Научная статья на тему 'Дидактическая модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения'

Дидактическая модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1172
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / INTELLECTUAL AND CREATIVE SKILLS / INTERACTIVE LEARNING TECHNOLOGIES / DIDACTIC MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гараева Римма Салаватовна, Васильева Аида Алеговна

Актуальность исследования обусловлена необходимостью технологизации образовательного процесса, создания условий для формирования личности обучаемого, способной активно действовать, критически мыслить, самостоятельно приобретать необходимые знания; личности творческой, активной, способной к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Подчеркивается, что в настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования, в частности высшего, с тем чтобы студент действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность обучаемого находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования, средств обучения. В статье представлена авторская разработка дидактической модели развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения. Особое внимание уделяется педагогическим условиям, повышающим эффективность использования интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей студентов. С учетом выделенных педагогических условий авторы определяют содержание образования, методы обучения и формы работы; описывают этапы усвоения знаний, умений и навыков и развития творческих способностей студентов. На основе анализа педагогической теории и практики показаны основные достоинства разработанных авторами дидактической модели развития творческих способностей студентов и комплекса интерактивных технологий обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гараева Римма Салаватовна, Васильева Аида Алеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactic Model of Development of Students’ Creativeness by Means of Interactive Educational Technologies

The relevance of the study is determined by the need of the technologization of educational process, creation of conditions for the formation of student’s personality able to be active, to think critically, independently acquire necessary knowledge; personality which is creative, active, capable of further self-development and self-education. It is emphasized that at present, almost all developed countries have realized the need to reform their education systems, particularly higher education, so that the student really has become the central figure of educational process, the cognitive activity of the learner was the center of attention of teachers-researchers, developers of educational programs and learning tools. The article presents the authors’ development of didactic model of development of creative abilities in students by means of interactive learning technologies. Special attention is paid to educational conditions, improving the efficiency of the use of interactive learning technologies in the development of students’ creative abilities. Taking into account the distinguished pedagogical conditions, the authors determine the content of education, teaching methods and forms of work; describe the stages of mastering of knowledge, abilities, skills and development of students’ creative abilities. Based on the analysis of pedagogical theory and practice the main advantages of developed by the authors didactic model of development of students’ creative abilities and interactive learning technology are shown.

Текст научной работы на тему «Дидактическая модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения»

Гараева Р. С. Дидактическая модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения / Р. С. Гараева, А. А. Васильева // Научный диалог. — 2016. — № 2 (50). — С. 349—361.

ERIHJMP

Журнал включен в Перечень ВАК

и I к I С н' s

perkxmcals direciorv.-

УДК 37.026.9+37.036.5:004

Дидактическая модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения

© Гараева Римма Салаватовна (2016), кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (Нижнекамск, Россия), rimma_salavatovna@mail.ru.

© Васильева Аида Алеговна (2016), кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (Нижнекамск, Россия), v.aida@inbox.ru.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью технологизации образовательного процесса, создания условий для формирования личности обучаемого, способной активно действовать, критически мыслить, самостоятельно приобретать необходимые знания; личности творческой, активной, способной к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Подчеркивается, что в настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования, в частности высшего, с тем чтобы студент действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность обучаемого находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования, средств обучения. В статье представлена авторская разработка дидактической модели развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения. Особое внимание уделяется педагогическим условиям, повышающим эффективность использования интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей студентов. С учетом выделенных педагогических условий авторы определяют содержание образования, методы обучения и формы работы; описывают этапы усвоения знаний, умений и навыков и развития творческих способностей студентов. На основе анализа педагогической теории и практики показаны основные достоинства разработанных авторами дидактической модели развития творческих способностей студентов и комплекса интерактивных технологий обучения.

Ключевые слова: интеллектуальные и творческие способности; интерактивные технологии обучения; дидактическая модель.

