Научная статья на тему 'Особенности развития творческих способностей студентов - будущих менеджеров'

Особенности развития творческих способностей студентов - будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИБЫЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД / НЕСТАНДАРТНАЯ ЗАДАЧА / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ / ТВОРЧЕСКИЕ ГРУППЫ / РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFITABILITY / PROFESSIONAL CAPACITY / CREATIVE STRATEGY / NONSTANDARD TASK / CREATIVE ABILITIES / FOREIGN LANGUAGE / COMPOSITION / CREATIVE TEAMWORK / THE DEVELOPMENT OF THINKING / CREATIVE METHODS / MIND-MAPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов В. Г., Хусаинова Г. Р.

Анализ деятельности менеджера показывает, что в современных бы-стро меняющихся социально-экономических условиях менеджер сталкивается с большим количеством нестандартных проблем, для решения которых необ-ходим творческий подход. В статье приводится компонентный состав про-фессионально значимых творческих способностей менеджера, а также орга-низационные формы, методы и средства которые необходимо ввести для их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the activity of managers shows that in modern quickly chang-ing social and economic conditions, manager has to meet the challenge of many non-standard problems that require creative approach. The article shows the composition of the professional creative abilities of managers and also methods of organization, methods and means that should be introduced into the process of education for their development.

Текст научной работы на тему «Особенности развития творческих способностей студентов - будущих менеджеров»

В. Г. Иванов, Г. Р. Хусаинова

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ -

БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

Ключевые слова: профессиональная деятельность, прибыльность, профессиональная компетентность, творческий подход, нестандартная задача, творческие способности, иностранный язык, компонентный состав, творческие группы, развитие мышления, творческий метод, интеллект-карта.

Анализ деятельности менеджера показывает, что в современных быстро меняющихся социально-экономических условиях менеджер сталкивается с большим количеством нестандартных проблем, для решения которых необходим творческий подход. В статье приводится компонентный состав профессионально значимых творческих способностей менеджера, а также организационные формы, методы и средства которые необходимо ввести для их развития.

Keywords: professional activity, profitability, professional capacity, creative strategy, nonstandard task, creative abilities, foreign language, composition, creative teamwork, the development

of thinking, creative methods, mind-maps.

The analysis of the activity of managers shows that in modern quickly changing social and economic conditions, manager has to meet the challenge of many nonstandard problems that require creative approach. The article shows the composition of the professional creative abilities of managers and also methods of organization, methods and means that should be introduced into the process of education for their development.

Анализ деятельности менеджера показывает, что в современных быстро меняющихся социально-экономических условиях менеджер сталкивается с большим количеством нестандартных проблем, для решения которых необходим творческий подход. Обеспечение прибыльности предприятия в современных нестабильных социальноэкономических условиях требует высокого профессионализма специалистов управленческой сферы. Исследования в области профессиональной деятельности менеджера показывают, что абсолютное большинство банкротств предприятий, случаев возникновения у них кризисных явлений обусловлено, прежде всего, непрофессиональным руководством. В новых социально-экономических условиях личность менеджера становится ключевой в деятельности организации.

Исследования в области профессиональной управленческой деятельности показывают, что работники этой сферы испытывают затруднения при осмыслении проблем, их постановки и решении, что затрудняет решение важнейшей профессиональной задачи менеджера - обеспечении прибыльности предприятия. В исследованиях отмечается также, что специалисты менеджеры инертны, не работают творчески, как того требует современная экономическая ситуация, не способны гибко реагировать на перемены в экономической сфере.

Особенностью профессиональной деятельности современного менеджера является анализ большого количества проблем. Продукт деятельности современного менеджера -управленческие решения, которые требуют анализа большого количества нестандартных проблем, информации, генерирования большого разнообразия альтернатив и быстроты реакции на изменения окружающей социально-экономической среды. Критерием эффективности управленческого решения является прибыль, которую решения менеджера приносят организации.

Анализ специальной литературы, профессиограммы и квалификационной характеристики менеджера показывает, что для решения нестандартных задач и неопределенных проблем, с которыми сталкивается современный менеджер, необходим творческий подход. Развитие творческих способностей специалиста управленческой сферы рассматривается не как желательное дополнение к его профессиональной компетентности, но его обязательная, ключевая часть. Без должного уровня развития творческих способностей специалист - недостаточно подготовленный профессионал.

