБ - код предпринимателя и инструмент выявления его проблем
Пономарев О.Б
1 Калининградский государственный технический университет, Калининград, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Предприниматель представляет собой сложный объект для исследования как со стороны экономической науки, так и со стороны психологии и социологии. Важной частью экономики предпринимательства является выделение типов предпринимателя и предпринимательской деятельности на основе некоторых обоснованных критериев. Эта работа в теории предпринимательства пока еще не является удовлетворительной, поэтому в статье предлагается подход по выявлению типа предпринимателя с помощью пяти его основных характеристик, которые, измеренные в общей совокупности, представляют собой код предпринимателя.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психотип, типы предпринимательства, свойства предпринимателя, код, дилер, инженер, завоеватель, изобретатель, комбинатор
TERIS is a code of entrepreneur and a tool to identify his problems
Ponomarev O.B.1
1 Kaliningrad State Technical University, Russia
Введение
Современная теория предпринимательства представляет собой раздел науки, наработки в котором насчитывают уже не одно столетие. Изучение феномена предпринимательства как такового, пожалуй, началось со времени Ричарда Кантильона, лондонского коммерсанта и банкира. Его «Эссе об общей природе коммерции» (издано в 1755) интересно не только тем, что здесь впервые используется сам термин «предприниматель», но и впервые выделяются важные отличительные черты предпринимателя от других бизнес-персон. Именно предприниматель по Кантильону несет весь риск в различных операциях хозяйственной деятельности - покупает по определенной цене, чтобы продать по неопределенной цене: «В Европе все предприниматели - фермеры и мастеровые - работают в условиях риска, некоторые становятся богачами и получают больше в два раза, чем им нужно для существования, другие разоряются и становятся банкротами» [10] (СапНИоп, 2009). За прошедшие после этого более чем два с половиной века о предпринимателе и написано, и сказано немало, но до сих пор в теории предпри-
нимательства имеются и неточности, и противоречия, и «белые пятна». Например, принципиально важно, что нет до сих пор ответа на вопрос: как становятся предпринимателями?
Зигмунд Фрейд, например, в работе «Характер и анальная эротика» (1908) [9] (Freyd, 1997) отмечает, что черты предпринимательского характера формируются еще в детстве, а некоторые социологи утверждают, что успешными предпринимателями становятся те индивиды, которые не обременены социальными и культурными связями и отношениями. Именно это позволяет им инициировать сверхприбыльные, но подчас безнравственные и аморальные проекты [4] (Lakhman, 2010).
Представляется, что переменчивость и противоречивость представлений о предпринимателе вытекает из неоднозначности и переменчивости свойств самого предпринимателя. Поэтому для того, чтобы понять суть предпринимателя и предпринимательской деятельности, следует разобраться в тех основных чертах характера, которые присущи предпринимателю и на их сочетаниях, проявляющихся в динамике.
Особый психотип
Еще Вернер Зомбарт утверждал о наличии особого предпринимательского духа: «Предпринимательским духом мы можем назвать совокупность всех душевных качеств, которые необходимы для успешного выполнения предприятия» [3] (Zombart, 2009). Но перечень этих «душевных качеств» Зомбарт не привел.
В свое время нами был осуществлен подробный анализ свойств предпринимателя и дано уточненное определение этого понятия [5] (Ponomarev, Svetunkov, 2016). Поэтому мы не будем здесь повторять сделанные выводы. Укажем на то, что идея Зомбарта об особом предпринимательском духе вдохновила многих исследователей и продолжает
ABSTRACT:_
Entrepreneur is a complex object of research for economic science, psychology and sociology. Identification of types of entrepreneurs and entrepreneurial activity based on valid criteria is an important part of the business economy. The studies in the theory of entrepreneurship are still insufficient, so the article presents the approach for identifying the type of entrepreneur through his five main characteristics, which, in total, are the entrepreneur's code.
