Научная статья на тему 'Система оценки качества и прогностическая модель развития постдипломного педагогического образования'

Система оценки качества и прогностическая модель развития постдипломного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ / АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / EDUCATION QUALITY ASSESSMENT / POST-GRADUATE PEDAGOGICAL EDUCATION / ADROGOGICAL PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матюшкина Марина Дмитриевна

В статье рассматриваются обоснованные критерии и общая структура системы оценки качества постдипломного педагогического образования. Обсуждается важность андрагогических принципов и социокультурного потенциала образования педагогов. Предлагается прогностическая модель развития постдипломного педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of quality assessment and prognostic model of post-graduate pedagogical education

The article deals with based criteria and the general structure of the system of quality assessment of postgraduate teacher education. The importance of adrogogical principles and sociocultural potential of teacher education is discussed. It is proposed the prognostic model of post-graduate pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Система оценки качества и прогностическая модель развития постдипломного педагогического образования»

М.Д. Матюшкина

Система оценки качества и прогностическая модель развития постдипломного педагогического образования

В статье рассматриваются обоснованные критерии и общая структура системы оценки качества постдипломного педагогического образования. Обсуждается важность андрагогических принципов и социокультурного потенциала образования педагогов. Предлагается прогностическая модель развития постдипломного педагогического образования.

The article deals with based criteria and the general structure of the system of quality assessment of postgraduate teacher education. The importance of adrogogical principles and sociocultural potential of teacher education is discussed. It is proposed the prognostic model of post-graduate pedagogical education.

Ключевые слова: оценка качества образования, постдипломное образование педагогов, андрагогические принципы

Key words: education quality assessment, post-graduate pedagogical education, adrogogical principles

Сегодня в силу быстрого развития науки и технологий особая роль в обеспечении подготовки учителей отводится их постдипломному образованию. Поэтому чрезвычайно актуальной является задача повышения качества постдипломного педагогического образования (ППО).

Оценка качества ППО осложняется отсутствием стандартов в дополнительном образовании. Главным показателем результатов ППО многими авторами называется уровень профессионально-личностного развития учителя [8, 9], однако его оценка представляется проблематичной, сложной качественной процедурой. Таким образом, мы рассматриваем следующие актуальные проблемы:

• выбор и обоснование основных критериев для оценки качества ППО;

• построение системы оценки качества ППО, включая выбор методов, методик и процедур обработки данных, а также методов анализа результатов и их использования при принятии решений;

• практическая реализация системы оценки качества в учреждениях ППО и анализ получаемых результатов;

• определение основных «точек роста» качества и построение прогностической модели развития системы ППО.

Нами определены общие социокультурные основания оценки качества современного образования и, в частности, основания оценки качества ППО: это идеальный и реальный социальные заказы к образованию, отражающие социально-экономический тип общества и приоритетные ценности на уровнях должного и сущего. Проектирование системы оценки качества постдипломного педагогического образования должно:

• основываться на концепции непрерывного образования [2] и включать общие для современного образования критерии качества, выведенные исходя из социокультурного анализа и аксиологических посылок (так называемое «базовое ядро» критериев);

• основываться на специфике педагогического образования (высшего и постдипломного) и включать критерии, выведенные исходя из представлений о современном качестве школьного образования и педагогических условиях его достижения [3, 6, 7];

• основываться на андрагогическом подходе [2, 4] и включать критерии, общие для любого постдипломного образования, выведенные исходя из основных принципов андрагогики как теории образования взрослых;

• включать в число критериев качества особый критерий согласования, означающий, что в самом ППО будут созданы условия (на уровне содержания, методов, взаимоотношений) для возможности согласования критериев качества всеми заинтересованными субъектами образования, обладающими своими специфическими запросами.

Для обоснования выбора критериев базового ядра нами предложен принцип социокультурного проблемного целеполагания [6], означающий определение целей и приоритетных критериев качества образования исходя из приоритетных базовых ценностей культуры и актуальных для социума и для личности проблем, «угрожающих» данным ценностям.

Из первого социокультурного основания - императива преодоления современного кризиса миросистемы, - вытекают такие общие критерии качества образования, как:

• развитие мышления, творческих способностей человека и установок на созидательное творчество;

• развитие таких качеств как терпимость к различиям, самоконтроль, ответственность и установок на ценности жизни.

Из второго социокультурного основания - императива преодоления кризиса современной личности, - вытекают такие общие критерии качества образования как:

• функциональная грамотность и компетентности личности (ключевые и профессиональные);

• развитие адаптивности личности, а также ее ценностносмысловой сферы;

•удовлетворение индивидуальных образовательных запросов.

При обосновании отбора критериев качества, отвечающих особенностям педагогического образования, был использован принцип преемственности критериев качества школьного и профессионального педагогического образования. В результате анализа получены следующие актуальные сегодня специфические критерии качества педагогического образования:

•знания в предмете и в области методики преподавания;

•умения интегрирования знаний, связывания предметных знаний с жизненной практикой;

• знание основ общей и возрастной, социальной психологии; психологических основ формирования ценностно-смысловой сферы личности;

• владение технологиями психолого-педагогической диагностики индивидуальных способностей и качеств (интеллектуальных, творческих, эмоционально-волевых), индивидуальных наклонностей, способностей, мотивации учащихся;

•знание современных педагогических теорий и истории педагогики; •владение технологиями и приемам развивающего обучения, развития творческого потенциала, развития эмоционально-волевой сферы личности, здоровьесбережения;

•владение приемами индивидуального образования, тьюторства; •владение технологиями групповой работы, методом проектов, исследовательскими методами;

•владение приемами диалогического общения, демократическим стилем педагогического общения, владение техниками самоконтроля, теорией и практикой решения конфликтов, приемами риторики;

• владение ИКТ и методами самообразования в информационной среде.

Данный перечень достаточно четко показывает традиционные и новые требования к профессиональной компетентности педагога. Сегодня часто говорят о том, что инновационное общество требует инновационного человека и соответственно - инновационного педагога. Что должен уметь учитель «нового поколения»? Чем он отличается от учителя традиционного типа?

По мнению вице-президента РАО В.А. Болотова, можно выделить два базовых умения современного учителя. Во-первых, педагог должен уметь работать на индивидуальное развитие ребенка, осуществлять диагностику индивидуальных проблем ученика и предлагать ему индивидуальные средства разрешения проблем. Во-вторых, педагог должен уметь организовывать групповую работу, в процессе которой

учащиеся учатся работать в команде, эффективно общаться [1]. Данные требования: владение приемами индивидуального образования и одновременно владение технологиями групповой работы, - входят в перечень полученных нами критериев.

Отметим, что при формулировании критериев качества педагогического образования мы стремились найти баланс между тем, что учитель «должен уметь» и тем, «чему его надо учить». Формулировки критериев «компетентностного типа» должны сочетаться с формулировками «содержательного типа».

Из андрагогических оснований нами выведены следующие дополнительные критерии качества ППО:

• инновационность - критерий, относящийся к содержанию постдипломного профессионального образования и требующий, чтобы оно было не повтором школьных или вузовских курсов, но включало те сегодняшние передовые научные и технологические знания, которых еще вчера в вузе не было, поэтому обеспечить их специалисту может только постдипломное образование;

• актуализация результатов образования, возможность безотлагательного использования полученных знаний и умений на практике;

•значительная опора на социальный, профессиональный и жизненный опыт обучающихся.

Все полученные критерии качества ППО подвергнуты декомпозиции и структурированию в соответствии с принципом логического вывода из «терминальных критериев» качества результатов образования «инструментальных критериев» качества содержания, методов, общей организации образовательного процесса. Последние, как правило, легче оценить с помощью количественных методов, используя статистические показатели или данные анкетных опросов.

В качестве базового инструмента в системе оценки качества ППО предлагается использовать анкетирование выпускников курсов, дополненное опросами преподавателей, администрации и контент-анализом документов (образовательных программ, выпускных работ и др.). Разработанная для оценки качества ППО анкета включает вопросы для измерения показателей преимущественно по ранговым шкалам. Кроме вопросов, отражающих принятые критерии качества, в анкету включены вопросы о реальном образовательной процессе (каковы применяемые методы обучения и контроля, каков набор на курсы и т.д.) для возможности выявления значимых корреляций между показателями качества и условиями образовательного процесса.

