ИССЛЕДОВАНИЕ
Пономарев О.Б.
1 Калининградский государственный технический университет
Психотипы предпринимателей и комплексное представление о предпринимательской деятельности
АННОТАЦИЯ:
Рассматривается проблема выделения психотипов предпринимателя и предпринимательской деятельности для более комплексного представления о них. Осуществляется критико-конструктивный анализ существующих подходов и предлагается собственный подход по такой классификации. Показывается, как с помощью описанных классификаций психотипов предпринимателя получить системное представление о предпринимателе и предпринимательской деятельности. Материалы данной статьи будут полезны магистрантам, аспирантам и экономистам, занимающимся теорией предпринимательства.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: предприниматель, психотип, свойства предпринимателя, мотив, стиль конкурентной борьбы
JEL: C38, L26, M12, Z13
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Пономарев О.Б. Психотипы предпринимателей и комплексное представление о предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 9. — С. 1105-1118. — doi: 10.18334/rp.17.9.35239
Пономарев Олег Борисович, кандидат экономических наук, доцент, Калининградский государственный технический университет ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 10.05.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 20.05.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.Org/10.18334/rp.17.9.35239
(с) Пономарев О.Б. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
Психотипы предпринимателя многообразны, что объясняется разнообразием конкретно-исторических периодов развития цивилизации. В современном мире это разнообразие наиболее существенно, поэтому психотипы предпринимателя столь сложно выделяются. Тем не менее, современная наука в зависимости от задач исследования использует определенные критерии классификации этих типов. Этими разновидностями типологизации предпринимательства не ограничивается возможное множество разных типов, поскольку с позиций разных наук интересными в предпринимательской деятельности являются различные стороны.
В статье предлагается собственная классификация психотипа предпринимателя, базирующаяся на критерии стиля бизнеса в конкурентной борьбе. Показывается, как, используя несколько видов классификаций психотипов предпринимателя, получить комплексное представление о предпринимателе и предпринимательской деятельности.
Отмечая многообразие предпринимателей и
предпринимательской деятельности, нельзя не обратить внимание на то, что в этом многообразии есть некоторые типичные модели ведения бизнеса. Чем вызваны эти типы? Очевидно, что различными психотипами предпринимателя. Отношение к окружающему миру, моральные нормы и правила поведения закладываются у предпринимателя еще с детских лет, об этом впервые заявил З. Фрейд [9]. Этот сформированный психотип является главной доминантой, основной характеристикой всей его жизни. Предприниматель сохраняет и развивает этот психотип в рамках собственного бизнес-типа, предопределяющего стратегию и политику развития предпринимательского бизнеса. Поэтому выделение психотипов предпринимателей является важной задачей.
Но если обратиться к современной научной литературе, то можно заметить, что сегодня ученые предпочитают говорить не о психотипах предпринимателя, а о предпринимателе как об особом психотипе одного из участников бизнеса. Например, Дж. Ронен считает, что предприниматели, как ярко выраженный психотип, обладают особой эвристикой - умением нестандартно решать возникающие перед ними задачи [12] и это отличает его психотип от других. Г. Финк и
В. Майрхофер, используя комплексный подход к межкультурному менеджменту, управлению знаниями и ресурсами с позиций эффективного управеления фирмой, также выделяют предпринимателя как особый психотип [11]. Один из самых известных специалистов в области современного менеджмента И. Адизес также выделяет предпринимателя как особый психотип. Даже Вернер Зомбарт утверждает о наличии особого «предпринимательского духа» и считает, что «предприниматель должен быть, если хочет уметь успех, трояким: завоевателем - организатором - торговцем» [1, с. 67].
Ицках Калдерон Адизес [2] включает предпринимательский психотип как составной психотип менеджера в целом. По его мнению, выделяются четыре основных типа руководителей:
1. нацеленные на получение результата (Р),
2. администраторы (А),
3. предприниматели (Е),
4. интеграторы (I).