KEYWORDS: psycho-type, types of entrepreneurship, entrepreneur's characteristics, code, dealer, engineer, conqueror, inventor, combinator
JEL Classification: L20, L26, M21 Received: 08.11.2017 / Published: 31.01.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Ponomarev O.B. (td-semia0mail.ru)
CITATION:_
Ponomarev O.B. (2018) TERIS - kod predprinimatelya i instrument vyyavleniya ego problem [TERIS is a code of entrepreneur and a tool to identify his problems]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (1). - 207216. doi: 10.18334/rp.19.1.38639
вдохновлять. Одним из последних успешных примеров такого влияния Зомбарта на экономическую мысль служат работы Ицкаха Калдерона Адизеса, который включил предпринимательский дух как составную часть психотипа менеджера.
Следует заметить, что в теории менеджмента сегодня выделяется три стиля руководства: авторитарный, либеральный и демократический [11]. Адизес с помощью своей теории показал, как может формироваться каждый из этих стилей за счет сочетания четырех основных типов функций руководителя (по склонности к стилю организации работы) [1] (Adizes, 2016):
• нацеленные на получение результата (P);
• администраторы (A);
• предприниматели (E);
• интеграторы (I).
Он считает, что для каждого менеджера характерен свой тип PAEI кода. Для кого-то наиболее ярко выраженным является нацеленность на результат P, для кого-то - нацеленность на администрирование A. Поскольку Адизес разбирает стили менеджмента, они лишь косвенно могут помочь нам в решении нашей задачи. Важно в ее контексте, что функцию предпринимателя И. К. Адизес понимает так: предприниматель «по натуре способен на упреждающие действия в обстановке постоянных изменений... предприниматель подходит к делу творчески и готов рисковать» [1]. Понятно, что это - не определение предпринимателя. Это - определение понятия «предприимчивость». А «предприимчивость» и «предпринимательство» различные понятия.
Далеко не все современные ученые разделяют даже такое упрощенное понимание предпринимательства. Например, Дж. Ронен вовсе не упоминает о стремлении к риску со стороны предпринимателя. Он считает, что предприниматель, как ярко выраженный психотип, обладает особой эвристикой - умением нестандартно решать возникающие перед ним задачи [13] (Ronen, 1983) и это отличает его тип от других.
Г. Финк и В. Майрхофер, используя комплексный подход к межкультурному менеджменту, управлению знаниями и ресурсами с позиций эффективного управления фирмой, также выделяют предпринимателя как особый психотип [12] (Fink, Mayrhofer, 2009), но уже склонный к решению сложных и творческих задач.
Отечественные авторы чаще всего следуют в фарватере западной экономической мысли. Так Г. Л. Багиев и А. Н. Асаул отличают предпринимателя, как постоянно действующую персону на рынке от других типов, но его типичные черты не выделяют [2]. А. В. Волков и С. Г. Светуньков считают, что предпринимателем бизнес-персона ста-
ОБ АВТОРЕ:_
Пономарев Олег Борисович, кандидат экономических наук, доцент (td-semiaßmail.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Пономарев О.Б. TERIS - код предпринимателя и инструмент выявления его проблем // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 1. - С. 207-216. doi: 10.18334/rp.19.1.38639
новится в условиях конкуренции, а вне этих условий он ничем не отличается от других бизнес-персон [8] (Svetunkov, Volkov, 2013).
Наиболее близко к решению поставленной задачи подошли А. И. Пригожин и А.П. Прохоров, утверждающие, что предприниматель - это не только особый тип хозяйствующего субъекта, но и представляющий собой весьма переменчивую по свойствам фигуру, которую в свою очередь следует типологизировать.
А. П. Прохоров за основу такой группировки для выделения устойчивых типов предпринимателей в России выбрал критерий социума, из которого произошел отечественный предприниматель [7] (Prokhorov, 2013). По этому критерию классификации у него получились такие типы предпринимателей, как «отставники», «бывшие спекулянты», «интеллигенты» и «партноменклатура». Для целей исследования истории отечественного предпринимательства такая группировка, конечно же, является важной, но для других случаев она не пригодна.
