Научная статья на тему 'Особенности развития творческих способностей студентов - будущих менеджеров'

Особенности развития творческих способностей студентов - будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИБЫЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД / НЕСТАНДАРТНАЯ ЗАДАЧА / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ / ТВОРЧЕСКИЕ ГРУППЫ / РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFITABILITY / PROFESSIONAL CAPACITY / CREATIVE STRATEGY / NONSTANDARD TASK / CREATIVE ABILITIES / FOREIGN LANGUAGE / COMPOSITION / CREATIVE TEAMWORK / THE DEVELOPMENT OF THINKING / CREATIVE METHODS / MIND-MAPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хусаинова Г. Р.

Анализ деятельности менеджера показывает, что в современных быстро меняющихся социально-экономических условиях менеджер сталкивается с большим количеством нестандартных проблем, для решения которых необходим творческий подход. В статье приводится компонентный состав профессионально значимых творческих способностей менеджера, а также организационные формы, методы и средства которые необходимо ввести для их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the activity of managers shows that in modern quickly changing social and economic conditions, manager has to meet the challenge of many nonstandard problems that require creative approach. The article shows the composition of the professional creative abilities of managers and also methods of organization, methods and means that should be introduced into the process of education for their development.

Текст научной работы на тему «Особенности развития творческих способностей студентов - будущих менеджеров»

Г. Р. Хусаинова

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

Ключевые слова: профессиональная деятельность, прибыльность, профессиональная компетентность, творческий подход, нестандартная задача, творческие способности, иностранный язык, компонентный состав, творческие группы, развитие мышления,

творческий метод, интеллект-карта.

Анализ деятельности менеджера показывает, что в современных быстро меняющихся социально-экономических условиях менеджер сталкивается с большим количеством нестандартных проблем, для решения которых необходим творческий подход. В статье приводится компонентный состав профессионально значимых творческих способностей менеджера, а также организационные формы, методы и средства которые необходимо ввести для их развития.

Keywords: professional activity, profitability, professional capacity, creative strategy, nonstandard task, creative abilities, foreign language, composition, creative teamwork, the development of thinking, creative methods, mind-maps.

The analysis of the activity of managers shows that in modern quickly changing social and economic conditions, manager has to meet the challenge of many nonstandard problems that require creative approach. The article shows the composition of the professional creative abilities of managers and also methods of organization, methods and means that should be introduced into the process of education for their development.

Обеспечение прибыльности предприятия в современных нестабильных социальноэкономических условиях требует высокого профессионализма специалистов управленческой сферы. Исследования в области профессиональной деятельности менеджера показывают, что абсолютное большинство банкротств предприятий, случаев возникновения у них кризисных явлений обусловлено, прежде всего, непрофессиональным руководством. В новых социально-экономических условиях личность менеджера становится ключевой в деятельности организации. Исследования в области профессиональной управленческой деятельности показывают, что работники этой сферы испытывают затруднения при осмыслении проблем, их постановки и решении, что затрудняет решение важнейшей профессиональной задачи менеджера - обеспечении прибыльности предприятия. В исследованиях отмечается также, что специалисты менеджеры инертны, не работают творчески, как того требует современная экономическая ситуация, не способны гибко реагировать на перемены в экономической сфере.

Особенностью профессиональной деятельности современного менеджера является анализ большого количества проблем. Продукт деятельности современного менеджера -управленческие решения, которые требуют анализа большого количества нестандартных проблем, информации, генерирования большого разнообразия альтернатив и быстроты реакции на изменения окружающей социально-экономической среды. Критерием эффективности управленческого решения является прибыль, которую решения менеджера приносят организации. Анализ специальной литературы, профессиограммы и

квалификационной характеристики менеджера показывает, что для решения нестандартных задач и неопределенных проблем с которыми сталкивается современный менеджер необходим творческий подход. Развитие творческих способностей специалиста управленческой сферы рассматривается не как желательное дополнение к его профессиональной компетентности, но его обязательная, ключевая часть. Без должного уровня развития творческих способностей специалист - недостаточно подготовленный профессионал. Проблема творческих способностей является не новой, она всегда привлекала внимание исследователей. Анализ сущности творческих способностей, их состав и структура представлены в работах В.И. Андреева, Д.Б.Богоявленской, А.Н.Лука, М.А.Холодной, Н.Ю.Посталюк, В.А.Сластенина, Б.М.Теплова.

