Научная статья на тему 'Проблема актуализации инновационного (творческого) мышления в системе постдипломного образования'

Проблема актуализации инновационного (творческого) мышления в системе постдипломного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ / АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акопова Мария Алексеевна, Ферсман Наталия Геннадиевна

Статья посвящена проблеме актуализации инновационного (творческого) мышления взрослых в системе постдипломного образования. Освещены некоторые важные вопросы постдипломного образования, в частности применение интерактивных технологий, видоизменение форм обучения с транслирующих на диалоговые с сохранением целей и содержания образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems of adult students' innovative (creative) thinking. Its focus is the application of andragogical learning theory and methods in the life-long education system. The article emphasizes the importance of interactive technologies in post-graduate learning. The target audience includes teachers of higher professional schools who would be able to apply the research results to their practice.

Текст научной работы на тему «Проблема актуализации инновационного (творческого) мышления в системе постдипломного образования»

к

>

Инновации и образование

УДК 378.026.9.046.4

МЛ. Акопова, Н.Г. Ферсман

ПРОБЛЕМА АКТУАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО (ТВОРЧЕСКОГО) МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Различные периоды развития России характеризовались появлением ключевых понятий, показывающих новые пути решения существующих проблем в государстве. Сегодня ключевыми становятся понятия «инновационное общество» и «инновационное мышление».

Одна из характерных особенностей современного общества — это появление экономических систем, в которых источниками конкурентоспособного преимущества становятся не ресурсы и дешевая рабочая сила, а информации и идеи. Такие экономические системы называют «инновационным обществом». Термин «инновации», или нововведения, традиционно использовался применительно к проблемам управления научно-техническим прогрессом; в настоящее время его связывают с различными сторонами деятельности предприятий и рассматривают как элемент развития. Любой инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением новшеств; ими могут быть новый порядок, новый метод, изобретение. Новшества разрабатываются для того, чтобы получить более высокие результаты работы, обеспечить конкурентоспособность специалиста на рынке труда. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

В литературе насчитывается множество определений инновации. Понятие «инновация» было введено И. Шумпетером в 1930-е годы. Различные ученые, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Э. Роджерс, И. Шумпетер, В. Хартман и др.), трак-

туют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. В 1993 году по заказу Министерства науки и технической политики РФ, организовывавшего широкомасштабные акции по управлению инновационной политикой на государственном уровне, были выполнены работы по формированию целостного взгляда на инновацию и инновационную деятельность для уточнения логики ее сущности. Под инновацией было решено понимать: особым образом организованную целостность, содержащую новшество вместе с системой его осуществления и потребления; деятельность по преобразованию новшества; жизненный цикл инновации; результат потребления преобразованного новшества; первичные и вторичные последствия потребления [14].

В соответствии с Руководством Фрас-кати, принятым Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1993 году, инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновационной деятельностью называют совокупность работ, направленных на практическое использование научных, научно-технических результатов и интеллектуального потенциала с целью получения нового продукта или технологии [15].

Инновации рождаются благодаря мышлению человека. В научной литературе и официальных документах появился термин «ин-

новационное мышление», которое выделяют в качестве одной из ключевых составляющих инновационной деятельности — как совокупность мыслительных процессов, обслуживающих этот вид деятельности. В научный оборот термин был введен В.П. Де-лия на Всемирном философском конгрессе в 1993 году. Он рассматривает инновационное мышление как приводящее к новым результатам; в отличие от традиционного оно опережает существующую в данном времени господствующую парадигму мышления; оно в высшей степени продуктивно, хотя может обладать и репродуктивными составляющими [3]. Основная идея инновационного мышления — не приспосабливаться к неизбежным изменениям, а учиться их использовать; при этом изменения воспринимаются не как помехи в работе и жизни, а как благоприятные возможности для роста и обновления.