И это - четыре типа, каждому из которых присущ свой набор свойств. Причем указанная классификация не является четкой, поскольку каждый из выделенных типов обладает в разном сочетании каждым из приведенных типов. Для того чтобы быть предпринимателем, бизнес-персоне необходимо обладать из перечисленных двумя важными свойствами. Предприниматель, прежде всего, должен быть личностью творческой, он должен быть в состоянии определять новые направления развития и изобретать жизнеспособные стратегии, которые позволяют организации выживать в сложных рыночных условиях и реагировать на меняющиеся внешние условия. Предприниматель, или менеджер, обладающий такими способностями, должен уметь прогнозировать будущее, чтобы готовить организацию и наемный персонал к предстоящим изменениям. Поскольку будущее определяется не четко, такой тип менеджера должен быть склонен к принятию риска. Адизес называет Е-функцию «способностью видеть через туман».
Выдающийся финансист современности Джордж Сорос пишет, что его главное преимущество перед конкурентами состоит в том, что он быстрее других обнаруживает и исправляет ошибки [10]. По мнению Адизеса, это типичное поведение для менеджера типа Е, невозможное для бюрократа типа А.
По мнению Адизеса, важным является то обстоятельство, что руководители с предпринимательским Е-типом могут встречаться не только в хозяйственных структурах, но также в культуре, в сфере искусства, общественной деятельности и политике. Именно эти люди обеспечивают прогресс и крайне важны для общества. Опыт применения классификации PAEI позволил Адизесу обосновать вывод о том, что руководитель с компетенциями рАЕ1 не является предпринимателем в полном смысле. Для того чтобы создавать, формировать, организовывать, развивать бизнес, необходимо обладать развитыми P-функциями. Руководителя, у которого P-функция не является развитой, Адизес определяет как «генератора идей», после чего показывает, что такой предприниматель не может быть успешен, если его идеи не реализуются в жизнь соратником, имеющим все выраженные P-способности. Таким образом объясняется успех предпринимательских объединений, когда партнеры по бизнесу относятся к разным типам.
Настоящим предпринимателем является, по мнению Адизеса, обладатель PaEI кода, причем развитая I-способность превращает его в лидера изменений. Такой лидер осознает, что делать, и может заинтересовать людей в известном ему результате. Он формирует команду и ориентирует ее на развитие. Адизес считает, что предпринимателем с преобладанием психологии E рода движет не отнюдь богатство, а эго и боязнь смерти. Стремясь сохранить в будущем память о себе, он работает, не щадя сил, и зарабатывает бессмертие. Он часто переходит от состояния депрессии до состояния высочайшего эмоционального возбуждения. Это яркое психическое состояние является основанием для креативной деятельности и формирует особую интуицию на фоне необычайной работоспособности. Когда Ильф и Петров писали, что Остапа «понесло», то они наверняка имели в виду то, что в современном бизнес-языке называют английским словом «драйв». В таком состоянии предприниматель готов работать практически круглосуточно и достигать замечательных результатов. Очень часто Е-предприниматель так увлечен своим делом, что он начинает ставить его выше всех других аспектов жизни. Такие люди отстранены от обыденной жизни и поднимаются в своих мечтах так высоко, что развивают в себе уникальные возможности стратегического взгляда на длительную перспективу, то, что называется "helicopter view". Их уверенность в своей правоте, неутомимая жажда к максимальной власти, независимость и упрямство формируют харизму, которой всегда
отличались успешные предприниматели типа Билла Гейтса и Стива Джобса. Харизматичный гуру - это наивысшая форма существования предпринимателя, поскольку именно за таким харизматичным лидером члены коллектива формируются в команды, готовые идти не только преодолевая препятствия и лишения, но и совершая подвиги. Здесь мы находим важное отличие между предпринимателем и бизнес-персоной. Руководителю бизнеса харизма не обязательна, а предпринимателю она необходима.
Итак, по Адизесу предприниматель - это один из типов руководителя бизнеса, но не наоборот. Предприниматель административного типа, очевидно, нонсенс. Поэтому использовать классификацию Адизеса для выделения психотипов предпринимателя сложно, а мы поставили перед собой задачу именно такую - в большой и неоднородной группе, называемой «предпринимателем», выявить наиболее устойчивые психотипы.