А. И. Пригожин в этом смысле предложил более универсальную классификацию типов предпринимателей. Основываясь на верховенстве ценностей и сформировавшейся идеологии, он выделяет шесть типов предпринимателей [6] (Prigozhin, 2010): 1) маниманы, 2) спортсмены бизнеса, 3) государственники, 4) созидатели, 5) гедонисты и 6) охранители. Но нам представляется, что эта группировка не вскрывает глубинные свойства предпринимателей и только описывает наиболее типичные стили поведения. К тому же недостаток мотивационной классификации Пригожина заключается в том, что она не может объяснить различие в предпринимательских способностях и разные методы прибавления капитала.
Торгаш или инноватор?
В основе типологизации предпринимателя все же должны лежать черты, наиболее присущие предпринимателю и проявляющиеся в его стиле в различных сочетаниях. Тот же самый В. Зомбарт писал, что «предприниматель должен быть, если хочет уметь успех, трояким: завоевателем - организатором - торговцем» [3]. Вот подобного рода свойства и их сочетания необходимо использовать для формирования кода предпринимательского типа и типа предпринимательской деятельности.
Здесь можно использовать подход И. К. Адизеса, который рассматривает типы менеджеров не как набор жестко сформированных в личности свойств, а как набор свойств, каждое из которых выражено в той или иной степени. Точно так же и любой предприниматель обладает рядом специфических свойств, которые не являются жестко фиксированными, а изменяются для каждой личности. Проведенные автором статьи глубинные интервью успешных предпринимателей, опыт собственной предпринимательской деятельности и анкетирование сотен российских предпринимателей вкупе с историческим анализом предпринимательских трендов в новейшей России позволил выдвинуть собственную гипотезу о формировании типов предпринимателя с помощью пяти основных свойств, которые можно сформулировать так:
• T - Trader (делец, торгаш, дилер);
• E - Engineer (инженер, финансист);
• R - Raider (завоеватель, охранник, воин);
• I - Inventor (изобретатель, инноватор);
• S - Schemer (комбинатор, коммуникатор, организатор, лоббист).
Что представляет собой каждое из этих пяти свойств?
Traider - это первый исторический тип предпринимателя. Это купец, торгаш, ростовщик. До начала индустриальной эпохи это был купец и меняла. Знаменитые Венецианский и Ганзейские союзы были главной экономической силой Западной Европы в первой половине второго тысячелетия. Эти люди создали современную цивилизацию, обеспечив обмен товарами и технологиями. Они же обеспечили функционирование пути «Из варяг в греки», который стал основой для развития русской государственности в европейской парадигме. В общем смысле Traider - это человек, обладающий особым торговым чутьем. Важно отметить, что такие люди получают большое удовольствие от самой сделки. Это предпринимательское вещество обычно врожденное и проявляется довольно рано. Главный талант предпринимателя - это умение совершать СДЕЛКУ. Этот талант выражен у каждого предпринимателя в разной степени, но он есть.
Engenieer - инженер, технарь, строитель, аграрий, финансист, капиталист. Это предприниматели-творцы, создавшие весь современный мир от первых мануфактур до современных промышленных суперкорпораций. Это те самые Атланты: Айн Рэнд, Форд, Рокфеллер, Дюпон, создавшие индустриальный потенциал США. Это великие российские промышленники: Демидовы, Морозовы, Рябушинские, Строгановы, Нобели. Это великие немцы, японцы, корейцы, китайцы, создавшие мировые бренды. Без Бенца, Даймлера, Порше, Мацушиты, Тойоты наш мир был бы другим. Это строители, транспортники, банкиры, сельхозпроизводители и пищевики, потому что в основе их бизнеса лежит РЕМЕСЛО. Ремесленный бизнес - это всегда производство. Предприниматель с ярко выраженным свойством инженера организует хорошо продуманный сложный процесс регулярного рутинного бизнеса.
