Научная статья на тему 'К вoпрocу метoдoв пoддержки иннoвациoннoй деятельнocти'

К вoпрocу метoдoв пoддержки иннoвациoннoй деятельнocти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновация / инновационный процесс / инновационные разработки / государственное регулирование / государственные программы / малые инновационные предприятия / НИОКР. / innovation / innovation process / innovative developments / state regulation / state programs / small innovative enterprises / R&D

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д Э. Мамуров

В работе изучаются различные подходы к методике государственной поддержки инновационной деятельности в экономически развитых и динамично развивающихся странах мира. На основе данного анализа с учётом особенностей национальной экономики автором предложены направления государственной поддержки инновационного процесса субъектов предпринимательства в Республике Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF METHODS OF SUPPORT OF INNOVATIVE ACTIVITY

The paper studies various approaches to the methodology of state support of innovation in economically developed and dynamically developing countries of the world. Based on this analysis, taking into account the characteristics of the national economy, the author proposes the directions of state support for the innovation process of business entities in the Republic of Uzbekistan

Текст научной работы на тему «К вoпрocу метoдoв пoддержки иннoвациoннoй деятельнocти»

К ВОПРОСУ МЕТОДОВ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Д.Э. Мамуров, соискатель Ферганский политехнический институт (Узбекистан, г. Фергана)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11251

Аннотация. В работе изучаются различные подходы к методике государственной поддержки инновационной деятельности в экономически развитых и динамично развивающихся странах мира. На основе данного анализа с учётом особенностей национальной экономики автором предложены направления государственной поддержки инновационного процесса субъектов предпринимательства в Республике Узбекистан.

Ключевые слова: инновация, инновационный процесс, инновационные разработки, государственное регулирование, государственные программы, малые инновационные предприятия, НИОКР.

В настоящее время вполне очевидно, что различные государства демонстрируют различный уровень инновационного развития, но порой могут быть похожими друг на друга с точки зрения моделей, институтов, механизмов этого развития, субъект-объектной и предметной стороны инновационной деятельности [1]. Тем самым актуальность исследования заявленной нами проблематики возрастает в связи с наличием большого числа стран для анализа предпосылок, факторов и условий реализации инновационной политики. Важным условием динамичного развития Республики Узбекистан является ускоренное внедрение современных инновационных технологий в отрасли экономики, социальную и иную сферу с широким применением достижений науки и техники [2]. Ключевым источником конкурентных преимуществ страны на мировой арене сегодня являются инновации. Проблема формирования инновационной среды, то есть такой среды, в которой процесс обмена знаниями и технологиями среди отдельных физических лиц, предприятий и институтов открывает возможность трансформации новых идей в коммерчески успешные продукты и услуги, не только активно исследуется учеными по всему миру, но и находит отражение в стратегиях развития различных государств как ключевой фактор конкурентоспособности [3].

Степень разработанности проблемы.

Вопросы, связанные с системой государственного стимулирования и поддержки инноваций, поднимаются в работах таких ученых как Д. Ацемоглу, Б. Ван Поттельс-берг, Д. Ван Ринен, Й. Варда, Н. Варсаке-лиса, Д. Гуллек, А. Гулсби, Ф.Жамотт, Х. Капрон, С. Лах, Р.Левин, Н. Пэйн, Б. Холл, А. Хуутинен и др. Среди современных отечественных авторов, исследующих проблематику инновационной экономики в Республике Узбекистан, следует выделить Р. Алимова, С.С. Гулямова, Н.К. За-кирову, М.А. Икрамова, А.Ф. Расулева, Д.В. Тростянского и др.

