Научная статья на тему 'Малое предпринимательство в России: анализ предпосылок развития, сущность и критерии'

Малое предпринимательство в России: анализ предпосылок развития, сущность и критерии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
409
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЫНОК / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ОБЩЕСТВО / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ENTREPRENEURSHIP / MARKET / SMALL BUSINESS / SOCIETY / MARKET ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дыльнова Зоя Михайловна, Семенова Юлия Александровна

Актуальность и цели . Для современной России вопросы регулирования и управления малым предпринимательством приобретают как социально-экономическое, так и политическое и демографическое значение. Кроме того, развитие малого предпринимательства это еще и понимание того, что малый бизнес рассматривается как «изначальная форма развития предпринимательства и базовое направление оздоровления национальной экономики. Именно малый бизнес, реализуя многообразные услуги на всех стадиях воспроизводственного процесса, служит ключевым фактором экономического роста». Для реализации поставленной цели необходимо решить следующую задачу: провести анализ предпосылок развития, сущности и критериев малого предпринимательства в России. Материалы и методы . Методологическими основаниями исследования послужили работы зарубежных классиков социологической и экономической науки, труды современных отечественных и западных авторов в области менеджмента, государственного управления, социологии, демографии и др. В процессе написания статьи были использованы системный подход к изучению и анализу социально-экономических процессов, происходящих в обществе, а при изучении темы метод анализа. Результаты . Исследования в области экономической социологии говорят о том, что малый бизнес демонстрирует очевидные преимущества в качестве коммерческих услуг, способствует обеспечению восстановления промышленного потенциала, снижению уровня безработицы, повышению безопасности производства, а также потребительской активности и жизнедеятельности населения страны. Отметим, что представители малого бизнеса осуществляют свою деятельность, исходя из социальной ответственности малого бизнеса перед обществом, опираясь на инновационные технологии и ориентируясь на потребности рынка. Выводы . Особую роль в процессе развития экономики сегодня отводят малому предпринимательству. Малое предпринимательство это чуткое реагирование на требования рынка, в том числе рынка труда, оперативное регулирование оборота ресурсов, динамика процесса производства. Оно решает социально-экономические задачи путем создания новых рабочих мест, повышения конкурентоспособности, внедрения инновационных технологий. При этом успешное развитие малого предпринимательства возможно при определенных экономических, социальных и правовых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дыльнова Зоя Михайловна, Семенова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS IN RUSSIA: AN ANALYSIS OF DEVELOPMENT PREREQUISITES, THE NATURE AND CRITERIA

Background . For modern Russia, issues of state regulation and management of small businesses acquire both socio-economic, political and demographic importance. Moreover, the development of small business is also an understanding of the fact that small business is viewed as “the original form of development of entrepreneurship and the basic direction of the recovery of the national economy. It is a small business that realizes diverse services at all stages of the reproduction process and is a key factor for economic growth”. To achieve this goal it is necessary to solve the following problem: to analyze the prerequisites for development, the essence and criteria of small business in Russia. Materials and methods . The methodological foundations of the study were the works of foreign classics of sociological and economic science, the works of modern domestic and western authors in the field of management, government, sociology, demography, etc. Including when studying the topic, we relied on the method of analysis. Results . Economic studies show that small business demonstrates obvious advantages in the quality of commercial services, helps to ensure the restoration of industrial potential, reduce unemployment, improve production safety. As well as increasing consumer activity and vital activity of the country’s population. It should be noted that representatives of small businesses carry out their activities based on the social responsibility of small businesses to society, relying on innovative technologies and focusing on the needs of the market. Conclusions . Thus, a special role in the process of economic development today is assigned to small business. Small business is a responsive response to market demands, including the labor market, the operational regulation of the turnover of resources, the dynamics of the production process. It also solves social and economic problems by creating new jobs, increasing competitiveness, introducing innovative technologies. At the same time, the successful development of small business is possible under certain economic, social and legal conditions.