Проведенный нами анализ исследований данного вопроса показал, что многие авторы (В.П. Делия, В.К. Лукашевич, Г.В. Лаврентьев, М.М. Кашапов, A.B. Хуторской и др.) трактуют инновационное мышление как способность создавать новое или незамедлительно реагировать на создаваемое новое, умение быстро и легко адаптироваться к освоению новых моделей взаимодействия с внешним миром. Такая трактовка позволяет нам сделать вывод о тождественности инновационного и творческого мышления. Кроме того, мы проследили синонимичность употребления в литературе следующих терминов: продуктивное, творческое, инверсионное, эвристическое, креативное, латеральное мышление. Предметом инновационного мышления являются процессы, направленные на «создание новых фрагментов реальности, их преобразование, или, наоборот, поддержание стабильного состояния существующей реальности». Специфика предмета приводит к такой его особенности, как креативность. Таким образом, формирование инновационного мышления является процессом ее «направленного культивирования» [10].

В каждом конкретном случае инновации, связанные с необходимостью отрицания прежних норм, знаний, опыта, начина-

ются с проявления творчества, отхода от существующих общепринятых традиций. Многие убеждены, что творчество — это атрибут таланта, которым обладают лишь избранные; при этом они смешивают понятия художественного творчества и способности к перемене концепций и восприятия [6].

Большую часть проблем современного общества ученые объясняют острой нуждой в интеллектуально инициативных личностях, способных к творческим преобразованиям [1]. Умение мыслить творчески, хорошо развитая креативность, по мнению Г. Клэк-стона и Б. Лукаса, являются важнейшей экономической силой в XXI веке и существенной частью жизни людей [18]; «расплатой за отсутствие творчества будут не просто плохое приспособление индивида и групповая напряженность, но и полное уничтожение всех народов» [13]. Хорошо развитое творческое мышление дает важное преимущество в общении: доказано, что творческими людьми с развитой интуицией труднее манипулировать, так как их поведение трудно предсказать [2].

Особенно остро проблема формирования инновационного мышления стоит в системе постдипломного образования, где обучаются слушатели, уже получившие одно или несколько высших образований в рамках традиционной системы обучения. К сожалению, традиционная система образования с ее нацеленностью на интеллектуальный анализ уделяет мало внимания развитию творческого потенциала — большинство людей мыслят стереотипно, принимают решения по определенным шаблонам [1, 17]. Инновационное мышление может быть сформировано только инновационным образованием, которое рассматривается как системная совокупность образовательных процессов, основанных на активном применении новейших информационных и организационно-педагогических технологий [8]. Технологический подход не противопоставляется традиционному, а развивается на его основе, являясь закономерным результатом эволюции педагогических систем. Суть технологического подхода определяют как гарантированное достижение

заданных результатов с наименьшими затратами с помощью специально разработанных способов.

Технологии образования взрослых представляют собой взаимосвязанную систему способов и средств обучения взрослого человека, удовлетворяющую его потребности в самореализации, в умении ориентироваться в изменяющейся ситуации и эффективно решать практические задачи. Так как знание иностранного языка сегодня является актуальной профессиональной потребностью, обучение ему в условиях постдипломного образования способствует реализации основной цели непрерывного образования — обновлению теоретических и практических компетенций и компетентностей специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификаций и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Не вызывает сомнения тот факт, что иностранный язык способствует формированию основ профессиональной компетентности специалистов, так как свободное владение им не только увеличивает возможности получения необходимой информации в профессиональной сфере, но и позволяет быть полноправным участником международного профессионально-ориентированного общения, что является важным показателем конкурентоспособности специалиста. Ориентация современного образования на самопознание и самоактуализацию личности способствовала утверждению нового взгляда на иностранный язык, который стал рассматриваться как инструмент развития личности в полилоге культур.