1. Введение

Современный этап развития нашего общества, динамичные изменения во всех сферах жизни и деятельности ставят качественно новые задачи в области образования и подготовки специалистов. Согласно исследованиям социологов, самыми «запрашиваемыми» способностями личности в современном мире являются способность к творческому развитию и саморазвитию, к принятию творческого решения. Поэтому особое внимание необходимо уделять развитию не только интеллектуальных, но и творческих способностей обучаемых.

Практика показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Для осуществления целей образования, выдвинутых на данном этапе, необходима смена фундаментальных основ обучения, разработка эффективных обучающих технологий. Это особенно актуально, когда многие вузы отдают предпочтение традиционным методам обучения, не учитывая наметившийся сегодня выход на гуманистические отношения, личностное общение и взаимодействие участников целостного педагогического процесса.

В отличие от традиционных дидактических систем, где основой любой технологии обучения считается объяснение, интерактивное образование, истоки которого содержатся в диалоговой концепции, делает акцент на понимании и взаимопонимании. Другими словами, в процессе интерактивного обучения студенты взаимодействуют, или находятся в режиме беседы, диалога с кем-либо, что ориентирует личность на развитие ее интеллектуальных и творческих способностей, дальнейшее саморазвитие и самообразование, нацеливает на деятельность, стимулирующую «изобретательство» и «открывательство».

Диагностика образовательного процесса в вузе показала, что учебные занятия большей частью проводятся в обычном, академическом режиме. Интерактивные технологии обучения, способствующие развитию креативности, практически не используются. В связи с этим нами была спроектирована дидактическая модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения в рамках предмета «Иностранный язык».

2. Модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий при изучении иностранного языка

Разработанная авторами дидактическая модель включает в себя несколько блоков.

Первый блок — учебная цель — развитие творческих и интеллектуальных способностей студентов в процессе обучения. Второй блок — задачи, которые были определены в соответствии с целью: формирование творческого мышления студентов; передача системы знаний, умений и навыков; овладение опытом творческой деятельности. Третий блок — педагогические условия, повышающие эффективность использования интерактивных технологий обучения в процессе развития творческих способностей студентов.

На наш взгляд, использование интерактивных технологий обучения для развития творческих способностей студентов в процессе обучения будет более эффективным, если:

— процесс усвоения знаний, умений и навыков (далее — ЗУНы) и развития творческих способностей личности будет включать в себя такие этапы, как мотивация деятельности студентов по развитию творческих способностей; копирование (усвоение образца типичного действия и овладения его простейшим переносом на решение аналогичных задач); репродуктивно-творческая деятельность (перенос, пока с помощью преподавателя, известного приема в новую учебную ситуацию); конструктивно- творческая деятельность (сочетание преобразующей деятельности с творческой);

— процесс обучения будет организован с учетом принципов личност-но-ориентированного подхода к образованию; аутентичности, связанной с критерием культурологической ценности и обеспечивающей расширение межкультурной компетентности студентов; билингвизма и полилингвизма; профессиональной направленности обучения; активизации творческой деятельности студентов и педагогики сотрудничества;

— структурирование содержания обучения будет осуществляться на основе взаимосвязи интеллектуальных и творческих способностей личности студентов через поэтапную реализацию диалоговых форм и методов (диалог-образец, пошаговое составление диалога, создание ситуации общения, личностно-смысловой диалог как средство соразвития преподавателя и студента);

— интерактивные технологии обучения, например, «мозговой штурм», метод проектов, ролевые и деловые игры, метод «круглого стола», кейс-стади и др., будут применяться в учебном процессе комплексно, как целостная совокупность дидактических, психологических и методических процедур.

С учетом выделенных педагогических условий определяется содержание образования, методы обучения и формы работы.