Текст научной работы на тему «Малое предпринимательство в России: анализ предпосылок развития, сущность и критерии»

УДК 316.334

Б01 10.21685/2072-3016-2018-4-9

З. М. Дыльнова, Ю. А. Семенова

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК РАЗВИТИЯ, СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ

Аннотация.

Актуальность и цели. Для современной России вопросы регулирования и управления малым предпринимательством приобретают как социально-экономическое, так и политическое и демографическое значение. Кроме того, развитие малого предпринимательства - это еще и понимание того, что малый бизнес рассматривается как «изначальная форма развития предпринимательства и базовое направление оздоровления национальной экономики. Именно малый бизнес, реализуя многообразные услуги на всех стадиях воспроизводственного процесса, служит ключевым фактором экономического роста». Для реализации поставленной цели необходимо решить следующую задачу: провести анализ предпосылок развития, сущности и критериев малого предпринимательства в России.

Материалы и методы. Методологическими основаниями исследования послужили работы зарубежных классиков социологической и экономической науки, труды современных отечественных и западных авторов в области менеджмента, государственного управления, социологии, демографии и др. В процессе написания статьи были использованы системный подход к изучению и анализу социально-экономических процессов, происходящих в обществе, а при изучении темы - метод анализа.

Результаты. Исследования в области экономической социологии говорят о том, что малый бизнес демонстрирует очевидные преимущества в качестве коммерческих услуг, способствует обеспечению восстановления промышленного потенциала, снижению уровня безработицы, повышению безопасности производства, а также потребительской активности и жизнедеятельности населения страны. Отметим, что представители малого бизнеса осуществляют свою деятельность, исходя из социальной ответственности малого бизнеса перед обществом, опираясь на инновационные технологии и ориентируясь на потребности рынка.

Выводы. Особую роль в процессе развития экономики сегодня отводят малому предпринимательству. Малое предпринимательство - это чуткое реагирование на требования рынка, в том числе рынка труда, оперативное регулирование оборота ресурсов, динамика процесса производства. Оно решает социально-экономические задачи путем создания новых рабочих мест, повышения конкурентоспособности, внедрения инновационных технологий. При этом успешное развитие малого предпринимательства возможно при определенных экономических, социальных и правовых условиях.

Ключевые слова: предпринимательство, рынок, малый бизнес, общество, рыночная экономика.

© 2018 Дыльнова З. М., Семенова Ю. А. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

Z. M. Dyl'nova, Yu. A. Semenova

SMALL BUSINESS IN RUSSIA: AN ANALYSIS OF DEVELOPMENT PREREQUISITES, THE NATURE AND CRITERIA

Abstract.

Background. For modern Russia, issues of state regulation and management of small businesses acquire both socio-economic, political and demographic importance. Moreover, the development of small business is also an understanding of the fact that small business is viewed as "the original form of development of entrepre-neurship and the basic direction of the recovery of the national economy. It is a small business that realizes diverse services at all stages of the reproduction process and is a key factor for economic growth". To achieve this goal it is necessary to solve the following problem: to analyze the prerequisites for development, the essence and criteria of small business in Russia.

Materials and methods. The methodological foundations of the study were the works of foreign classics of sociological and economic science, the works of modern domestic and western authors in the field of management, government, sociology, demography, etc. Including when studying the topic, we relied on the method of analysis.

Results. Economic studies show that small business demonstrates obvious advantages in the quality of commercial services, helps to ensure the restoration of industrial potential, reduce unemployment, improve production safety. As well as increasing consumer activity and vital activity of the country's population. It should be noted that representatives of small businesses carry out their activities based on the social responsibility of small businesses to society, relying on innovative technologies and focusing on the needs of the market.

Conclusions. Thus, a special role in the process of economic development today is assigned to small business. Small business is a responsive response to market demands, including the labor market, the operational regulation of the turnover of resources, the dynamics of the production process. It also solves social and economic problems by creating new jobs, increasing competitiveness, introducing innovative technologies. At the same time, the successful development of small business is possible under certain economic, social and legal conditions.

