Научная статья на тему 'Способы и методики инновационного обучения на занятиях по английскому языку'

Способы и методики инновационного обучения на занятиях по английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОЕ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОЦЕСС / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ / МОТИВАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якубова Сайёра Маъдиевна

В данной статье поднимаются вопросы повышения эффективности преподавания английского языка в неязыковых вузах. А также рассматриваются способы и методики инновационного обучения на занятиях по английскому языку. Возможности расширения компетентности преподавателей в вопросах современной методики преподавания, с целью определить основные компоненты, необходимые для внедрения данной модели уровневого обучения студентов иностранному языку в условиях вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способы и методики инновационного обучения на занятиях по английскому языку»

Список литературы

1. Высшее образование в Узбекистане: перспективы и планы развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://podrobno.uz/cat/obchestvo/vysshee-obrazovanie-v-uzbekistane-perspektivy-i-plany-razvitiya/ (дата обращения: 19.02.2018).

2. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 г.

СПОСОБЫ И МЕТОДИКИ ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Якубова С.М.

а

/

Якубова Сайёра Маъдиевна - старший преподаватель английского языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье поднимаются вопросы повышения эффективности преподавания английского языка в неязыковых вузах. А также рассматриваются способы и методики инновационного обучения на занятиях по английскому языку. Возможности расширения компетентности преподавателей в вопросах современной методики преподавания, с целью определить основные компоненты, необходимые для внедрения данной модели уровневого обучения студентов иностранному языку в условиях вуза.

Ключевые слова: коммуникативное, инновационное обучение, процесс, формирование навыков, мотивация, образовательные технологии.

Одной из проблем подготовки в организации высшего образования является разный уровень владения обучаемыми иностранным языком: на ступени перехода от средней школы на уровень высшего профессионального образования, от ступени бакалавриата на ступень магистратуры, а также при переходе от ступени магистратуры на ступень аспирантуры. Такая ситуация объясняется тем, что формирование навыков использования иностранного языка имеет индивидуальный характер, который зависит от особенностей психофизиологического характера обучаемого (особенностей памяти, внимания, индивидуального темпа усвоения материала), уровня речевой культуры (богатства запаса слов обучаемого, его общего уровня владения коммуникативными навыками), интереса и степени мотивации к изучению иностранного языка [1]. В результате на занятиях по иностранному языку

преподаватель организации высшего образования сталкивается с тем, что в одной и той же группе есть сильные студенты, студенты среднего уровня, а также и слабые студенты, имеющие лишь начальные навыки владения иностранным языком. В связи с этим перед преподавателем нередко возникает сложная проблема эффективной организации учебного процесса на занятии: если преподаватель работает, ориентируясь на слабых, это может привести к тому, что студенты среднего и сильного уровня не получат новых знаний, у них не будет прогресса в обучении, что приведет к снижению их мотивации к изучению иностранного языка. Если преподаватель будет ориентироваться на сильных студентов, то слабые и средние студенты не смогут воспринимать более сложный для них материал, у них также не будет прогресса, и, соответственно, мотивация к изучению снизится. Такая ситуация, в итоге, приводит к снижению результативности, т. е. качества обучения, которое в нашей работе определяется как уровень сформированности навыков использования иностранного языка по видам речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение) на конкретном отрезке или этапе обучения [2]. Средствами достижения предметных и метапредметных результатов, а также личностных результатов обучающихся являются образовательные технологии. Система работы педагога по обеспечению результатов обучения иностранному языку обязательно должна включать реализацию следующих технологий: технологию коммуникативного обучения, технологию понимания коммуникативного смысла текста, игровые технологии, технологии обучения в сотрудничестве, проектные технологии и др. По словам Е.И. Пассова, «...языку вообще нельзя обучить, научить, языку можно только научиться» [3]. Очевидно, что при таком подходе, главную роль играет личность студента, его мотивированность, способности и цели. Массовое освоение сети Интернет расширило спектр информационных ресурсов. Подавляющее количество информационных ресурсов в настоящее время представлено в Интернете на английском языке, и, не зная его, пользователи сети сами ограничивают себя и не могут воспользоваться большим количеством информации. Новые информационные технологии, применяемые в образовании, созданы таким образом, что позволяют с их помощью реализовывать привычные виды учебной работы (лекционные и практические занятия, консультации, тестирование и др.) просто на более высоком техническом уровне. Сталкиваясь с подобными реалиями, студенты понимают, что изучаемый иностранный язык, в частности, английский, играет роль не только средства коммуникации, но и инструмента познания, саморазвития, расширения кругозора и сферы интересов, удовлетворения личных духовных, интеллектуальных и научных интересов и потребностей. По моему мнению, наиболее сложными в реализации при обучении иностранному языку на неязыковых отделениях вузов являются принцип комплексности, принцип устной основы и устного опережения, личностно-ориентированная направленность обучения и деятельностный характер учебной деятельности. Проблема заключается в том, что не всегда есть возможность разбить студентов неязыковых факультетов на подгруппы. Инновационное обучение состоит в развитии способностей на основе образования и самообразования. Фундаментальность вместе с целостностью и направленностью на удовлетворение интересов личности создает основные черты новой парадигмы образования. «Фундаментальное естественно-научное и гуманитарное образование должно давать целостное представление о современной естественно-научной картине мира, заложить научный фундамент для оценки последствий профессиональной деятельности, способствовать творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека» (Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО).