Содержание интерактивного образования обусловлено необходимостью развития творческих способностей студентов. В рамках реализации интерактивных технологий обучения в процессе развития творческих способностей студентов эффективным, на наш взгляд, является использование эвристических, частично-поисковых, поисковых, исследовательских методов, метода проблемного изложения и др., а эффективными формами работы выступают индивидуальные, групповые, микрогрупповые, коллективные, фронтальные, парные формы.

Рассматриваемый в исследовании период обучения иностранному языку охватывает четыре семестра (1—2 курсы). На наш взгляд, существующие условия обучения в вузе делают необходимым разделение курса обучения иностранному языку также на четыре этапа. Такое деление осуществляется исходя из задач обучения, постановка которых обусловлена необходимостью подготовки специалиста с высоким уровнем развития коммуникативной компетенции и творческих способностей.

3. Содержание этапов обучения иностранному языку с использованием интерактивных технологий

Этап мотивации студентов к развитию творческих способностей. Данный этап служит основой для всего последующего обучения иностранному языку в вузе. Прежде чем приступить к определению целей этапа, дадим его краткую характеристику.

Этап мотивации студентов к развитию творческих способностей, совпадающий с первым семестром (частично или полностью) первого года обучения в вузе, считается адаптационным периодом. С первых же дней учебы в вузе первокурсники сталкиваются с трудностями данного периода, определяемыми рядом факторов. К таким факторам относятся: низкий уровень общеобразовательной подготовки, недостаточное знание курса средней общеобразовательной школы по конкретному предмету, слабо сформированные навыки самостоятельной работы первокурсников и низкий уровень развития мотивации. Таким образом, студентам необходимо помочь адаптироваться к новым условиям обучения.

Являясь начальной ступенью всего курса изучения иностранного языка, этап мотивации представляет собой относительно самостоятельный период обучения, имеющий собственные цели, определенное содержание и методику работы.

В данный период основной целью обучения является коррекция базового уровня коммуникативной компетенции во всех видах речевой дея-

тельности (чтении, аудировании, говорении и письме), а также формирование у студентов мотивов учебно-творческой деятельности.

Основными задачами выступают следующие: определение и ликвидация пробелов за курс средней общеобразовательной школы, включающие в себя определение уровня языковой и речевой компетенции обучаемых; развитие мотивационной сферы обучаемых; создание положительного психологического климата в группах, обстановки раскрепощенного общения, сотрудничества между преподавателем и студентами.

Цели и задачи данного этапа обусловливают отбор определенного языкового материала. Будучи направленным в основном на коррекцию и ликвидацию пробелов за курс средней общеобразовательной школы, мо-тивационный этап обучения, соответственно, предполагает использование школьного лексико-грамматического минимума.

Общий низкий уровень языковой и речевой компетенции, слабая мотивация и невозможность решения серьезных задач при небольшом количестве отведенных на изучение языка часов могут быть преодолены путем использования интерактивных технологий обучения, а также соблюдения ряда благоприятных условий.

Так, к социально-психологическим условиям авторы относят создание преподавательского коллектива, способного решать весь комплекс учебно-воспитательных и коммуникативных задач; подбор преподавателем личностно-значимых тем и ситуаций, в рамках которых осуществляется изучение иностранного языка. Наряду с социально-психологическими условиями существуют также и факторы индивидуального плана, способствующие повышению интереса обучаемых к овладению языком за счет развития у них мотивации.

В психологическом и технологическом плане этот этап является наиболее важным и требует от преподавателя серьезной подготовки. Для того чтобы студенты могли активно общаться во время проведения игр, участвовать в реализации творческих проектов, принимать участие в обсуждении и решении проблем в группе, необходимо создать свободную, раскрепощенную обстановку. Если студенты стесняются, боятся свободно выражать свои мысли на иностранном языке, испытывают страх перед преподавателем, боятся ошибиться, очевидно, что в такой обстановке о творчестве не может быть и речи. Поэтому первый этап направлен именно на то, чтобы создать дружественную творческую атмосферу на занятии, помочь студентам раскрыть свои положительные качества, снять тревожность в связи с высказыванием своих мыслей на иностранном языке и восполнить пробелы в знаниях. Постепенно студенты привыкают к доброже-

лательному отношению как со стороны преподавателя, так и со стороны товарищей, разрушается языковой барьер, пропадает страх ошибки, и студенты начинают общаться на иностранном языке.