Keywords: entrepreneurship, market, small business, society, market economy.

Сегодня малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики России и играет огромную роль в процессе развития государства. Речь идет об его значительном вкладе в ВВП страны, создание новых высокопроизводительных рабочих мест, а также формирование среднего класса, который является гарантом социальной и политической стабильности любого государства.

Итак, «малое предпринимательство представляет собой предпринимательскую деятельность, которая может осуществляться субъектами рыночной экономики при конкретных условиях и критериях, установленных законами, представительными органами и т.д.» [1].

Отметим, что малое предпринимательство в России, появившееся в конце 1980-х гг., имеет свой непростой и индивидуальный путь становления и совершенствования. В СССР не предполагалось развитие такой хозяй-

ственно-экономической деятельности, как малое предпринимательство, что было связано с существующими политическими и социально-экономическими приоритетами. Становится очевидным, что данной форме предпринимательства не уделялось со стороны государства должного внимания. «В приоритете были крупные и средние предприятия, что привело, в конечном итоге, к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это превратилось в значительный сдерживающий фактор для прогресса национальной экономики» [1]. Активное развитие малого предпринимательства в России начинается с 1990 г.

Используя основные идеи теории социальной системы Т. Парсонса, рассмотрим сущность малого предпринимательства, его роль, задачи и виды, проанализируем существующие классификации. Ведь, несмотря на особенности развития малого предпринимательства в нашей стране, эта форма экономической деятельности обладает набором черт и характеристик, свойственных как для предпринимательства в целом, так и для мирового малого бизнеса. Причисление предприятия к малому бизнесу, основанное на разработанных и используемых критериях, имеет большое значение как для науки, так и для практики. Социологи не могут не учитывать обстоятельства и среду, а также характер общественных институтов, в рамках которых развивается предпринимательство, так как и предприниматель, и его активность органически вплетаются в «канву» исторических явлений и событий [2]. Поэтому государство несет большую ответственность за их принятие. Анализ различных источников научной литературы по экономике показал, что критерии могут быть достаточно разнообразными. В этой связи при разработке критериев важно опираться на объективность, дифференциацию в зависимости от отраслевой принадлежности, простоту в понимании и стабильность (количество критериев не должно превышать трех) [3]. Так, по данным Всемирного банка, «малое предпринимательство» должно отвечать широкому спектру показателей, приоритетное значение среди которых имеют: численность работников, ежегодный денежный оборот, величина активов [4].

В США, например, «к числу малых предприятий можно отнести свыше 6 млн компаний, каждая из которых генерирует выручку до 10 млн долл. ежегодно. В данных организациях занята примерно треть всего трудоспособного населения, имеющего постоянную или временную работу. Именно отсюда формируется пресловутый «средний класс», составляющий костяк хозяйственного благополучия страны» [4]. Именно малый бизнес создает половину рабочих мест для трудоспособного населения государства и производит 50 % валового продукта. Малое предпринимательство для США - это основные детерминанты инновационного развития промышленного сектора. Аналогичная обстановка наблюдается и в других странах (Великобритании, Германии, Канаде, Нидерландах). Так, по мнению экспертного сообщества, «доля малых и средних фирм в промышленном экспорте составляет: Германии и Нидерландов - 40 %, Италии - 20-25 %, США и Японии - 15 %. Их доля в продукции крупных фирм приближается к 60 % в Италии, 50 % - во Франции, 40 % - в Японии» [5]. Таким образом, базовым критерием для признания предприятия «малым бизнесом» является численность работников. Субъектами малого предпринимательства могут выступать предприятия, представленные небольшим количеством лиц либо управляемые одним собственни-

ком. Следует заметить также, что субъектами малого предпринимательства могут являться коммерческие организации. В таком случае доля государства в уставном капитале малого предприятия, равно как и любых других его субъектов, не может превышать 25 %. В разных сферах народного хозяйства данный критерий имеет свои показатели. Так, например, для предприятий строительства и транспорта он составляет 100 работников; для сельского хозяйства, а также предприятий научно-технической сферы - 60 человек; для предприятий оптовой торговли - 50; для предприятий розничной торговли и бытового обслуживания - 30; для остальных сфер, видов и отраслей деятельности - 50 человек [4]. Кроме того, в соответствии с рекомендациями международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), малые предприятия подразделяются на «весьма малые» (с числом занятых до 19 человек) и «малые» (до 99 человек) [6].