Мотивационную классификацию предпринимателей предлагает А.И. Пригожин. Основываясь на верховенстве ценностей и сформировавшейся идеологии, он выделяет шесть типов предпринимателей [4, с. 31]:
—маниманы, страдающие комплексом дядюшки Мак Дака, это те, для кого деньги являются самоцелью, богатство является основной жизненной религией, а дело и труд — только инструментами для достижения цели. Это люди-дискаунтеры, которых не останавливает ничто, они — разрушители бизнесов других, это рейдеры и удачливые рантье;
— спортсмены бизнеса - те, кто ценит возможность победы в условиях конкурентной борьбы. Инструментами таких предпринимателей являются харизма, команда, КР1, брэндинг и агрессивный маркетинг. Лучшим призом такого предпринимателя является прибыль и доля рынка;
—государственники, которые ориентированы на вклад в улучшение всего общества, они работают на развитие государства, своего города или региона. Их идеал - это социальная ответственность, солидарность, социально-этический маркетинг и рост всеобщего благосостояния;
— созидатели - это те, кто считает целью своей жизни создание чего-то весьма значимого, кто жаждет оставить после себя заметный след на земле, овеществить себя в весомом результате предпринимательского
труда для памяти последующих поколений. Они сосредоточены на развитии семейного дела, его эволюционировании и совершенствовании. Они осторожны, но много инвестируют, а рынок жестко защищают. Идеал для них — «вечная компания» с неисчерпаемым запасом прочности;
— гедонисты — шопоголики, гурманы, эстеты, но люди обязательно активные, сверхкреативные, сосредоточенные на потреблении, для удовлетворении которого и нужен бизнес;
— охранители - те из них, кто ориентируется на безопасную стабильность. Они свой бизнес защищают всеми доступными способами и очень не любят в бизнес вносить инновации.
Однако ценности — не самый лучший критерий классификации психотипов предпринимателей. Объясняется это тем, что, во-первых, выделенные типы не позволяют определить стиль поведения предпринимателя, а это - важная характеристика; во-вторых, ценности любой личности меняют свою структуру во времени, что также не говорит в пользу устойчивости этих типов.
С.Г. Светуньков выделяет предпринимателей, работающих на рынке инновационных идей, предпринимателей, работающих на рынке инновационного продукта, и предпринимателей на рынке, где инновации не являются инструментом в конкурентной борьбе, поскольку на них конкурентная борьбы не ведется [8]. Давая некоторую характеристику каждому из этих трех типов предпринимателей, он все же не детализирует их свойства, а потому рассматривать эту группировку в качестве основания для выделения предпринимательских психотипов не получается.
А.П. Прохоров предложил выделять предпринимателей России, опираясь на анализ характера предпринимательской деятельности 90-х годов ХХ века, основанную на размере бизнеса, и выделяет, прежде всего, четыре уровня предпринимательства [5, с. 331-332], на основе которых и выделяются психотипы. А.П. Прохоров видит причину разнообразия российских стилей предпринимательства в их историческом происхождении и жизненной школе. Исходя из этого, он выделяет в современной России несколько групп предпринимателей.
Первая группа - «отставники». Она представляет собой бывших хозяйственных руководителей среднего и низового звена советских и постсоветских времен, ушедших в самостоятельный бизнес. Это начальники служб, отделов и цехов, их заместители, прорабы на
крупных стройках и подобные им категории руководителей. Они, трансформируя свой опыт, привнесли в российское предпринимательство жесткий административный стиль, тот стиль управления, с которым они ежедневно сталкивались в жизни на своих бывших предприятиях. Этот самостоятельный частный бизнес освободил их от многих ограничений, корпоративных и иных норм, и дал им права и полномочия самостоятельных решений. Поэтому их стиль управления собственным бизнесом по-военному суров и, как правило, жесток, он вовсе не допускает какого-либо собственного мнения у подчиненных или особых прав. В подобных фирмах собственник или руководитель весьма часто моложе своих подчиненных, поскольку работать в таких условиях готовы только те, кто уже так работал на других предприятиях.