Критериями готовности перехода студентов к следующему этапу можно считать обстановку психологического комфорта на занятии; свободу и раскрепощенность студентов в выражении своих мыслей; умение совместно решать поставленные задачи, пользуясь иностранным языком как средством общения; удовлетворенность студентов общением на занятиях по иностранному языку.

Этап копирования. Данный этап соответствует второму семестру первого года обучения. Целью работы на данном этапе является совершенствование уровня коммуникативной компетенции, основанное на развитии всех видов речевой деятельности, усвоении образца типичного действия и овладения его простейшим переносом на решение аналогичных задач.

Наименее развитым видом речевой деятельности студентов, как показывает практика, является устная речь. Без сформированных устно-речевых умений невозможно решить задачи, связанные с подготовкой студентов к участию в современном научно-техническом общении. Значимость данных умений для освоения специальности коррелирует с необходимостью развития способности студентов к аудированию, участию в диалогическом общении и созданию монологических высказываний с учетом их дальнейшего применения в профессиональной деятельности. Следовательно, на данном этапе больше внимания следует уделять активизации умений и навыков аудирования, значимость совершенствования которых определяется также и тем, что аудирование служит источником обогащения словарного запаса студентов.

Целью обучения аудированию на втором этапе обучения иностранному языку является совершенствование умения восприятия на слух и понимания отдельных реплик партнера, небольших высказываний различных коммуникативных типов, а также текстов, построенных на бытовом лекси-ко-грамматическом материале. В области говорения студенты должны владеть умением принимать участие (на определенном уровне) в групповом общении на бытовые темы, сообщать, описывать, давать характеристику с опорой на образец или реплику преподавателя. Задачей в области чтения является совершенствование умений и навыков чтения ознакомительного вида с целью подготовки к обучению другим видам данной речевой деятельности (поисковому, аналитическому и др. видам чтения).

Письмо выступает как цель и средство обучения при выполнении заданий по актуализации языкового материала. При постановке вопросов и

подготовке ответов на них, при составлении плана и выполнении других видов работ студент использует умения письма, отбирая известный ему языковой материал, необходимый для выполнения задания, а также находя в словарях ранее неизвестные ему лексические единицы, тем самым пополняя свой словарный запас.

В заключение можно сказать, что к концу подготовительного этапа у студентов должны быть развиты умения и навыки говорения, аудирования, чтения и письма, сформированные на лексико-грамматическом материале бытовой и социально-культурной сфер общения. Решить задачи данного этапа представляется возможным, привлекая интерактивные технологии обучения в более упрощенном виде: это могут быть своеобразные модели общения, которые наполняются разным содержанием в зависимости от темы занятия.

Этап РЕПРодуктивно-творчЕской деятельности студентов. Данный этап соответствует третьему семестру обучения и предполагает ознакомление студентов с основными приемами работы над текстовым материалом общенаучного и научно-популярного характера, так как профессионализация обучения начинается именно с третьего этапа обучения иностранному языку. Целью репродуктивно-творческого этапа является достижение студентами продвинутого уровня развития коммуникативной компетенции во всех видах речевой деятельности. На данном этапе осуществляется перенос (пока с помощью преподавателя) известного приема в новую учебную ситуацию, приобретение опыта творческой деятельности. В процессе обучения у студентов формируется и развивается потребность построения своей будущей профессиональной деятельности с творческих позиций.