Еще одна из трактовок понимания, что такое малое предпринимательство и каковы критерии, позволяющие говорить о финансово-экономической деятельности как о малом предпринимательстве (в трактовке комиссии Боул-тона), предполагает следующее [5]:

- небольшой рынок сбыта, который не оказывает серьезное влияние на цены и объемы реализуемого товара;

- правовая независимость, т.е. самостоятельное управление бизнесом, либо собственником, либо собственниками-партнерами;

- управление бизнесом собственником либо собственниками-партнерами, что исключает не только контроль со стороны, но и давление.

На сегодня в России разработаны и утверждены основные критерии, позволяющие относить предприятие к категории малого бизнеса (табл. 1).

Иными словами, «малое предпринимательство - самостоятельный хозяйственный субъект экономики, создающий продукцию, исполняющий работу и предоставляющий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли» [5].

В зависимости от формы собственности различают частные, государственные, муниципальные малые предприятия, а также предприятия, являющиеся собственностью общественных организаций. Они могут осуществлять коммерческую и некоммерческую деятельность и иметь различную отраслевую принадлежность: промышленную, строительную, транспортную, сельскохозяйственную и др.

Условно малое и среднее предпринимательство делят на две группы:

- предприятия, связанные с крупным бизнесом;

- предприятия, конкурирующие с крупным бизнесом.

Рассмотрим и проанализируем каждую группу.

Первая группа включает малые предприятия, имеющие контрактные отношения с крупным бизнесом, но юридически являющиеся самостоятельными организациями. Они специализируются на ограниченном производстве, имеют издержки производства значительно ниже, чем у крупного бизнеса, более гибкое производство, что способствует быстрому реагированию на изменения рынка. «Наконец, предприятия малого бизнеса в условиях нового этапа научно-технического прогресса выступают, с одной стороны, как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой - как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями» [8].

Таблица 1

Критерии малых предприятий на 2018 г. [7]

Критерии, общие для всех

Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год - 15 человек - для микропредприятий; - 16-100 человек - для малых предприятий; - 101-250 человек - для средних предприятий П. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ

Доходы за год по правилам налогового учета не превысят: - 120 млн руб. - для микропредприятий; - 800 млн руб. - для малых предприятий; - 2000 млн руб. - для средних предприятий П. 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 265

Дополнительные критерии для ООО

Суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) организации Не более 25 % принадлежит: - государству, субъектам РФ; - муниципальным образованиям; - общественным и религиозным организациям (объединениям); - благотворительным и иным фондам Подп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ

Не более 49 % принадлежит: - иностранным организациям; - организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства

Дополнительные критерии для АО

Суммарная доля участия в капитале Не более 25 % голосующих акций принадлежит: - государству, субъектам РФ; - муниципальным образованиям; - общественным и религиозным организациям (объединениям); - благотворительным и иным фондам Подп. «е» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ

Не более 49 % голосующих акций принадлежит: - иностранным организациям; - организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства

Вторая группа включает малые предприятия, которые конкурируют как с крупным бизнесом, так и друг с другом. Основными предпосылками для данной группы являются: способность быстро реагировать на запросы рынка

и удовлетворять спрос; меньший стартовый капитал, в отличие от более крупных конкурентов, позволяющий свободно маневрировать на рынке; стремление занять ниши, которые не являются перспективными или выгодными для крупных фирм; довольно высокие цены, диктуемые рынку крупными предприятиями [8].