Второй тип предпринимателей - «бывшие спекулянты», то есть те, кто в школьные годы на заре своей юности полулегально или нелегально спекулировал различными предметами. Так, например, начинал гоголевский Чичиков. Фирмы, созданные ими, занимаются чаще всего не производством, а туризмом или коммерцией, поскольку производство, в отличие от коммерции, дает предпринимателям меньший диапазон маневренности, так как производственные фирмы не могут быстро реагировать ни ситуацию — закрываться и открываться вновь, но уже под каким-либо новым именем. «Бывшие спекулянты» «чувствуют» деньги и как они пахнут. Они понимают, как средства из одной инфляционно уязвимой фирмы перебросить в другую, защищенную инфляционно, они чуют изменения конъюнктуры и валютного курса, они пытаются всеми силами уйти от уплаты налогов и лучше других типов предпринимателей знакомы с психологией потребителей, поскольку, спекулируя сызмальства, они живут в рынке, как рыба в воде. Деятельность возглавляемого ими бизнеса трудно уязвима, поскольку они часто меняют вид выпускаемой продукции и оказываемых услуг, они легко меняют названия фирм и их юридические формы, юридические адреса и деловых партнеров. Часто, если в этом будет необходимость, они меняют и собственное имя, скрываясь через подставные фирмы и лица от государства и кредиторов.
К слабым сторонам предпринимателей - «бывших спекулянтов» следует отнести то, что «в прежней жизни» они по-настоящему нигде и не работали, а это значит, что они толком ничему не учились, они не владеют технологиями современного менеджмента. Но этот вид тип
предпринимателей все же важен для рынка, поскольку именно на «бывших спекулянтах» сегодня держится весомая часть торговли, особенно розничной. Известно, что они спасают розничный рынок своими действиями в кризисную пору. Они первыми открывают новые рынки и инновационные сферы предпринимательства. Они первыми «снимают сливки» с нового рынка. А.П. Прохоров считает, что «бывшие спекулянты» в период рыночных реформ составляли 40% от общей численности всех предпринимателей.
Третий тип предпринимателей, по Прохорову, представлен служащими с высшим образованием: это врачи, музыканты, инженеры-проектировщики, преподаватели вузов, ученые, учителя и т.п. В 90-е годы ХХ века их было до 30% от численности российского предпринимательского корпуса. Для таких предпринимателей — «интеллигентов» очень характерен набор сильных и слабых свойств. Сильным свойством, в отличие от «отставников» и «спекулянтов», является профессиональный подход к собственному делу, поскольку они привыкли тщательно изучать любое дело, которым занимаются. Именно этот тип предпринимателей преуспевает в наиболее сложных и инновационных видах бизнеса, которые требуют от руководителей специальных технических или технологических знаний, анализа и обработки большого количества информации. Поэтому они преуспевают в страховании и платном образовании, торговле ценными бумагами, рекламе, частной медицине и научном консультировании. Такие предприниматели доминируют в любом инновационном бизнесе, в том числе и в самом цивилизованном в России - диджитал-бизнесе.
Отмечает А.П. Прохоров четвертый тип предпринимателей из числа партийных и комсомольских руководителей: «Их фирмы обычно ничего не производили и не продавали, а продолжали хозрасчетно-общественную деятельность их хозяев. Используя связи с чиновниками, депутатами и предприятиями, они заключали договоры на разработку и проведение различного рода социальных и экологических программ за счет местных бюджетов. Они не очень-то профессионально выполняли эти договоры, большого дохода тоже не имели» [5, с. 336].