Анализ и результаты. Во множестве развитых и динамично развивающихся стран применяются различные методы государственного стимулирования инновационной деятельности в секторе малого частного бизнеса (МЧБ). Здесь и ряд государственных программ финансирования и технической поддержки инновационных разработок МЧБ по направлению правительственных организаций. Проведённый нами анализ показал, что в мировой практике сформировались следующие типичные формы стимулирования инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства:

- Государственные целевые программы финансовой и технической поддержки инновационных МЧП, выполняющих НИОКР по тематике правительственных

организаций (США, Япония, Великобритания, Индия, Китай и т.д.) [4];

- Целевые дотации на НИОКР (во всех экономически развитых странах);

- Создание широкой системы фондов венчурного капитала используемого для реализации инновационных проектов силами малого бизнеса (во всех экономически развитых и динамично развивающихся странах) [5];

- Организация фондов внедрения инноваций с учётом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды) [6];

- Нормативно-правовое обеспечение защиты интеллектуальной собственности и авторских прав (во всех развитых странах);

- Отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии (Австрия);

- Бесплатные услуги патентных поверенных по заявкам индивидуальных изобретателей, освобождение от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия, Япония, Индия);

- Облегчение налогообложения для предприятий, действующих в инновационной сфере, льготное налогообложение образовательных учреждений и НИИ (США, Великобритания, Индия, Китай, Япония) [7];

- Государственные программы по снижению рисков и возмещению рисковых убытков (США, Япония);

- Основание сети научных парков, бизнес-инкубаторов и зон технологического развития (во всех развитых и развивающихся странах);

- Формирование мощных государственных организаций обеспечивающих всестороннюю научно-техническую, финансовую и производственную поддержку инновационных малых предприятий (США, Япония, Индия, Китай);

- Информационно-поисковые специализированные сайты по прогрессивным технологиям и инновационным разработкам, позволяющие заинтересованным предприятиям быстро найти необходимые

технические решения и возможных партнёров [8].

Осознавая необходимость наращивания экономического потенциала,

правительства развитых и динамично развивающихся стран вкладывают значительные средства в НИОКР.

Так, по данным Рейтинга стран мира по уровню расходов на НИОКР / Research and Development Expenditure, который проводит Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры UNESCO Institute for Statistics (2017), Израиль тратит 4,3% от ВВП в год, Южная Корея 4,2%, Япония соответственно 3,3%, США - 2,8%, Китай - 2,1%. В то время как Республика Узбекистан тратит на эти цели порядка 0,1% ВВП. Достаточно низкий уровень финансирования инновационной деятельности в нашей стране грозит отставанием в научно-технической сфере и как следствие - в социально-экономическом развитии. Такая ситуация, в первую очередь вызвана отсутствием государственной научно-технической политики, подтверждённой практическим действиями на всех уровнях законодательной и исполнительной власти.

Выводы и предложения. Исходя из вышеизложенного, среди наиболее важных проблем, которые требуют первоочередной разработки механизмов государственного регулирования

инновационной деятельности в Узбекистане, можно назвать следующие:

1. Активизиция работы по продвижению альтернативных форм кредитования крупных инновационных проектов (на примере SBIR (The Small Business Innovation Research program is a United States Govemment program и STTR (Small Business Technology Transfer).

2. Разработка обоснованной государственной научно-технической политики на перспективный период до 2030 года, определение стратегических приоритетов инновационного развития и их ресурсное обеспечение.

3. Значительное увеличение государственных расходов на НИОКР и доведение

этого показателя к 2021 году до 0,8 процентов от объема ВВП.

4. Создание специальных институтов по финансированию инновационной деятельности.

5. Упрощение процедур и требований к получению банковского кредита для стимулирования инновационного развития страны.

6. Совершенствование системы микрофинансирования инновационного развития.

7. Стимулирование участия частного сектора в определении и финансировании приоритетов научно-технологического развития [2, 3].

8. Создание постоянно обновляющейся единой базы данных инновационных проектов и потенциальных инвесторов.

9. Активное внедрение механизма организации НИОКР через государственный заказ по программно-целевому принципу с использованием механизмов проектного управления [7].

10. Создание конкурентоспособных ха-ба технопарков, свободных экономических зон, малых промышленных зон и научно-производственных кластеров для разработки и внедрения передовых технологий [8].

