Р.С. Гараева
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Ключевые слова: творческая личность, интерактивные технологии обучения, саморазвитие, самообразование.
В статье актуализируется проблема формирования творческой личности студентов; рассматриваются технологии обучения, направленные на развитие их творческого потенциала, чтобы средствами своего предмета, а именно иностранного языка, предоставить каждому индивиду возможность полностью раскрыть свои задатки, развить творческие способности и самореализоваться как личность.
Key words: creative personality, interactive technologies of education, self-development, self-education
The article brings up to date the problem offorming of creative personality of students; focuses on the technologies of education, which are oriented to the development of their creative potential, so that by means of our subject, particularly a foreign language, to give each person a possibility to open their bents, develop their creative abilities and realize themselves as personalities.
В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования, в частности высшего, с тем, чтобы студент действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность обучаемого находилась в центре внимания педагогов-исследователей,
разработчиков программ образования, средств обучения. Важность такого подхода к образованию очень точно выразил американский бизнесмен Дж. Гриллос. Он заявил, что его мало беспокоит прочность приобретаемых студентами знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и эти знания устаревают подчас раньше, чем студенты сумеют их освоить. Гораздо важнее, считает бизнесмен, чтобы выпускники высшей школы умели самостоятельно учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, был экспертом с прекрасными навыками общения и способностями удовлетворить информационные потребности современной жизни [7, 58]. В связи с этим, перед высшей школой стоит задача подготовки специалистов, обладающих не только высоким профессиональным и духовнонравственным потенциалом, но и способных легко интегрироваться в современных динамичных условиях жизни. Педагоги должны готовить специалистов, не просто квалифицированно исполняющих свои
обязанности, а активных, энергичных, творческих личностей, готовых к преодолению трудностей, решению сложных проблем, многогранных и креативно мыслящих. Знание иностранных языков - одно из требований современного общества. Поэтому особое внимание необходимо уделять развитию не только интеллектуальных способностей обучаемых, но и творческих.
Существует обширный перечень отечественной и зарубежной литературы по проблеме творческих способностей личности. Одни авторы (В.Н.Мясищев, А.Ковалев, Н.С.Лейтес, К.К.Платонов и др.) определяют способности через
признак «свойства личности». Характерной в этом отношении является точка зрения А.Г.Ковалева: «Способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней» [1, 66]. Однако ряд авторов (С.Л.Рубинштейн, В.А.Крутецкий и др.) определяют понятие способности через «индивидуальные особенности личности». Так С.Л.Рубинштейн дает следующее определение: «Способности - это
сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности» [3, 156].
В.И.Андреев трансформировал все эти соображения применительно к творческим способностям, которые студент проявляет в учебнотворческой деятельности и определил «творческие способности» как синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их
соответствия требованиям определенного вида учебно-творческой деятельности и
обусловливающих уровень ее результативности [2, 83].
В работах многих психологов творчество, творческие способности личности часто сравнивается с интеллектом, причем их взаимосвязь трактуется неоднозначно. Имеется, по крайней мере, три точки зрения на соотношение креативности и интеллекта [9, 127].
1. Отдельных творческих способностей не существует. Творческие способности личности определяются ее когнитивной одаренностью, мотивацией, ценностями, чувствительностью к проблемам, независимостью действий в ситуации выбора (А.Маслоу, Д.Б.Богоявленская).
2. Творческие способности существуют самостоятельно и практически не зависят от интеллекта (А.Л.Пономарев, Е.П.Торранс).
3. Творческие способности адекватны интеллектуальным, т. е. чем выше креативность, тем выше интеллект и наоборот. Отдельных творческих процессов без соответствующих им интеллектуальных процессов не существует (Р.Дж.Стернберг). Данная точка зрения, которую разделяют многие специалисты в области
интеллекта, не очевидна для некоторых
отечественных психологов, исследования которых показывают различия в динамике развития креативных и интеллектуальных качеств у обучаемых.
Мы же не будем жестко разграничивать
интеллектуальные и творческие способности
студентов, полагая их очевидную связь и взаимосвязь в обеспечении продуктивного
образования и творческой самореализации. Такое состояние вопроса является, на наш взгляд, закономерным, поскольку развитие творческих способностей обучаемого неизбежно влияет на его общее развитие.
Вместе с тем, практически отсутствуют исследования, посвященные влиянию, которое оказывает изучение иностранного языка на раскрытие творческого потенциала личности, независимость ее мышления, креативность. Имеющиеся исследования не рассматривают возможностей раскрытия творческого потенциала в процессе изучения иностранного языка.
Иностранный язык, как
общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей студентов, поскольку он обладает огромным воспитательным,
образовательным и развивающим потенциалом. Прежде всего, иностранный язык как учебный предмет - это дополнительное "окно" в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, что существенно для общего образования, это средство, помогающее осуществлению деятельности в разных сферах трудовой и общественной жизни. На уроках иностранного языка студенты углубляют и расширяют многие знания и представления, полученные ими по другим общеобразовательным и специальным предметам. Более того, приобщение к другой культуре позволяет человеку осознать себя как личность, принадлежащую к определенной социокультурной общности людей, и воспитывает уважение к другим национальностям, их языку, культуре.
К проблеме использования английского языка в формировании творческих способностей в учебно-воспитательном процессе обращаются многие авторы. Однако проведенный анализ научнометодической литературы показал, что специальных исследований, посвященных изучению роли иностранного языка, в частности, занятий по английскому языку как средства формирования творческих способностей, практически нет. Несмотря на неослабевающий интерес к проблеме творческого развития индивидуальности на занятиях по английскому языку, на большое количество специалистов, педагогов-практиков, занимающихся данной проблемой, нет ее детального теоретического обоснования.