Педагогическое творчество состоит в многообразных формах и способах творческой самореализации личности и может раскрыться как процесс развертывания и проявления универсальных способностей и сущностных сил педагога. В педагогическом труде много

50

такого, что сближает его с творчеством артиста, режиссера, дирижера, скульптора и представителей других творческих профессий. Конечно же, творческий поиск и творческое отношение к делу являются условиями эффективности каждой профессиональной деятельности, но именно в педагогике они необходимы, без них эта деятельность не может осуществляться полноценно.

Список литературы

1. Бим И.Л. Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // Иностранные языки в школе. 2002. № 5. С. 8.

2. Гальскова Н.Д.Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АРКТИ, 2003. 192 с.

3. Пассов Е.И. Содержание иноязычного образования как методическая категория // ИЯШ, 2007. № 6. С. 13-23.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ

ВУЗЕ Абдуллаева М.Х.

Абдуллаева Мавжуда Хабибуллаевна - преподаватель русского языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются интерактивные формы и методы проведения занятий, особенности их применения, общие результаты и эффекты интерактивного обучения. Статья посвящена актуальной проблеме эффективных методов интерактивного обучения студентов вуза с позиции компетентностного подхода. Интерактивное обучение построено на интенсивном рефлексивном взаимодействии субъекта с образовательной средой обучения.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, диалоговое обучение, интерактивность, интерактивные технологии.

Происходящие преобразования в системе высшего образования обусловлены движением в сторону инновационной личностно-развивающей парадигмы образования, необходимостью использования интеллектуально-творческого потенциала человека для созидательной деятельности во всех сферах жизни. Одним из важнейших элементов комплексного преобразования сферы высшего образования является переход на двухуровневую систему обучения с обязательной реализацией компетентностного подхода и системы зачетных единиц. Анализ государственных образовательных стандартов, нормативно-правовых документов показал, что такой переход системы образования влечет за собой изменения в требованиях к образовательному процессу. Одним из таких изменений можно считать требование к использованию в процессе обучения студентов интерактивных методов обучения. Интерактивные методы обучения являются одним из важнейших средств совершенствования профессиональной подготовки студентов в высшем учебном заведении. Преподавателю теперь недостаточно быть просто компетентным в области своей дисциплины, давая теоретические знания в аудитории. Необходимо несколько иначе подходить к современному учебному процессу [1]. Внедрение интерактивных методов обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. Активность преподавателя уступает место активности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.