Научная статья на тему 'Теоретические проблемы современной методики преподавания языковых дисциплин'

Теоретические проблемы современной методики преподавания языковых дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / высшая школа / методика / методы преподавания / иностранные языки / инновации / модернизация

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдувалиева Адиба Закировна, Толибов Исломбек Шухратжон Угли, Абдусаломова Дилдора Толибжоновна

в статье рассмотрены некоторые современные методики преподавания языковых дисциплин в системе высшего образования. Отмечена необходимость модернизации и адаптации методик преподавания к современным требованиям национальной экономики Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические проблемы современной методики преподавания языковых дисциплин»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ДИСЦИПЛИН Абдувалиева А.З.1, Толибов И.Ш.2, Абдусаломова Д.Т.3

1Абдувалиева Адиба Закировна - старший преподаватель, кафедра преподавания языков;

2Толибов Исломбек Шухратжон угли - студент, факультет управления в производстве, Ферганский политехнический институт;

3Абдусаломова Дилдора Толибжоновна - преподаватель, кафедра иностранных языков, Ферганская специализированная школа-интернат олимпийских резервов, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрены некоторые современные методики преподавания языковых дисциплин в системе высшего образования. Отмечена необходимость модернизации и адаптации методик преподавания к современным требованиям национальной экономики Узбекистана.

Ключевые слова: образование, высшая школа, методика, методы преподавания, иностранные языки, инновации, модернизация.

Образовательная политика страны, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования: ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального развития общества, расширение политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору; переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи, с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничество в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения; динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы, неквалифицированного и мало квалифицированного труда, глубокие структурные изменения, в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовки кадров, рост и их профессиональной мобильности. Система образования является важным фактором сохранение места государства в ряду ведущих стран, и его международного престижа как страны обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничество и сохранение общего образовательного пространства со странами Содружество Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом.

Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться первоочередном порядке следующие приоритетные,

взаимосвязанные задачи: Стратегические цели модернизации образования могут мыть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Качественное управление в образовании мы должны начать с некоторых определений; эти определения служат как идентичная проблема изучения для применения метода для улучшения качества образования. Процесс управления качеством образования может, служить долгим планированиям используя продолжительные качественное улучшения планов, где основывается как дополнение этих явлений. В образовательной сфере характеризуется больше ссылаться на информации через продолжительные улучшения качества контроля образования, в котором непосредственно активно участвуют обучающиеся и профессорско-преподавательский состав. Каждый согласен, что программа единая, но мнения различные. Активизирующие тексты - как текст убеждение, побуждение к действию и применение модернизации в учебном процессе.

Учиться чему-либо, обучение ради чего-либо или обучение с помощью чего-либо?

Во всех фразах ключевым словом является «учиться». Но какая из концепций является приоритетной для сегодняшнего студента? На первый взгляд кажется, что «обучение ради чего-либо». Ради того, чтобы получить уважение родителей, или для получения стипендии, диплома или для получения в будущем хорошей, престижной работы? Преподаватели часто сетуют на то, что многие студенты не проявляют интереса к учебному процессу, часто не задумываясь о том, что обучение это двусторонний процесс, где компонентами являются как студент, так и преподаватель. К примеру, если мы будем рассматривать сферу средне-специального образования, то в данной сфере «учиться чему-либо» является необходимостью, для тех учеников, кто хочет в дальнейшем продолжить своё образование, здесь от места обучения требуется наряду со «зрелищностью» эффективность, так как в школе закладывается базовый запас знаний.

Что касается, сферы высшего образования, то здесь немаловажным компонентом является понятие «учиться посредством чего-либо», так как контингент высших учебных заведений составляют не только абитуриенты, закончившие школу, колледж и другие средне-специальные учебные заведения, но и более взрослые, не получившие ранее высшего образования.

Здесь учитывается и вопрос глобализации и интеграции образования как концепция обучения в XXI веке.

Все перечисленные ранее концепции были и остаются основными в процессе образования и у каждой концепции есть свои цели и задачи. Основная цель глобального образования - это приобретение и развитие у студентов широкого круга навыков в широкой области знаний, формирования целого ряда отношений, которые вместе дают практический эффект. Основные задачи глобального образования:

1) Научить думать системно.

2) Понять системную природу мира.

3) Сформировать целостную концепцию своих возможностей и потенциала.

4) Признавать, что их мировоззрение не разделяют абсолютно все люди.

Развивать восприимчивость к другим взглядам. Некоторые стратегии

осуществление глобального образования. Задачу реформирования учебного процесса, методов преподавания и обучение, предполагающую включение ключевых компонентов глобального образования, возможно осуществить двумя путями - через введение (инфузию) и интеграцию.

Таким образом, в заключении необходимо отметить, что существуют некоторые примеры осуществления глобального образования через инфузию применимо к языковым дисциплинам (как родной, так и второй язык).

• Использование литературы для изучения глобальных вопросов и универсальных тем как, например, мир и конфликты, справедливость, любовь, права и обязанности.

• Воспитание у учащихся понимания личных отношений, убеждений, взглядов и ценностей, встреча с разнообразными мнениями и взглядами.

• Отработка навыков межличностного общения, сопереживания и понимания через ролевую игру и драму.

• Чтение поэм, пьес, романов и рассказов, написанных писателями, отражающими культуры разных стран мира.

• Сравнение газетных рассказов и телевизионных сюжетов с целью выявления притворства предрассудков и ценностей.

• Использование драмы для изучения значения невербального общения в собственной и других культурах.

• Анализ библиотечных книг и учебников в поисках примеров стереотипов, предрассудков и ценностей.

• Участие в групповом обсуждении для практической отработки навыков коммуникации, переговоров и умения задавать вопросы.

• Развитие навыков устной и письменной презентации через общение с лидерами местного сообщества и политиками по вопросам, касающимся важных местных и глобальных вопросов.

• Умение работать с иностранной литературой по специализации, перевод с русского или с узбекского на иностранный язык или с иностранного на родной язык.

Список литературы

1. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков». Ташкент, 10 декабря 2012 г. № ПП-1875.

2. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности академии наук, организации, управления и финансирования научно-исследовательской деятельности» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017, № 8. Ст. 117).

3. Kurpayanidi K.I, Tolibov I.S., 2017. Modem state and the priority directions of further development of economy of Uzbekistan in the conditions of globalization. ISJ Theoretical & Applied Science, 10 (54): 176-185. SOI: http://s-o-i.org/L1/TAS-10-54-29 Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2017.10.54.29/ (дата обращения: 29.12.2018).

4. Курпаяниди К.И. Некоторые вопросы совершенствования методики преподавания бизнес дисциплин в высшем образовательном учреждении // Гуманитарные научные исследования, 2013. № 11. С. 15-15.

5. Teach English, Cambridgee. John Yordan, 1998.

6. Курпаяниди К.И., Илёсов А.А. Кадрлар малакасини ошириш ва уларни кайта тайёрлаш жараёнида вужудга келаётган айрим муаммоларига // Oliy ta'lim taraqqiyoti istiqbollari. С. 95.

7. Курпаяниди К.И. Современные подходы к определению понятия и функций национальной инновационной системы экономики Узбекистана // Современные научные исследования и инновации, 2016. № 1. С. 427-444.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.