Некоторые западные психологи считают, что творчество изначально присуще человеку и что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что
такого невмешательства мало: не все могут открыть дорогу к созиданию и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, продумать всю технологию обучения студентов, отобрать задания, способствующие развитию творческих способностей, то студенты, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Развитие творческих способностей студентов будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный
непрерывный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Для этого необходима технологизация образовательного процесса, что предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием студента в ходе овладения знаниями.
В связи с этим, нас интересуют технологии обучения, направленные на развитие творческого потенциала студента, чтобы средствами своего предмета, а именно иностранного языка, предоставить каждому индивиду возможность полностью раскрыть свои задатки, развить творческие способности и самореализоваться как личность. Из всего многообразия современных методов обучения наше внимание привлекли интерактивные технологии обучения (от англ. «Interactive learning»).
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter» -взаимный, «act» - действовать. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется освоение опыта обучаемым (стихийное или специально организованное) на базе взаимодействия с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком) [4, 48]. Работа с накопленным опытом - характерная черта такого обучения. Опыт выступает важнейшим источником учебного познания. В традиционном обучении преподаватель играет роль «фильтра», как бы пропуская через себя учебную информацию. В интерактивном же обучении он выступает в качестве помощника обучаемых, являясь одним из источников информации. Преподаватель не сообщает готовые знания, а лишь побуждает студентов к самостоятельному поиску. Другими словами, этот термин означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо, в результате чего обучаемый самостоятельно приобретает необходимые знания, умения и навыки, способность к творческому принятию решений в процессе диалога, к дальнейшему саморазвитию,
самообразованию, взаимодействию и
сотрудничеству.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения и дает возможность каждому индивиду полностью раскрыть себя, свои задатки, развивать творческие способности и самореализоваться как личность.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучаемые оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучаемых в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества [8, 328].
Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивную работу можно применять и на занятиях усвоения материала (после изложения нового материала), и на занятиях по применению знаний, на специальных занятиях, а также делать её вместо опроса или обобщения. Часто используется работа в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все участники имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всей группе. Кроме того, никто из обучаемых не будет просиживать время на занятии, как это очень часто бывает, - все вовлечены в работу. Организация интерактивного обучения предполагает
моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации. Примерами такой работы являются обсуждение текста, взятие интервью у напарника, разработка вопросов к группе или ответы на вопросы преподавателя и т. д. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские
проекты, ролевые игры, используются творческие работы [10, 138].
По сравнению с традиционным в интерактивном обучении меняются и формы взаимодействия с преподавателем. Педагог (ведущий) не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности обучаемых, поскольку его задача - создание условий для реализации инициативы, активности, творчества студентов.
Интерактивные технологии обучения позволяют решать одновременно несколько задач. Главное, они позволяют осваивать учебный материал и включать в учебный процесс мотивационную сферу студента; развивать творческие способности личности, способность к дальнейшему саморазвитию и самообразованию; развивать коммуникативные умения и навыки; помогают устанавливать эмоциональные контакты между обучаемыми; обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактивных методов в обучении снимает нервную нагрузку студентов, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Другими словами, интерактивное обучение это, прежде всего, диалоговое обучение, предполагающее такое взаимодействие
преподавателя и студентов, которое ориентирует личность на развитие ее интеллектуальных и творческих способностей, нацеливает на деятельность, стимулирующую «изобретательство» и «открывательство».
Литература
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, Изд-во КГУ, 1988. - 237с.
2. Андреев В.И. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей /В.И.Андреев. -Казань: Изд-во кГу, 1989. - 144 с.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей /В.Н. Дружинин. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. -368 с.
4. Еримбетова С. Использование интерактивных (диалоговых) технологий обучения в процессе творческого саморазвития личности учащихся /С.Еримбетова, А.Маджуга, Б.Ахметжан //Алма Матер: Вестник высшей школы. - 2003. - № 11. - С. 48.
5. Журавлева М.В. Формирование готовности обучающихся к инновационной деятельности и опережающему образованию в условиях национального исследовательского технологического университета /М.В. Журавлева //"Вестник Казанского технологического университета". - 2012. - № 18. - С. 300-303.
6. Кравчук П.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования. Дисс. докт. пед. наук. Курск., 1992. 334 с.
7. Новые педагогические технологии: (пособие для
учителей) /под ред. Е.С.Полат. - М., 1997. - 128 с.
8. Хайруллина Л.И., Зиннатуллина Г.Н. Интерактивные
технологии обучения: преимущества модульной
технологии в преподавании учебных дисциплин в вузе / Л.И. Хайруллина, Г.Н. Зиннатуллина //"Вестник Казанского технологического университета". - 2013. -№ 6. - С. 326-321.
9. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения /А.В.Хуторской. -М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
10. Четверикова Л.И. Интерактивные формы и методы в
обучении английскому языку /Л.И. Четверикова //Новые технологические технологии в обучении иностранным языкам в средней школе и вузе: материалы
Республиканской научно-практической конференции, 17 марта 2004 года. - Йошкар-Ола: МГПИ, 2004. - С. 137141.
11. Шамсиева А.А. Методические рекомендации формирования творческой самостоятельности студентов по английскому языку /А.А.Шамсиева. -Казань. - 2004. - 60 с.
12. Mildrum N.K. Creativity reigns (not reigned) in the regular classroom /N.K.Mildrum //The education digest. -2000. - № 1. - P. 33-38.
© Р. С. Гараева - канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ».