Научная статья на тему 'Изменения в обществе и образовании вызов системе пост дипломного образования'

Изменения в обществе и образовании вызов системе пост дипломного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / CHANGES IN EDUCATION / LONG-LIFE EDUCATION / POSTGRADUATE EDUCATION / NEW QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилова Ольга Николаевна

В статье обсуждаются проблемы организации и развития постдипломного образования, возникающие в условиях качественных изменений развития общества. Поиск путей развития постдипломного образования рассматривается как продуктивное направление развития научных исследований в образовании. Выделены черты современного общества, влияющие на изменения в системе образования. Обсуждаются возможные результаты образования нового качества. Делается вывод о важности использования в постдипломном образовании новых образовательных технологий, базирующихся на гуманитарных основаниях и модели профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN THE SOCIETY AND EDUCATION -THE CHALLENGE SYSTEM OF POSTGRADUATE EDUCATION

In the article some problems of organization and development of postgraduate education arising in the conditions of qualitative changes of society development are discussed. Working out the ways of developing postgraduate education is considered as a productive direction of researches in education. Features of modern society influencing on the changes in the education system are presented. Possible results of a new quality of education are discussed. A conclusion about the importance of using in postgraduate education new educational technologies which are based on humanitarian bases and on a model of professional development is made.

Текст научной работы на тему «Изменения в обществе и образовании вызов системе пост дипломного образования»

УДК 378

ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ И ОБРАЗОВАНИИ - ВЫЗОВ СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2009 г. О. Н. Шилова

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

В статье обсуждаются проблемы организации и развития постдипломного образования, возникающие в условиях качественных изменений развития общества. Поиск путей развития постдипломного образования рассматривается как продуктивное направление развития научных исследований в образовании. Выделены черты современного общества, влияющие на изменения в системе образования. Обсуждаются возможные результаты образования нового качества. Делается вывод о важности использования в постдипломном образовании новых образовательных технологий, базирующихся на гуманитарных основаниях и модели профессионального развития. Ключевые слова: изменения в образовании, непрерывное образование, постдипломное образование, новое качество образования.

В рамках современной цивилизации существуют и взаимодействуют три огромные сферы: информация, технологии и люди, являющиеся создателями и потребителями того и другого. Наука говорит о создании новой, наиболее могущественной в информационном отношении из всех ранее существовавших цивилизаций. В этой цивилизации на наших глазах исчезают ремесла, имеющие тысячелетние традиции, и возникают ранее неизвестные. Меняются функции и задачи работников, характер их труда. Происходят огромные перемены в формах и организации управления, в отношениях людей. В условиях быстрых и качественных изменений чрезвычайно актуальной становится задача формирования адекватного отношения людей к этим изменениям, проявляющаяся в актуализации профессионального и личностного развития в течение всей жизни. Эта задача может решаться в системе непрерывного постдипломного образования, которая призвана чутко реагировать на все изменения и предлагать разнообразные адекватные для каждого пути саморазвития.

Отправной точкой здесь является проблематизация, которая предполагает соотнесение теории и практики постдипломного образования с социокультурными ожиданиями и «вызовами», адресованными сегодня всем сферам социокультурной практики. Соответственно в научную рефлексию постдипломного образования вводятся новые основания, позволяющие увидеть современные тенденции его развития, оценить их с позиций разных подходов и оптимизировать практику.

Поиск новых контекстов постдипломного образования рассматривается сегодня как продуктивное направление развития научных исследований. В соответствии с герменевтическим законом расширения поля зрения каждый новый контекст обогащает исследования в сфере образования, раздвигая горизонты осмысления — соотнося имеющиеся феномены практики и перспективные идеи теории, составляющие единство тактики и стратегии развития постдипломного образования.

В качестве яркого показателя современного состояния теории и практики образования целесообразно рассмотреть важнейший результат проблематизации — панораму вопросов, ставящихся учеными для понимания и объяснения современных тенденций постдипломного образования.

Основные противоречия выявляет сопоставление социокультурных вызовов системе постдипломного образования и реальных его результатов в практической профессиональной деятельности людей.

Состояние и тенденции развития современного образования, его теории и практики, различных его систем, в числе которых — образование взрослых, система непрерывного профессионального об-

разования, постдипломное образование, являются отражением эпохи, исторических, социокультурных, социальных, личностных, субъектных характеристик течения жизни общества и человека.