При построении системы оценивания качества ППО мы придерживаемся принципа паритета ее исследовательской и контрольной функций. Схематически систему можно представить в виде модели, изображенной на рис. 1. Из рисунка видно, что мы выделяем целевой компонент (1), представляющий собой социокультурные основания

выбора критериев оценки качества; содержательный компонент (2), представляющий собственно критерии качества и соответствующие индикаторы и показатели; процедурно-организационный компонент (3), включающий процедуры сбора данных, методы их обработки, анализа и презентации для дальнейшего управленческого и научноисследовательского использования.

Ценности и проблемы общества Ценности и проблемы личности

Идеальный социальный заказ к образованию

Г

Терминальные критерии качества результатов

Выбор шкал для оценивания каждого критерия

Процедуры оценки

Инструментальные критерии качества

Содержания Методов Управления

/■-

Принципы

андрагогики

Особенности

профессии

педагога

Наличные

ресурсы

Исследование Расчет ситуа- Исследование

корреляций тивных норм динамики

Интерпретация результатов, согласование позиций, развитие (корректировка) системы

Рис. 1. Модель системы оценки качества ППО, включающая целевой компонент (1), содержательный компонент (2) и процедурно-организационный компонент (3)

Данной модели соответствует следующий алгоритм оценки качества образования в учреждениях ППО:

• заполнение анкет слушателями курсов на последнем занятии;

• ввод заполненных анкет в электронную базу данных;

• стандартная статистическая обработка данных, включающая:

152

- построение простых распределений всех номинальных и ранговых признаков в целом для всего учреждения ППО, а также отдельно для каждого подразделения;

- сравнение значений показателей друг с другом, выявление их «конфигурации»;

- использование факторного анализа внутри каждого из блоков показателей (результатов, условий, отношений) для понижения размерности и выявления «латентных факторов»;

- корреляционный анализ, выявляющий, с какими показателями управления (условий, общей организации образовательного процесса) имеется связь показателей качества результатов;

- использование метода центильных коридоров значений («ситуативных норм») для сравнения распределений показателей в разных подразделениях учреждения с целью выявления «передовых» и «отстающих» подразделений по каждому показателю;

- изучение динамики показателей (при неоднократном исследовании), формирующее представления о «региональной норме» для относительно стабильных во времени показателей и о «региональной тенденции» для показателей, имеющих стабильную во времени тенденцию роста или убывания;

• получение руководителями подразделений числовых результатов, характеризующих их подразделение в сравнении с ситуативными нормами, а также результатов по всему учреждению в целом;

• перевод числовых данных в словесные формулировки, интерпретация, написание аналитического отчета по результатам сравнения распределений признаков, факторного и корреляционного анализа, данных о динамике в целом по учреждению;

• представление данных анализа руководству учреждения, обсуждения на заседании Ученого совета, на методологических семинарах; получение и публикация выводов научного характера для возможного обсуждения в среде педагогов, в том числе, с обучающимися на курсах.

Для статистической обработки данных нами используется пакет обработки социологической информации SPSS for Windows, а также специально разработанные методики расчета «ситуативных норм».

Система оценки качества встраивается в функционирующую образовательную систему ППО учреждения и влияет на принятие управленческих решений на трех уровнях: 1) корректировка содержания, методов, технологий и условий работы с педагогами внутри учреждения ППО; 2) корректировка системы более высокого, регионального уровня, например, за счет совершенствования набора слушателей на курсы, кооперации различных учреждений, внедрения накопительной

системы и системы индивидуального построения «жизненного маршрута» педагога в ППО; 3) корректировка самой системы оценки качества ППО. Таким образом, оценка качества образования является важнейшим фактором развития образовательной системы.

Проведение мониторинговых исследований качества в СПбАППО и межрегиональных мониторингов, начиная с 2008 года, позволило сделать выводы о потенциальных точках роста качества ППО.

Мониторинги показали, что существенным резервом повышения качества подготовки педагогов в учреждениях ППО является соблюдение в образовательном процессе андрагогических принципов и повышение валеологичности среды ОУ. Так, по результатам анкетирования более 1600 слушателей СПбАППО в 2008 и 2009 годах выявлено, что основные показатели результатов, характеризующие качество образования, а также общая удовлетворенность слушателей в наибольшей степени коррелируют со следующими факторами:

• с андрагогическим обеспечением образовательного процесса и андрагогической компетентностью преподавателей, что на более низком уровне раскрывается через наличие следующих условий:

- организация входной диагностики запросов и ожиданий слушателей и корректировка курса;

- совместность проектирования обучения преподавателями и слушателями;

- возможность выбора методов, форм работы и представления результатов;

- возможности для актуализации опыта слушателей, организации обмена опытом;

- реализация индивидуальных образовательных услуг;

- применение современных технологий и методов обучения и контроля, с учетом их адекватности аудитории, в том числе приоритет практическим занятиям и самостоятельной работе слушателей, применению «мягких» технологий оценивания (например, портфолио).