Проблема творческих способностей является не новой, она всегда привлекала внимание исследователей. Анализ сущности творческих способностей, их состав и структура представлены в работах В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, А.Н. Лука, М.А. Холодной, Н.Ю. Посталюк, В.А. Сластенина, Б.М. Теплова.

Представляют интерес исследования Г.С. Альтшуллера, Эдварда де Боно, Т. Бьюзе-на, А.А. Вербицкого, М.М. Зиновкиной, Б.И. Коротяева, М.А. Холодной, А.В. Хуторского,

B.Ф. Шаталова и др., раскрывающие условия, средства и методы активизации творческих способностей. В практической области имеется целый ряд работ, посвященный становлению творческого специалиста. Например, инновационная система непрерывного формирования инженерного мышления М.М. Зиновкиной, созданная на базе Московского государственного индустриального университета. Особый интерес представляет то, что впервые в учебный план вуза вводится цикл учебных курсов по методологии творчества, в который включаются: курс «Основы инженерного творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления», содержащий разделы «Эвристические приемы ТРИЗ», «Методы случайного поиска», «Азбука ТРИЗ». Анализ исследований показывает, что во многих вузах реализуется подготовка творческого специалиста средствами какой-либо дисциплины, в том числе и на материале иностранного языка. Следует отметить, что различные дисциплины имеют разный потенциал, позволяющий развивать творческие способности обучаемых. Исследованиями И.И. Игнатенко, И.Л. Клименко, А.В. Крюковой, И.Е. Межуевой,

C.Д. Пивкиным, Н.В. Савчук, Е.В. Тарабаевой, Г.А. Халюшовой, О.В. Чаплыгиной и многих других доказывается, что предмет «Иностранный язык» имеет большой потенциал при формировании различных способностей, качеств, умений, навыков. Нами также используется данный предмет для формирования профессионально значимых творческих способностей студентов-будущих менеджеров.

На основе данных исследований психологов и педагогов к проблеме развития творческих способностей и анализа деятельности менеджера нами были определены компоненты профессионально-значимых творческих способностей менеджера:

1. Креативный компонент включает в себя три группы интеллектуальных способностей:

• Аналитические и прогностические способности включающие: способность полностью учитывать факторы как непосредственно влияющие на организацию (поставщики материалов, трудовых ресурсов и капитала, законодательные и государственные органы, потребители и конкуренты), так и косвенной среды (технологии, экономические и

• Способности работы с информацией: способности сводить воедино и перерабатывать сложную по составу экономическую информацию в условиях большого информационного потока и на этой основе принимать управленческие решения; способность выявлять недостающую информацию для обеспечения роста прибыльности, конкурентоспособности и качества товаров и услуг, повышения эффективности труда; способность организовать и обобщить информацию предлагаемую сотрудниками.

• Способности генерации идей: способность генерировать оригинальные идеи при разработке инновационной и инвестиционной деятельности, рекламной стратегии, связанных с развитием предпринимательской и коммерческой деятельности; способность разрабатывать_стратегии, опираясь на творческий потенциал всего коллектива; способность к использованию_нестандартных способов интеллектуальной деятельности при решении нестандартных управленческих задач.

2. Мотивационный компонент, который является системообразующим, определяющим успешность развития профессионально-значимых творческих способностей выражается через категорию «творческая направленность». Основными показателями являются: способность мотивировать персонал на обмен опытом, идеями, информацией; собственная мотивация на использование творческого подхода в нестандартных условиях и способность мотивировать других; мотивация на творческое саморазвитие; преодоление недостатков, собственной управленческой деятельности; мотивация подчиненных на саморазвитие, профессиональное развитие.

3. Эмоционально-волевой компонент профессионально-значимых творческих способностей включает факторы, прямо не определяющие особенности творчества, но оказывающие значительное влияние на практическую деятельность творческого характера: способность концентрировать творческие усилия, упорство; смелость и независимость в суждениях; способность управлять гетерогенной по составу командой сотрудников, лидерство, инициативность; самостоятельность; позитивное самовосприятие; готовность к нововведениям; любознательность; склонность к разумному риску при принятии управленческих решений в инновационной деятельности предприятия; оптимизм; предприимчивость.

4. Оценочный компонент или рефлексия включает осознание своей творческой деятельности и является базовым процессом в управленческой деятельности, завершающейся разработанным управленческим решением. Его показателями являются: достаточно высокий уровень самооценки в условиях рыночной нестабильности; неопределенности; способность дать рефлексивную оценку своему состоянию, самочувствию и определить насколько это мешает или помогает осуществлению творческой профессиональной деятельности; способность к самооценке способов выполнения творческой профессиональной деятельности.