За два последних десятилетия увеличилась динамическая сложность общественного развития. Социологи говорят о новом типе общества — постмодернистском, проблемы развития которого связаны со становлением открытого, рефлексивного, нелинейно развивающегося социума, и, соответственно, новой ролью человека как самоорганизованного актора, которому приходится иметь дело с институциональными рисками, проблемами адаптации своей самоидентификации к разрывам современного общественного развития, метаморфозам структур, которые по-разному функционируют в разных тем-помирах.

К чертам общества постмодерна относят (по Э. Гидденсу [1]):

• изменения, происходящие в контексте разрывов в познании. Социальные трансформации обретают центробежный и беспорядочный характер;

• чувство фрагментации и дисперсии (рассеивания) социальной реальности в общественном сознании. Подразумевается, что существуют как типичные реалии, так и уникальные. Личность индивида подвергается разрывам в результате того, что опыт носит фрагментарный характер. Дисперсия диалектически связана с основополагающими тенденциями развития по пути к глобальной интеграции;

• появление глобальных проблем, которые начинают доминировать в общественном сознании. Ощущается теоретическая беспомощность перед лицом глобализирующихся тенденций. Истина обретает контекстуальный характер;

• превращение повседневной жизни в комплекс реакций на абстрактные системы, что влечет за собой и приобретения, и потери. Возникает «опустошение» повседневной жизни как результат вторжения в нее абстрактных систем;

• рост активности процесса рефлексивности людей относительно их самоидентификации. Рефлексивная реальность способна к самотворению и самоорганизации;

• возможность и необходимость координации действий как на глобальном, так и на локальном уровнях. Координация усилий лишена благоприятных возможностей из-за возрастания роли локального фактора и дисперсии.

Таким образом, чертами общества постмодерна являются: динамизм, открытость, рефлексивность, глобализация, нелинейность, полипарадигмальность. Эти черты чрезвычайно актуализируют ситуацию неопределенности.

И отсюда вытекает проблема, которая встает как перед обществом в целом, так и перед системой образования: как подготовить человека к жизни в условиях неопределенности? Какого специалиста

ожидает общество? Конечно же, специалиста, который эффективно действуя в условиях неопределенности, способствует его устойчивому развитию.

Этот вопрос, естественно, стоит не только перед системой российского образования, но и перед системами образования всех стран.

В этом контексте идея непрерывного образования занимает существенное место среди идей, обеспечивающих дальнейший прогресс человечества.

Обучение в течение всей жизни — существенный элемент общемирового образовательного пространства.

Главная же цель функционирования всех систем образования сегодня — обеспечение качества образования, адекватного непрерывным процессам изменяющегося мира и общества. На развитие и функционирование системы образования в целом наибольшее влияние оказывают такие факторы, как современное общество, современное производство, человек как личность.

В докладе «Российское образование — 2020» отмечено, что для того, чтобы стать неотъемлемым звеном цепочки инновационного развития общества, образование должно соответствовать:

— «инновационной модели развития российской экономики, являющейся стратегическим выбором России;

— социальным запросам населения России и задаче консолидации российского общества;

— требованиям глобальной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования» [3].

И здесь важно определиться, а что же понимать под инновационным образованием в целом и под инновациями в образовании в частности. Работая в программах повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов и учителей школ, всегда пытаешься выяснить, а что же слушатели, как самые непосредственные участники образовательного процесса, понимают под инновациями? Чаще всего под инновациями понимаются новшества, то есть новые элементы, включаемые в образовательный процесс. Это могут быть новые средства, инструменты, учебные пособия, даже педагогические технологии, но рассматриваются они в основном именно как отдельные элементы. В процессе совместного обсуждения этой проблемы приходим к выводу, что одних только новшеств для появления инноваций недостаточно. Что же характеризует инновации? Прежде всего — это изменение отношений и взаимосвязей между элементами (субъектами и объектами) образовательной среды, которое приводит к получению результата нового качества. А новшества становятся принадлежностью инноваций, когда мы отвечаем на вопросы: зачем использовать то или иное новшество; какие задачи можно эффективно решить с их использованием; что даст использование новшества для развития субъектов образовательного процесса и др.?

Результатом же нового качества в образовании может считаться развитие умений и качеств человека, которому предстоит жить и трудиться в современном постиндустриальном обществе. К таким обобщенным умениям и качествам относят [2]:

— ответственность и адаптивность — контроль личной ответственности и гибкости в личном, рабочем и общественном контексте; постановка и выполнение высоких стандартов и целей для себя и других; толерантность;

— коммуникативные умения — понимание другого, умение общаться и создание различных эффективных форм и контекстов устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения;

— креативность и любознательность — развитие, применение и обмен новыми идеями с другими; открытость новым и разнообразным точкам зрения;

— критическое и системное мышление — развитие мышления, обусловливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах;

— умение работать с информацией и медиасредствами — умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и на различных типах медиаоборудования;

— межличностное взаимодействие и сотрудничество — умение работать в команде, быть лидером; выполнять разные роли и обязанности; продуктивная работа в коллективе; умение сопереживать; признание различных мнений;

— умение ставить и решать проблемы — способность формулировать, анализировать и решать проблемы;

— направленность на саморазвитие — контроль своих потребностей понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую;

— социальную ответственность — умение действовать в интересах большого сообщества; этично себя вести в личном, рабочем и общественном контекстах.