Основные организационно-правовые формы малого предпринимательства, существующие в современной мировой и отечественной экономике, представляют собой товарищества, общества, кооперативы. Организационно-экономические формы могут быть представлены концернами, ассоциациями, консорциумами, синдикатами, картелями, финансово-промышленными группами (ФПГ), холдингами. Виды или назначение предпринимательской деятельности могут быть достаточно разнообразными. Выделяют: производственную, коммерческую, финансовую, консультационную (консалтинговую) и др. Они могут функционировать как в отдельности, так и вместе [8].

Проведенный анализ многих источников показал, что для разных видов деятельности предполагается наличие различных ресурсов. Так, для производственной деятельности необходимо наличие стартового капитала или факторов производства (помещений, оборудования, сырья, информации и т.п.). Результатом в данном случае выступают реализация продукции потребителю и получение выручки. Этот вид предпринимательской деятельности, с нашей точки зрения, можно считать наиболее сложным, так как он предполагает наличие производственной сферы, которая в свою очередь требует серьезных вложений для поддержания и развития.

Коммерческая деятельность может осуществляться на товарных биржах и в торговых организациях. Ведение малого предпринимательства при осуществлении финансовой деятельности, как и коммерческой, предполагает деятельность в рамках коммерческих банков и фондовых бирж, что значительно облегчает производственный процесс, так как не требует создания и содержания большой материально-технической базы.

Следующий вид предпринимательской деятельности - это осуществление операций по купле-продаже товаров и услуг. Процесс осуществления коммерческой деятельности схож с производственной. Однако здесь основным средством производства выступает приобретение готового товара, который реализуется впоследствии потребителю.

Консультационная (консалтинговая) деятельность связана с осуществлением консультаций и (или) предоставлением советов специалистом в конкретной области. Данный вид малого предпринимательства хорошо развит в зарубежной практике и называется консалтингом. Первые компании по осуществлению подобного рода бизнеса появились на западе более 100 лет назад и в настоящее время активно развиваются. «Консультантов по управлению привлекают для того, чтобы снять неопределенность, возникающую на разных стадиях процесса подготовки, принятия и реализации ответственных управленческих решений. Именно ростом неопределенности и сложности среды бизнеса обусловлен громадный рост спроса на консалтинговые услуги в мире за последние 10-15 лет» [9, с. 6].

Следует заметить, что и в России консалтинговые фирмы (особенно в области информационных технологий, информационной безопасности, на-

логообложения, стратегического планирования и организационного развития, финансового управления) наиболее востребованы и активно развиваются. А в последнее десятилетие все большим спросом начинают пользоваться консультанты по кадровому менеджменту для повышения эффективности сотрудников производств.

Итак, для успешного осуществления малого предпринимательства необходимы определенные условия, в первую очередь экономические, социальные и правовые.

К экономическим условиям относят:

- предложение и спрос на товары;

- наличие различных видов товаров;

- денежные средства, которые могут быть потрачены на покупки;

- влияние избытка/дефицита рабочих мест на уровень заработной платы и покупательскую способность [10].

Кроме того, к благоприятным экономическим условиям для развития малого предпринимательства относят доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, величину заемных средств, которые готовы предоставить предпринимателям кредитные учреждения [9].

С экономическими условиями непосредственно связаны социальные, которые предполагают стремление граждан приобретать новые товары и услуги. Данное стремление находится в постоянном движении, и на него оказывают влияние нравственные и общественные (принадлежность к различным социальным группам и стратам), этнические, религиозные ценности и др., поскольку под их влиянием складываются и существуют определенный образ жизни, ценностные установки, социально-экономическая и политическая активность, потребительское поведение.

Немаловажное значение в формировании и развитии малого предпринимательства имеют подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров. То есть мы говорим о необходимости обучения ведению предпринимательской деятельности, возможности стажировок, организации подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обучения предпринимателей, открытия консультационных центров, способствующих ориентации кадров малого предпринимательства и др. [10].

