Научная статья на тему 'К проблеме методики оценки экономической эффективности инновационных проектов в системе высшего образования'

К проблеме методики оценки экономической эффективности инновационных проектов в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / INNOVATIVE PROJECT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / AN EDUCATIONAL INSTITUTION / ОЦЕНКА / EVALUATION / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Набиева Нилуфар Муратовна

В статье исследуются проблемы методологических подходов в оценивании экономической эффективности инновационных проектов, осуществляемых в высших образовательных учреждениях. Автором, на основе проведенных исследований, выявлено, что на основе анализа особенностей оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего образования можно перейти к развитию методических основ оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме методики оценки экономической эффективности инновационных проектов в системе высшего образования»

продолжительности предоставляются разного рода дополнительные услуги (рыбалка, сбор ягод/грибов, купание в русской бане и т. д.)

Стоимость путёвки в среднем будет составлять порядка 2000 рублей. В путёвку входят: трансфер в село Исаклы и обратно; экскурсионное обслуживание; билеты в краеведческий музей; индивидуальный продуктовый пакет (набор продуктов зависит от времени года, погодных условий, в исключительных случаях от индивидуальных предпочтений).

В качестве потенциальных потребителей данной услуги могут выступать все категории граждан. Никаких ограничений по возрастному признаку или по уровню дохода нет. Наибольшей популярностью данная услуга пользуется у семей с детьми, пенсионеров и иностранных студентов [2]. Также она не потеряет своей актуальности в рамках грядущего Чемпионата мира по футболу.

Так как в России на сегодняшний день прослеживается активное развитие сельского туризма, то стоит обратить внимание на то, что инвестирование в данную отрасль -прибыльное дело [1].

Литература

1. Сухомазова Е. А., Есипова О. В. Потоки иностранных инвестиций в Россию. «XIII Королёвские чтения международная молодёжная научная конференция, сборник трудов», 2015. С. 300-301.

2. Шилова С. Г., Терехова Н. Я., Образцова О. Ю., Буйволова М. И., Васильева Н. А. Зеленый дом: методическое пособие по организации сельского туризма. Красноярск, 2010. 104 с.

3. Лебедько Е. Я., Кислова Е. Н., Ториков В. Е. Под общей редакцией профессора Е. Я. Лебедько. «Сельский туризм - новый шанс для возрождения и развития села» Брянск: Издательство БГСХА, 2011. 265 с.

To a problem of methodology for assessing the cost-effectiveness of innovation projects in the higher education system Nabieva N. (Republic of Uzbekistan) К проблеме методики оценки экономической эффективности инновационных проектов в системе высшего образования Набиева Н. М. (Республика Узбекистан)

Набиева Нилуфар Муратовна / Nabieva Nilufar — ассистент, кафедра экономики, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье исследуются проблемы методологических подходов в оценивании экономической эффективности инновационных проектов, осуществляемых в высших образовательных учреждениях. Автором, на основе проведенных исследований, выявлено, что на основе анализа особенностей оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего образования можно перейти к развитию методических основ оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования в стране.

Abstract: the article examines the problem of methodological approaches to evaluating the effectiveness of innovation projects in the higher educational institutions. The author, on the basis of the research, revealed that based on the analysis of the assessment target and economic efficiency of innovative projects in the field of higher education allow to go to the development of methodical bases of an estimation target and economic efficiency of innovative projects in the field of higher education in the country.

Ключевые слова: высшее образование, инновация, инновационный проект, образовательное учреждение, оценка, эффективность.

Keywords: higher education, innovation, innovative project, an educational institution, evaluation, efficiency.

Современная система высшего профессионального образования Республики Узбекистан, в условиях построения общества знаний, поэтапно превращается в одну из ведущих самостоятельных производящих отраслей экономики, обеспечивающую приращение человеческого капитала и, тем самым, приращение ВВП в инновационной экономике [9, 10]. Как показывает практика, экономически развитые страны мира ставят в качестве национальной стратегической задачи всеобщее высшее образование и создание системы образования для взрослых на протяжении жизни [7, 12]. Экономистами определен и нижний порог людей с высшим образованием для обеспечения функционирования инновационной экономики общества знаний - не менее 60% экономически активного населения [1]. Очевидно, что такая задача должна стать одной из важнейших и для Узбекистана, если страна претендует на достойное место в мировой экономике [2].

В условиях глобализации инновации в сфере высшего профессионального образования являются одним из основных факторов повышения производительности труда, приводящих к устойчивому экономическому росту и укреплению общественного благосостояния [3, 4]. По нашему мнению, эффективность процессов инноваций в сфере высшего образования должна отражаться в следующем:

■ повышение конкурентоспособности национальных высших образовательных учреждений на мировом образовательном рынке [5];

■ повышение квалификации и оплаты труда профессорско-преподавательского состава страны;

■ увеличение развития и использования современных методов и технологий активного обучения [6];

■ создание эффективной инновационной инфраструктуры, направленной на трансфер результатов исследований и разработок в республику и мировую экономику;

■ обеспечить модернизацию национальной экономики на основе технологических инноваций.