На репродуктивно-творческом этапе ставятся более серьезные задачи развития умений чтения и аудирования как видов речевой деятельности. Осуществляется переориентировка студентов на новые коммуникативные цели обучения, теперь основное внимание уделяется развитию умений, направленных на понимание звучащего и графического текстов научно-популярного характера. Наряду с совершенствованием умения ознакомительного чтения вводится задача научиться осваивать информацию посредством изучающего чтения. С целью развития умения аудировать необходимо совершенствовать составляющие его умения по восприятию на слух и пониманию более сложных, чем на предыдущих этапах обучения, речевых сообщений различных коммуникативных типов.

Достижение продвинутого уровня коммуникативной компетенции в устной речи проявляется в решении студентами комплексных коммуникативных задач, в сформированности умения вариативно использовать

известные структурно-функциональные типы предложений, выходя за рамки типов высказываний и микродиалогов, которые создавались на предыдущем этапе. Цель развития диалогической речи состоит в том, чтобы научить студентов более свободно вести беседу в стандартных ситуациях бытовой и социально-культурной сфер общения. В это же время в области письма развивается умение конспектировать основные положения письменного и звучащего текстов.

С целью подготовки студентов к пониманию текстов, связанных с их специальностью, для обучения на четвертом этапе, необходимо уже на третьем этапе подбирать для работы материалы из научно-популярной литературы.

К методам, применяемым на данном этапе, предъявляется ряд требований. Они должны создавать условия для творческой деятельности студентов; способствовать развитию навыков устной речи, формированию коммуникативной компетенции у студентов; доставлять студентам удовольствие от общения на занятиях по иностранному языку.

Этап конструктивно-творческой деятельности студентов. Данный этап имеет целью достижение студентами высокого уровня овладения всеми видами речевой деятельности, а также высокого уровня развития творческих способностей студентов, что является необходимым условием формирования профессионально достаточного уровня коммуникативной компетенции. Этап реализуется в четвертом семестре обучения в период освоения узкой специализации в избранной профессии.

Данный этап обучения посвящен совершенствованию умений чтения и понимания текстов по специальности и подготовке к восприятию сообщений в рамках узкой тематики. Таким образом, появляется возможность приблизить условия учебной коммуникации к условиям реальной профессиональной деятельности.

Основным видом речевой деятельности на этапе специальной подготовки продолжает оставаться чтение. На заключительном этапе обучения иностранному языку должен быть достигнут минимальный уровень развития зрелого чтения. Рецептивные виды речевой деятельности на этапе специальной подготовки приобретают профессиональную функцию, функцию приобретения студентами теоретических знаний, связанных с их будущей профессией. Эта задача вполне осуществима, поскольку студенты овладели основными языковыми средствами и приобрели знания по специальности, что позволяет им не задерживаться на языковой форме сообщения, а усваивать его содержание.

Конструктивно-творческий этап предполагает проявление значительной активности и самостоятельности студентов. На данном этапе пре-

образующая деятельность сочетается с творческой, студенты осуществляют самостоятельный творческий перенос знаний и умений в новую ситуацию, самостоятельно комбинируют из известных способов деятельности новые, ищут принципиально новые способы решения проблем, отличные от известных им. В дальнейшем происходит отработка умений при выполнении все усложняющихся заданий и задач. Таким образом, на данном этапе необходимо предоставить студентам возможность самостоятельной творческой деятельности, максимального проявления своих творческих способностей. На занятиях моделируются ситуации, максимально приближенные к условиям будущей профессиональной деятельности студентов. Темы и содержание занятий побуждают студентов к проявлению собственных элементов творчества по сравнению с репродуктивными элементами в учебной деятельности, ориентируют на самоорганизацию студентов, осознание ими преимущество творческой деятельности над репродуктивной.

Следующий блок в разрабатываемой нами дидактической модели — блок творческой деятельности студентов в учебном процессе, в результате которой развиваются не только интеллектуальные, но и творческие способности личности. Цель обучения — развитие творческих и интеллектуальных способностей студентов — можно считать достигнутой, если студенты начинают свободно применять полученные знания, умения и навыки в новых ситуациях.

