ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ
ЭКОНОМИКИ
12 3
Нишонов Ф.М. , Эхсонова Н.Т. , Толибов И.Ш. Email: [email protected]
1 Нишонов Фарход Мусажонович - преподаватель математики, Академический лицей Ферганский политехнический институт, г. Фергана; 2Эхсонова Нилуфар Толибовна - учитель математики, Государственная общеобразовательная средняя школа № 33, г. Бешарик;
3Толибов Исломбек Шухратон угли - студент, кафедра экономики, факультет управления в производстве, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы компетентного и профессионального роста преподавателя математики. Изучены современные подходы к созданию и развитию предметной информационно-образовательной среды, активное вовлечение дистанционного и модульного обучения, развитие склонности педагога к инновационной профессиональной деятельности, разработка цифрового портфолио преподавателя математики, формирование и развитие компетентности преподавателя математики в информационно-коммуникационном пространстве в условиях цифровой экономики Республики Узбекистан.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные образовательные технологии, модульное образование, карьерный рост, образование, профессиональные компетенции, профессиональный рост, преподаватель математики, цифровые технологии, цифровая экономика.
SOME QUESTIONS OF PROFESSIONAL GROWTH OF THE TEACHER OF MATHEMATICS IN THE CONDITIONS OF DIGITAL ECONOMY Nishonov F.M.1, Ehsonova N.T.2, Tolibov I.Sh.3
1Nishonov Farkhod Musajonovich - Teacher of Mathematics, ACADEMIC LYCEUM FERGANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGANA; 2Ehsonova Nilufar Tolibovna - Teacher of Mathematics, STATE SECONDARY SCHOOL № 33, BESHARIK;
3Tolibov Islombek Shukhraton ugli - Student, DEPARTMENT OF ECONOMICS, FACULTY OF PRODUCTION MANAGEMENT, FERGANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article deals with the issues of competent and professional growth of a mathematics teacher. Modern approaches to the creation and development of a subject informational and educational environment, the active involvement of distance and modular training, the development of the teacher's inclination for innovative professional activities, the development of a digital mathematics teacher portfolio, the formation and development of mathematics teacher competence in the information and communication space in the digital economy of the Republic Uzbekistan.
Keywords: information and communication educational technologies, modular education, career growth, education, professional competencies, professional growth, mathematics teacher, digital technologies, digital economics.
УДК 378.046
Введение. Проведенные за годы независимости широкомасштабные реформы заложили прочный фундамент национальной государственности и суверенитета, сформировали новую систему оказания образовательных услуг для населения. Отказ от административно-командного управления национальной системой образования, поэтапная реализация новых образовательных программ способствовали интеграции отечественной образовательной системе сделать шаг к интеграции в мировую образовательную сеть.
Вместе с тем, всесторонний анализ пройденного этапа развития страны, изменяющаяся конъюнктура мировой экономики в условиях глобализации и усиливающаяся конкуренция требуют выработки и реализации кардинально новых идей и принципов дальнейшего устойчивого и опережающего развития национальной системы образования. Концепция реформирования образования, разработанная в Узбекистане, предусматривала в качестве важнейших целей: переориентацию системы образования на рыночную экономику и открытое общество; создание равных возможностей для получения образования, как условие повышения уровня жизни населения; улучшение системы финансирования образования с целью обеспечения стабильного и качественного предоставления образовательных услуг и повышение эффективности использования ресурсов; совершенствование управления сектором образования. По мере поэтапной реализации законов Республики Узбекистан «Об образовании» [1] и «О национальной программе по подготовке кадров»[2] открыты новые перспективы реальных изменений системы непрерывного образования, созданы благоприятные условия для разработки и введения государственных образовательных стандартов.