Совершенно очевидно, что вся предпринимательская деятельность (начиная от крупного бизнеса и заканчивая индивидуальным предпринимательством) должна осуществляться в рамках установленного нормативно-правового поля. Речь идет о правовых условиях, которые включают законы, в том числе регулирующие предпринимательскую деятельность. Именно законодательные нормы должны обеспечивать необходимые условия для предпринимательства, а именно - разработанные и понятные механизмы, позволяющие упрощенную процедуру открытия малого предприятия; защиту от бюрократизма. Отдельно отметим вопросы, связанные с налогообложением, а также усовершенствованием методов учета и форм статистической отчетности.

Таким образом, переход России в начале 1990-х гг. на рыночную экономику оказал решающее воздействие на процесс формирования и развития малого предпринимательства. Предпринимательство сегодня - один из ключевых объектов внутренней политики современной России [11], поскольку

современная экономика должна сочетать в себе разнообразные его формы и виды. Особую роль в процессе развития экономики сегодня отводят малому предпринимательству, которое является не только рычагом повышения эффективности работы крупного и среднего бизнеса, а также решает социально-экономические задачи путем создания новых рабочих мест, повышения конкурентоспособности, внедрения инновационных технологий. Взаимодействие власти с бизнесом приводит к решению ряда задач в обществе, в частности, вопроса социальной напряженности, так как ведет к росту доходов бюджета государства. Такое сотрудничество для бизнеса - это прежде всего рост инвестиционной привлекательности и налоговые льготы [12]. При этом успешное развитие малого предпринимательства возможно при определенных экономических, социальных и правовых условиях. Осознание взаимосвязи экономического и социального в предпринимательской деятельности, сущности социальных функций предпринимательства большинством деловых людей создаст более благоприятные условия для развития рыночных отношений [13].

Библиографический список

1. Атамазова, А. А. Сущность малого предпринимательства / А. А. Атамазова // Молодой ученый. - 2016. - № 3. - С. 450. - ИЯЬ: https://moluch.ru/archive/107/ 25520/ (дата обращения: 10.10.2018).

2. Семенова, Ю. А. К вопросу об идеальном типе предпринимательства / Ю. А. Семенова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2014. - № 3 (52). - С. 125-128.

3. Российский микрофинансовый центр. - иКЬ: http://www.rmcenter.ru (дата обращения: 12.10.2018).

4. Борисов, С. Р. Состояние малого предпринимательства и инновационное развитие России / С. Р. Борисов // Новая экономика. Инновационный портрет России. - 2011. - № 4. - С. 45.

5. Краузе, Е. В. Значение малого бизнеса в России / Е. В. Краузе, А. В. Троцкая // Проблемы современной экономики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, август 2017 г.). - Казань : Молодой ученый, 2017. - С. 18-22. - ИКЬ: https:// moluch.ru/conf/econ/archive/261/12804/ (дата обращения: 11.10.2018).

6. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства : Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 // Собрание законодательства РФ. -2008. - № 30, ч. 2. - С. 36-42.

7. Критерии малых предприятий на 2018 год. - иКЬ: https://blogkadrovika.ru (дата обращения: 12.10.2018).

8. Ракша, И. Р. Государственная поддержка инновационного малого предпринимательства в регионе : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Ракша И. Р. - Тюмень, 2013. - иКЬ: http://www.dissercat.com/content/gosudarstvennaya-podderzhka-innova tsionnogo-malogo-predprinimatelstva-v-regione#ixzz5TKs2w7jL (дата обращения: 10.10.2018).

9. Менеджмент малого бизнеса / под ред. М. М. Максимцова, В. Я. Горфинкеля. -М. : Вузовский учебник, 2007.

10. Сайбель, Н. Ю. Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в России / Н. Ю. Сайбель, Я. В. Сайбель // Актуальные проблемы экономической теории и практики : сб. науч. тр. / под ред. В. А. Сидорова. - Краснодар : Кубанский государственный университет, 2015. - Вып. 18. - С. 75-83.

11. Дыльнова, З. М. Проблемы развития регионального предпринимательства в современном российском обществе (на примере Саратовской области) / З. М. Дыльнова, Ю. А. Семенова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2014. - № 3 (31). - С. 96-102.