Таким образом, сегодня качество образования определяется степенью соответствия результата — не столько знаний и умений, сколько качеств человека, получившего образование, — ясно сформулированным целям, которые должны отражать интересы личности, общества, государства.

Формирование и развитие отмеченных умений и качеств во многом лежит в сфере ответственности системы образования.

Очевидным является факт, что невозможной становится ситуация, когда человек получает образование один раз и на всю жизнь.

В современных условиях система дополнительного профессионального образования является основным связующим звеном между профессионально-

образовательными интересами личности, общества и государства, а также между различными уровнями профессионального образования и отраслями экономики и социальной сферы, требованиями работодателей и запросами непосредственных потребителей образовательных услуг. В настоящее время складываются новые подходы к организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров путем приближения к потребителю, выполнения соответствующего социального заказа, реализации совместных образовательных проектов и развития международного сотрудничества. В современных условиях созданы предпосылки для дальнейшего развития учреждений дополнительного профессионального образования на основе маркетингового подхода, обеспечивающего максимально полное удовлетворение запросов всех заказчиков и потребителей образовательных услуг. Технологии обучения, используемые в отечественной системе дополнительного профессионального образования, не в полной мере ориентированы на особенности взрослых обучающихся, принципы деятельностного и компетентностного подходов в образовании, широкое использование современных технологий обучения.

Общими принципами государственной политики в области постдипломного образования являются:

• непрерывность,

• преемственность программ постдипломного и базового образования,

• добровольность, вариативность, открытость обучения,

• учет потребностей различных категорий обучающихся, гармонизация интересов личности и общества,

• доступность, содействие лицам, нуждающимся в особой социальной защите,

• автономность образовательных учреждений постдипломного образования.

Сегодня большое внимание государства уделяется системе дополнительного постдипломного образования педагога, как ключевой фигуры подготовки человека к жизни в быстоменяющемся обществе. Педагог — центральное звено образовательного процесса. Именно от него, от того, насколько ему понятны и близки актуальные социокультурные проблемы общества, определяющие цели, принципы и содержание образования, насколько умело и творчески он способен их реализовать в своей повседневной деятельности, — от этого в решающей мере зависит действенность образовательной системы. Данная зависимость образования от гражданственности, высокого уровня общей и профессиональной культуры педагогического корпуса особенно усиливается в такой период социокультурного развития, в каком находится современное российское общество. Соответственно чрезвычайно актуализируется проблема модернизации постдипломного образования педагогов.

Таким образом, на основе вышесказанного под постдипломным педагогическим образованием в системе непрерывного образования понимается целенаправленный процесс обогащения и развития компетенций выпускника высшего или среднего профессионального учебного заведения в различных видах педагогической (и сопряженной с ней) деятельности, сориентированный на профессиональный рост и личностное развитие специалиста.

В современном постдипломном образовании, наряду с профессиональным, можно выделить, по крайней мере, две модели подготовки: адаптационную модель, направленную на адаптацию специалиста к условиям будущей работы, и модель профессионального развития, ориентирующую на активность, способность принимать решения и нести ответственность за сделанный выбор и осуществляемые действия. Сегодня как в профессиональном, так и в постдипломном образовании модель профессионального развития часто лишь декларируется, а осуществляется модель адаптационная, в результате чего образование находится в позиции «догоняющего» те изменения, которые реально происходят в обществе и соответственно в профессиональной деятельности. Модель же профессионального развития наиболее полно коррелирует с востребованными учениями и качествами современного специалиста.

Ключевыми характеристиками модели профессионального развития являются:

1) стремление человека к самореализации, что стимулирует его к выдвижению новых целей и ценностей и проявляется в поиске и освоении принципиально нового;

2) максимальная ответственность, что обеспечивает возможность делегирования полномочий управления рядовым работникам;

3) дух команды, сотрудничества, творческая атмосфера;

4) сочетание автономности и индивидуализма с коллективизмом и командной работой;

5) самообучаемость;

6) ценностные ориентации, базирующиеся на социальных целях и этических ценностях;

7) стремление к нововведениям, в основе которого лежит глубокий анализ противоречий настоящего, что позволяет быстро реагировать на внешние условия и изменять их.