В целях коренного повышения эффективности проводимых реформ, создания условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития государства и общества, реализации приоритетных направлений по модернизации страны и либерализации всех сфер жизни была утверждена, разработанная по итогам комплексного изучения актуальных и волнующих население вопросов, анализа действующего законодательства, правоприменительной практики и передового зарубежного опыта, а также широкого общественного обсуждения Стратегию действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах [3]. Реализация данной Стратегии неразрывно связана с углублением и либерализацией национальной системы образования. В частности, разработкой новых направлений высшего образования, современных образовательных стандартов на основе передового опыта развитых стран мира.
Методы исследования. Системный анализ образовательных стандартов США, Стран Европейского Союза, Японии позволил выявить векторы обновления образования в условиях системных изменений в обществе. По нашему мнению, к ним можно отнести:
■ поэтапное формирование многовариантного образовательного пространства, позволяющего каждому педагогу проектировать и реализовывать индивидуальные образовательные карты в соответствии с профессиональными запросами;
■ формирование готовности преподавателя к эффективному использованию образовательного пространства в условиях формирования цифровой экономики.
Отвечающая сегодняшним требованиям профессия преподавателя математики в академическом лицее требует постоянного самосовершенствования, непрерывного овладевания новыми видами компетенций, как в предметной области, так и в сфере методики и технологии профессионального обучения [4].
Как показывает многолетний опыт преподавания математики в Академических лицеях Ферганского политехнического института, Ферганского государственного университета, Кокандского государственного педагогического института в процессе профессионального и карьерного роста преподавателя математики академического лицея развиваются различные виды компетенций, целесообразно выделить следующие:
■ деятельностные компетенции (коммуникативные),
■ рефлексивные,
■ проектировочные компетенции.
Результаты исследования
Анализ образовательной практики позволил выявить и сформулировать следующие актуальные направления деятельности по повышению соответствующего уровня компетенций.
I. Развитие способности к инновационной профессиональной деятельности. Каждый преподаватель математики академического лицея должен обладать уровнем методологической культуры и сформированной готовности к непрерывному образованию в течение всей педагогической деятельности. Целью профессионального роста преподавателя математики академического лицея является его активная вовлеченность в систему повышения квалификации и развития профессиональной компетентности преподавателей математики в соответствии с современными требованиями к преподаванию математики в академических лицеях в условиях глубокой модернизации образования.
В целом это реализуется Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 278 от 26 сентября 2012 г., «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров высших образовательных учреждений» [5] в Региональном центре переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров при Ферганском государственном университете. Центр для организации повышения квалификации по блоку математических и естественнонаучных дисциплин обладает мощными средствами обучения, имеет новые лекционные аудитории с современным мультимедийным оборудованием, высокоскоростным выходом в глобальную сеть Интернетом, в наличие компьютерные классы, оснащенные интерактивными досками, электронными библиотеками и другими достижениями НТП.
В системе повышения уровня профессиональной компетентности преподавателя математики академических лицеев в Региональном центре используются современные формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ:
■ новые интерактивные педагогические, мультимедийные информационно-коммуникационные технологии;
■ учебно-методические комплексы нового поколения;
■ технологии дистанционного обучения;
■ методики разработки и ведения электронных учебных курсов;
■ Интернет-технологии;
■ современные информационные сети и другие.
II. Сопровождение подготовки преподавателя математики академического лицея после завершения соответствующего курса в Региональном центре переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров индивидуальными заданиями творческого характера в направлении научно -исследовательской темы или темы диссертационного исследования на соискание научной степени доктора философии по математике.
В качестве заданий для самостоятельной работы могут быть предложены следующие:
■ разработка средств наглядности для использования в процессе обучения учащихся реализации каждого из этапов процесса математического моделирования при решении задач методом уравнений и неравенств [6];
■ разработка методики введения понятия «первообразная» и основного свойства первообразной;
■ методическая разработка по введению понятия о тригонометрических функциях числового аргумента [7].