Учитывая все вышесказанное, мы предлагаем следующую дидактическую модель развития творческих способностей студентов (рис. 1).

4. Выводы

Таким образом, мы спроектировали дидактическую модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения. На основе анализа педагогической теории и практики нами были выделены основные достоинства нашей модели и комплекса интерактивных технологий обучения для развития творческих способностей студентов. Предложенная модель и интерактивные технологии позволяют:

— активизировать и интенсифицировать процесс обучения, так как интерактивные технологии обучения достаточно сильно стимулируют мотивы учебной деятельности обучаемых;

— создать доброжелательный педагогический микроклимат, что в свою очередь создает условия для раскованности, активизирует интуицию и воображение;

Учебная цель: развитие творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения («мозговой штурм», технология проектов, «круглый стол», ролевые и деловые игры, кейс-стади и др.)

Задачи

Рис. 1. Дидактическая модель развития творческих способностей студентов

— воссоздать межличностные отношения, процедуры принятия коллективных решений обучаемых в ситуациях, моделирующих реальные условия общественной жизни либо профессиональной деятельности;

— в широких пределах варьировать проблемность, трудность, сложность учебного материала;

— гибко сочетать разнообразные приемы и методы обучения и учения — от репродуктивных до проблемных;

— моделировать практически любой вид профессиональной деятельности;

— интерактивные технологии обучения выступают и как специфический феномен развития культуры творчества студентов, так как позволяют расширить и углубить процесс развития творческих способностей студентов.

Литература

1. Андреев В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — 2-е изд. — Казань : Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.

2. Атутов П. Р. Технологии и современное образование / П. Р. Атутов // Педагогика. — 1996. — № 2. — С. 11—14.

3. Белокопытов Ю. Активные методы обучения / Ю. Белокопытов, Г. Панасен-ко // Высшее образование в России. — 2004. — № 4. — С. 167-169.

4. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. — Москва : Изд-во института проф. обр. Мин. Обр. Россия, 1995. — 336 с.

5. Ведерникова Л. В. Формирование ценностных установок студента на творческую самореализацию / Л. В. Ведерникова // Педагогика. — 2003. — № 8. — С. 47—53.

6. Губайдуллина А. Е. Тенденции развития педагогической технологии преподавания иностранных языков в Республике Татарстан (80-е — 90-е гг.) : автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / А. Е. Губайдуллина. — Казань, 2000. — 15 с.

7. Педагогические технологии в вузе и школе : сборник научных трудов. — Вып. 1. — Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2003. — 350 с.

8. Педагогические технологии : учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общей ред. В. С. Кукушкина. — Серия «Педагогическое образование». — Ростов н/Д : Издательский центр «Март», 2002. — 320 с.

9. Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация / Г. К. Селевко. — Москва : НИИ школьных технологий, 2005. — 144 с.

10. Технологии обучения иностранному языку в контексте управления качеством образования : материалы научно-практического семинара г. Новосибирск, 2 ноября 2003 г. — Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2004. — 127 с.

11. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. — Москва : Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.

12. Юрина Е. Н. Личностно-ориентированная технология обучения студентов технического вуза иностранному языку : автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / Е. Н. Юрина. — Ростов н/Д., 2001. — 26 с.

13. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — Москва, 1996. — 96 с.

14. HerrelA. L. Fifty strategies for teaching English language learners / A. L. Her-rel, M. Jordan. — 2nd ed. — 2004. — 285 p.

15. Littlewood W. Communicative Language Teaching / W. Littlewood. — Oxford : OUP, 1994.

Didactic Model of Development of Students' Creativeness by Means of Interactive Educational Technologies

© Garayeva Rimma Salavatovna (2016), PhD in Education, associate professor, Department of Foreign Languages, Nizhnekamsk Chemical-Technological Institute, Branch of Kazan National Research Technological University (Nizhnekamsk, Russia), rimma_salavatovna@mail.ru. © Vasilyeva Aida Alegovna (2016), PhD in Education, associate professor, Department of Foreign Languages, Nizhnekamsk Chemical-Technological Institute, Branch of Kazan National Research Technological University (Nizhnekamsk, Russia), v.aida@inbox.ru.