Отмечая полноту представленных типов, все же она нас не устраивает по целому ряду причин. Прежде всего, отметим, что указанные характеристики носят спорный характер, поскольку в них есть некоторые неточности, например, не только М. Ходорковский, но и львиная доля крупных и средних региональных предпринимателей была
выходцами из комсомольских структур. Если отбросить антисоветские предрассудки, то в сухом остатке у «комсомольцев» останутся высокий карьеризм, умение работать с людьми, административные навыки и хорошие связи — качества, полезные любому предпринимателю. Кроме того, эта классификация типов предпринимателей совсем не применима к предпринимателям других стран, а значит, она не универсальна. Действительно, кого, например, в США или во Франции следует отнести к типу предпринимателей из числа партийных и комсомольских руководителей?
Все вышеизложенные группировки типов предпринимателей имеют недостатки — менеджеральный РАЕ1 метод Адизеса основан на функциональном подходе. Идеологический метод Пригожина базируется на мотивационном факторе. Подход по степени включенности предпринимателя в инновационный процесс С.Г. Светунькова характеризует не столько предпринимателя, сколько сам рынок, на котором он работает. Исторический анализ А.П. Прохорова изучает связь масштаба бизнеса и советское прошлое первых предпринимателей современной России. Все это отражает разные стороны многогранных свойств такого сложного для анализа объекта, каким является предприниматель, но не отражает психотип предпринимателя, а ведь именно психотип предопределяет стиль бизнеса, степень предпринимательского аппетита и способы его удовлетворения.
Мы предлагаем дополнить имеющуюся совокупность классификаций психотипов предпринимателей еще одним видом. В качестве классифицирующего критерия, позволяющего выделить разные психотипы предпринимателя, воспользуемся критерием выбора стиля конкурентной борьбы, в которой, как известно, проявляются лучшие черты предпринимателя и раскрываются все грани предпринимательской деятельности [7]. С этих позиций возможно пять видов конкурентной борьбы, которые соответствуют пяти психотипам предпринимателя.
1. Воины.
Собственно, очевидно, что это самый первый исторический тип предпринимателя. С именами этих людей связаны величайшие географические открытия и колонизация Америки и Сибири. Эти люди, рискуя своей жизнью, с оружием в руках открывали свои Эльдорадо.
Этих предпринимателей назовут в России «силовыми». В 1990-х эти люди помышляли рейдерством. Жестко «рвали» предприятия, дробя и перепрофилируя любые активы. В 2000-х эти предприниматели пришли в российский бизнес из высоких кабинетов силовых структур. Им свойственна армейская жесткость в достижении своих целей и в выборе инструментов в конкурентной борьбе. Они точны, системны и переносят в бизнес армейские принципы управления. Их слабости вытекают из их силы. Они непобедимы в период кризиса, но недостаток гибкости и фундаментальных знаний делает их бизнес уязвимым в «мирное» время, они любят знаки отличия и роскошь. Если попытаться представить себе нацию, для которой этот тип предпринимательства наиболее характерен, то можно условно его назвать «русским предпринимательством».
2. Комбинаторы.
Этот тип предпринимателей блестяще представлен Ильфом и Петровым в бессмертном образе Остапа Бендера. Новейшая история подарила нам совершенно замечательный пример великого комбинатора в образе Бориса Абрамовича Березовского. Предприниматели такого типа считают своим главным конкурентным преимуществом способность реализовывать сложные многоходовые комбинации с использованием связей. Их идеальная роль - «серый кардинал». Они осторожны, но обладают харизмой и бурной энергетикой. Они способны убеждать людей. Они блестящие коммуникаторы и обычно хорошо образованы. Они генераторы идей, но плохие исполнители. Очень часто это разносторонне талантливые люди. Игроки. Гедонисты. «Итальянский» тип предпринимателя.
3. Инженеры.
М. Ходорковский: «Я вообще не «генератор», но то, что умею, — ухватить перспективное направление и развить. Я — «внедренец»»1. Это — предприниматели-фабриканты, промышленники, интеграторы. Предприниматели выраженного PaeI-типа. Профессиональные специалисты и труженики. В широком смысле слова «белые воротнички», т.е. топ-менеджеры. Типичные представители WASP (white anglo-sackson protestant). В современном международном бизнесе
1 Ходорковский М.Б., Геворкян Н.П. Тюрьма и воля [Электронный ресурс] // Book-online.com.ua. -2012. - С. 155. - Режим доступа: http://book-online.com.ua/гead.php?book=6951&page=155
по этому типу развиваются «копировальщики» корейцы и китайцы. Государственники. Меценаты. «Немецкий» тип предпринимателя.