III. Одной из быстроразвивающихся и прогрессивных форм современного образования являются интернет-курсы, которые активно развиваются и продвигаются в мировом образовании. Так, в условиях активного использования цифровых технологий обучения плодотворно апробируется в Региональном центре система дистанционного обучения Moodle. Данный метод ориентирован, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учащимися, как в виде традиционных дистанционных курсов, так и для поддержки очного обучения. Moodle — система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Является аббревиатурой от английского Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment [8]. Представляет собой свободное веб-приложение, предоставляющее возможность создавать ресурсы для онлайн-обучения.
IV. Формирование и дальнейшее развитие информационно-коммуникационной компетентности преподавателя математики академического лицея как одна из актуальных проблем современности. Развитие коммуникативных связей между Региональным центром переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и образовательными учреждениями, по нашему мнению, должны предусматривать следующее:
■ реализацию академической мобильности;
■ профессиональные краткосрочные стажировки;
■ обмен профессиональным опытом между коллегами;
■ организацию республиканских и международных конференций;
■ освоение совместных проектов и т.д.
V. Процессы информатизации, широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) являются условием выполнения Государственной программы развития образования и науки в Узбекистане. Президентские инициативы Ш.М.Мирзиёева [9], стратегия построения информационного общества в Узбекистане формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды общеобразовательных учреждений, но и на эффективное использование её ресурсов. А это в сою очередь невозможно без непрерывного профессионального развития педагогов. Информационно-образовательная среда в этом случае выступает сферой и средством развития их профессиональной компетентности. При этом непрерывное изменение её потенциала требует опережающего развития ИКТ-компетентности педагогов.
Основной целью подготовки преподавателей математики является содействие формированию готовности и способности педагога использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности. Компоненты ИКТ (технический, программный, методический и информационный) позволяют определить систему задач при планировании процесса подготовки педагогов.
1. Совершенствование и развитие навыков использования ПК, периферийных устройств, локальных и глобальных сетей.
2. Ознакомление с программами общего и учебного назначения, моделирующими средами, а также с возможностями их использования в учебном процессе.
3. Овладение методиками преподавания математики с использованием ИКТ.
4. Развитие умений и навыков работы с электронной информацией (поиск, анализ, систематизация, конвертация и пр.) [10].
На основе вышеизложенного, преподаватель математики академического лицея самостоятельно сможет сформировать собственное цифровое портфолио, которое будет способствовать:
■ формированию комплексных представлений о современном состоянии математического образования;
■ введению в круг профессиональной деятельности специалиста проблем, связанных с актуальными вопросами преподавания математики и выработкой навыков получения, анализа и обобщения математической информации [11];
■ развитию у преподавателя математики способности к проведению методических и экспертных работ в области математики [12].
Цифровое портфолио [13], как базовый элемент формирования профессиональных компетенций, позволит преподавателю математики академического лицея:
■ фиксировать основные направления развития математического образования и особенности преподавания математики в различных возрастных группах обучающихся;
■ реализовывать творческие проекты;
■ использовать современные технологии обучения с учетом индивидуальных особенностей и способностей обучающихся при изучении школьного курса математики [14].
Проведенные исследования выявили, что в качестве основных элементов цифрового портфолио могут быть выделены такие:
■ блок предметных знаний и математических основ дисциплины, включающий теоретические знания по математике и методике преподавания математики, глоссарий по предмету [15];
■ нормативный блок, содержащий концепции, нормативно-правовые материалы, позволяющие сформировать у будущего преподавателя понимание основных направлений современной модернизации математического образования, внедрением новых педагогических технологий [16, 17];
■ блок методических наработок преподавателя математики, формирующихся в процессе изучения дисциплины, и позволяющий дать студентам необходимый объем методических знаний;
■ блок реализованных исследовательских проектов, которые помогут педагогу развивать исследовательские компетенции, необходимые для продуктивной педагогической деятельности преподавателя математики академического лицея [18].