Представляют интерес исследования Г.С.Альтшуллера, Эдварда де Боно, Т.Бьюзена, А.А.Вербицкого, М.М.Зиновкиной, Б.И.Коротяева, М.А.Холодной, А.В.Хуторского, В.Ф.Шаталова и др., раскрывающие условия, средства и методы активизации творческих способностей. В практической области имеется целый ряд работ, посвященный становлению творческого специалиста. Например, инновационная система непрерывного формирования инженерного мышления М.М.Зиновкиной, созданная на базе Московского государственного индустриального университета. Особый интерес представляет то, что впервые в учебный план вуза вводится цикл учебных курсов по методологии творчества, в который включаются: курс «Основы инженерного творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления», содержащий разделы «Эвристические приемы ТРИЗ», «Методы случайного поиска», «Азбука ТРИЗ». Анализ исследований показывает, что во многих вузах реализуется подготовка творческого специалиста средствами какой-либо дисциплины, в том числе и на материале иностранного языка. Следует отметить, что различные дисциплины имеют разный потенциал, позволяющий развивать творческие способности обучающихся. Исследованиями И.И.Игнатенко, И.Л.Клименко, А.В .Крюковой, И.Е.Межуевой, С.Д.Пивкина, Н.В.Савчук, Е.В.Тарабаевой, Г.А.Халюшовой, О.В.Чаплыгиной и многих других доказывается, что предмет «Иностранный язык» имеет большой потенциал при формировании различных способностей, качеств, умений, навыков. Нами также используется данный предмет для формирования профессионально значимых творческих способностей студентов - будущих менеджеров.

Опираясь на данные исследований психологов по проблеме развития творческих способностей, проведенного анализа деятельности менеджера, мы считаем, что необходимыми и достаточными для определения уровня развития творческих способностей студентов - будущих менеджеров могут быть компоненты (критерии):

Деятельностный - в основе которого лежит профессионально направленное творческое мышление как способ видения, постановки и решения неопределенных проблем.

Мотивационный - показателями которого являются устойчивая творческая направленность личности, мотивация к достижению успехов в деятельности, направленность не только на самореализацию, саморазвитие, но и на развитие других студентов.

Эмоционально-волевой - показателями которого являются некоторые личностные качества: сильная воля, стрессоустойчивость (способность снизить влияние стресса на результаты своей работы), уравновешенность, уверенность в себе, справедливость при разрешении конфликтов, коммуникативность (способность к взаимодействию с людьми).

Оценочный (рефлексивная позиция) - осознание своей творческой деятельности. Его показатели: критичность мышления, умение рецензировать работы других студентов,

стремление к доказательности, обоснованию принятых решений, способность и стремление ставить вопросы, желание и способность вести дискуссию, готовность к адекватной самооценке, осознание своих затруднений при решении задач, развитые навыки устной и письменной речи, осознание своих способностей и других студентов, умение адекватно описывать свои ощущения, оценки, суждения.

Для развития профессионально значимых творческих способностей студентов -будущих менеджеров считаем, что в процесс обучения целесообразно вводить такую организационную форму как «Творческие группы». Данная форма обучения выполняет следующую дидактическую задачу: является опорой для преподавателя в организации творческой поисковой работы студентов на занятии, проведении дискуссий, помогает использовать методы, развивающие творческие способности, объединяет студентов в учебном процессе и за его пределами, их сотворчество, расширяет кругозор и эрудицию студентов, взаимно обогащают знаниями, культурой, что особенно важно для развития творческих способностей [3]. Эффективность работы в творческих группах заключается в том, что она сопровождается активным обсуждением, проговариванием участниками группы изучаемого материала, что увеличивает эффективность его усвоения, а также способствует лучшему закреплению в памяти. Кроме того, коллективная работа повышает коммуникативную культуру студентов, критическое мышление, развивает умение слушать, способность вести дискуссию, доказывать свою точку зрения, рецензировать работу других, что позволяет говорить о развитии эмоционально-волевого и рефлексивного компонентов профессионально-значимых творческих способностей студентов. Творческие группы включают студентов в общественно-социальные отношения, организаторскую деятельность, контролируют и оценивают качество выполнения поручения, проявления ответственности, чувство долга, дружелюбие при подготовке к занятиям и т.п. Это помогает студенту на практике осваивать азы науки управления, под воздействием коллектива вырабатывать в себе качества организатора-руководителя. Комплектование творческих групп надо начинать с создания прочного фундамента такого объединения. Фундаментом могут выступать общность профессиональных интересов, продуктивное творчество, заинтересованность в результатах работы. В таких малых коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, эмоциональной притягательности, взаимопонимания, доверия и уважения. Формирование творческих групп преподаватель ведет не единолично, а в контакте со студентами, которым предстоит длительное время работать по схожей учебной проблематике, каждый вправе высказать свои пожелания по составу групп. В дальнейшем, при корректировке преподавателем (с применением социометрической методики) окончательного состава творческих групп, необходимо обеспечить управление деятельностью групп, поставив, перед ними принципиально важные цели и задачи. Таким образом, с одной стороны, все созданные формальные группы могут функционировать, сохранять в течение длительного времени преимущества неформальной группы. С другой стороны, действующие формальные творческие группы, работающие над сходной проблематикой, заранее нацеливаются на выполнение дидактических функций, ориентируются на продуктивные дискуссионные формы общения и сотворчество. Оптимально, если каждая такая творческая группа будет состоять из пяти человек.