Для реализации модели профессионального развития актуальной становится проблема новых образовательных технологий, использование которых позволит решить столь нетривиальные задачи.

Социокультурный вызов образованию содержательно отражает парадигмальную суть современного понимания гуманитарных особенностей окружающей действительности и направлений ее развития: информация и широкая сфера услуг поглощают наибольшее количество рабочей силы. Наука, образование и управление, здравоохранение, транспорт, индустрия

услуг и развлечений, финансы, культура, спорт — все важнейшие сферы современной деятельности человека и общества функционируют на основе взаимодействия людей между собой. От качества этих взаимодействий зависит важнейший современный показатель прогресса — качество жизни, который не всегда коррелирует с уровнем жизни. Наблюдается тенденция обратной зависимости при преобладании основных технологических средств достижения высокой экономики и материального уровня жизни людей над гуманитарной составляющей жизненного уклада. Этот социально-экономический культурный феномен предопределил соответствующий заказ образованию — создать условия для овладения личностью разнообразными стратегиями взаимодействия на межсубъектном и межличностном уровнях. В соответствии с этим вызовом складываются представления о сущности гуманитаризации образования: приоритет новых интеллектуальных и социальных технологий; повышение статуса субъекта, носителя знаний; рост сообществ носителей знания и культуры; появление новых структур, транслирующих знание и образование. Сосредоточенность внимания исследователей именно на социальной реальности, а не на природной, технической, вещественной вызвана возросшим влиянием человеческой цивилизации на планетарные процессы. Это предопределяет особую роль образования и детерминированность его преобразования социокультурными установками развития общества.

Практика образования постоянно сталкивается с разнообразием неизвестных ранее феноменов. Противоречия между ожидаемым образом человека в образовании и реальными проявлениями во взаимодействиях в образовательном пространстве разрушают привычную, традиционную позицию обучающего, делая непродуктивными опробованные прежде подходы и методы. В профессиональной рефлексии обнаруживаются в связи с этим нарушения целостности критериальной основы, недостаточность ориентиров оценки эффективности и эффектов образования, адекватных реальности. Противоречия данного плана порождают ряд психологически негативных состояний у всех участников образовательных взаимодействий, основанных на взаимонепонимании и нарушенных взаимных ожиданиях.

Использование новых образовательных технологий, базирующихся на гуманитарных основаниях, позволяет удовлетворить потребности слушателей и их различные подходы к обучению лучше, чем традиционные очные формы работы. Важную роль в принятии решений относительно структуры обучения, где внимание акцентируется на взаимодействии, которое достигается благодаря разнообразным формам преподавания, играют принципы обучения в системе постдипломного образования. Среди них:

• принцип взаимодействия;

• принцип активного вовлечения;

• принцип поощрения совместного обучения;

• принцип поддержки обучающегося;

• принцип гибкости обучения;

• принцип использования разнообразных подходов к обучению.

Представленные в статье положения могут служить опорой для исследования изменений, происходящих в системе постдипломного образования, чрезвычайно актуальной и востребованной в современных условиях развития общества, а также для проектирования содержательного и технологического обеспечения ее развития.

Список литературы

1. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. — М. : Весь мир, 2004.

- 120 с.

2. Лебедева М. Б. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий: программа Ые1 «Обучение для будущего» : учеб.-методическое пособие для студентов вузов / М. Б. Лебедева, О. Н. Шилова ; под ред. Е. Н. Ястребцевой. — М. : Интуит.ру, 2006.

3. Российское образование — 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1—3 апр. 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина : Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.— С. 2.

CHANGES IN THE SOCIETY AND EDUCATION -THE CHALLENGE SYSTEM OF POSTGRADUATE EDUCATION

O. N. Shilova

Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg

In the article some problems of organization and development of postgraduate education arising in the conditions of qualitative changes of society development are discussed. Working out the ways of developing postgraduate education is considered as a productive direction of researches in education. Features of modern society influencing on the changes in the education system are presented. Possible results of a new quality of education are discussed. A conclusion about the importance of using in postgraduate education new educational technologies which are based on humanitarian bases and on a model of professional development is made.

Key words: changes in education, long-life education, postgraduate education, new quality of education.

Контактная информация:

Шилова Ольга Николаевна — доктор педагогических наук, профессор кафедры информационных и коммуникационных технологий Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Адрес: 191186, г. Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, д. 48

E-mail: olga-shilova@yandex.ru

Статья поступила 13.05.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.