The relevance of the study is determined by the need of the technologization of educational process, creation of conditions for the formation of student's personality able to be active, to think critically, independently acquire necessary knowledge; personality which is creative, active, capable of further self-development and self-education. It is emphasized that at present, almost all developed countries have realized the need to reform their education systems, particularly higher education, so that the student really has become the central figure of educational process, the cognitive activity of the learner was the center of attention of teachers-researchers, developers of educational programs and learning tools. The article presents the authors' development of didactic model of development of creative abilities in students by means of interactive learning technologies. Special attention is paid to educational conditions, improving the efficiency of the use of interactive learning technologies in the development of students' creative abilities. Taking into account the distinguished pedagogical conditions, the authors determine the content of education, teaching methods and forms of work; describe the stages of mastering of knowledge, abilities, skills and development of students' creative abilities. Based on the analysis of pedagogical theory and practice the main advantages of developed by the authors didactic model of development of students' creative abilities and interactive learning technology are shown.

Key words: intellectual and creative skills; interactive learning technologies; didactic model.

References

Andreev, V. I. 2000. Pedagogika: Uchebnyy kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya.

Kazan': Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy. 608. (In Russ.).

Atutov, P. R. 1996. Tekhnologii i sovremennoye obrazovaniye. Pedagogika, 2: 11—14. (In Russ.).

Belokopytov, Yu., Panasenko, G. 2004. Aktivnyye metody obucheniya. Vyssheye obrazovaniye v Rossii, 4: 167-169. (In Russ.).

Bespalko, V. P. 1995. Pedagogika iprogressivnyye tekhnologii obucheniya. Moskva: Izd-vo instituta prof. obr. Min. Obr. Rossiya. 336. (In Russ.).

Gubaydullina, A. E. 2000. Tendentsii razvitiya pedagogicheskoy tekhnologii prepoda-vaniya inostrannykh yazykov v Respublike Tatarstan (80-e — 90-e gg.): av-toreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Kazan'. 15. (In Russ.).

Herrel, A. L., Jordan, M. 2004. Fifty strategies for teaching English language learners. 285.

Khutorskoy, A. V. 2003. Didakticheskaya evristika. Teoriya i tekhnologiya kreativnogo obucheniya. Moskva: Izd-vo MGU. 416. (In Russ.).

Kukushkin, V. S. (ed.). 2002. Pedagogicheskiye tekhnologii. Seriya «Pedagogicheskoye obrazovaniye». Rostov n/D: Mart. 320. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Littlewood, W. Communicative Language Teaching. Oxford: OUP, 1994.

Pedagogicheskiye tekhnologii v vuze i shkole, 1. 2003. Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta. 350. (In Russ.).

Selevko, G. K. 2005. Traditsionnaya pedagogicheskaya tekhnologiya i eye guman-isticheskaya modernizatsiya. Moskva: NII shkolnykh tekhnologiy. 144. (In Russ.).

Tekhnologii obucheniya inostrannomu yazyku v kontekste upravleniya kachestvom obra-zovaniya, 2004. Novosibirsk: Izd-vo SGUPSa. 127. (In Russ.).

Vedernikova, L. V. 2003. Formirovaniye tsennostnykh ustanovok studenta na tvorcheskuyu samorealizatsiyu. Pedagogika, 8: 47—53. (In Russ.).

Yakimanskaya, I. S. 1996. Lichnostno-orientirovannoye obucheniye v sovremennoy shkole. Moskva. 96. (In Russ.).

Yurina, E. N. 2001. Lichnostno-orientirovannaya tekhnologiya obucheniya studentov tekhnicheskogo vuza inostrannomu yazyku: avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Rostov n/D. 26. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.