С целью развития профессионально значимых творческих способностей студентов будущих менеджеров считаем необходимым применение концепции «нестандартного мышления» Эдварда де Боно, являющейся систематизированным подходом к развитию творческих способностей с помощью специальных методов. Доктор де Боно разработал обучающую программу СоЯТ (программа непосредственного обучения мышлению),

введенную в школах многих стран мира в качестве обязательного предмета. Он первым указал на то, что мышление следует преподавать в качестве отдельного учебного предмета, так как мышление не развивается в процессе изучения предметных дисциплин.

Исходя из способов функционирования нервной системы мозга, Эдвард де Боно показал, что поступающая в мозг информация образовывает временно стабильные состояния, которые складываются затем в привычные последовательности и человек привыкает видеть вещи в привычном свете [1]. Де Боно доказал, что для того, чтобы человек по-новому посмотрел на что-либо, смог создать новое, необходимо целенаправленно применять творческие методы. Таким образом, при обучении творческим методам де Боно используется принцип сознательности, т.е. обучаемый сознательно управляет своим творческим процессом. Это достигается посредством того, что обучающемуся разъясняется сущность интеллектуального действия, показывается его алгоритм. Эти методы просты в изучении и применении на практике. Для их использования не требуется специальных знаний в какой-либо области или уровень 1^, необходима только мотивация обучаемого. Разработанная де Боно система включает в себя большое количество инструментов творческого мышления, которые могут применяться для решения разнообразных умственных задач менеджмента, в инженерном деле и др. Применение каждого метода предполагает большую вариативность ответов, их разнообразие и оригинальность. Овладение всеми приемами наиболее успешно происходит в игровой обстановке, в группе. Предложенная де Боно методика позволяет эффективно развивать интеллектуальные качества, входящие в состав творческих способностей. Полезным средством в развитии профессионально значимых творческих способностей студентов-будущих менеджеров могут стать интеллект-карты, разработанные Т.Бьюзеном [2]. Интеллект-карта - это компактный и эффективный способ конспектирования, который опирается на графическое отражение процесса восприятия информации происходящего в человеческом мозге. Для создания интеллект-карты используются мнемоника, графика, способы кодирования информации, цвета, принцип ключевых слов, иерархий и категорий, в результате чего творчески работают оба полушария мозга. Информация на интеллект-карте представлена в виде ключевых слов, рисунков или символов, расположенных на ветвях, исходящих от центрального образа -ключевой проблемы. Далее от этих главных ветвей формируется по убывающей ассоциативный ряд, берущий начало от центральной проблемы, в результате чего получается емкое, компактное и целостное схематичное изложение какой-либо проблемы на одном листе. Использование интеллект-карт в процессе обучения позволяет развивать воображение, гибкость мышления, способность к ассоциированию и умение выделить главное. Также интеллект-карты повышают концентрацию мозга, стимулируют его творческую работу, помогают избежать монотонности в обучении.

Таким образом, использование новых методических средств, разработанных исследователями за последнее время и являющихся универсальными, будет способствовать развитию профессионально значимых творческих способностей студентов-будущих менеджеров.

Литература

1. Боно, Э. Серьезное творческое мышление / Э.Боно. - Мн.: «Попурри», 2005. - 416с.

2. Бьюзен, Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. - Мн.: «Попурри», 2007. - 304с.

3. Зиновкина, М.М. Инженерное мышление (Теория и инновационные педагогические технологии): монография / М.М.Зиновкина. - М.: МГИУ, 1998. - 283с.

© Г. Р. Хусаинова - ст. преподаватель Института экономики управления и права, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.