4. Рантье.
Самые осторожные и закрытые предприниматели. Банкиры. Часто люди-дискаунтеры. В 19 веке типичным представителем этого типа предпринимателя были французские банкиры. Отличительной чертой французского капитализма было наличие многочисленного класса мелких буржуа — рантье. Не случайно Франция была главным иностранным кредитором царской России. В современной России многие крупнейшие владельцы доходной недвижимости по данным Forbs — это многонациональная группа предпринимателей, выходцев из южных республик и государств от Ингушетии и Чечни, до Азербайджана, Армении и Турции. Нацелены на династическое наследование. Ротшильды. Рокфеллеры. Морганы. Однако, памятуя шутку о том, что «рантье — это не профессия, а национальность», называем этот тип предпринимателей «еврейским».
5. Изобретатели.
Самые молодые и прогрессивные предприниматели. Люди, которые создают новые бизнесы и новые рынки, проводя в жизнь «стратегию голубого океана» [3]. Они создают новые смыслы и новые отношения в бизнесе. Это предприниматели, реализующие «бизнес в стиле дзен» и «бизнес в стиле фанк». Вот гимн предпринимателям этого PaEi-типа из слогана компании Apple, возглавлявшегося в то время Стивом Джобсом: «Хвала безумцам. Бунтарям. Смутьянам. Баламутам. Тем, кто всегда некстати и невпопад. Тем, кто видит мир иначе. Они не соблюдают правила. Они не уважают «статус кво». Вы можете цитировать их, спорить с ними, прославлять или проклинать их. Но игнорировать их невозможно. Потому что они несут перемены. Они толкают человечество вперед. И пусть кто-то видит в них безумцев, мы видим гениев. Потому что лишь безумцы верят в то, что они могут изменить мир. И поэтому они меняют его»2. Несомненно, данный тип предпринимателей следует назвать «американским».
Легко заметить, что предложенная классификация не является альтернативной уже имеющимся, а рассматривает психотип
Think Different [Электронный ресурс] // Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Think_Different
Режим доступа:
предпринимателя с других позиций, нежели это рассматривали другие авторы. Поэтому у исследователя предпринимательской деятельности возникает возможность получения комплексного портрета как самого предпринимателя, так и стиля его бизнеса. Для того чтобы обнаружить общее и различное между приведенными психотипами предпринимателей, сведем рассмотренные выше классификации в табличную форму (табл.).
Как видно из этой таблицы, все предложенные классификации не пересекаются друг с другом, а это значит, что они отражают различные свойства предпринимателя. Поэтому, используя для оценки психотипа каждого предпринимателя все эти классификации, можно получить комплексное представление о нем. Покажем, к примеру, как с помощью вышеприведенных типов предпринимателей определить тип предпринимателя Романа Абрамовича.
По Адизесу ему следует присвоить такой код - РаEi. В соответствии с типами, выделяемыми Пригожиным, он сегодня гедонист, а в начале своей предпринимательской деятельности был маниманом. По Прохорову, Абрамович - бывший спекулянт. По Пономареву он воин, поскольку безжалостно уничтожал потенциальных противников. Сведя воедино эти характеристики, получим «портрет» этого предпринимателя: он, являясь носителем кодом РаЕц гедонист из бывших спекулянтов, обладает психотипом воина.
Заключение
При рассмотрении психотипа предпринимателя следует использовать такие виды классификации:
1. функции управления, которым они отдают предпочтение (Адизес);
2. мотивирующие к предпринимательской деятельности ценности (Пригожин);
3. предыстория предпринимательской деятельности (Прохоров);
4. стиль ведения бизнеса в конкурентной борьбе (Пономарев).
С их помощью можно получить системное представление о предпринимателе и предпринимательской деятельности.