11. Содействие в создании эффективных центров технического содействия и трансферу технологий малому бизнесу при университетах и НИИ.

12. Содействие развитию частных организаций в сфере экспертизы инновационных проектов.

13. Совершенствование антимонопольной политики, внедрение государственно-частного партнерства, обеспечение недискриминационного доступа к товарам, работам и услугам субъектов естественных монополий для всех юридических и физических лиц, внедрение эффективных механизмов ценообразования на продукцию предприятий-монополистов.

14. Создание равных условий осуществления предпринимательской деятельности и предотвращение монополизации внутреннего рынка.

15. Обеспечение полной цифровизации ведения дел государственного кадастра к 2021 году и упрощение процедуры регистрации собственности.

Активность рискового капитала может возрастать только когда становятся доступными источники долговременного финансирования, такие как пенсионные фонды и страховые компании. Для развития венчурного финансирования в Узбекистане, по-нашему мнению, требуется разработка и реализация ряда следующих государственных инициатив:

1. Создание правовой основы для деятельности венчурных фондов, а также для венчурного инвестирования пенсионными фондами, страховыми компаниями и др. кредитно-финансовыми институтами.

2. Развитие информационной среды, позволяющей малым инновационным предприятиям и инвесторам находить друг друга, а также стимулировать кооперационные связи между малыми и крупными предприятиями.

3. Разработка действенных механизмов финансового и фискального стимулирования инновационной деятельности.

4. Разработка мер финансового стимулирования деятельности венчурных инвесторов, вкладывающих средства в инновационные и высокотехнологичные малые предприятия.

5. Содействие повышению профессионализма в области венчурной деятельности путем обучения специалистов в соответствующих бизнес -школах и университетах.

В заключение следует отметить, что создание действенной национальной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности является одним из важнейших условий для дальнейшего научно-технического и экономического развития Республики Узбекистан, а также позволит создать действительно благоприятные условия для инновационной деятельности в условиях формирования глобальной цифровой экономики.

Библиографический список

1. Kurpayanidi K., Muminova E., Paygamov R. Management of innovative activity on industrial corporations // Lap Lambert Academic Publishing. - 2016.

2. Курпаяниди К. И. Государственное регулирование инновационного процесса в Узбекистане // Всероссийский экономический журнал ЭКО. - 2014. - № 6 (480).

3. Расулев А. Ф., Тростянский Д. В. Развитие инновационной деятельности национальной экономики в посткризисный период // Экономика и финансы (Узбекистан). - 2011. -№ 1.

4. Курпаяниди К.И. Институциональные основы системы государственной поддержки малого предпринимательства: опыт США // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - Т. 8, Вып. 41, ноябрь 2012.

5. Емельянова Е.В., Харчикова Н.В. Цели и методы государственного регулирования инновационной деятельности: российский и зарубежный опыт // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 2. - С. 35-38.

6. Винслав Ю.Б. Промышленно-инновационная политика в системе государственного управления экономикой: новейшие модернизационные проблемы и подходы к их решению // Российский экономический журнал. - 2018. - № 3. - С. 3-27.

7. Погодина Т.В. Финансовое обеспечение инновационных процессов: российский и зарубежный опыт // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2018. - № 13-1.

8. Margianti E.S. et al. Systematical analysis of the position and further development of Uzbekistan national industry in the case of economic modernization. Monograph. Indonesia, Jakarta, Gunadarma Publisher. - 2014. ISBN 978-602-9438-41-3

TO THE QUESTION OF METHODS OF SUPPORT OF INNOVATIVE ACTIVITY

D.E. Mamurov, PhD degree applicant Fergana Polytechnic Institute (Uzbekistan, Fergana)

Abstract. The paper studies various approaches to the methodology of state support of innovation in economically developed and dynamically developing countries of the world. Based on this analysis, taking into account the characteristics of the national economy, the author proposes the directions of state support for the innovation process of business entities in the Republic of Uzbekistan.

Keywords: innovation, innovation process, innovative developments, state regulation, state programs, small innovative enterprises, R&D.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.