Критерии и методы оценки эффективности инновационного проекта на сегодняшний момент являются актуальными, так как в основе качественных сдвигов, происходящих в современной экономике, лежит инновационная направленность стратегии и тактики развития производства [4, 11].

Системная оценка эффективности проекта базируется на сравнительном анализе объема предлагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Сравниваемые величины относятся в большинстве случаев к различным временным периодам, и поэтому наиболее важной проблемой в этом случае, так же, как и при определении экономической эффективности новой техники и технологии, является проблема сравнивания доходов и затрат и приведения их в сопоставимый вид.

Известные методики оценки эффективности проекта подразделяются на две группы, основанные на дисконтированных и учетных оценках.

Так, методами, основанными на учетных ставках (без дисконтирования), являются период окупаемости (pay back period, PP), коэффициент эффективности инвестиций (average rate of return, ARR) и коэффициент покрытия долга (debt cover ratio, DCR).

Методы оценки эффективности проекта, основанные на дисконтированных оценках, значительно более точны, так как учитывают различные виды инфляции, изменения процентной ставки, нормы доходности, индекс рентабельности (profitability index, PI) чистую стоимость (чистый дисконтированный доход, net present value, NPV) и внутреннюю норму доходности (internal rate of return, IRR).

При анализе особенностей оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования на первом этапе важным считается проведение анализа основных направлений реализации инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования и их целевых установок. Выделим ключевые из них:

■ воспроизводство интеллектуального капитала высших образовательных учреждений, необходимого для осуществления инновационной деятельности;

■ осуществление производства инновационной продукции (товаров, работ, услуг) силами творческих коллективов высших образовательных учреждений самостоятельно, либо в кооперации с другими участниками рынка;

■ бизнес-инкубация и генерация инновационных (наукоемких) предприятий;

■ участие в формировании инновационной инфраструктуры, обслуживающей потребности инновационной системы;

■ подготовка кадров для инновационных структур национальной экономики;

30

■ формирование инновационной культуры в современной бизнес-среде страны.

Этап выявления особенностей оценки, присущих тем или иным видам инноваций, во многом связан с ожидаемыми конечными результатами по проекту, которые могут заключаться в:

■ разработке нормативно-методической документации;

■ построении прикладных моделей;

■ создании макетного или опытного образца продукции (объекта);

■ формировании новой технологии (в том числе производственной) и т. д. Проведенные исследования на основе анализа особенностей оценки целевой и экономической

эффективности инновационных проектов в сфере высшего образования позволяют перейти к развитию методических основ оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования [8, 12].

В заключение необходимо сказать, что в процессе разработки методики оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего образования следует учитывать их особенности (насколько качественны и продуктивны инновационные проекты).

Литература

1. Ванькина И., Егоршин А., Кучеренко В. Маркетинг образования. Litres, 2016.

2. Иноятов С. И. Развитие образования и науки в Узбекистане: история и современность // Педагогическое образование и наука, 2015. № 4. С. 86-91.

3. Гурьянов П. А. Стратегия модернизации регионального экономического пространства России // Современные научные исследования и инновации, 2014. Т. 11.

4. Гусейнова Н. Ч. Методы оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования. // Транспортное дело России. № 9, 2009.

5. Курпаяниди К. И. Государственное регулирование инновационного процесса в Узбекистане // ЭКО, 2014. № 6.

6. Курпаяниди К. И. Государственный регламент инновационного процесса: зарубежный опыт и практика Узбекистана // Экономический анализ: теория и практика, 2015. № 9.

7. Курпаяниди К. И. Предпринимательство в современной институциональной среде. Монография. Palmarium Publishing. Saarbrucken. Germany, 2015.

8. Kurpayanidi K. I., Muminova E. A Modern approaches to defining the nature and function of national innovation system of the Uzbek economy. ISJ Theoretical & Applied Science, № 01 (33) 2016. P. 75-85. [Electronic resource]. URL: http://s-o-i.org/1.1/TAS-01-33-16/ (date of access: 30.11.2016). Doi: http://dx.doi.org/10.15863/TAS.2016.01.33.16.

9. Kurpayanidi K. Innovation component of the business environment as a factor enhancing economic growth // Economics, 2015. № 1 (2). P. 6-9.

10. Kurpayanidi K. I. Modern approaches to definition of concept and functions of national innovative system of economy of Uzbekistan // Sovremennyie nauchnyie issledovaniya i innovatsii, 2016. № 1.

11. Kurpayanidi K., Muminova E., Paygamov R. Management of innovative activity on industrial corporations // Monograph. LAP LAMBERT Academic Publishing. Germany, 2015.

12. Margianti E. S. et al. Systematical analysis of the position and further development of Uzbekistan national industry in the case of economic modernization. Monograph. Indonesia. Jakarta // Indonesia. Jakarta. Gunadarma Publisher, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.