• с материально-методическими и технологическими обеспечением образовательного процесса;

• с валеологическими характеристиками среды образовательного учреждения.

Другим резервом повышения качества ППО является большее ориентирование системы ППО на выполнение функций общего социокультурного образования педагогов, повышения их компетентности в областях, смежных с педагогикой - в первую очередь, в области психологии, философии образования, а также в актуальных для современного человека областях менеджмента и информационных технологий.

Проведенный анализ показал, что региональная система ППО в настоящее время является системой массового повышения квалификации по наиболее очевидным предметно-методическим направлениям, но пока не является системой, позволяющей проектировать индивидуализированное постдипломное образование. В целом, она выполняет компенсаторную функцию и в значительно меньшей мере -функцию опережающего образования, необходимого для адекватного ответа всей системы образования на вызовы современности.

По результатам проведенных в 2008 - 2010 гг. мониторингов предложена прогностическая модель развития системы ППО, ориентированная на обоснованные нами критерии качества и предлагающая приоритетные направления развития ППО (рис. 2).

Представленная на рисунке схема демонстрирует, что резервом повышения качества ППО выступает соблюдение андрагогических принципов в образовательном процессе. Оно включает два контура диагностики и оценки: внутренний и внешний. Внутренний контур означает изучение запросов пришедших на курс слушателей, совместность проектирования образовательного процесса обучающимися и преподавателями и рефлексивную оценку результативности занятий в ходе курсовой подготовки. Внешний контур означает проведение на уровне всего учреждения ППО регулярных мониторингов, включающих изучение запросов педагогов к своему постдипломному образованию, удовлетворенности выпускников курсов, реальных отсроченных эффектов ППО.

На содержательном же уровне соблюдение андрагогических принципов означает приоритет указанных на схеме принципов отбора содержания (проблематизация и повышение социокультурного потенциала) и технологий образования взрослых.

Для совершенствования системы ППО необходимо повышение вариативности постдипломного образования педагогов [5], реальное введение накопительной системы с возможностью прохождения на бюджетной основе модулей в различных учреждениях ППО по различным направлениям подготовки. Также целесообразна организация городской системы андрагогической поддержки педагогов, включающей помощь в выборе «жизненных маршрутов» педагогов в ППО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С точки зрения совершенствования подготовки в отдельном учреждении ППО предлагается при проектировании образовательных программ придерживаться следующих главных ориентиров:

• повышение проблематичного компонента содержания и одновременно повышение его социокультурного потенциала;

• повышение удельного веса самостоятельной проектноисследовательской деятельности обучающихся и диалоговых, дискуссионных форм в работе с педагогами.

Кроме того, предлагается включение в «содержательное ядро» курсовой подготовки педагогов проблематики качества образования, раскрывающейся на четырех последовательных уровнях: 1) конкретные затруднения практической профессиональной деятельности педагога; 2) рефлексивный анализ педагогом существующих способов оценки качества образования, его критериев и путей достижения; 3) осмысление социокультурных функций образования, его реальных и возможных эффектов для социума; 4) осмысление роли образования в контексте решения смысложизненных проблем личности.

В целом можно сказать, что важнейшим целевым ориентиром современного ППО становится формирование и развитие методологической культуры педагога. Это возможно при развитии его рефлексивной, аналитической, проектной и исследовательской культуры на «предметном поле качества образования», т. е. при осмыслении социокультурных функций образования, критериев качества, методов и методик его оценки. При этом методы обучения должны соответствовать андрагогическим принципам и приближаться к методам самообразования (организация и сопровождение самостоятельной работы, проектно-исследовательская деятельность, выбор «своей темы» и формы представления результатов, рефлексивные и коммуникативно-диалоговые технологии).