Raider - воин, охранник, силовой предприниматель. Еще на заре цивилизации купцы организовывали дальние вооруженные торговые походы за специями или соболиной шкуркой. В результате этих вооруженных (читай рейдерских) экспедиций Европа захватила американский континент, а Россия присоединила Сибирь и Дальний Восток. Недавний мировой экономический кризис напомнил о том, что капитализм может как созидать, так и разрушать. В мире существуют многочисленные предприниматели, стремящиеся к установлению контроля над активом любой ценой. Для них в первую очередь важна «пищевая ценность», т. е. ликвидная стоимость поглощаемого актива. В экономическую хронику современной России уже вписаны две истории классических предпринимателей силового типа. Это силовые предприниматели 1990-х, вышедшие из криминала и спортсменов, и силовые предприниматели 2000-х,
вышедшие из силовых структур. Главное для них это ВЛАСТЬ. Любой предприниматель должен обладать этим свойством, иначе его бизнес будет недолговечным.
Inventor - изобретатель, инноватор. Лучше Стива Джобса не скажешь: «Хвала безумцам. Бунтарям. Смутьянам. Баламутам. Тем, кто всегда некстати и невпопад. Тем, кто видит мир иначе. Они не соблюдают правила. Они не уважают «статус-кво». Вы можете цитировать их, спорить с ними, прославлять или проклинать их. Но игнорировать их невозможно. Потому что они несут перемены. Они толкают человечество вперед. И пусть кто-то видит в них безумцев, мы видим гениев. Потому что лишь безумцы верят в то, что они могут изменить мир. И поэтому они меняют его». Они живут ОТКРЫТИЕМ. В современной теории предпринимательства положение о том, что предприниматель - это новатор, является аксиоматическим. Но новаторство в каждом из предпринимателей выражено в различной степени. К тому же стремление стать «смутьяном» со временем несколько снижается и приобретает более цивилизованную форму.
Schemer - комбинатор, организатор, лоббист, рантье. Все российские предприниматели воспитаны на образе великого комбинатора Остапа Бендера. Этот вымышленный советскими писателями Ильфом и Петровым персонаж из эпохи НЭПа 20-х годов двадцатого века воплощает в себе канонические черты неудержимого организатора и специалиста по коммуникациям и созданию схем. Отходя от художественного вымысла, мы не можем не заметить, что состояния, возникшие в 1990-х в результате приватизации крупнейших российских предприятий, обязаны особым талантам предпринимателей в деле использования связей, лоббистских возможностей и чужих ресурсов. В общем смысле предприниматель-комбинатор - это хороший распорядитель предпринимательского капитала (время, люди, технологии, финансы), главной способностью которого является способность соединять несоединимое. В современном мире такие таланты называют networking. Зачастую это мошенники и организаторы разных пирамид. По мере взросления и отказа от активного предпринимательства и самостоятельного управления капиталом такие предприниматели создают безопасные схемы владения и становятся рантье. Эти предприниматели управляют ЛЮДЬМИ.
Поскольку в каждом из предпринимателей есть все пять составляющих предпринимательского вещества, то предпринимательский тип характеризуется соответствующим кодом из набора всех пяти свойств. Ярко выраженные свойства предпринимателя будем записывать заглавными буквами: TERIS. Если же какие-то свойства выражены слабо, запишем их строчными буквами: teris. Поскольку речь идет о коде предпринимателя, логично будет называть выявленные свойства генами.
На практике редко встречается чистые типы, обладающие единичным кодом с одним доминирующим геном предпринимательского вещества. Так, упомянутый выше типаж Остапа Бендера, безусловно, сочетает в себе черты комбинатора и рейдера. Чего стоит только «400 способов сравнительно честного отъема денег у граждан». Предприниматели, обладающие единичным кодом, уязвимы и однобоки.
Именно поэтому так быстро «вымерли» карикатурные «новые русские» предприниматели из 1990-х, обладавшие кодом teRis. Дефицит бизнесообразующих генов Т, Е, I или организующего 5 неизбежно приводит к неспособности эффективно распорядиться приобретенным активом. В случае наличия гена Т рейдер способен эффективно моне-тизировать актив, в случае I сможет, как визионер, увидеть новое будущее объекта, а 5 позволяет понять и усилить свои слабые стороны сторонним предпринимательским веществом либо через партнерство, либо через развитие внутреннего предпринимательства в компании. Важным следствием кода предпринимателя является отражение внутреннего кода во внешних проявлениях.