Таким образом, существует объективная необходимость поиска оптимальной технологии обучения иностранному языку в системе постдипломного образования, что обусловлено возрастом обучающихся, характером их реальной или потенциальной профессиональной и социальной деятельности, личностными ориентациями, мотивами и интересами. Анализ зарубежного и отечественного опыта разработки и использования методов образования взрослых позволил выделить интерактивное обучение как наиболее эффективное в постдипломном образова-

1 50

нии, поскольку взрослые имеют большой жизненный и профессиональный опыт, которым они хотят и могут делиться; опыт и знания служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Интерактивное обучение характеризуется видоизменением форм с транслирующих на диалоговые с сохранением целей и содержания образовательного процесса [11].

Исследования, проведенные среди слушателей Президентской программы, выявили факторы, влияющие, с нашей точки зрения, на формирование творческого мышления у взрослых обучающихся. Данные, полученные эмпирическим путем, были обработаны с помощью статистических программ («SPSS Statistics 17.0»). Для выявления корреляционных связей при данном объеме выборки производился расчет линейной корреляции Пирсона.

В результате анализа полученных статистических данных обнаружено следующее:

• чем выше мотивация достижений, тем более затруднены проявление творческих возможностей личности и ее самоактуализация;

• страх риска, страх неудач, столкновения с неожиданными ситуациями сдерживают проявление креативности и творческой активности;

• улучшение внешней обстановки, создание комфортной рабочей среды, благоприятствующей проявлению креативных способностей, существенно влияют на внутреннюю стабильность и уверенность человека; изменения условий рабочей среды приводят к изменениям показателей творческой активности, например воображения;

• самооценка личности тесно связана с проявлением креативности и творческой активности в учебной деятельности;

• вовлечение в общение, достижение комфортной коммуникации участников взаимодействия способствуют проявлению (увеличению) креативности и творчества. Интересно, что при данном объеме выборки фактор (интеллект) не нашел значимой корреляции с факторами креативности. Отсутствие взаимосвязи между этими двумя

факторами подтверждают результаты некоторых других исследований [4]. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности; главную же роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные черты [2, 6]. Понимание того, что люди, изначально менее способные, но направленные на решение личностно значимой задачи, оказываются более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные, позволяет существенно повысить эффективность обучения.

Наши исследования подтвердили и дополнили данные других научных трудов [4, 6, 10, 16] о настоящих «киллерах» творчества, к которым относятся: страх, особенно проявляющийся у людей с жесткой установкой на успех и сковывающий воображение и инициативу; психологическая инерция (ригидность мысли); чрезмерная самокритичность; лень. Как показало экспериментальное обучение, применение интерактивных технологий способствует коррекции негативных установок, обеспечивает создание атмосферы, снимающей у взрослых напряженность, тревожность и страх.

На основании изученных принципов обучения взрослых С.И. Змеёва, М.М. Каша-пова, В.И. Подобеда, А.Е. Марона [5, 7, 12], а также собственных наблюдений и практики нами были обобщены и конкретизированы следующие принципы организации процесса андрагогического обучения:

• принцип удовлетворения образовательных запросов и потребностей обучающегося;

• принцип психологической комфортности при обучении;

• принцип совместной деятельности по планированию и коррекции процесса обучения;

• принцип использования личного и профессионального опыта взрослых обучаю-

щихся в качестве одного из источников обучения;

• принцип вовлеченности в процесс творчества, создание необходимых для внутренней мотивации творчества условий (степень овладения материалом, положительные эмоции при встрече с творческим материалом, чувство удовлетворенности результатами — положительное подкрепление, интерес к совместной деятельности);

• принцип конкретизации и приближения заданий в процессе обучения к профессиональным целям обучающихся; возможности немедленной реализации на практике полученных знаний, умений, навыков и качеств. Подчеркнем, что с дидактической точки

зрения приведенные выше андрагогические принципы не противоречат педагогическим принципам, а дополняют их. Применение андрагогических принципов предполагает наличие у обучающегося предварительной подготовки и определенного объема знаний в изучаемой сфере деятельности, достаточно четкой мотивации, сформированной жизненной проблемы, которую, по его мнению, именно обучение поможет решить.