Для развития профессионально значимых творческих способностей студентов-будущих менеджеров считаем, что в процесс обучения целесообразно вводить такую организационную форму как малые группы. Структурирование малых групп осуществляется на основе учета пожеланий студентов с применением метода социометрии для создания доброжелательной атмосферы позитивного сотрудничества и дополняемых преподавателем по критерию низких коммуникативных навыков для достижения гетерогенности со-

става творческой группы, что создает познавательное неравновесие, стимулирующее творчество, познавательное и социальное развитие и развивающее необходимую менеджеру способность («управления разнообразием») управления гетерогенной по составу командой сотрудников.

Следующим этапом структурирования является распределений функций-ролей между участниками малой творческой группы, характерных для менеджера при руководстве коллективом и в инновационной деятельности: координировать деятельность рабочей группы, анализировать ее эффективность, находить консенсус и сводить воедино сделанное рабочей группой и на этой основе принимать эффективное решение. В процессе обучения каждый студент поочередно исполняет функции руководителя, контролера (усвоения знаний, уровня понимания), искателя консенсуса, протоколиста с опорой на сформулированные обязанности руководителя малой группы и каждого участника.

С целью повысить эффективность работы студентов в малых группах и дисциплинировать дискуссии мы считаем полезным использование следующих приемов модерации:

- приемы, направленные на усиление концентрации внимания, развивающие эмоционально-волевой компонент;

- приемы структуризации индивидуальной ответственности, развивающих мотивационный компонент профессионально-значимых творческих способностей;

- прием визуализации интеллектуального продукта, созданного в результате коллективной деятельности, развивающий способность организовать и обобщить информацию предлагаемую сотрудниками креативного компонента и способность разрабатывать стратегии, опираясь на творческий потенциал всего коллектива.

- ведение «дневника группы», развивающее рефлексивные способности.

В результате данной деятельности работа в малой группе представляет собой не просто выполнение каждым участником своей части обязанностей, а именно сотрудничество внутри творческой группы и развивает профессионально-значимые творческие способности менеджера.

С целью развития профессионально значимых творческих способностей студентов будущих менеджеров считаем полезным также применение комплекса творческих задач и приемов их решения.

Отобранные нами 12 приемов скомпонованы в три группы:

1. приемы концентрации внимания, расширения восприятия, позволяющие произвести постановку проблемы и ее анализ;

2. приемы поиска недостающей информации, позволяющие выявить всевозможные последствия какой-либо деятельности, выявить, что пропущено при рассмотрении какой-либо проблемы и т.д.

3. приемы нестандартного мышления для генерации новых идей.

Данные приемы способствуют развитию креативного компонента профессиональнозначимых творческих способностей менеджера.

Полезным средством в развитии профессионально значимых творческих способностей студентов-будущих менеджеров может стать метод визуализации - интеллект-карта. Интеллект-карта - это компактный и эффективный способ конспектирования, который опирается на графическое отражение процесса восприятия информации, происходящего в человеческом мозге. Для создания интеллект-карты используются мнемоника, графика, способы кодирования информации, цвета, принцип ключевых слов, иерархий и категорий, в результате чего развивается ассоциативное мышление, способность к свертыванию информации, память.

Информация на интеллект-карте представлена в виде ключевых слов, рисунков или символов, расположенных на ветвях, исходящих от центрального образа - ключевой проблемы. Далее от этих главных ветвей формируется по убывающей ассоциативный ряд, берущий начало от центральной проблемы, в результате чего получается емкое, компактное и целостное схематичное изложение какой-либо проблемы на одном листе. Использование интеллект-карт в процессе обучения позволяет развивать воображение, гибкость мышления, способность к ассоциированию и способность выделить главное. Также интеллект-карты повышают концентрацию, стимулируют творчество, помогают избежать монотонности в обучении.

Таким образом, использование новых методических средств, разработанных исследователями за последнее время и являющихся универсальными, будет способствовать развитию профессионально значимых творческих способностей студентов-будущих менеджеров.

© В. Г. Иванов - д-р пед. наук, проф., Первый проректор по учебной работе КГТУ, ivanov_kgtu@hotbox.ru; Г. Р. Хусаинова - ст. препод. каф. иностранных языков Института экономики, управления и права (Казань), english4@yandex.ru.

Все статьи номера поступили в редакцию журнала в период с 1.05.10 по 10.06.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.