Такой подход не противоречит идее превращения учреждения ППО в центр культурного развития учителей, центр их психолого-андрагогической поддержки, центр экологии образования, но показывает необходимость социокультурного образования учителей через императив достижения нового качества общего образования.

Для реализации указанных направлений развития ППО необходимы определенные психолого-педагогические условия, а именно, готовность педагогов и управленцев к адекватному восприятию результатов оценки качества, к корректировке деятельности и одновременно - готовность к обсуждению проблемы качества образования, его критериев и способов оценки.

Такая готовность обеспечивается путем:

•введения проблематики качества образования и его оценивания в курсовую подготовку и проекты учителей (в первую очередь - проблематики качества школьного образования как наиболее актуальной для учителей);

•усиления проектной, исследовательской, рефлексивной составляющей в подготовке учителей;

•специальной андрагогической подготовки преподавателей и управленцев.

Кроме того, необходимы определенные социальнопсихологические условия, а именно, гуманитарность среды учрежде-

ний ППО, дающая возможность безопасного высказывания различных точек зрения, открытого диалога по актуальным проблемам образования.

с

о

Д

е

Р

ж

а

н

и

е

Рассмотрение ППО как динамического процесса непрерывного образования личности: изучение запросов педагогов, помощь в проектировании будущего ППО педагога и «возвышении» его запросов

О

Совместное (преподаватели и обучающиеся) целеполагание и проектирование ОП

Проблематичность Новизна к-*

Междисциплинар-

ность

Обще культурный потенциал

« Не о бяз ате ль н ы е» свободные науки и искусства

Конкретные

затруднения

практики

Качество образования, его критерии и методы оценивания

Смысл образования, его социокультурные функции

Смысл жизни и деятельности человека

Информационная среда:

С амо стоятель н ая работа, включая самообразование

Проектно-

и с сл ед ов ате ль ская

деятельность

Диалогово-

дискуссионные

формы

Рефлексивные технологии (портфолио и др.)

ЛІ

Оценка результативности и качества обучающимися и преподавателями

ГГ

Рассмотрение ППО как фактора профессионально-личностного развития

взрослого:

изучение удовлетворенности педагогов своим ППО и его реальных эффектов (путем регулярных мониторингов)

м

е

т

о

й

ы

ф

о

р

м

ы

ИКТ-насыщенная среда

Рис. 2. Приоритетные направления развития постдипломного педагогического образования

Введение педагогов в поле рефлексивного научного диалога по проблематике качества образования и его оценивания одновременно с

соблюдением андрагогических принципов в образовательном процессе учреждений ППО обеспечит требуемое движение к более качественному современному постдипломному педагогическому образованию.

Список литературы

1. Болотов В.А.. Научи учителя. Ведущие педвузы разрабатывают новые

стандарты педагогического образования / Интервью М. Агранович // «Российская газета». Федеральный выпуск - 2009. - Авг., №4971 (147). - иКЬ:

http://www.rg.ru/2009/08/11/bolotov.html. 16.05.2011.

2. Вершловский С.Г. Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ феномена. - СПб.: СПбАППО, 2008.

3. Компетентностный подход в педагогическом образовании : коллектив. мо-ногр. / В.А. Козырев [и др.] ; под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой ; Рос. гос. пед. ун-т. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2004.

4. Кукуев А.И. Андрагогический подход в педагогике. - Ростов-н/Дону.: ИПО ПИ ЮФУ, 2009.

5. Малышева М.А. Вариативность как определяющий признак современной системы постдипломного педагогического образования // Материалы VII между-нар. науч.-практ. конф. кафедры педагогики и андрагогики «Постдипломное образование: вызовы времени» (10-11 апр. 2007 г.). - СПб.: СПбАППО, 2007. - С. 102105.

6. Матюшкина М.Д. Социокультурные основания оценки качества современного образования: Монография. - СПб.: СПбАППО, 2009.

7. Пискунова, Е. В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России: Рекомендации по результатам научных исследований / под ред. Г. А. Бордовского. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

8. Постдипломное образование в системе непрерывного образования. Материалы V междунар. науч.-практ. конф. кафедры педагогики и андрагогики. 12-13 апреля 2005 года. - СПб.:СПбАППО, 2005.

9. Социально-профессиональный портрет педагога: науч. докл. /

И.И. Соколова, Н.М. Александрова, А.С. Мищенко и др. - СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.