■ блок информационно-предметных ресурсов по математическим дисциплинам, формирующийся из ресурсных баз, сайтов и порталов преподавателей-практиков, ресурсов психологических и педагогических тестов, позволяющих диагностировать и анализировать опытно-экспериментальную работу [19, 20];
■ интерактивный блок, включающий материалы по подпискам, приходящие электронные письма, приглашения, обсуждения в социальных сетях (Moodle, LinkedIn, Scholar.google.com и др.).
Выводы. В заключении необходимо отметить, что изученные выше направления профессионального роста преподавателя математики академического лицея могут способствовать профессиональной интеграции будущих и действующих педагогов, а в целом, формированию кадровой политики в подготовке педагогов-математиков в Республике Узбекистан в условиях цифрового образовательного пространства.
Список литературы /References
1. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997. № 9. Ст. 225; 2013 г.,
№ 41. Ст. 543.
2. Национальная база данных законодательства, 05.01.2018 г. № 03/18/456/0512.
3. О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-4947 от 7.02.2017 г. // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017. № 6. Ст. 70.
4. Шкерина Л.В., Панасенко А.Н. Моделирование математической компетенции бакалавра-будущего учителя математики //Инновации в непрерывном образовании, 2012. № 4. С. 59-63.
5. О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров высших образовательных учреждений. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 278 от 26 сентября 2012 г. // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012. № 39. Ст. 453.
6. Nishonov F.M, Kurpayanidi K.I. Some questions of design of tasks in mathematics // ISJ Theoretical & Applied Science, 2018. Т. 9. № 65. С. 41-44.
7. Курпаяниди К.И., Нишонов Ф.М. Конструирование систем задач по математике // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2018. № 10-1.
8. Сорокин В.В., и др. Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда в патологической анатомии // Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины, 2015. С. 416-417.
9. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. // Народное слово, 29 декабря 2018 г.
10. Фролова Л.Г. и др. Организация математического пространства в школе // Образовательные ресурсы и технологии, 2014. № 1 (4).
11. Дзаурова П.С. Разработка механизма организации взаимодействия школы и вуза как фактора повышения результативности профориентационной работы // Наука и образование сегодня, 2019. № 2 (37). С. 100-101.
12. Самылкина Н.Н. и др. Проблемы школьного математического образования глазами учителей и преподавателей вузов: результаты опросов // Математика в школе, 2017. № 2. С. 36-44.
13. Латышева Л.П., Скорнякова А.Ю., Черемных Е. Л. Перспективы и опыт ведения электронного образовательного портфолио в педвузе // Образовательные технологии и общество, 2015. Т. 18. № 3.
14. Темербекова А.А., Байгонакова Г.А. Актуальные вопросы профессионального роста учителя математики в условиях цифровых образовательных технологий // Kazakhstan Science Journal, 2019. Т. 2. № 2 (3). С. 1-8.
15. Галимуллина Э. З., Жестков Л. Ю. Технология е-портфолио в усилении практической направленности процесса обучения бакалавров педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 513.
16. Набережнева А.И., Чуешев А.В. Курс «Основы цифровой школы» // Материалы XX Всероссийской научно-практической конференции. Научное творчество молодежи. Математика. Информатика, 2016. С. 150-152.
17. Скударёва Г.Н., Павлова О.Г.Цифровое образование: от теоретического осмысления к реализации социального заказа // Современные здоровьесберегающие технологии, 2017. № 4. С. 150-157.
18. Nishonov F.M., Ehsonova N.T., Tolibov I. Sh. Professional growth of teachers of mathematics of the academic lyceum in the conditions of realization of digital educational technologies. // ISJ Theoretical & Applied Science,2019. Т. 3. №.71.
19. Абдураззакова Д.А. Мобильные технологии в образовательном процессе // Наука и образование сегодня, 2019. № 2 (37). С. 87-88.
20. Игнатова Г.Г. Учебно-исследовательская деятельность в школе: метод проектов и индивидуальные исследования // Наука и образование сегодня, 2018. № 9 (32). С. 53-56.