Таблица
Психотипы предпринимателей, выделяемые разными авторами
Автор Типы Характеристика
И. К. Адизес 1.нацеленные на получение результата (Р), 2. администраторы (А), 3. предприниматели (Е), 4. интеграторы (I) Предприниматель обладает всеми этими четырьмя составляющими. В зависимости от степени доминирования одной из них и формируются разные типы предпринимателей. Наиболее успешными являются предприниматели с кодом РаЕ1, при котором администрирование является второстепенным.
А.И. Пригожин Маниманы Деньги - главная ценность
Спортсмены бизнеса Главная ценность - быть первым в бизнесе
Государственники Считают, что цель предпринимательства -рост благосостояния общества
Созидатели Предпринимательская деятельность должна быть созидательной
Гедонисты Зарабатывание денег предпринимательской деятельностью позволяет наслаждаться жизнью
Охранители Созданный бизнес обладает самоценностью и должен быть объектом предпринимательской деятельности
А.П. Прохоров Отставники Менеджеры среднего звена бывших советских предприятий, перенесшие в бизнес опыт своей прошлой жизни
Бывшие спекулянты Предприниматели, занимавшиеся в молодости спекуляцией
Интеллигенты Люди, успешно использующие в бизнесе свой профессиональный опыт
Партноменклатура Участники рынка, использующие в качестве основного свои связи, наработанные ими в советское время
О.Б. Пономарев Воины Рассматривая рыночную экономику как сферу борьбы, граничащую с войной, используют военные принципы предпринимательства
Комбинаторы Рынок - сложная система со множеством участников. Успешно работать на нем можно, только тщательно просчитывая все варианты, выбирая наилучший из них
Инженеры Предприниматели, стремящиеся к получению прибыли с помощью технологических новшеств
Рантье Предприниматели, обладающие значительным капиталом, и ориентированные на его сохранение и преумножение
Источник: составлено автором
ИСТОЧНИКИ:
1. Зомбарт В. Буржуа. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2009. - 576 с.
2. Адизес И. Личностный рост. - М.: Рид Групп, 2012. - 176 с.
3. Чан Ким В., Моборн Р. Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок,
свободный от других игроков. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 304 с.
4. Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. - М.: ИЦ «Дело»
АНХ, 2010. - 432 с.
5. Прохоров А.П. Русская модель управления. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Студии
Артемия Лебедева, 2013. - 492 с.
6. Пономарев О.Б. Системная теория предпринимательства: Монография. - Калининград:
Издательство БФУ им. И. Канта, 2014. - 209 c.
7. Пономарев О.Б., Светуньков С.Г. Экономика и предпринимательство. - СПб: Левша.
Санкт-Петербург, 2015. - 634 с.
8. Концептуальные основы теории предпринимательских инноваций. - СПб: Издательство
СПбГУЭФ, 2009. - 103 с.
9. Фрейд З. Психоаналитические этюды. - Минск: Попурри, 1997. - 606 с.
10. Soros G. Soros on Soros: Staying Ahead the Curve. - NY: John Wiley and Sons Inc., 1995. -
336 p.
11. Fink G., Mayrhofer W. Cross-cultural competence and management - setting the stage //
European Journal of Cross-Cultural Competence and Management. - 2009. - Vol. 1. -№ 1. - P. 42-65.
12. Ronen J. Some insights into the entrepreneurial process // Enterpreneurship. - Lexington:
D. C. Heath, 1983. - P. 137-173.
Oleg B. Ponomarev, Candidate of Science, Economics; Associate Professor, Kaliningrad State Technical University
Psychological types of businesspeople and the complex idea of
business activity
ABSTRACT:
The issue of identifying psychological types of businesspeople and business activity is reviewed to get a more complex idea of them. The critical and constructive analysis of existing approaches is done and the author's own approach to such classification is suggested. It is shown how the described classifications of psychological types of businesspeople help to get a comprehensive idea of businesspeople and business activity. Materials of this article will be useful for master student, postgraduates and economists in the field of the business theory
KEYWORDS: businessman, psychological type, features of a businessman, motive, style of competitive struggle