12. Семенова, Ю. А. Взаимодействие институтов власти и предпринимательских структур / Ю. А. Семенова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 3 (35). - С. 86-96.

13. Кошарная, Г. Б. Социальная ответственность субъектов предпринимательства: история и современность / Г. Б. Кошарная // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2014. - № 1 (29). -С. 100-108.

References

1. Atamazova A. A. Molodoy uchenyy [Young scientist]. 2016, no. 3, p. 450. Available at: https://moluch.ru/archive/107/25520/ (accessed Oct. 10, 2018).

2. Semenova Yu. A. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta [Bulletin of Saratov State Socioeconomic University]. 2014, no. 3 (52), pp. 125-128.

3. Rossiyskiy mikrofinansovyy tsentr [Russian microfinancial center]. Available at: http:// www.rmcenter.ru (accessed Oct. 12, 2018).

4. Borisov S. R. Novaya ekonomika. Innovatsionnyy portret Rossii [New economy. Innovation portrait of Russia]. 2011, no. 4, p. 45.

5. Krauze E. V., Trotskaya A. V. Problemy sovremennoy ekonomiki: materialy VI Mezh-dunar. nauch. konf. (g. Kazan', avgust 2017 g.) [Problems of modern economy: proceedings of VI International scientific conference (Kazan, August 2017)]. Kazan: Molodoy uchenyy, 2017, pp. 18-22. Available at: https://moluch.ru/conf/econ/archive/ 261/12804/ (accessed Oct. 11, 2018).

6. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected laws of the Russian Federation]. 2008, no. 30, part 2, pp. 36-42.

7. Kriterii malykh predpriyatiy na 2018 god [Criteria for small enterprises in 2018]. Available at: https://blogkadrovika.ru (accessed Oct. 12, 2018).

8. Raksha I. R. Gosudarstvennaya podderzhka innovatsionnogo malogo predprinima-tel'stva v regione: avtoref. dis. kand. sotsiol. nauk [State support of innovation small business in region: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of sociological sciences]. Tyumen, 2013. Available at: http://www.dissercat.com/ content/gosudarstvennaya-podderzhka-innovatsionnogo-malogo-predprinimatelstva-v-regione#ixzz5TKs2w7jL (accessed Oct. 10, 2018).

9. Menedzhment malogo biznesa [Small business management]. Eds. M. M. Maksimtsov, V. Ya. Gorfinkel'. Moscow: Vuzovskiy uchebnik, 2007.

10. Saybel' N. Yu., Saybel' Ya. V. Aktual'nye problemy ekonomicheskoy teorii i praktiki: sb. nauch. tr. [Topical issues of economic theory and practice: collected articles]. Krasnodar: Kubanskiy gosudarstvennyy universitet, 2015, issue 18, pp. 75-83.

11. Dyl'nova Z. M., Semenova Yu. A. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2014, no. 3 (31), pp. 96-102.

12. Semenova Yu. A. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2015, no. 3 (35), pp. 86-96.

13. Kosharnaya G. B. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2014, no. 1 (29), pp. 100-108.

Дыльнова Зоя Михайловна доктор социологических наук, профессор, кафедра социологии регионов, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83)

E-mail: zmdccu@mail.ru

Семенова Юлия Александровна кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии молодежи, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: semenofa@gmail.com

Dyl'nova Zoya Mikhaylovna

Doctor of sociological sciences, professor,

sub-department of regional sociology,

Saratov State University

(83 Astrakhanskaya street,

Saratov, Russia)

Semenova Yuliya Aleksandrovna Candidate of sociological sciences, associate professor, sub-department of youth sociology, Saratov State University (83 Astrakhanskaya street, Saratov, Russia)

УДК 316.334 Дыльнова, З. М.

Малое предпринимательство в России: анализ предпосылок развития, сущность и критерии / З. М. Дыльнова, Ю. А. Семенова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. -2018. - № 4 (48). - С. 81-90. - БО! 10.21685/2072-3016-2018-4-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.