Результаты опытно - экспериментальной работы в системе постдипломного образования подтвердили, что обучение с применением интерактивных технологий является наиболее эффективным обучением взрослых: оно соответствует всем андрагогиче-ским принципам обучения и способствует формированию инновационного (творческого) мышления взрослого человека. Творческое начало, творческие задатки, несомненно, есть у каждого человека, но зачастую они подавлены в процессе образования. Формирование основ инновационного мышления у взрослого человека является, по сути, развитием, актуализацией его творческого мышления, направленного на инновационную деятельность, преобразования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грановская, P.M. Творчество и преодоление стереотипов [Текст] / P.M. Грановская, Ю.С. Кри-жанская. — СПб.: OMS, 1994. — 192 с.

2. Грановская, P.M. Элементы практической психологии [Текст] / P.M. Грановская. — 2-е изд. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 560 с.

3. Делия, В.П. Некоторые аспекты инновационного образования как смыслообразующей системы, формирующей инновационное мышление государственных служащих [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.council.gov.ru/files/ .¡оигпаМ/Нет^ООб 1017130703.pdf

4. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 368 с.

5. Змеёв, С.И. Основы андрагогики [Текст]: учеб. пособие / С.И. Змеёв. — М.: Флинта : Наука, 1999. - 152 с.

6. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009. — 448 с.

7. Кашапов, М.М. Психология творческого мышления профессионала [Текст]: монография / М.М. Кашапов. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 688 с.

8. Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов [Текст] / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002. — 156 с.

9. Лук, А.Н. Мышление и творчество [Текст] / А.Н. Лук. — М.: Политиздат, 1976. — 144 с.

10. Лукашевич, В.К. Логико-методологические аспекты формирования инновационного мышления [Текст] / В.К. Лукашевич // Мат. междунар. науч.-практ. конф. «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом» / под ред. И.В. Войтова. — Минск: ГУ «БелИСА», 2008. - 316 с.

11. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст]: учеб. пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. — М.: Изд. центр «Академия», 2006. — 176 с.

12. Практическая андрагогика [Текст]: метод, пособие. — Кн. 1. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых / под ред. В.И. Подобеда, А.Е. Марона. — СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2003. - 414 с.

13. Роджерс, K.P. Взгляд на психотерапию: становление человека [Текст] [пер. с англ.] / K.P. Роджерс; общ. ред. и предисл. Е.И. Исени-ной. — М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994. _ 480 с.

14. Теслинов, А.Г. Концептуальное проектирование сложных решений [Текст] / А.Г. Теслинов. — СПб.: Питер, 2009. — 288 с.

15. Фатхутдинов, P.A. Инновационный менеджмент [Текст]: учеб. для вузов / P.A. Фатхутдинов. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 448 с.

16. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

17. Хуторской, A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст] / A.B. Хуторской. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.

18. Claxton, G. The Creative Thinking Plan [Text] / G. Claxton, B. Lucas. — Pearson Education, 2007. — 232 p.

УДК 378:004.05

Т.Н. Крепкая

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Российская система высшего профессионального образования находится в состоянии реформирования и поиска эффективных путей совершенствования качества подготовки специалистов, необходимых для осуществления позитивных изменений в экономической сфере и формирования конкурентоспособного имиджа России. В системе инновационного инженерного образования одним из факторов обеспечения качества подготовки специалистов технического профиля является комплексная подготовка бу-

дущих инженеров к профессиональной деятельности, которая предполагает ориентацию на международные стандарты качества подготовки специалистов в области техники и технологии и учет особенностей современной российской действительности.

С позиции теории качество есть соответствие назначению. Качество высшего профессионального образования может быть описано как адекватность профессионального образования потребностям социума, последующей профессиональной деятель-

1 52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.