Наши опросы российских предпринимателей позволили ранжировать 10 возможных комбинаций двоичного кода (рис.). Наиболее популярными оказались сочетания 1Б, RS, ББ, ТБ. Результаты этого опроса приведены на рисунке:
Необходимо сделать оговорку о том, что такие черты предпринимательского вещества являются доминирующими у российских предпринимателей по их собственному мнению. Этот факт позволяет выдвинуть гипотезу о некотором особом российском типе предпринимателя-комбинатора. Логичным применением кода предпринимателя является рассмотрение и оцифровка предпринимательских групп и трендов в исторической ретроспективе. Здесь будем выделять сочетание двух доминирующих генов.
Новейшая экономическая история начинается с момента легализации предпринимательства в СССР в 1985 году. Уже с самого начала стали выделяться торгово-сбыто-вые кооперативы, во главе которых стояли предприниматели с кодом 1Т, и производственные кооперативы, возглавляемые предпринимателями с кодом ЕТ.
Появление кооперативных банков и начало активной работы с госпредприятиями потребовало новых талантов в трансформации государственного капитала в частный, и здесь как раз оказались предприниматели с кодом ТБ.
к Психотипы предпринимателей
Рисунок. Результаты опроса предпринимателей в 2017 году Источник: составлено автором.
Тяжелый кризис начала девяностых привел к появлению криминальных персонажей с кодом RR, которые позднее трансформировались в SR. Приватизация - это, конечно же, связи и схемы; как выкупить актив за его же средства отлично знает предприниматель с кодом ST. Приобретение промышленного предприятия означает необходимость превращения его в работающий и развивающийся актив, а здесь необходимы умения предпринимателя с TE кодом.
Потребительская революция 2000 годов дала возможность реализоваться коммерсантам с ^ кодом. Здесь нужно было уметь распознать желания потребителя и предложить ему товар так, чтобы опередить конкурентов.
Строители, ответившие на строительный бум, начавшийся в начале 00-х, обязаны иметь ЕТ код, то есть быть хорошими инженерами-строителями и продавцами.
Современная бурно развивающаяся цифровая эпоха открыла двери для предпри-нимателей-инноваторов. Сегодня успешно работать в цифровой экономике невозможно без новаторских подходов и без глубокого знания техники цифрового мира -Ш код этих предпринимателей.
Выявленные доминирующие коды из двух генов каждого из типов предпринимателей, работающих на современных российских (и не только) рынках, дополняются личными характеристиками - той или иной степенью выраженности каждого из оставшихся трех генов.
Заключение
Предложенный подход по определению типов предпринимателей может быть развит и способствовать формированию метода оценки личного кода предпринимателя. Как следует из вышеприведенных материалов, личный код предпринимателя может быть записан, например, так: TeRis или teRIS. Но ведь каждый из генов предпринимательского кода может быть не просто ярко выражен или не выражен. Эти две крайние позиции дают простую оценку предпринимательского кода и предпринимательского вещества. Если измерить оценку выраженности каждого свойства в баллах от 0 до 10, то будет получена уточненная оценка предпринимательского кода. Автор статьи, например, будучи предпринимателем, оценивает свой код как Т(10)Е(5)И.(5)1(8)8(6). Именно потому, что инженерная составляющая данного предпринимательского кода является не столь ярко выраженной, как хотелось бы, автор и решил повысить свои инженерные компетенции за счет научной деятельности, одним из результатов которой является данная статья.
Подводя итоги, необходимо отметить, что область применения кода предпринимателя значительно шире, чем простой анализ предпринимательских техник, психотипов и групп. Совершенно очевидно, что код предпринимателя является важнейшей частью интеллектуального капитала его компании
ИСТОЧНИКИ:
1. Адизес Ицхак Калдерон Стили менеджмента - эффективные и неэффективные. -
М.: Альпина паблишер, 2016.
2. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Учебное
пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 231 с.
3. Зомбарт В. Буржуа Этюды по истории духовного развития современного эконо-
мического человека. Художественная промышленность и культура. - М.: ТЕРРА
- Книжный клуб, 2009.
4. Лахман Р. Капиталисты поневоле: Конфликт элит и экономические преобразования
в Европе раннего Нового времени. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010.
5. Пономарев О.Б., Светуньков С. Г. К вопросу о базовых дефинициях теории пред-
принимательства // Современная конкуренция, 2016. - № 1(55).
6. Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. - М.: Дело АНХ,
2010.
7. Прохоров А.П. Русская модель управления. - М.: Издательство Студии Артемия
Лебедева, 2013. - 492 с.
8. Светуньков С.Г., Волков А.В. Методологические проблемы измерения конкуренции
// Современная конкуренция, 2013. - № 6(42).
9. Фрейд З. Психоаналитические этюды. - Минск: ООО «Попурри», 1997.
10. Cantillon Richard Essays on the Nature of Commerce in General, 2009.
11. Carrier Martin Executive Politics in Semi-Presidential Regimes: Power Distribution and Conflicts between Presidents and Prime Ministers, 2015.
12. Fink G., Mayrhofer W. Cross-cultural Competence and Management - setting the stage // Europe Journal of Crosscultural Competence and Management, 2009. - № 1.
13. Ronen J. Some insights into the entrepreneurial process // Entrepreneurship. Lexington.
- 1983.
REFERENCES:
Adizes Itskhak Kalderon (2016). Stili menedzhmenta - effektivnye i neeffektivnye
[Management styles - efficient and inefficient] M.: Alpina pablisher. (in Russian). Bagiev G.L., Asaul A.N. (2001). Organizatsiya predprinimatelskoy deyatelnosti
[Organizing Business Activities] SPb.: Izd-vo SPbGUEF. (in Russian). Cantillon Richard (2009). Essays on the Nature of Commerce in General Transaction Publishers.
Carrier Martin (2015). Executive Politics in Semi-Presidential Regimes: Power Distribution and Conflicts between Presidents and Prime Ministers Lexington Books.
Fink G., Mayrhofer W. (2009). Cross-cultural Competence and Management - setting the stage Europe Journal of Crosscultural Competence and Management. 1 (1). 212231.
Freyd Z. (1997). Psikhoanaliticheskie etyudy [Psychoanalytic studies] Mn.: OOO «Popurri». (in Russian).
Lakhman R. (2010). Kapitalisty ponevole: Konflikt elit i ekonomicheskie preobrazovaniya v Evrope rannego Novogo vremeni [Capitalists in Spite of Themselves: Elite Conflict and European Transitions in Early Modern Europe] M.: Izdatelskiy dom «Territoriya buduschego». (in Russian).
Ponomarev O.B., Svetunkov S.G. (2016). K voprosu o bazovyh definitsiyakh teorii predprinimatelstva [On the issue of the basic definitions of the theory of entrepreneurship.]. Modern competition. 10 (1(55)). (in Russian).
Prigozhin A.I. (2010). Tseli i tsennosti. Novye metody raboty s buduschim [Goals and values. New methods of work with the future] M.: Delo ANKh. (in Russian).
Prokhorov A.P. (2013). Russkaya model upravleniya [Russian management model] M.: Izdatelstvo Studii Artemiya Lebedeva. (in Russian).
Ronen J. (1983). Some insights into the entrepreneurial process Entrepreneurship. Lexington.
Svetunkov S.G., Volkov A.V. (2013). Metodologicheskie problemy izmereniya konkurentsii [Methodological problems of measuring competition]. Modern competition. (6(42)). (in Russian).
Zombart V. Burzhua (2009). Etyudy po istorii dukhovnogo razvitiya sovremennogo ekonomicheskogo cheloveka [Studies in the History of the Spiritual Development of Modern Economic Man] M.: TERRA - Knizhnyy klub. (in Russian).